УДК-390
ОСЕТИНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: СТОРОННИКИ И ПРОТИВНИКИ1
В.Д. Дзидзоев*
Аннотация. В статье рассматривается необходимость объединения осетинского народа и образования нового субъекта в составе Российской Федерации. Приводится конкретные и убедительные факты и документы, проливающие свет на притеснения и подавление югоосетинского народа со стороны грузинских властей. Однако, с приобретением суверенитета Республика Южная Осетия имеет все основания для объединения с северными братьями и может успешно развиваться во всех отношениях в составе Российской Федерации. Местами автор дискутирует с другими исследователями национальной политики и межнациональных отношений. Ключевые слова: Южная Осетия, Российская Федерация, политика, нация, объединение, интеграция, сторонники, противники, Российская империя, государство, абхазы, Грузия, конфликт, война, республика.
В.Д. Дзидзоев
Многолетняя национально-освободительная борьба югоосетинского народа проводилась, как известно, под знаком объединения разделенного осетинского народа на северных и южных осетин, за объединение нации и создание единого субъекта в составе Российской Федерации. Напомню, что единый во всех отношениях осетинский народ вошел в состав Российской империи во второй половине XVIII в. Исторические факты и архивные источники свидетельствуют, что Осетия вошла в состав Российской империи как единое целое в 1774 г. Этого нельзя сказать о Грузии, а точнее говоря, о разрозненных мелких грузинских княжествах - Картли-Кахети и Имеретия, а также некоторых других, вошедших в состав Российской империи лишь в 1801 г., т. е. после присоединения Осетии к России. Историческая заслуга России состоит в том, что она фактически активно способствовала созданию единой Грузии, которая в 1918 г., воспользовавшись правом нации на самоопределение вплоть до отделения и образования нового независимого государства, отделилась от РСФСР. Возникла Грузинская Демократическая Республика, во главе которой стояли меньшевики (лидер партии Ной Николаевич Жордания). Повторю еще раз, что к моменту присоединения отдельных грузинских княжеств к Российской империи, разумеется, не было никакой единой Грузии, а тем более территориально-целостной. Солидные архивные документы и исторические факты свидетельствуют, что территориально-целостную Грузию активно создавала Россия, о чем убедительно писали ученые-кавказоведы Г.Г. Пайчадзе [1], М.М. Блиев [2], В.Д. Дзидзоев и К.Г. Дзугаев [3] и другие, хотя сегодня это подвергается усиленным нападкам со стороны грузинских политиков и интеллектуалов. Тема это сложная, и требует
углубленного научного анализа, который, на мой взгляд, имеется в солидных исследованиях отечественных авторов А.Г. Абдулатипова [4], В.А. Захарова и А.Г. Арешева [5], В.Д. Дзидзоева [6], А.И. Епифанцева [7], Ю.С. Гаглойти [8] и др.
По мнению политической элиты Грузии (которое разделяется значительной частью грузинской интеллигенции), создание независимого государства в 1991 г. (после распада СССР) должно было укрепить единство и территориальную целостность страны в границах бывшей Грузинской ССР. Суверенитет и независимость Грузии означали в этом случае сохранение не только подчиненного, но и дискриминационного положения Абхазии и Южной Осетии в составе единого Грузинского государства. Грузинская политическая элита (З. Гамсахурдиа, Э. Шеварднадзе, З. Жвания, М. Саакашвили и др.) считала Абхазию и Южную Осетию всего лишь «исконными районами» Грузии, «неотъемлемыми частями» Грузинского государства, а абхазов и осетин - частью «населения страны», а не равноправными нациями. По мнению абхазов и южных осетин (которые, кстати сказать, в Абхазии и Южной Осетии провели референдумы по вопросу национального самоопределения и присоединения к Российской Федерации, где подавляющее большинство высказались «за»), распад СССР давал не только Грузинской ССР, но и Южной Осетии и Абхазии право на создание своей национальной государственности. Данная проблема убедительно обоснована в научных трудах Р.Г. Абдулатипова [9], В.Д. Дзидзоева [10], Р.С. Бзарова [11], А.Л. Чибирова [12] и других. По мнению абхазов и осетин, правом нации на самоопределение могли воспользоваться не только грузины, но и они тоже. Проще говоря, абхазы и южные осетины, как и раньше, добива-
1 Статья представляет собой сокращенный вариант выступления В.Д. Дзидзоева на IV съезде республиканской политической партии «Единая Осетия» в г. Цхинвал 18 декабря 2015 г.
