Научная статья на тему 'Ориентация России на Восток: риски и новые возможности'

Ориентация России на Восток: риски и новые возможности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
795
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН (АТР) / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И КНР / РОССИЯ И КИТАЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухина Светлана Анатольевна

В статье раскрывается усиление направленности России на Восток, необходимость модернизации политики и экономики России. Российско-китайское стратегическое партнёрство является «стержнем» политики России в Восточной Азии, но односторонняя зависимость от Китая способствует включению России в регион на зависимых позициях и побуждает к диверсификации отношений со странами региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентация России на Восток: риски и новые возможности»

3. Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» от 29 июля 1997 года. № 60.

4. Положение о лицензировании деятельности банков, утвержденный Постановлением Правления НБКР от 2 марта 2006 года. № 5/7.

5. Филатов А., Кузнецов М., Севастьянова О., Джураев Э. Организация работы совета директоров: Практические рекомендации / Под ред. Филатова А., Джураева Э. М.: Альпина Паблишер», 2014. 172 с.

6. Родионов И. И. Оценка работы совета директоров с учетом лучшей мировой практики // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления», 2013. № 6.

Ориентация России на Восток: риски и новые возможности

Мухина С. А.

Мухина Светлана Анатольевна / МиШпа Svetlana АпаМ'еупа - бакалавр,

кредитно-экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается усиление направленности России на Восток, необходимость модернизации политики и экономики России. Российско-китайское стратегическое партнёрство является «стержнем» политики России в Восточной Азии, но односторонняя зависимость от Китая способствует включению России в регион на зависимых позициях и побуждает к диверсификации отношений со странами региона.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), региональные приоритеты, политическое положение, экономическое сотрудничество, Дальний Восток и КНР, Россия и Китай.

Всё более очевидной чертой российской внешней политики в последнее время становится не её радикальная географическая переориентация, а, скорее, новые тактические цели и задачи, которые ранее если и содержались в официальном дискурсе, то в неявной форме. Региональные внешнеполитические приоритеты РФ, по сути, остаются неизменными на протяжении довольно долгого времени.

Сегодня во внешнеполитической повестке превалирует восточный вектор, а сильные позиции на Востоке способны обеспечить России более весомое положение на Западе, с которым нас связывает единая цивилизационная история. Основными объектами внешнеполитического внимания РФ, на текущий момент, выступают растущие азиатские гиганты - Китай и Индия. В случае Индии традиционный акцент на ресурсно -энергетическую кооперацию дополняется проектами сотрудничества в военной сфере. Основное же значение для РФ в современной ситуации приобретает демонстрация налаживания «стратегического партнёрства» с КНР, несмотря на то, что её руководство отказалось от явной поддержки России в украинском конфликте [3].

Идея тесного геополитического союза с Китаем в качестве действенной альтернативы Западу давно приобрела популярность среди радикальных российских антизападников. Однако официальное руководство КНР придерживается тактики последовательного ограничения России, навязывая ей роль зависимого компаньона. Пока что Китай довольно комфортно чувствует себя в сложившейся системе

международных отношений и использует предоставляемые ему возможности для собственного «мирного подъёма».

Ориентация России на Восток и возможности укрепления ныне существенным образом осложняются ещё одним обстоятельством. Дело в том, что, как отмечают многие, характерной чертой взаимоотношений между государствами в последнее время становится усиление элементов соперничества. Рассматриваемое региональное пространство отличает наличие значительно числа латентных конфликтов и противоречий, одним из главных участников которых является Китай. Пока что благоприятная для РФ региональная атмосфера обусловливается её довольно ограниченным - экономическим и политическим - присутствием, что может измениться вместе с его увеличением. А поскольку поворот РФ на Восток неизбежно влечёт за собой перенос в регион её конфронтации с Западом, развитие событий способно приобрести неуправляемый характер, что вряд ли соответствует интересам большинства азиатско-тихоокеанских государств [1].

