Научная статья на тему 'Основные аргументы сторонников идеи самодержавной монархии в современной России'

Основные аргументы сторонников идеи самодержавной монархии в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5642
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАРХИЯ / САМОДЕРЖАВНАЯ МОНАРХИЯ / ЛЕГИТИМИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / МОНАРХИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДОМ / MONARCHY / AUTOCRATIC MONARCHY / LEGITIMISM / ORTHODOXY / MONARCHIC ASSOCIATIONS / RUSSIAN IMPERIAL HOUSE OF ROMANOV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коновалов Д. А.

Анализируются идеи самодержавной монархии в современной России, представленной в политических программах современных российских монархических объединений, а также в публичных высказываниях членов Российского Императорского Дома Романовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main arguments of the supporters of the idea of the absolute monarchy in modern Russia

The article is devoted to a detailed analysis of the idea of the absolute monarchy in modern Russia, represented in the political programs of modern Russian monarchic associations, as well as in the public statements of the members of the Russian Imperial House of Romanov

Текст научной работы на тему «Основные аргументы сторонников идеи самодержавной монархии в современной России»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 213-218.

УДК 32.001 Д.А. Коновалов

ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ ИДЕИ САМОДЕРЖАВНОЙ МОНАРХИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Анализируются идеи самодержавной монархии в современной России, представленной в политических программах современных российских монархических объединений, а также в публичных высказываниях членов Российского Императорского Дома Романовых.

Ключевые слова: монархия, самодержавная монархия, легитимизм, православие, монархические объединения, Российский Императорский Дом.

Несмотря на многие десятилетия антимонархической пропаганды, у российских граждан осталась историческая память о монархическом общественно-политическом строе. Результаты социологического опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2013 г., свидетельствуют о высоком уровне стихийного монархизма среди населения России [7]. Так, 28 % россиян не против того, чтобы в нашей стране возродилась монархия, хотя назвать человека, который мог бы стать царём, они пока не могут. И хотя для практического воплощения монархической идеи не сложилось весомых предпосылок, общество должно знать, что она всё же существует. В связи с этим А.Н. Крылов-Толстикович констатирует: «В ближайшей исторической перспективе подобный вариант вряд ли вероятен. Сильная президентская власть, с достаточно длительным сроком полномочий - реалия нынешнего времени. Но, говоря о монархии, следует понимать, что речь не идёт о политической реставрации самодержавия или реституции царских дворцов» [5].

Большинство российских приверженцев монархического общественного идеала утверждают, что, собственно, монархическая идея в современном мире, в том числе и в России, была и остаётся не столько политической, сколько религиозной и нравственной альтернативой: «Только одна Самодержавная власть Царя, надклассовая и внепартийная, где единодержавие ограничено не волею партийных вожаков, но нравственным законом Церкви и Волей Божией, полностью соответствует учению Спасителя. Свою отеческую власть Царь осуществляет в страхе Божием, на благо своим подданным. Царь в первую очередь есть слуга Божий и Вождь Своего народа по пути служения Правде Божией» [17].

Мы полагаем, что монархия в любой период исторического развития различных народов является воплощением религиозной идеи в общественных и политических институтах:. Объявляя монархию вневременным и божественным принципом власти, а не присущей какой-то конкретной эпохе формой, монархисты утверждают, что она имеет смысл в ощущении ответственности перед Богом и народом, а также в опоре на закон и традиции, поскольку является наследственной и легитимной. Так, директор Канцелярии Российского Императорского Дома А.Н. Закатов считает, что «Богоустановленность царской власти проистекает из самой человеческой природы. Господь создал человека по образу и подобию Своему. Следовательно, человеческое общество в идеале должно быть устроено по образу и подобию Царствия Небесного» [10]. Он также приводит в качестве аргумента 6-ю новеллу св. императора Юстиниана, провозглашающую принцип богоустановленности царской власти: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни» [10].

© Д.А. Коновалов, 2014

Говоря о русской самодержавной монархии, следует сказать, что она немыслима вне православной веры: «История нашей великой страны неразрывно связана с тремя фундаментальными понятиями. Россия более тысячи лет строилась на основе Православной веры, трудами Русского народа ею правили законные Царские династии. При этом народ хранил верность своим государям, поддерживал православные традиции и жил жизнью своих предков» [14]. Также в Обращении Великого Князя Владимира Кирилловича Романова от 15/28 июля 1977 г. сказано, что «Российская Монархия в силу традиций и Законов Российской Империи есть Монархия Православная и в своём управлении государством и законодательстве исходит из начал, заложенных в Вере Православной» [15].

