Научная статья на тему 'Ориентиры формирования сельского гостеприимства Российской Федерации'

Ориентиры формирования сельского гостеприимства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
560
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское гостеприимство / сельский туризм / устойчивое развитие сельских территорий / структура продукта сельского гостеприимства / сельский сервис гостеприимства / rural hospitality / rural tourism / sustainable development of rural areas / rural hospitality product structure / rural service of hospitality

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кривцов Иван Викторович, Косульникова Татьяна Леонидовна

В статье рассмотрены вопросы формирования сферы сельского гостеприимства в Российской Федерации, описаны глубокие культурноисторические и духовные корни такого явления, как гостеприимство у различных этносов, населяющих нашу страну. Исходя из необходимости поиска соответствующих ориентиров формирования сельского гостеприимства, авторы определили ряд задач, способствующих успешному решению данной проблемы. В работе раскрыто понятие «сельское гостеприимство» в деятельностном и духовном аспектах, охарактеризованы мотивации потребителей услуг сельского гостеприимства и выявлены те качества, которыми должны обладать хозяева сельских усадеб. Проанализированы сложившиеся нормативно-правовые и социально-экономические основы для формирования сферы сельского гостеприимства, тщательно рассмотрен терминологический аппарат ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования», указано на важную роль сельского туризма в решении целого ряда проблем устойчивого развития сельских территорий, таких как сохранение малых населённых пунктов, развитие дополнительной занятости, увеличение доходов населения, закрепление молодёжи на селе. Представлен взгляд авторов на структуру и сущностные характеристики продукта «сельское гостеприимство», включающего ряд уровней, каждый из которых является объектом совершенствования для создания оптимального турпродукта. Предложена системная интерпретация содержательных описаний категории «сельский сервис гостеприимства». В статье обозначены стратегические направления государственной политики в формировании сферы сельского гостеприимства, связанные с облегчением налоговой нагрузки для сельских гостевых домов, развитием инфраструктуры сельских территорий, грамотным информационным обеспечением продвижения продукта сельского гостеприимства как на внутреннем, так и на международном туристском рынке, а также с совершенствованием качества сервиса в сельском туризме на основе подготовки квалифицированного кадрового потенциала, разработки и внедрения стандартов обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кривцов Иван Викторович, Косульникова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL HOSPITALITY DIRECTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the formation of rural hospitality in the Russian Federation. We describe the deep cultural, historical and spiritual roots of the phenomenon of hospitality in different ethnic groups living in our country. Proceeding from the need to find appropriate directions of rural hospitality formation, the article introduces a number of tasks that contribute to the successful solution of given problems. The article discloses the concept of "rural hospitality" in activity and spiritual aspects, characterizes motivation of rural hospitality consumers and reveals those qualities, which the owners of rural estates should have. The legal and socio-economic basics for the formation of hospitality spheres are analyzed. Terminological apparatus of GOST R 56641-2015 "Small funds accommodation services. Rural guest houses. General requirements” is carefully considered. The article highlights the important role of rural tourism in addressing a number of issues of rural areas sustainable development, such as the conservation of small settlements, the development of additional employment, increasing incomes, strengthening of youth in rural areas. The authors present own opinion on the structure and the essential characteristics of the product "rural hospitality" that includes a number of levels, each of which is the object of improving to create optimal tourist product. A systematic interpretation of the substantive descriptions of "rural hospitality service" category is suggested. The strategic directions of state policy in hospitality sphere are outlined, which is associated with the relief of the tax burden for the rural guest houses, development of infrastructure in rural areas, competent information support for the promotion of rural hospitality products in the domestic and international tourist market, the improvement of service quality in rural tourism, on the basis of staff training, development and implementation of service standards.

Текст научной работы на тему «Ориентиры формирования сельского гостеприимства Российской Федерации»

УДК 338.48-44(1-22) РО!: 10.12737/21823

КРИВЦОВ Иван Викторович 0 КОСУЛЬНИКОВА Татьяна Леонидовна

Волгоградский государственный аграрный университет (г. Волгоград, РФ); 0 кандидат сельскохозяйственных наук, доцент; krivcivan@yandex.ru; б кандидат сельскохозяйственных наук, доцент; kosmosleta@mail.ru

