110 -
ОСНОВАТЕЛЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
К 75-летию Ю. А. СЕМА
Николай Владимирович КОЧЕ^ДКОВ,
доктор исторических наук, профессор
Талантливый исследователь истории и культуры аборигенного населения русского Дальнего Востока, основатель современной дальневосточной этнографической школы Ю.А. Сем родился 15 июня 1926 г. в Ленинграде в семье рабочего, эстонца по национальности. Его юность была опалена войной, в голодном блокадном Ленинграде в 15 лет Юрий устроился на оборонный завод токарем, позже освоил специальности слесаря, электромонтера, а по вечерам, несмотря на голод и военную неустроенность, учился в школе рабочей молодежи.
В 1948 г. он поступил в Ленинградский государственный университет, получив по окончании в 1954 г. «красный» диплом отличника. Еще будучи студентом участвовал в двух академических экспедициях, изучая историю и этнографию народов России. Одна из них — Амурская историко-этнографическая, которой руководил профессор А.П. Окладников, навсегда связала Юрия Сема с Дальним Востоком.
Летом 1954 г. молодого специалиста приглашают на работу в только что созданный Отдел истории Дальневосточного филиала АН СССР им. В.Л. Комарова во Владивостоке. С этих пор начался его замечательный путь этнографа и педагога. Он руководил работами Дальневосточной этнографо-филологической экспедиции (1955—1977 гг.), читал лекции в Дальневосточном государственном университете, вел большую публикаторскую работу, развернул подготовку кадров этнографов и фольклористов.
В конце 50-х годов к Юрию Александровичу приехала его жена Лидия Ивановна — известный специалист в области нанайского языка и филологии. Здесь, во Владивостоке, оба стали кандидатами наук, их творческий и семейный союз еще более скреплялся ежегодными экспедициями по районам Нижнего Амура и Сахалина. В экспедициях Семы присматривались к национальной молодежи, подбирая себе учеников, в результате пятнадцать аспирантов и соискателей защитили кандидатские диссертации, а двое стали впоследствии докторами исторических наук (Ф.В. Соловьев и П.Я. Гонтмахер).
Так впервые в истории Дальнего Востока появилась своя школа этнографов и филологов. Особенно большое внимание уделял Ю.А. Сем подготовке квалифицированных специалистов из числа аборигенных народов региона. Нанайка Е.А. Гаер, ительменка Н.К. Старкова, эвенка И.А. Захарова благодаря вниманию и заботе Юрия Александровича выросли в крупных ученых, известных не только в России, но и за рубежом.
Лучшими, наиболее продуктивными годами в научно-организационной деятельности Ю.А. Сема следует считать 70-е: тогда был создан коллектив ученых-этнографов, который мог решать любые сложные творческие задачи. В секторе этнографии и антропологии, возглавляемом Семом, работали в то время специалисты по различным направлениям: ительменка Н.К. Старкова работала над монографией «Ительмены», эвенка И.А. Захарова завершала диссертацию по материальной культуре эвенов, собирали материалы для будущих диссертаций Е.А. Гаер и Б.М. Росугбу-Малицкая, Е.Г. Демидова и Т.С. Шульгина, В.В. Подмаскин и А.Ф. Старцев; обрабатывали полевые материалы для своих докторских диссертаций Л.Я. Гонтмахер и Н.В. Кочешков. Не без внимания Ю.А. Сема работал над кандидатской и докторской диссертациями известный китаевед Ф.В. Соловьев, подготовил и защитил диссертацию радиожурналист В.А. Тураев. В секторе трудились японовед-этнограф Е.Н. Власенко, китаевед-этнограф Т.Б. Куцурина, специалисты в области этнографии и филологии восточнославянского населения Дальнего Востока Ю.В. Аргудяева и Л.Е. Фетисова.
Необычайно широким был круг научных интересов Юрия Александровича. В многочисленных экспедициях и командировках он практически побывал у каждого народа обширного Дальнего Вос-
тока. Вместе с женой и другом Лидией Ивановной исходил сахалинские тропы в поисках исторических данных об уйльта (оро-ках), проехал по всему Амуру, где получил немало новых фактов о жизни и быте нанайцев и ульчей, удэгейцев и орочей, негидальцев и тазов. Знал также хорошо народы Чукотки и Камчатки.
С каждым годом расширялся объем публикаций Ю.А. Сема. Исследования материальной и духовной культуры самого многочисленного амурского народа — нанайцев — вылились вначале в небольшую брошюру «Родовая организация нанайцев и ее разложение» (1959). А в 1973 г. была издана уже фундаментальная монография «Нанайцы. Материальная культура». Всего им было опубликовано около 350 работ. Среди них имеются и фольклорные тексты, и записи сказок нанайцев и удэгейцев, и материалы, связанные с историей и культурой народов дальневосточного региона.
Большую помощь ученый оказывал Приморскому филиалу Географического общества СССР, Приморскому филиалу Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, краеведческим музеям Хабаровска и Владивостока. Многие ветераны этих учреждений помнят, несомненно, его интересные лекции и выступления на различные темы, связанные с историей и этнографией народов Дальнего Востока.
За всю свою научную жизнь Юрий Александрович собрал обширный материал, который позволил ему подготовить и защи-
Юрий Александрович Сем
тить во Владивостоке в 1990 г. докторскую диссертацию «Проблемы истории народностей южной части русского Дальнего Востока (XVII век — 1917 год)».
