3938Основные аспекты формирования человеческого капитала в условиях становления экономики знаний
З.Х. Кумышева, А.Х. Думанова ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН
Аннотация: Рассмотрены основные подходы к формированию человеческого капитала как основного фактора экономического роста и производственного ресурса экономики знаний. Определены основные этапы формирования человеческого капитала и главные факторы влияющие на данный процесс
Ключевые слова: экономика знаний, человеческий капитал, компетенции, интеллектуальный потенциал, трудовой потенциал
Человеческий капитал является главной составляющей развития социально-экономической системы, и занимает ключевое место в национальном богатстве развитых стран мира.
Так, согласно оценке Всемирного банка, в большинстве развитых стран на долю физического капитала (накопленных материально-вещественных фондов) приходится в среднем 18 % общего богатства, на долю природного капитала - 21 %, человеческого - 61 %. А в странах (Германия, Япония, Швеция) на человеческий капитал приходится около 80 %. [1,2]. В развитых странах создаются реальные условия для развития человеческого капитала, который становится основным источником национального богатства этих стран.
Понятие человеческий капитал в своем развитии прошло 3 этапа. На первом этапе под человеческим капиталом понимали только инвестиции в специальное образование. Второй этап характеризуется включением в человеческий капитал средств в воспитание, образование, науку, в здоровье людей, в информационное обслуживание, в культуру и искусство.
На третьем этапе развитие человеческого капитала вложением инвестиций, для обеспечения безопасности людей, в подготовку трудового потенциала, в повышение эффективности институционального обслуживания
человеческого капитала, а также инвестиции в повышение качества жизни населения. Основой национального человеческого капитала считаются определенные специалисты, являющиеся конкурентоспособными на мировом уровне, составляющие прирост и результативность применения знаний и инноваций. Впоследствии человеческий капитал стал подразделяться на: национальный, корпоративный и индивидуальный человеческий капитал.
Так, по мнению В. Т. Смирнова и И. В. Скобляковой, важно разделять способ формирования человечекого капитала. При этом индивидуальный уровень характеризуется капиталом здоровья, культурно-нравственным капиталом, трудовым капиталом, интеллектуальным капиталом, предпринимательским капиталом; уровень предприятия - фирменными нематериальными активами, организационным капиталом, структурным капиталом; национальный уровень - национальными интеллектуальными активами, национальными конкурентными преимуществами. [10].
Согласно исследованным определениям человеческого капитала, можно сказать, наиболее значимым компонентом является капитал образования (совокупность знаний, умений, навыков, компетенций), капитал культуры и здоровья. Каждый из элементов состоит из ряда компонентов, размещающихся по уровню их развитости - от естественно сложившихся к более совершенным (творческие инновационные способности) [5,9].
Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Coopération and Development, OECD) с 2008 года совместно с ведущими международными научными организациями, проводится исследование, представляющее собой многоэтапную оценку навыков и компетенций людей трудоспособного возраста . Число стран, охваченных программой исследования, постепенно увеличивается (на данный момент участвуют 24 страны мира) [8].
Исследование состоит из оценки определенных компетенций, по грамотности в области чтения; математической грамотности, по решению задач в технологически насыщенной среде.
300 250 200 150 100 50 0
Австралия Австрия Бельгия Россия Словакия США
Рисунок 2. Рейтинг компетенций Проводимое исследование несет очень важную задачу - определение профессиональных навыков и компетенций позволяет дать оценку, уровню подготовки и профессиональных качеств населения трудоспособного возраста, исследовать развитие главных аспектов человеческого капитала территорий, а также наблюдать, как система образования может способствовать повышению профессиональных навыков и компетенций населения.
Из проведенного исследования, население России опережает жителей многих развитых стран по чтению и математической грамотности, но существенно отстает по умению решению задач в высокотехнологичной среде. Так по чтению Россия оказалась выше среднего показателя по странам ОЭСР. На этом уровне находятся Чехия, Словакия и Эстония, а на позицию выше страны с развитой системой образования, это Дания, Германия, США, Австрия и Франция. Выше России находится группа стран с более высоким средним показателем, это Япония, абсолютный лидер - Финляндия, далее Нидерланды, Австралия, Швеция и Норвегия.
Грамотность Умение читать Умение решать задачи
По показателю математической грамотности Россию значительно опередили Япония, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Словакия и Чехия. Российский результат сопоставим с результатом Германии, Эстонии и Австралии.
По показателю умения пользования ИКТ, оказалось россияне обладают слабыми базовыми навыками, из них же 40,5% находятся на самом низком уровне (первый и ниже) по шкале компетенций в области решения задач в технологически насыщенной среде, более 25% населения показали второй или третий уровень в области решения технологических задач. И в итоге заметно отстают в этой категории от представителей развитых стран.