Кроме того, отдельные православные священники и богословы утверждают монархию как единственный, Богом установленный строй, значимость которого можно интерпретировать в качестве непреходящей основы процесса функционирования и изменения общественных отношений. Достаточно вспомнить митрополита московского Филарета, который сказал: «Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле Царя, по образу Своего вседержитель-ства - Царя Самодержавного, по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, - Царя наследственного» [16].

Иеромонах Серапион (Митько) высказался по поводу соотношения монархической государственности и православной веры на круглом столе, проводимым Фондом имени Питирима Сорокина и посвящённом 90-летию со дня гибели царских мучеников: «Православное понимание монархической государственности базируется на Священном Писании. Напомню, что изначально формой устроения жизни народа Божьего была теократия. И лишь впоследствии по просьбе народа Господь дал Израилю царя. Это означает, что хотя монархия является Божественным установлением, но она не обязательно является идеальной формой правления. На самом деле, монархия всегда рассматривалась не как нечто самоценное, а как некая форма правления, посредством которой Господь наиболее полно может реализовать свою власть над миром» [6]. По мнению иеромонаха Серапиона, так как на Земле невозможна какая-то идеальная, совершенная форма правления, то монархия исторически являлась именно той формой, которая в наибольшей степени позволяла человеческой свободе реализовывать Промысел Божий.

Подобно Русской православной церкви, институт русской монархии имеет глубоко национальные корни, многовековую историю, опыт совместного сосуществования с

различными конфессиями, народами и племенами, населявшими Россию: «Монархия есть наследие и результат многовекового исторического развития страны, воплощение глубинных основ национального сознания, она не отождествима с государственным режимом какой-либо отдельно взятой исторической эпохи и может в наше время стать тем же животворным источником государственного бытия, каковым она была в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге» [2]. Поэтому монархия считается идеей истинного народного единства и, будучи законной и наследственной, т. е. непрерывной в историческом времени, объединяет граждан страны не только ради сиюминутных целей, а исходя из многовековых традиций во имя настоящего и ради будущего. Об этом же говорит и глава Российского Императорского Дома Мария Владимировна Романова: «Монархия - это не политическая доктрина, а государственный строй и система исторически сложившихся национальных ценностей. Одно из главных преимуществ монархии - ее надпартийность, независимость, позволяющая монарху быть верховным арбитром» [19].

Необходимо понимать, что власть представляет собой не только политическую, но прежде всего духовную и моральную категорию. Кроме того, наследственный монарх и глава династии в представлении монархистов считается символическим отцом нации и независимым арбитром, не обязанным властью никакой партии и группировке и в силу этого способный обеспечивать единство, согласие и равновесие в общественно-политических отношениях. Так, например, св. преп. Иосиф Волоцкий определил статус монарха следующим образом: «Ибо царь естеством подобен всем людям, властью же подобен Богу Вышнему» [12]. Всё это свидетельствует о том, что монархия является Бо-гоустановленным универсальным государственным строем, совместимым с любым политическим, общественным и экономическим укладом, а также совокупностью исторически сложившихся национальных ценностей, определённым образом и стилем жизни: «Монархия является единственным естественным государственным строем, имеющим Божественное происхождение в Богоустановленности самого института Монархии, организующей человеческое общество по образу и подобию Царства Небесного. Богоустановленность проявляет себя в наследственности Императорского Престола. В силу этого особа Монарха является священной и неприкосновенной» [15].

В современном направлении монархической мысли намечена тенденция объединения монархических ценностей с демократическими. Глава Российского Императорского Дома Мария Владимировна Романова утверждает следующее: «Раз уж мы прибегли

к сравнению, то если монархическое государство походит на семью, то республика -скорее на акционерную компанию. Конечно, бывают прекрасно устроенные акционерные компании, а бывают неблагополучные семьи. Но любой нормальный человек будет больше дорожить своей семьёй, чем акционерной компанией. Я убеждена, что наилучшей системой является сочетание наследственной монархии с демократическим правительством. Такая система соединяет в себе лучшие качества государства-семьи и государства - акционерного общества» [9].

Исходя из такой точки зрения считается неоправданным противопоставление монархии и демократии, поскольку в современном мире первая способна создать условия для правильного развития демократических институтов, обеспечивая наличие сильной власти, гражданских прав и свобод. Если в республиканском государстве демократия часто подменяется партийной и олигархической властью, то власть монарха, независимая по своей природе от любых партийных и частных интересов, способна эффективно воплощать в жизнь общенациональные пожелания и исполнять функцию арбитра для мирного разрешения социальных и политических конфликтов: «Решая любые государственные задачи, наследственный монарх в целом не зависит ни от олигархии, ни от бюрократии, ибо, в отличие от республиканских правителей, он получает свой высокий статус в силу рождения, то есть непосредственно от Бога. Монарх является общенациональным надпартийным арбитром между различными социальными группами, объединяющими все слои населения в деле служения Богу и Отечеству» [13].

