3. А. Кардакова, Л. Д. Юалишагна, В. И. Самороков, Ю. А. Калинкин, А. Ф. Малый.
На факультете готовятся кадры для Ульяновской, Пензенской, Горьковской, Рязанской областей, Чувашской и Марийской АССР. Это сотрудничество необходимо поставить на договорные основы.
Есть общая тенденция, объединяющая гуманитариев на современном этапе: они стали общественно актив-
нее, большее чкисло их представителей, Избирается-в общественные организации, Делегатами всевозможных форумов. Однако на страницах Печати, на радио и телевидении, в городских залах и трудовых коллективах немало еще вакантных мест.
Идеи перестройки, развитие демократии и гласности придают гуманитариям новое дыхание. Они с верой смотрят в будущее, в утверждении идеалов которого активно участвуют сами.
ОРИЕНТИРУЯСЬ НА ПРАКТИКУ
л
Профессор В. А. КОКОРЕВ
Естественнонаучные знания в университете будущие специалисты получают на семи факультетах: математическом, физическом, химическом, географическом, биологическом, медицинском и сельскохозяйственном. Наряду с этим естественный блок объединяет учебно-опытное хозяйство, ботанический сад и биостанцию на реке Суре.
Основной своей задачей преподаватели естественных факультетов считают подготовку высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Для этого осуществляется переход на целевую планомерную подготовку специалистов по прямым договорам на основе интеграции образования, науки и производства. Первоочередными задачами в реализации перестройки учебного процесса были и остаются индивидуализация и интенсификация процесса обучения, сближение его с практикой, развитие творческих качеств студентов.
С октября 1986 года ,учебный процесс организован по новым учебным планам, которые содержат развернутую характеристику системы знаний, умений и навыков, формирующих^ современного специалиста. Согласно новым планам количество обязательных аудиторных занятий на младших курсах составляет от 28 до 30 часов в не-
.делю, на старших — до 24 чатсов, изменено соотношение между различными видами учебных зайятий по дисциплинам в пользу практических форм обучения.
Коренным образом перестраиваются лекционные и семинарские занятия, возросла роль лабораторных практикумов, обеспечивается использование активных форм и методов обучения и применение вычислительной техники. Принимаются меры к более полному обеспечению студентов всеми необходимыми учебно-методическими материалами. Успешное осуществление перестройки учебного процесса во многом зависит от уровня йкучйо-методи-ческой работы, поэтому вопросы ее организации заинтересованно обсуждаются на секции естественных факультетов научно-методического совета университета.
В целях интеграции образования с производством на ряде промышленных предприятий созданы филиалы выпускающих кафедр. Тем самым часть лабораторных работ, курсовое и дипломное проектирование выносятся непосредственно на йроизводство. Привлекая заводских специалистов к учебному процессу, факультеты имеют возможность использовать производственные площади и лабораторное оборудование предприятия. Неплохо в этом
31
t
направлении работают .филиалы кафедр органической химии (завод «Ре-зинотехника»), физики твердого тела (завод «Цент.ролит») и другие. В настоящее время ведется работа по созданию учебно-научно-производствен-ного комплекса аграрного профиля с НПО «Нива».
По нашему мнению, все отрасли агропромышленного комплекса располагают большими неиспользованными
9
резервами, в том числе и биологическими. В настоящее время биология закономерно и уверенно переходит из описательной науки в разряд точных. Поэтому мобилизация этих ресурсов на службу производства — основная задача науки и практики. Совместная работа агрономов, биологов, зооинже-неров, генетиков, химиков, ин^еиепов и физиологов нашего вуза позволяет найти реальные подходы к созданию и разработке современных технологий в ра^течиоводстве и животноводстве.
Острой'проблемой нашего региона является охрана окружающей средьт, что связано с неудержимым ростом токсических выбросов в атмосферу, почву, водный бассейн, нарушающих естественный круговорот веществ в природе. Следует отметить, что интенсификация агропромышленного производства сопровождается , увеличением применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Все это настоятельно требует от ученых .медицинского, биологического, географического,. сельскохозяйственного и химического факультетов научно обоснованных разработок и рекомендаций по защите окружающей среды.
