Научная статья на тему 'Основной фактор формирования конкурентной позиции национальной экономики'

Основной фактор формирования конкурентной позиции национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОК / СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ОЛИГОПОЛИЯ / МОНОПОЛИЯ / COMPETITION / COMPETITIVE ENVIRONMENT / COMPETITIVE POSITION / COMPETITIVENESS / INTERNATIONAL ECONOMY / MARKET / PERFECT COMPETITION / MONOPOLISTIC COMPETITION / OLIGOPOLY / MONOPOLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молнар А. С., Лях А. В., Коцур А. И.

Предметом исследования являются особенности формирования конкурентной позиции национальной экономики. Целью исследования является методологический подход к конкретизации понятия "конкурентная позиция" с выделением его специфических черт, главных факторов. Методы исследования. В работе использованы диалектический метод научного познания, метод анализа и синтеза, сравнительный метод, метод обобщения данных. Результаты работы. В статье рассмотрены научные подходы к определению сущности понятия «конкуренция», выделены различные типы конкуренции, обобщены подходы классификационных признаков экономической конкуренции. Приведена сравнительная характеристика основных рыночных структур, дано определение понятия «конкурентная среда» как неотъемлемой составляющей рыночной экономики, и определение экономической категории «конкурентная позиция». Рассмотрены основные признаки конкурентоспособности как одного из критериев эффективности экономического субъекта. Выводы. На основе исследования изменений конкурентных отношений в глобальном измерении, трансформация которых является масштабной и противоречивой, установлено, что процесс формирования глобальной конкурентной среды совпадает с развитием трех связанных тенденций, а именно: 1) объединение региональных рынков в общемировой; 2) формирование глобальных участников рынка за счет явлений слияния и поглощения; 3) формирование системы надгосударственного регулирования конкурентных отношений, позволяют рассматривать последние как результат функционирования экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main factors for forming the competitive position of the national economy

The subject of the study is the peculiarities of the formation of the competitive position of the national economy. The purpose of the study is a methodological approach to the specification of the concept of "competitive position" with the allocation of its specific features and main factors. Research methods. The work uses the dialectical method of scientific knowledge, the method of analysis and synthesis, the comparative method, the method of data generalization. Results of work. The article deals with scientific approaches to the definition of the essence of the concept of "competition", identified different types of competition, generalized approaches to the classification features of economic competition. The comparative characteristic of the main market structures is given, the definition of the concept of "competitive environment" as an integral part of the market economy, and the definition of the economic category "competitive position" is given. The main features of competitiveness as one of the criteria of the efficiency of the economic entity are considered... The subject of the study is the peculiarities of the formation of the competitive position of the national economy. The purpose of the study is a methodological approach to the specification of the concept of "competitive position" with the allocation of its specific features and main factors. Research methods. The work uses the dialectical method of scientific knowledge, the method of analysis and synthesis, the comparative method, the method of data generalization. Results of work. The article deals with scientific approaches to the definition of the essence of the concept of "competition", identified different types of competition, generalized approaches to the classification features of economic competition. The comparative characteristic of the main market structures is given, the definition of the concept of "competitive environment" as an integral part of the market economy, and the definition of the economic category "competitive position" is given. The main features of competitiveness as one of the criteria of the efficiency of the economic entity are considered. Conclusions. Based on the study of changes in competitive relations in a global dimension, the transformation of which is large and controversial, it has been established that the process of forming a global competitive environment coincides with the development of three related trends, namely: 1) the unification of regional markets into the world; 2) the formation of global market participants through merger and acquisition phenomena; 3) the formation of a system of supranational regulation of competitive relations, which allows to consider the latter as the result of the functioning of economic systems. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Основной фактор формирования конкурентной позиции национальной экономики»

УДК 330.34.014-026.23:338.2:005.332.4(477) DOI: 10.5281/zenodo.1689895

МОЛНАР О.С., ЛЯХ А.В, КОЦУР А.1.

Основы чинники формування конкурентно! позицм нацюнально! економiки

Предметом домдження е особливост'1 формування конкурентноi позицИ национально! економки.