Сегодня власти РФ демонстрируют разворот РФ на Восток. РФ развивает торговлю с этим направлением, при этом, не отказываясь от торговых отношений с западным миром. Россияне в вопросе выбора Востока или Запада, согласно опросу ВЦИОМ, выступают за активизацию политики в отношении «разворота РФ на Восток» - за это выступают около 59% россиян. При этом 70% россиян считают, что более активное сотрудничество России с азиатскими странами даст стране больше «плюсов», чем «минусов». Также стоит отметить, что около 90% россиян воспринимают в данный момент отношения с Китаем как «дружественные, хорошие и спокойные». Таким образом, разворот на Восток является для РФ не временной мерой, а осознанным выбором.

Политика России в АТР (или «восточный вектор» российской политики, «поворот России на Восток» и т.д.) складывается из двух взаимосвязанных аспектов:

1) развитие российского Дальнего Востока как части АТР, через которую Россия должна включиться в интеграционные процессы региона;

2) расширение экономического и политического сотрудничества РФ со странами АТР и особенно Восточной Азии [2].

В текущем положении России предстоит решить целый комплекс проблем. С одной стороны, её евразийская политика и восточный вектор подстегиваются экономическими факторами - западными санкциями, потребностями в новых рынках, снижении издержек и доступе к технологиям. С другой, собственно экономические ресурсы России ограничены. Они недостаточны для того, чтобы «возглавить» континентальную интеграцию. России придется вести осторожную и тонкую политику - избегать политизации экономических проектов, которая может вызвать раздражение у её партнеров. Придется также гармонизировать свои интересы с крупными проектами КНР, в которых вес самой России может оказаться небольшим.

Вместе с тем, сама логика данного развития в растущей степени определяется политическими рисками и угрозами хаотизации региона. Здесь у России есть значительные военно-политические ресурсы. И именно в этом отношении она может оказаться привлекательной для своих партнёров. Важным представляется также то, что евразийская интеграция и поворот на Восток, учитывая возможности и ограничения России, вряд ли станет полноценной заменой отношениям с Западом [5].

Идея укрепления РФ своих позиций на Востоке имеет весьма продолжительную историю. Отсчёт этому следует вести с первого обозначения тихоокеанских приоритетов внешней политики России, определения поэтапного подключения страны к интеграционным процессам в АТР. Поворот России на Восток в международной плоскости подразумевает большую опору на двусторонние, нежели на многосторонние отношения. Ориентация России на Восток сопоставима с планами США, которые проводят политику разворота к Тихому океану (эти параллели интересны для будущих исследований). Китай стоит в центре обеих тихоокеанских

13

политик, и его экономическое развитие имеет одинаковое значение для РФ и США. В политическом аспекте КНР для США - вызов, для России - большой шанс.

Тезис о превращении Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в центр мировой экономики и политики в настоящее время стал аксиомой. В связи с этим географическая принадлежность любой страны к данному региону рассматривается как её геополитический и геоэкономический бонус. Россия в этом смысле не является исключением. Именно в АТР сегодня сконцентрированы интересы и ресурсы двух ключевых международных акторов - тихоокеанских держав США и Китая [4].

Во внутренней политике ориентация России на восток объясняется двумя направлениями.

Во-первых, «новационным» стимулированием социально-экономического развития российского Дальнего Востока, осуществляемого в последнее время. В дополнение к традиционным программам развития Дальневосточного региона и Забайкалья, появились проекты ТОРов - территорий опережающего развития (минимальное налогообложение, безбарьерная среда, максимальное участие государства в создании инфраструктуры), а также проект «Порто-франко Владивосток» и т.д. Однако имеются и препятствия для их реализации, поскольку для этого потребуются огромные инвестиции, на которые в условиях экономического кризиса в России рассчитывать трудно.

Во-вторых, усиление контроля федерального центра (Москвы) над политическими процессами на «периферии» - в ДВФО. В том числе и через коррекцию региональной политической элиты, ответственной за реализацию проектов развития Дальнего Востока и интеграцию с АТР. Коррекция осуществляется различными мерами, включая антикоррупционные мероприятия [1].

Разлад отношений России с ЕС и США превращает «восточный вектор» в наиболее продуктивное (если не единственно возможное) направление её международной деятельности. Азиатско-Тихоокеанский регион и особенно Восточная Азия как его составная часть сегодня призваны компенсировать потери России в Европе и Атлантике.

