УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ
2013 Russian Journal of Criminal Law № 2(2)
УДК 343.8
О.Н. Уваров
ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМ ПРАВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
БЕЗ КОНВОЯ ИЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Рассмотрено уточнение оснований и условий предоставления осужденным права передвижения без конвоя, согласно действующему российскому законодательству. Перевод на бесконвойное передвижение формально связан с положительной характеристикой осужденных, однако ею прямо не обусловлен. Передвижение осужденных без конвоя или сопровождения, связанное, прежде всего, с отсутствием вооруженной охраны, самостоятельным нахождением вне исправительного учреждения, содержит достаточно высокий уровень благ, что невозможно ни в одних условиях отбывания лишения свободы, даже самых мягких. В этой связи оно фактически представляет собой одну из таких форм исполнения лишения свободы, когда на первый план выступает возможность достаточно эффективной подготовки осужденных к жизни после освобождения из исправительного учреждения на основе объективной оценки степени действительной их исправленности и способности к ресоциализации. Наиболее широкие возможности предоставления осужденным права передвижения без конвоя имеют колонии общего режима для осужденных мужского пола.
Ключевые слова: осужденные, лишение свободы, колонии общего режима, передвижение осужденных без конвоя и сопровождения, стимулирование осужденных.
Статья 96 УИК РФ определяет, что положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы. При этом им разрешается проживание в отдельных жилых помещениях, в том числе и за пределами охраняемого периметра учреждения. Таким образом, осужденные, отбывающие лишение свободы, фактически, получают право нахождения в условиях, значительно отличающихся от условий обычного лишения свободы, причем в период необходимости выполнения ими определенной работы. Перевод на бесконвойное передвижение формально связан с положительной характеристикой осужденных, однако ею прямо не обусловлен.
Передвижение осужденных без конвоя или сопровождения в науке уголовно-исполнительного права уже рассматривалось М.П. Мелентьевым в аспекте стимулирования [1, с. 30], А.С. Михлин писал о том, что правовые институты уголовно-исполнительного права, применение которых связано с облегчением участи осужденного, с предоставлением ему определенных благ, освобождением от обязанностей, можно отнести к числу поощрительных [2, с. 11]. В любом случае, передвижение осужденных без конвоя или сопровождения, связанное, прежде всего, с отсутствием вооруженной охраны, самостоятельным нахождением вне исправительного учреждения, содержит достаточно высокий уровень благ, что невозможно ни в одних условиях отбывания лишения свободы, даже самых мягких.
Процессы развития уголовно-исполнительной политики, а следовательно, и совершенствования исполнения лишения свободы, непосредственно связаны с обновлением и укреплением прогрессивной системы. В этом смысле элементом обновленной про-
грессивной системы, основанной на оптимальном сочетании текущих и перспективных задач лишения свободы [3, с. 53], способно выступить передвижение осужденных без конвоя или сопровождения. Оно фактически представляет собой одну из таких форм исполнения лишения свободы, когда на первый план выступает возможность достаточно эффективной подготовки осужденных к жизни после освобождения из исправительного учреждения на основе объективной оценки степени действительной их исправ-ленности и способности к ресоциализации.
В соответствии с ч. 9 ст. 16 УИК РФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, ранее не отбывавших лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, оставленных установленным порядком в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ч. 1 ст. 77 УИК РФ), соответственно следственным изолятором или тюрьмой.
В колониях особого режима передвижение без конвоя практически неприменимо, учитывая, что в них отбывают наказание осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы, что представляется обоснованным. Колонии-поселения фактически и юридически не подпадают под действие ст. 96 УИК РФ.
Согласно ч. 8 ст. 74 и ч. 2 ст. 101 УИК РФ, в лечебных исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, больные открытой формой ту-
беркулеза, алкоголизмом и наркоманией. То есть для возможности осуществления права передвижения без конвоя осужденным, содержащимся в лечебных исправительных учреждениях, необходимо пройти полный курс лечения, а кроме того, - излечиться от заболевания, что требует достаточно длительного времени. Вместе с тем около трети осужденных в лечебных исправительных учреждениях могут рассматриваться как кандидаты на передвижение без конвоя.