Метою до^дження е методолопчний п\дхщ щодо конкретизацп поняття «конкурентна пози-ця» з видленням його специф'чних рис, головних чинник\в.

Методи досл'!дження. У робот використано д1алектичний метод наукового пзнання, метод анал'зу i синтезу, пор'вняльний метод, метод узагальнення даних.

Результат роботи. У статт\ розглянуто науков\ пщходи до визначення сутност поняття «конкуренция», видтен! р'зн типи конкуренцИ', узагальнено п'1дходи до класиф'/кацйних ознак економ1чноi конкуренцИ Наведена пор1вняльна характеристика основних ринкових структур, надано визначення поняття «конкурентне середовище» як невщ'емноi складовоi ринковоi економки, та визначення економ1чноi категорИ «конкурентна позиция». Розглянуто основн'1 ознаки конкурентоспро-можност як одного з критерИв ефективност економ1чного суб'екта.

Висновки. На основ '1 досл 'щження зм1н конкурентних в 'щносин у глобальному вим1р'1, трансфор-мац\я яких е масштабною i суперечливою, встановлено, що процес формування глобального конкурентного середовища спвпадае з розвитком трьох пов'язаних тенденцй, а саме: 1) об'еднання репональних ринк\в у загальносвтовий; 2) формування глобальних учасник\в ринку за рахунок явищ злиття та поглинання; 3) формування системи наддержавного регулювання конкурентних в'щносин, дозволяють розглядати останн як результат функцюнування економ'нних систем.

Kлючовi слова: конкуренц1я, конкурентне середовище, конкурентна позиция, конкурентоспро-можнсть, м'жнародна економка, ринок, досконала конкуренц1я, монополстична конкуренц1я, олi-гопол'я, монопол'я.

МОЛНАР А.С., ЛЯХ А.В., КОЦУР А.И.

Основной фактор формирования конкурентной позиции национальной экономики

Предметом исследования являются особенности формирования конкурентной позиции национальной экономики.

Целью исследования является методологический подход к конкретизации понятия «конкурентная позиция» с выделением его специфических черт, главных факторов.

Методы исследования. В работе использованы диалектический метод научного познания, метод анализа и синтеза, сравнительный метод, метод обобщения данных.

Результаты работы. В статье рассмотрены научные подходы к определению сущности понятия «конкуренция», выделены различные типы конкуренции, обобщены подходы классификационных признаков экономической конкуренции. Приведена сравнительная характеристика основных рыночных структур, дано определение понятия «конкурентная среда» как неотъемлемой составляющей рыночной экономики, и определение экономической категории «конкурентная позиция». Рассмотрены основные признаки конкурентоспособности как одного из критериев эффективности экономического субъекта.

Выводы. На основе исследования изменений конкурентных отношений в глобальном измерении, трансформация которых является масштабной и противоречивой, установлено, что процесс формирования глобальной конкурентной среды совпадает с развитием трех связанных

© МОЛНАР ОС, ЛЯХ А.В., КОЦУР А.1., 2018

Формування ринкових вщносин в УкраУж №10 (209)/2018 23

тенденций, а именно: 1) объединение региональных рынков в общемировой; 2) формирование глобальных участников рынка за счет явлений слияния и поглощения; 3) формирование системы надгосударственного регулирования конкурентных отношений, позволяют рассматривать последние как результат функционирования экономических систем.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, конкурентная позиция, конкурентоспособность, международная экономика, рынок, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

MOLNAR O.S, LYAKH A.V., KOTSUR A.I.

The main factors for forming the competitive position of the national economy

The subject of the study is the peculiarities of the formation of the competitive position of the national economy.

The purpose of the study is a methodological approach to the specification of the concept of «competitive position» with the allocation of its specific features and main factors.

Research methods. The work uses the dialectical method of scientific knowledge, the method of analysis and synthesis, the comparative method, the method of data generalization.

