Научная статья на тему 'Ориентиры в воспитании ребенка молодых матерей различных социальных групп: конформизм vs самореализация'

Ориентиры в воспитании ребенка молодых матерей различных социальных групп: конформизм vs самореализация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание детей / социология семьи / ценностные ориентации.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентиры в воспитании ребенка молодых матерей различных социальных групп: конформизм vs самореализация»

Гурко Т.А.

д.соц.н., зав. сектором социологии семьи, Институт социологии РАН

Островский К.Г.

м.н.с. Института социологии РАН

ОРИЕНТИРЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: КОНФОРМИЗМ У8 САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Ключевые слова: воспитание детей, социология семьи, ценностные ориентации.

Статья основана на результатах исследования 600 матерей, воспитывающих ребенка от 3-х до 7 лет, в 2013 г. в Центральном федеральном округе РФ (Москва, Брянск, Владимир, Тамбов). Выборка квотная: представлены все брачно-семейные и брачно-родительские статусы матерей, их уровни образования согласно данным переписи 2010 г. в данной возрастной группе в обследованных городах1.

В рамках психологии, социальной психологии, социологии и философии разработано множество различных типологий и методик для анализа ценностей/ценностных ориентаций, ценностно-нормативных установок2. При этом само по себе понятие «ценности» различно у разных авторов, в отечественных (в том числе советских) и зарубежных работах. Не всегда делается различие между терминальными и инструментальными ценностями человека, т.е. целями и средствами их достижения (М. Рокич)3. Именно терминальные ценности-цели часто исследуются в опросах общественного мнения (например, хорошая семья, мир во всем мире, комфортная жизнь, социальное признание, счастье, равноправие и др.). На этом основании, например, часто делается вывод о важности ценности «семьи» для населения, хотя статистические и социологические показатели свидетельствуют об обратном (например, высокий уровень разводов, высокий уровень конфликтов, насилие в семьях и т.д.). Можно высоко превозносить (ценить) «семью», но не оценить качества, которые необходимы для построения успешного брака, например, жертвенность, уступчивость, терпимость и др.

Увлечение факторным анализом приводит к построению социальных конструктов ценностей и типов личностей, далеких от реальной жизни. Могут не совпадать идеальные и ситуационные ценности, ценности в публичной и частной сферах жизни. Например, если у гражданина появилось несколько детей, ценность материального достатка вынужденно выйдет на первый план в сравнении с интересом к работе, хотя это вовсе не означает, что пропала ценность конкретного вида профессиональной деятельности.

Опыт участия в межстрановых исследованиях свидетельствует, что часто различия ценностных ориентаций и поведения, в частности, в семейной сфере в развитых странах скорее в большей мере наблюдаются между полярными социальными группами внутри стран, нежели между странами (т. е. образованные молодые люди с высоким достатком скорее разделяют общие взгляды и установки в разных странах, нежели с необразованными бедными в своей стране)4. Эта гипотеза нуждается в дальнейшей проверке.

При анализе ценностей в российских публикациях5 часто употребляется понятие «традиция», что весьма проблематично для современного россиянина. О каких традициях идет речь? Дореволюционных или советских? При явном сходстве культурного кода в этих традициях (коллективизм, социальная справедливость, культ личности и власти и др.), эти традиции по форме их выражения совершенно разные.

Опыт изучения родительских, а конкретнее материнских ценностей (качеств) в воспитании подростка в 1994 г. методом углубленных интервью выявил, что ценностно нагруженные качества, которые матери в то время хотели воспитать у детей подростков различались в случае поступков ребенка в семье и за ее пределами, в окружающей социальной среде6. Возможно, этот факт отразил период «лихих 1990-х», построения особой модели рыночных отношений в России, а также период «двойной морали» советского периода.

1 См. подробнее: Гурко Т.А. Качество родительства в молодых семьях: понятийный аппарат, стратегия и выборка исследования // Актуальные проблемы родительства в России / Ред. Т.А. Гурко. - М.: Институт социологии РАН, 2013. - С. 13-18.

2 Этой теме посвящено множество работ в западной литературе. Wikipedia. - http://en.wikipedia.org/wiki/Values_scale

3 Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича // Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. сост. Н.А. Волкова. Вступительная статья Е.Ф. Рыбалко. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - С. 112-114.

