ОСЕТИНОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
И. Т. ЦОРИЕВА
новления осетиноведения, одного из региональных вариантов российской науки, в рамках которого вырабатываются и систематизируются объективные знания об истории, экономике и культуре Осетии и осетин, является вторая половина XIX в. Но формирование гуманитарных научных знаний, закладывавших фундамент осетиноведения, происходило гораздо раньше, еще в XVIII в. Важнейшим фактором, способствовавшим поступательному развитию этого процесса, стало присоединение Осетии к России, сопровождавшееся глубокими социально-экономическими и культурными переменами в общественной жизни осетинского народа. Включение Осетии в российское цивилизационное пространство, приобщение к русской и мировой культурной традиции, формирование системы образования и просвещения раздвигали привычные границы восприятия окружающей действительности, обеспечивали переход на новый уровень научного познания мира.
Начало научному изучению Осетии и ее народа было положено трудами российских и иностранных ученых и путешественников, оставивших немало ценных свидетельств о хозяйственной жизни осетинских обществ, о материальной культуре, об обычаях и религиозных верованиях. Среди первооткрывателей, проявивших интерес к изучению истории осетин, был действительный член Российской Академии наук Г. Миллер, первым высказавший мысль о родстве осетинского языка с иранской группой языков. Позднее эта позиция ученого получила поддержку в трудах П. Палласа, зафиксировавшего принад-
лежность осетинского языка к индоевропейской семье языков. Во второй половине XVIII в. трудами того же Г. Миллера, а позднее И. Потоцкого и Ю. Клапрота, был поставлен вопрос о скифо-сармато-алан-ском происхождении осетинского народа.
Заметный вклад в формирование научных представлений об истории, традициях, хозяйственном укладе кавказских народов внесли кадровые офицеры русской армии. «Дневник путешествия...» Л. Ште-дера представляется одним из наиболее достоверных описаний Осетии второй половины XVIII в. Не менее важные сведения о социальном устройстве и традиционной культуре осетин были собраны научно-геологическими экспедициями С. Воняви-на, А. Батырева, И. Гюльденштедта, организованными Российской Академией наук на Кавказе в конце 60-х - начале 70-х гг. XVIII в.
В первой половине XIX в. по мере все более глубокого встраивания в административно-политическую и хозяйственно-экономическую структуру российского государства интерес к истории народов Кавказа неуклонно возрастает. Обширные материалы историко-этнографического и географического характера содержались в фундаментальном труде «Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.» академика П. Г. Буткова. Существенно расширяли представление об истории, культуре и быте кавказских народов, в том числе осетин, сведения, собранные Ю. Клапро-том во время путешествия по Кавказу в 1807-1808 гг. Ученый подробно охарактеризовал социально-экономические отношения осетин в начале XIX в., дал обсто-
14 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7 (46) 2012
ятельное описание многих сторон их культуры.
Рассматриваемый исторический период - это время значительных перемен в общественном и культурном развитии края. Распространение письменности, создание системы просвещения, формирование образованных кадров из представителей коренной национальности являлись теми «кирпичиками», на которых базировался фундамент будущего осетиноведения. На рубеже ХУШ-Х1Х вв. формируются первые кадры осетинской интеллигенции. Одним из наиболее ярких представителей национальной творческой интеллигенции был И. Ялгузидзе. В 1802 г. на основе грузинской графики он составил осетинскую азбуку и по поручению властей перевел на осетинский язык «Положение о временных судах и присяге». В 1821 г. в Тифлисе напечатан первый осетинский букварь, составленный И. Ялгузидзе на основе грузинской графики [1, 7]. Подвижниками на ниве просвещения и творческой деятельности являлись священники А. Колиев, М. Сохиев, дьякон А. Аладжиков, учителя Е. Караев и Г. Кантемиров, освещавшие в своих работах разные проблемы истории, языка и культуры народа. С. Жускаев был первым осетинским этнографом, публиковавшим статьи и очерки об истории, традициях, быте и нравах осетин в кавказской периодической печати [2, 304].
Крупным явлением в культуре Осетии стала научная деятельность выдающегося лингвиста академика А. Шёгрена. Ученый усовершенствовал графику осетинского языка, написал «Осетинскую грамматику», снабдив ее кратким осетино-русским и русско-осетинским словарями. Грамматика А. Шёгрена положила начало научному осетинскому языкознанию. Ее появление вызвало интерес к осетинскому языку, подтолкнуло его научное изучение и практическое использование. Уже после А. Шёгрена изучением осетинского языка, составлением практической грамматики, русско-осетинского словаря и букваря занимался И. Чепиговский. При этом русские исследователи всегда находили искреннюю по-
мощь и поддержку в лице пока еще малочисленной, но достаточно образованной для своего времени национальной интеллигенции.
Вторая половина XIX в. стала временем значительных позитивных сдвигов в духовной и культурной жизни Осетии, становления подлинно научного осетино-ведения. Огромный вклад в развитие этого процесса внесли выдающиеся русские ученые В. Ф. Миллер и М. М. Ковалевский. Первый из них по праву признан основоположником осетинского исторического и теоретического языкознания. Три тома «Осетинских этюдов», изданные в 1880-е гг., принесли ученому мировую славу. Они сделали достоянием мировой научной общественности язык, фольклор, религию, этнографию, археологию и историю маленького кавказского народа. Было научно установлено, что осетины с их культурой представляют собой своеобразное историко-лингвистическое явление в кавказской этнической среде [3, 12]. Под влиянием В. Ф. Миллера исследованием проблем истории народов Кавказа стал заниматься М. М. Ковалевский. Материал, собранный им во время поездок по Осетии, лег в основу его двухтомного исследования «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в истори-ко-сравнительном освещении». Благодаря широкой постановке изучаемой проблемы, а также привлечению сравнительно-исторического материала, работа до настоящего времени вызывает пристальный интерес исследователей, занимающихся изучением материальной и духовной культуры, религиозных представлений народа.
