Научная статья на тему 'Осмысление Ф. Ницше кризиса культуры в практике постмодернистского мышления: оценка Ю. Хабермаса'

Осмысление Ф. Ницше кризиса культуры в практике постмодернистского мышления: оценка Ю. Хабермаса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1075
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ" / КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕРЕХОД ОТ МОДЕРНА К ПОСТМОДЕРНУ / ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ДИСКУРС / ТЕОРЕТИКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / "LIFE'S PHILOSOPHY" / CULTURE CRISIS / EUROPEAN CULTURE / WORLD OUTLOOK-THEORETICAL CAUSATION / POSTMODERN DISCOURSE / CRISIS THEORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ирицян Гурген Эдмондович

В работе анализируется теоретико-мировоззренческая связь «философия жизни» Ф. Ницше и постмодернистской теории культуры. Выявляется точка зрения Ю. Хабермаса на роль Ницше в переходе от модерна к постмодерну. Ницше выразил системный кризис Европейской культуры и ввел в научный оборот идею кризиса. Постмодернистский дискурс, отталкиваясь от теории кризиса Ницше, продолжает теоретизирование в том же направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

J.Habermass appreciates F.Nietzsches comprehension of culture crisis in practice of postmodern thinking

In this work world outlook-theoretical causation of «lifes philosophy» of F.Nietzsche and postmodern theory of culture is analyzed. J.Habermass point of view on the Nietzsches role in the change-over from modern to postmodern. Nietzsche showed a system crisis of European culture and put into scientific using ideas of crisis. Being based on Nietzsches crisis theory postmodern discourse keeps on theorization at the same direction.

Текст научной работы на тему «Осмысление Ф. Ницше кризиса культуры в практике постмодернистского мышления: оценка Ю. Хабермаса»

УДК 316.73 И-80

Ирицян Гурген Эдмондович

кандидат философских наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных

и психолого-педагогических дисциплин

Новороссийского филиала Пятигорского государственного лингвистического университета.

Girits@yandex.ru

Осмысление Ф. Ницше кризиса культуры в практике постмодернистского мышления: оценка Ю. Хабермаса

Аннотация:

В работе анализируется теоретико-мировоззренческая связь «философия жизни» Ф. Ницше и постмодернистской теории культуры. Выявляется точка зрения Ю. Хабермаса на роль Ницше в переходе от модерна к постмодерну. Ницше выразил системный кризис Европейской культуры и ввел в научный оборот идею кризиса. Постмодернистский дискурс, отталкиваясь от теории кризиса Ницше, продолжает теоретизирование в том же направлении.

Ключевые слова: «философия жизни», кризис Европейской культуры, переход от модерна к постмодерну, постмодернистский дискурс, теоретико-мировоззренческая связь.

Современное состояние культуры принято характеризовать как кризисное - об этом пишут и говорят на разные лады представители социальных и гуманитарных наук. Большинство исследователей считают кри-зисность современной культуры инвариантной, и внутренне присуще ей, что проявляется в дисбалансе социальных институтов их разорванности и размытости, наличии ситуации аномии. Можно констатировать то, что в социогуманитарной сфере сложилась традиция по осмыслению кризиса культуры, так как проблему кризиса не обходит своим вниманием ни одна значительная школа, ни один крупный теоретик культуры. Но еще в XIX в. немецкий мыслитель Фридрих Ницше в своей «философии жизни» обратил внимание на кризис европейской культуры, сделав предметом своего анализа, тем самым дал толчок для формирования основ осмысления кризиса культуры.