4 Walters L., H. Warzywoda-Kruszynska W., Gurko T. Cross-cultural studies of families: Hidden differences // Journal of Comparative Family Studies. 2002. - Vol. 33, N 3. - P. 433-449.

5 См. недавний обзор таких работ в работе: Мастикова Н.С. Ценности россиян: что следует из сопоставления статистик международных исследований // Социологический журнал. 2013. - № 1. - С. 36-46.

6 Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. - М., 1997. - № 1. -

С. 77.

Типологии различны и в двух глобальных исследованиях, специально посвященных изучению ценностей. В исследовании мировых ценностей ^У8) речь идет о разноуровневом спектре норм/представлений/установок/ценностных ориентаций макроуровня (отношение к религии, социальному равенству полов, войне, социальному расслоению, политическим партиям и т.д.), внутрисемейного уровня (равноправие супругов, родительские ценности в воспитании детей) и личностного. Вся эта «смесь переменных в одном флаконе» приводит авторов (Р. Инглхарт, К. Вельцель) к очевидному различию стран, отличающихся уровнем развития, причем с посылом о постепенной конвергенции развивающихся стран в сторону развитых1. В Европейском социальном исследовании, используется шкала базовых ценностей Ш. Шварца, которые скорее тяготеют к качествам личности, а не ценностным ориентациям как таковым.

Первоочередная значимость качества в воспитании своего ребенка

29 27

15 14 13 19 12 ю

■ I ■____■-__■!-■__

1993 (п=450) 2013 (п=455)

Умение вести себя на людях, хорошие манеры Целеустремленность, усердие в достижении успехов Честность, правдивость

Аккуратность, умение содержать вещи в порядке Здравый смысл, обуманные суждения Сдержанность, самоконтроль

Рисунок 1.

Распределение первостепенных качеств (в порядке предъявления), которые замужние матери хотели бы воспитать в детях, в 1993 г. и в 2013 г., в %

В исследовании молодых матерей нами использовалась методика Мелвина Кохна «родительских ценностей2» (качеств, которые они хотят воспитать в детях)3. Глобальная задача изучения всех ценностных направлений родительского воспитания, включающего осознанное или неосознанное формирование широкого спектра качеств, перед нами не стояла. Методика выбрана с целью возможности сравнения основных ориентаций матерей в воспитании мальчиков и девочек в 1994 г. с нынешней ситуацией. Конечно, выборки матерей 1993 г. и 2013 г. несколько отличны. Возраст матерей и детей различны, но выборки сходны по принципу квотного территориального построения: четыре города в Центральном федеральном округе РФ, включая Москву, матери состояли в браке и имели одного ребенка4.

Матерям предлагалось выбрать пять наиболее важных качеств, которые они хотят воспитать в своих детях и ранжировать эти качества. Как видно на рис. 1, качество «честность, правдивость» для уже постсоветского поколения матерей сохраняет свое первостепенное, хотя в отличие от советского поколения заняло по частоте выбора второе место. Более важным для нынешних матерей является «целеустремленность, усердие в достижении успехов». В то же время зависимость выборов матерей в зависимости от пола детей осталась прежней, т.е. мальчикам чаще нежели девочкам приписываются качества «саморазвития», соответственно 70 и 56%. На первом месте для мальчиков и девочек стоит «целеустремленность, усердие в достижении успехов» (чаще для мальчиков), на втором - «здравый смысл, обдуманные суждения» для мальчиков и «честность» для девочек, на третьем - «ответственность, умение держать слово» (чаще для мальчиков). Такое качество как «послушание родителям» находится на одном из последних мест.

1 Inglehart-Welzelculturalmapoftheworld. Цит. по: Гурко Т.А. Брак и родительство в России. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С. 34.

2 Англоязычный термин «values» не совсем совпадает с российским понятием «ценности». Речь скорее идет о личностных качествах, в данном случае качеств «конформиста» либо качеств человека, ориентированного на достижения, самореализацию. Для конформиста важны последствия поступка и его форма, а не намерения, мотивация. Самореализация не отрицает внимание к чувствам других, но такие люди в большей мере ориентированы на собственную оценку своих поступков, а не другими людьми. Эти основные «ценностные ориентации» можно интерпретировать и в терминах «стыда» или «вины» в качестве основных регуляторов социального поведения человека, что в свою очередь различает культуры (см. подробнее: Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура. - М.: Научный мир, 2004. - С. 210).