"Дзидзоев Валерий Дударович - д. и. н., профессор, г. н. с. комплексного научно-исследовательского отдела ВНЦ РАН, Владикавказ, зав. кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета Горского ГАУ ([email protected]).
ТОМ 16
лись равноправных отношений с грузинами, что у политической элиты Грузии вызывало лишь нескрываемое раздражение. Абхазы, которых активно поддерживали многие народы Северного Кавказа, партии, общественные, религиозные движения России, в начале 90-х годов XX
в. реализовали свое право на самоопределение (как и грузинский народ Грузии) и создали свое независимое государство - Республику Абхазию, которая функционирует по Конституции Абхазии уже около 25 лет [13]. Обращаю внимание и на то, что Грузия военной силой пыталась «проучить» непокорную Абхазию и вернуть ее себе. Конфликт между Грузией и Абхазией вылился в августе 1992 г. в широкомасштабные боевые действия грузинских войск на территории Абхазии. Фактически это была масштабная кровопролитная межнациональная война2, которую развязала политическая элита Грузии, во главе с Э.А. Шеварднадзе. Война (1992-1993 гг.) с многочисленными жертвами с обеих сторон, привела в августе 1993 г. к позорному поражению грузинской армии, бегству около 200 тыс. грузин из Абхазии и фактическому отделению Абхазии от Грузии. Соглашение о прекращении боевых действий между Грузией и Абхазией было введено в действие миротворческим контингентом СНГ.
Осенью 1989 г. под разными надуманными предлогами началось изгнание осетин не только из Грузии (Тбилиси, Кахетии, Гори и т. д.), но из самой их родины - Южной Осетии, которое переросло в кровопролитную межнациональную войну и второй по счету геноцид южных осетин (1989-1992 гг.). Погибшие, искалеченные, контуженные, пропавшие без вести осетины за 19891992 гг. исчисляются тысячами [14]. Это был второй геноцид (первый был осуществлен в 1920
г.) южных осетин, устроенный руководством независимой Грузии. Война на территории Южной Осетии в 1989-1992 гг. убила и искалечила многих осетин, оставила без крова, без работы, без средств к существованию десятки тысяч мирных осетин. Она разрушила до основания и без того слабую экономику Южной Осетии, а более 100 тыс. осетин (не только с территории Южной Осетии, но и Грузии) стали беженцами в Северной Осетии и в других субъектах Российской Федерации, создав серьезные экономические, демо-
графические, межнациональные проблемы для федерального центра.
