УДК 72.01
doi: 10.55287/22275398_2023_1_151
ОСМЫСЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ СОВЕТСКОГО КОСМИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
А. В. Астахова * О. А. Пастух**
* Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
** Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье проанализированы многочисленные аспекты философской идеи космизма, а также ряд важных ее особенностей в контексте формирования комплексного подхода к осмыслению места памятников архитектуры в формировании современного экоустойчивого жилого пространства. Показана взаимосвязь не только различных областей науки и искусства, но также и связь времен через идеологию единства и гармонии среды обитания человека. Обоснована особая актуальность в данном процессе развития архитектуры на базе современных тенденций и принципов формирования пространства на основе экологического подхода.
Ключевые слова
космизм, футурологическое проектирование, урбоэкология, устойчивая архитектура, когнитивная урбанистика
Дата поступления в редакцию
08.12.2022
Дата принятия к печати
10.12.2022
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
Изучение наследия архитектуры советского космизма особенно актуально в контексте формирования комплексного подхода к осмыслению места памятников архитектуры, истории и культуры в современном мире.
Сегодня на первый план выходит экологический подход в формировании архитектурных объектов и пространства обитания будущего, при этом особенно важно сохранить и комфортно внедрить в жизнь современного города историческую часть городской среды. Для этих целей необходимо использовать системный, многоплановый подход к рассмотрению исторического наследия в свете развивающейся градостроительной и архитектурной науки, экологии, культурологии, исторической социологии и философии [1].
Русская культура сильна не только способностью к трансформациям, но и к сохранению своего начала, образующего связь прошлого, настоящего и будущего. Важным компонентом этого взаимодействия является космическое мировоззрение, воплотившееся в философии и искусстве русского космизма. Часто космизм понимают только с одной стороны, понимают как миросозерцание или говорят о единстве космоса и человека. Это не совсем так. Идеи космизма имеют многоуровневую структуру.
га т
и О
¡е
0 ¡е и
х Я
£ о
Г II
О _
< Л с &
< [г
■ и
X а га и
1
Ш ^
и
■ 2 со 2
. и
<1 О
<
са О
х <
н
и <
«Космизм» как хорошо изученное упорядоченное течение в русской философии достиг пика популярности в 1980-е годы. В первую очередь это было связано с появлением собирательных исследований, структурирующих все ранее написанные труды.
В начале ХХ века отечественная культура пережила одну из самых многогранных революций в истории. Бунт того времени был одновременно художественным, научным и общественно-политическим. Эволюция космического мировоззрения связана со многими открытиями. У истоков новой эры стоял Константин Циолковский, отец русской космонавтики. Он опубликовал свои первые работы о внеземном расселении людей и экспоненциальном росте продуктивности Земли в конце 19 века. В первые десятилетия века Владимир Вернадский отправился в экспедиции по изучению радиоактивных полезных ископаемых, результаты которых послужили толчком к развитию атомной энергетики.
Все это послужило мощным катализатором творческих идей. Искусство, архитектура и литература новейшей истории еще не были так близки к науке.
В изобразительном искусстве началась эпоха абстрактного космизма. Казимир Малевич описал свой «Черный квадрат» как «огромное пустое пространство во вселенной» и позже создал знаменитый эскиз «Планета будущего (Дом) для землян (людей)». Соратники Малевича поддержали его. «Парящие самолеты» Лазаря Хидекеля и «Космический десант» Константина Рождественского — примеры супрематического космизма. «Дивергенция» и «Орбита Земли вокруг Солнца» Ивана Кудряшова, «Сферная композиция» Ивана Клюна и «Движение Вселенной» Михаила Матюшина — примеры абстрактного космизма.
Позже принципы композиции и особенности мировоззрения переняли основоположники супрематизма Лазарь Кидекель и Эль Лисицкий.
Лазарь Хидекель называл себя «художником и архитектором», позже ссылаясь на одну из центральных черт своего искусства и архитектуры, «видение супрематической структуры, парящей в пространстве». Я дал ему прозвище «Фантастический». Сначала он появился как космическая станция. Работа УНОВИСа в Витебский период с 1920 по 1921 год и работа землян в будущем городе, который он себе представлял в середине 1920-х гг.