3 Kohn, M.L. Class and conformity: A study in values. Homewood, IL: Dorsey Press, 1969.

4 См. подробнее: Гурко, 2013, там же, с. 18-19.

Направленность ценностной ориентации матерей и материальная обеспеченность их семей

Малообеспеченные (п=42) Среднеобеспеченные Обеспеченные (п=342) Состоятельные (п=45)

(п=171)

Конформистская ориентация ■ Ориентация на самореализацию ребенка

Рисунок 2.

Направленность ценностной ориентации матерей в зависимости от материальной обеспеченности их семей в 2013 г. (N=600), в %

Согласно данным автора методики, чем выше социальный статус родителей, тем с большей вероятностью они поощряют в своих детях ценности самореализации в противоположность конформизму, и, таким образом, происходит воспроизводство среднего класса. В 1980-х гг. этот вывод был подтвержден в исследованиях, проведенных в Польше, Японии, и Италии. Для того чтобы проверить эту гипотезу в современных российских условиях, ранжированные выборы матерей преобразованы в одну переменную: преимущественно конформистские ценности или ценности самореализации в воспитании ребенка.

Проверялась связь между уровнем образования матерей, материальным благополучием их семей, включая матерей, проживающих без мужа, (разведенных, вдовых, «одиночек» и внебрачных) и основной ценностной ориентацией.

Фактор оценки матерями материального уровня своей семьи малозначим. При видимом различии крайних групп, показатель связи в целом невелик (Хи-квадрат Пирсона, далее П=13,361, при знач.=0.004). Значим фактор образования матерей (см. рис. 3). Матери с высшим образованием чаще выбирают качества ребенка, предполагающие его самореализацию (П=24,749, при знач.=0.000).

Направленность ценностной ориентации матерей в зависимости от уровня

их образования

71

Без высшего образования (п=216) Высшее образование (п=384)

Конформистская ценностная ориентация ■ Ориентация на самореализацию ребенка

Рисунок 3.

Направленность ценностной ориентации матерей в зависимости от уровня их образования

в 2013 г. (N=600), в %

В контексте анализа «родительских ценностей» сквозь призму социальной группы имеет смысл выделить молодые семьи «среднего класса» в отличие от индивидов, представителей этого класса. «Семья среднего класса» подразумевала в послевоенные 1960-е гг. экономического подъема в США наличие собственного дома (обычно в дол-

156

госрочный кредит), несколько детей (часто много - в период бэби-бума), неработающую жену, обычно высокообразованную, профессиональное занятие мужа, позволяющее конвертировать полученное образование в высокий доход, достаточный для обеспечения семьи.

Пропорцию таких семей в настоящий период в России можно примерно посчитать, если провести исследование в пригородах, в элитных комплексах крупных городов, что непросто. Кроме того, в прототипах таких семей образованные жены, даже имея маленьких детей, продолжают работать, а семья нанимает няню. Пропорция таких семей зависит от выбора критериев.

Построим эмпирически современный российский прототип таких семей на имеющейся выборке и назовем такие молодые семьи «обеспеченными семьями специалистов». В целом по выборке большинство молодых семей можно отнести к категории «обеспеченных»: 57% («мы хорошо питаемся, на одежду денег хватает, можем купить что-то из вещей длительного пользования, но мы не можем за свой счёт улучшить жилищные условия»), еще 8% - состоятельных: «у нас почти нет материальных проблем, можем позволить себе дорогой отдых, покупку другого жилья», т.е. всего обеспеченных 65%, а «полных» (нормативные и сводные) обеспеченных 74%.

Следующий фильтр - жилье, в обозначенную группу включались только нуклеарные семьи, причем те, которые имеют хорошие жилищные условия. В западных странах модернизация института семьи при переходе от аграрных к индустриальным обществам, в первую очередь, означала нуклеаризацию семьи. В России советского периода интенсивной индустриализации, однако, этот процесс не был завершен. Проблема не решена и по сей день. Согласно данным исследования 36% «полных» молодых семей (58% всех, включая т.н. «неполные») проживают с родителями одного из супругов. Причем такая ситуация устраивает 56% незамужних матерей и только 19% тех, кто проживает с мужем. Очевидно, что в первом случае матери получают помощь по уходу за ребенком и им приходится мириться с ситуацией.