В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также осужденные при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений. Уголовное законодательство предусматривает различные виды рецидива, общий рецидив преступлений - это совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее уже совершенное умышленное преступление. Опасный рецидив - это совершение лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее оно два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы или совершение лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы (ст. 18 УК РФ). В ряде случаев осужденные, совершившие рецидив преступлений, могут рассматриваться как способные к правопослушному поведению в условиях бесконвойного передвижения, как минимум, через шесть месяцев нахождения в исправительной колонии, однако совершившие особо тяжкие преступления и особо опасные рецидивисты под эту категорию явно не подпадают. Таким образом, лишь около трети осужденных в исправительных колониях строгого режима могут рассматриваться как потенциальные кандидаты на передвижение без конвоя.
Наиболее широкие возможности предоставления осужденным права передвижения без конвоя имеют колонии общего режима для осужденных мужского пола. В соответствии с ч. 4 ст. 74 УИК РФ и п.п. «а», «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ в них отбывают наказание мужчины:
- осужденные за преступления, совершенные по неосторожности;
- осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы;
- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы.
В отличие от мужских колоний общего режима в женских колониях общего режима ситуация с возможностью предоставления права передвижения без конвоя схожа с мужскими колониями строгого режима, ведь в них содержатся и лица, совершившие особо тяжкие преступления и при особо опасном рецидиве.
В отношении осужденных, которые оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, можно утверждать, что, пройдя соответствующий отбор (как на стадии подбора в хозяйственное обслуживание, так и в процессе такового), в дальнейшем они практически все могут быть переведены на передвижение без конвоя.
Таким образом, в лечебных исправительных учреждениях, колониях строгого и общего режима, а также в воспитательных колониях и отрядах хозяйственного обслуживания следственных изоляторов, тюрем и колоний особого режима имеется довольно значительное число осужденных (от 30 до 70 %, а среди оставленных для хозобслуживания - практически 100 %), потенциально способных к передвижению без конвоя.
Привлечение осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных вне территорий учреждений, исполняющих наказания, осуществляется на основании договоров (контрактов), в которых обязательно предусматривается:
1) количество осужденных, выводимых на эти объекты;
2) заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий;
3) специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организаций;
4) имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и организациями;
5) обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Договорные отношения о производстве определенных видов работ осужденными в данном случае возникают между исправительным учреждением и предприятием, расположенным вне территории этого учреждения. Учреждение же, в свою очередь, обеспечивает выполнение определенных договором работ силами как «конвойных» осужденных, выводимых на указанные объекты, где при производстве работ обеспечивается весь комплекс режимно-охранных мероприятий, связанных с обеспечением изоляции выводимых на работы, так и силами осужденных, которым предоставлено право передвижения без конвоя. Количество таких работников, объекты и виды работ определяются производственной необходимостью центров трудовой адаптации исправительных учреждений, финансирование этих работ осуществляется за счет их деятельности. Однако количество таких рабочих мест в исправительных учреждениях минимально и, по нашим данным, ныне составляет менее 1 % от численности осужденных в учреждении. Вместе с тем указанная форма организации труда осужденных в охраняемых
участках ныне фактически не применяется. На объектах указанных предприятий, расположенных вне территорий исправительных учреждений, как правило, организуется труд осужденных-поселенцев, а не осужденных, имеющих право передвижения без конвоя.
Рассматривая виды работ, разрешенные для осужденных, необходимо отметить, что для этого пригодна не любая работа. Это вызвано не отсутствием соответствующей квалификации, допуска или состоянием здоровья, как для обычных работников, а специфическими запретами, действующими только в отношении осужденных. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 03.11.2005 г. № 205.
Приложение № 9 к указанным Правилам содержит ограничения, подразделяющиеся на две группы, которые относятся к определенным объектам и видам работ.