Results of work. The article deals with scientific approaches to the definition of the essence of the concept of «competition', identified different types of competition, generalized approaches to the classification features of economic competition. The comparative characteristic of the main market structures is given, the definition of the concept of «competitive environment» as an integral part of the market economy, and the definition of the economic category «competitive position» is given. The main features of competitiveness as one of the criteria of the efficiency of the economic entity are considered.

Conclusions. Based on the study of changes in competitive relations in a global dimension, the transformation of which is large and controversial, it has been established that the process of forming a global competitive environment coincides with the development of three related trends, namely: 1) the unification of regional markets into the world; 2) the formation of global market participants through merger and acquisition phenomena; 3) the formation of a system of supranational regulation of competitive relations, which allows to consider the latter as the result of the functioning of economic systems.

Keywords: competition, competitive environment, competitive position, competitiveness, international economy, market, perfect competition, monopolistic competition, oligopoly, monopoly.

Постановка проблеми. 3 юнця ХХ ст. най-важлив0им opieHTHpoM державного регулюван-ня гармоыйно! Ытеграцм економк окремих краТн до глобального свпюгосподарського середови-ща е пщвищення нацюнально! конкурентоспро-можностк Вщтак загострилася потреба в комплексному дослщжены новп"ых тенден^й розвитку конкурентних вщносин з урахування критермв нацюнально! безпеки трансформа^йних економк

Анал'1з останшх досл'!джень та nублiка-цш. Piзним аспектам проблеми мiжнаpoднo! конкурентоспроможност та формування конкурентно! позицм екoнoмiчнo!' системи присвячено прац в^чизняних i заpубiжних вчених, таких як: Д. Ркардо, Дж.С. Мтль, Дж. РобЫсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт,

К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л. Азо-ев, Ю.И. Kopo6iB, Л.П. Кураков, Л.Г. Раменський, Р.А. ФатхутдЫов, А.Ю. Юданов й ¡н.

Однак, незважаючи на значн досягнення су-часно! науково! думки щодо формування та розвитку конкурентних переваг економки кра!ни, недостатньо дослщженими залишаються питан-ня формування мiжнародних конкурентних по-зи^й нацюнальних економiчних систем в умовах глобально! конкуренцм i тому потребують по-дальших дослщжень.

Мета crarri - визначити головы чинники формування конкурентно! позицм нацюнально! еко-номки.

Виклад основного мaтеpiaлу. На сучасно-му етап юнуе велика ктькють трактувань тер-

мiнy «конкурен^я». К.Р. Макконнелл i С.Л. Брю вважають, що конкyренцiя - це наявнicть на ринку велико! ктькост незалежних покyпцiв та продавцiв, можливють для покyпцiв та продавав вiльно входити на ринок i виходити з нього [6, 79]. Й. Шумпетер визначав конкyренцiю як су-перництво старого з новим, з Ынова^ями [10]. У сво!й книзi «Мiжнародна конкyренцiя» М. Портер зазначае, що конкyренцiя - це динамiчний про-цес, який розвиваеться, це ландшафт, який без-перервно змЫюеться, на якому з'являються но-вi товари, новi шляхи маркетингу, новi виробничi процеси та новi ринковi сегменти [7]. Отже, кон-кyренцiя мiж вiдособленими товаровиробниками е суперництвом мiж ними стосовно задоволення власних Ытере^в: вигiдних умов виробництва та збуту товарiв, одержання високих прибушв. Еко-номiчна теорiя вказуе на те, що конкyренцiя мае як негативы (призводить до економiчних криз виробництва, розорення i безроб^я, хижаць-кого використання ресyрсiв; Ыколи переростае у недобросовiснy конкyренцiю), так i позитивнi (виступае двигуном економiчного прогресу, зна-ряддя iнновацiйного прогресу; стимулюе еконо-мiю матерiальних, трудових i фiнансових ресур-сiв; спонукае постiйно поновлювати асортимент продукцп, що випускаеться, пильно стежити за науково-техычним прогресом) риси.