Развязав войну против осетин в Южной Осетии, «грузинские соколы» вели себя, как и подобает превосходящим силам агрессора: убивали осетин, в том числе детей и подростков, насиловали женщин, издевались над пленными и т. д. Грузинские войска «сожгли в Южной Осетии 117 осетинских сел» [15]. Тем не менее осетины с помощью Российской Федерации, которая с 1774 г. была и остается единственной их родиной, выстояли, преодолели даже ужасы третьего геноцида в августе 2008 года и добились признания Республики Южная Осетия (провозглашена 20 сентября 1990 г. в разгар грузино-осетинского противостояния). Необходимо подчеркнуть, что южные осетины продолжают мечтать о равноправии народов, воссоединении с Северной Осетией, в целом с Российской Федерацией. Они этими надеждами живут и воодушевляются. По крайней мере, большинство граждан этого суверенного государства. Что же касается истории осетинского народа, его разделения на северных и южных, особенно государственной границей, то следует сказать однозначно, что это результат политиков и государственных деятелей бывшего РСФСР, а затем СССР в сговоре с высшим политическим руководством Грузии. Необходимо напомнить, что в состав Грузии были включены без волеизъявления осетинского и абхазского населения Южная Осетия и Абхазия. Случилось это в мае 1920 г., когда руководство РСФСР и Грузинской Демократической Республики (так называлась Грузия в 1918-1921 гг., когда у власти находились меньшевики) подписали первый и пока единственный межгосударственный договор между Москвой и Тбилиси. Напомню, что в мае 1920 г. еще шла грандиозная Гражданская война в России и руководство РСФСР было не до Абхазии и Южной Осетии. Большевики, пришедшие к власти в России в 1917 г., находились в чрезвычайно тяжелом положении, испытывали колоссальные потрясения и не были уверены, что удержат власть в огромной стране. Именно поэтому российские большевики проявили «холодное отношение», граничившее с равнодушием в отношении Южной Осетии и Абхазии, которых подарили в угоду тбилисским руководителям Грузии. Согласно Договору, подписан-
2 Межнациональная война - масштабное социально-политическое явление, представляющее собой жесточайший акт разрешения территориальных, национальных, религиозных и других противоречий между народами (в том числе в одной федерации) вооруженными средствами. Межнациональная война порождается глубинными причинами, носящими как объективный, так и субъективный характер. Ее содержание соответствует национально-стратегическим целям, достигаемым насильственными (вооруженными) методами. Главным орудием ведения межнациональной войны являются (в масштабах одной страны) незаконные (то есть не предусмотренные конституцией государства) вооруженные формирования (боевики), способные вести активные боевые действия.
Межнациональная война приводит к большим человеческим жертвам, утрате материальных и духовных ценностей, созданию «образа врага», разрушительно воздействует на общественно-политическую, демографическую, межнациональную обстановку не только в зоне боевых действий, но и за ее пределами (Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Издание второе. Владикавказ, 1998. С. 200)._
ному в Москве в мае 1920 г. между РСФСР и ГДР, Южная Осетия и Абхазия признавались по традициям и особенностям волюнтаризма составными частями Грузии. При этом необходимо подчеркнуть еще раз, что многие политические и правовые документы Советской России, как правило, предусматривали право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования нового суверенного государства. Это тот важнейший и признанный принцип международного права, которым два раза успешно воспользовалась Грузия: первый раз в 1918 г., а второй - в 1991 г. Обращаю внимание, что «Декларация прав народов России», другие важнейшие политико-правовые документы предусматривали право всех нерусских народов Советской России на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства. Именно поэтому 23 мая 1920 года в адрес ЦК РКП(б), Всероссийского ЦИК рабочих и крестьянских депутатов, Северо-Кавказского комитета РКП(б), Военно-революционного Совета Кавказского фронта, политотдела и командующего XI Красной Армией был направлен «Меморандум трудовой Южной Осетии», в котором выражалось «желание осетин быть в составе Советской России», а территорию Южной Осетии, как и Северной Осетии, «считать неотъемлемой частью РСФСР». Эти и другие важнейшие моменты единства Южной Осетии с Россией, к большому сожалению, забываются некоторыми осетинами, которые проживают в Южной Осетии. Эти «забывчивые» осетины ищут сегодня «другие дороги» в своем национально-государственном развитии. Не обращая на них особого внимания, необходимо еще раз подчеркнуть, что осетины являются единым народом во всех аспектах и позициях. Правда, некоторые исследователи не только в Южной Осетии, но и в Северной, иногда подчеркивают, что осетины делятся на два диалекта и несколько разговорных особенностей, которые даже на диалект не тянут. Они не знают, что французы имеют около десяти диалектов, а итальянцы - более десяти, что не мешает современным цивилизованным и грамотным гражданам этих стран считать себя представителями французской и итальянской наций. Замечу, что здесь речь идет о высокой культуре и образованности, которые не позволяют диалектным различиям доводить дело до конфликта.