К тому же, в такой великой стране, как Россия, населённой многими народами, исповедующими разные религии, арбитраж и гармоничное сочетание сильной власти и разумной свободы особенно необходимы. В программе Российского Дворянского Собрания отмечается, что «наследственная и потому ни от кого не зависящая и неподкупная Верховная власть Монарха способна быть силой, морально объединяющей страну и служащей гарантом защиты национальных интересов её народов» [2]. Об этом же говорят и представители Российского Монархического Движения: «Монарх как Глава Государства и Отец подданных несёт ответственность в Своих действиях перед Богом. Являясь точкой схода активностей всего Российского Народа, Монарх - символ национального единства и вершина социального здания. Долг Монарха заключается в служении Народу и защите его прав и свобод, как от внешних, так и от внутренних врагов» [15]. В этом случае представляется главное назначение самодержавной монар-

хии при её противопоставлении монархии конституционной. Если под конституционностью подразумевать ограниченность монархии различными законами, которые в результате редуцируют смысл царской власти, то такая монархия, как это ни покажется парадоксальным, по мнению монархистов, становится всё менее ответственной перед народом, смещаясь при этом в сторону партий, промышленных и финансовых группировок и т. п.: «Опора на нравственные устои и Православные Святыни, в создании надклассовой, наднациональной, надпартийной, независимой, данной Богом Верховной Власти, ограниченной Православной моралью, способной объединить все слои общества и выступающей гарантией его политической стабильности. Только верховная власть Православного Государя сможет защитить Россию от разрушительных партийных распрей» [11].

Современные российские монархисты оспаривают тезис о том, что самодержавная монархия несправедлива, поскольку отдаёт верховную власть человеку в силу его кровного происхождения, тогда как в государстве могут быть люди с более значительными управленческими способностями. Но, утверждают сторонники монархии, если не будет верховенства власти легитимного монарха, пусть даже и уступающего в чём-то своим приближённым, то всё это приведёт к многочисленным конфликтам внутри политической элиты, поэтому монархия является огромным стабилизирующим фактором, играя ключевую роль в области эффективного государственного управления, потому что при данном политическом строе гораздо больше шансов расставить остальных на подобающие им места, где они максимально реализуют свои лучшие качества: «Дина-стичность определяет личность, не возбуждающую никаких споров и сомнений, которая как бы срастается с нацией в одной общей задаче. Легитимная наследственная Монархия есть символ незыблемости последовательной силы исторической и политико-эволюционной преемственности Государственной власти» [15]. Более того, представители Российского Монархического Просветительского Движения, являющиеся приверженцами идеи легитимизма, считают, что монарх, опирающийся на законы, гарантирует всеобщность исполнения закона, обеспеченного сильной исполнительной властью с прямой подчинённостью ей по вертикали всех нижестоящих структур: «Сильная Монаршая власть является не диктатом произвола, а торжеством права. Монархический строй исключает саму возможность появления тоталитарного общества, подчиняющего все отрасли человеческой деятельности - от государственных учреждений до литературы и искусства - единой партийной догме... Монарх не нуждается ни в культе

собственной Личности, ни в постоянном отстаивании Своей Власти. Он руководствуется прежде всего чувством долга перед Богом и Народом, а также государственным правом, которое не может доминировать над долгом и интересами Народа» [15].

Насчёт идеи самодержавной монархии в России для нас также представляется значимой позиция Российского Императорского Дома и монархических объединений легитимистского направления, выступающих за династические права на российский престол главы данной исторической институции в лице Ее Императорского Высочества Марии Владимировны Романовой.

Российский Императорский Дом уверен, что монархия - это современный и прогрессивный государственный строй, у которого есть будущее. Он способен к синтезу положительного опыта всех периодов нашей истории, в том числе и советского. Ещё Кирилл I Владимирович в 1923 г. говорил: «Не нужно уничтожать никаких учреждений, жизнью вызванных, но необходимо отвернуться от тех из них, которые оскверняют душу человеческую» [3].