Идеи Ницше о кризисе культуры получили широкий резонанс и оказали определенное влияние на теоретиков постмодернизма во второй половине ХХ в. Мы обращаемся к теории Юргена Хабермаса для того, чтобы представить его оценку роли Ницше в деле формирования постмодернистского дискурса, как теоретизирования о кризисе культуры и путях

89

выхода из него. Хабермас достаточно отстраненно, и не столь эмоционально как некоторые французские представители постмодернизма (Фуко, Делез, Деррида) оценивает роль Ницше в проблематике перехода от модерна к постмодерну. В область научных интересов Хабермаса входит задача осмысления кризиса классической рациональности, на основе которого, по его мнению, формировался постмодернизм. В одной из своих программных работ «Философский дискурс о модерне», вышедшей 1985 г. Хабермас анализирует феномен перехода от модерна к постмодерну, понимая этот переход как ключевой для анализа ситуации в современном гуманитарном знании. Роль Ницше в становлении постмодернистского дискурса у Хабермаса на прямую связана с осмыслением основных тенденций развития теоретического дискурса о судьбах культуры. В рамках данной статьи нас интересует проблема осознания Хабермасом вклада Ницше в процесс перехода от модерна к постмодерну. При этом мы проследим, как, по мнению Хабермаса, отразилась критика Ницше европейского рационализма, фундирующего культуру модерна на теориях постмодернистов и их предшественников.

Представителя Франкфуртской школы философии по праву считают сторонником и выразителем идей модерна, то есть линии классической рациональности, которая разворачивается в Новое время. Хабермас считает модерн незавершенным проектом, он утверждает факт того, что «проект модерна претерпел своеобразное расщепление» [1, с. 45], и одна из форм такого «расщепления проекта модерн» - творчество Ницше и преемственность его тем методологии и умозаключений в деятельности представителей постмодернизма. В самом общем виде Хабермас ставит перед собой задачу - создать мировоззренческие и теоретические основы для ренессанса модерна: «Большинство современных ученых признали неудачу двухсот лет попыток создать универсальные основы философии, социальных науки и организации, считая такой фундамент едва ли возможным. Хабермас думает иначе: его труды дают такую основу, отказ от этой попытки неприемлем. Без универсальной философии, науки и демократии, - пишет он, - мы получим контекстуализм, релятивизм и нигилизм» [2, с. 127-128]. По мнению Хабермаса, именно Ф. Ницше становится одним из последовательных апологетов контекстуализма, релятивизма и нигилизма, они в свою очередь становятся сущностными чертами постмодернизма. Важно то, что он не считает культурный проект модерна исчерпанным, а только констатирует факт его кризиса и предлагает преодоление этого кризиса на путях построения теории коммуникативного действия.

Разъясняя сущностные черты модерна, Хабермас связывает их с идеями и практикой Просвещения и Нового времени. Он выделяет фигуры Канта и Гегеля в качестве мыслителей, внесших важнейший вклад в дело обоснования проекта модерн. Хабермас считает, что с Канта начинается современность, а «первым философом, который развил ясное понятие модерна, был Гегель» [3, с. 10]. Постмодерн же Хабермас связыва-

90

ет с теоретическими построениями неоструктурализма, то есть с постструктурализмом, идеи которого представлены в работах Ж.-Ф. Лиотара. Неоструктуралистскую критику разума Хабермас воспринимает как вызов, который и подвигнул его на реконструкцию философского дискурса о модерне [3, с. 5]. При этом Ницше играет важнейшую роль в деле обоснования необходимости осмысления кризиса разума, который фундирует культурную эпоху модерна.

Хабермас в отношении Ницше пытается выяснить, что стоит за стремлением последнего «сломать рамки европейского рационализма», и что «скрывается за радикальными жестами этого вызова» [3, с. 81]. При этом Ницше в этой работе оценивается как точка отсчета вступления в постмодерн - глава четвертая «Философского дискурса о модерне» так и называется «Вступление в постмодерн: Ницше как новая точка отсчета». Ницше, по мнению Хабермаса, является тем мыслителем, который заложил основы критики просвещения и рационализма, отшельник из Сильс-Марии видит кризисное состояние культуры модерна и стремиться разрушить ее оболочку. «Ницше нивелирует все, что вырывается из диалектики просвещения. Модерн теряет свое исключительное положение; он всего лишь последняя эпоха в долгой истории рационализации, как она начинается с разложением архаической жизни и распадом мифа», - утверждает Хабермас [3, с. 96]. Ницше, для того чтобы найти точку опоры вне модерна, обращается к архаике, он объявляет своим идеалом философию досократиков и мифологию бога Диониса. И делает он это в противовес идеалистической линии в философии от Сократа до Гегеля к христианству. Ницше создает новую мифологию, в которой объединяется искусство, философия и жизнь, понимаемая как дионисическое буйство энергии. В интерпретации Хабермаса критика рационализма модерна у Ницше - это не что иное, как противоборство дионисического начала в культуре аполлоновскому, при несомненном предпочтении дионисического. Сам человек как субъект культуры теряет свою рациональную идентичность, он растворяется в окружающем его мире и «...тогда открывается мир непредвиденного и совершенно поразительного, область эстетической видимости, которая не скрывает и не выявляет, которая не есть ни явление, ни сущность, но не что иное, как поверхность» [3, с. 102] - здесь напрашивается сравнение с теорией ризомности культуры у Ж. Делеза, где культура понимается именно как культура ни высоты, ни глубины, а поверхности. То, что Хабермас отмечает область эстетической, по сути культурной видимости как поверхность, говорит о том, что идеи Ницше представляют собой теоретико-мировоззренческую предпосылку теории культуры постмодернизма и, в частности, у Ж. Делеза.