Несколько по-другому обстоит дело в Северной Осетии, где часть осетин, при всех их положительных характеристиках, остается в национальном вопросе на уровне начального этапа буржуазно-демократических преобразований. Другими словами, это часть осетинского общества, которая переживает, образно выражаясь, в своем развитии этап буржуазно-демократи-
ческой революции. А для сравнения можно напомнить, что буржуазно-демократические революции в развитых экономически, политически и в культурном отношении странах Европы произошли в XVII-XIX в. Что касается России, то здесь буржуазно-демократическая революция, как известно, произошла в феврале-марте 1917 г. Таким образом, к буржуазно-демократическим преобразованиям, в том числе и формированию народов России в нации (то есть переход различных народностей в стадию наций) россияне начали лишь в 1917 г. Однако в том же году произошла, как известно, социалистическая революция, которая изменила ход истории не только народов России, но и многих других народов сопредельных государств.
Анализируя вопрос объединения Осетии в единое целое, разумеется, в составе Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что многие осетины, особенно в Южной Осетии, испытавшие ужасы геноцида, притеснений и издевательств со стороны суверенной Грузии, в большинстве своем мечтают о воссоединении двух Осетий. Архивные документы и другие компетентные источники свидетельствуют о том, что в Южной Осетии абсолютное большинство осетин всегда стремилось к единству с Северной Осетией. И это понятно, так как осетины вступили в состав Российской империи как единое целое, единый народ с единым языком и культурой. К большому сожалению, этот непреложный факт истории сегодня подвергается сомнению не только в Грузии, но кое-где и в Осетии. В настоящем докладе я позволю привести некоторые проверенные факты из истории осетинского вопроса. Так, например, после Февральской революции 1917 года многие народы Кавказа организовали свои национальные Советы. 9 июня 1917 г. в селении Джава на первом съезде югоосетинского народа был создан Юго-Осетинский Национальный Совет, который принял ряд важных решений, в том числе и по национальному вопросу. «Если Кавказские народы получат территориально-национальные автономии, - было сказано в решении Совета, - то осетинам, объединенным в одну национальную единицу, предоставляется право свободного самоопределения» [16]. Данное решение вытекало из концепции большевистской партии по национальному вопросу, т. е. признания права нации на самоопределение. Напомним, что эту концепцию поддерживали грузинские большевики и все национальные окраины России. Председателем первого съезда Юго-Осетинского Национального Совета был избран Рутен Несторович Гаглоев3, инженер по специальности. Решения осетинского народа относительно своей будущей автономии и желание объединиться «в одну национальную единицу»
ТОМ 16
в Тбилиси были встречены с большим возмущением и угрозами в адрес осетин Южной Осетии.
15-17 декабря 1917 г. в Цхинвале состоялся II съезд югоосетинского народа, на котором был принят вердикт - держаться российской ориентации. Съезд также принял резолюцию - построить перевальную дорогу Цхинвал - Зарамаг, которая бы соединила Южную с Северной Осетией. Желание южных осетин построить эту дорогу было настолько велико, что добровольные пожертвования для нее составили более 100 тыс. рублей [17]. По тем временам такая сумма считалась колоссальной. В 1918 г. строительные бригады осетин под руководством Рутена Гагло-ева приступили к работе на перевальной дороге. Это вызвало озлобление меньшевиков и ура-патриотов Грузии, которые всячески пытались помешать строительству дороги. Так, например, один из меньшевиков Грузии по этому поводу писал: «Южная Осетия в действительности отпала от Грузии и не подчиняется ее правительству. Вся власть в этом крае сосредоточена в руках осетинского Национального Совета, распоряжающегося как в собственном государстве... В этом крае вот уже целый год происходит нечто такое, что имеет чрезвычайное государственное значение для Грузии. С Лиахвского ущелья через горный Рукский перевал осетинским Национальным Советом прокладывается огромная аробная дорога к Северному Кавказу, т. е. к России... С прошлого года (с 1918 г. - В. Дз.) в Джавском ущелье ежедневно работают 500 осетин для проведения дороги. Осетины открывают русским новые двери в Грузию, а ключи от этих дверей кладут себе в карман. Наше правительство, нечего и говорить, очень хорошо знает роковое значение этой дороги, но оно молчит. Пока не поздно, правительство должно немедленно сделать твердый шаг и теперь же приостановить проведение рокового Рукского пути» [18]. Таким образом, попытки держать Южную Осетию в вечной блокаде и по возможности душить ее до полного исчезновения начались не при З. Гамсахурдиа и тем более не при М. Саакашвили.