Аналiз праць науков^в з проблем конкуренцм дозволив узагальнити пщходи до класифкафй-них ознак економiчноí' конкуренцм: 1) за терито-рiальною ознакою - внyтрiшньогалyзева (кон-кyренцiя мiж окремими пiдпри8мцями всередин

кожно! галyзi щодо одержання прибутку) та мiж-галузева (специфiчною формою конкуренцм капiталiв у боротьбi за бтьш прибуткове за-стосування капралу; здiйсню8ться у виглядi мг грацм капiталiв з одних галузей в Ыш^ в результа-тi переливу капiталiв створюеться середня норма прибутку); 2) за видом конкурентно! поведЫки -конкурен^я мiж продавцями та покупцями; мiж виробниками; мiж споживачами; 3) з точки зору конкурентно! ситуацм в галyзi i на ринку доскона-ла (чиста) та недосконала (монополютична або олiгополiстична); 4) за критерieм результатив-ностi - ефективна та неефективна конкурен^я; 5) з дотриманням норм законодавства - добро-совюна та недобросовiсна; 6) за методами конкурентно! боротьби - цЫова i нецiнова.

Згiдно найбiльш поширено! типологм ринкiв, видтяють чотири можливi конкyрентнi структури (див. таблицю).

Розглянут типи ринкiв i конкуренцм в чистому виглядi зyстрiчаються порiвняно рiдко та поши-рюеться на дуже обмежене коло товарiв i послуг. У реальностi част0е зyстрiчаються такi ситуацм на ринку, як Дж. Робiнсон визначае як недоско-налу конкyренцiю, що носить зм0аний характер [8]. Невiд'8мною складовою ринково! економiки також е створення й розвиток конкурентного се-редовища - сyкyпностi зовнiшнiх, стосовно конкретного пщприемства факторiв, якi впливають на конкурентну взаемодш пiдпри8мств вщповщно! галyзi. Конкурентне середовище - це результат i умови взаемодм велико! кiлькостi сyб'8ктiв рин-

ку, що визначае вщповщний рiвень економiчного Порiвняльна характеристика основних ринкових структур

Параметри Види конкуренцм

Досконала конкуренщя Монопол1стична конкуренц1я Ол1гопол1я Монопол1я

Ктьюсть пщприемств-виробниюв продукту Багато незалежних пщприемств Багато пщпри-емств-виробник1в схожих товар1в 1 послуг Дектька пщприемств-виробниюв товар1в 1 послуг Один продукт 1 одне пщприемство

Контроль над ц1нами Контролю немае. Ц1ни визначаються ринком Вплив обмежений можлив1стю зам1ни 1снуе вплив «^нового лщера» Практично повний контроль

Товарна диференц1ац1я Вщсутня. Продук-ти не р1зняться за властивостями та яюстю Товари1послуги диференц1йован1 для сегмент1в ринку 1стотна для окремих продукт1в, мала для стандартизованих Вщсутый

Р1вень зусиль для входу на ринок Вщносно легкий вхщ 1 вихщ Вщносно легкий вхщ 1 вихщ Важкий вхщ що часто вимагае великих Ывестицм Дуже важкий вхщ 1 вихщ

* складено авторами

cyпepництвa i мoжливicть впливу oкpeмиx eкoнo-мiчниx aгeнтiв нa зaгaльнo pинкoвy cитyaцiю.

Нaявнicть вiдпoвiднoï кoнкypeнтнoï пoзицiï era-нoмiчнoï cиcтeми в глoбaльнoмy cepeдoвищi o6ó-мoвлю8 змiнy гoлoвниx мaкpoeкoнoмiчниx пoкaз-никiв, якi мaють нe лишe eндoгeннe, a й eкзoгeннe пoxoджeння, a caмe: 1) вiдpoджeння й poзвитoк внyтpiшньoгo pинкy; 2) зpocтaння нaцioнaльнo-гo дoxoдy й вaлoвoгo внyтpiшньoгo пpoдyктy; 3) Ы-тeнcифiкaцiя фiнaнcoвиx нaдxoджeнь y бюджет;

4) poзвитoк мiжнapoднoï тopгoвeльнoï дiяльнocтi;

5) poзвитoк iннoвaцiйнoгo пoтeнцiaлy пiдпpиeмcтв;

6) пiдвищeння cтyпeня зaйнятocтi нaceлeння i, як нacлiдoк, coцiaльнa cтaбiльнicть дepжaви; 7) cтвo-peння нa мiжнapoднoмy pинкy iмiджy poзвинeнoï Ы-дycтpiaльнoï дepжaви й нaдiйнoгo пapтнepa тa iн.

