Денис Волков
Осада
картонной
крепости
Весьма вероятно, что совсем скоро очередное посещение «яблочного» магазина на 5-ой авеню в Нью-Йорке заставит вас очень и очень удивиться. Поскольку на прилавках знаменитого прозрачного куба вы не обнаружите привычных разноцветных коробок с программным обеспечением Apple и других вендоров. А на резонный вопрос о том, где же теперь можно купить нужный софт, консультант предложит скачать нужные программы из Сети. Когда конкретно наступит это момент, точно не известно. Но в самом его наступлении можно не сомневаться. Руководство компании недвусмысленно дало понять: опыт работы Mac App Store — магазина приложений для компьютеров Apple, в первый же день после запуска продавшего более миллиона программ, дает все основания утверждать, что эпоха «коробочного» ПО подошла к концу
Малые формы
Когда три года назад Apple открыла свой магазин мобильных приложений App Store, вряд ли можно было предположить, что очередное начинание Стива Джобса ждет настолько оглушительный успех. Однако реальность превзошла самые смелые ожидания. В первые три дня пользователи iPhone и
Стив Джобс явно вознамерился убить «коробочный» софт. Продемонстрировав преимущества интернет-дистрибуции в сегменте мобильных платформ, Apple смело адаптирует ту же модель на рынке продажи программного обеспечения для «больших» компьютеров.
iPod Touch скачали три миллиона программ. А в начале 2011 года Apple отрапортовала о том, что всего за время, прошедшее с момента запуска магазина, пользователями было скачано более 10 миллиардов приложений.
Технологический мир насторожился, но немедленно отвлекся на очередную приманку. Ведь Apple элегантно «заново изобрела» планшетный компьютер, так что эксперты бросились с жаром обсуждать, когда будет вбит последний гвоздь в гроб традиционного ПК. Впрочем, появление iPad (а затем и множества устройств-последователей от ведущих мировых производителей) снова возвращало участников рынка к теме программного обеспечения. Продажи планшетов продолжали бить рекорд за рекордом, что позволяло предположить: софтверную индустрию явно ждут большие перемены. Да что там, производителям ПО нужно срочно переориентироваться на выпуск программ для мобильных гадже-тов! Вот только сами «революционеры» из Apple так не думали. 6 января 2011 года пользователи настольных компьютеров и ноутбуков Apple, получив очередной пакет обновлений, обнаружили на своих экранах новое приложение Mac App Store, практически в точности повторяющее уже привычный виртуальный прилавок
App Store, только с программами для «больших» «Маков». Что было дальше, легко догадаться. Как и в случае с онлайновым магазином для «Айфонов» и «Айпадов», владельцы «Маков» бросились приобретать необходимые программы, оказавшиеся теперь на расстоянии одного щелчка мышью.
По проводам
Совокупные объемы мирового рынка программного обеспечения, распространяемого через Сеть, уже составляют десятки миллиардов долларов. Ничего удивительного. Ведь основное преимущество электронной дистрибуции — возможность, не вставая с кресла, купить нужную программу. И, что еще важнее, не ждать, пока курьер «обычного» интернет-магазина принесет коробку. Остается лишь дождаться окончания загрузки дистрибутива, установить программу — и начать работать, играть, учиться — в зависимости от назначения программного продукта.
Что для этого требуется от покупателя? Немногое. Возможность дистанционно расплатиться с продавцом и наличие высокоскоростного канала связи. Иначе есть вероятность, что курьер с обычной коробкой придет быстрее, чем будет скачан дистрибутив.
В России масштабы рынка продаж программного обеспечения
г
ЩЩ Стив Джобс не только поднял
Apple с колен и превратил в самый дорогой технобренд, но и сделал первые шаги к новой системе дистрибуции софта
«по проводам» куда скромнее и не превышают нескольких процентов от мировых объемов сбыта. По оценкам экспертов инвестхолдинга «Финам», россияне официально покупают в Интернете программ не более чем на 80 млн долларов в год.