Ориентиры формирования сельского гостеприимства Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы формирования сферы сельского гостеприимства в Российской Федерации, описаны глубокие культурно-исторические и духовные корни такого явления, как гостеприимство у различных этносов, населяющих нашу страну. Исходя из необходимости поиска соответствующих ориентиров формирования сельского гостеприимства, авторы определили ряд задач, способствующих успешному решению данной проблемы. В работе раскрыто понятие «сельское гостеприимство» в деятельностном и духовном аспектах, охарактеризованы мотивации потребителей услуг сельского гостеприимства и выявлены те качества, которыми должны обладать хозяева сельских усадеб. Проанализированы сложившиеся нормативно-правовые и социально-экономические основы для формирования сферы сельского гостеприимства, тщательно рассмотрен терминологический аппарат ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования», указано на важную роль сельского туризма в решении целого ряда проблем устойчивого развития сельских территорий, таких как сохранение малых населённых пунктов, развитие дополнительной занятости, увеличение доходов населения, закрепление молодёжи на селе. Представлен взгляд авторов на структуру и сущностные характеристики продукта «сельское гостеприимство», включающего ряд уровней, каждый из которых является объектом совершенствования для создания оптимального турпродукта. Предложена системная интерпретация содержательных описаний категории «сельский сервис гостеприимства». В статье обозначены стратегические направления государственной политики в формировании сферы сельского гостеприимства, связанные с облегчением налоговой нагрузки для сельских гостевых домов, развитием инфраструктуры сельских территорий, грамотным информационным обеспечением продвижения продукта сельского гостеприимства как на внутреннем, так и на международном туристском рынке, а также с совершенствованием качества сервиса в сельском туризме на основе подготовки квалифицированного кадрового потенциала, разработки и внедрения стандартов обслуживания.

Ключевые слова:

сельское гостеприимство, сельский туризм, устойчивое развитие сельских территорий, структура продукта сельского гостеприимства, сельский сервис гостеприимства

б

Развитие сельских территорий Российской Федерации в средней и долгосрочной перспективе предполагает глубокую диверсификацию экономики села, активное вовлечение в этот процесс всех заинтересованных сил и, в первую очередь, сельского населения, непосредственного носителя традиционной культуры и быта, местного фольклора, сельскохозяйственных знаний и ещё, что очень важно, столь характерного для жителей села гостеприимства.

Под гостеприимством на Руси традиционно понималось хлебосольство, умение радушно встретить гостя. Хлеб-соль в руках у девушки в русском народном костюме являются непременным символом российского села и, в то же время, символом гостеприимства. При этом традициями хлебосольства и искреннего радушного гостеприимства славятся и русские, и татары, и представители всех кавказских этносов, и казахи, и белорусы, и украинцы, и представители других народностей и национальностей, в мире и согласии проживающих на бескрайних просторах России. Гость, как отмечает Д.Ю. Шарапов [10], для большинства народов, проживающих на территории современной России, особенно для кавказцев, являлся посланником Бога. Очень ярко и рельефно подобное же отношение славян к гостям описывал русский историк Н.М. Карамзин, который отмечал, что «всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с ра-достию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки» [8, 10]. С обычаями гостеприимства, в частности, связывают существование социального института куначества, повсеместно распространённого на Северном Кавказе.

Глубокие духовные корни у традиций гостеприимства народов и национальностей современной России актуализируют проблему определения ориентиров формирования сферы сельского гостеприимства в нашей стране, обладающей уникальными природными, культурно-историческими, социально-эконо-

мическими и человеческими ресурсами.

Для решения обозначенной выше проблемы, связанной с поиском ориентиров, необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия «сельское гостеприимство» в его различных аспектах;

- выявить мотивации и «нарисовать портрет» потребителей услуг сельского гостеприимства;

- охарактеризовать сложившиеся нормативно-правовые и социально-экономические основы для формирования сферы сельского гостеприимства;

- представить свой взгляд на структуру и сущностные характеристики продукта «сельское гостеприимство»;

- предложить системную интерпретацию содержательных описаний категории «сельский сервис гостеприимства»;

- обозначить стратегические направления государственной политики (на всех уровнях власти) в формировании сферы сельского гостеприимства.

Сельское гостеприимство априори необходимо понимать в двух аспектах, как сферу деятельности сельского населения и как врождённую способность селян, оказывающих услуги гостям. Первый из указанных аспектов можно ассоциировать с функционированием сферы сельского туризма, в рамках которого и реализуется продукт «сельское гостеприимство», который будет рассмотрен ниже. Говоря о втором аспекте - традиционном, духовном, ментальном, необходимо понимать, что в сельском гостеприимстве принципиально не может быть клиентов - только гости и отношение к ним должно строиться на принципах искреннего радушия, которое не может быть вымученным и показным (гости и, в особенности, «наши», очень хорошо чувствуют фальшь). В этом контексте уместно будет привести определение понятия «гостеприимство», которое представлено в «Путеводителе по вопросам территориального развития» [8]: «Гостеприимство - ... искусство дать почувствовать людям, что им рады.». Представ-

ленное определение передаёт ту атмосферу, которая должна формироваться в сфере реализации продукта сельского гостеприимства. При этом необходимо отметить, что важнейшими качествами, которыми должны обладать гостеприимные хозяева в сельском туризме, являются внимательность, доброжелательность, терпение, сдержанность, дипломатичность и т.д.

