Научная статья на тему 'Оседлать волну IPTV'

Оседлать волну IPTV Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райх Михаил

Технологии и услуги IPTV это не просто новый вид развлечений. Это новое качество социальных отношений, формирующихся в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оседлать волну IPTV»

Оседлать волну ІРТУ

ТЕХНОЛОГИИ И УСЛУГИ ІРТУ - ЭТО НЕ ПРОСТО НОВЫЙ ВИД РАЗВЛЕЧЕНИЙ. ЭТО НОВОЕ КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Михаил Райх,

Директор по приложениям и профессиональным услугам Alcatel-Lucent в СНГ

Услуга IPTV начала свой быстрый рост в начале 2004 г. Именно тогда европейские операторы запустили многочисленные проекты предоставления услуг уровня Triple Play. Уже к III кв. 2005 г., по крайней мере, 10 операторов в мире превысили отметку в 50 тыс. IPTV-абонентов, в то время как абонентская база гонконгского оператора PCCW превысила 500 тыс. пользователей услуг IPTV По оценкам аналитиков из J'son & Partners и Cisco, уже в 2006 г., общее количество IPTV-абонентов в мире превысило 5,5 млн, а в 2007 г. достигло 10,8 млн. Сегодня во всем мире действует свыше 50 операторов IPTV. Крупнейшие среди них — AT&T и Verizon Communications (США), Deutsche Telekom и British Telecom (Европа), Softbank BB и China Telecom (Азия).

Правда, пока на долю IPTV приходится только около 1% мирового телевизионного рынка, все остальное по-прежнему принадлежит кабельным и спутниковым операторам, а также традиционным аналоговым вещателям. Но, специалисты уверены, что переход большинства телекоммуникационных компаний на системы IPTV и превращение этих систем в основную сетевую инфраструктуру займет не более 10 лет. Действительно, IPTV "говорит" на языке Всемирной Паутины, и, следовательно, эта сетевая система имеет возможность органически соединить мир Интернета и телевидения за счет конвергенции всех форм коммуникаций в рамках единой гибкой, полностью интегрированной мультимедийной инфраструктуры.

В результате операторы смогут сочетать любые услуги: голос, видео, данные, — для предоставления разнообразных услуг, которые станут новыми источниками дохода. Сегодня уже никто не подвергает сомнению тот факт, что все коммуникационные услуги переходят в IP-сети. Большинство отраслевых аналитиков соглашаются с тем, что сегодня главный вопрос заключается не в том, сможет ли технология IPTV стать наилучшим средством доставки телевизионных, телефонных и интернет-услуг, а в том, как скоро

это случится. В этой связи важно, что в сегменте IPTV постепенно устраняются технические трудности, связанные, в частности, с поддержкой высококачественного IPTV в традиционных сетях.

Кроме того, в конце прошлого года Международный союз электросвязи (ITU) завершил разработку первого пакета стандартов для IPTV, созданных в тесном сотрудничестве с ключевыми игроками ИКТ-сектора. Дальнейшая работа над стандартизацией IPTV будет проводиться в рамках глобальной инициативы по стандартизации IPTV-GSI. Ожидается, что будет разработано более двух десятков документов, описывающих все основные аспекты IPTV: от архитектуры до механизма DRM-защиты от нелегального копирования.

Приведение отрасли IPTV к "общему знаменателю" значительно ускорит достижение единого высокого качества услуг IPTV в глобальном масштабе, что будет стимулировать принятие этих услуг рынком. По результатам исследования аналитической компании Multimedia Research Group (MRG) (опубликованным в ноябре 2007 г.) число абонентов IPTV в мире к 2011 г. вырастет до 72,6 млн, по сравнению с 13,5 млн пользователей в 2007 г. То есть, средний ежегодный прирост абонентской базы этой услуги составит около 40%. Между прочим, MRG повысила свой прогноз роста мировой абонентской базы IPTV, по сравнению с данными, оглашенными в апреле 2007 г. (63,3 млн абонентов), объяснив это более оптимистичным прогнозом развития рынка в Китае, Индии и Южной Корее. При этом аналитики ожидают, что по величине абонентской базы Европа останется крупнейшим рынком до 2011 г.

