Научная статья на тему 'Основание Сибариса'

Основание Сибариса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОНИЗАЦИЯ / СИБАРИС / ИТАЛИЯ / АХАЙЯ / АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ / COLONIZATION / SYBARIS / ITALY / ACHAIA / ANCIENT GREECE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шубин Владимир Ильич

Статья посвящена обстоятельствам основания и начальной истории Сибариса греческой колонии, основанной в VIII в. до н. э. в Южной Италии. На основе сравнительного анализа свидетельств античной традиции и данных археологии автор пришел к выводу о том, что в основании колонии наряду с ахейцами участвовали трезенцы и, возможно, локрийцы. Заселение колонии происходило в два этапа. Этот процесс в основном завершился к концу VIII в. до н. э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The foundation of Sybaris

The article deals with the circumstances of the foundation and of the early history of Sybaris a Greek colony founded in VIII B.C. in the Southern Italy. On the basis of the comparative analysis of evidence of the antique authors and archaeological data the author has come to conclusion that the colony was founded by Achaians with the participation of Troezens and perhaps Locrians. The process of foundation was implemented in two stages and was completed to the end of VIII B.C.

Текст научной работы на тему «Основание Сибариса»

В. И. Шубин

ОСНОВАНИЕ СИБАРИСА

Сибарис, греческая колония, располагавшаяся на южном побережье Италии, уже в древности прославился своим богатством и изнеженной роскошью, характерной для повседневной жизни его обитателей. Такой славой Сибарис был обязан многочисленным рассказам, принадлежавшим, по большей части, перу позднеантичных авторов — собирателей разного рода занимательных историй из прошлого. И хотя эти свидетельства, отражающие, как правило, в искаженном виде отдельные стороны жизни сибаритов, обладают определенной исторической ценностью, — все они относятся ко времени расцвета колонии и не содержат информации о начальном периоде ее истории. Между тем представляется несомненным, что именно в этот период были заложены основы будущего процветания колонии, каковое в дальнейшем обеспечило Сибарису столь широкую известность.

В конце VI в. до н. э., спустя примерно двести лет после основания, Сибарис в результате поражения в войне с соседним Кротоном был разрушен, а оставшиеся в живых его обитатели после ряда неудачных попыток восстановления колонии окончательно оставили этот район. Тем самым была утрачена местная историческая традиция, которая, безусловно, должна была содержать ценнейшую информацию, восходящую к начальному периоду его существования. Сохранились лишь отдельные фрагменты этого предания, которые нашли свое отражение в сочинениях Аристотеля, Диодора Сицилийского, Страбона, Псевдо-Скимна и некоторых других авторов. Указанные свидетельства, несмотря на присущие им краткость и противоречивость, в сочетании с данными археологических исследований, предпринятых на месте Си-бариса и на его хоре, все же позволяют, на наш взгляд, восстановить обстоятельства возникновения и основные этапы становления этой колонии на протяжении первых лет ее существования.

Данные письменной традиции об основании Сибариса содержатся прежде всего в сочинениях Страбона и Аристотеля. По свидетельству Страбона, Сибарис был основан ахейцами под руководством Иса из Гелики и был расположен между реками Кра-тис и Сибарис (Strab. VI, 1, 13; см. также: Eustath. Comment. in Dionysii Perieg. Orbis descriptionem. 373, где автор, ссылаясь на Страбона, почти дословно воспроизводит его текст). Страбон же сообщает, что указанные реки были названы в честь реки и источника, находившихся в Ахайе (Strab. VIII, 7, 4-5). Свидетельства Страбона находят подтверждение у ряда других авторов. Псевдо-Скимн, называя Сибарис апойкией ахейцев, добавляет к этому, что свое название колония получила от реки Сибарис (Ps.-Scymnos. 339-340). Подобным же образом объясняют происхождение названия колонии Дионисий Галикарнасский (Dion. Hal. XIX, 1, 1) и автор схолий к Теокриту. Последний, впрочем, толкует название полиса двояко: «или от реки Сибарис, или от какого-то ойкиста» (Schol. in Theocritum (scholia vetera) s.5, v. 1).