Национально-освободительная борьба юго-осетинского народа, как и абхазского, увенчалась успехом в августе 2008 г. - признанием Российской Федерацией суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Разумеется, южные осетины и абхазы испытали немало трудностей на пути к независимости. И тот и другой народы, испытывавшие многолетний гнет тбилисских властей,
иногда подвергались не просто притеснениям с их стороны, но и откровенному грабежу, насилию и даже геноциду. Трудно в этом обвинить простой грузинский народ, который всегда проявлял в отношении негрузин добропорядочность и лучшие черты кавказского народа - гостеприимство, межнациональную толерантность, умение сострадать чужой боли и т. д. Однако грузинская политическая элита всегда придерживалась других позиций. Она всегда ошибочно полагала, что Грузия, особенно территория Советской Грузии (Грузинской ССР), куда насильно были включены территории Южной Осетии и Абхазии и некоторые другие территории, исторически не принадлежавшие грузинскому народу, является территорией исключительно грузинского народа. Другими словами, «исконной территорией Грузии» считалась и территория Южной Осетии, и территория Абхазии. Грузинская политическая элита не хотела даже задумываться над тем, что у южных осетин и абхазов тоже имеется «исконная территория проживания» - Южная Осетия и Абхазия. Данная азбучная истина в той или иной форме тбилисскими властями подвергалась сомнению, дискуссиям, которые стали приобретать массовый характер накануне распада СССР. Анализ проблемы позволяет утверждать, что в Грузии к 1991 г. мало осталось людей, которые бы не высказались печатным словом по национальному вопросу, межнациональным отношениям, полностью разделяя пресловутую теорию «хозяев» и «гостей» этой страны. При этом доказывалось, что на всей территории Грузинской ССР «хозяевами» являются исключительно этнические грузины, а «гостями» - все негрузинские народы, включая южных осетин и абхазов. Эту теорию, которая является не только ошибочной, но и исключительно вредной, активно распространяли все средства массовой информации. А принимали в этой кампании активное участие даже солидные ученые, которые фактически занимались фальсификацией истории. Этой проблеме посвящено немало научных исследований, в том числе в работах В.А. Захарова, А.Г. Арешева и Е.Г. Семерековой [19], В.Д. Дзидзоева [20], Ю.С. Гаглойти [21], Т.В. Тадтаева [22] и других, убедительно разоблачающих фальсификаторов истории из Грузии. Проблема заключается в том, что в Грузии всегда было и в дальнейшем будет немало фальсификаторов, искажающих историю не только южных осетин и абхазов,
3 Гаглоев Рутен Несторович родился в 1888 году в с. Сидан Джавского района Южной Осетии. В 1896 г. поступил в Рукскую сельскую школу, а в 1902 г. - в Тифлисскую гимназию. После окончания гимназии поступил в Высшее техническое училище, которое окончил в 1913 году. В 1914 г. занимался строительством дороги в Кехвских теснинах при выезде из Джавы. В 1917-1920 гг. занимался строительством дорог в бездорожной Осетии. Ему принадлежат большие заслуги в строительстве Магской открытой колесной дороги и тоннеля через Главный Кавказский хребет. Дважды необоснованно арестовывался меньшевиками Грузии. В 1937 году по указанию Л.П. Берия был арестован и расстрелян в Тбилиси как «враг народа».