Причины очевидны. Во-первых, мы все еще слишком много воруем. И если есть возможность получить и установить софт неофициально — делаем это без особого зазрения совести. Борцы с контрафактным распространением ПО, такие как альянс BSA, рапортуют о постепенном оздоровлении ситуации. Но до полной победы легального способа владения программным обеспечением в нашей стране еще далеко.
Некоторые проблемы все еще обнаруживаются и по части инструментария дистанционной оплаты. Если оценивать статистику, то пластиковые карты и иные формы расчетов, отвечающие особенностям Интернета, в России вполне
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ МАРТ #3 2011
75
г
ЯЯ Опыт Apple любопытен тем,
что всемирно известная компания тестирует новые способы распространения цифрового товара в Сети
развиты. Однако разница в активности использования подобных средств оплаты в нескольких крупнейших мегаполисах и в целом по стране — огромна.
Наконец, широкополосный Интернет в России все еще трудно считать повсеместно доступным благом. В случае с мобильными устройствами скорость передачи данных «по воздуху» не слишком важна. Ведь программы для карманных гаджетов невелики по объему Другое дело — полновесные программные средства, адресованные владельцам «больших», «настоящих» компьютеров. Здесь объемы дистрибутивов могут составлять сотни мегабайт. И скачивать такие объемы по медленным «бюджетным» каналам — занятие не самое приятное. Да и денег можно потратить больше, чем пришлось бы заплатить курьеру за доставку коробочной версии того же продукта. Впрочем, и курьер не нужен. Экономный пользователь (а живет страна в целом пока не богато) лучше уже потратит лишние два
часа на визит в обычный магазин софта. В России это вообще давняя традиция. Мы продолжаем расплачиваться временем, тогда как весь мир давно почитает этот ресурс самым ценным.
Можно привести множество аргументов, позволяющих вроде бы вполне убедительно доказать, почему электронная дистрибуция программного обеспечения для персональных компьютеров приживется у нас еще не скоро. И что старые добрые картонные коробки с дистрибутивами, радующие покупателей монументальными томами с инструкциями на толстой мелованной бумаге («Не зря отдал деньги, вон какая тяжелая коробка!»), еще долго будут красоваться на прилавках специализированных магазинов. И все-таки со скептиками уже можно поспорить. К тому же приобретать софт для смартфонов и планшетов в Сети мы привыкли буквально за пару лет. То есть «моторика» уже появилась.
«В нашем магазине, — подтверждает генеральный директор компании Softkey Феликс Мучник, — на «коробочные» продукты приходится уже лишь пять, от силы десять процентов продаж. В остальных случаях пользователи предпочитают электронные версии». Правда, приводимые Мучником данные — еще не показатель. Ведь соотношение продаж «коробок» через обычную розницу и тех же продуктов по каналам электронной дистрибуции может существенно различаться от производителя к производителю. Многое зависит и от политики, принимаемой на вооружение вендорами ПО на отдельных национальных рынках. Так, у российской компании ABBYY, выпускающей лингвистическое программное обеспечение, практически все продаваемые продукты доступны в двух ипостасях — классической и электронной. Однако реальное соотношение продаж существенно варьируется от страны к стране, что подтверждает генеральный директор компании «ABBYY Россия» Григорий Липич:
— На тех рынках, где больше развиты платежи пластиковыми картами (например, в Германии), объем продаж наших массовых
продуктов в онлайне составляет, в зависимости от сезона, 80-90% в количественном выражении. В России же объем продаж в онлайн-магазинах в нашем случае — пока всего лишь до 15% от всего объема продаж аналогичного продукта по другим каналам.
При этом, отмечает Липич, российские пользователи, приобретающие софт в онлайне и рассчитывающиеся «электронными деньгами» или банковскими картами, примерно в половине случаев предпочитают получить в результате покупки что-то «материальное», заказывая именно продукт в коробке.