© В. И. Шубин

Приведенные свидетельства находятся в противоречии с данными Аристотеля, который в «Политике» упоминает Сибарис среди колоний, образованных смешанным составом участников, или принявших позднее эпойков не из метрополии. По его словам, «ахейцы основали Сибарис совместно с трезенцами, но в дальнейшем, когда ахейцев стало больше, они изгнали трезенцев» (Arist. Pol. V, 10). Об участии в основании колонии неахейцев упоминают и другие авторы. Так, согласно Юлию Солину, Сибарис основали «трезенцы и Сагарис, сын Аякса из Локр» (Solin. De Mirabilibus Mundi II, 10). В свою очередь, Антонин Либерал, ссылаясь на сочинение Никандра, сообщает, что Сибарис был основан локрийцами, проживавшими к югу от Парнаса. По его словам, они назвали колонию в честь местного источника. Источник же получил наименование от чудовища, некогда там обитавшего, которое ежедневно совершало нападения на людей и скот. В сложившихся обстоятельствах жители вознамерились покинуть свою землю и обратились в Дельфы за оракулом относительно места возможного переселения. Аполлон, однако, посоветовал им выставить у входа пещеры, где обитало чудовище, юношу из числа граждан и сделал так, что юноша был спасен героем Еврибатом, убившим Сибариду (Antonin. Liber. Metamorph. Synag. VIII, 7).

Из всех приведенных сообщений свидетельство Аристотеля заслуживает особого внимания и доверия не только в силу его высокого научного авторитета. Не менее важно и то обстоятельство, что он был «ближе» по времени к описываемым событиям, чем остальные указанные авторы. Значит, такая важная деталь начальной истории Сибариса как участие трезенцев, которая со временем могла быть утрачена, ему была еще известна [1, p. 204]. Сильным аргументом в поддержку сообщения Аристотеля служит и то, что он был автором не сохранившейся «Сибарисской политии»(Athen. XII, 19 Kaibel = Arist. Fr. 583 Rose). В работе над этим сочинением Аристотель, безусловно, использовал свидетельства, относящиеся к ранней истории колонии, включая и обстоятельства ее основания. В таком контексте больший вес приобретает также и приведенное выше свидетельство Солина о трезенцах в Сибарисе.

В то же время возможность участия в основании Сибариса локрийцев, упомянутых только Солином и Антонином Либералом, оценивается, в силу характера и позднего происхождения их сочинений, различно.1 Впрочем, принимая во внимание, что в рассказе последнего наряду со сказочными мотивами присутствует такой весьма характерный для комплекса литературных свидетельств об архаической колонизации элемент, как обращение к оракулу Аполлона по поводу переселения, можно предположить, что и само намерение части локрийцев к переселению, и его возможное осуществление имели историческую подоплеку. Локрийцы действительно были вовлечены в общий процесс колонизации Италии в архаическую эпоху. Так, в первой четверти VII в. до н. э. они основали здесь свою колонию — Локры Эпизефирские, которая располагалась на побережье к западу от Сибариса. По Страбону, это произошло «вскоре после основания Кротона и Сибариса» (Strab. VI, 1, 7), а Евсевий дает точную дату — 679 г. до н. э.( Euseb. аpud Hieron. S. 93b Holm). Указанные свидетельства подтверждаются также и данными археологии [4, p. 171]. Можно предположить, таким образом, что какие-то группы переселенцев-локрийцев появлялись в Южной Италии и ранее и могли, хотя бы на время, стать участниками основания Сибариса, а это событие, в свою

1 См. [2, р. 295], где авторы отрицают историческую ценность указанных свидетельств. Противоположная оценка содержится в работе Этторе Пайса: [3, р. 46-47]

очередь, легло в основу предания, сформировавшегося позднее в Локриде Озольской и пересказанного Антонином Либералом.2

Следует отметить, что для VIII в. до н. э. основание колоний в Италии и Сицилии силами сразу нескольких групп, происходящих из разных метрополий, было, судя по данным античной традиции, скорее общим правилом, чем исключением. Так, Пите-кусса, первая колония в этом регионе, располагавшаяся на острове у побережья Неаполитанского залива, была основана выходцами из Эвбеи — эретрийцами и халки-дянами (Strab. V, 4, 9). По свидетельству Дионисия Галикарнасского, те же халкидяне и эретрийцы основали в Кампании следующую колонию — Киму (Dion. Hal. Ant. Rom. VII, 3, 1), а по Страбону, основателями этого поселения были халкидяне и выходцы из Кимы (Strab. V, 4, 4).

