ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2009 Юридические науки Выпуск 2 (4)
УДК 349.4
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПЕРЕДА ЧИ УЧАСТКОВ НЕДР В ПОЛЬЗОВАНИЕ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Н.В. Лавочкина
Ассистент кафедры гражданского права и процесса
Пермского государственного университета, 614990, г. Пермь, ул. Букирева,15
Статья посвящена основаниям и порядку возникновения права недропользования в Российской Федерации. Рассмотрен один из наиболее распространенных способов предоставления участков недр в пользование - торги.
Ключевые слова: недра; торги; лицензия на недропользование; континентальный шельф
В законе «О недрах» установлен исчерпывающий перечень оснований возникновения права пользования участками недр [2], которые условно можно разделить на общие и специальные.
К общим основаниям предоставления недр в пользование действующее законодательство относит следующие документы: решение Правительства РФ; решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа; решение аукционной или конкурсной комиссии о предоставлении права пользования участками недр; решение органа исполнительной власти субъекта о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участком недр местного значения.
К специальным основаниям, на наш взгляд, следует отнести решение органа исполнительной власти, принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, а также заключение соглашения « О разделе продукции» и др.
Одним из основных способов передачи недр в пользование по действующему законодательству являются торги, проходящие в форме аукциона или конкурса. Торги проводятся относительно участков недр федерального значения; относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископае-
© Лавочкина Н.В., 2009
мых, или участков недр местного значения; а также практически относительно каждого участка недр или их группы [4]. Сюда также можно отнести участки континентального шельфа на условиях раздела продукции [9], за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством (например, участки, передаваемые при реорганизации юридического лица или в связи с приобретением имущественного комплекса предприятия-банкрота (ст. 17.1 закона «О недрах») [2]).
Конкурсная система предоставления недр в пользование является частью государственной системы лицензирования, которая включает единый порядок предоставления недр в пользование, порядок, условия выдачи, оформление и государственную регистрацию лицензий и др. [7]. В настоящее время конкурсный (аукционный) порядок применяется в случаях предоставления участков недр в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых, расположенных на территории субъекта, а также полезных ископаемых внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ [8] и при добыче недр на условиях раздела продукции [9].
Согласно ст. 13.1 закона « О недрах» различают две формы проведения конкурсных процедур при предоставлении недр в пользование - аукционы и конкурсы [2]. Предметом конкурса по освоению выставляемого участка недр являются техникоэкономические предложения его участников по системе критериев, установленных усло-
виями конкурса. Предметом аукциона является размер разового платежа.
Конкурсы и аукционы могут проводиться в закрытой и открытой формах. Открытый конкурс (аукцион) на право пользования недрами проводится без каких-либо ограничений по численности и категориям претендентов, т.е. предложение организатора торгов обращено к неопределенному кругу лиц. Закрытый конкурс (аукцион) проводится для определенных категорий недропользователей, т.е. круг претендентов ограничен.
На конкурс (аукцион) могут быть выставлены только те участки недр, которые включены в перечень объектов лицензирования территориальными подразделениями федерального агентства недропользования. Предметом торгов в соответствии со ст.7 Федерального закона «О континентальном шельфе» могут быть участки шельфа, предоставляемые как российским физическим и юридическим лицам, так и иностранным физическим и юридическим лицам, в случае если те являются стороной соглашения о разделе продукции [8]. В интересах обеспечения безопасности РФ на основании представления заинтересованных федеральных органов может быть ограничено участие в торгах иностранных субъектов. Порядок проведения аукционов или конкурсов на предоставление прав пользования участками континентального шельфа, а также порядок определения победителей осуществляется компетентными федеральными органами исполнительной власти (в частности, таким органом выступает Федеральное агентство недропользования). Недра предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Иногда возможно предоставление участка в пользование со статусами горного и геологического отводов. В этом случае недропользователю выдается совмещенная лицензия (на комплексное недропользование) [1].
Законом «О недрах» не регламентируется процедура проведения конкурсов и аукционов - им устанавливаются только критерии выявления победителей. Сама процедура проведения конкурсов и аукционов на уровне Российской Федерации регу-
лируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами [6]. Согласно данному положению выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензий, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов по каждому объекту или группе объектов лицензирования осуществляется органом представительной власти субъекта РФ совместно с Федеральным фондом недр. При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей среды технические решения. Если подана только одна заявка, лицензия на право пользования недрами может быть предоставлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса. При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами. Для малых предприятий типа артелей, оборонных предприятий, осуществляющих программу конверсии, проводятся отдельные конкурсы или аукционы. Законом установлены ограничения на участие в них иностранных субъектов. Месторождения радиоактивных руд передаются в пользование путем проведения специальных конкурсов - только среди государственных предприятий. Аукционы в этом случае не проводятся.
В соответствии с ч. 3 ст. 13.1 закона «О недрах» решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования недрами принимается теми же органами, которые принимали решение об их проведении. В ч. 5 и 6 данной статьи указываются основные критерии выявления победителя при проведении конкурса или аукциона на право пользования участком недр. При проведении конкурса такими критериями являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности госу-
дарства. При проведении аукциона таким критерием является только размер разового платежа за право пользоваться участками недр.