По мнению Хабермаса, у Ницше речь идет «о тотальном отказе от нигилистически опустошенного модерна. Вместе с Ницше критика модерна в первый раз отказывается от сохранения его эмансипаторского содержания» [3, с. 103]. Модерн у Ницше перестает пониматься как культурная эпоха, обещающая великое преодоление объективных преград,

91

стоящих на пути у общества на основе разума, просвещения и детерминированных ими демократии и либерализма. Ни к одной из этих основ Ницше не питал пиетета. Для Ницше мир оправдывается только как явление эстетическое, при этом он привносит в его понимание антиметафизи-ческие, скептические, антиромантические и пессимистические установки.

Хабермас прослеживает традицию критики модерна, заложенную Ницше, и для лучшего понимания роли Ницше в дискурсе о модерне мы приводим ее ниже. Хабермас считает, что традиция, основанная Ницше, разделилась на два направления. Одно направление - мыслители, которые относятся к скептикам, использующим антропологические, психологические и исторические методы в деле обоснования притязаний постмодерна перед модерном (Батай, Лакан, Фуко). Другое направление основывается на критике метафизических основ модерна (Хайдеггер и Деррида). В частности, Хайдеггер ставит перед собой задачу сделать так, чтобы философия заняла место искусства - это путь преодоления и борьбы по отношению к нигилизму. Главная цель Хайдеггера, по мысли Хабермаса,

— так реформировать философию, чтобы она впоследствии имела возможность стать фундаментом для существования и обновления дионисических жизненных и культурных сил. При этом появление и преодоление нигилизма Хайдеггер интерпретирует как завершение, исчерпание метафизики [3, с. 106]. Со своей стороны заметим, что сущность нигилизма осмысляется Хайдеггером через анализ идей Ницше.

Жорж Батай занимается изучением капиталистического производства и рациональной сущности бюрократизированного государства, он, по мысли Хабермаса, «исследует императивы хозяйственности и эффективности, при которых труд и потребление эксплуатировались все сильнее, власть над ними становилась все полнее; это нужно, чтобы затормозить, сдержать в индустриальном продуктивизме присущую всем модерным обществам тенденцию к саморазрушению» [3, с. 110]. Кроме того, объектом изучения французского ученого были пограничные состояния человека, в том числе связанные с религиозными культами и сексуальным опытом, тем самым Батай хотел приблизиться к пониманию разрушительных сил, укорененных в культуре и воздействующих на личность.

Но самое важное состоит в том, что, по мнению Хабермаса, и Хайдеггер и Батай разными методами пытаются решать одну и туже задачу: «Оба хотят осуществить радикальную критику разума - критику, которая затрагивает корни, истоки самой этой критики» [3, с. 109]. Вслед за Ницше, Хайдеггер и Батай стремятся совершить теоретический возврат ко времени до эпохи модерна, к архаике для того, чтобы обнаружить идеи Диониса в философии досократиков или в разнообразных сакральных ритуалах, связанных с жертвоприношениями. Хайдеггер и Батай, в конце концов, оказываются перед той же непреодаленной ими проблемой, что и Ницше: «теория власти не может претендовать на научную объективность и одновременно осуществлять проект тотального разума, а тем самым и критику истин научных высказываний», - утверждает Хабермас [3, с. 112].