Указанная ситуация столь же характерна и для ранней колонизации Сицилии. Так, Наксос, по свидетельству Гелланика, был основан халкидянами и наксосцами (Hellan., fr. 82 Jacoby, IA. P. 128). В то же время Страбон и Псевдо-Скимн, ссылаясь на Эфора, упоминают в составе отряда, прибывшего во главе с Теоклом в Сицилию для основания этой колонии, халкидян, неких ионийцев и дорийцев из Мегары. Уже на месте между поселенцами вспыхнула распря, в результате которой дорийцы покинули Наксос и вскоре основали Мегару Гиблею (Strab. VI, 2, 2; Ps-Scymn. Ad Nic. reg. 272-275). При этом некоторая часть дорийцев отправилась в Италию. Там они присоединились к коринфянам, которые под руководством Архия направлялись в Сицилию и вместе с ними участвовали в основании Сиракуз (Strab. VI, 2, 4). Подобным же образом, в основании Занклы, по свидетельствам разных авторов, приняли участие выходцы из Халкиды Эвбейской, а также переселенцы из нескольких халкидских колоний — Кимы, Наксоса и Катаны (^uc. VI, 4, 5; Callim. Aitia, Fr. 43, 58-60; Strab. VI, 2, 3). Особо следует отметить, что во всех приведенных случаях, несмотря на смешанный состав первопоселенцев, статус новообразованной колонии, который закреплялся за ней в позднейшей письменной традиции, мог определяться двояко: либо на базе общности их происхождения ( эвбейская колония Питекусса, халкидская Занкла), либо — по одной из метрополий, выходцы из которой играли наиболее значимую роль в основании поселения. К таковым можно отнести коринфскую колонию Сиракузы и халкидские Наксос и Киму. В отношении последней мы можем сослаться на уникальное по значению свидетельство Страбона, который сообщает, что название поселения и его статус халкидской колонии были результатом соглашения, достигнутого между главами переселенцев из Халкиды и Кимы (Strab. V, 4, 4).3

В заключение краткого экскурса в историю ранней колонизации Италии и Сицилии отметим те детали из приведенных выше эпизодов, которые достойны, в русле нашего интереса к основанию Сибариса, особого внимания. Имеется в виду прежде всего участие в основании Наксоса халкидян-ионийев и мегарян-дорийцев, прибывших в Сицилию совместно, под руководством общего ойкиста. Распря, положившая конец этому объединению, на наш взгляд, прямо соотносится с упомянутым у Аристотеля эпизодом в истории основания Сибариса, где ахейцы, действовавшие совместно с до-

2 Возможность отнесения поздними авторами ко временам Троянской войны некоторых событий эпохи колонизации, связанных с основанием локрийцами и фокейцами ряда поселений, допускает Т. Данбэ-бин. См. [5, р. 37-38].

3 Подробный анализ свидетельств античной традиции о колониях смешанного происхождения содержится в специальной работе А. Грэйэма: [6, р. 15-22].

рийцами-трезенцами, впоследствии изгнали последних. Не менее интересен и рассказ Страбона о том, как небольшая, вероятно, группа дорийских переселенцев, прибывшая в район предполагаемой колонизации, но не преуспевшая в основании собственного поселения, оказывается уже на месте включенной в состав более масштабной экспедиции, основавшей Сиракузы. Подобным образом в числе ахейцев — основателей Си-бариса — могли оказаться и выходцы из Локр или Трезена. Поскольку у ахейцев было преимущество в численности, они со временем могли освободиться от соучастников в деле основания колонии. В этом смысле особого внимания заслуживает Аристотель, характеризующий деяние ахейцев, изгнавших трезенцев, как тяжкое преступление, навлекающее проклятье — «a^oq» (Arist. Pol. V, 10). Следовательно, принимая во внимание предполагаемую нами хорошую информированность Аристотеля относительно обстоятельств начальной истории Сибариса, можно счесть, что он, давая столь негативную оценку действиям ахейцев, имел в виду именно нарушение ими какого-то договора, заключенного с трезенцами накануне или во время основания колонии.