Следуя укоренившимся представлениям, от сельского гостеприимства ожидают комфортных условий проживания, приемлемых цен, получения новых впечатлений, отдыха на природе, релаксации, домашней атмосферы, вовлечения в простые сельскохозяйственные работы, знакомства с народными промыслами, этнокультурой и пр. Немаловажным для туристов является желание понять истоки русской или буддийской духовности, казачьей культуры, мусульманских традиций татар или кавказских горцев посредством погружения в староукладный образ жизни в сельской местности, где по-прежнему основой общества является дружная многочисленная семья, значение которой в городе всё больше утрачивается. Именно эти желания формируют мотивацию современного потребителя услуг сельского туризма или, что более уместно в контексте рассматриваемой проблематики, продукта «сельское гостеприимство».

Оценивая мотивации, нужно учитывать, на кого рассчитан формируемый туристский продукт. В сфере сельского гостеприимства потребители могут быть весьма разнообразными, однако практически все они являются людьми с невысокими или средними доходами, чаще всего семейными и, как правило, с детьми. Для них отдых в сельской местности -это возможность познакомиться с деревенским бытом, праздниками, пообщаться с животными, которых они видели только на фотографиях, по телевидению или в Интернете. Учитывая мотивацию потребителей, хозяева объектов сельского гостеприимства имеют возможность создавать востребованный продукт.

Следует отметить, что далеко не каждому показано путешествие в российскую глубинку. Оно во многом для натур, ищущих чистоты, первозданности, неиспорченности цивилизацией, и даже экстремальности. Такое путешествие свойственно людям, ностальгирующим по деревенскому детству, среди которых могут быть как семейные пары, так и одинокие, испытывающие определённые психологические трудности. Таким туристам хочется не только особого персонифицированного отношения, внимания, заботы, но и широкого спектра высококачественных услуг с возможностью выбора, а также обязательно, чтобы эти услуги были оказаны с душой. Именно этого гости вправе ожидать в сельских гостевых домах, где реализуется продукт «сельское гостеприимство».

Употребляя в рамках данной работы словосочетание «продукт «сельское гостеприимство», необходимо отметить, что как такового, устоявшегося термина нет. Этот термин означает, что данный продукт формируется на фундаменте предоставления основных и дополнительных услуг хозяевами сельских гостевых домов своим гостям.

Важнейшим фактором развития сферы сельского гостеприимства, как важнейшей технологической составляющей сельского туризма, является отлаженная нормативно-правовая база данного вида несельскохозяйственной деятельности жителей села, чем и обусловлена необходимость формирования нормативных документов, регламентирующих деятельность субъектов, предоставляющих услуги сельского гостеприимства.

В 2015 г. к уже существующим характеристикам и определениям сельского туризма, представленным в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»1 и «Стратегии устойчивого развития

1 Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 №644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (с изм. и доп.). У^:

сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»2, был принят первый, совершенно однозначно толкующий все термины и требования документ - ГОСТ Р 566412015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования»3. Именно в данном государственном стандарте впервые чётко представлены определения «сельский туризм» и «сельский гостевой дом». Так, согласно документу, «сельский туризм - деятельность по организации отдыха в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и многоэтажной застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе, ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности». При этом малые города, согласно примечанию к определению, должны являться центром либо входить в состав сельского административного района.

Анализируя закреплённое в госстандарте определение термина «сельский туризм», можно сделать несколько важных выводов: во-первых, в нём определены административные границы, на которых предоставляются соответствующие туристские услуги; во-вторых, основой сельского туризма является предоставление услуг гостеприимства, причём только в частном секторе и, наконец, в-третьих, эти услуги, должны быть ориентированы на использование традиционных для данной местности ресурсов.

Ключевым объектом сферы сельского туризма, согласно ГОСТу, является сельский гостевой дом, выступающий безусловным базисом продукта «сельское гостеприимство». В

http://base.garant.ru/55171986/ (Дата обращения: 03.04.2015).

2 Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. и^: http://government.ru/media/files/Fw1kbNXVJxQ.pdf (Дата обращения: 23.01.2016).