Исходя из данного исследования, можно сказать что в целом уровень развития человеческого капитала России находится на достаточно хорошем уровне, и существуют все предпосылки для его устойчивого формирования. Для этого необходимо улучшать основные компоненты человеческого капитала: личностные способности человека, уровень образования, воспроизводство физического и психического здоровья населения, доступная и качественная медицинская помощь, мобильность, научная и инновационная деятельность, качество жизни, высокий уровень культуры и др.
Следовательно, формирование человеческого капитала представляет собой длительный процесс качественных характеристик рабочей силы, который обеспечивает высокий уровень образования, повышение профессионализма, мобильности, креативности [3,4,7].
Отсюда можно сделать вывод, что человек является субъектом трудовой деятельности, носителем знаний, а так же личностью с особой культурой, нравственностью, существующим в определенных условиях каждой территории. И проходит несколько этапов наращивания человеческого потенциала.
Литература
1. The Global Information Technology Report 2014. Rewards and Risks of Big Data. Geneva, 2014. p. 81-87
2. Data Analysis | The Global Innovation Index 2014 URL:globalinnovationindex.org/content/Page/Data-Analysis
3. Бжихатлов Х.Г., Кумышева З.Х., Загазежева О.З. Человеческий капитал в формировании экономике знаний //Инженерный вестник Дона, 2016. №3 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3593
4. Кумышева З.Х. Алгоритм реализации региональной социальной политики в сфере занятости населения Материалы первой международной конференции Автоматизация управления и интеллектуальные системы и среды 2010 С.23-37
5. Кумышева З.Х., Жигунова З.М. Экологический аспект устойчивого развития территорий // II международная научно-практическая конференция «Экономика и социум: современные модели развития общества в аспекте глобализации», г. Саратов, 2013, с. 95-99.
6. Phillip R. Lane and Gian Maria Milesi-Ferretti Global Imbalances and External Adjustment after the Crisis // IMF Working Paper, 2014. pp. 5-14/ URL: imf.org/external/pubs/ft/wp/2014/wp14151.pdf
7. Кильчукова А.Л., Кумышева З.Х., Думанова А.Х, Хуранова З.Х. Вопросы оценки и управления качеством жизни в современных условиях // Инженерный вестник Дона, 2015. №4 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2015/3461
8. Международная программа по оценке компетенций взрослого населения // Центр гуманитарных технологий, 2006-2016, URL: gtmarket.ru/research/piaac/info.
9. Кумышева З.Х. Определение степени влияния природных и техногенных факторов на социально-экономическую среду // Инженерный вестник Дона, 2015. №2 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3059
10 Смирнов В.Т., Сошников И.В, Романчин В.И., Скоблякова И.В. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. Москва, 2005. p 520.
References
1. The Global Information Technology Report 2014. Rewards and Risks of Big Data. Geneva, 2014. рр.81-87
2. Data Analysis | The Global Innovation Index 2014 URL:globalinnovationindex.org/content/Page/Data-Analysis
3. Bzhihatllov H.G., Kumysheva Z.Kh., Zagazezheva O.Z. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016. №3 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3593
4. Kumysheva Z.Kh. Materialy pervoj mezhdunarodoj konferencii «Avtomatizacija upravlenija i intellektual'nye sredy obitanija». Nal'chik 2010, pp 23-27
5. Kumysheva Z.Kh., Zhigunova Z.M. II Mezhdunarodnaya Nauchno prakticheskaya konferentsiya «Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya obshchestva v aspekte globalizatsii» (Proc. II International Scientific and Practical Conference "Economy and Society: current models of social development in the aspect of globalization"). Saratov, 2013, pp. 95-99.
6. Phillip R. Lane and Gian Maria Milesi-Ferretti Global Imbalances and External Adjustment after the Crisis. IMF Working Paper, 2014. pp. 5-14 URL: imf.org/external/pubs/ft/wp/2014/wp14151.pdf
7. Kil'chukova A.L.,Kumysheva Z.H., Dumanova A.H., Huranova Z.B. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. №4 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2015/3461
8. Mezhdunarodnaja programma po ocenke kompetencij vzroslogo naseleija.
Centr gumanitarnyh tehnologij URL: gtmarket.ru/research/piaac/info [International program as evaluated by the competenses of adult population Center of humanitarian technologies, 2006-2016].
9. Kumisheva Z.Kh. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. №2 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3059
10. Smirnov V.T., Soshnikov I.V, Romanchin V.I., Skobljakova I.V. Chelovecheskij kapital: soderzhanie i vidy, ocenka i stimulirovanie [Human capital: maintenance and kinds, estimation and promotion]. Moskva, 2005. P. 520. 520 520520 pstimulation. Moscow, 2005. 520p].