IPTV в России обречена на успех

J&P прогнозирует, что до 2010 г. российский рынок IPTV будет расти феноменальными темпами. Действительно, Россия занимает лидирующие позиции по темпам роста интернет-пользователей среди стран Евро-

ТЕХНОЛОГИИ

пы — 23% в год. У ближайшего конкурента — Испании — аналогичный показатель составляет всего 18%, посчитали в компании ComScore. Согласно исследованию Фонда "Общественное мнение", летом 2007 г. в России было 27 млн интернет-пользователей. Для сравнения, в Германии и Великобритании — 44 и 30 млн соответственно.

Прошлый 2007 год, несомненно, останется в памяти участников телекоммуникационного рынка России, как год бурного роста широкополосного доступа в Интернет. По оценкам аналитиков, темпы роста отрасли вплоть до 2010 г. будут сохраняться на уровне приблизительно 19% в год.

Значительный рост рынка IPTV будет особенно заметен в Москве, считают в J&P. Согласно данным последнего исследования компании, опубликованном в январе 2008 г., количество "домашних" широкополосных подключений в Москве продолжает стремительно расти — на конец 2007 г. оно достигло 1,896 млн, что на 69% больше, чем годом ранее. По состоянию на конец 2007 г. 49% московских семей имели выделенный доступ в Интернет из дома. J&P ожидает, что к концу 2008 г. количество "домашних" широкополосных подключений в Москве достигнет 2,37 млн.

Таким образом, за 2008 г. проникновение широкополосного доступа в Москве должно вырасти с 48% до 55% всех домохозяйств. В регионах цифры ниже, однако, уже и там подключено более 1,5 млн только DSL-пользователей, и при этом рост измеряется сотнями процентов ежегодно. Аналитики подчеркивают, что одним из существенных факторов, способствующих бурному росту рынка ШПД в России в 2008 г., станет реализация планов по захвату рынка крупными холдингами. В результате, как подсчитали в iKS Consulting, количество абонентов ШПД в России возрастет до 9 млн к концу 2008 г. Соответственно, вырастет и рынок IPTV

По оценкам J&P общее число абонентов IPTV в России увеличится к 2010 г. до 630 тыс. Последние данные подтверждают эту тенденцию. В декабре 2007 г. ОАО "СевероЗападный Телеком" объявило о давно ожидавшемся начале коммерческой эксплуатации IPTV в Санкт-Петербурге под брендом "Авангард-ТВ". В ноябре абоненты "Норильск Телеком" получили возможность пользоваться услугами VoD (видео по запросу) и PPV ("Разовый просмотр"). По итогам работы сервиса в Норильске планируется распространение опыта на другие города Красноярского края.

Главенствующая роль услуг

Экономически выгодная модель услуг 1РТУ пока находится в стадии становления. Не вызывает сомнения тот факт, что уникальной особенностью IРТУ является возможность индивидуального предложения каждому клиенту. Однако, опыт западных стран говорит о том, что даже очевидная услуга УоР требует времени для привыкания абонентов к ней. ]&Р рекомендует российским IРТУ-операторам сфокусироваться на предоставлении привлекательных пакетов услуг, особенно выделяя УДБ-услуги и диверсифицированный контент (включающий и дешевые каналы и более дорогие — нишевые) на доступном для российских пользователей ценовом уровне. Эксперты ]&Р считают, что на первом этапе следует сосредоточиться на предоставлении простого пакета услуг, включающего около 25 каналов ^-телевидения и высокоскоростной Интернет по привлекательной для потребителя цене. При этом рекомендуется поддерживать максимальную актуальность контента для услуги УоР, а также своевременно запускать новые интерактивные услуги.

