ББК 85.12
С.С. Запрудский
Орнамент федоровских украшений Обь-Иртышского междуречья
S.S. Zaprudsky
Ornament of Fedorov Decorations of Ob-Irtysh Country
Рассмотрены все орнаментированные федоровские украшения Обь-Иртышского междуречья. Выделено 10 элементов, 5 групп комбинаций узора и 4 способа нанесения орнамента на ювелирные изделия, а также 21 орнаментальная композиция.
Ключевые слова украшения, элементы орнамента, Обь-
Иртышское междуречье, орнаментальная композиция.
Орнамент на металлических украшениях федоровской культуры привлекал значительно меньшее внимание ученых, чем орнаментальные композиции керамики [1, с. 177-181; 2, с. 73-78; 3, с. 253-257;
4, с. 106-112].
Рассмотрим орнаментированные ювелирные изделия, известные из погребений федоровской культуры Обь-Иртышского междуречья.
Серьги с коническим приемником, биметаллические, орнаментированные на концах слабозаметными насечками. Эти ювелирные изделия обнаружены в могильниках Быково II [5, с. 29, рис. 2-29], Кенжеколь-1 [6, с. 38], Кытманово [7, с. 29, рис. 43-2], Фирсово-ХГУ [8, с. 104, рис. 1-14] и Чекановской Лог X [9, с. 121;
10, с. 69; 11, с. 249].
Серьги с раструбом, украшенные по краю раструба пуансонным орнаментом. Единственный экземпляр известен по материалам могильника Рублево^Ш [12, с. 34].
Трапециевидные подвески с бородавчатыми выпуклостями с пуансонным и прорезным орнаментами найдены в федоровских погребениях могильников Рублево^Ш [12, с. 37] и Чекановский Лог X [13, рис. 38-1].
Лапчатые подвески, биметаллические, украшенные нарезным и пуансонным орнаментом. Они обнаружены на могильниках Акмола [14, табл. ГГГ-8; 15, с. 311, рис. 226-60], Боровое [16, с. 60] и Малый Койтас [17, рис. 25-3; 19, с. 86].
Листовидные подвески, бронзовые. Данные изделия были покрыты орнаментом, выполненным в пуансонной технике. На территории юга Западной Сибири они известны по материалам могильников Кытманово [18], Фирсово-Х^ [19, с. 254], Чекановский Лог Х [13, рис. 52-1-5; 20; 21; 22, с. 18; 23, с. 33], Абрамово-4 [24, рис. 54-23], Еловка ГГ [25, с. 88]. В Северном Казахстане данные изделия
All decorating Fedorov ornaments of Ob-Irtysh country between two rivers are examined in this article. The author picked out 10 elements, 5 groups of design combinations and 4 methods to apply ornament on jewelry and also 21ornamental compositions.
Key words: decorations, ornamental elements, Ob-Irtysh
country, ornamental composition.
обнаружены в могильнике Акмола [14, табл. III-2-4].
Ромбические подвески, орнаментированные пуансонной техникой. На заостренном конце изделия имеются отверстия для пришивания. Украшения этого типа в пределах Обь-Иртышья известны только в материалах могильников Фирсово-XIV [19, с. 254] и Боровое [26, табл. IV-12].
Обоймочки бронзовые и биметаллические, украшенные штампованным и пуансонным орнаментом. Данные изделия известны по материалам могильников Ближние Елбаны XVI [27, с. 12, 14], Чекановский Лог Х [21], Чекановский Лог II [28, 29, с. 390], Кытманово [12, рис. 64-8-10; 18], Фирсово-XIV [8, рис. 1-4,5].
Трапециевидные нашивки рельефные с пятью рельефными жемчужинами, биметаллические являются шейными или, точнее, воротничковыми украшениями. Известны по материалам могильника Кытманово [7, рис. 10-2, 18].
Треугольная пластина биметаллическая, украшенная пуансонным орнаментом. Известен лишь один экземпляр с могильника Малый Койтас [17, рис. 25-4; 30, с. 14].
Бляшки бронзовые выпукловогнутые, округлой формы, орнаментированные пуансонной техникой. Данные изделия обнаружены на территории Восточного и Северного Казахстана в могильниках Зевакино [31, рис. 2-9-15, 17, 18], Боровое [26, с. 230, 231, 233], Малый Койтас [32, рис. 12, табл. I-7-10]. На территории юга Западной Сибири они известны по материалам могильников Еловка II [25, рис. 10-21, 22, 25, 33,
35, 37, 40; 33, с. 61] и Кытманово [7, рис. 30-1].
