Научная статья на тему 'Осмысленность жизни у людей с нарушениями зрения как фактор их реабилитированности'

Осмысленность жизни у людей с нарушениями зрения как фактор их реабилитированности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕЗРЯЧИХ / СЛЕПОТА / СЛАБОВИДЕНИЕ / MEANINGFULNESS OF LIFE / REHABILITATION / BLIND / BLINDNESS / LOW VISION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна

В статье раскрываются особенности педагогической реабилитации поздноослепших в центре реабилитации слепых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANINGFULNESS OF LIFE IN PEOPLE WITH IMPAIRED VISION, AS A FACTOR OF REHABILITATING

The article describes the features of educational rehabilitation late blinded blind rehabilitation center.

Текст научной работы на тему «Осмысленность жизни у людей с нарушениями зрения как фактор их реабилитированности»

УДК 376.3

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ КАК ФАКТОР ИХ РЕАБИЛИТИРОВАННОСТИ

© 2013

Ю.Е. Криводонова, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)

Аннотация: В статье раскрываются особенности педагогической реабилитации поздноослепших в центре реабилитации слепых.

Ключевые слова: осмысленность жизни, реабилитация незрячих, слепота, слабовидение.

Вопрос о смысле жизни является актуальным как в норме, так и при потере зрения. Потеря зрения — событие драматичное. Оно является тяжелой психической травмой для человека. Психическая травма приводит к тому, что человек долгое время остается центрированным на своих переживаниях. Под влиянием этих переживаний может происходить существенное обесценивание: «Кому я такой нужен? Что я теперь могу?», - что приводит к потере смысла жизни у слепых и слабовидящих. Потеря смысла жизни негативно влияет на процесс реабилитации незрячего человека, а именно на процесс усвоения нового жизненного опыта. Так, попадая в Центр Реабилитации Слепых, человек не всегда осознаёт, зачем он вообще приехал на обучение и что от него хотят педагоги. В процессе обучения он демонстрирует позицию пассивного слушателя, которая препятствует усвоению материала. В такой ситуации, педагогам, работающим с незрячими, необходимо в процессе обучения переориентировать реабилитантов со слабых сторон их психики на сильные. В свою очередь, это поможет взглянуть на себя со стороны и поможет сформировать не только уверенность в себе, но и уверенность человека в завтрашнем дне. [1]

Смысл жизни — психологическая реальность, независимо от того, в чем человек его видит. Под влиянием дефекта зрения у слепых и слабовидящих возникает своеобразная установка — реакция на дефект, носящая яркий личностный отпечаток. В психологии проблема смысла жизни изучается с точки зрения того, как, под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии личности и как сформировавшийся смысл жизни и его отсутствие влияют на жизнедеятельность и сознание человека. [2]

При изучении смысла жизни в психологии сложилось много точек зрения по данной проблеме. Тульчинский Г.К. выделил три аспекта смысла жизни:

1. Смысл жизни как социально-идеологическая модель жизни.

2. Объективная направленность жизнедеятельности, которая может не осознаваться.

3. Субъективно осознанный смысл жизни. [3]

Ведин И.Ф. (1987) выделил следующие компоненты

смысла:

Объективное осознание смысла.

Реализация оснований смысла в представлении о смысле.[1]

Франкл В. рассматривает стремление к поиску и реализации смысла жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла жизни, по мнению Франкла В., порождает состояние экзистенционального вакуума, приводящего к специфическим ноогенным неврозам. Утверждая уникальность понятия смысла жизни, он ввел представление о ценностях — смысловых универсалиях, кристаллизующихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человек сталкивается. Это позволяет наметить пути осмысленности жизни:

1. С помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой работы).

2. С помощью того, что мы берем от мира (смысла

переживания ценностей).

3. Посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к себе и которую мы не в силах изменить. [2]

Смысловая установка — неосознанное состояние готовности личности, предрасположенности к деятельности, с помощью которого может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка — готовность к восприятию и осмыслению объекта и действия с ним, сформированная в прошлом опыте. [3]

Унадзе Д Н. показал, что процесс формирования фиксированных смысловых установок определяет поведение человека. Он выделил три компонента смысловых установок:

1. Когнитивный — образ того, что готов познать и воспринять человек;

2. Эмоционально-оценочный — компонент симпатий и антипатий к объекту установки;

3. Поведенческий — готовность человека определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевое усилие.