Таким образом, на наш взгляд, можно говорить о сложившейся уже в VIII в. до н. э. в процессе греческой колонизации Италии и Сицилии и весьма распространенной практике основания ранних колоний объединенными усилиями переселенцев из разных метрополий. В русле этой практики участие трезенцев в основании ахейской колонии Сибарис, засвидетельствованное Аристотелем и Солином, представляется в высшей степени вероятным, а участие локрийцев — по крайней мере, возможным.

Столь же противоречивыми, как и в вопросе о составе основателей Сибариса, являются данные, относящиеся ко времени его основания. Евсевий датирует это событие, совмещая его с основанием другой ахейской колонии в Италии — Кротона, 708 г. до н. э. ( Euseb. аpud Hieron. S. 91b Holm). Свидетельство Евсевия об одновременном основании двух указанных колоний не согласуется, однако, с данными Страбона и Диодора Сицилийского. Оба автора, повествуя об основании Кротона, рассказывают о путешествии ойкиста этой колонии Мискелла в Италию — с целью поиска места для поселения, где он увидел уже основанный Сибарис (Strab. VI, 1, 12; Diod. Sic. VIII, 17, 2). Таким образом, поскольку, согласно Страбону и Диодору, Сибарис был основан ранее Кротона, дата Евсевия, приемлемая для Кротона, для Сибариса представляется неверной.4

Другая возможная дата основания колонии определяется на базе свидетельств Псевдо-Скимна и Диодора, относящихся к завершающему периоду истории Сибариса. Авторы повествуют о войне между Кротоном и Сибарисом, в которой последний, оказавшись побежденным, был уничтожен. По Псевдо-Скимну, это событие произошло спустя 210 лет с основания Сибариса (Ps-Scymn. Ad Nic. reg. 357-360). Диодор, в свою очередь, сообщает, что позднее, спустя 58 лет после разрушения колонии кротонцами, Сибарис был основан заново. Причем в одном эпизоде эта заслуга приписывается некоему фессалийцу, который собрал уцелевших жителей (Diod. Sic. XI, 90, 3), а в другом говорится о фессалийцах, которые поселились вместе с сибаритами (Diod. Sic. XII, 10, 7). Однако через пять лет и эти поселенцы были изгнаны кротонцами, после чего они обратились к спартанцам и афинянам с предложением основать совместную апойкию. Это событие произошло при афинском архонте Каллимахе (Diod. Sic. XII, 10, 8-16).

4 По мнению Т. Данбэбина [5, р. 24], ошибка Евсевия может объясняться неверным прочтением текста Антиоха или автора, от него зависящего.

Архонтство Каллимаха приходится на 446 г. до н. э.[7, c. 204]. Таким образом, в результате сложения всех указанных временных отрезков, с учетом возможных неточностей, определяется дата основания Сибариса — 720 г. до н. э.5 Эта дата принята в современной историографии [8, p. 196; 9, p. 49-50; 10, p. 150; 11, p. 60; 12, p. 169].

Начиная с указанной даты вплоть до момента падения Сибариса в войне с Кротоном история колонии практически не отражена в сохранившихся к настоящему времени письменных источниках. В указанных обстоятельствах особого внимания заслуживает упоминавшийся выше рассказ о путешествии основателя Кротона Мискелла в Италию, представленный в двух версиях — Диодора и Страбона. Очевидное сходство в изложении общего порядка событий и особенно в цитируемом обоими авторами тексте оракула Аполлона позволяет предположить, что они опирались на один и тот же источник. Поскольку Страбон в своем рассказе прямо ссылается на Антиоха, вероятно, что и Диодор почерпнул информацию из сочинения того же автора. При этом сопоставление версий Страбона и Диодора показывает, что первый ограничился беглым пересказом, а Диодор передал содержание источника более детально. Так у Страбона предистория поездки Мискелла в Италию, изложена несколькими общими словами: «когда бог повелел ахейцам основать Кротон...» (Strab. VI, 1, 12). Диодор же подробно повествует о визите Мискелла в Дельфы, предпринятом с целью вопросить бога о рождении детей. Здесь он получает указание основать Кротон, сопровождаемое обстоятельным описанием местности (Diod. Sic. VIII, 17, 1). Побывав в Италии и увидев там Сибарис, Мискелл возвращается в Дельфы и обращается к Аполлону с вопросом, который у Страбона звучит так: «не лучше ли основать этот (т. е. Сибарис) вместо того (Кротона)?» («d Xwov £Їг| тauтr|v dvV еке^г^ кті(ет>). У Диодора намерение Мискелла сформулировано несколько иначе: «Мискелл, восхищенный землей у Сибариса, захотел на ней обосноваться» (о МшкеХХо^ т^у пері т^у ZuPapiv x^pav Gau^daaq ёроиХето ^laa^ — Diod. Sic. VIII, 17, 2).

