Научная статья на тему 'Основные аспекты формирования лексических навыков студентов технических вузов'

Основные аспекты формирования лексических навыков студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1844
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексика / лексический навык / лексическая компетенция ориентировочно-подготовительный этап / стереотипизирующе-ситуативный этап / варьирующий ситуативный этап / слововосприятие / словоупотребление / vocabulary / lexical skill / lexical competence of the preparatory stage / stereotyping-situational stage / varying situational stage / word perception / word usage

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сулаймонова Д. А.

в статье освещается роль лексики в изучении русского языка в образовательном процессе технических вузов. Также обсуждаются основные этапы формирования лексических навыков и способы объяснения словарного запаса, а также на среднем и старшем этапах изучения иностранного языка. Поскольку словарный запас означает важнейший компонент речевой деятельности в языковой системе, он определяет свое важное место в каждом языковом классе, развивает и совершенствует словарные навыки, постоянно находящиеся в поле зрения учителя. Мы надеемся, что этот материал послужит пособием для учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC ASPECTS OF FORMATION OF LEXICAL SKILLS OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

the article highlights the role of vocabulary learning in the study of the Russian language in the educational process of technical universities. It also discusses the main stages of the formation of lexical skills and ways of explaining vocabulary and in the middle and older stages of learning a foreign language. As the vocabulary means an essential component of speech activity in language system it determines its important place in each language class, establish and improve vocabulary skills are constantly in the field of view of the teacher. We hope this material can serve as a manual for teachers.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты формирования лексических навыков студентов технических вузов»

3. Abdullayeva N.I., Sulaymonova D.H., Fattoyeva Z.R. Methods of teaching in foreign and nonspecific directions. // European Journal of Business & Social Sciences, 2019. № 7. C. 610-611 https://ejbss.org/ ISSN: 2235-767X.

4. Abdullaeva N.I., Akhtamov U.U. Prepodavaniye angliyskogo yazyka dlya studentov napravleniy vodopol'zovaniya. Uchenyy XXI veka, 2016. № 6-1. S. 26-27.

5. Idiyeva L.I. Listening at lessons of foreign languages// Dostizheniya nauki i obrazovaniya 2017/5/23 № 5. P. 65-66.

BASIC ASPECTS OF FORMATION OF LEXICAL SKILLS OF STUDENTS OF

TECHNICAL UNIVERSITIES Sulaymonova D.A. (Republic of Uzbekistan) Em ail: Sulaym [email protected]

Sulaymonova Dilora Abdurahmonovna — Teacher, DEPARTMENT OF LANGUAGES, BUKHARA BRANCH

TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article highlights the role of vocabulary learning in the study of the Russian language in the educational process of technical universities. It also discusses the main stages of the formation of lexical skills and ways of explaining vocabulary and in the middle and older stages of learning a foreign language. As the vocabulary means an essential component of speech activity in language system it determines its important place in each language class, establish and improve vocabulary skills are constantly in the field of view of the teacher. We hope this material can serve as a manual for teachers.

Keywords: vocabulary, lexical skill, lexical competence of the preparatory stage, stereotyping-situational stage, varying situational stage, word perception, word usage.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Сулаймонова Д.А. (Республика Узбекистан)

Сулаймонова Дилора Абдурахмоновна — преподаватель, кафедра языков, Бухарский филиал Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье освещается роль лексики в изучении русского языка в образовательном процессе технических вузов. Также обсуждаются основные этапы формирования лексических навыков и способы объяснения словарного запаса, а также на среднем и старшем этапах изучения иностранного языка. Поскольку словарный запас означает важнейший компонент речевой деятельности в языковой системе, он определяет свое важное место в каждом языковом классе, развивает и совершенствует словарные навыки, постоянно находящиеся в поле зрения учителя. Мы надеемся, что этот материал послужит пособием для учителей.

Ключевые слова: лексика, лексический навык, лексическая компетенция ориентировочно-подготовительный этап, стереотипизирующе-ситуативный этап, варьирующий ситуативный этап, слововосприятие, словоупотребление.

УДК 371.311.5

Значение лексики для овладения языком весьма существенно, ведь именно лексика передаёт непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции. Качественно сформированные лексические навыки - одно из условий успешного общения на иностранном языке, а нарушения лексико-семантической нормы приводят к смысловым ошибкам, делающим речь обучающихся коммуникативно несовершенной или вовсе непонятной.

Овладение неродной речью невозможно без лексических навыков. В методической литературе лексический навык определяется как «автоматизированное действие по выбору лексической единицы

адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие, и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [1, с. 278].

Под навыком понимают автоматизированные компоненты сознательно выполняемой деятельности, образующиеся путем упражнения и тренировки, т.е. единицу умения (В.А. Крутецкий, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, С.Ф. Шатилов). Умение, в свою очередь, рассматривается как «сознательная деятельность, основанная на системе подсознательно функционирующих действий» (знания -> навык -> умение) [5, с. 57].