Бруньери Ф. и Цукерман Дж. (1992) считали, что люди, ориентированные на автономию, отличаются большей целостностью натуры, а люди ориентированные на контроль извне, отличаются слабостью, отрицанием своих возможностей.[1]

На основании данных исследований можно сделать вывод о том, что при нарушениях зрения у человека существует установка на дефект, влияющая на потерю смысла жизни. Данная особенность характеризуется отношением к дефекту: люди становятся беспомощными, у них возникает убеждение достигнуть чего-то существенного в жизни. Таким образом, мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими понятиями инвалидностью и полноценностью.

В тифлопсихологии отмечается, что потерявший зрение человек не может в процессе интеграции восстановить и развить все свои психические возможности (Гулек О.).

Важной проблемой в понимании смысла жизни слепых и слабовидящих является проблема социального статуса человека в обществе. Особенности формирования личности человека с нарушением сенсорного о развития определяются не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе. [4]

Важным фактором интеграции слепых и формирования на этой основе смысла жизни является адекватное отношение ближайшего окружения (членов семьи) к их дефекту, что является основой и базисом для успешного включения незрячих в жизнь общества. [5]

Целью экспериментального исследования стало выявление особенностей осмысленности жизни, ее насыщенности и преодоления трудностей, возможностей выполнения человеком своих обязанностей, удовлетворенности самореализацией, управляемости жизнью (человек является хозяином своей жизни или он подвластен ей) у слепых и слабовидящих людей.

Экспериментальной базой являлся Центр реабилитации слепых имени Наумова. В исследовании принимали участие 171 человек в возрасте 17 — 70 лет.

Методами исследования являлись методика «СЖО»

Леонтьева Д.А., адаптированная для слепых и слабовидящих, методы математической статистики (нахождение средних значений, критерий различий Стьюдента).[1]

Методика «СЖО» имеет 6 шкал, по которым анализировались полученные результаты:

— общая осмысленность жизни;

— цели жизни;

— процесс жизни;

— результат жизни;

— локус контроля «Я»;

—локус контроля жизни.

Особенностями проведения методики «СЖО» являлось то, что ответы испытуемых регистрировались диктофоном, и работа проводилась с каждым человеком индивидуально с целью создания комфортной атмосферы.

Результаты проведения экспериментального исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты проведения методики «СЖО» со слепыми и слабовидящими людьми (средние значения)_

Шкапы Общая 1 2 3 4 5

Приобретенная слепота 74,05263 17,83368 21,75789 16,28105 14,61737 28,79158

72,45161 17,64581 21,30258 16,53742 15,43645 25,75613

Врожденное остаточное зрение 74,19355 20,76903 20,4929 17.38065 15,64645 28,37355

Остаточное зрение с детства 82,67742 21,04323 24,7871 18,26258 16,95032 31,10387

Приобретенное остаточное зрение 82,75862 20,55241 24,4869 18,24966 17,71862 30,32667

Слепота с детства 79,9 18,39 22,77333 18,00267 16,28967 30,64267

Вся группа 77,8538 19,47228 22,63614 17,52199 16,19468 29,15609

Нормативные показатели 99 30,44 28,9 24,88 19,355 33,92

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. При сравнении с нормативными показателями по всем шкалам, практически все полученные результаты имеют низкие значения. Возможными причинами этого могут быть: понимание и восприятие самого дефектао-рения, сужение социальных связей слепых и слабовидящих людей и в связи с этим своеобразие их адаптации в обществе.

2. Наиболее существенные различия (для анализа использовался критерий различий Стьюдента) выявились:

- по шкале «Осмысленность жизни» — между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства ^ — Ст = 2.24, а = 0,05), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением ^ — Ст = 2.33, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале наиболее низкие показатели регистрируются у людей с врожденной слепотой (X = 72,45161) и наиболее высокие — у людей с остаточным зрением с детства (Х=82,67742) и приобретенным остаточным зрением (X = 82,75862), то есть они более остальных понимают смысл своей жизни. Такие результаты объясняются тем, что у людей с врожденной слепотой изначально нарушены социальные связи, люди с остаточным зрением с детства адаптированы к своему дефекту с детства, а у людей с приобретенным остаточным зрением адаптация происходит быстрее в связи с наличием остаточного зрения. Здесь также большое влияние оказывает социальное окружение человека— при благоприятной социальной ситуации влияние дефекта на осмысленность жизни уменьшается;