Koнкypeнтocпpoмoжнicть eкoнoмiки ïpa^y-8тьcя як кoнцeнтpoвaний виpaз eкoнoмiчниx, нayкoвo-тexнiчниx, виpoбничиx, yпpaвлiнcькиx, мapкeтингoвиx i iншиx мoжливocтeй, щo peaлiзo-вyютьcя в тoвapax i пocлyгax, щo ycпiшнo пpoти-cтoять кoнкypyючим з ними зapyбiжним тoвapaм i пocлyгaм як нa внyтpiшньoмy, тaк i нa зoвнiшнix pинкax. Aлe цe лишe oднa нaйбiльш видимa cïo-poнa пoняття. Iншa cтopoнa - цe пepeвaги ^cïe-ми дepжaвнoгo i cycпiльнoгo ycтpoю ^a'^, пo-лiтикo-пpaвoвoï opгaнiзaцiï i peгyлювaння в^ cтopiн гpoмaдcькoгo життя cycпiльcтвa, здaт-нicть дepжaви зaбeзпeчити cтiйкий, динaмiчний poзвитoк нaцioнaльнoï eкoнoмiки i пoв'язaний з цим мaтepiaльний дoбpoбyт члeнiв cycпiльcтвa, щo нe пocтyпa8тьcя ^товим cтaндapтaм.

Ocнoвними oзнaкaми кoнкypeнтocпpoмoжнocтi е: вiднocний (пopiвняльний) xapaктep - кoнкypeн-тocпpoмoжнicть пpoявля8тьcя тiльки чepeз пo-piвняння xapaктepиcтик eкoнoмiчнoгo cyб'8ктa з xapaктepиcтикaми iншиx cyб'8ктiв дaнoгo pинкy; peлeвaнтний xapaктep кpитepiю кoнкypeнтocпpo-мoжнocтi, який oзнaчae, щo тpa8ктopiя pyxy дaнo-гo eкoнoмiчнoгo cyб'eктa ^oœ кoнкypeнтнa пoзи-цiя) вiднocнo iншиx cyб'8ктiв мoжe бути визнaчeнa ттьки в мeжax peлeвaнтнoгo зoвнiшньoгo cepeд-oвищa; чacoвий xapaктep (динaмiчнicть) кpитepiю кoнкypeнтocпpoмoжнocтi xapaктepизye пoлoжeн-ня cyб'eктa y кoнкypeнтнoмy пoлi в кoopдинaтax чacy як peзyльтaт йoгo кoнкypeнтнoï дiяльнocтi.

Висновки

Нaцioнaльнa кoнкypeнтocпpoмoжнicть виявля-8тьcя y cтiйкocтi eкoнoмiчнoï cиcтeми щoдo зo-

внiшнix тa внyтpiшнix пoтpяciнь, ïï здaтнocтi зa-бeзпeчyвaти виcoкy якicть життя нaceлeння нa ocнoвi eфeктивнoï cиcтeми виpoбництвa тoвapiв

1 пocлyг. Пpoцec фopмyвaння глoбaльнoгo ган-кypeнтнoгo cepeдoвищa cпiвпaдa8 з poзвиткoм тpьox пoв'язaниx тeндeнцiй, a caмe: 1) oб'eднaння peгioнaльниx pинкiв y зaгaльнocвiтoвий; 2) фop-мyвaння глoбaльниx yчacникiв pинкy зa paxyнoк явищ злиття тa пoглинaння; 3) фopмyвaння ^c-тeми нaддepжaвнoгo peгyлювaння кoнкypeнтниx вiднocин, дoзвoляють poзглядaти ocтaннi як pe-зyльтaт фyнкцioнyвaння eкoнoмiчниx cиcтeм.