В фундаментальном труде, готовившемся более 10 лет, ученый предпринял смелую попытку исследовать и научно обосновать историю этих народностей более чем за 250 лет, тем самым опровергнув официальную точку зрения, что народы Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся якобы к числу «неисторических», обреченных на вымирание или в лучшем случае на прозябание. Юрию Александровичу удалось показать в этом труде, что у изучаемых им на протяжении почти 40 лет народов имелась богатейшая история со своими весьма сложными, противоречиями, закономерностями и особенностями.
Следует особо отметить огромную роль ученого в организации подготовки трудов серии «История и культура народов Дальнего Востока России». Я хорошо помню, как он выступал перед дирекцией Института истории с программой-проспектом, задуманной им и его коллегами серии трудов, рассчитанных на многие годы.
Очень сложной оказалась для нашей науки середина 70-х годов, когда прервалась экспедиционная деятельность, и по воле крайкома КПСС дирекция института вынуждена была заменять научные экспедиции выездами на сельхозработы в районы края.
Человек с непростым характером, Ю.А. Сем не мог мириться с этими и другими нападками на науку, особенно на любимую им этнографию, и в 1978 г. вернулся к себе на родину. Долго не мог найти работу по душе, и только с конца 1978 г. был принят в Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена на должность заведующего кафедрой языков, фольклора и литературы народов Крайнего Севера. Правда, его здоровье было уже серьезно подорвано.
В новое дело Юрий Александрович окунулся с головой. Под его руководством кафедра значительно активизировала учебную, научно-исследовательскую и методическую работу. Хорошо помню, как счастлив он был, опубликовав первые сборники трудов кафедры, выполненные под его научным руководством. Одним из первых во Владивостоке я получал экземпляры этих работ.
В последние годы жизни Ю.А. Сем стал профессором вновь организованной в институте кафедры традиционной культуры, на
1976 г. В совхозе «Астраханский». Слева направо Ю.А. Сем, А.П. Деревянко, Б.И. Мухачев.
которой он вел большую работу по подготовке учебных программ по языкам, истории, фольклору и культуре народов Севера, изданию трудов факультета, читал курс лекций для учителей национальных северных школ.
Как это часто бывает в судьбе крупных ученых, у Юрия Александровича остались неопубликованными многие труды, особенно по этнографии тазов (одной из самых малочисленных народностей Приморья), а также материалы к коллективной монографии «История и культура нанайцев», немало фольклорных текстов.
Наступило время для публикации всего неизданного научного наследия крупного российского ученого, создавшего лучшие свои труды во Владивостоке, внесшего значительный вклад в дело изучения истории и культуры многих народов Дальнего Востока.
ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ПРОФЕССОРА Ю.А.СЕМА
Родовая организация нанайцев и ее разложение. Владивосток, 1959. Пережитки материнского рода у нанайцев // Труды ДВФ СО АН СССР. Т. 2.
Владивосток, 1961. С. 203 — 220. У нанайцев и удэгейцев бассейна реки Бикин // Записки Приморского филиала Геогр. о-ва СССР. Вып. 1. Владивосток, 1964. С. 59 — 66. Проблема происхождения ороков Сахалина // Общие закономерности и особенности исторического развития народов советского Дальнего Востока. Владивосток, 1966. С. 79 —87.
Проблемы истории малых народов южной части советского Дальнего Востока во второй половине XVII века // Проблемы истории Дальнего Востока. Владивосток, 1969. С. 147—165. Танги народов южной части советского Дальнего Востока и некоторые проблемы этногенетических связей в XII— XIX вв. // Древняя Сибирь. Бронзовый и железный век Сибири. Вып. 4. Новосибирск, 1973. С. 196 —204 (в соавторстве с Э.В. Шавкуновым). Нанайцы. Материальная культура (вторая половина XIX — середина XX в.):
Этнографические очерки. Владивосток, 1973. Изучение народной медицины в ДВНЦ АН СССР // Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л., 1975. С. 26 — 29. Русские востоковеды — исследователи малых народов русского Дальнего Востока // Материалы по истории Дальнего Востока. Владивосток, 1974. С. 148 —162.
Советская историография малых народов Дальнего Востока // Культура народов Дальнего Востока СССР (XIX— XX вв.) Владивосток, 1978. С. 22 — 42.
Фольклор народностей Приамурья и Приморья как историко-этнографический источник// Фольклор народов Севера СССР: Сб. науч. тр. Л., 1980. С. 3 — 19.
Тунгусо-маньчжурская проблема и ее лингвистические аспекты // Вопросы лексики и грамматики народов Крайнего Севера: Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1983. С. 3 — 24.
Некоторые вопросы сравнительно-сопоставительного изучения материальной культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока СССР // Проблемы археологии и этнографии. Историческая этнография. Традиции и современность: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Л., 1983. С. 124— 130. Мифологические представления нанайцев о природе и человеке // Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986. С. 30— 44. Воспитание детей в традиционной культуре нанайцев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 126 — 139. Космогонические представления нанайцев // Религиоведческие исследования в этнографических музеях. Л., 1990. С. 12— 119.
ЛИТЕРАТУРА О Ю.А. СЕМЕ Памяти коллеги // Россия и АТР. 1995. №2. С. 121.
Гонтмахер П.Я. Нанайцы: Этюды о духовной культуре: Этнография, культура, искусство. Хабаровск, 1996.
SUMMARY: «The Founder of the Far Eastern Ethnographic School» — this is the title of the article by Doctor of History, Professor N.V. Kocheshkov. It is devoted to talented researcher of history and culture of the indigenous peoples of the Russian Far East — Yuri Ale-ksandrovich Sem. N.V. Kocheshkov underlines the great role of this scholar in organization of preparing works of historical-ethnographic series «History and Culture of the Peoples of the Far East of Russia», narrates about scientific researches of Yu. A. Sem.