Безусловно, приведенные пассажи из сочинений Диодора и Страбона не являются точным описанием событий, реально происходивших в конце VIII в. до н. э. Однако, принимая во внимание авторитет их информатора Антиоха и высокую степень его осведомленности во всем, что касается архаической колонизации Запада, эти свидетельства, на наш взгляд, должны отражать некое устное или письменное предание, восходящее к тем далеким временам. К элементам исторического характера можно отнести сам факт обращения к оракулу Аполлона, предваряющего акт основания колонии. Такая практика многократно засвидетельствована в письменной традиции о колонизации Италии и Сицилии в период ранней архаики. И если в нашем случае мотив инициативы Аполлона — как первопричины основания Кротона — представляется позднейшей конструкцией, то само по себе обращение Мискелла к богу за санкцией по поводу уже сформировавшегося намерения вывести колонию в Италию выглядит вполне исторично.6 При этом смысл высказанного Мискеллом предложения может быть истолкован различно. Так, Т. Данбэбин полагал, что Мискелл и его спутники в действительности намеревались или, в соответствии с Диодором, присоединились

5 Промежуток в 210 лет, указанный Псевдо-Скимном, возможно, получился путем сложения 6 поколений по 35 лет. См. [5, р. 448].

6 Подробный обзор научной полемики относительно роли дельфийского святилища в архаической колонизации в целом и колонизации Италии и Сицилии в особенности содержится в работе О. В. Кулешовой. См. [12, с. 129-148].

к уже существующей колонии, или, по Страбону, собирались изгнать прежних поселенцев Сибариса. В пользу первого варианта высказывается О. В. Кулешова [13, c. 140]. На наш взгляд, эта точка зрения также выглядит более приемлемой. Диодор точнее передает содержание и смысл древнего предания. Трудно представить, чтобы у Аполлона — покровителя всех колонистов — испрашивалась прямая санкция на уничтожение уже основанной колонии. В то же время случай разрешения или даже призыва, исходящего от Аполлона Дельфийского, к переселению в уже существующую колонию — Ки-рену, известен из труда Геродота (Her. IV, 159). В конечном итоге намерение основателя Кротона вмешаться в том или ином виде в дела Сибариса встретило, в соответствии со свидетельствами и Диодора и Страбона, крайне негативную реакцию божества, пригрозившего ослушнику карой: «слезы ищешь!» («кХаицата цаатеиец», — Diod. Sic. VIII, 17, 2; «кХаицата 0r|p£U£iq», — Strab. VI, 1, 12).

Итак, можно предположить, что рассматриваемая традиция своим происхождением базировалась на реальных событиях, происходивших накануне и во время основания Кротона. К таковым можно отнести попытку группы переселенцев, прибывших к побережью Италии из Ахайи во главе с Мискеллом, обосноваться на территории, контролируемой Сибарисом. Когда, однако, сибариты отказались принять к себе выходцев из общей с ними метрополии, Мискелл вынужден был искать место для организации отдельного поселения за пределами указанной территории. На наш взгляд, в этой истории содержатся основания для ряда предположений. Так, в первые годы после основания Сибариса эта колония, возможно, принимала к себе новых переселенцев из Ахайи, позволяя им селиться на свободной территории. После того, как фонд свободной плодородной земли был исчерпан, эта практика была прекращена или приостановлена, и очередная партия колонистов, прибывших с Мискеллом, не была принята в Сибарис. Зная дату основания Кротона, мы можем предположить, что это произошло около 708 г. до н. э. — спустя двенадцать лет после основания Сибари-са. Наконец, принимая во внимание, что, получив отказ, Мискелл основал Кротон на удалении около ста километров вдоль побережья к юго-востоку от Сибариса, можно предположить, что к этому времени последний контролировал весьма значительную территорию.