Список використаних джерел

1. Baжинcький Ф.A. Aнтикpизoвe фiнaнcoвe yпpaв-лiння як eкoнoмiчнa cиcтeмa / ФА Baжинcький, A.B. Koлoдiйчyк // ^угавий вicник НЛТУ Укpaïни: зб. нayк-тexн. пp. - Львiв: PBB НЛТУ У^ни, 2Q1Q. -Bип. 2Q.3. - С. 127-132.

2. Baжинcький Ф.A. Сyтнicть aнтикpизoвoгo ф^н-coвoгo yпpaвлiння пiдпpиeмcтвoм / ФА Baжинcький, A.B. Koлoдiйчyк // Eкoнoмiкa пpoмиcлoвocтi. - 2QQ9.

- №5. - С. 127-13Q.

3. Гaвpилкo П.П. Фaктopи iннoвaцiйнoгo poзвиткy пpo-миcлoвocтi / П.П. Гaвpилкo, A.B. Koлoдiйчyк, B.M. 4ep-тopижcький // ^угавий вicник НЛТУ Укpaïни: зб. нa-yк.-тexн. пpaць. - 2Q11. - Bип. 21.11. - С. 2Q1-2Q5.

4. Дoлiшнiй I.M. Moтивaцiя пepcoнaлy як oб'eкт yпpaвлiння нa пiдпpиeмcтвi / I.M. Дoлiшнiй, A.B. Koлo-дiйчyк // Нayкoвий вюник НЛТУ Укpaïни. - 2Q1Q. -Bип. 2Q.5. - С. 211-216.

5. Koлoдiйчyк A.B. Ocoбливocтi фyнкцioнyвaння мa-шинoбyдiвниx пiдпpиeмcтв нa cyчacнoмy eтaпi poз-витку eкoнoмiки Укpaïни / A.B. Koлoдiйчyк, B.M. nic-ний // Зб. нayк.-тexн. пpaць НЛТУ Укpaïни. - 2QQ9.

- Bип.19.13. - С. 172-17B.

6. Maккoннeлл K. P. Экoнoмикc: ^инципы, пpoблeмы и пoлитикa / K.P. Maккoннeлл, С.Л. Бpю. B

2 т. / nep. c aнгл. 2-гo изд. - M.: Pecпyбликa, 1992.

7. nopïep M. Koнкypeнция / M. nopïep: nep c aнгл.

- M.: Издaïeльcкий дoм «Bильямc», 1993. - 495 c.

B. Poбинcoн Дж. Экoнoмичecкaя тeopия нecoвep-шeннoй кoнкypeнции / Дж. Poбинcoн. - M.: npoгpecc. 19B6. - 471 c.

9. ^птьник Л.!. Тeopeтичнi acпeкïи yпpaвлiння ган-кypeнïocпpoмoжнicïю пiдпpиeмcïв / Л.I. ^птьник, A.B. Koлoдiйчyк // Нayкoвий вюник НЛТУ Укpaïни: зб. нayк.-ïexн. пpaць. - 2QQ9. - Bип. 19.B. - С. 1B3-1B7.

1Q. Шyмпeïep Йoзeф A. Иcïopия экoнoмичecкoгo aнaлизa: B 3 ï. / Йoзeф A. Шyмпeïep; nep. c aнгл. пoд.

рeд. B.C. Aвтономовa; C.-Пeтeрб. ун-т экономики и финaнсов; Bbioxi. шк. экономики. - СПб.: Экон. шк. и др., 2004. - Т. З: [С 1В90 по 1914 г. и дaлee]. - 2004. - XI, С. 989-1664.

References

1. Vazhynskyy, F. A., S Kolodiychuk, A. V. (2010). Antykryzove finansove upravlinnya yak ekonomichna systema [Anticrisis Financial Management as an Economic System]. In Naukovyy visnyk NLTU Ukrayiny [Scientific Bulletin of National Forestry University of Ukraine]: Vol. 20.З (pp. 127-1З2). [in Ukrainian].