Парадокс? Возможно. Однако если вернуться к опыту онлайновых магазинов, предлагающих программы разных вендоров, то картина вырисовывается прямо противоположная. По словам Феликса Мучника, покупатели, имевшие опыт приобретения программы в виде скачиваемого дистрибутива, все чаще приходят к выводу: сама по себе коробка не нужна, без нее вполне можно обойтись.
Да, у классического способа продажи софта как товара, а не как кода имеется множество преимуществ. «В обычном магазине приложение выигрышно демонстрируется, — признает директор по маркетингу и работе с партнерами Parallels в России, СНГ и Балтии Константин Анисимов. — Упаковка помогает покупателю сформировать первое впечатление, а сам факт продажи дарит эмоцию обладания чем-то «вещественным».
И все-таки Анисимов согласен: тренд к снижению доли продаж «коробок» в России налицо. И если уж такой законодатель мод, как Apple, заявляет о скором отказе от традиционных каналов сбыта софта, то и разработчиками ПО впору озаботиться развитием альтернативных каналов дистрибуции. Поскольку очень скоро альтернатива превратится в мейнстрим. Тем более что о способностях визионеров из Купертино не просто предугадывать поведение рынка, а и перестраивать его давно известно.
Загрузил — и порядок
Как только в начале января заработал виртуальный магазин Mac
30%
доходов
от продажи любого приложения на своих торговых площадках Apple забирает в качестве гонорара
г
App Store, в специализированной прессе во множестве начали появляться статьи, повествующие о том, как буквально за несколько дней тот или иной производитель, разместивший свои программы в «большом» магазине Apple, смог продать больше копий, чем за месяцы «коробочного» продвижения.
В числе таких счастливчиков упоминалась компания Pixelmator Team, дистрибутивы графического пакета которой разлетались в магазине Apple как горячие пирожки: только за первые 20 дней удалось наторговать на миллион долларов.
Другой рекордсмен — российская компания Gameprom, чья игра Pinball HD за полтора месяца была скачана сто тысяч раз, что (учитывая цену дистрибутива, составляющую три доллара) легко позволяет подсчитать: это приложение помогло разработчику заработать более 200 тысяч долларов. А теперь представим себе попытки продвижения трехдолларового приложения в «коробочном» виде...
Между прочим, никаких ошибок в расчетах заработка Gameprom нет. Просто у владельца популярного онлайнового магазина свои правила. Разработчики получают не всю сумму оплаченных покупателями гонораров, а только 70%. Оставшиеся 30% по традиции забирает себе Apple. Почему «по традиции»? Да потому что именно такие комиссионные приняты и в магазине App Store, адресованном пользователям мобильных устройств.
Не следует ли ждать бунта? Судя по всему, разработчиков эта финансовая арифметика нисколько не смущает. Напротив, они с готовностью идут на такие условия. «Apple удалось создать прекрасную бизнес-модель, — уверяет гендирек-
тор Gameprom Филипп Погосов, — в которой разработчик может все свое время уделять созданию качественного продукта. И в совокупности это стоит больше 30%. Говорю это как человек, который до сих пор с ужасом вспоминает все предыдущие бизнес-модели — например, бытовавшие на рынке Java-игр».
— Этот канал того стоит, — соглашается вице-президент по международному развитию компании Evernote Дмитрий Ставиский. — Он очень эффективен. Да и комиссия Apple вполне сопоставима с тем, что берут другие распространители. Для разработчиков соотношение «цена — качество» в Mac App Store очень благоприятно. Ведь он снимает с разработчиков массу забот о дистрибуции и позволяет сосредоточиться на продукте. А это хорошо и для разработчиков, и для пользователей».
Кстати, Evernote также значится в числе первопроходцев-рекордсменов: в течение первых суток, прошедших с момента запуска Mac App Store, 90 тысяч пользователей загрузили программу управления этим кибернетическим «расширителем памяти» на свои «Маки». Да, клиент Evernote бесплатен. Однако для компании, использующей модель freemium (за базовый функционал платить не нужно — в отличие от дополнительных возможностей), увеличение пользовательской базы (а половина из скачавших программу — неофиты) — очередной шаг к успешной монетизации проекта.