Внедрение I РТУ требует времени — это надо обязательно принимать в расчет, поскольку данная технология предполагает другой тип потребления контента, по сравнению с традиционным телевидением. Вместо расслабленной фигуры, раскинувшейся на диване, — пользователь, сидящий у компьютера, сосредоточенно вглядывающийся в экран и бегло нажимающий кнопки клавиатуры. Вместо пассивного потребления — активное участие. Вместо развлекательного контента с небольшой добавкой информационного — интерактивное общение. По большому счету приход 1РТУ — объективный процесс, соответствующий следующему этапу эволюции зрелищных технологий: театр — кинематограф — домашнее кино — IРТУ. Для того чтобы выжить, традиционная форма зрелищ приобретает новое качество. Это новое качество, присущее IРТУ, можно образно описать как удаление поверхности экрана, отделяющей зрителя от происходящего в кино, — возможность включить зрителя в телевизионное пространство. Эти перемены слишком значительные для того, чтобы они могли проявиться быстро и одновременно во всем мире. Но уже сегодня мы встречаем элементы интерактивности: голосование в ходе телепередачи, например, с целью выбора дальнейшей темы обсуждения — это уже возможность

влиять на ход развития сюжета. Обмен сообщениями при совместном просмотре программы, например, спортивного матча. Сегодня уже не надо собираться толпой в клубе или вокруг домашнего телевизора, чтобы вместе поболеть за любимую команду. Работающие в разных проектах технологии Alcatel-Lucent позволяют видеть на своем телевизоре лица друзей, находящихся в своих домах, слышать их, писать им сообщения. Интерактивность — величайшее достижение IPTV, мощь которого нам постепенно раскрывается.

Новое лицо рекламных технологий

С приходом IPTV нас ожидает настоящая революция в рекламе: кардинальное изменение природы потребления ТВ-контента приведет к изменению традиционной рекламной модели. В эпоху массового вещания реклама действует подобно залпам "Катюши" — бьет по головам зрителей до тех пор, пока не высечет в них искру интереса. Результатом массового покрытия одними и теми же ТВ-программами всей зрительской аудитории становится навязчивость и агрессивность рекламных роликов. Но ведь реклама появилась не в качестве наказания божьего, ее истинная цель — донести некоторую информацию до тех, кому она нужна. Важнейший результат индивидуализации телевидения — знание привычек и потребностей каждого зрителя, обладающего уникальным адресом. Специально для вас может быть подобрана та реклама, которая вас сегодня интересует: про автомобили, недвижимость, одежду, мебель и т. д. А ведь ее можно будет и специально заказывать. Почему бы и нет? Я вижу не то, что меня раздражает, а то, что мне, действительно, нужно. Вполне вероятно, что в будущем появятся электронные биржи, на которых рекламодатели будут покупать места в рекламных роликах. При этом исчезнет понятие телевизионных рейтингов. Если вы находитесь в поле IPTV, вы точно знаете, кто именно, что и когда смотрит. Владелец торговой марки уверен, что реклама его продукции показывается тем людям, которые ею интересуются. А я сам больше доверяю такой рекламе, потому что это я сам попросил предоставить мне информацию об этой продукции.

Адрес как точка входа

в пространство IPTV

Наличие адреса каждого зрителя — неотъемлемое свойство индивидуализации ус-

луг — имеет много позитивных следствий, помимо инновационных рекламных моделей. В частности, позволяет организовать услугу VоD — главный двигатель услуг IPTV на первых этапах. Пользователи быстро осознают привлекательность этой услуги: возможность посмотреть то, что хочется, в удобное время. Причем, для этого не нужно создавать дома библиотеки фильмов, вести каталоги. Наоборот, в распоряжении каждого зрителя оказывается огромная единая библиотека контента и удобный интерфейс поиска/заказа фильма. Наличие адреса открывает огромные возможности по созданию и распространению контента для групп зрителей: национальных диаспор, коллекционеров, людей, связанных общими увлечениями, и т. д. Более того, благодаря адресу, каждый человек сможет заказать себе тот контент, который он желает просмотреть, — стать собственным телередактором. Такие технологии, позволяющие каждому пользователю выбирать себе ТВ-каналы и фильмы для просмотра, разработанные в компании Alcatel-Lucent, используются в ряде проектов IPTV в разных странах мира. Более того, по этому направлению Alcatel-Lucent является безусловным лидером среди всех остальных поставщиков технологий IPTV Среди уникальных отличий систем Alcatel-Lucent — возможность создание своего контента и распространения: по подписке или для всеобщего просмотра. С помощью этих средств любой человек сможет стать телережиссером. Например, такие услуги быстро стали пользоваться огромным успехом сразу после их запуска в городке Ломмель в Бельгии.