Специфика сельскохозяйственного производства заключается в том, что, несмотря на возрастание роли технических факторов, интенсификация сельского хозяйства зависит от генетического потенциала растений, животных и микроорганизмов. В связи с этим важную роль в биологическом направлении аграрных исследований имеют таяие фундаментальные науки, как физиология, анатомия, биохимия, эмбриология, микробиология, экология, а также прикладная генетика, селекция рас-
тений, животных и микроорганизмов. Активно развиваются популяционная и молекулярная генетика, клеточная и генная инженерия, другие направления молекулярной биологии, которые получили интегрированное название — «биотехнология». Все это ставит перед исследователями университета принципиально новые задачи. Нашими учеными совместно с сотрудниками Госагро-прома республики и НПО «Нива» определяется и формируется наиболее перспективное направление клеточной инженерии, тесно связанное с проблемами эмбриологии животных. Это даст начало новому эффективному -методу — трансплантации эмбрионов на ранних стадиях развития, что должно сыграть большую роль в реализации программы использования генотипа голштино-фризов для совершенствования скота молочного направления продуктивности.
Сложность современного эксперимента в биологии постоянно возрастает. Изучение биологических объектов может быть эффективным только при учете большого числа влияющих на них факторов. Часто в экспериментах на начальной стадии исследования рассматривается ограниченное число факторов, а в его процессе почти всегда Преходится расширять объем воздействий, формировать новые модели объектов, при этом строго придерживаясь поставленных исследователями определенных целей и задач. Нам представляется, что основную часть наиболее трудоемкой работы по поддержанию заданных параметров биологического исследования следует возложить на ЭВМ, которая способна вести контроль параметров, собирать, анализировать и обрабатывать информацию. С развитием вычислительной техники расширяется и круг задач, которые могут быть решены с помощью автоматизированных комплексов. В настоящее время осуществляется переход от простого сбора и накопления информации к разработке и созданию в нашем вузе учеными математического, физического, биологического, медицинского, сельскохозяйственного факультетов и факультета
электронной техники управляемых математических моделей сложных биологических процессов. Такие автоматизированные комплексы крайне необходимы для исследователей на современном этапе развития биологии.
Университет является основным источником формирования и пополнения корпуса учительских кадров Мордовской АССР. Подготовка учителей в естественном блоке ведется на 5 факультетах: математическом, физическом, химическом, биологическом, географическом. Педагогические отделения созданы п6 8 специальностям.
Большую помощь в усилении практической подготовки студентов оказывают созданные в средних школах опорные пункты кафедр, которые позволяют более полно использовать возможности высококвалифицированных учителей. Они читают спецкурсы, проводят практические занятия по методике преподавания, организуют педагогическую практику. Студенты педагогических специальностей постоянно поддерживают связь со школой: проводят внеклассные мероприятия, профориен-тационную работу, руководят кружками, работают с трудными подростками и т. д. Сейчас заканчиваются подготовительные работы по переводу в раз-
ряд гимназии при университете Саранской средней школы № 39. На базе математического факультета работает класс юных программистов для учащихся 9—10-х классов школ г. Саранска, Занятия со школьниками проводят студенты -ста р ше ку р с н и ки.
В целях координации деятельности звеньев, ориентированных на подготовку высококвалифицированных кадров для школ, в университете разработана программа «Учитель», в которой раскрываются концепция, основные этапы и формы подготовки. Программа одобрена участниками Всесоюзного научно-методического совещания «Повышение качества подготовки преподавателей в государственных университетах в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы и основных направлений перестройки 'высшего и среднего специального образования в стране», состоявшегося на базе Мор-догского университета в октябре 1987 года.
Из сказанного следует, что научно-педагогические коллективы естественных факультетов университета твердо встали на путь интеграции образования с производством и наукой. Но впереди их ждет упорная и кропотливая работа в этом направлении.
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — НА УРОВЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИИ
Доцент А. И. ЛЕЩАНКИН
Масштабы подготовки инженерных кадров в университете определились исходя из темпов, особенностей и перспектив развития основных отраслей народного хозяйства республики. Подготовка инженеров осуществляется на четырех факультетах и в Рузаевском филиале по 10 специальностями 16специализациям. На 25 кафедрах этого блока факультетов обучением и воспитанием занято 200 штатных преподавателей, в том числе 4 профессора, док-
тора наук и 123 доцента, кандидата наук. В настоящее время по дневной, вечерней и заочной формам обучается около 5,5 тысячи студентов, в том числе более 2 тысяч на станционаре.
Становление инженерного образования началось в шестидесятые годы. За этот период подготовлено около 18,5 тысячи специалистов, что позволило 85% инженерного корпуса республики укомплектовать выпускниками университета.