- по шкале «Цели жизни» — между группой людей с приобретенной и слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства ^ — Ст = 2.10, а = 0,05), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства — Ст = 2.97, а=0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением ^ — Ст = 2.46, а = 0,05), между группой людей с остаточным зрением с детства и группой людей со слепотой с детства 0- Ст= 3.27, а = 0,01), между группой людей с приобретенным остаточным зрением и группой людей со слепотой с детства — Ст = 2.51, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (Х=17,83368), врожденной слепотой (Х=17,64581) и слепотой с детства (Х= 18,39000). Эти люди, возможно, живут только се-20

годняшним днем и часто думают о прошлом. Такие данные объясняются особенностями взаимодействия с социальным окружением, осознанием дефекта зрения. Наиболее высокие баллы регистрируются у людей с врожденным остаточным зрением (X = 20,76903), остаточным зрением с детства (X = 21,04323), приобретенным остаточным зрением (Х= 20,55241). Эти люди имеют какие-то цели в жизни, устремлены на будущее;

по шкале «Процесс жизни» — между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (: — Ст =2.65, а = 0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (: — Ст = 2.35. а -0,05), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с приобретенным остаточным зрением (: — Ст = 3.22, а = 0,01), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с остаточным зрением с детства (: — Ст = 3.58, а = 0,01), между группой людей с остаточным зрением сдетства и группой людей со слепотой с детства (: — Ст = 2.27, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (X = 21,75789), с врожденной слепотой (X = 21,30258), с врожденным остаточным зрением (Х = 20,49290). Для них, возможно, характерна неудовлетворенность своей жизнью в настоящем. Люди с врожденной слепотой изначально имеют свой стиль жизни (потому что уже рождаются такими), они отличаются особенностями осознания дефекта и особенностями интеграции. Наиболее высокие показатели регистрируются у людей с остаточным зрением с детства (X = 24,78710) и с приобретенным остаточным зрением (X = 24,48690). Эти люди отличаются большей стабильностью своей жизни;

по шкале «Результат жизни» — различия между группами испытуемых не выявились. Такие данные свидетельствуют о том, что практически все слепые и слабовидящие одинаково видят результат своей жизни. Так как средние значения результатов по этой шкале ниже нормативных показателей, то можно сделать вывод, что слепые и слабовидящие люди большей частью не удовлетворены свой жизнью в целом. При нормальной ситуации развития, в процессе адаптации люди с дефектами зрения понимают, для чего они живут, какими будут результаты их жизни;

по шкале «Локус контроля Я» — между группой людей с приобретенной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (: — Ст = 2.29, а = 0,05), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с приобретенным остаточным зрением (: — Ст = 2.10, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (X = 14,61737). Эти люди, возможно, не верят в свои силы, в свои возможности. Приобретенная слепота является тяжелой психической травмой для человека, что влияет на результаты поданной шкале. Для них пик тросами являются: «Кто я такой?», «Кем я был и каким я стал?», «Каким я буду в будущем?». Наиболее высокие показатели — у людей с приобретенным остаточным зрением (X = 17,71862). Они, возможно обладают достаточной свободой выбора, представляют себя более сильной личностью (по сравнению с другими). До какого-то времени люди с приобретенным остаточным зрением развивались нормально, и потерязрения практически не повлияла на позитивную самооценку;

по шкале «Локус контроля жизни»—между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (: — Ст = 2.88, а = 0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением — Ст = 2.41, а=0,05) между группой людей с врожденной слепотой и группой людей со слепотой с детства (: — Ст = 2.40, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с врожденной сле-Карельский научный журнал. 2013. № 2

потой (X = 25,75613). Эти люди, большей частью, склонны к фатализму. Такие данные объясняются осознанием своего дефекта: люди с врожденной слепотой не видят смысла жизни, цели жизни, неадекватно понимают, что такое вообще жизнь. Наиболее высокие показатели регистрируются у людей с остаточным зрением с детства (Х = 31,10387), с приобретенным остаточным зрением (X = 30,32667) и со слепотой с детства (X = 30,64267). Для них, возможно, более характерна убежденность в том, что жизнь подвластна, что они могут контролировать свою жизнь и сами принимать решения. Такие данные объясняются социальной ситуацией развития этих людей — в школе, в семье, - проведением коррекцион-ной работы.