Научно-исследовательская и просветительская деятельность русских ученых имела огромное влияние на формирование национальной интеллигенции. Во второй половине XIX в. сложилась целая плеяда замечательных деятелей осетинской культуры и общественной мысли. Среди них Ц. Амбалов, А. Кайтмазов, И. Кануков, С. Кокиев, А. Кубалов, И. Собиев, С. Тук-каев, А. Цаллагов, братья Шанаевы и др. Их тесное творческое сотрудничество с рус-
скими учеными служило развитию просвещения и науки в Осетии. О созидательной роли такого взаимодействия не раз говорил В. Ф. Миллер. Он отмечал, что «без самих осетин, без ревностного участия осетинской молодежи не только в собирании памятников языка и словесного творчества, но и в деятельной консультации путем писем и личных бесед, он никогда не сумел бы довести своей работы до желательного конца» [4, 26].
Национальная научная и творческая интеллигенция активно занималась исследовательской деятельностью. В периодической печати публиковались материалы о народном творчестве, о социальном устройстве, хозяйственном и домашнем быте осетин. Такие публикации во многом способствовали пробуждению интереса осетинской общественности к истории и культуре своего народа, к вопросам формирования национального самосознания осетин.
На рубеже XIX-XX вв. в рамках кавказоведения и осетиноведения произошел своеобразный прорыв в научном осмыслении действительности. Одним из тех, кто совершил этот прорыв, был А. А. Гас-сиев - публицист, общественный деятель, первый осетинский философ. Опираясь на опыт своих предшественников в науке и используя достижения современного ему естествознания, он объяснял сложнейшие проблемы мироздания и отвергал религиозно-мистическое толкование явлений действительности. А. Гассиев выступал активным поборником просвещения и образования народов Кавказа. Он сформулировал целый ряд принципов организации образовательно-воспитательного процесса в школе, в том числе национальной: создание программ, учитывающих интересы учащихся коренной национальности, нацеленных на раскрытие умственных способностей; соблюдение принципа наглядности в процессе обучения; развитие творческого и соревновательного характера обучения; формирование эстетических вкусов, уважения к труду и т. д. Для русских школ им были написаны два учебника грамматики русского языка.
Другим видным представителем кавказоведения является А. Г. Ардасенов. Его исследование «Переходное состояние горцев Северного Кавказа» признано одним из лучших в русской социологической науке того времени. Глубокое знание экономико-социологического материала, касавшегося народов Северного Кавказа, позволило ученому всесторонне проанализировать состояние переходной экономики и жизненного уклада горских народов. Научные наблюдения и выводы, сделанные А. Г. Ар-дасеновым во второй половине XIX в., до сих пор не потеряли своей актуальности.
Конец XIX - начало XX вв. - время впечатляющих сдвигов в развитии научной и общественной мысли Осетии. Решающую роль в их обеспечении играли представители нового поколения национальной интеллигенции: Г. В. Баев, Е. Ц. Бритаев, М. К. Гарданов, Г. Б. Дзасохов, М. С. Туга-нов, Х. А. Уруймагов, Г. М. Цаголов, А. Т. Ца-ликов и др. Отличительной особенностью осетиноведческих исследований в рассматриваемый период является их практический, прикладной характер. Острота социального противостояния объясняла полемическую заостренность исследований по истории и культуре народа. В научно-публицистических работах рассматривались злободневные вопросы социально-экономической и культурной жизни горцев, обсуждались политические события на Кавказе и в России. В начале XX в. предпринимаются первые попытки написания истории осетин. Книги А. Кодзаева «Древние осетины и Осетия» и В. Темирханова «История осетин» представляли патриотическую концепцию осетинской истории.
Новый этап в развитии науки в Осетии начинается с установлением советской власти. Открытие высших учебных заведений гуманитарного и естественно-технического профиля, создание научно-исследовательских учреждений закладывали основу для формирования единого научного пространства, обеспечивавшего решение экономических, политических, этнокультурных и этносоциальных задач нового времени.
16 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7 (46) 2012
В апреле 1919 г. при Осетинской учительской семинарии во Владикавказе было создано Осетинское историко-филологическое общество. Инициатором учреждения Общества и его первым председателем выступил Г. А. Дзагуров. Помимо него в первое правление вошли Б. А. Алборов, написавший Устав организации, а также Г. Г. Бекоев, А. З. Кубалов, Н. З. Джанаев. В перечне научных учреждений нового советского государства Общество значилось как «первое научное учреждение горских народностей для собирания и изучения исторических памятников» [5, 26]. Члены Общества видели своей задачей организацию систематического изучения истории, этнографии, языкознания и искусства осетинского народа, а также совершенствование методики преподавания в национальной школе. Научно-исследовательская, просветительская и организационная деятельность Общества обозначила начало важнейшего этапа формирования осетино-ведения как комплексного междисциплинарного научного направления. В 1925 г. на базе Общества был создан Осетинский научно-исследовательский институт краеведения, переименованный затем в Севе-ро-Осетинский научно-исследовательский институт (в настоящее время Северо-Осе-тинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В. И. Абаева).