Бляшка бронзовая с выпукловогнутым центром, подквадратной формы, орнаментированная по краю пуансонной техникой. Автору данного исследования известно только одно ювелирное изделие, обнаружен-
ное на территории Восточного Казахстана в могильнике Зевакино [31, с. 75].
Браслет со спиралевидными навершиями, с внешней стороны украшенный линией ромбов, единственный экземпляр происходит с могильника Еловка II [33, рис. 417-43].
На основании имеющегося материала орнамент можно разделить на три типа по способу его нанесения на украшения.
Тип 1. Пуансонный.
Тип 2. Штампованный.
Тип 3. Нарезной.
Тип 4. Наколы.
В каждом типе по форме орнамента выделено несколько элементов.
Тип 1. Пуансонный орнамент
Элемент 1. Круг. Этот орнамент встречается только на круглых бляшках (рис. 2-23). Данные изделия известны на территории Восточного и Северного Казахстана в могильниках Зевакино [31, рис. 2-9-15, 17, 18], Боровое [26, с. 230, 231, 233], Малый Койтас [32, рис. 12, табл. 1-7-10]. На территории юга Западной Сибири они встречены в могильниках Еловка II [25, рис. 10-21, 22, 25, 33, 35, 37, 40; 27, с. 20, 25, 28, 42, 48, 54, 59, 61, 68, 124, 125, 127-129, 132, 136, 145] и Кытманово [7, рис. 30-1]. Исключением является бронзовая серьга с раструбом из погребения 62 могильника Рублево-УШ, край раструба которой украшен пуансонным орнаментом, выбитым изнутри [12, с. 34].
Элемент 2. Крест. Им украшены две выпукловогнутые бляшки (рис. 2-22, 23) из могильника Боровое [26, табл. Г^13, 14].
Элемент 3. Квадрат. Этот орнамент нанесен по краю квадратных выпукловогнутых бляшек из могильника Зевакино [31, с. 75] в Восточном Казахстане.
Элемент 4. Елочка. Им украшены листовидные подвески (рис. 1-8, 9) из могильников Фирсово-Х^ [19, с. 254] и Еловка II [25, рис. 9-51, 52].
Элемент 5. Ромб. Этот узор встречен на листовидной подвеске (рис. 1-5) из могильника Абрамово-4 [24, рис. 54-23]. В могильниках Боровое [26, табл. ^-12], Еловка II [33, с. 145] и Фирсово-Х^ [19, с. 254] он идет по краю ромбических подвесок (рис. 2-1-5).
Элемент 6. Зигзаг. Этот орнамент нанесен на листовидные подвески (рис. 1-6,7) из погребений могильников Акмола [14, табл. Ш-1-3] и Чекановский Лог X [23, с. 33; 20; 13, с. 224, рис. 52-1, 2].
Элемент 7. Линия. Один из самых часто встречаемых вариантов орнамента. Им украшены листовидные подвески (рис. 1-9, 12-14) из могильников Кытманово [7, рис. 9-4; 20], Фирсово-Х^ [19, с. 254]; обоймочки (рис. 2-7-9, 12-14) - Ближние Елбаны XVI [27, с. 12, 14], Чекановский Лог II [29, с. 390], Чекановский Лог X [34, с.108, рис.1], Кытманово [18; 7, с. 53]; лапчатые подвески (рис. 2-6) - Акмола [14, табл.Ш-7] и Малый
Койтас [35, с. 139; 30, с. 14]; ромбические подвески (рис. 2-3,4) - Фирсово-Х!У [19, с. 254], две трапециевидные подвески с бородавчатыми выпуклостями (рис. 2-24, 25) - Рублево-УШ [12, с. 37].
Элемент 8. Лист. Этот орнамент встречается только на листовидных подвесках (рис. 2-14) в могильниках Кытманово [7, рис. 9-4; 18], Абрамово-4 [24, с. 103, рис. 54-23], Акмола [14, табл. Ш-1-3], Фирсово-XIV [19, с. 254, рис. 1-1, 2], Еловка II [33, с. 41, рис. 43-2, 12; 36, с. 218, рис. 7], Чекановский Лог X [13, рис. 52-1, 2; 20; 21; 22, с. 18; 23, с. 33].
Элемент 9. Треугольник. Им украшена биметаллическая треугольная пластина из могильника Малый Койтас в Восточном Казахстане [17, рис. 25-14; 30, с. 14; 35, с. 139]. Пуансон идет по краю пластины, полностью повторяя ее форму (рис. 2-19). Также эта геометрическая фигура входит в состав композиций на подвесках - листовидной (рис. 1-2) из Абрамово-4 [24, с. 103, рис. 54-23] и трапециевидной с бородавчатыми выпуклостями из Рублево-УШ [12, с. 37, рис. 1-9].