В своих живописных композициях начала 1920-х годов он развивал принципы плоскостного супрематизма с космической тематикой, основанной на динамичных сочетаниях квадратов и крестов. В статьях того времени он ставил вопрос о появлении супрематизма объема и пространства в архитектурном решении.
Первым супрематическим образованием стал проект «Аэроклуб» (1922 - 1924). Крестообразный крест из горизонтальных линий, напоминающий по форме самолет, на ленте его окна черные полосы. Будущие концепции городского планирования плавучих городов (плавучие города, 1925 г.) и аэрогородов, или вспомогательных городов (1920-е гг.), были ориентированы на окружающую среду и предвосхитили идею «городов будущего». В проекте курса Клуба рабочих (4-й курс) (1926 г.) инновационная технология окончательно выкристаллизовалась. Сложная композиция, динамично сочетающая наклонный параллелепипед, белые стены и темные полосы горизонтальных окон, стала эталоном супрематизма. Не случайно работа Хидекель неоднократно публиковалась под именем Малевича в архитектурном журнале (Wasmuths Monatshefte für Baukunst. Berlin. 1927. № 10). Проект «Многоквартирный» (1927 г.) был решен Хидекелем в виде горизонтальной прямолинейной конструкции, образованной блок-квартирами-коттеджами со сплошным ленточным остеклением и террасами.
Талант Хидекеля как архитектора был признан в начале его карьеры. По сути, начав работать с Элем Лисицким над переходом от планарного супрематизма к трехмерному, Хидекель стал не
просто первым, а действительно единственным супрематическим архитектором. По его мнению, авангардная архитектура происходила из этой современной изобразительной системы. «Одной из наших утопических идей является стремление преодолеть ограничения фундамента, земной тяги. Идея победы над фундаментом, приземлённостью, может распространяться и дальше и призывает к победе над гравитацией как таковой. Она требует парящих сооружений, физически-динамической архитектуры» [5, стр. 64, 66].
Прозрения Циолковского были чрезвычайно близки исканиям архитекторов, поставленных перед задачей создания новых форм и систем расселения.
Образ мобильного здания вообще был характерен для самоощущения авангарда. Еще в 1913 г. Малевич в письме к М. В. Матюшину мечтал о времени, «когда на громадных цеппелинах будут держаться большие города и студии современных художников».
Эти планы нашли своё отражение в архитектурном проекте студента ВХУТЕМАСа Г. Юзефовича. По идее автора, старые города и вся промышленность оставались на поверхности земли. Жилые и общественные элементы новых городов проектировались в виде гондол разного размера, прикрепляемых к управляемым воздушным шарам и дирижаблям. Эти подвижные сооружения могли свободно перемещаться в пространстве, причаливать в любом месте старого города, останавливаться на нужное время в воздухе. Отличительными чертами творчества архитекторов этого времени являлись: четкая асимметрия (иногда переходящая в антисимметрию), контрастное противопоставление плоских форм и массивных объемов, абстрактные образы, космические мотивы, гигантомания.
Современные тенденции устойчивого развития пространственной среды обитания человека имеют в своей основе экоориентированное мышление и экопозитивные принципы формирования архитектурных объектов. Архитектуру, непосредственно и одновременно связанную с историей и современностью, отличает двойственность ретроспективных и перспективных концептуальных подходов к ее изучению и прогнозированию. Особую роль и влияние на приоритетные направления развития архитектуры будущего имеют перспективные разработки XX века как прецеденты утопического проектирования на основе философских идей и с использованием информационных технологий при формировании архитектурной среды [2, стр. 81].