Параллельно шел процесс создания научных учреждений в Южной Осетии. В 1922 г. при содействии Осетинского историко-филологического общества было создано Научно-литературное общество, на базе которого в 1928 г. был открыт Институт краеведения, переименованный в 1938 г. в Институт языка, литературы и истории. В 1944 г. это научное учреждение было реорганизовано в Юго-Осетинский научно-исследовательский институт.
Создание научно-исследовательских институтов сыграло положительную роль в развитии гуманитарных наук в Осетии. Государственное финансирование, наличие постоянного штата сотрудников в институтах позволяли на качественно новом уровне развивать дореволюционные
традиции по сбору и записи произведений устного народного творчества; проводить работу по поиску и собиранию рукописей и печатных книг по осетиноведению и кавказоведению; осуществлять мероприятия по охране и реставрации памятников культуры; инициировать написание мемуаров.
В 1920-1930-е гг. по всей стране развернулась масштабная экспедиционная, научно-исследовательская и издательская деятельность. Научно-исследовательские учреждения Северной и Южной Осетии работали в тесном контакте с российскими академическими институтами, научными учреждениями Грузии и соседних северокавказских республик. В ежегодно проводимых комплексных научных экспедициях в горные аулы и равнинные села Осетии наряду с местными учеными и энтузиастами-любителями (Б. А. Алборовым, З. Н. Ванеевым, Б. А. Галаевым, Г. А. Дзагуровым, В. И. Долидзе и др.) участвовали сотрудники ведущих научных центров страны (А. А. Миллер, Б. А. Куфтин, Е. Г. Пчелина, И. П. Щеблыкин и др.). Собранные в ходе экспедиционных поездок материалы по археологии, этнографии, поэтическому и музыкальному фольклору значительно обогащали представления об истории и традиционной культуре народа. Результаты экспедиций (отчеты, научные исследования, документальные материалы) наряду с документами, извлеченными из архив -ных фондов, публиковались в «Известиях» Северо-Осетинского и Юго-Осетинского институтов, издавались отдельными сборниками.
Большим событием в осетинской фольклористике и культурной жизни Осетии в 1925-1941 гг. было издание пяти томов серии «Памятники народного творчества осетин». Ценность опубликованных сборников состояла в том, что они явились первым опытом издания произведений осетинского народного творчества в подобном объеме. Они представляли почти все жанры осетинского фольклора, были снабжены параллельным русским переводом, комментариями и содержательным предисловием [6, 63]. В эти же годы публи-
куются «Материалы по истории Осетии», «Материалы по истории осетинского народа», а также сборники документов, посвященные вопросам переселения горцев в Турцию во второй половине XIX в., революционному движению на Тереке, истории населенных пунктов и т. д. Значительным событием в развитии лексикографии явилось издание Академией наук СССР в Ленинграде трехтомного «Осетино-русско-немецкого словаря» Всеволода Миллера. В подготовке словаря к изданию участвовали А. А. Фрейман (руководитель), В. Абаев, Ц. Амбалов, М. Гарданов, Г. Дзагуров.
Наряду с собиранием и публикацией документальных источников по истории и культуре Осетии шло формирование отраслевых направлений осетиноведения. В языковедческих и литературоведческих работах Б. А. Алборова, М. Туганова, А. Тиби-лова исследовались вопросы грамматики и орфографии осетинского языка, проблемы письменной графики, формирования единого литературного языка. Значительное место в молодой осетинской фольклористике отводилось изучению нартовского эпоса. Первые работы, посвященные этой теме - «Кто такие нарты?» М. Туганова, «К вопросу о происхождении нартских песен» А. Кубалова, «Термин «нарт» Б. Алборова, -содержали ряд оригинальных положений, которые были использованы и развиты последующими исследователями осетинского эпоса.
С начала 1920-х гг. одним из приоритетных направлений исторического осети-новедения стала история революционного движения на Кавказе и в Осетии. Революционная тематика активно разрабатывалась в работах С. А. Дзитоева, Г. К. Марти-росиана. Однако «политическая востребованность» научной проблемы не спасла, более того, послужила поводом для политических репрессий в отношении ученых в 1930-е гг. Такая же участь постигла видного политического деятеля, талантливого экономиста, ученого и практика, организатора науки К. С. Бутаева. В его работах содержалась всесторонняя оценка политической ситуации, расстановки классовых сил в
Осетии в революционные дни и в период социалистической реконструкции. Большой интерес представляли экономические исследования К. С. Бутаева, посвященные анализу переходного хозяйства, сущности новой экономической политики, планов индустриализации и коллективизации [7, 10].