2. Vazhynskyy, F. A., S Kolodiychuk, A. V. (2009). Sutnist' antykryzovoho finansovoho upravlinnya pidpryyemstvom [The essence of the anti-crisis financial management of the enterprise]. Ekonomika promyslovosti - Economy of Industry, 5, 127-1З0. [in Ukrainian].

3. Havrylko, P. P., Kolodiychuk, A. V., S Chertoryzhskyy, V. M. (2011 ). Faktory innovatsiynoho rozvytku promyslovosti [Factors of innovation development of industry]. In Naukovyy visnyk NLTU Ukrayiny [Scientific Bulletin of National Forestry University of Ukraine]: Vol. 21.11 (pp. 201-205). [in Ukrainian].

4. Dolishniy, I. M., S Kolodiychuk A. V. (2010). Motyvatsiya personalu yak ob'yekt upravlinnya na pidpryyemstvi [Motivation of the personnel as an object of management in the enterprise]. In Naukovyy visnyk NLTU Ukrayiny [Scientific Bulletin of National Forestry University of Ukraine]: Vol. 20.5 (pp. 211-216). [in Ukrainian].

5. Kolodiychuk, A. V., S Pisnyy, V. M. (2009). Osoblyvosti funktsionuvannya mashynobudivnykh pidpryyemstv na suchasnomu etapi rozvytku ekonomiky Ukrayiny [Features of functioning of machine-building enterprises at the current stage of development of the economy of Ukraine]. In Naukovyy visnyk NLTU Ukrayiny [Scientific Bulletin of National Forestry University of Ukraine]: Vol. 19.1З (pp. 172-178). [in Ukrainian].

6. McConnell, K. R., S Bru, S. L. (1992). Ekonomiks: Printsipy, problemy i politika [Economics: Principles, Problems and Policy] (Translated from English from 2nd ed.). In 2 Vols. Moscow: Republic. [in Russian].

7. Porter, M. (199З). Konkurentsiya [Competition] (Translated from English). Moscow: Williams. [in Russian].

8. Robinson, J. (1986). Ekonomicheskaya teoriya nesovershennoy konkurentsii [Economic theory of imperfect competition]. Moscow: Progress. [in Russian].

9. Sopilnyk, L. I., S Kolodiychuk, A. V. (2009). Teoretychni aspekty upravlinnya konkurentospromozhnistyu pidpryyemstv [Theoretical aspects of enterprise competitiveness management]. In Naukovyy visnyk NLTU

Ukrayiny [Scientific Bulletin of National Forestry University of Ukraine]: Vol. 19.8 (pp. 183-187). [in Ukrainian].

10. Schumpeter, J. A. (1954). Istoriya ekonomicheskogo analiza [History of economic analysis] (Translated from English in 2004). In 3 Vols. Vol. 3: From 1890 to 1914 and on. St. Petersburg. [in Russian].

Даш про aBTopiB

Молнар Олександр Сергйович,

к.е.н., доцент, завщувач кафедри економiчно! теорп, ДВНЗ «Ужгородський нацюнальний уыверситет» e-mail: [email protected] Лях Альона Володимир'тна, мапстр, економiчний факультет, ДВНЗ «Ужгородський нацюнальний уыверситет» e-mail: [email protected] Коцур Андрй Iванович,

мапстр, економiчний факультет, ДВНЗ «Ужгородський нацюнальний уыверситет» e-mail: [email protected]

Данные об авторах Молнар Александр Сергеевич,

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой экономической теории, ГВНЗ «Ужгородский национальный университет»

e-mail: [email protected] Лях Алена Владимировна,

магистр, экономический факультет, ГВНЗ «Ужгородский национальный университет» e-mail: [email protected] Коцур Андрей Иванович,

магистр, экономический факультет, ГВНЗ «Ужгородский национальный университет» e-mail: [email protected]

Data about the author Oleksandr Molnar,

Ph.D. in Economy, Associate Professor, Head of the Department of Economic Theory, Uzhorod National University e-mail: [email protected] Alyona Lyakh,

Master's Degree, Faculty of Economics, Uzhorod National University e-mail: [email protected] Andriy Kotsur,

Master's Degree, Faculty of Economics, Uzhorod National University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.