Исходя из того, что предприятия любых организационно-правовых форм, расположенных вне территорий исправительных учреждений, на объектах которых разрешен труд осужденных, не входят в уголовно-исполнительную систему, на них распространяется только вторая группа запретов на труд осужденных (запрет работ с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков).
Вопрос с организацией работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов обстоит иным образом. В них финансирование, количество работников, объекты и виды работ определяются федеральной структурой, организующей деятельность исправительных учреждений (ФСИН России).
Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов обеспечивается при следующих условиях:
1) штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании утвержденных нормативов;
2) выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, может осуществляться осужденными в соответствии со специальным нормативом;
3) в учреждениях, предназначенных для содержания несовершеннолетних, на выполнение работ
по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста.
Последнее условие представляется излишним, так как труд несовершеннолетних в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации не запрещен, а имеет лишь определенные ограничения, например, по времени и видам выполняемых ими работ. В свою очередь, на наш взгляд, необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние осужденные, в первую очередь, должны получить общее и профессиональное образование, а затем уже может рассматриваться вопрос их трудоустройства.
Приказом ФСИН России от 17 марта 2008 г. № 154 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний» предусмотрено 37 видов должностей, замещаемых осужденными, входящими в численность хозяйственного обслуживания исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем.
Лимит численности персонала из числа осужденных, задействованных на выполнении работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, финансируемого за счет средств федерального бюджета, определяется Федеральной службой исполнения наказаний России для каждого территориального органа ежегодно. При этом в указанный лимит входят как должности, замещаемые осужденными внутри исправительного учреждения, так и должности, которые предусматривают выполнение работ за их пределами.
В соответствии со сложившейся в настоящее время спецификой труда осужденных, которым предоставляется право передвижения без конвоя или без сопровождения, они «должны выполнять специфические работы, связанные с обслуживанием электрических и теплосетей, систем водоснабжения, удалением отходов, ремонтом оборудования и т.д., тем самым обеспечивать нормальное функционирование исправительного учреждения» [4, а 195].
Однако в современных условиях организация труда осужденных без конвоя по обслуживанию исправительных учреждений и на предприятиях за пределами мест лишения свободы приобретает особое значение. Это обусловливается тем обстоятельством, что возможности предоставления рабочих мест в пределах исправительных учреждений фактически исчерпаны. В настоящее время в местах лишения свободы России трудится на оплачиваемых работах 25-35 % (в зависимости от места дислокации исправительного учреждения) осужденных из числа отбывающих наказания в виде лишения свободы. Увеличение числа рабочих мест в местах ли-
шения свободы напрямую связано с конкурентоспособностью производимой осужденными продукции на российском рынке. Учитывая, что конкурировать приходится как с европейскими, так и с азиатскими производителями, не говоря уже о российских, ниша производственных возможностей уголовно-исполнительной системы в значительной мере уже определена, и ее значительное расширение не представляется возможным, во всяком случае, в обозримом будущем. Вместе с тем применение такого средства исправления, как общественно-полезный труд, на основе связанной с ним диагностикой отношения осужденных к труду не может быть реализовано лишь посредством бесплатного труда осужденных по благоустройству учреждений. Такое положение дел диктует необходимость создания иных возможностей по организации труда осужденных. Представляется обоснованным считать таковыми не только труд осужденных по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, но и на так называемых «внешних работах», то есть на предприятиях любых форм собственности, расположенных вне территорий исправительных учреждений. Такие работы силами конвойных осужденных вряд ли могут стать выгодными с точки зрения экономической обоснованности, ибо организация системы охраны и конвоирования потребует затрат, которые не смогут вписаться в цену произведенной продукции. Отсюда и вытекает необходимость организации внешних работ силами осужденных, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения.
