СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вальцев С. В. г. Москва
Основной атрибут духовности
Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент
Аннотация: в статье исследуется понятие духовности. Автор предполагает, что сущностная характеристика духовности заключается в том, что духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше духовности, тем меньше материальности и наоборот, т.е. духовность противостоит материальности. Самой важной стороной духовности является то, что духовность - это отрицание материальности.
Abstract: the article examines the concept of spirituality. The author suggests that the essential characteristic of spirituality is that the spiritual and the material are in inverse proportion: the more spiritual, the less materiality, and vice versa, Spirituality opposes materiality. The most important aspect of spirituality is that spirituality is the negation of materiality.
Ключевые слова: духовность, материальность. Keywords: spiritual, material.
Исследованию духовности посвящено множество трудов: Хэтчер «Понятие духовности», В. Шадриков «Происхождение человечности», И. Ильичева «Психология духовности» П. Симонов, П. Ершов Ю. Вяземский «Происхождение духовности», духовность продолжает оставаться предметом исследования множества отечественных психологов: Е. Варламовой, Л. Анциферовой, К. Альбухановой, В. Петровского, В. Панферова, В. Слободчикова, Е. Исаева и мн. др. Однако проблема духовности остается далекой от разрешения, что признается и самими исследователями данного феномена.
На наш взгляд сущностная характеристика духовности заключается в том, что духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше духовности, тем меньше материальности и наоборот, т.е. духовность противостоит материальности. Данное обстоятельство часто подчеркивается при определении понятия «духовность»: «духовность - свойство души, состоящее в преобладании
духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» 1, или «духовность - понятие, обобщённо отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него»2.
Духовность и материальность - две стороны одной медали и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций - духовности и материальности, т.к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Духовность можно выразить через материальность, как материальность со знаком минус.
Однако нередко можно столкнуться с определениями феномена духовности, из которых следует, что духовность противостоит материальности, но в тоже время из определения духовности это не следует. Например, к духовным потребностям относят потребность в образовании. Но если единственная цель получения образования приобретение высокооплачиваемой профессии? Мы тоже имеем дело с духовными потребностями? Или, например, когда вор постигает основы воровского мастерства, мы тоже должны связать его стремление с духовным началом?
Когда оценивается тот или иной феномен по какой-либо шкале, то на полюсах шкалы ставятся прямо противоположные оценки, например, оценивая степень коллективизма, на одном полюсе шкалы мы ставим коллективизм, на другом полюсе - индивидуализм, и это вполне закономерно, так как они противоположны друг другу. Нельзя, оценивая коллективизм, на одном полюсе поставить индивидуализм, а на другом, уровень интеллекта. Поэтому, оценивая духовность, надо четко понимать, что духовность валентна материальности.
Сущность духовности в том, что она не может дополнять материальность, как не может коллективизм дополнять индивидуализм, или низкий интеллект дополнять высокий, ее сущность именно в том, что она прямо противоположна материальности и вступает с ней в непримиримое противоречие.
Самой распространенной ошибкой при определении феномена духовности является сведение духовного к психическому. Но тогда придется признать наличие духовности у животных, обладающих психикой, а ведь исследователями не раз подчеркивалась, что духовность -видоспецифический признак человека, следовательно, духовность как конструкт должна состоять из компонентов отсутствующих у животных и присущих только человеку.
Сфокусируем еще раз внимание на самой важной стороне духовности: духовность - это отрицание материальности.
Литература
1. Вальцев С. В. Духовная миссия России // Проблемы современной науки и
образования. 2012. № 3 (3). С. 37-40.
1 Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И. - М., 2003
2 Словарь педагогических терминов» - М., 2004-2006 [Духовность]
2. Вальцев С. В. Осевые измерения культуры // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 3 (3). С. 41 -44.
3. Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И. - М., 2003
4. Словарь педагогических терминов» - М., 2004-2006