Становление гуманитарных наук в Осетии во второй половине XIX - начале XX вв. во многом происходило благодаря подвижнической деятельности прогрессивных представителей национальной интеллигенции. Однако очевидно, что в реалиях нового времени одного энтузиазма и любви к истории и культуре своего народа было уже явно недостаточно. Для перехода на новый, более высокий уровень научного осмысления действительности требовались профессиональные кадры историков, этнографов, языковедов, фольклористов и т. д. Для решения этой проблемы в 1930 г. в Осетинском НИИ открылась аспирантура. В 1934 г. состоялся первый выпуск пяти аспирантов с правом заниматься научной работой. Аспирантуры имелись и в вузах Северной Осетии. Большую помощь в подготовке профессиональных кадров оказывали также научные учреждения и вузы Москвы, Ленинграда. Среди первых профессиональных осетинских ученых-филологов В. И. Абаев - ученик Н. Я. Марра, внесший огромный вклад в изучение языка, литературы, фольклора, истории, культуры и быта иранских народов. Первым профессиональным историком-осетином, первым среди северокавказских народов удостоенным степени доктора исторических наук, был Г. А. Кокиев. Его трудами заложены научные основы изучения проблемы русско-кавказских, русско-осетинских отношений в XVI-XVIII вв. Профессиональным историком, внесшим неоценимый вклад в изучение истории Осетии и формирование профессиональных кадров историков, был Б. В. Скитский, стоявший у истоков высшей школы в Северной Осетии, один из основателей исторического факультета Северо-Осетинского госуниверситета. Для научных консультаций, решения научных
18 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7 (46) 2012
задач нередко приглашались специалисты из научных центров Москвы, Ленинграда, Тбилиси. Среди них В. Ахвледиани, С. Бу-шуев, Г. Касаев, Е. Крупнов, Е. Пчелина,
A. Фрейман и др.
Необоснованные репрессии 1930-х гг., а затем Великая Отечественная война нанесли тяжелый урон научному, кадровому потенциалу осетиноведения. Но, несмотря на огромные трудности, исследовательская работа в области гуманитарных наук продолжалась. В работах Г. Кокиева, Б. Скитского, Л. Семенова, К. Дзокаева изучаются проблемы развития экономики, культуры, социальной структуры осетинского общества. В 1943 г. публикуются сборник статей «Оборона г. Орджоникидзе» и брошюра
B. Гальцева «Немецкие оккупанты на территории Северной Осетии». В 1944 г. была издана монография, подводившая итоги социально-экономического и культурного развития Северной Осетии за годы советской власти.
Годы войны знаменовались возросшим интересом к этнической культуре народа, его традициям, фольклору. Приоритетным направлением в осетинской фольклористике становится осетинский эпос. Изучению эпоса придавалось государственное значение. Под руководством созданного еще в 1940 г. Нартовского комитета в январе-марте 1941 г. были организованы экспедиции в горные и равнинные села Осетии. К работе были привлечены ученые (В. Абаев, Л. Семенов, Б. Скитский), писатели (С. Бритаев, Х. Ардасе-нов, И. Джанаев, Д. Мамсуров, Г. Плиев, Х. Плиев), художники (М. Туганов, А. Хо-хов). В ходе экспедиционных поездок, а также отбора текстов из публиковавшихся прежде источников и рукописного фонда Северо-Осетинского НИИ к концу года было собрано более 150 авторских листов текстов нартовских сказаний. Они составили основу книги «Сказания о нартах» на осетинском языке, изданной в 1946 г. В Южной Осетии подобная работа осуществлялась Юго-Осетинской нартовской бригадой. Здесь еще в 1942 г. в Сталинире (Цхинвале) были изданы нартовские ска-
зания на осетинском языке с иллюстрациями М. Туганова.
Наряду с собиранием, систематизацией и подготовкой текстов к печати велось научное изучение эпоса. Одно из первых обстоятельных исследований нартовского эпоса - «Нарты кадджыта» - принадлежит перу талантливого осетинского поэта Нигера (И. Джанаева). Нартовский эпос как исторический источник для изучения древней и средневековой истории осетин одним из первых исследовал З. Н. Ванеев. Крупным событием в нартоведении явилась монография В. И. Абаева «Нартовский эпос», увидевшая свет в 1945 г. Она представляла оригинальную концепцию эпоса, получившую дальнейшее развитие в другой работе «Осетинский язык и фольклор», опубликованной через четыре года. Поставленные В. И. Абаевым вопросы о национальной и социальной принадлежности эпоса, о времени его создания, о взаимосвязи сказаний (проблема циклизации), о смысле образов и отношении их к реальному миру, происхождении имен героев эпоса и самого термина «нарт» на многие десятилетия определили вектор исследовательских поисков в научном нартоведении [8, 135].
К середине 1950-х гг. в изучении на-ртовского эпоса был накоплен значительный исследовательский опыт и поставлены новые проблемы, требовавшие своего разрешения. Рассмотреть эти вопросы были призваны научные конференции, организованные в 1956 г. в Орджоникидзе и в 1963 г. в Сухуми. На этих форумах нартовский эпос был определен как памятник мировой культуры мирового значения, как один из немногих циклов эпических сказаний, сложенных еще в доклассовом обществе. Научные встречи значительно расширяли проблематику нартовского эпоса. Одним из направлений научных изысканий в этот период становится изучение связи осетинского нартского эпоса с эпосами других народов. Наряду с уже известными учеными (В. Абаев, Б. Алборов, К. Гагкаев и др.) в нартоведении в эти годы появляются новые имена (З. Абаева, А. Бязыров,
С. Габараев, Т. Гуриев, К. Гутиев, Б. Калоев, Н. Мамиева и др.).