«Главная идея Evernote, — объясняет Дмитрий Ставиский, — состоит в том,чтобы позволить человеку максимально быстро и удобно запоминать, а в дальнейшем использовать сохраненную информацию в любое время и в любом месте, любыми подручными средствами. При этом множество людей большую часть дня проводят за компьютерами, солидную долю сохраняемых ими заметок составляют веб-страницы, да и потенциал настольных платформ для реализации нашей концепции «внешней памяти» несравненно выше, чем в случае с мобильными устройствами».
Опыт Apple любопытен еще и тем, что всемирно известная (а теперь еще и самая дорогая из технологических брендов) компания, по сути, тестирует новые способы распространения цифрового товара в глобальных масштабах. А товар этот, как известно, начинает выбираться чуть ли не первые строчки. Да и Интернет — как «транспортная» система, обеспечивающая принципиально иной метод продвижения, — наконец-то превратился в мощную и вездесущую платформу. Вот почему сотни тысяч заинтересованных глаз обращены ныне к Mac App Store.
Один из камней преткновения (кроме тридцатипроцентной комиссии) — категорический запрет на размещение в онлайновом магазине ознакомительных
ЩЩ По примеру Apple, отказывающейся от «коробок», и другие вендоры заинтересовались альтернативными каналами дистрибуции ПО
г
или тестовых версии программ. Это ограничение кажется многим специалистам весьма странным. Особенно если учесть, что далеко не все приложения предлагаются по незначительной цене в несколько долларов (как в случае с Pinball HD) или вовсе бесплатны в базовой версии (Evernote). Попадаются ведь и куда более дорогие программные средства, которые перед покупкой пользователь хотел бы оценить, «пощупать». (А уж в какой форме — с функциональными ограничениями или в течение определенного срока, отпущенного создателями софта, — второй вопрос). Люди хотят знать, за что именно им предлагается выложить деньги. Причем знать на собственном опыте, а не с опорой на рейтинги, публикации и рецензии.
Кроме того, Apple сформулировала обширный список других ограничений и запретов. Правда, носящих по большей части технический характер. Все это существенно ограничивает свободу разработчиков. Скептики даже утверждали, что подобный подход в скором времени приведет к отказу множества про-
изводителей ПО от столь обременительного сотрудничества. Но, как выясняется, на привлекательность электронной дистрибуции как канала распространения цифрового товара применяемые Apple подходы никак не влияют.
— Рентабельность для независимого разработчика в случае с Mac App Store, возможно, и оказывается ниже, чем в случае применения других онлайновых каналов продаж ПО, — соглашается Константин Анисимов (Parallels). — Но релевантность аудитории и охват здесь близки к 100%. А это многое окупает. Да, розничные продажи, как правило, более маржинальны, чем предлагает Mac App Store. Однако аудитория и охват — несопоставимы. Вот почему для многих производителей «Мак»-софта этот канал может стать «золотой серединой».
Кстати, Parallels продолжает переговоры о размещении своего приложения на площадке Mac AppStore. О своей готовности использовать этот канал продвижения заявили и многие другие крупные вендоры, чье программное обеспечение, когда этот номер поступит в продажу, возможно, уже будет продаваться в «яблочном» сетевом магазине. Но если крупные производители используют этот канал в качестве «дополнительного» и не собираются, по крайней мере в краткосрочной перспективе, отказываться от продаж коробочного ПО, то для небольших компаний, уверен Григорий Липич, электронная дистрибуция вообще и
магазин Apple в частности — чуть ли не единственная возможность начать бизнес по продаже своего софта без запредельных начальных издержек на производство коробок с дистрибутивами и переговоров с розничными сетями о размещении этих коробок на полках.
Революционная ситуация
Если динамика, продемонстрированная Mac App Store с самого начала, сохранится — следует ожидать, что уже через несколько лет магазин догонит по объемам бизнеса своего «старшего брата» — App Store, где продаются программы для мобильной платформы iOS.