Монархия - это общенациональная идея. Она не может опираться на какие-то отдельные классы и социальные группы. Одно из главных преимуществ легитимной наследственной монархии состоит в том, что в этой системе глава государства не обязан своей властью никому, кроме Бога. И поэтому он способен быть подлинным арбитром, отцом нации, которому равно дороги все члены его семьи. Монархия должна иметь опору во всех слоях общества. Конечно, государство немыслимо без иерархической структуры. Другое дело, что правящий слой должен постоянно обновляться и пополняться лучшими представителями всех социальных слоёв и групп, а сами эти слои и группы «должны получить возможность достойно занимать своё место в правовом государстве и гражданском обществе, обладая всеми необходимыми правами и обязанностями» [4].

Монархия основана на историческом праве и нерушимо соблюдает и применяет ныне действующие законы, гарантирующие подлинные демократические права и свободы граждан. Она православна по своим духовным истокам и с уважением относится ко всем традиционным исповеданиям. Монархия наследственна, т. е. имеет связь со всей историей Отечества от самого основания государства в 862 г.

По сути, мы разделяем позицию политической партии «Самодержавная Россия», которая сводится к воспроизведению в современное время исходных констант в русской истории, культуре и политике, что также является аргументом, с точки зрения монархистов, в пользу идеи самодержавной монархии: «Основная формула националь-

ного бытия - Православие, Самодержавие, Народность - была и по сей день остаётся единственно верной формулой жизни, определяющим признаком русской и российской идентичности. Её историческая особенность заключается также в том, что она не противоречила и не противоречит национальной и религиозной идентичности других коренных народов России» [14].

Духовной основой движения к монархическому принципу общественно-политического устройства, по мнению многих монархически настроенных граждан России, считается возврат русских людей к православию в качестве необходимого условия для возрождения страны и покаяние в грехе противостояния власти помазанника Божьего в лице последнего российского императора Николая II: «Аналогично и сегодня главная наша задача: через покаяние перед Богом каждого из нас в личных грехах, а особенно в цареборческих: неправильное почитание и обращение в молитвах к Царю Николаю II не как к искупителю, а как к страстотерпцу, незнание и непринятие того, что Богу угодная власть только православная монархия во главе с Богопомазанником и т. п.» [18].

В связи с этим историческая задача монархических объединений, и в частности Российского Императорского Дома Романовых, состоит в сохранении системы координат монархической идеи и обеспечении наличия законного наследника, если она окажется востребованной народом. Так, цесаревич Георгий Михайлович выражается по данной проблеме следующим образом: «Для восстановления монархии необходимо осознанное и свободное всенародное волеизъявление. Я уверен, если народ получит честную и объективную информацию, он сделает правильные выводы и выберет то, что соответствует его подлинным национальным интересам. История показывает, что механическое большинство часто ошибается. Но если народ ощущает себя не «массой» и не «населением», а совокупностью личностей, объединённых общими ценностями, уважающих своих предков и себя, желающих, чтобы это уважение сохранилось у следующих поколений, тогда народ не совершит ошибки» [3].

Безусловно, идеалистическое представление Георгия Михайловича о всенародном волеизъявлении российских граждан в пользу восстановления монархической формы правления вступает в противоречие с политико-культурной действительностью современной России, которое подробно охарактеризовал И.С. Вевюрко. По его мнению, наблюдается следующий феномен. С одной стороны, монархическая идея для русского народа характерна, может быть, как ни для одного народа на земле. С другой стороны, монархизм сам по себе очень слаб. Выделяя

абстрактный (в данном случае стихийный), теоретический (функционирующий только на уровнях осмысления исторического прошлого, индивидуального мировоззрения и политического идеала) и практический (деятельность по претворению данного идеала в жизнь) типы существования монархической идеи в современной России, И. Вевюрко делает следующие «аллегоричные» выводы о способах их существования и развития: «Подводя итоги перспективы монархической идеи в России, мне хотелось бы привести такие сравнения. Абстрактный монархизм - это латентное состояние идеи, идеи в зародыше, идеи в семени. Она может вообще не прорости, но она, тем не менее, существует, а, как мы знаем, семена, тычинки очень устойчивы, их очень трудно уничтожить. Поэтому абстрактный монархизм может просуществовать ещё долго. Теоретический монархизм - это прозябание идеи, это её прорастание. Здесь можно вспомнить евангельскую притчу о силе идеи. И в сердцах, и в умах людей идея прорастает, но она может прорастать по-разному или вообще завянуть. Наконец, практический монархизм - это уже воплощение идеи. Реальное воплощение, а здесь есть определённые сложности и у кого-то даже страхи» [6].