3 ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размеще-

ния. Сельские гостевые дома. Общие требования»: Изд. оф. М.: Стандартинформ, 2016. 12 с.

госстандарте определено, что «сельский гостевой дом - малое специализированное средство размещения (часто семейное), расположенное в сельской местности или в малых городах, предоставляющее гостям услуги временного проживания, а также дополнительные услуги по организации досуга, питания, экскурсий и другие». Также в документе указано, что сельскими гостевыми домами могут считаться мини-гостиницы, агро-туристские фермы, дома рыбака и охотника, заимки, бунгало и другие малые средства размещения, к тому же сельский гостевой дом можно называть сельской усадьбой.

Кстати, подводя своеобразную черту под терминологическими интерпретациями, следует сделать некоторое отступление от указанного выше ГОСТа и представить взгляд на принципиально разное понимание так часто синонимически воспринимаемых терминов «сельский туризм» и «аграрный туризм», отражённое в работе А.В. Трухачёва [9]. Как отмечает автор, на протяжении многих лет термины «сельский туризм» и «аграрный туризм» использовались как синонимы, однако различия данных феноменов довольно существенны. По его мнению, сельский туризм -это вид туризма, реализуемый в административно-территориальных границах села. Агро-туризм представляет собой вид туризма, реализуемый с обязательным использованием сельскохозяйственного производства с целью рекреации, образования и активного привлечения к традиционным формам хозяйствования. Между сельским и аграрным туризмом может существовать взаимосвязь, но она не является признаком того или иного вида. Аграрный туризм не всегда является частью сельского туризма и может реализовываться на городских территориях.

В контексте анализа нормативно-правовой базы реализации продукта «сельское гостеприимство» следует отметить, что для развития туризма на сельских территориях необходимо не только наличие регламентирующих документов, но и волевые решения

самих хозяев сельских усадеб регистрироваться индивидуальными предпринимателями, становиться на налоговый учёт, платить налоги, пополнять местные бюджеты. Как отмечают А.Б. Косолапов и С.А. Лозовская [5], регистрация владельца гостевого дома в качестве индивидуального предпринимателя выводит деятельность его семьи на профессиональный уровень и требует знаний, навыков, соответствия определённым нормам.

По итогам заседания Президиума Госсовета по вопросам развития туризма в России (Ялта, август 2015 г.) было отмечено, что развитие сельского туризма направлено на обеспечение альтернативной занятости сельского населения и создание условий для развития высокоэффективной, малозатратной, конкурентоспособной отрасли местной экономики, имеющей положительный экономический, социальный и культурный эффект для местных сообществ и российского общества в целом. Важность решаемых при этом задач обусловливает приоритетность проблемы развития сельского туризма, ставит её в ряд социально-экономических задач, имеющих феде-

4

ральное и региональное значение .

Также в рамках заседания Президиума Госсовета отмечалось, что сельский туризм является одним из перспективных направлений по расширению сферы занятости сельского населения и развития сельских территорий. Помимо обеспечения занятости, развитие сельского туризма решает ряд задач общерегионального и национального значения:

- сохранение малых населенных пунктов, а значит и сельского быта;

- улучшение условий жизни сельского населения;

- повышение доходов сельских жителей;

- закрепление молодёжи на селе;

- стимулирование изучения народных обычаев и обрядов;

4 Итоги заседания Президиума государственного Совета по вопросам развития туризма в России. URL: http://echo.msk.ru/programs/truerussia/1607722-echo/ (Дата обращения: 23.01.2016).

- возрождение и пропаганда традиционных ценностей и образа жизни;

- развитие народных промыслов;

- регламентирование использования природных объектов, способствующее сохранению окружающей среды;

- сохранение культурного и исторического наследия территории.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, сформулированная в документе «Стра-тегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика»5, одним из основных условий перехода российской экономики к социально-ориентированному типу хозяйствования определяет повышение качества жизни населения, в т.ч. за счёт развития инфраструктуры индустрии туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности национальных туристских услуг [1].

В соответствии со «Стратегией устойчивого развития сельских территорий до 2030 г»., направленной на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения, всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка альтернативных форм самозанятости, в т.ч. развитие ремесел и сельского туризма, а также инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход, представляется выходом из создавшейся ситуации деградации человеческого потенциала сельских территорий.

Суммируя весь комплекс предпосылок, можно сказать, что российские регионы в большинстве своём готовы к активному развитию сельского туризма и формированию разнообразного по своему составу и качеству продукта «сельское гостеприимство».