Реинкарнация футурологических концепций XX века, базирующихся на идеологии космизма, в современном мире воспринимается обществом как инновационный прогноз. К 1970 м годам в области футурологического проектирования обозначились принципиально новые тенденции психологизации жилой среды, сформировавшиеся в последствие в отдельное направление - когнитивную урбанистику [3]. Создание «собственной среды, оторванной» от физической реальности в те годы широко рассматривалась в специальной литературе и давала множество прецедентов решения этой проблемы с использованием принципов динамической адаптации [2, стр. 82]. Рассмотрение опыта утопического проектирования прошлого века позволяет сформулировать и внедрить в практику устойчивого развития жилой среды направления формирований концепций в организации архитектурного пространства и тенденции дальнейшего развития в целом ряде архитектурных концепций: антропоцентрические; технократические; биотектонические и дальнейшего развития творческих идей футурологического проектирования [4].
Стремительное развитие современных технологий привело к кризисам, переросшим в глобальные проблемы, особенно связанные с экологией. Культуры техногенных цивилизаций всегда включали в себя научную рациональность, направленную на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человека. Необходимо указать на совпадение многих представ-
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
ге т
и О
¡е
0 ¡е и
х Я
£ о
Г II
О _
< Л с &
< [г
■ и
X а га и
1
Ш ^
и
■ 2 со 2
. и
<1 О
<
са О
х <
н
и <
лений научной картины мира с представлениями русской космистической философии. Русский космизм пытался возродить идею органической связи человека с мирозданием, ясно осознавалось и обратное воздействие на мир. Пропорциональные отношения между человеком и остальным миром послужили основой для развитой русскими космологами идеи о необходимости измерения человеческой деятельности по принципу совершенства этого мира.
Библиографический список
1. Митягин С. Д. Градостроительство. Эпоха перемен. — СПб.: 2016. 280 с.: ил.
2. Сапрыкина Н. А. Формирование экоустойчивого пространства обитания будущего: теория, практика, перспективы: монография/ Н. А. Сапрыкина. — Москва: КУРС, 2022. — 288 с., илл. — Серия «Наука».
3. Крашенинников А. В. Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды : [монография] / А. В. Крашенинников; Курс. — Москва: Курс, 2020. — 209 с.: ил.
4. Сапрыкина Н. А. Футурологические концепции XX века как инновационный прогноз // "Architecture and Modern Information Technologies". 2015. № 4 (33). С. 1 - 16.
5. Lissitzky El. Russia: An Architecture for World Revolution. London, 1970. P. 64, 66.
6. Шубенков М. Человек и пространство / М. Шубенков // Architecture and Modern Information Technologies, 2009 — Т. 2 (7).
7. Пастух О. А. Дизайнерский подход при формировании когнитивных моделей архитектурной среды / Пастух О. А. / Современные общественные пространства как инструмент развития городской среды : материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции [04 - 05 апреля 2022 года]; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. — Санкт-Петербург: СПбГАСУ 2022. — с. 85 - 90.
8. Гельфонд А. Л. Архитектура общественных пространств: монография / А. Л. Гельфонд. Москва: ИНФАРМ, 2019.
UNDERSTANDING THE ARCHITECTURE OF SOVIET COSMISM IN THE MODERN WORLD
A. V. Astakhova * O. A. Pastukh **
* St. Petersburg State University, Saint Petersburg
** Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint-Petersburg
Abstract
The article analyzes numerous aspects of the philosophical idea of cosmism, as well as a number of its important features in the context of the formation of an integrated approach to understanding the place of architectural monuments in the formation of a modern eco-sustainable living space. The interrelation of not only various fields of science and art, but also the connection of times through the ideology of unity and harmony of the human environment is shown. The special relevance in this process of architecture development based on modern trends and principles of space formation based on an ecological approach is substantiated.
The Keywords
cosmism, futurological design, urban ecology, sustainable architecture, cognitive urbanism
Date of receipt in edition
08.12.2022
Date of acceptance for printing
10.12.2022
Ссылка для цитирования:
А. В. Астахова, О. А. Пастух. Осмысление архитектуры советского космизма в современном мире. — Системные технологии — 2023. — № 1 (46). — С. 151 - 155.
Ш
ОС э
I-
и ш
I-ы
X
и
ОС <
га Z m s z
и о ¡е
о ¡е и
х Я
i °
Г ri
О _
< Л
= s
< £
■ и
X а га и s г и
и
■ 2 са z
. и
< О
<
са О
х <
н
и <