Третий фильтр - оба супруга имеют высшее образование. Еще фильтр - мужья работают на должностях, относящихся к профессиональной группе менеджеров, профессионалов либо помощниками профессионалов1. Отметим, что и в обеспеченных, и в состоятельных домохозяйствах отцы/отчимы чаще имеют высшее образование (для сравнения в малообеспеченных молодых семьях только 6% отцов имеют высшее образование). Таким образом, высшее образование позволяет в современных социально-экономических условиях российским мужьям иметь более высокий доход.

В итоге группа «полных»(нормативных/сводных) нуклеарных молодых семей с одним ребенком, где оба супруга имеют высшее образование, мужья работают на должностях, относящихся к профессиональной группе менеджеров, профессионалов либо помощниками профессионалов; супруги имеют отдельное от родителей хорошее жилье, жены высоко оценивают материальное положение семьи, составила всего 13% от всех «полных» семей. В период кризиса такие семьи могут потерять в доходах, но в целом при стабильности работы их общее благосостояние мало изменится. Хуже приходится семьям, у которых нет своего жилья или они имеют ипотечный кредит, либо нестабильной является работа.

В силу малочисленности социальной группы, прототипа «семей среднего класса», для проверки гипотезы о влиянии социальной принадлежности молодой семьи на ценностную ориентацию матерей были сформированы две полярные группы семей: «специалистов» и «рабочего класса», без учета критерия материальной и жилищной обеспеченности. В первую группу включены молодые семьи, в которых супруги имеют высшее образование, и муж работает в профессиональных группах, требующих высшего образования, во вторую - семьи, в которых оба супруга не имеют высшего образования, и мужья заняты в низкоквалифицированных сферах.

Направленность ценностной ориентации матерей и социальная

принадлежность молодой семьи 83

Семьи специалистов Только нуклеарные Семьи рабочих (п=82) Только нуклеарные (п=181) семьи специалистов семьи рабочих (п=46)

■ Конформистская ценно^ТнЬ-^ориентация ■ Ориентация на саморазвитие

Рисунок 4.

Направленность ценностной ориентации матерей в зависимости от уровня социальной принадлежности их семей и проживания в нуклеарном-расширенном домохозяйстве, в %

1 Классификацию профессиональных групп см.: Гурко, 2013, там же. - С. 18-19.

157

На рис. 4 можно видеть, что ценностные ориентации матерей существенно различаются в этих полярных по социальному статусу семьях. Также можно видеть влияние на материнскую ценностную ориентацию совместного проживания с родителями в сторону конформизма, что подтверждает лишний раз вывод, приведенный на рис. 1, о поко-ленческой динамике ценностных ориентаций.

Список т.н. «родительских ценностей» в исследовании «мировых ценностей» ^У8) изначально в 1981 г. (тогда Россия еще не участвовала в исследовании) был схож с методикой М. Кохна1. Позднее, уже на второй волне (1990-1994 гг.) некоторые из родительских ценностей были исключены из списка. Вероятно, логика состояла в том, что эти качества стали «старомодными», т.е. слишком конформистскими (например, «вежливость», «верность, преданность», «терпение», «честность»), по крайней мере, в западных культурах. В этом проявился очевидный этноцентризм. Например, как было показано выше, «честность» была и остается важной «материнской ценностью» в России. Кроме того, исключены именно те качества, которые важны в семейной жизни и, соответственно, могут все еще высоко цениться родителями в незападных культурах. На этапе 4 и последующих волн из списка исключили и «хорошие манеры», т.е. умение себя вести, воспитанность, что, конечно, является конформистской ценностью, но имеет право на то, чтобы высоко цениться родителями некоторых культур. Именно потому, что набор родительских ценностей менялся от волны к волне, нет смысла смотреть динамику.

