ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 657.01
М.В. Всяких
доцент,
кафедра «Бухгалтерский учет», ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Д.С. Беляева
студент, Институт управления, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об обучении бухгалтеров. Его конечной целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, которая осуществляется во всех странах различными способами. Однако в последнее время просматривается тенденция глобализации данного процесса. В современном динамически развивающемся мире обучение бухгалтеров - задача нелегкая. Обусловлено это непрерывными изменениями политических, социальных, экономических факторов. Именно неопределенность этих условий заставляет государственные и образовательные организации постоянно пересматривать программы профессиональной подготовки бухгалтеров.
Ключевые слова: образование, профессиональные организации, профессия бухгалтера.
M.V. Vsyakih, Belgorod National Research University
D.S. Belyaeva, Belgorod National Research University
HIGHLIGHTS OF GLOBALIZATION ACCOUNTING EDUCATION
Abstract. The article discusses the education of accountants. His ultimate goal is to train highly qualified specialists, which is implemented in all countries in different ways. Recently, however, there is a tendency of the globalization process. In today's dynamic world, training of accountants - not an easy task. This is due to the continuous changes in the political, social and economic factors. It is the uncertainty of these conditions makes public and educational organizations to constantly review training programs for accountants.
Keywords: education, professional organizations, the accounting profession.
На современном уровне экономической интеграции стран бухгалтерский учет становится одним из средств международного общения. Профессиональное образование бухгалтеров развивается в условиях глобализации и представляет собой динамический процесс. Его изменение происходит под влиянием большого количества «рычагов», самые крупные из которых:
- глобализация бизнеса и предпринимательской деятельности;
- быстрое развитие технологий (информационных и коммуникационных);
- мощная конкуренция;
- создание новых мировых экономических союзов.
Глобальное координирование бухгалтерского образования осуществляется межправительственными профессиональными организациями на трех уровнях.
1) Национальный. В большинстве стран ученых объединяют в национальные ассоциации по обсуждению учебных программ. Примером могут послужить Французская ассоциация профессиональных бухгалтеров (Ordre des Experts-Comptables), признанная регулирующим и дисциплинарным органом, Британская ассоциация бухгалтеров (British Accounting Association) и др.
2) Региональный. Европейская ассоциация бухгалтеров (European Accounting Association) объединяет специалистов бухгалтерской профессии в общеевропейское сообщество для продвижения, развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита. Появилась
эта ассоциация в 1977 году после создания ЕС как необходимость формирования общих норм бухгалтерского учета.
Европейская Федерация бухгалтеров-экспертов (European Federation of Accountants-experts - FEE). Основана в 1986 году группой бухгалтеров-экспертов и Европейского союза бухгалтеров-экспертов в области учета, экономики и финансов. Специализируется эта организация на консультировании Комиссии ЕС по вопросам предпринимательской деятельности и бухгалтерского учета.
3) Международный. Международная ассоциация бухгалтеров и исследователей (International Association for Accounting Education and Research - IAAER). Основана в 1984 году в целях продвижения высокого качества образования бухгалтеров и исследований на международном уровне. Ее членами являются индивидуальные участники, академические ассоциации, а также профессиональные объединения со всего мира. [4, с. 28] Данная ассоциация предназначена главными образом как коммуникационный канал между учеными и профессионалами в области бухгалтерского образования.
Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants, МФБ) -представители профессии бухгалтеров, объединенные в профессиональную организацию на всемирном уровне. Образована она была в 1977 году и элементами ее миссии явились: улучшение профессионального уровня бухгалтеров, введение стандартов на высоком уровне и, как следствие, развитие мировых экономик, соблюдение интересов общества в области бухгалтерского направления [1, с. 8].
Независимым органом стандартизации в структуре МФБ является Совет по Международным стандартам образования бухгалтеров (International Accounting Education Standards Board). В круг его обязанностей входит квалификационное обучение, а именно - разработка рекомендаций для бухгалтеров. Кроме того, СМСОБ (Совет по Международным стандартам образования бухгалтеров) стремится к глобализации экономик стран по всему миру в целях развития учебных программ для бухгалтеров [2, с. 2].
Набор высококачественных стандартов для профессионального образования бухгалтеров (МСО), разработанных СМСОБ, представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень стандартов профессионального образования бухгалтеров
№ Наименование стандарта
1 Базовые требования к программе профессионального бухгалтерского образования
2 Содержание программ профессионального бухгалтерского образования
3 Профессиональные навыки
4 Профессиональные ценности, этика и этические отношения
5 Требования к практическому опыту
6 Оценка профессиональных способностей и компетенции
7 Система повышения квалификации - непрерывное профессиональное развитие
8 Образовательные требования для профессиональных аудиторов
Данные стандарты представляют собой разветвление основных минимальных требований к бухгалтеру:
- общеобразовательные и профессиональные знания;
- практические навыки;
- непрерывное повышение квалификации.