но и собственную историю. В данном случае больший интерес, на мой взгляд, представляет проблема осетинской интеграции, выяснение ее сторонников и противников. В отсутствие партийно-советского диктата осетинский народ имеет не только морально-этическое право, но и политическое в вопросе своего единства. Еще раз напомню, что в состав Российской империи осетины вступили в 1774 г. без деления на северных и южных. С установлением советской власти в России и возникновением суверенной Грузинской Демократической Республики Южная Осетия волюнтаристски оказалась в составе молодой и независимой Грузии. Это было в 1920 г. Тогда же и Абхазия была включена в состав «территориально-целостной» Грузии. Таким образом, осетинский народ, который вошел в состав Российской империи как единое целое, стал разделенным с 1920 г. и по настоящее время. Кто же осетинам, как на севере, так и на юге Осетии, еще может мешать в их объединительном процессе? Да, есть объективные обстоятельства, которые пока мешают объединению осетинского народа. В первую очередь это касается международного права, как среагирует Запад на осетинскую интеграцию. Хотя известно, что Запад всегда будет против, как он против воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Но разве Запад не был против суверенитета Южной Осетии и Абхазии? Западноевропейским странам нужна слабая Россия, а еще лучше - если она будет расчленена на отдельные княжества. Однако Россия - великая держава, и она демонстрирует, как и положено великой, свою мощь не только при защите своей территориальной целостности, но и открыто заявляет о своих национальных интересах за пределами России. Классический пример того - гражданская война в Сирии, где активное участие принимают военно-космические силы нашей страны. Если говорить более откровенно об осетинской интеграции, ее сторонниках и противниках, то необходимо подчеркнуть, что следует провести референдум, чтобы выяснить позиции людей. Однако и без референдума понятно, что абсолютное большинство не только осетин, но и граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Северной и Южной Осетии, выскажутся за объединение. В этом не должно быть никаких сомнений, так как осетины Южной Осетии не раз подвергались со стороны властей Грузии актам геноцида. О других, материальных потерях южных осетин и говорить не приходится, так как они исчисляются десятками миллиардов рублей. Что касается противников тесной осетинской интеграции, то они в Южной Осетии сохраняются, по моему убеждению, в ничтожном меньшинстве. В ос-
новном это высокопоставленные чиновники, обеспеченные во многих отношениях осетины. В случае нашего объединения многие из них потеряют «хлебные места», и это их тревожит больше, чем судьба будущего осетинского народа. Если север и юг Осетии объединятся, то в составе Российской Федерации образуется единая Республика Осетия-Алания, где уже не будет двух парламентов, двух правительств, двух президентов, двух администраций президентов и т. д. На мой взгляд, такое объединение двух Осетий не входит в планы некоторых чиновников, которые живут за счет народа, большинство которого мечтает об объединении. Ярким примером такого чиновничества, по моему убеждению, является выступление заместителя председателя Парламента Республики Южная Осетия Миры Валентиновны Цховребовой, которая стала рупором независимого развития Южной Осетии, что она озвучила 25-26 сентября 2012 г. в Цхинвале на II Международной научно-практической конференции на тему: «Национальная идея и государственная политика». В ответ на ее выступление автор этих строк опубликовал в русскоязычном журнале «Дарьял» статью «К вопросу о выборе пути развития Южной Осетии» («Дарьял», 2013. № 1. С. 217-239). Основные аргументы за объединение Осетии изложены в этой статье.
Противников объединения двух Осетий можно найти и в Северной Осетии. В основном это те, которые привыкли спокойно жить, не испытывая больших потрясений. Их позицию четко выразил доктор философских наук, профессор, многолетний заведующий кафедрой философии СОГУ Х.С. Цаллаев, который выступил с провокационной статьей в газете «Демократическая Осетия» («Демос») в 1993 г. В ответ автор настоящих строк опубликовал статью в «Дарьяле» (№ 2 за 1995 г. С. 185-205) «К вопросу о двух братских народах», где аргументированно была показана необходимость единства осетинского народа, волюнтаризм политиков РСФСР и Грузии, разделивших в мае 1920 г. осетинский народ на северных и южных, исключительные страдания, притеснения и мытарства югоосетинского народа.