Родительские ценности в России на фоне ряда стран

Россия Китай США Азербайджан

Трудолюбие Ответственность

Терпимость, уважение к другим людям Бережливое отношение к деньгам ивещам Решительность, настойчивость Независимость Послуша ние Самовыражение Бескорыстие, неэгоистичность Воображение ■ Религиозность

Рисунок 5.

Родительские ценности в России на фоне ряда стран по данным исследования мировых ценностей

(№У8), данные 6-й волны (2010-2014 гг.), в %

Для того чтобы сравнить родительские ценности россиян на общемировом фоне были выбраны три страны: наиболее продвинутые (хотя очевидно, весьма разнородные) Соединенные штаты Америки, быстроразвивающийся Китай и одна из мусульманских стран бывшего СССР - Азербайджан.

На рисунке 5 представлены ранжированные данные по России и данные по этим странам в той же последовательности. Первое, что представляется довольно неожиданным, воспитание «трудолюбия» считается в России даже более важным, чем в Китае. Хотя во всем мире китайцы признаны «трудоголиками». Удивительно также, что граждане Германии реже других стран (18%) выбирают это важное качество в детях, а также граждане Японии (35%). Здесь возникают проблемы интерпретации - возможно, самые «трудолюбивые нации» реже ценят качества, которые у них уже есть, а не потому, как считают авторы проекта, что эти ценности перестали быть значимыми. Кроме того, перевод часто меняет смысл качества, так, «ИаМ'^гк» - это не совсем «трудолюбие» по-русски. Человека можно приучить много работать, но это не означает, что он будет это любить.

В США высоко ценится религиозность в воспитании детей, выше нежели в постсоветском мусульманском Азербайджане. Несколько странно, что «послушание» почти не ценится в Китае и Азербайджане, но высоко ценится в России и США. В этом отношении скорее можно усмотреть методическое несовершенство, нежели межстрановые различия. Большинство приводимых в списке качеств очень неопределенны. Например, «послушание» кому? родителям или окружающим? Также очень неопределенно «воображение». «Бережное отношение к деньгам и вещам» опять же можно интерпретировать двояко, в том числе и с негативным акцентом как «скупость, жадность». «Бескорыстие, неэгоистичность», по нашему мнению, не являются синонимами.

1 The World Values Survey. - http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

158

Первостепенные родительские ценности и классовая идентичность

100

Трудолюбие Ответственность Терпимость, уважение к другим

людям

■ Высший класс (п=9) ■ Высший средний класс (п=291)

■ Низший средний класс (819) ■ Рабочий класс (891)

■ Низший класс (276)

Рисунок 6.

Первостепенные родительские ценности в России в зависимости от «классовой идентичности» респондентов по данным исследования мировых ценностей (WVS), данные 6-й волны (2010-2014 гг.) в %

Была предпринята попытка проанализировать различия родительских ценностей в зависимости от соотнесения респондентом себя с определенным классом (классовой идентичности). Значимых различий не обнаружено (см. рис. 6), в том числе при учете признака пола респондента, что противоречит полученным нами данным и множеству зарубежных исследований по этой теме.

* * *

Таким образом, следует признать, что измерение т.н. «родительских ценностей» в исследовании мировых ценностей является пока несовершенным, и методика, по нашему мнению, нуждается в доработке на следующем этапе исследования, готовящейся седьмой волны, которую планируется провести в 2016-2018 гг.

Согласно данным нашего исследования в 1993 г. и в 2013 г. в Центральном федеральном округе РФ, замужние матери стали в большей мере ориентироваться на воспитание качеств самореализации в детях конформистских качеств, можно наблюдать поколенческие изменения. В то же время сохранилась тенденция ориентации матерей на воспитание разных качеств у мальчиков и девочек, в девочках чаще поощряются конформистские качества.

Направленность ценностной ориентации матерей слабо связана с материальным уровнем их семей, более значим социальный статус семей (сравнивались полярные группы семей специалистов и рабочих). Эта направленность также существенно зависит от уровня образования матерей. Ценностная ориентация в воспитании ребенка не зависит от брачно-родительского и брачно-семейного статуса матерей. Исключение составляет группа «одиночек», т.е. матерей, у детей которых отец не зарегистрирован. Такие матери в большей мере конформистски ориентированы, но опять же за счет более низкого уровня образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.