В 1950-1980-е гг. наука в Осетии развивалась в двух направлениях: оказание научно-практической помощи производству и расширение фундаментальных исследований в области естественных и гуманитарных наук. Решение этих задач было возможно только при наличии квалифицированных научных кадров, подготовка которых приобретает с середины 1950-х гг. особый размах. Одним из каналов, обеспечивавших такую подготовку, были возобновившие деятельность аспирантуры в местных вузах и научно-исследовательских учреждениях. Но решающая роль в формировании профессиональных кадров специалистов принадлежала ведущим научным центрам страны. Через систему аспирантуры и докторантуры академических институтов и вузов Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Ростова-на-Дону, институтов и факультетов повышения квалификации прошли многие известные кавказоведы и осетиноведы. Среди них - историки и археологи (М. М. Блиев, Ю. С. Гаглойти, В. В. Дегоев, Е. И. Крупнов, В. А. Кузнецов, Б. Х. Ортабаев, Б. В. Техов, В. Х. Тменов, Г. Д. Тогошвили и др.), этнографы и фольклористы (А. Х. Магометов, Т. А. Хамицаева, Л. А. Чибиров, В. С. Уар-зиати и др.), языковеды и литературоведы (Т. А. Гуриев, Н. Г. Джусойти, А. А. Хадар-цева, З. М. Салагаева, З. Н. Суменова и др.). Активное участие не только в разработке проблем осетиноведения, но и подготовке научных кадров осетиноведов принимали В. И. Абаев, В. К. Гарданов, Б. А. Калоев, М. И. Исаев и другие осетины, работавшие в центральных научных учреждениях страны. Большую работу по подготовке кадров экономистов проводил профессор МГУ Н. А. Цаголов. В целом, созданная и функционировавшая в 1950-1980-е гг. система целевой подготовки в аспирантурах, а также система повышения квалификации на базе ведущих вузов и академических учреждений страны позволяли успешно решать проблему пополнения и совершенствования профессиональных
научных кадров для национальных регионов.
Сложившаяся образовательная политика благотворно влияла на совершенствование научного пространства Северной и Южной Осетии. Центрами осетиноведе-ния выступали Северо-Осетинский и Юго-Осетинский научно-исследовательские институты, Северо-Осетинский госуниверситет и Юго-Осетинский пединститут. Благодаря совместным организованным усилиям их сотрудников были достигнуты значительные успехи во всех отраслях осе-тиноведения. В 1950-1960-е гг. была издана фундаментальная двухтомная «История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней». В 1987 г. состоялось второе, переработанное и дополненное, издание первого тома «Истории Се-веро-Осетинской АССР». В 2003 г. увидела свет «История Северной Осетии. XX век». Среди обобщающих историй народов Северного Кавказа по времени выполнения и публикации это была первая монография, представившая проблемы такого временного охвата [9, 42].
Важнейшими исследовательскими направлениями в исторической науке являлись вопросы этногенеза осетин, особенностей социально-экономического развития, присоединения нерусских народов к России. Проблема развития русско-осетинских, русско-кавказских отношений, места Осетии в системе общественных отношений Кавказа и России в период XVIII-XIX вв. разрабатывались в фундаментальных трудах М. М. Блие-ва, В. В. Дегоева. Значительное место в историческом осетиноведении занимали проблемы революции, гражданской и Великой Отечественной войн, социалистической трансформации осетинского общества. Особое внимание уделялось анализу динамики социальной структуры осетинского общества, формирования и развития рабочего класса. Эти и многие другие вопросы истории Осетии и осетин освещались в монографиях и статьях А. К. Джанаева, Г. В. Казбекова, Н. Д. Мали-ева, М. С. Тотоева, Ф. В. Тотоева, А. К. Ха-
20 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7 (46) 2012
чирова, Т. И. Худалова, Г. И. Цибирова, Х. С. Черджиева и др.
Наряду с научными исследованиями ведется источниковедческая работа. В 1960-1980-е гг. совместными усилиями исторического отдела Северо-Осетинского НИИ, исторического факультета СевероОсетинского госуниверситета и Центрального государственного архива СО АССР публикуются сборники документов и материалов по истории русско-осетинских отношений в XVIII в., революционного движения и гражданской войны на Кавказе, партийных и советских организаций, культурного строительства и т.д.
Успешно продвигалось археологическое изучение Осетии. Местные ученые работали в тесном контакте с сотрудниками Института археологии АН СССР, Государственного исторического музея, Государственного музея этнографии народов СССР. Хронологически диапазон исследований охватывал время от эпохи палеолита до позднего средневековья, территориально - и горы, и равнину. В. А. Кузнецовым, В. И. Марковиным, Л. Г. Нечаевой, В. Х. Тменовым проводились фиксация и обследование разновременных памятников, изучение различных археологических объектов, в том числе одного из крупнейших на Кавказе (на территории Карачаево-Черкесии) аланских городищ - Нижне-Ар-хызского, являвшегося центром Аланской епархии и раннефеодального Аланского государства. В конце 1960-х гг. В. А. Кузнецовым и В. Х. Тменовым исследовался один из самых значительных склеповых некрополей («Город мертвых») у сел. Даргавс. Материалы проведенных изысканий легли в основу изданных впоследствии многочисленных статей и монографий по археологии, древней и средневековой истории Северной Осетии [10, 126-127].