Процесс формирования продукта «сельское гостеприимство», как и туристского продукта, состоит из ряда последовательно вы-

5 Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. URL: http://kommersant.ru/ Docs/2011/2011d153-doklad.pdf (Дата обращения: 23.01.2016).

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

полняемых этапов, в т.ч. таких как оценка привлекательности территории, анализ ресурсной базы, групп потребителей, продуктов приграничных территорий, формирования продукта и разработки стратегии его продвижения [8]. Необходимо подготовить компетентных сельских предпринимателей. На всех этапах работы организатор сельского гостевого дома должен иметь ясный ответ на вопрос: «Что же будет покупать гость?» и чётко оценивать проблемы и перспективы своей предстоящей деятельности.

На наш взгляд, продукт «сельское гостеприимство», по аналогии с многоуровневым туристским продуктом, описанным О.Т. Лойко [6], имеет определённую структуру, включающую следующие уровни: продукт по замыслу (фундаментальная польза), продукт в реальном исполнении и продукт с подкреплением. Каждый уровень исследуемого продукта характеризуется определённым набором значимых характеристик, которые в совокупности с его свойствами, направлены на удовлетворение потребности гостя. В основе продукта «сельское гостеприимство» лежит фундаментальная польза, составляющая его ядро. По нашему мнению, основная выгода, или так называемый «продукт по замыслу», в сельском туризме не может быть раз и навсегда определённым, он в каждом конкретном случае будет зависеть от того, ради чего гость приехал в сельскую местность, какую свою потребность он хочет тем самым удовлетворить (отдых физический и душевный, положительные эмоции от тишины или активных развлечений, приобщение своих детей и себя самого к деревенскому быту и экологически чистой окружающей среде, знакомство с богатой этнографией, традиционным гостеприимством и хлебосольством и т. д.). Главной своей цели от поездки и знакомства с сельским гостеприимством гость может достичь только при успешной реализации хозяином сельского гостевого дома продукта в реальном исполнении, т.е. с учётом требований безопасности, определённого качества услуг, их ком-

форта в сочетании с экономичностью, которая должна быть присуща сельскому туризму, ну и, конечно же, формирования у госта гаммы положительных эмоций и впечатлений. Безусловно, продукт «сельское гостеприимство» должен быть подкреплён общей приятной атмосферой, доброжелательностью, оперативностью реагирования на запросы гостей, вежливостью, умением создать ту самую ауру сельского гостеприимства.

У продукта «сельское гостеприимство», составляющего основу сельского туризма, должны быть такие важные потребительские свойства, как обоснованность, надёжность, эффективность, целостность, ясность, простота в эксплуатации, полезность. Эти свойства в купе с сущностными характеристиками продукта, а также комплексом театрализации гостеприимства, уникальные возможности которого в повышении ценности услуг всесторонне рассмотрены в работе А.В. Дьяченко [4], позволяют достичь наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей гостей, которые нуждаются не только в добротной услуге размещения и питания, но и в душевном «спектакле», разыгранном для них, где они главные зрители и ценители искусства хозяев быть «творцами» сельского гостеприимства. Следует отметить, что это своего рода идеальный вариант. Однако при определённой степени щепетильности в подходе к данному делу со стороны хозяев сельских гостевых домов и разработке ими минимального свода стандартов сервиса, касающихся поведения обслуживающего персонала, их внешнего вида, процедур приветствия и прощания с гостем и т.д. можно добиться того, чтобы упомянутый выше «спектакль» разыгрывался «как по нотам».

В свете тех или иных аспектов удовлетворения потребностей гостей в сфере сельского туризма, особенностей обслуживания именно в сельской местности с учётом особого менталитета его проводников, т.е. местного населения, принимая во внимание работы А.В. Дьяченко [2, 3, 4], нами было синтезиро-

вано понятие «сельский сервис гостеприимства», на нюансах системной интерпретирования которого следует остановиться отдельно.

В процессе данного исследования была проведена системная интерпретация содержательных описаний сельского сервиса гостеприимства. Комплексный анализ описаний хозяйственной организации сельского сервиса гостеприимства целесообразно проводить по следующему системному базису характеристик [2, 3]:

Р - классификационная характеристика описываемого явления, определяющая его как отношение, систему, механизм, способ существования и т.п.; А - характеристика субъектов, вступающих в

отношения по поводу объектов; В - характеристика объектов, по поводу которых имеют отношения субъекты; С - характеристика системообразующих свойств сельского сервиса гостеприимства; Р - характеристика его результирующего эффекта;

Е - динамическая характеристика, отражающая направленность развития сельского сервиса гостеприимства во времени; Р - характеристика причинно-следственных воздействий сельского сервиса гостеприимства, динамических изменений в нем и результатов его функционирования; G - характеристика ограничивающих условий, при которых он существует и без которых его существование проблематично.