Определить сколько-нибудь точно границы этой территории на основе письменных свидетельств не представляется возможным. К указанному выше свидетельству Страбона и Диодора о том, что поселение было расположено между реками Кратис и Сибарис, последний добавляет лишь, что колонисты, обрабатывая обширную и про-дородную хору, обрели большие богатства (Strab. VI, 1, 13; Diod. Sic. XII, 9, 2). Упомянутые реки соответствуют современным Crati и Coscile. При этом Coscile на расстоянии нескольких километров от современной береговой линии моря резко меняет направление течения и сливается с Crati, в то время как древний Сибарис, вероятно, должен был иметь собственное устье. Обе реки омывают обширную равнинную область, примыкающую к морю и огражденную с материка грядой возвышенностей, переходящих в горы. Равнина, богатая чрезвычайно плодородной аллювиальной почвой, имеет протяженность вдоль моря около 20 км, а самая отдаленная ее точка располагается в 40 км вглубь территории. В горах, окаймлявших равнину, в верхнем течении Кратиса, располагалось дефиле, через которое пролегал кратчайший путь, соединявший побережья Тарентского залива и Тирренского моря. Тем самым здесь существовала возможность для налаживания переброски товаров между обоими побережьями посуху, минуя

опасное плавание вокруг южной оконечности Италийского полуострова — через Мес-санский пролив [3, p. 32; 14, p. 11; 10, p. 60; 15, p. 174-175]. Очевидно, что именно эта равнина и была той хорой, плодородие которой обеспечило, по свидетельству Диодора, процветание обитателям Сибариса. Однако вплоть до второй половины прошлого века все попытки определить границы этой хоры и установить на ней местоположение самого Сибариса оказывались малоплодотворными [5, p. 75-76; 11, p. 61].

Решающие успехи в этом смысле были достигнуты в ходе масштабных археологических исследований, предпринятых здесь в 1961-1968 гг. Исследования велись на территории двух соседних участков равнины — Parco del Cavallo и Stombi — с применением новейших методов, включая аэрофотосьемку, традиционное и гидравлическое бурение, а также сканирование почвы с помощью магнетометра. В то же время проведение обычных раскопок оказалось невозможным в связи с тем, что искомый культурный слой залегал на глубине 4-6 м и перекрывался водоносными пластами, поскольку был расположен ниже уровня моря. В результате проведенных исследований были открыты два расположенных неподалеку друг от друга комплекса сооружений. Один из них, примыкающий к берегу древнего русла Сибариса, был определен как часть одноименного поселения архаической эпохи, поскольку на его территории была обнаружена керамика, относящаяся исключительно к указанному периоду. Другой комплекс, на территории которого был найден материал более позднего происхождения, был ассоциирован с греческими Фуриями и возникшим позднее на их месте римским поселением Копии [16, p. 261-273; 17, p. 34]. Было определено, что Сибарис располагался на возвышенности, образованной песчаными дюнами и протянувшейся вдоль побережья, линия которого проходила ближе, чем в настоящее время [16, p. 272]. В 70-х годах XX в. в ходе последующих исследований удалось определить местоположение порта Сибариса [18, p. 58]. Анализ найденной на месте поселения керамики подтвердил дату основания колонии, основанную на свидетельствах Псевдо-Скимна и Диодора, — 720 г. до н. э.[19, p. 238].