Профессиональная сертификация бухгалтеров в разных странах имеет альтернативу:
- университетское образование;
- специальные программы сертификации.
Бухгалтерская профессия является общественно-значимой и поэтому необходимо объединять бухгалтеров в профессиональные организации с целью создания правил профессионального поведения. Необходимость решения этих вопросов на уровне страны привела к появлению региональных и бухгалтерских профессиональных организаций. В их компетенции входит учреждение вступительных экзаменов в соответствующие учебные заведения, разработка учебных и экзаменационных программ, установление этических норм и стандартов учета и аудита.
Каждая страна выработала свой подход в подготовке специалистов бухгалтерского учета, однако есть и сходные для всех черты. Так, во Франции регулирующим и дисциплинарным органом является Ассоциация профессиональных бухгалтеров. Для того чтобы получить звание профессионального бухгалтера, необходимо быть членом данной организации. Ассоциация соблюдает положения МСО и разрабатывает экзаменационный процесс совместно с Министерством образования. Условием допуска к сдаче итогового экзамена является получение диплома о высшем образовании и практическое обучение. Профессиональное образование организация не предоставляет, она несет ответственность за практическое обучение. Обучающие курсы проводятся в частных центрах и школах бизнеса.
В Германии в качестве профессиональных организаций выступают Институт аудиторов Германии и Палата аудиторов. Членство в Институте необязательно. Он не имеет полномочий государственного органа, но разрабатывает общепринятые профессией бухгалтера программы их подготовки. Что касается Палаты аудиторов, то членство в нем обязательно, как и постоянное профессиональное развитие. Эта профессиональная организация оказывает содействие обучению и повышению квалификации аудиторов, участвует в формировании экзаменационной комиссии для присуждения звания бухгалтера-аудитора. Условиями для вступления в организацию являются наличие диплома высшего учебного заведения, практическое обучение и экзамен по профессиональной компетенции. Существует взаимное признание полученного образования другими странами в рамках ЕС.
Дисциплинарным и регулирующим органом в области бухгалтерского учета в Нидерландах является Королевский институт присяжных бухгалтеров Нидерландов. Для получения звания присяжного бухгалтера необходимо быть членом данной организации. В обязанности института входит развитие профессиональной практики и содействие их общим интересам. Члены занимаются частной практикой, работают в различных отраслях, включая государственную службу. К вступительным испытаниям для членства в Королевском институте присяжных бухгалтеров относятся: итоговый экзамен, проверяющий профессиональную компетенцию, программы профессионального образования и практического обучения. Бухгалтеры, получившие образование в других странах, не являющихся членом ЕС, но имеющие желание работать в Нидерландах, должны сдать специальный квалификационный экзамен на голландском языке. [3, с. 5-7]
Подготовка бухгалтера в стране Западной Европы характеризуется отсутствием единой европейской структуры бухгалтерского дела. Существует большое количество подобных структур, поскольку в каждой стране есть свой собственный профессиональный орган. Однако отсутствие централизованной организации подготовки специалистов в области бухгалтерского учета имеет и негативные последствия:
- отсутствие координации;
- упор на специфику страны (акцент на национальные законы и стандарты).
Однако координация деятельности в рамках образовательного процесса набирает обороты с каждым годом. Так, имеется тенденция делать упор на МСО как часть содержания итоговой оценки. Кроме того, большинство стран ставят условия доступа к профессиональному образованию, учитывая полученное человеком высшее образование и признавая учебные про-
граммы ВУЗов. Все чаще в образовательные программы включают элементы международных программ по дифференциации будущей квалификации. Это также является основой интеграционного образовательного процесса. В последнее время большинство профессиональных организаций вводят постоянное и обязательное профессиональное развитие. По разработке таких программ профессия бухгалтера находится на лидирующих позициях.
Таким образом, одним из элементов, присущих рыночной экономике, является хорошо организованное, точное и эффективное бухгалтерское дело. Именно специалисты-бухгалтеры предоставляют необходимую и достоверную информацию, которая в дальнейшем используется в принятии решений о всех видах ресурсов, закупок и рабочей силы, от которых зависит, насколько будет эффективна рыночная экономика той или иной страны. Конвергенцию бухгалтерского образования необходимо рассматривать как глобальное явление, в котором могут участвовать все страны мира.
Список литературы:
1. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. - Новосибирск: САФБД, 2011. - 232 с.
2. Международный стандарт образования 8. Требования к компетентности специалистов по аудиту. - 2006. - 20 с.
3. Professional Accounting Education // An International Journal. - 2007. - Vol. 16, № 1. -
P. 22.
4. Тенденции в глобальном образовании бухгалтеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tilburguniversity.edu/upload/66cb1834-8ffa-4b11-8a5c-6c03b72444e9_2007% 20Trends%20Global%20Accounting%20Education%20Russian.pdf.