В процессе формирования лексического навыка С.Ф. Шатилов выделяет три последовательных этапа:

1. Ориентировочно-подготовительный. Этап введения, семантизации нового слова и первичного его воспроизведения. На данном этапе необходимо актуализировать как можно больше логических и ассоциативных связей нового слова с предыдущими знаниями студентов, имеющимся у них речевым опытом. Это позволит итерировать новые лексические единицы в уже сложившиеся семантические структуры и тем самым быстрее выработать новые стереотипы.

2. Стереотипизирующе-ситуативный. Этап ситуативной тренировки и создания прочных лексических связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях. На данной стадии происходит автоматизация постоянных компонентов речевого действия. Непременной составляющей этапа является рефлексивный компонент деятельности, благодаря которому автоматизированность формируется на сознательной основе.

3. Варьирующий ситуативный этап. Этап создания динамических, лексических связей, т.е. обучение новокомбинированию знакомых лексических элементов в различных контекстах в заданных пределах. Целью данного этапа является дальнейшее формирование автоматизированности и гибкости навыка [8, с. 81].

Необходимость в специальной работе по формированию лексических навыков студентов определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке: являясь центральной единицей языка, оно несёт разнообразную функционально-стилистическую и грамматическую информацию, занимая определённые позиции в коммуникативных единицах-предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей; во-вторых, потребностью в постоянном пополнению запаса слов [7, с. 30].

Владение лексической единицей предполагает способность студента ее восприятия и активного использования, что обусловливает тесную взаимосвязь рецептивных и экспрессивных лексических навыков.

Хорошее знание лексических единиц и умения по их употреблению обеспечивают формирование и формулирование мысли на иностранном языке. В результате происходит решение комплекса коммуникативных задач.

К основным лексическим умениям названные авторы относят:

а) умение употреблять лексические единицы во всех свойственных им формах и функциях;

б) умение создавать слова и лексические сочетания, не встречавшиеся ранее в речевом опыте;

в) умение выбрать по ситуации лексическую единицу из ряда ей противопоставленных, близких по значению.

К вспомогательным лексическим умениям относят:

а) умение осознанного применения лексических знаний: осознание использования лексических "правил" в их развернутом или фрагментарном виде; различные осознанные сопоставления с родным языком; вспоминание положительного опыта в использовании слов в сочетаемости их с другими (осознанная аналогия); вспоминание отрицательного опыта в употреблении и сочетаемости слов; всплывание в сознании внутреннего образа слова и сочетания лексической единицы с другими; использование знание норм словообразования для самостоятельного словопроизводства;

б) умение создавать категорийные понятия на уровне лексики;

в) умение лексического перифраза (умение использовать для выражения мыслей ограниченный языковой материал);

г) умение оперативного припоминания слов (на основе семантико-ассоциативных связей слов) [2, с. 163].

Способы объяснения лексики играют решающую роль в ее усвоении учащимися. В объяснение слова входит раскрытие целого ряда моментов, а именно:

а) раскрытие его орфографических, фонетических, грамматических и словообразовательных особенностей;

б) раскрытие его значения (семантизация) и установление норм сочетаемости с другими словами;

в) если требуется, установление его места среди других, уже знакомых учащимся слов (синонимика, антонимика, омонимика).

Раскрытие значения слова занимает среди перечисленных моментов важное место. Оно достигается путем применения трех основных средств: родного языка, иностранного языка, наглядных пособий (картины, предметы, макеты, жест) [6, с. 10].

Наглядные пособия имеют широкое применение в качестве средства раскрытия значения слов; они применяются главным образом на младшей ступени, только для конкретных понятий, но ими не следует пренебрегать. Принцип наглядности должен рассматриваться не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучении иностранному языку, ибо наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём воспринимаемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения [3, с. 98]. Особенно важна наглядность при введении новой лексики.

При объяснении преподаватель должен комбинировать различные средства, способы и приемы, руководствуясь при этом характером материала, особенностями класса, конкретной ситуацией и т.д. В процессе объяснения новых слов преподаватель должен всемерно мобилизовать обоснованную языковую догадку студентов. Нужно при этом настойчиво бороться с попытками бездумного, беспочвенного «угадывания».

Усвоение лексики протекает в процессе аналитического и синтетического чтения, а также в процессе выполнения специально для этого предназначенных упражнений. Для первичного закрепления следует использовать такие упражнения как, например, перевести на родной язык текст, в который включены закрепляемые слова, составить из данных слов предложения, заполнить пропуски и прочее. На последующих уроках происходит повторение изученных слов и выражений. К этому типу упражнений относятся такие как: группировка слов и выражений на память, перевод предложений на иностранный язык, определение словосочетаний [4, с. 96]. Следует регулярно, на каждом уроке, проверять знание слов учащихся. Для этого служат индивидуальный и фронтальный опросы, а также специальные письменные работы, проводимые после окончания изучения текста или после прохождения определенной темы. Учителю следует приучать учащихся вести специальные словарные тетради, которыми они смогут постоянно пользоваться для повторения лексики [6, с. 10].

