УДК 342.924
Букша Наталья Юрьевна
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России buksha. n@mail .ru
Коровников Александр Леонидович
старший преподаватель кафедры
специальных дисциплин
Краснодарского университета МВД России
kororvnikov72@mail.ru
Natalia Ju. Buksha
candidate of law, Deputy Head of the
department of special disciplines Krasnodar
University of the Ministry of Internal
Affairs of the Russian Federation
buksha. n@mail .ru
Aleksandr L. Korovnikov
Senior teacher of the Department of special
Disciplines Krasnodar University
of the Ministry of internal Affairs of the R.F.
kororvnikov72@mail.ru
ОСМОТР МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
INSPECTION OF THE SCENE OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE
Аннотация. Настоящая статья освещает проблему допустимости доказательств, полученных в ходе следственного действия - осмотра места происшествия, произведенного по делу об административном правонарушении. Автор предлагает законодательно закрепить проведение осмотра места совершения административного правонарушения по любому виду административных правонарушений в случае необходимости.
Ключевые слова: административная деятельность, производство по делу об административном правонарушении, осмотр места происшествия, следственное действие, протокол следственного действия, осмотр места совершения административного правонарушения, событие
административного правонарушения, доказывание по делу об административном правонарушении, недопустимые доказательства.
Abstract. This article highlights the issue of admissibility of evidence obtained during the investigative procedure - examination of the scene, produced in the case of an administrative offense. The author proposes to legislate conduct inspection of the
administrative offense on any kind of administrative violations in the case of need.
Keywords: proceedings of an administrative offense, crime scene examination, investigative action, minutes investigative action, examination of the administrative offense, event of an administrative offense, proof in the case of an administrative offense, inadmissible evidence.
Правоохранительная деятельность в нашей стране характеризуется наличием административной, оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной сфер деятельности, в рамках которых государственные органы выявляют и фиксируют правонарушения. Это закономерно ведет к появлению «точек пересечения» таких видов деятельности при получении любых сведений и порождает специфические проблемы их допустимости.
В данной статье мы предлагаем рассмотреть проблему допустимости доказательств, полученных в ходе следственного действия - осмотра места происшествия, произведенного по делу об административном правонарушении.
В правоохранительной деятельности достаточно распространено использование сотрудниками полиции протокола следственного действия -осмотра места происшествия - для фиксации обстановки на месте совершения административного правонарушения.
Это происходит не потому, что сотрудники не знают о том, что проводить следственное действие, даже разрешенное до возбуждения уголовного дела, по делу об административном правонарушении запрещено законом.
Они действуют по необходимости. К сожалению, такое важное процессуальное действие, как осмотр места происшествия, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не узаконил [1, с.41-52]. Согласно КоАП РФ, осмотр места совершения административного правонарушения производится только в случае совершения одного из двух административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 «Нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего» или частью второй статьи 12.30 «Нарушение правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего».
В то же время, при выявлении административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, в области охраны собственности, охраны окружающей среды, административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и в других случаях возникает необходимость осмотра места совершения правонарушения.
Целями осмотра являются изучение и фиксация обстановки совершения административного правонарушения, обнаружение и изъятие
предметов административного правонарушения, орудий совершения административного правонарушения, что имеет важное значение для установления события административного правонарушения и собирания доказательств по делу.
В предмет доказывания по делам об административных правонарушениях входит событие правонарушения, которое необходимо полно и точно определить. В связи с этим, следует обратить внимание на судебную практику принятия решений о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае отсутствия подробного описания события правонарушения [2, с. 25-29].
При оценке доказательств первый этап проверки достоверности доказательства заключается в оценке процессуальной формы, а второй венчает анализ содержательной части доказательства для установления логической стройности, точности и полноты представленных данных [3, с.569-573].
Содержанием доказательств в юридическом процессе являются знания (сведения) об устанавливаемых фактах и обстоятельствах, имеющих значение для дела, полученных в предусмотренном законом порядке из перечисленных законом источников [4, с.310-312].