Наглядно результаты экспериментального исследования представим па диаграмме:

Результаты проведения методики СЖО с разными группами слепых и слабовидящих (средние значения)

Также выявлялись различия результатов проведения методики «СЖО» между слепыми и слабовидящими по шкалам. Значимые различия выявились по шкале «Цели жизни» ^ — Ст = 2.85, а = 0,01). Низкие показатели регистрируются у слепых людей (X = 17.97), а высокие — у слабовидящих людей (X = 20.79). Таким образом, для слепых людей характерна ориентация на настоящее и прошлое, а для слабовидящих людей — целеустремленность, нацеленность на будущее. Такие данные объясня-

дей и полным его отсутствием у слепых, то есть зависят от степени выраженности дефекта, от степени его осознания и от собственных переживаний по этому поводу.

Итак, результаты проведения методики «СЖО» показали, что наиболее осмысленной свою жизнь считают люди с остаточным зрением с детства и люди с приобретенным остаточным зрением. Жизнь для них более насыщена, они легче преодолевают трудности, более удовлетворены самореализацией и управляемостью своей жизни. У людей с врожденной слепотой менее всего выражен смысл жизни личности, смысложизненные ориентации.

Таким образом, благодаря методике «СЖО» Леонтьева Д.А. можно изучать особенности смысловой сферы слепых и слабовидящих, наметить пути их адаптации в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. — М., 1999.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. —М., 1990

3. Фобии и тревожные ожидания поздноослетиих: Методическое пособие для работников тифлопедагогики А ПН Института им. Герцена. — М., 2003.

4. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушением зрения //Дефектология. — №2. —1996.

5. Шкляев А.В. Слепота и что за ней. — М., 1998.

ются наличием остаточного зрения у слабовидящих лю-

MEANINGFULNESS OF LIFE IN PEOPLE WITH IMPAIRED VISION AS A FACTOR OF REHABILITATING

© 2013

Ju.E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual

and physical opportunities of health

Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

Annotation: The article describes the features of educational rehabilitation late blinded blind rehabilitation center. Keywords: meaningfulness of life, rehabilitation, blind, blindness, low vision.

УДК 338.24.01

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОЦЕНКИ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2013

A.A. Курилова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Процесс оценки рисков является одним из важнейших составляющих эффективной системы управления на предприятии. В процессе оценки рисков предприятий автомобильной промышленности проводится описание процессов внутреннего контроля предприятий, выявление потенциальных рисковых событий, качественная (рейтинговая) оценка выявленных рисков и составление карты рисков по процессам предприятий автомобильной промышленности.

Ключевые слова: риск, контроль, предприятия автомобильной промышленности, самооценка рисков.

Актуальность процесса оценки рисков.

В процессе оценки рисков предприятий автомобильной промышленности проводится:

- описание процессов внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности;

- выявление потенциальных рисковых событий, определение источников рисков - внешних и внутренних факторов, влияющих на достижение целей процессов;

- качественная (рейтинговая) оценка выявленных рисков по критериям вероятности возникновения и существенности последствий рисковых событий;

- составление карты рисков по процессам предприятий автомобильной промышленности для иллюстрации значимости рисков, актуальных для управления.

Оценка рисков обычно производит обычно службами внутреннего контроля и аудита предприятий ежегодно при разработке планов аудитов и отборе процессов предприятий автомобильной промышленности для самооценки рисков на очередной год. Оценка рисков осуществляется структурными подразделениями пред-

приятий автомобильной промышленности непрерывно в ходе текущей деятельности, для обеспечения достижения целей предприятий автомобильной промышленности, а также при проведении ежегодной самооценки рисков. В случае существенного изменения оценки рисков, выявленного структурными подразделениями в ходе текущей деятельности, структурные подразделения обязаны проинформировать службу внутреннего контроля и аудита предприятия, независимо от сроков проведения самооценки.

Служба внутреннего контроля и аудита предприятия - осуществляет координацию оценки рисков в структурных подразделениях, разрабатывает методологию и проводит обучение, составляет тепловую карту рисков предприятий автомобильной промышленности на основе информации от структурных подразделений, использует собственную оценку рисков и результаты оценки рисков структурных подразделений для планирования аудитов и для подготовки внешней отчетности предприятий автомобильной промышленности в части рисков.

Структурные подразделения предприятия - осущест-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.