В 1971 г. по инициативе сотрудников Северо-Осетинского НИИ в г. Орджоникидзе состоялись первые Крупновские чтения, превратившиеся со временем в представительный научный форум. С тех пор они регулярно проводятся в разных городах России и отражают состояние раз-
вития археологической науки на Северном Кавказе.
В развитии этнографической науки местным специалистам существенную помощь оказывали ученые Москвы, Ленинграда, Тбилиси. Исследованием проблем традиционной и современной этнографии занимались З. Д. Гаглоева, В. К. Гарданов, Б. А. Калоев, А. Х. Магометов, В. К. Тотров, Я. С. Смирнова, Л. С. Чибиров и др. В работах ученых был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с изучением земледелия и скотоводства у осетин, древних верований, поселений и жилищ, этнического состава населения Северного Кавказа, на-ртовского эпоса.
Нартоведение оставалось одним из главных направлений научно-исследовательской деятельности в осетинской фольклористике. Результатом многолетней работы явилось издание в Москве в 1989-1991 г. в серии «Эпос народов СССР» осетинского героического эпоса «Нарты» в трех книгах, подготовленное Т. А. Хамицаевой и А. Х. Бязыровым. В 1960-1980-е гг. расширяется изучение других жанров устного народного творчества - семейно-обрядовой, календарно-обрядо-вой поэзии осетин, историко-песенного и детского фольклора.
Развивается лингвистическое осети-новедение. Разработка теоретических основ осетинского языкознания позволила в 1956 г. осуществить выпуск «Синтаксиса осетинского языка». А в 1960-е гг. издана «Грамматика осетинского языка» в двух томах под редакцией Г. С. Ахвледиани. Велась лексикографическая работа. В 1950 г. был издан «Русско-осетинский словарь» В. И. Абаева, в 1952 г. - «Осетинско-рус-ский словарь» (составители Н. Кулаев, Б. Бигулаев, К. Гагкаев, О. Туаева).
Крупнейшим достижением осетино-ведения 1950-1980-х гг. является издание четырех томов пятитомного «Историко-этимологического словаря» В. Абаева, в котором исследована этимология и история осетинских слов на материале 190 языков мира и связи осетинского языка с иранскими и индоевропейскими, а также тюркски-
ми, финно-угорскими и другими языками. Фундаментальный труд ученого получил признание научного мира, а третий том в 1981 г. был удостоен Государственной премии СССР.
Позитивные сдвиги наблюдались в осетинском литературоведении. Основные этапы и достижения в развитии художественной литературы были показаны в «Очерках развития осетинской литературы. Дооктябрьский период» (1959), в «Очерках истории осетинской советской литературы» (1967) под редакцией Х. Н. Ардасенова, в двухтомной «Истории осетинской литературы» (1981; 1985) Н. Г. Джусойти. Неисчерпаемый исследовательский потенциал заключает в себе творчество основоположника осетинской литературы К. Л. Хетагурова. Внимание ученых привлекали проблемы народности и революционного демократизма, его социальной непримиримости и патриотизма. В исследованиях Н. Джусойти, З. Салагае-вой, З. Суменовой, А. Хадарцевой раскрывались мировоззренческие, историко-эти-ческие взгляды поэта, изучались драматургическое наследие и театральная деятельность Коста. В 1951 г. было осуществлено первое научное издание его произведений в трех томах. Это был коллективный труд ученых и писателей: Х. Н. Ардасенова, А. С. Гулуева, Т. А. Епхиева, Л. П. Семенова, А. А. Хадарцевой. Продолжалось изучение творчества и других писателей: Нигера, А. Коцоева, М. Камбердиева, Д. Туаева.
На 1970-1980-е гг. приходится становление социологии - самой молодой из общественных наук в Северной Осетии. Среди первых профессиональных осетинских социологов Х. В. Дзуцев, К. С. Дзагкоев, А. Б. Дзадзиев, З. Т. Каряева, Х. Х. Хадиков и др. Проводимые ими социологические исследования были нацелены на изучение социально-психологических и этнокультурных особенностей формирования духовного мира человека, определяемых регионально-этническими условиями социальной среды. Другим исследовательским направлением была проблема семьи и брака. Анализировались изменения брачно-семейных
отношений в североосетинской этнической среде, прослеживалось взаимовлияние и взаимодействие семейно-бытовых традиций разных этнических групп в многонациональной республике. Исследовались закономерности формирования социально и национально-смешанных браков и семей. К отмеченному периоду относится становление нового направления социологических исследований - этнопсихологического и этнопедагогического изучения личности в системе национальных отношений.
Системный кризис, охвативший с распадом советской державы все сферы общественной жизни, тяжело сказался на научной инфраструктуре региона. Резко ухудшилась материальная база науки, прерваны годами складывавшиеся научные связи, частично утрачены или перепрофилированы научно-исследовательские учреждения. В противовес угрожающей тенденции распада исследовательских коллективов зародился процесс самоорганизации научного сообщества. Поиск форм деятельности, адаптированных к новым экономическим и финансовым условиям, был болезненным. Но предпринятые меры позволили в некоторой степени смягчить последствия кризиса. По некоторым направлениям удалось установить сотрудничество с Российской Академией наук, был создан ряд научно-исследовательских институтов под научно-методическим руководством РАН. Устанавливались контакты с ЮНЕСКО.