С учётом принятых обозначений, содержательное селективное системное описание сельского сервиса гостеприимства целесообразно трактовать как отношения субъектов по поводу объектов, существующих при выполнении благоприятных условий, претерпевающих причинно-следственные изменения, что позволяет получать интегративное качество системы, прогрессирующей благодаря свойственной ей динамической направленности развития. В случае такой последовательности использования системных характеристик содержательное описание и соответствующее

понятие будет отвечать выражению:

5 = / (Р, С, А, В, в, Р, О, Е) (1).

В соответствии с данным выражением, используя результаты исследований А.В. Дьяченко [2, 3], А.Б. Косолапова, С.А. Лозовской [5], А.Д. Чудновского, М.А. Жуковой [11] и др., проведем системно-экспертное формулирование отмеченных выше характеристик:

П " V

Р - система отношений сельских жителей, малого бизнеса, туризма и сельских территорий; С - системообразующим свойством является оказание эмоционально-насыщенных социально-культурных сервисных услуг сельским жителям, туристами и другим лицам; А - субъектами являются предприятия гостеприимства, сельские семьи, туристы и другие лица;

В - радушный приём, размещение, досуг, ориентированный на местные традиции, культуру и природно-ресурсный потенциал; G - ограничивающие условия существования сельского сервиса гостеприимства: законодательно-правовая система; комплекс социально-экономических условий развития сельских территорий;

I—

Р - комплекс причинно-следственных связей основан на: оказании государственной и региональной поддержки; закреплении одухотворенной сельской культуры приёма гостей; организационно-информационном и организационно-хозяйственном взаимодействии субъектов сельского гостеприимства;

Р - результирующим эффектом сельского сервиса гостеприимства является устойчивое развитие сельских территорий, повышение качества и продолжительности жизни на селе, привлечение инвестиций, усиление роли семейного бизнеса; развитие традиционных деревенских промыслов и ремесел, патриотическое воспитание молодёжи, переориентация россиян на внутренний туризм и привлечение иностранных туристов; Е - тенденции развития сельского сервиса гостеприимства: использование мирового положительного опыта, поиск собственной

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

оригинальной идеи, ядра туристского продукта, повышение заинтересованности местного населения.

Выявленная совокупность описаний основных характеристик была использована для синтеза комплексного категориального понятия, отвечающего современным представлениям об исследуемом объекте. В соответствии с формализованным выражением (1), с учётом полученных системных характеристик сельского сервиса гостеприимства, было синтезировано следующее категориальное описание.

Сельский сервис гостеприимства является системой отношений оказания эмоционально-насыщенных социально-культурных сервисных услуг сельским жителям, туристам и другим лицам сельскими семьями и предприятиями гостеприимства, направленных на радушный приём, размещение, досуг, ориентированных на местные традиции, культуру и природно-ресурсный потенциал. Успешное развитие услуг сельского гостеприимства возможно при условии содействия законодательно-правовой системы; наличии комплекса социально-экономических условий развития сельских территорий. Оказание государственной и региональной поддержки направлено на закрепление одухотворенной сельской культуры приёма гостей и сопровождение организационно-информационного и организационно-хозяйственного взаимодействия субъектов сельского гостеприимства. В результате сельский сервис гостеприимства способствует: устойчивому развитию сельских территорий; повышению качества и продолжительности жизни на селе, привлечению инвестиций; усилению роли семейного бизнеса; развитию традиционных деревенских промыслов и ремесел; патриотическому воспитанию молодежи; переориентации россиян на внутренний туризм и привлечению иностранных туристов. Развитие сельского сервиса гостеприимства происходит на базе использования мирового положительного опыта, поиска собственной оригинальной идеи, ядра продукта

«сельское гостеприимство», повышения заинтересованности местного населения.

Представленная выше системная интерпретация синтетического понятия «сельский сервис гостеприимства» позволяет лучше понять всю глубину такого социально-экономического явления, как сельское гостеприимство, процесс формирования которого протекает в российских регионах. При этом следует отметить, что формирование сферы сельского гостеприимства в России, большей частью, происходит в условиях отсутствия специальных мер господдержки для начинающих предпринимателей, поставщиков услуг сельского туризма и гостеприимства. Сельская туриндустрия нуждается в субсидировании части затрат и части банковской процентной ставки по кредитам, льготном налогообложении, стимулировании территорий, развивающих сельский туризм, бесплатных практико-ориентированных образовательных программах повышения квалификации сельских предпринимателей; информационно-рекламном продвижении местного турпро-дукта, совершенствовании имиджа сельских территорий и др.