Таким образом, фактически гарантированными для осужденных, которым предоставлено право передвижения без конвоя, в настоящее время могут быть рабочие места по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем. Рабочие места в центрах трудовой адаптации и на предприятиях различных форм собственности (причем, взаимоотношения с такими предприятиями возникают, как правило, в интересах центров трудовой адаптации) могут варьироваться в зависимости от развития деятельности самих центров. Помимо этого, некоторая часть дополнительных мест для осужденных, имеющих право передвижения без конвоя, может возникать вследствие сезонных, ремонтных и аварийных работ как на территории исправительного учреждения, так и за ее пределами.
Учитывая, что нынешние возможности обеспечения трудом осужденных, которым предоставляется право передвижения без конвоя или сопровождения, практически ограничены хозяйственным обслуживанием исправительных учреждений, налицо потребность в развитии труда осужденных, помимо хозяйственных работ, в направлении расширения их видов с созданием и использованием рабочих мест на предприятиях различных форм собственности (не входящих в УИС).
Действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ст. 96) определяет осужденных, которым может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения как «положительно характеризующихся», связывая саму возможность передвижения без конвоя или сопровождения с характером выполняемой ими работы.
Кроме того, Кодексом установлен запрет на передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения следующих категорий осужденных:
- при особо опасном рецидиве преступлений;
- которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
- к пожизненному лишению свободы;
- находящихся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев;
- имеющих неснятые или непогашенные взыскания;
- за совершение особо тяжких преступлений;
- находящихся в строгих условиях содержания;
- за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания;
- больных открытой формой туберкулеза;
- не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании;
- ВИЧ-инфицированных;
- страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Исходя из этих положений, к основаниям перевода осужденных в условия передвижения без конвоя, на наш взгляд, можно отнести наличие работы за пределами исправительного учреждения, связанной с их передвижением без конвоя или сопровождения, и положительную характеристику осужденных, а к условиям - отсутствие у осужденных признаков той категории, которой установлен запрет на передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения. Такой подход обусловлен тем, что наличие определенных юридических оснований должно побуждать к изменению правового положения осужденного (которым, фактически, является перевод в условия передвижения без конвоя), вместе с тем должны иметься и те условия, соблюдение которых обязательно для реализации такого изменения. При этом условия могут ставиться как для осужденных, так и для исправительных учреждений, а их выполнение может быть обязательным и для тех и для других. Так, при передвижении без конвоя такое основание, как наличие работы за пределами исправительного учреждения, ставит перед этим исправительным учреждением вполне определенное условие - обеспечение таких осужденных работой. Однако в ч. 1 ст. 96 УИК РФ это условие практически отсутствует, поскольку передвижение без конвоя применимо в случае, «если это необходимо по характеру выполняе-
мой работы». Вместе с тем обеспечение осужденных работой представляется немаловажной задачей, стоящей перед исправительными учреждениями.
Условия передвижения без конвоя принципиально могут рассматриваться в качестве элемента системы условий отбывания лишения свободы и подготовки осужденных к правопослушной трудовой жизни на свободе. Основаниями предоставления осужденным права передвижения без конвоя, прежде всего, исходя из его целей, должны являться:
- способность осужденных к нахождению в условиях передвижения без конвоя;
- подготовка осужденных к жизни на свободе.
Условиями предоставления осужденным права
передвижения без конвоя должны быть установлены:
- наличие у осужденных способности труда в предоставляемых условиях (при этом исправительное учреждение обязано обеспечить их труд);
- их нахождение в облегченных условиях отбывания наказания;
- отсутствие у осужденных признаков, которые обусловливают запрет на передвижение без конвоя или сопровождения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мелентьев М.П. Функции советского исправительно-трудового права. Рязань: РВШ МВД СССР, 1984. 58 с.
2. Мишин А. С. Поощрительные институты и их место в уголовно-исполнительном праве // Реформа уголовно-исполнительной системы и ее правовое обеспечение. М., 1993. 466 с.
3. Уткин В.А. Ресоциализация и прогрессивная система // Новый юрид. журн. 2012. № 3. С. 53-60.
4. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Зубков. М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1997. 408 с.