19 июня 2000 г. было подписано совместное Постановление Президиума РАН и Правительства РСО-Алания о создании Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Решением Правительства РСО-А по согласованию с РАН Владикавказскому научному центру были делегированы функции республиканского органа управления в сфере науки и техники. В его состав вошли одиннадцать научных подразделений, в том числе Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева и Центр скифо-аланских исследований им. В. И. Абаева.
Центр был призван координировать исследования по междисциплинарным, фундаментальным и прикладным проблемам науки. В качестве одного из приоритетных направлений исследовательской деятельности определялось вовлечение в мировой научный обиход духовно-культурного наследия осетинского народа, уникального скифо-сармато-аланского наследия и выход на этой основе к современным гуманитарным и обществоведческим исследованиям, «уделив особое внимание вопросам гармонизации межэтнического взаимодействия как во всем кавказском регионе, так и в РСО-А» [11, 560-561].
Сложные, разноречивые социально-политические процессы 1990-х - начала 2000-х гг. имели неоднозначные, порой негативные последствия для развития осети-новедения. Вместе с тем, освобождение от утвердившихся идеологических догм, освоение новых методологических подходов, открытие недоступных прежде архивных источников дали новый импульс развитию гуманитарных отраслей знания и способствовали значительному расширению диапазона исследовательской тематики.
Сегодня ведущим центром осетино-ведения остается Северо-Осетинский институт социальных и гуманитарных исследований, представляющий все направления осетинской гуманитаристики. Институт является инициатором и организатором регулярно проводимых (один раз в два года) Миллеровских чтений. На базе института ежегодно проходят Летние и Зимние историко-филологические школы-конференции молодых ученых. В стенах института под именем В. И. Абаева сложилась научная школа, объединяющая исследователей разных научных дисциплин, разрабатывающих проблемы традиционной культуры осетинского народа и его истории. За последние годы изданы десятки монографий и сборников научных трудов, представляющие результаты исследовательской деятельности осетинове-дов по проблемам археологии, этнологии, истории, языкознания, литературоведения, фольклористики.
Древняя и средневековая история Кавказа и Осетии, сарматы и аланы в греко-латинских источниках, аланы в Западной Европе, проблемы этногенеза народов Кавказа являются объектом пристального научного интереса М. П. Абрамовой, Ю. С. Га-глойти, В. М. Гусалова, Ф. Х. Гутнова, Р. Г. Дзаттиати, Ю. А. Дзиццойти, В. А. Кузнецова, С. М. Перевалова, В. Л. Ростунова, Э. Б. Сатцаева, Б. В. Техова, В. Х. Тменова, А. А. Туаллагова и др. Полученные в ходе экспедиций материалы изменили представления об ареале расселения и обитания скифов и сарматов в Центральном Предкавказье. Новые археологические находки подтвердили точку зрения ряда ученых о заселении аланами высокогорных территорий нынешней Северной Осетии задолго до нашествия монголов. Эти открытия актуализировали изучение проблемы этногенеза осетин.
Различные аспекты традиционной материальной и духовной культуры осетин, динамики культурно-исторических процессов, проблемы социальной и культурной антропологии получили освещение в исследованиях Е. Б. Бесоловой, В. С. Газда-новой, З. В. Кануковой, И. Т. Марзоева и др. Процесс эволюции религиозных верований, праздничная обрядность, аграрная культура, традиционный этикет и грузино-осетинские этнокультурные контакты - эти вопросы разрабатываются в трудах Л. А. Чи-бирова. Анализ духовно-религиозных процессов, выяснение религиозной ситуации в Осетии в XIX в. представлен в работах Т. Е. Дзеранова.
Исследованию проблем социально-экономической, политической и культурной модернизации во второй половине XIX-XX вв., развития общественной мысли народов Северного Кавказа посвящены работы Е. И. Кобахидзе, Г. И. Цибирова, И. Т. Цориевой, А. К. Хачирова. Целостную концепцию хозяйственно-экономических воззрений северокавказских просветителей конца XIX - начала XX вв., поставивших в своих трудах общенациональную задачу формирования новой, отвечающей современности, хозяйственной культу-
ры, представляют труды С. А. Айларовой. Изучению исторического опыта жизнеустройства и современного состояния диаспорных групп в Осетии, вопроса сохранения этнокультурной идентичности в полиэтничном окружении посвящены работы З. В. Кануковой. Перспективным направлением в кавказоведении является исследуемая Г. В. Чочиевым проблема турецко-кавказских отношений в прошлом и настоящем, формирования и социально-политической эволюции северокавказской диаспоры в Турции и других странах Ближнего Востока.
Особую актуальность в контексте 1990-2000-х гг. приобрела тема русско-кавказских отношений. Значительным вкладом в исследование политической истории, войны и дипломатии на Кавказе в XVI-XXI вв. являются монографии М. М. Блиева, В. В. Дегоева. Историко-по-литические аспекты развития межнациональных отношений, причины межнациональных конфликтов, вопросы национально-государственного строительства на Центральном Кавказе рассматриваются в исследованиях В. Д. Дзидзоева, И. Б. Сана-коева, А. А. Цуциева.
С начала 1990-х гг. в осетиноведении остро обозначилась проблема сохранения и дальнейшего развития осетинского языка и осетинской школы. Практические и теоретические аспекты этой темы получили освещение в работах Т. Т. Камболова, Р. С. Бзарова и ряда других исследователей. Одновременно Л. Б. Гацаловой, Л. К. Пар-сиевой ведется лексикографическая работа. Осуществлено издание русско-осетинского, осетинско-русского словарей, орфографического словаря. В настоящее время Юго-Осетинским НИИ издан второй том четырехтомного «Толкового словаря осетинского языка» под редакцией Н. Я. Габараева и готовится к изданию третий том.