Анализ динамической направленности развития сферы сельского гостеприимства свидетельствует о том, что в России сельские жители всё ещё недостаточно информированы о преимуществах сельского туризма, о мировом положительном опыте. Для развития сферы сельского гостеприимства и формирования уникального регионального продукта необходима заинтересованность местного населения в поиске новых способов получения дохода, новых идей, вокруг которых создавался бы реальный туристский продукт, будь то предоставление услуг гостеприимства, приуроченных к событийным мероприятиям (например, фестиваль «Шолоховская весна», «Казачий спас»), цирковое представление с участием домашних дрессированных животных, обучающие курсы виноделов, гончаров, ткачей и пр. с выдачей соответствующих сертификатов [5].

Сфера сельского гостеприимства способна внести серьёзный вклад в развитие детского и молодёжного туризма, глубокую интеграцию туристских программ в систему образования, позволяющую сформировать условия для патриотического и экологического воспитания молодёжи и расширения кругозора учащихся. В этом контексте очень примечателен положительный опыт зарубежных стран. В Польше, например, действует специальная образовательная программа «Зеленые школы», предполагающая обязательное двухнедельное пребывание городских детей в деревне, в специализированных агротуристских хозяйствах [7]. В нашей стране подобная «детская школа сельского туризма» успешно работает только в Ивановской области, где данный вид туризма и несельскохозяйственной деятельности активно пропагандируется и продвигается в широкие массы, чего не хватает в подавляющем большинстве регионов России.

В заключение следует отметить, что процесс формирования сферы сельского гостеприимства в Российской Федерации необходимо активизировать с учётом современных тенденций развития внутреннего и въездного туризма в стране, трансформации

экономики сельских территорий, требующей её глубокой диверсификации. Процесс им-портозамещения во всех областях экономики неизбежно затронул и сферу сельского туризма, простимулировав нормотворческую деятельность федеральных властей, благодаря чему был принят ГОСТ Р 56641-2015. В этих условиях региональным и локальным уровням власти следует создать нормативный фундамент для продвижения идей сельского туризма на местах, а субъектам индустрии сельского гостеприимства необходимо способствовать устойчивому развитию сельских территорий, созданию разнообразного конкурентоспособного турпродукта. Интенсификации этого процесса будет способствовать принципиальная позиция государства по облегчению налоговой нагрузки для сельских гостевых домов, развитие инфраструктуры сельских территорий, грамотное информационное обеспечение процесса продвижения продукта сельского гостеприимства на внутреннем и международном туристском рынке, совершенствование качества сервиса в сельском туризме, на основе подготовки квалифицированного кадрового потенциала, разработки и внедрения стандартов обслуживания.

Список источников:

1. Волков С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 6 (17). С. 30-38.

2. Дьяченко А.В. Категория агротуризма / Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в регионах России и за рубежом. Матер. Межд. науч. конф. Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ ИПК «Нива», 2015. С. 67-71.

3. Дьяченко А.В. Системная концептология агроэкологического туризма / Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в регионах России и за рубежом. Матер. Межд. науч. конф. Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ ИПК «Нива», 2015. С. 71-75.

4. Дьяченко А.В. Театрализация гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. 2013. №7(45). С. 27-35.

5. Косолапое А.Б., Лозовская С.А. Совершенствование системы сельского туризма гостеприимства в Приморском крае // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. №12. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/12/1449 (Дата обращения: 23.01.2016).

6. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 152 с.

7. Гончарова О.А Опыт развития несельскохозяйственной деятельности. М.: ООО «Столичная типография», 2008. 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Путеводитель по вопросам территориального развития: практ. пособ. Проект ГТЦ «Содействие региональной экономике в Ярославской области». Модуль «Сельское гостеприимство. Рекомендации по организации и работе» / Отв. ред.: Н.В. Чепурных, А.Л. Новосёлов, А.В. Мерзлов. М., 2004. 29 с.

9. Трухачев А.В. Дефиниция «аграрный туризм» в современной науке // Вестник национальной академии туризма. 2015. № 1. С. 11-14.

10.Шарапов Д.Ю. История гостеприимства. Волгоград: Волгоградский филиал ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2008. 100 с.

11.Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 304 с.