Таким образом, необходимость объединения осетинского народа и образование нового субъекта в составе Российской Федерации не вызывает сомнений. Единственное, что в этой сложной ситуации настораживает, это пассивность осетинского народа, как на юге, так и на севере Осетии. Мы должны понять, что объединение осетинского народа должно стать превалирующим, основной национальной и патриотической доктриной для каждого осетина, где бы он ни жил.
ТОМ 16
ЛИТЕРАТУРА
1. Пайчадзе Г.Г. Георгиевский трактат. - Тбилиси, 1983.
2. Блиев М.М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений. - М., 2006;
3. Дзидзоев В.Д., Дзугаев К.Г. Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений. - Цхинвал, 2007 .
4. Абдулатипов А.Г. Авторитет разума. - М., 1999.
5. Захаров В.А., Арешев А.Г. Признание независимости Южной Осетии и Абхазии (история, политика, право). - М., 2008.
6. Дзидзоев В.Д. Борьба югоосетинского народа за национальное самоопределение. 1917-1990 гг. (политико-правовые аспекты). - Владикавказ, 2011.
7. Епифанцев А.И. Будет ли новая российско-грузинская война? (Крах грузинской мини-империи). - М., 2010.
8. Гаглойти Ю.С. Алано-Георгика (сведения грузинских источников об Осетии и осетинах). - Владикавказ, 2007.
9. Абдулатипов Р.Г. Дагестан в Каспийско-Кавказской геополитике Российской Федерации // Северный Кавказ в современной геополитике России. - Махачкала, 2009. С. 24-27.
10. Дзидзоев В.Д. Политико-правовые проблемы признания независимости Абхазии и Южной Осетии // Северный Кавказ в современной геополитике России. - Махачкала, 2009. С. 46-54.
11. Бзаров Р.С. Независимость Республики Южная Осетия - гарантия безопасности и надежности будущего осетинского народа //VI съезд осетинского народа (18-19 сентя-
бря 2007 г. в Цхинвале). - Владикавказ, 2009. С. 107-132.
12. Чибиров А.Л. Государственность Южной Осетии в свете международной правовой практики // Перспективы и особенности интеграционных процессов Северной и Южной Осетии (материалы Международной научной конференции. Владикавказ, 12-13 декабря 2013 г.). - Владикавказ, 2014. С. 65-73.
13. Дзапшба Ф.З. Суверенитет Абхазии: историко-право-вое обоснование. - Саратов, 1995
14. Республика Южная Осетия (документы, хроники, краткая историческая справка на русском и английском языках). - Цхинвал, 2007.
15. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе (третье издание). - Владикавказ, 2000. С. 235.
16. Архив ЮОНИИ, д. 28. л. 18.
17. Архив ЮОНИИ. д. 28. л. 19.
18. Кавказское слово, 1919, 26 марта.
19. Захаров В.А., Арешев А.Е., Семерекова Е.Г. Абхазия и Южная Осетия после признания: исторический и современный контекст. - М., 2010.
20. Дзидзоев В.Д. Осетия в эпоху больших потрясений и перемен (исторический и политико-правовой анализ постсоветской истории). - Владикавказ, 2010.
21. Гаглойти Ю.С. Южная Осетия. - Цхинвал, 1994.
22. Тадтаев Т.В. Национально-освободительная борьба в Южной Осетии в начале XX в. (1900-1922 гг.). - Цхинвал-Владикавказ, 2014.
OSSETIAN INTEGRATION: SUPPORTERS AND OPPONENTS
V.D. Dzidzoyev
Dr. Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
Abstract. The article discusses the need for union of the Ossetian people and the formation of a new subject of the Russian Federation. There are specific and compelling facts and documents that shed light on the oppression and repression of the people of South Ossetia by the Georgian authorities. However, with the acquisition of the sovereignty of the Republic of South Ossetia, it has every reason to be combined with northern brothers and can grow successfully in all respects within the Russian Federation. In some places the author discusses with other researchers of national policies and international relations. Keywords: South Ossetia, the Russian Federation, politics, nation, union, integration, supporters, opponents, the Russian empire, state, Abkhazia, Georgia, the conflict, the war, the republic.