Процедура проведения аукционов или конкурсов регламентируется в методических рекомендациях по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр
[5].
В отношении конкурса в этих рекомендациях установлено следующее: конкурсная комиссия рассматривает представленные заявочные материалы, техникоэкономические предложения, заключения экспертизы, заслушивает доклады участников конкурса и определяет тех из них, чьи предложения отвечают условиям конкурса. Далее проводится оценка соответствия представленных технических предложений условиям конкурса. Если конкурсные предложения, представленные двумя и более участниками, признаны равноценными, то победителем признается лицо, предложившее наилучшие условия по дополнительному критерию.
При проведении аукционов с участников запрашиваются письменные обязательства претендентов по выполнению утвержденных условий пользования недрами, далее им выдаются таблички с присвоенными регистрационными номерами, которые участники поднимают после оглашения очередной величины стартового платежа (каждая последующая сумма должна определяться величиной шага аукциона). Если после троекратного объявления начальной величины разового платежа ни один из участников не поднял табличку, аукцион считается несостоявшимся и объект снимается с аукциона.
Рекомендации предусматривают, что в случае, если конкурс признан несостояв-шимся в связи с подачей заявки только одним участником, лицензия может быть выдана этому участнику на условиях такого конкурса [5].
Особый порядок проведения торгов в форме аукциона или конкурса может быть установлен при пользовании участками недр для заключения соглашения о разделе продукции [9]. В частности, соглашение
может быть заключено с победителем аукциона или конкурса, проводимого в порядке, установленном законодательством РФ, не позднее чем через год со дня создания комиссии. Победителем аукциона становится участник, предложивший самую высокую цену за право заключения соглашения. Далее по условиям аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определяемых Правительством РФ.
Начальные соглашения заключаются на основе технико-экономических расчетов, выполненных с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе России или в пределах исключительной экономической зоны РФ. Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, в которую входят представители федеральных органов исполнительной власти РФ, с участием органов исполнительной власти субъекта. Финансирование работ по разработке условий аукциона осуществляется за счет средств, полученных от реализации соглашения.
Следует заметить, что ряд нормативных актов субъектов, регламентирующих процедуру передачи недр в пользование на основании торгов, приняты в одностороннем порядке и идут вразрез с федеральным законодательством. Согласно п. 6 ст. 13.1 закона «О недрах» право определять порядок и условия проведения торгов, а также формирование конкурсных комиссий в отношении каждого участка недр или группы участков недр, принадлежит Министерству природных ресурсов РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов. Однако законодательство субъектов, в частности закон Пермского края[9], предусматривает, что порядок и условия проведения торгов определяются специальной конкурсной комиссией, которая создается уполномоченным органом субъекта. Таким органом является Министерство природопользования Пермского края.
Согласно законодательству Пермского края [3] одним из оснований предоставления недр в пользование в регионе является
решение специально уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края, принятое по результатам аукциона или конкурса. Сама процедура предоставления недр в пользование предусматривает выдачу лицензии или разрешения. Торги проводятся по решению специально созданной комиссии, осуществляющей деятельность на основании специального положения, которое на сегодняшний день не принято.
Таким образом, наиболее распространенным способом предоставления недр в пользование являются торги, процедура проведения которых на региональном уровне часто не совпадает с процедурой проведения их на уровне федеральном, в связи с чем возникает множество проблем, которые необходимо разрешать.
Библиографический список
1. Временные методические рекомендации
по оформлению лицензии на пользование участками недр для геологического изучения: приказ Роснедра от
28.06.2005. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-поисковой системы «Консультант Плюс».
2. Закон «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 (ред. От 01.12.2007) // Российская газета. 1992. 15 марта.
3. Закон Пермского края от 30.10.2007 №145 « О порядке предоставления недр для геологического изучения и разработки месторождений полезных ископа-
емых на территории Пермского края // Звезда. 2007. 6 ноября.
4. Комментарий к Закону «О недрах» (по-
статейный) / под ред. А.Н.Борисова. М.: Деловой двор, 2009.
5. Методические рекомендации по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр. Утв. распоряжением МПР РФ от 14.11.2002 №457-р // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-поисковой системы «Кон-сультантПлюс».
6. Положение о порядке лицензирования пользования недрами. Утв. постановлением ВС РФ от 15.07.1992 ( ред. от 26.06.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. 20 авг.
7. Толстых Н.И. Правовое регулирование организации и проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами // Право и экономика. 2000. №
3, 5. С. 40-44.
8. Федеральный закон « О Континентальном
шельфе РФ» №187-ФЗ от 30.11.1995 (ред. от 06.12.2007) // Российская газета. 1995. 7 декабря.
9. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 №225 -ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 1996. 11 ноября.
REASONS AND ORDER OF NATURAL RESOURCES TRANSFER FOR USE IN ACCORDANCE WITH THE RUSSIAN LEGISLATION
N.V. Lavochkina
Perm State University ,614990, Perm, Bukireva st., 15
The article covers the reasons and the order of the natural resources usage right establishment in the Russian Federation. One of the most widely spread methods of presenting the right for use - auction - is reviewed.
Keywords: natural resources; auction; license for the natural resources use; continental shelf