Таким образом, нельзя признать законной практику получения доказательств по административному делу из источника, не предусмотренного административно-процессуальным законом.
Осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие. Для проведения осмотра, как и любого следственного действия, необходимы основания. Законодатель недвусмысленно назвал статью 176 УПК РФ «Основания производства осмотра». Целями осмотра места происшествия являются обнаружение следов преступления и выяснение других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Недопустимо отождествлять административные документы с протоколами следственных действий (обыска, выемки, осмотра). Если осмотр производится в рамках административной деятельности, то необходимо указывать в составляемых документах законодательный акт, на основании которого производятся те или иные действия (КоАП РФ).
В административной деятельности сведения, содержащиеся в протоколах следственных действий, могут быть признаны допустимыми доказательствами лишь в случае использования как доказательства материалов из уголовного дела, приобщенных к административному делу [5, с.24-26].
Нарушение правил проведения доказательственных действий, направленных на обнаружение и закрепление доказательств, которое выражается в производстве осмотра места происшествия по делу об административном правонарушении, является нарушением гарантии защиты прав и законных интересов участников процесса доказывания [6, с.99-114].
Мы полагаем, что осмотр места совершения административного правонарушения должен быть разрешен по любому административному делу в случае необходимости.
В связи с этим, мы предлагаем внести изменения в действующий
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и изложить часть первую статьи 28.1.1 КоАП РФ «Протокол осмотра места совершения административного правонарушения», в следующей редакции: «Осмотр места совершения административного правонарушения производится в целях установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса, протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется обязательно».
Литература:
1. Васильев Ф.П. Теория доказательств. Понятие и сущность доказательств в административном процессе. Журнал Вестник Чувашского университета, номер 1, 2007, - С. 41-52.
2. Нобель А.Р. Материально-правовое и процессуальное значение характеристик события административного правонарушения как одного из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях (на примере дел в области окружающей среды).Журнал Административное и муниципальное право. Номер 1, 2014 год, - С. 25-29.
3. Нобель А.Р. Достоверность как обязательный признак доказательств, используемых в административно-юрисдикционном процессе. Журнал Административное и муниципальное право Номер 6, 2014, - С. 569-573.
4. Бухарова Н.Е. Природа доказательств в юридическом процессе. Вектор науки тольяттинского государственного университета. Номер 3 (25), 2013 год, - С. 310-312.
5. Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005). Бюллетень Верховного Суда РФ, N 3, 2006, - С. 24-26.
6. Васильев Ф.П. Теория доказательств в административном процессе. Процесс доказывания. Понятие и содержание процесса доказывания. Вестник Чувашского университета. Номер 3, 2006 год, - С. 99-114.
Literature:
1. Vasil'ev F.P. Proof theory. Concept and essence of the evidence in the administrative process. Journal Bulletin of Chuvash University, Number 1, 2007, - Р. 41-52.
2. Nobel A.R. The substantive and procedural characteristics of the value of an administrative offense as one of the circumstances within the subject of proof in cases of administrative offenses (for example, cases in the environmental field). Zhurnal Administrative and municipal law. Number 1, 2014, - Р. 25-29.
3. Nobel A.R. The accuracy as a mandatory feature of evidence used in the administrative and jurisdictional process. Journal of Administrative and Municipal Law Number 6, 2014, - Р. 569-573.
4. Buharova N.E. The nature of evidence in the legal process. Vector science Togliatti State University. Number 3 (25), 2013, - Р. 310-312.
5. Responses to questions about the practice of courts of the Russian Code of Administrative Offences, housing and land laws, other Federal laws (approved. Decree of
the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation from 23.11.2005). Bulletin of the Supreme Court, N 3, 2006.
6. Vasil'ev F.P. The theory of evidence in the administrative process. The process of proof. The concept and content of the process of proof. Herald Chuvash University. Number 3, 2006, - P. 99-114.