Россия сегодня имеет определённые возможности и ресурсы для продуктивного включения в интеграционные процессы на востоке. Однако при ненадлежащем их использовании или небрежении к интересам ключевых региональных игроков эти же возможности превращаются в риски или даже угрозы российской национальной безопасности.

Однако нацеленность нефтегазового экспорта России преимущественно на Китай делает её уязвимой и зависимой от китайской ресурсной политики. В 2014 г. доля одной только нефти в российском экспорте в Китай составила 60%, а вместе с нефтепродуктами и другими энергетическими товарами достигла 71,6%. В свою очередь, Китай, наоборот, стремится минимизировать свои риски в сфере импорта энергоресурсов [3].

Отсутствие необходимых мощностей по переработке углеводородного сырья консервирует статус России как сырьевого придатка соседей по АТР. Этому же способствуют её контракты по экспорту сырой нефти за рубеж. Например, контракт 2013 г. между «Роснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (как и предыдущие и последующие его аналоги) предусматривает поставку в КНР в течение 25 лет около 360 млн. тонн нефти, закрепляя за Россией статус поставщика сырья.

Другим ограничителем возможностей России в восточном направлении являются аналогичные ресурсы сопредельных стран - Китая и Монголии, - нейтрализующие преимущества как природно-сырьевого, так и «пространственного», геополитического положения Сибири и Дальнего Востока. Монголия обладает почти теми же полезными ископаемыми, что и российский Дальний Восток.

Транспортный проект «Новый Шёлковый путь» должен соединить Китай со странами Восточной, Южной и Центральной Азии, а также Европы за счёт расширения сети железнодорожных и автомобильных дорог и оптоволоконных линий связи. Целью «Морского Шёлкового пути» должно стать развитие торговли в Восточной Азии и Индийском океане. Россия, к сожалению, рискует опоздать в реализации своего «восточного вектора» внешней политики. Поэтому сегодня главной угрозой для неё становится недополучение выгоды от неучастия в региональных интеграционных преобразованиях [4].

Необходимо заметить, что возможности и перспективы России в восточном направлении сегодня зависят не только от российско-китайского сотрудничества, но и от динамики китайско-американских отношений. В свою очередь, непримиримые позиции России и США в отношении друг друга представляются контрпродуктивными. С точки зрения глобальной политики создание китайско-российского союза приведет к консолидации биполярной структуры в АТР, один из полюсов которой возглавит Китай (с участием России), а второй - Соединённые Штаты (и их союзники).

На фоне российско-украинского кризиса и ухудшения отношений РФ с ЕС и США именно Китай сегодня превратился в главный внешнеполитический приоритет Москвы. КНР и РФ находят взаимопонимание по ряду международных вопросов (восприятие «многополярного мира» без гегемонии США, ситуация вокруг Ирана, Сирии и Северной Кореи), проводят совместные учения в Жёлтом море и т. д. Обе страны успешно сотрудничают во многих международных организациях. Всё это характеризует их как стабильных стратегических партнёров.

Литература

1. Аньков В. Внешняя торговля России 2015: идем на Восток! [Электронный ресурс]: РИА Новости. URL: http://ria.ru/ny2016_resume/20151229/13 50935820.html.

2. Сухарев О. Экономика России. Сегодня и завтра. Актуальные вопросы и ответы. М.: Ленанд, 2015. 160 с.

3. Сценарии развития российской экономики в условиях санкций и падения цен на нефть. [Электронный ресурс]: ПОЛИТ.РУ. URL: http://polit.ru/article/2014/12/25/rus sian_economy.

4. Хуршудов А. Стимул к собственному развитию. [Электронный ресурс]: Вопросы вертикали. URL: http://www.ngv.ru/upload/medialibrary/99d/99d94f0300c56395977a5 bfe3de1d886.pdf.

5. Экономисты оценили потери российской экономики из-за санкции. [Электронный ресурс]: URL: http://top.rbc.ru/economics/07/10/2014/5433ce78cbb20f9 b6c31d601.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.