Расширяется и углубляется проблематика литературоведческих исследований. В трудах Н. Джусойти, З. Салагаевой, Ш. Джикаева, Р. Фидаровой, И. Мамиевой и других изучаются проблемы теории и ме-
тодологии литературоведения, теоретико-литературного наследия XIX-XX вв., истории осетинской литературы. В 1999-2001 гг. было осуществлено издание полного собрания сочинений основоположника осетинской литературы К. Л. Хетагурова в пяти томах, подготовленное Ш. Ф. Джика-евым (главный редактор), З. Н. Суменовой, З. М. Салагаевой, А. А. Хадарцевой.
Всплеск интереса к этнической культуре на волне перестройки весьма благотворно сказался на развитии фольклористики, расширении и углублении исследовательской проблематики. Вопросы сравнительной мифологии, сравнительно-исторического изучения осетинской волшебной сказки получили освещение в работах Д. В. Сокаевой. Необыкновенно богатый и притягательный мир детства в фольклорной традиции осетин исследуется Д. Г. Тме-новой. Проблема развития религиозных воззрений, выяснение исламских мотивов в фольклоре осетин находят отражение в работах Ф. М. Таказова.
В 1990-е гг. началось планомерное научное издание произведений народного творчества. Возобновляется выпуск серии «Памятники народного творчества осетин». В 1992, 1998 и 2000 гг. были изданы шестой, седьмой и восьмой выпуски ПНТО. Помимо текстов трудовой обрядовой поэзии, сказок о животных, загадок, они включали также переводы и научные комментарии. В начале 2000-х гг. Ученым советом СевероОсетинского института гуманитарных исследований было принято решение о подготовке многотомного научного издания осетинского нартовского эпоса. С 2003 по 2011 гг. опубликовано уже шесть томов, готовится к изданию седьмой том.
В новых общественных реалиях 1990-2000-х гг. повышается значение социологической науки. Развитие социологии идет по двум основным направлениям: проведение сугубо прикладных исследований и разработка фундаментальных теоретических проблем, обусловленных социально-экономическими и политическими потребностями общества и государства. Этносоциологические
24 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 7 (46) 2012
исследования, изучение проблем национально-государственного строительства, конфессиональной ситуации и религиозного сознания населения, молодежной проблематики и этнических взаимоотношений, проводимые Х. В. Дзуцевым, Н. Г. Каберты, Ф. Б. Цогоевой, Г. Г. Павло-вец, Е. В. Федосовой и другими, позволяют не только анализировать современные проблемы общественной жизни полиэт-ничного и поликонфессионального Северного Кавказа. Ценность этносоцио-логических исследований в том, что они служат материалом для научного анализа и прогнозирования динамики социально-политических процессов в регионе, характеризующемся высоким уровнем социальной напряженности, вызванной негативной экономической конъюнктурой, и для поиска оптимальных путей выхода из кризисной ситуации.
Как видим, картина осетиноведения многопланова. За многие десятилетия становления и развития оно прошло путь от простого накопления научных знаний об истории и культуре Осетии и осетин до комплексного междисциплинарного научного направления, которое включает фундаментальные и прикладные исследования в области истории, археологии, этнологии, социологии, социальной и культурной антропологии, искусствоведения, литературоведения, языкознания и фольклористики. Современный этап в развитии осети-новедения неразрывно связан с планами модернизационного развития страны. Исследовательская деятельность научного сообщества Осетии направлена на решение важнейших задач социально-экономического, политического и культурного развития, на обеспечение межнационального и межконфессионального мира в регионе.
1. Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957. 364 с.
2. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. М., 2005. 351 с.
3. Гагкаев К. Е. В. Ф. Миллер (био-библиографическая справка) // Известия СевероОсетинского научно-исследовательского института. Орджоникидзе, 1964. Т. 24. Вып. 1. С. 9-22.
4. Калоев Б. А. В. Ф. Миллер как этнограф осетинского народа // Известия СевероОсетинского научно-исследовательского института. Орджоникидзе, 1964. Т. 24. Вып. 1. С. 23-33.
5. 50 лет советской исторической науки. М., 1971.
6. Хамицаева Т. А. Итоги и проблемы развития осетинской фольклористики // Севе-ро-Осетинскому институту гуманитарных исследований 70 лет. Владикавказ, 1995. С. 61-84.
7. Цибиров Г. И., Гадзаов Б. М. Революционер, ученый, публицист // Казбек Бутаев. Избранное. Владикавказ, 2003. С. 3-16.
8. Цориева И. Т. Культура и власть в Северной Осетии (середина 1940-1960-х гг.). Владикавказ, 2008. 281 с.
9. Тотоев Ф. В. Историческое осетиноведение и СОИГСИ // 80 лет служения отечественной науке. Владикавказ, 2005. С. 12-47.
10. Тменов В. Х. Археология и этнография Северной Осетии: история изучения, проблемы и задачи // Северо-Осетинскому институту гуманитарных исследований 70 лет. Владикавказ, 1995. С. 122-139.
11. История Северной Осетии. XX век. М., 2003. 631 с.