REFERENCES
1. Paychadze G.G. Georgievskiy traktat. Tbilisi 1983: Prisoedinenie Gruzii k Rossii. - Tiflis, 1906.
2. Bliev M.M. Yuzhnaya Osetiya v kolliziyakh rossiysko-gruzinskikh otnosheniy. - M., 2006;
3. Dzidzoev V.D., DzugaevK.G. Yuzhnaya Osetiya vretrospektive gruzino-osetinskikh otnosheniy. - Tskhinval, 2007 .
4. AbdulatipovA.G. Avtoritet razuma. - M., 1999.
5. Zakharov V.A., AreshevA.G. Priznanie nezavisimosti Yuzhnoy Osetii i Abkhazii (istoriya, politika, pravo). - M., 2008.
6. Dzidzoev V.D. Bor'ba yugoosetinskogo naroda za natsional'noe samoopredelenie. 1917-1990 gg. (politiko-pravovye aspekty). -Vladikavkaz, 2011.
7. Epifantsev A.I. Budet li novaya rossiysko-gruzinskaya voyna? (krakh gruzinskoy mini-imperii). - M., 2010.
8. Gagloyti Yu.S. Alano-Georgika (svedeniya gruzinskikh istochnikov ob Osetii i osetinakh). - Vladikavkaz, 2007.
9. Abdulatipov R.G. Dagestan v Kaspiysko-Kavkazskoy geopolitike Rossiyskoy Federatsii // Severnyy Kavkaz v sovremennoy geopolitike Rossii. - Makhachkala, 2009. S. 2427.
10. Dzidzoev V.D. Politiko-pravovye problemy priznaniya nezavisimosti Abkhazii i Yuzhnoy Osetii // Severnyy Kavkaz v sovremennoy geopolitike Rossii. - Makhachkala. 2009. S. 46-54.
11. Bzarov R.S. Nezavisimost' Respubliki Yuzhnaya Osetiya -garantiya bezopasnosti i nadezhnosti budushchego osetinskogo naroda // VI s"ezd osetinskogo naroda (18-19 sentyabrya 2007
g. v Tskhinvale). - Vladikavkaz. 2009. S.107- 132.
12. Chibirov A.L. Gosudarstvennost' Yuzhnoy Osetii v svete mezhdunarodnoy pravovoy praktiki // Perspektivy i osobennosti integratsionnykh protsessovSevernoy i Yuzhnoy Osetii (Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. - Vladikavkaz, 12-13 dekabrya 2013 g.). - Vladikavkaz. 2014. S. 65-73.
13. Dzapshba F.Z. Suverenitet Abkhazii: istoriko-pravovoe obosnovanie. Saratov. 1995
14. Respublika Yuzhnaya Osetiya (dokumenty, khroniki, kratkaya istoricheskaya spravka na russkom i angliyskom yazykakh). -Tskhinval. 2007.
15. Dzidzoev V.D. Natsional'nye otnosheniya na Kavkaze (Tret'ye izdanie). - Vladikavkaz, 2000. S. 235.
16. Arkhiv YuONII, d. 28. l. 18.
17. Arkhiv YuONII. d. 28. l. 19.
18. Kavkazskoe slovo, 1919, 26 marta.
19. Zakharov V.A., Areshev A.E., Semerekova E.G. Abkhaziya i Yuzhnaya Osetiya posle priznaniya: istoricheskiy i sovremennyy kontekst. - M., 2010.
20. Dzidzoev V.D. Osetiya v epokhu bol'shikh potryaseniy i peremen (istoricheskiy i politiko-pravovoy analiz postsovetskoy istorii). - Vladikavkaz. 2010.
21. Gagloyti Yu.S. Yuzhnaya Osetiya. Tskhinval. 1994.
22. Tadtaev T.V. Natsional'no-osvoboditel'naya bor'ba v Yuzhnoy Osetii vnachaleXX v. (1900-1922 gg.). - Tskhinval-Vladikavkaz. 2014.