Элемент 10. Трапеция. Данным узором украшены трапециевидные воротничковые нашивки (рис. 2-1518) из двух погребений могильника Кытманово [16, с. 65].
Тип 2. Штампованный орнамент
Этот тип представлен единственным вариантом.
Прямая линия. Ею украшены биметаллические обоймочки (рис. 2-10, 11). Эти ювелирные изделия известны по материалам могильников Фирсово^^ [37, с. 50; 38, рис. 1-12, 13] и Рублево-УШ [12, с. 37, рис. 2-2].
Тип 3. Нарезной орнамент
Элемент 1. Треугольник. Этот орнамент нанесен на лапчатые подвески из могильников Акмола в Северном Казахстане [14, табл. Ш-7] и Малый Кой-тас (рис. 2-6) в Восточном Казахстане [30, с. 14; 35, с. 139]. В первом случае треугольники обращены вниз вершинами, а во втором - вверх.
Элемент 2. Зигзаг. Этот узор встречен на лапчатой подвеске из могильника Малый Койтас (рис. 2-6) в Восточном Казахстане [30, с. 14; 35, с. 139].
Элемент 3. Прямая линия. Этот орнамент был использован на ювелирных изделиях из могильников Малый Койтас в Восточном Казахстане [30, с. 14; 35, с.139] и Акмола в Северном Казахстане [14, табл. Ш-7]. В первом случае им украшена ромбическая нашивка, а во втором - лапчатая подвеска. Также он встречается на серьгах с коническим приемником (рис. 1-1-4).
Элемент 4. Елочка. Этим узором украшена серьга с коническим приемником (рис. 1-4) из могильника Фирсово^У [8, рис. 1-14].
Тип 4. Наколы
Этот тип орнамента представлен единственным вариантом.
Рис. 1. Орнаментированные украшения федоровской культуры Обь-Иртышского междуречья
Ромб. Он нанесен на бронзовый браслет со спиралевидными навершиями из выпукло-вогнутой пластины (рис. 2-26) из могильника Еловка II [33, рис. 417-43].
Проанализировав все типы и варианты орнамента, встречающиеся на украшениях федоровской культуры, независимо от техники исполнения узора мы выделили 10 элементов: 1 - прямая линия, 2 - лист,
3 - ромб, 4 - крест, 5 - круг, 6 - зигзаг, 7 - треугольник, 8 - квадрат, 9 - трапеция, 10 - елочка.
При проведении анализа композиционных построений использовали метод, примененный С.Я. Зданович при изучении комбинаций узоров на керамике саргаринско-алексеевской культуры [39, с. 91]. Все учтенные узоры были разбиты на пять групп: 1 - узоры из одного элемента; 2 - узоры из одного элемента, повторенного дважды; 3 - узоры из одного элемента, повторенного три и более раз;
4 - узоры из двух различных элементов; 5 - узоры из трех различных элементов (рис. 3).
Группа 1. Ведущим является орнамент в форме круга, который резко преобладает, им украшены только круглые бляшки. Остальные элементы встречаются значительно реже или единично - ромб, лист, трапе-
ция, квадрат, прямая линия. Все фигуры выполнены пуансонным орнаментом.
Группа 2. Зафиксировано три композиции:
1 - рисунок из двух параллельных линий встречен только на обоймочках из могильников Чекановский Лог II [28; 29, с. 390], Чекановский Лог X [21; 22, с. 18], Кытманово [7, с. 53, рис. 10-1, 4; 11-11,12; 18];
2 - орнамент из двух ромбов, вписанных один в другой - могильник Боровое [26, табл. ГУ-12];
3 - два треугольника, обращенные вершинами вниз - Рублево-УШ [12, рис. 1-9].
Все композиции выполнены пуансонной техникой.
Группа 3. Зафиксировано две композиции:
1 - узор из трех и более линий. Он встречается только на обоймочках - могильники Ближние Елбаны XVI [27, рис. 3-7], Чекановский Лог Х [21] (пуансон-ный орнамент) и Фирсово-Х!У [8, рис. 4,5] (штампованный орнамент) и серьгах с коническим приемником - Быково II [5, с. 29, рис. 2-29], Кенжеколь-1 [6, с. 38], Кытманово [7, с. 29, рис.43-2], Чекановской Лог X [9, с. 121; 10, с. 69; 11, с. 249] (нарезной орнамент);
1 II III IV V
1 О ®
2 <0> о \ЛЛ/
3 ч/ч/ (1 р
4 о 1 А А А
5 0 1
6 А
7
Рис. 3. Комбинации элементов орнамента на украшениях федоровской культуры Обь-Иртышского междуречья
2 - линия ромбов - Еловка II [33, рис. 417-43] (наколы).