Параллельно с раскопками на месте Сибариса развернулись исследования ряда поселений, открытых на возвышенностях, расположенных по периметру равнины и за ее пределами — на побережье. Так, на территории Francavilla Marittima (современный Sibari) были обнаружены следы местного поселения эпохи поздней бронзы и раннего железа. Оно прекратило свое существование в конце VIII в. до н. э., когда на его месте обосновались греки-колонисты, построившие на вершине холма святилище Афины [15, p. 172; 20, p. 93-94]. Подобная судьба постигла еще целый ряд туземных поселений — Torre Mordillo, Torre del Michelichio, Castrovillari, Broglio di Trebisacce, Amendolara [21, p. 86-87; 22, p. 80]. В ряде случаев (Francavilla Marittima, Amendolara) местные жители, вытесненные колонистами с прежнего места обитания, устраивали новое поселение в непосредственной близости от него [18, p. 59; 23, p. 39-40]. Отметим, что некоторые из основанных колонистами в VIII в. до н. э. поселений возникли на весьма значительном расстоянии от Сибариса. Так, поселение Broglio di Trebisacce отстояло от него примерно на 17 км, а Amendolara — на 27 км к северо-востоку.

Как видим, свидетельства античной традиции, дополненные данными археологии, позволяют в общих чертах представить начальный этап истории Сибариса — с момента основания поселения — до конца VIII в. до н. э. Первые колонисты, прибывшие к побережью Италии во главе с Исом из Гелики, обосновались здесь на не занятой аборигенами территории. В составе этого отряда, наряду с выходцами из Ахайи, были

переселенцы из ряда других областей Балканской Греции — трезенцы и, вероятно, ло-крийцы. В течение двух последующих десятилетий, уже при жизни первого поколения сибаритов, границы проживания колонистов распространились на обширную территорию. Главной составной частью ее была плодородная равнина с протекающими по ней реками Кратис и Сибарис, по границам которой — на стратегически важных высотах, а также за ее пределами колонисты основали ряд поселений. При этом им удалось успешно оттеснить местное население за указанные границы.

Выбор переселенцами места для колонии на побережье обширной плодородной равнины, быстрота, с которой происходило ее освоение, а также очевидно агрессивный, наступательный характер действий колонистов по отношению к местному населению — все эти черты, характерные для начальной истории Сибариса, ставят его в один типологический ряд с другими колониями, основанными на Западе в VIII в. до н. э., такими как Питекусса и Кима в Италии, Наксос и Сиракузы в Сицилии. Главной причиной основания этих колоний был аграрный кризис в их метрополиях, вызванный ростом населения.7 И хотя никаких прямых свидетельств для Ахайи на этот счет не сохранилось, можно, на наш взгляд, сослаться на ситуацию в Коринфе, предшествовавшую выведению Сиракуз, которая описана у Плутарха. В его рассказе упоминаются засуха и мор (aux^oq гаі Xoi^oq), поразившие Коринф (Plut. Amat. Narrat. 2. 772-773). В зоне указанного стихийного бедствия вполне могла оказаться и соседняя Ахайя, что в обстановке вероятного демографического кризиса послужило дополнительным стимулом для части ее населения отправиться в колонию. Неслучайной представляется в этой связи и близость по времени основания Сиракуз (732 г. до н. э.) и Сибариса (720 г. до н. э.).

Таким образом, начальную историю Сибариса, в рамках которой происходило формирование новой колонии, можно разделить на два этапа. Сначала группа колонистов во главе с Исом основала поселение на берегу Тарентского залива — между реками Кратис и Сибарис. Это поселение, в свою очередь, послужило пунктом приема новых групп переселенцев и опорной базой для освоения ими обширной плодородной равнины и ряда прибрежных территорий за ее пределами. Результатом этого этапа стало образование группы новых поселений, связанных с Сибарисом.8 Неудачная попытка Мискелла поселиться на хоре Сибариса в 708 г. до н. э., на наш взгляд, может служить указанием на то, что процесс освоения территории колонии, сопровождаемый формированием на ней системы поселений, в основном завершился к концу VIII в. до н. э.

Литература

1. Morgan C., Hall J. Achaian Poleis and Achaian Colonisation. Introduction to an Inventory of Po-leis: Symposium August, 23-26 1995 // Acts of the Copenhagen Polis Centre. Vol. 3 / ed. by M. H. Hansen. Copenhagen: Kgl. Danske Videnskabernes Selskab, 1996. P. 164-232.