92

Исходя из основной гипотезы Хабермаса, фигура Ницше представляет собой определенный водораздел между модерном и постмодерном, Ницше стал и отправной точкой, и генератором идей, от которых «питались» предшественники и теоретики постмодернизма. Хабермас выделяет две основные линии дискурса о модерне: одна идет от Гегеля, а другая

- от Ницше. В последующих главах «Философского дискурса о модерне» Хабермас представляет основные идеи таких мыслителей, как Хабермас, Батай, Хоркхаймер, Адорно, Фуко, Деррида, имеющих определенное отношение к теоретико-мировоззренческим построениям Ницше.

Один из вариантов развития идей Ницше в деле преодоления модерна, по Хабермасу, - это теория «деконструкции» французского представителя постмодернизма Жака Деррида. Деррида имеет отношение и к идейному наследию Ницше, и к философии культуры Хайдеггера. Сравнивая Хайдеггера и Деррида, Хабермас отдает предпочтение французскому мыслителю. При этом Хабермас отдает дань и вкладу Хайдеггера в дело преодоления противоречий модерна, в частности, он отмечает роль последнего в масштабной критике абстрактного гуманизма. В «Письме о гуманизме» Хайдеггера вынесен окончательный приговор западноевропейскому философскому менталитету: в качестве установок познания и практики антропоцентричное мышление, гуманистическое самовосприя-тие и самооценка индивида себя исчерпали» [4, с. 406]. В отношении идеи отрицания гуманизма надо заметить, что предшественником Хайдеггера был именно Ницше со своими во множестве разбросанными по большинству работ, инвективами просвещенческому гуманизму. От Ницше исходит и критическая мысль Деррида. По мысли Хабермаса, «Деррида живет во взрывном мире партизанской борьбы — он хочет разрушить дом бытия и на свободе “танцевать на том мрачном празднестве, о котором повествует «Генеалогия морали»”« [3, с. 174]. Деррида в книге «О грамматологии» обращается к философско-культурологическому анализу текста: грамматология, по мнению Хабермаса, представляется как научная критика метафизики. Эта наука раскрывает глубинную сущность письма, которое построено фонетически и относится резко критически к метафизическому мышлению. Хабермас утверждает, что Деррида, по сути, заявляет и о крахе антропоцентрического мышления, объектом его исследования является «весь Запад» [3, с. 173]. Деррида идет в крестовый поход против западного «логоцентризма», то есть жесткой структурированности культурных явлений и зависимости их от центра. Он создает проект, посредством, которого производится деконструкция культурных смыслов. Деконструкция - это специальный метод чтения, то есть работа с текстами, по мнению П.К. Гречко, установка на работу преимущественно с текстами - отличительная особенность всего постмодернизма [5, с. 6]. Согласно Хабермасу «Революционизирующая практика деконструкции нацелена, прежде всего, на разрушение застывших иерархий основных понятий, ниспровержение основных взаимосвязей и концептуальных отношений господства и главенства» [3, с. 196]. Схожее понимание роли де-

93

конструкции мы находим и у отечественного исследователя П.К. Гречко: он считает, что главное в деконструкции конструктивность, то есть конструирование нового, особенно по отношению к различиям. «Деконструкция их выявляет, утверждает и поощряет, направляя всю свою критическую энергию против всего того, что их нивелирует, подрывает, разрушает» [5, с. 6]. Другими словами, как нам кажется, одна из важных идей Деррида -создать философско-культурологический фундамент истинного гуманизма, гуманизма для конкретного, живого человека в противовес гуманизму просвещенческого типа, критике которого посвятили столько усилий Ницше и Хайдеггер.

Важным также, по мнению Хабермаса, является стремление теоретика деконструкции устранить жанровые различия между философией и литературой. Деррида в данном случае, в отличие от Хайдеггера, можно считать прямым продолжателем неординарной стилистики Ницше с его фрагментарностью, афористичностью и стремлением к эссеи-стике. Кроме того, в содержании вопроса Деррида, по мысли Хабермаса, утверждает мнение о том, что между философией и литературой жанровое различие практически не ощущается [3, с. 201], а Ницше задолго до Деррида доказывал этот тезис на практике.