— Можно ожидать, — прогнозирует директор по мобильным платформам компании Alawar Валентин Мерзликин, — что около 70% приложений для «Маков» со временем будет продаваться именно через Mac App Store. Уже одно то, что проект интегрирован в операционную систему, гарантирует ему лидерские позиции.
На момент запуска Mac App Store в магазине была доступна ровно тысяча программ. Возможно, свежие цифры мы узнаем на очередном летнем мероприятии Apple. Но уже сейчас ясно, что, хотя далеко не все вендоры ринутся «затачивать» свое ПО под новый магазин. Речь в первую очередь о производителях небольших игр.
— В Mac App Store доступно уже пять наших игр, — говорит Валентин Мерзликин. — В ближайшее время их число вырастет до десяти. Что же касается первых результатов, то продажи по итогам первого месяца с момента запуска магазина приложений нас порадовали.
Согласен с коллегой и Филипп Погосов из Gameprom, утверждающий: если игра с самого начала создавалась для экранов с высоким разрешением, ее перевод с платформы на платформу занимает максимум неделю, включая тесты.
Если учитывать бурные события, происходящие на глобальном рынке информационных технологий в последнее время, легко предположить: в ближайшее время с решениями, аналогичным Mac App Store, могут дебютировать и
г
другие игроки. Хотя бы потому, что следовать в фарватере Apple становится хорошим тоном. Мода на сенсорные экраны началась сразу после появления iPhone. Да и собственные магазины приложений «вдруг» заинтересовали производителей ПО только после того, как Apple запустила App Store для своих мобильных устройств. Поэтому не нужно быть пророком, чтобы с высокой вероятностью предсказать: как только Apple объявит об очередных достижениях, конкуренты последуют ее примеру.
— Будь я Стивом Балмером или Биллом Гейтсом, — рассуждает Григорий Липич, — обязательно подумал бы о том, чтобы применить аналогичный подход к продаже софта пользователям операционной системы Microsoft. Ведь многие пользователи хотели бы купить софт, но банально не знают, где это сделать. К тому же многие боятся доверять непроверенным онлайновым магазинам. В случае же, если
магазин встроен в операционную систему, уровень доверия к такому каналу продаж со стороны пользователя оказывается значительно выше. Ведь буквально в несколько «кликов» мышкой можно найти нужное приложение или игру».
Если эти предсказания действительно сбудутся, электронная дистрибуция программного обеспечения как метод, прекрасно зарекомендовавший себя уже не только на мобильных платформах, но и в качестве канала распространения игр (треть компьютерных игрушек в мире скачивается через Интернет), быстро начнет отбирать рынок у «коробочного» канала. И весьма вероятно, что уже нынешнее поколение вскоре начнет воспринимать прямоугольную картонку, содержащую загрузочные диски и килограмм ненужных печатных материалов, в качестве атавизма.
Коробочный «хвост» еще не отпал окончательно, но уже волочится по земле. И в этом нет ничего дурного. В конце концов, все мы
давно перестали ностальгировать по дискетам.
Между прочим, с появлением Mac App Store возникла возможность разгадать еще одну загадку Стива Джобса, не так давно пораз-
ЩЩ С появлением Mac App Store
стало ясно, почему Джобс решил не комплектовать «самый тонкий ноутбук» Macbook Air приводом для компакт-дисков
ившего общественность отказом комплектовать «самый тонкий ноутбук» Macbook Air приводом для компакт-дисков. Поговаривают, что в ближайшее время этого рудимента лишатся и другие ноутбуки Apple. И верно: зачем? Софт можно покупать в Интернете. А хранить данные куда проще там же — в сетевых «облаках». ■
WWW.MKF.RU
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛУБ (МКК): 125284 Г. МОСКВА, 1-Й БОТКИНСКИЙ ПРОЕЗД, ДОМ 8/31 ТЕЛЕФОН: 7 (495) 941-99-60 (МНОГОКАНАЛЬНЫЙ)