7 Подробный очерк Великой греческой колонизации в целом и особенно западного ее направления, сопровождаемый анализом причин колонизации, с указанием важнейших сочинений отечественных и зарубежных авторов, содержится в работе Э. Д. Фролова [24, с. 146-163].

8 Вполне вероятно, что в соответствии с установившейся общей колонизационной практикой возникшая структура сформировалась под влиянием политической традиции, характерной для Ахайи, где, по свидетельству Страбона, каждая из двенадцати областей состояла из семи или восьми демов ^гаЬ. VIII, 7, 5).

2. Fisher-Hansen T., Nielsen T. H., Ampolo C. Italia and Kampania // Hansen M. H., Nielsen T. H. An Inventory of Archaic and Classical Poleis. New York: Oxford University Press, 2004. P. 249-320.

3. Pais E. Ancient Italy: Historical and Geographical Investigations in Central Italy, Magna Graecia, Sicily, and Sardinia. Chicago: University of Chicago Press, 1908. 441 p.

4. Graham A. J. The Colnial Expancion of Greece // CAH. Vol. III. Part 3: The Expancion of the Greek World, Eight to Sixth Centuries B. C. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. P. 83-162.

5. Dunbabin T. J. The Western Greeks. The History of Sicily and South Italy from the Foundation of the Greek Colonies to 480 B. C. Oxford: Clarendon Press, 1948. 506 p.

6. Graham A. J. Colony and Mother City in Ancient Greece. Manchester: Manchester University Press, 1964. 291 p.

7. Бикерман Э. Хронология древнего мира: древний восток и античность. М.: Наука, 1975. 334 c.

8. Byvanck A. W. Untersuchungen zur Chronologie der Funde in Italien aus dem VIII. und VII. vor-christlichen Jahrhundert // Mnemosyne. Third Series. Vol. 4. Fasc. 3 (1937). P. 181-225.

9. Freeman K. Thourioi // Greece & Rome. Vol. 10, N 29 (Febr., 1941) P. 49-50.

10. Ehrenberg V The Foundation of Thurii // The American Journal of Philology. Vol. 69, N 2 (1948). P. 149-170.

11. Woodhead A. G. The Greeks in the West. New York: Praeger, 1962. 243 p.

12. Rutter N. K. Diodorus and the Foundation of Thurii // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte. Vol. 22. N 2 (2nd Qtr. 1973) P. 155-176.

13. Кулешова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII — V вв. до н. э.). СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. 432 c.

14. Randall-MacIver D. Greek Cities in Italy and Sicily. Oxford: Clarendon Press, 1931. 226 p.

15. Rutter N. K. Sybaris-Legend and Reality // Greece & Rome. 2nd Ser. Vol. 17, N 2 (Oct. 1970). P. 168-176.

16. Rainey F. The Location of Archaic Greek Sybaris // American Journal of Archaeology. Vol. 73, N 3 (Jul. 1969). P. 261-273.

17. Trendall A. D. Archaeology in South Italy and Sicily, 1961-63 // Archaeological Reports. N 10. (1963-1964). P. 33-50.

18. Frederiksen M. W. Archaeology in South Italy and Sicily. 1973-76 // Archaeological Reports. N 23 (1976-1977). P. 43-76.

19. Coldstream J. N. Geometric Greece. London: Methuen, 1979. 405 p.

20. Ridgway D. Archaeology in Sardinia and South Italy, 1989-94 // Archaeological Reports. N 41. (1994-1995). P. 75-96.

21. La Geniere J. de. The Iron Age in Southern Italy / Italy before the Romans. The Iron Age, Orientalizing and Etruscan Periods / ed. by David and Francesca R. Ridgway. London: Academic Press, 1979. P. 59-93.

22. Ridgway D. Archaeology in South Italy, 1977-81, with an Appendix on New Mycenaean Discoveries in Italy and Sardinia // Archaeological Reports. N 28 (1981-1982). P. 63-83.

23. Hall J. How “Greek” were the Early Western Greeks? // Greek Identity in the Western Mediterranean: Papers in Honour of Brian Shefton / ed. by Kathryn Lomas. Leiden: Brill, 2004. P. 35-54.

24. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 266 c.

Статья поступила в редакцию 14 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.