Далее в исследовании роли Ницше в критике дискурса о модерне остановимся на интерпретации Хабермасом культурологических идей Мишеля Фуко, прослеживая при этом содержательную связь этих идей с представлениями о культуре у Ницше. В этом отношении достаточно известна в научных кругах заочная полемика между Хабермасом и Фуко по поводу сущности критической социальной теории [6]. В «Философском дискурсе о модерне» Хабермас достаточно подробно анализирует критику разума и теорию власти французского философа. В вышеназванной работе он посвящает теории Фуко две главы и помещает их перед изложением собственно своей теории «коммуникативного разума». «В содержательном плане Хабермас также отмечает преимущество «теории власти» Фуко (а также Адорновской «теории управляемого мира») перед критикой модерна Хайдеггером и Деррида. Таким образом, Фуко воспринимается Хабермасом как главный соперник на том поле, которое считает своим» [6, с. 6].

Хабермас фиксирует, как Фуко утверждает внутреннюю сущностную связь между гуманизмом и террором, осуществляя анализ таких учреждений, как тюрьмы, казармы, больницы, военные училища и т.д. В таких исправительных учреждениях получает силу системы проверяющий, аналитически расчленяющий, контролирующий, тем самым тотали-зирующий объективный взгляд. Такой угол зрения разумного субъекта теряет связи с окружением, он подрывает все мосты взаимопонимания между субъектами, другие субъекты доступны ему только как объекты отстраненного наблюдения. Это и есть тотальность рационального у Фуко, описанием и критикой этой тотальности он и занимается. У французского исследователя, по мнению Хабермаса, формируется «.концепция

94

историографии, которую Фуко с конца 1960-х гг., под влиянием Ницше, как своего рода антинауку противопоставлял гуманитарной науке, построенной на истории рассудка и девальвируемой ею» [3, с. 252]. Фуко создает проект «археологии знания» и «генеалогии власти», используя теоретико-мировоззренческие принципы Ницше, что отражается в такой работе французского ученого, как «Археология знания» и в статье «Ницше, генеалогия, история». Хабермас уверен, что проект Фуко ошибочен, так как Фуко не стремиться найти пути развития культуры модерна: «.он не хочет как-то усовершенствовать языковую игру модерной политической теории (с основными понятиями автономии и гетерономии, моральности и легальности, освобождения и подавления) и обратить ее против патологий модерна — он хочет подорвать модерн и его языковую игру» [3, с. 252]. Хабермас считает, что в течение последних лет, радикальная критика разума превращается в моду, а Фуко представляется ему одним из законодателей этой моды.

Итак, мы показали связь, которая обнаруживается Хабермасом между теоретическими построениями представителей постмодернизма и идеями о культуре Ницше в деле осознания перехода от модерна к постмодерну. Фигура Ницше для Хабермаса представляется точкой отсчета вступления в постмодерн, Ницше стал поворотным пунктом, после которого начинается критическое переосмысление фундаментальных оснований просвещенческого проекта рационалистически обоснованной культуры. Согласно Хабермасу, Ницше проводит радикальную критику рационализма, лежащего в основе классической модели культуры. Эта критика реализуется в мыследеятельности теоретиков постмодернизма (Батая, Фуко, Деррида, Рорти), и их предшественников (Хайдеггера) через теоретизирование о кризисе идейных основ культурного проекта модерн.

Ссылки:

1. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

2. Флиберг Б. Хабермас и Фуко - теоретики гражданского общества // Социологические исследования. 2000. № 2.

3. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / пер. с нем. М., 2003.

4. Петренко Е.Л. Ю. Хабермас размышляет о модерне // Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне /пер. с нем. М., 2003.

5. Гречко П.К. Философия постмодернизма. ини. ЬНр://ЬитапШез. edu.ru /бЬ/тзд/8592.

6. Фурс. В. Полемика Хабермаса и Фуко и идея критической социальной теории. иии. http://www.ruthenia.ru/logos/number/2002_02/ 08.htm.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.