Группа 4. Зафиксировано восемь композиций:
1 - крест, вписанный в двойной круг (пуансонный орнамент) - Боровое [26, табл. ^-13, 14];
2 - ромб с вписанными в него параллельными линиями (пуансонный орнамент) - Фирсово-Х!У [19, рис. 1-8];
3 - лист с вписанным в него зигзагом (пуансонный орнамент) - Акмола [14, табл. Ш-1-3] и Чекановский Лог X [23, с. 33; 20; 13, с. 224, рис. 52-1, 2];
4 - лист с вписанной прямой линией (пуансонный орнамент) - Кытманово [7, рис. 9-4] и Чекановский Лог X [34, рис. 1];
5 - лист с вписанной в него елочкой (пуансонный орнамент) - Фирсово^У [8, рис. 1-15];
6 - треугольник с вписанной прямой линией (пу-ансонный орнамент) - Малый Койтас [17, рис. 25-4;
30, с. 14];
7 - узор, состоящий из елочки и горизонтальных линий (нарезной орнамент) - Фирсово^^ [8, рис. 1-14];
8 - ромб с вписанной в него линией (пуансонный орнамент) - Фисрово^У [19, рис. 1-9];
Группа 5. Зафиксировано четыре композиции:
1 - лист с вписанными в него треугольником и ромбом (пуансонный орнамент) - Абрамово-4 [24, с. 103, рис. 54-23];
2 - лапчатая подвеска, украшенная линиями, треугольниками (нарезной орнамент) и линией пуансон-ного орнамента - Акмола [14, табл. Ш-8];
3 - лист с вписанными в него елочками и прямыми линиями (пуансонный орнамент) - Фирсово-Х^ [8, рис. 1-16];
4 - лапчатая подвеска, украшенная тремя линиями пуансона, равнобедренными треугольниками и несколькими рядами зигзага (нарезной орнамент) - Малый Койтас [17, рис. 25-3].
В результате проделанной работы выделено 10 элементов, пять групп комбинаций узора и 21 орнаментальная композиция. Использовалось четыре типа орнаментационной техники, среди которой преобладает пуансонная. Сочетание различных способов декорирования позволяет говорить о сравнительно высоком уровне развития ювелирного искусства в рассматриваемую эпоху. Фиксация отдельных элементов орнамента и его композиционных структур дает возможность для изучения семантики украшений, что расширит наше представление о духовном мире федоровского населения Обь-Иртышья.
Библиографический список
1. Зотова С.В. Ковровые орнаменты андроновской керамики // МИА. - №130. - М. ; Л., 1965.
2. Кожин П.М. Принципы построения и типология андроновской орнаментации // Культуры древних народов степной Евразии и феномен протогородской цивилизации Южного Урала. - Челябинск, 1995.
3. Ковтун И.В., Михайлов Ю.И. Композиционные структуры в декоративном оформлении андроновской посуды // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий : материалы годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН, декабрь 1998. - Новосибирск, 1998. - Т. IV.
4. Кукушкин И.А. Некоторые аспекты семантики ан-дроновского (федоровского) орнамента // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. - Барнаул, 2003. - Кн. 1.
5. Шамшин А.Б. Очерки древнего прошлого Шелаболи-хинского района // Из истории населенных мест Шелаболи-хинского района. - Барнаул, 1998.
6. Мерц В.К., Казизов Е.С., Мерц И.В. Новые исследования могильника Кенжеколь-1 в Павлодарском Прииртышье // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае 2006 г. - Барнаул, 2007. - Вып. 3.
7. Уманский А.П., Кирюшин Ю.Ф., Грушин С.П. Погребальный обряд населения андроновской культуры Причумышья (по материалам могильника Кытманово). -Барнаул, 2007.
8. Позднякова О.А. Андроновские головные уборы из могильника Фирсово-XIV и их аналогии // Изучение памятников археологии Павлодарского Прииртышья. -Павлодар, 2002.
9. Демин М.А., Ситников С.М. Новые материалы ан-дроновской культуры с верховьев р. Алей // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. - Вып. XI. - Барнаул, 2000.
10. Демин М.А., Ситников С.М. К вопросу о времени и причинах «ограбления» андроновских захоронений (по материалам грунтового могильника Чекановский Лог-10) // Западная и южная Сибирь в древности. - Барнаул, 2005.