Там при поддержке федеральных властей

в сфере ИКТ и муниципалитета в мае 2006 г. был запущен городской проект на базе технического решения Alcatel 5900 My Own TV. Оказалось, что люди с огромным энтузиазмом стали создавать личные ТВ-каналы, посвященные своим путешествиям, жизни своей семьи или обсуждениям каких-либо актуальных для города тем. Быстро образовались сообщества любителей кино, спорта, сериалов, а объем ТВ-контента, генерируемого тематическими, дружескими и молодежными сообществами, растет взрывными темпами. Характерно, что в отличие от среды Интернет, у пользователя IPTV есть четкая привязка к конкретному домашнему устройству, что дисциплинирует людей — у них появляется ответственность за тот контент, который они размещают в открытом доступе.

Телевизор как элемент социальной жизни

В Европе, как предсказывают аналитики "Делойт Туш", уже в нынешнем году ожидается расширение пакета платных услуг IPTV за счет включения в него не только развлекательных сервисов, но и функций, связанных с жизнеобеспечением дома, в частности, видеонаблюдения и охранной сигнализации. Аналитики ожидают также изменения соотношения платных/бесплатных услуг в пакете на базе IPTV Например, электронная почта может стать платной, а услуги местной телефонной связи VoIP — бесплатными. А в одном из небольших городков Германии, в котором Alcatel-Lucent вместе с оператором связи Deutsche Telekom реализует проект T-City, это уже становится реаль-

ностью. Например, там будет реализована система видео-обслуживания пенсионеров в их собственных домах. По широкополосной ADSL-сети в городской центр управления непрерывно поступают данные с датчиков, фиксирующих медицинские показатели человека, а также состояние газовых и электрических приборов в доме. В любой момент времени пожилой человек с помощью своего телевизора сможет организовать сеанс телефонной или видеоконференц-связи с другими пенсионерами, врачами, обслуживающим персоналом или родственниками. Если что-то его обеспокоит, он может подать оперативный сигнал тревоги в Call-центр.

Телевизор в качестве первого помощника пожилого человека в разных жизненных ситуациях — это только один из вариантов применения услуг IPTV в рамках проекта T-City. В целом он задуман как обширный набор инновационных сервисов для различных муниципальных нужд: обслуживания населения, малого и среднего бизнеса, городского управления. В частности, предусмотрен специальный городской ТВ-канал, реализованный в форме IPTV, который обеспечивает интенсивный обмен информацией: городские новости и интерактивные отклики на них, локальная реклама, запросы в городскую видео-библиотеку, обсуждение предполагаемых строительных проектов (новые мосты, дороги и т. д.).

Превращение домашнего телевизора из центра пассивного потребления развлекательного контента в элемент активной социальной жизни — это знаковое событие. Оно говорит об огромных возможностях развития услуг на базе технологий IPTV, открывающих широкие перспективы для операторского бизнеса. Ключ к их успешной реализации — в разработке гармоничных экономических моделей, совмещающих различные форматы трансляции ТВ-контента и различные схемы оплаты. Бизнес, местная власть, семья, друзья и сообщества, конечные пользователи — все эти группы связываются между собой, активно обмениваясь контентом. Немалая часть его может быть платным и востребованным, нужно только обеспечить необходимые связи. Компания Alcatel-Lucent предоставит в распоряжение операторских компаний весь свой мировой опыт внедрения проектов IPTV различного масштаба: от разработки услуг и бизнес-модели до запуска в эксплуатацию технического решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.