При обучении аспектам языка особое, даже первостепенное внимание должно отдаваться лексическому материалу и его отработке в различных речевых моделях на занятиях по русскому языку. Именно лексический материал является той основой, с помощью которой происходит общение людей между собой. Слововосприятие и словоупотребление тесно связаны с процессами формирования, формулирования и оформления мысли лексическими средствами русского языка.

Лексическая компетенция составляет неотъемлемую часть когнитивной базы обучающихся, которая представляет собой совокупность знаний, являющихся общими для всех членов одного лингвокультурного сообщества. В процессе обучения когнитивная база выполняет разные функции:

- помогает успешно овладевать единицами языка;

- позволяет строить собственные высказывания на изучаемом языке;

- позволяет правильно воспринимать и оценивать высказывания других участников актов коммуникации.

Лексические знания в свою очередь обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений о слове, но и знание программ действия со словом, т.е. наличие определенных стратегий обращения с новым словом.

Список литературы / References

1. АзимовЭ.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. СПб.: Златоуст, 1999. 278 с.

2. Гурвич П.Б., Кудряшов Ю.А. Лексические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития//Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. М.: Русский язык, 1991. 163 с.

3. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989. 219 с. С. 98.

4. Мещерякова Т.М. Требования к построению лексических упражнений // Иностранные языки в школе, 2011. № 4. С. 96.

5. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. М.: Русский язык, 1977. 57 с.

6. Салистра И.Д. За высокое качество обучения иностранным языкам в школе // Иностранные языки в школе, 2010. № 8. С. 10.

7. Сулаймонова Д.А. Словарная работа важный фактор овладения русским языком в узбекской аудитории. Международный научный журнал "Интернаука". М., 2017. № 9 (13).Часть 2. с. 30.

8. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1986. 81 с.

THE ROLE OF SYNTACTIC COMPATIBILITY OF PERCEPTION VERBS IN THE STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN HIGHER MILITARY

EDUCATIONAL INSTITUTIONS Yokubova I.R. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

Yokubova Indira Rustam qizi - Teacher, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, MILITARY-TECHNICAL INSTITUTE OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article considers the role of syntactic compatibility of perception verbs in the study of the Russian language in higher military educational institutions. Since verbs of this class are diverse in nature and may have difficulties in learning Russian. Some of them express visual perception (which includes a set of processes of building a visual image of the world), auditory perception (the ability to receive and interpret information that reaches our ears through the waves of sound frequencies transmitted through the air or otherwise), as well as tactile perception (the feeling of pressure, heat, cold, which occurs when the skin touches something) and smell (the ability to perceive and distinguish smells).

Keywords: syntactic compatibility, verbs of perception, verbs of visual perception, verbs of auditory perception, verbs of touch, verbs of smell.

РОЛЬ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ ГЛАГОЛОВ ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Ёкубова И.Р. (Республика Узбекистан)

Ёкубова Индира Рустам кизи - преподаватель, кафедра иностранных языков, Военно-технический институт Национальной гвардии Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрена роль синтаксической сочетаемости глаголов восприятия при изучении русского языка в высших военных учебных учреждениях, так как глаголы этого класса неоднородны по своему характеру и могут возникнуть трудности при изучении русского языка. Одни из них выражают зрительное восприятие (включающее в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира), слуховое восприятие (способность получать и интерпретировать информацию, которая достигает наших ушей через волны звуковых частот, передаваемые по воздуху или иным образом), а также тактильное восприятие (ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь) и обоняние (способность к восприятию и различению запахов).

Ключевые слова: синтаксическая сочетаемость, глаголы восприятия, глаголы зрительного восприятия, глаголы слухового восприятия, глаголы осязания, глаголы обоняния.

Формирование в высших военных учебных заведениях продуктивного национально-русского двуязычия (свободное владение, наряду с родным, русским языком как средством общения и орудием познания), привитие учащимся практических навыков русской речи - важнейшие задачи, поставленные перед преподавателем русского языка. На современном этапе развития методической мысли данные задачи могут быть успешно решены с помощью совершенствования методов и средств обучения, в частности, «путем широкого внедрения в учебный процесс интерактивных методов и технических средств обучения, ускоряющих и облегчающих практическое овладение учащимися русским языком и позволяющих учителям творчески обогащать традиционную методику обучения». Практическое овладение русским языком учащимися высших военных учебных учреждений в условиях отсутствия русской речевой среды - сложный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.