11. Овечкин А.С. Украшения андроновской культуры могильника Чекановский Лог-10 // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий. РАЭСК-XLI. - Барнаул, 2001.
12. Кирюшин Ю.Ф., Позднякова О.А., Папин Д.В., Шамшин А.Б. Коллекция металлических украшений из погребений андроновского комплекса могильника Рублево-УШ // Алтай в системе металлургических провинций бронзового века. - Барнаул, 2006.
13. Демин М.А., Ситников С.М. Материалы Гилевской археологической экспедиции. - Барнаул, 2007. - Ч. 1.
14. Кадырбаев М.К. Акмола - памятник андроновской культуры // Культура древних скотоводов и земледельцев Казахстана. - Алма-Ата, 1969.
15. Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. - Алма-Ата, 1979.
16. Аванесова Н.А. Культура пастушеских племен эпохи бронзы Азитской части СССР (по металлическим изделиям). - Ташкент, 1991.
17. Грязнов М.П. Погребения бронзовой эпохи в Западном Казахстане // Материалы особого комитета по исследованию союзных и автономных республик. -Вып. 11 - Л., 1927.
история
18. Теплоухов С.А. Древние погребения в Минусинском крае // Материалы по этнографии. - Л., 1927. - Т. 1. Вып. 2.
19. Уманский А.П. Отчет об аварийных работах Верх-чумышской археологической экспедиции БГПИ (черновой вариант) // Архив лаборатории исторического краеведения Барнаульского государственного педагогического университета (ЛИК БГПУ). 1963.
20. Позднякова О.А. Накосные украшения из андро-новских могильников лесостепного Алтая // Историкокультурное наследие Северной Азии. - Барнаул, 2001.
21. Ситников С.М. Дневник раскопок грунтового могильника Чекановский Лог-10 // Архив ЛИК БГПУ 2001.
22. Ситников С.М. Дневник раскопок грунтового могильника Чекановский Лог-10 // Архив ЛИК БГПУ 2004.
23. Запрудский С.С. Украшения с пуансонным орнаментом с территории Алтайского края (по материалам федоровских погребений) // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - Вып. 4. - Барнаул, 2007.
24. Запрудский С.С. Накосные украшения федоровской культуры (по материалам могильника Чекановский Лог-10) // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. -Вып. 3. - Барнаул, 2007.
25. Молодин В.И. Бараба в эпоху бронзы. - Новосибирск, 1985.
26. Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век).
Ч. 3: Андроновская культура на Верхней Оби // ИИС. -Вып. 11. - Томск, 1973.
27. Абдулганеев М.Т., Кирюшин Ю.Ф., Лузин С.Ю., Шамшин А.Б. Могильник развитой и поздней бронзы на Ближних Елбанах // Погребальный обряд древних племен Алтая. - Барнаул, 1996.
28. Демин М.А. Дневник раскопок грунтового могильника Чекановский Лог-2 // ЛИК БГПУ 2004.
29. Арсланова Ф.Х. Погребение эпохи бронзы Зевакин-ского могильника // Первобытная археология Сибири. - Л., 1975.
30. Запрудский С.С. Украшения андроновской культуры могильника Чекановский Лог-2 // Культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности. Истоки, формирование и развитие Eвpазийской поликультурности. РАЭСК - XLI. - Иркутск, 2005.
31. Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы // МИА. - №88. - М. ; Л., 1960.
32. Оразбаев А.М., Омаров Г.К. Некоторые итоги археологического исследования Восточного Казахстана // Проблемы изучения и сохранения исторического наследия. -Алма-Ата, 1998.
33. Матющенко В.И. Eловский археологический комплекс. Часть вторая. Eловский II могильник. Доирменские комплексы. - Омск, 2004.
34. Запрудский С.С. Реконструкция и семантика андро-новского головного убора (по материалам могильника Че-кановский Лог X) // Археология, этнология, палеоэкология Северной Eвpазии и сопредельных территорий. РАЭСК -XLVI. - Красноярск, 2006. - Т. 1.
35. Монгайт А.Л. Археология СССР. - М., 1955.
36. Матющенко В.И. Археологические комплексы Eлов-ки и их коррелирущие возможности // Соотношение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий. -Новосибирск, 1975.
37. Позднякова О.А. Проблема интерпретации погребений женщин с головными уборами (по материалам андро-новского комплекса могильника Фирсово-XIV) // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. - Новосибирск, 2000. - Т. III.
38. Тупикина С. Грунтовый могильник Фирсово-XIV // Дебют. - Вып. 1. - Барнаул, 1998.
39. Зданович С.Я. Керамика саргаринской культуры // Бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. - Челябинск, 1984.