Несмотря на приведённые выше опасения и препятствия, которые могут иметь место, по мнению И. Вевюрко, при существовании и реализации монархической идеи в современной России, Мария Владимировна Романова, глава Российского Императорского Дома, высказала следующее предположение: «Наше общество пока находится в поиске. Если этот поиск завершится восстановлением монархии, наша страна вернётся на свой проверенный тысячелетний путь, и мы сможем сообща упорным трудом сделать нашу страну по-настоящему сильной и процветающей. Если же мы пойдём в иную сторону, нам предстоят новые эксперименты, и, мягко говоря, вряд ли можно быть уверенными, что они приведут нас к сплочённости и благоденствию» [8].

Приведённые в данной статье аргументы монархистов в пользу идеи самодержавия для современной России, к тому же связанной контекстуально с углублением системного кризиса [1], позволяют нам не исключать, что на определённом этапе своего развития Россия может вновь обратиться к проверенному тысячелетиями монархическому принципу.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Богословский А. В. Системный кризис в России // Золотой Лев. URL: http://www.zlev.ru/ 47_57.htm (дата обращения: 11.06.2013).

[2] Государственная и общественно-политическая концепция Российского Дворянского Собрания (2-я редакция) // Российское Дворянское Соб-

рание. URL: http://www.nobility.ru/rus/rds/ conceptions/#htop (дата обращения: 17.04.2013).

[3] Закатов А. Монархия народная и легитимная // Проза.ру. URL: http://www.proza.ru/2011/03/ 07/1056 (дата обращения: 14.05.2013).

[4] Ответы Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Михайловича на вопросы газеты «Завтра» // Российский Императорский Дом. URL: http://www.imperialhouse.ru/ rus/word/georgi/2099.html (дата обращения: 5.06.2013).

[5] Крылов-Толстикович А. Н. Нация обязана гордиться своей историей // Российский Императорский Дом. URL: http://www.imperialhouse.ru/ rus/allnews/massmedia/3085.html (дата обращения: 24.04.2013).

[6] Монархическая идея: история и перспективы // Фонд имени Питирима Сорокина. URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=529 (дата обращения: 14.05.2013).

[7] Монархия в России: пройденный этап? // Всероссийский центр исследования общественного мнения. URL: http://wciom.ru/index.php?id= 459&uid=113775 (дата обращения: 21.03.2013).

[8] Ответы Главы Дома Романовых на вопросы газеты «Монархист» // Российский Императорский Дом. URL: http://www.imperialhouse.ru/rus/ word/maria/3074.html (дата обращения: 25.05.2013).

[9] Ответы Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы газеты «Российские вести» // Российский Императорский Дом. URL: http://www. imperialhouse.ru/rus/word/maria/1330.html (дата обращения: 26.05.2013).

[10] Ответы канд. ист. наук, доцента А.Н. Закатова, директора Канцелярии Российского Императорского Дома, члена научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия // Российский Императорский Дом. URL: http://www.imperialhouse.ru/rus/allnews/ massmedia/2724.html (дата обращения: 1.05.2013).

[11] Политическая программа // Всероссийский Монархический Центр. URL:http://www. monarchruss.org/index.php?option=com_content &task=view&id=125&Itemid=29 (дата обращения: 16.09.2012).

[12] Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель // Азбука веры. URL: http://azbyka.ru/otechnik/? Iosif_Volotskij/prosvetitel=16 (дата обращения: 7.04.2013).

[13] Программа Общероссийского общественного движения «За Веру и Отечество» // Общероссийское общественное движение «За Веру и Отечество». URL: http://zvio.info/docs/program. html (дата обращения: 24.10. 2012).

[14] Какой мы хотим видеть Россию : программа политической партии «Самодержавная Россия» // Самодержавная Россия. URL: http:// samoros.org/article.php?aID=111021301?pID=203 &n=1 (дата обращения: 14.12.2012).

[15] Программные принципы Российского Монархического Движения // Российское Монархическое Движение. URL: http://www.monarhia.ru/? id=10&show=program (дата обращения: 15.04.2013).

[16] Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, 1851 г. // Pagez.ru : электронная библиотека. URL: http://www. pagez.ru/philaret/nasl_145.php (дата обращения: 21.05.2013).

[17] Устав Российского Имперского Союза-Ордена // Российский Имперский Союз-Орден. URL: http://www.riuo.org/RussianVersion/bylaws/ustav_ ris-o.pdf (дата обращения: 29.04.2013).

[18] Царский путь России // Покаяние. Восстановление монархии в России. URL: http://www. pokaianie.ru/article/restoration/read/17746 (дата обращения: 3.06.2013).

[19] Что такое монархия // Информационное агентство Российского Имперского Союза-Ордена «Легитимист». URL: http://legitimist.ru/sight/ politics/2010/sentyabr/chto-takoe-monarxiya.html (дата обращения: 1.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.