Ivan KRIVTSOV a Tatyana KOSULNIKOVA b

RURAL HOSPITALITY DIRECTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Volgograd State Agrarian University, (Volgograd, Russia); a PhD in Agricultural sciences, Associate Professor;

e-mail: krivcivan@yandex.ru; b PhD in Agricultural sciences, Associate Professor;

e-mail: kosmosleta@mail.ru

The article discusses the formation of rural hospitality in the Russian Federation. We describe the deep cultural, historical and spiritual roots of the phenomenon of hospitality in different ethnic groups living in our country. Proceeding from the need to find appropriate directions of rural hospitality formation, the article introduces a number of tasks that contribute to the successful solution of given problems. The article discloses the concept of "rural hospitality" in activity and spiritual aspects, characterizes motivation of rural hospitality consumers and reveals those qualities, which the owners of rural estates should have. The legal and socio-economic basics for the formation of hospitality spheres are analyzed. Terminological apparatus of GOST R 56641-2015 "Small funds accommodation services. Rural guest houses. General requirements" is carefully considered. The article highlights the important role of rural tourism in addressing a number of issues of rural areas sustainable development, such as the conservation of small settlements, the development of additional employment, increasing incomes, strengthening of youth in rural areas. The authors present own opinion on the structure and the essential characteristics of the product "rural hospitality" that includes a number of levels, each of which is the object of improving to create optimal tourist product. A systematic interpretation of the substantive descriptions of "rural hospitality service" category is suggested. The strategic Keywords: directions of state policy in hospitality sphere are outlined, which is associat-

rural hospitality, rural tourism, ed with the relief of the tax burden for the rural guest houses, development sustainable development of infrastructure in rural areas, competent information support for the pro-

of rural areas, rural hospitality motion of rural hospitality products in the domestic and international tourist product structure, market, the improvement of service quality in rural tourism, on the basis of

rural service of hospitality staff training, development and implementation of service standards.

References

1. Volkov S.K. Rural Tourism in Russia: Trends and Prospects // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo [Economics, Business and Law]. 2012. № 6 (17). Pp. 30-38.

2. Dyachenko A.V. Category of agritourism // Agroekologicheskij turizm kak instrument ustojchivogo razvitija sel'skih territorij v regionah Rossii i za rubezhom [Agro-ecological tourism as a tool for sustainable development of rural areas in the Russian regions and abroad]. Proceedings of the International Scientific Conference, Volgograd, September 24-25, 2015 Volgograd: Volgograd SAU BCC "Niva", 2015. Pp. 67-71.

3. Dyachenko A.V. System conceptology of agro-ecological tourism // Agroekologicheskij turizm kak instrument ustojchivogo razvitija sel'skih territorij v regionah Rossii i za rubezhom [Agro-ecological tourism as a tool for sustainable development of rural areas in the Russian regions and abroad]. Proceedings of the International Scientific Conference, Volgograd, September 24-25, 2015 Volgograd: Volgograd SAU PPC "Niva" 2015. Pp 71-75.

4. Dyachenko A.V. Theatricality of hospitality // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2013. №7 (45). Pp. 27-35.

5. Kosolapov A.B., Lozovskaya S.A. Improvement of the rural tourism hospitality in Primorsky Krai // Ekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologij [Economics and Management innovation technology]. 2012. №12. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/12/1449 (Accessed on: 23.01.2016).

6. Loiko O.T. Tourism and Hospitality Management. Tomsk: Publishing house TPU, 2007. 152 p.

7. Goncharova O.A. Development experience of agricultural activity. Moscow: Capital typography, 2008. 48 p.

8. Territorial Development Questions: Guide-book. A Practical Guide. GTZ project "Promoting the regional economy in Yaroslavl region." The module "Rural hospitality. Recommendations on the organization and operation" / Executive ed.: N.V. Chepurnykh, A.L. Novoselov, A.V. Merzlov. Moscow, 2004. 29 p.

9. TrukhachevA.V. Definition of "agricultural tourism" in modern science // Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism]. 2015. №1. Pp. 11-14.

10. SharapovD.Y. Hospitality History. Volgograd, Volgograd branch of "RSUTiS", 2008. 100 p.

11. Chudnovsky A.D., Zhukova M.A. Consumer Preferences Management in domestic tourism and hospitality, and the main directions of the tourism product realization. Moscow: Federal Agency for Tourism, 2014. 304 p.

Кривцов И.В., Косульникова Т.Л. Ориентиры формирования сельского гостеприимства Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 07(68). С. 53-63. РО!: 10.12737/21823.

Krivtsov I., Kosulnikova T. Rural hospitality directions in the Russian Federation. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.07(68), pp. 53-63. DOI: 10.12737/21823.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.