Ю. В. Кардаш
Органы высшей церковной власти в Русской Православной Церкви с 1918 г. по настоящее время
Статья посвящена эволюции органов высшей церковной власти Русской Православной Церкви с 1918 г. по настоящее время и соотносится с новым и новейшим периодами отечественной церковной истории. Источниковой базой исследования стали опубликованные нормативные акты, регулирующие статус, полномочия, состав и функции органов высшей церковной власти в указанный период, в том числе приведенные в виде сравнительной таблицы. Ключевые слова: органы высшей церковной власти, Русская Православная Церковь, Патриарх Московский и всея Руси, Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод в ХХ в., церковное управление в России, Устав Русской Православной Церкви.
В 1917-1918 гг. Поместным Собором завершилась синодальная эпоха Русской Православной Церкви, и было восстановлено патриаршество. К сожалению, революционные события и последующая планомерная политика советского государства, направленная на разрушение Церкви, сделали невозможным применение определений и постановлений Собора 19171918 гг., призванных упорядочить функционирование органов высшей церковной власти Русской Православной Церкви.
«Определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви» от 4 (17) ноября 1917 г. не упоминает Священный Синод и Высший Церковный Совет в качестве органов, которым принадлежит высшая церковная власть и не отождествляет их с органами высшего церковного управления. Принятый тремя днями позже документ «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» от 7 (20) декабря 1917 г. закрепил статус Священного Синода и Высшего Церковного Совета как органов высшего церковного управления (табл. 1) [11, с. 3, 7].
Таблица 1
Определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете
П. 4 «Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору» П. 2 «Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет ответственны перед Всероссийским Поместным Собором и представляют ему отчет о своей деятельности за межсоборный период»
Председателем Священного Синода и Высшего Церковного Совета являлся Патриарх. В случае его болезни или отсутствия место Председателя указанных органов церковной власти занимал старейший из иерархов, присутствующих в Синоде. Священный Синод состоял из Председателя и двенадцати архиереев (табл. 2).
Таблица 2
Патриарх
Постоянный член Священного Синода, митрополит Киевский Шесть архиереев, избираемых Всероссийским Поместным Собором на 3 года Пять иерархов, вызываемых по очереди на год
Для вызова епархиальных архиереев на заседания Священного Синода все епархии Российской Православной Церкви должны были делиться на пять групп (табл. 3). Из каждой группы на заседание Священного Синода выбирался архиерей сроком на год. При этом вызов епископа на заседания Священного Синода, согласно п. 6 «Определения о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», не мог последовать до истечения двухлетнего срока его управления епархией, и Священный Синод должен был следить за тем, чтобы в его составе были представлены все пять групп епархий, а иерархи Японской, Китайской и Урмийской миссии должны были вызываться на полгода [11, с. 7-8].
Таблица 3
Группа Епархии
Северо-Западная Архангельская, Варшавская, Вологодская, Гродненская, Литовская, Минская, Могилевская, Новгородская, Олонецкая, Петроградская, Полоцкая, Псковская, Рижская, Финляндская
Юго-Западная Волынская, Воронежская, Донская, Екатеринославская, Кишиневская, Курская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Харьковская, Херсонская, Холмская, Черниговская
Центральная Владимирская, Калужская, Костромская, Московская, Нижегородская, Орловская, Пензенская, Смоленская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская
Восточная Астраханская, Владикавказская, Вятская, Казанская, Оренбургская, Пермская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Ставропольская, Сухумская, Тифлисская, Уфимская
Сибирская Благовещенская, Владивостокская, Екатеринбургская, Енисейская Забайкальская, Иркутская, Омская, Тобольская, Томская, Туркестанская, Якутская, Северо-Американская епархии и Японская, Китайская и Урмийская миссии
«Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» закрепило состав Высшего Церковного Совета (табл. 4). Члены совета могли
быть переизбраны.
Таблица 4
Патриарх
Три иерарха из состава Священного Синода По избранию Всероссийского Поместного Собора монах из монастырских иноков Пять клириков из числа пресвитеров, диаконов и псаломщиков Шесть мирян
На заседаниях Священного Синода и Высшего Церковного Совета имели право присутствия с правом совещательного голоса епархиальные архиереи или их заместители (если рассматривалось дело, касающееся их епархии или ведомства), а также протопресвитер военного и морского духовенства. Заседания Священного Синода и Высшего Церковного Совета являлись легитимными, если в заседании помимо председателя участвовали не менее половины членов указанных органов высшей церковной власти. Решения принимались по общему согласию или большинством голосов, и при равенстве голосов голос председателя был решающим. В случае же несогласия с решением коллегиальных органов Патриарх имел право апелляции к Поместному Собору [11, с. 8-10].
В Положении о круге дел, подлежащих ведению органов Высшего Церковного Управления, принятом 8 (21) декабря 1917 г., фиксировалось распределение обязанностей: раздел «А» был посвящен кругу дел, относящихся к компетенции Священного Синода, — делам иерархическо-пастырского характера, связанным преимущественно с внутренней жизнью Церкви из области вероучения. К сфере деятельности Священного Синода были отнесены дела церковного управления и церковной дисциплины. Раздел «Б» был посвящен ряду дел, относящихся к полномочиям Высшего Церковного Совета, а именно общественно-церковным делам, связанным преимущественно с внешней стороной церковной жизни, церковной администрацией. К полномочиям Высшего Церковного Совета также относились дела церковного хозяйства. Документ закреплял полномочия Совета в школьно-просветительской сфере «в подлежащих частях дела: духовных академий, Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, синодальных типографий и архива», области ревизии и контроля и вопросов юридической службы.
Раздел «В» содержал вопросы, отнесенные к совместной компетенции Священного Синода и Высшего Церковного Совета: присуждение Макарь-евских премий, рассмотрение и одобрение планов церковно-издательской
деятельности, рассмотрение отчетов о деятельности Священного Синода и Высшего Церковного Совета, утверждение смет доходов и расходов церковных учреждений и др. Кроме того, Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет имели право выносить на рассмотрение соединенного заседания коллегиальных органов любые вопросы [11, с. 15-16].
В 1921 г., когда истекли полномочия членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета, не удалось избрать новый состав этих органов, так как не представлялось возможным созвать очередной Поместный Собор.
Изменения в положении Русской Православной Церкви наметились в 1943 г., но стали заметны в связи с проведением Поместного Собора 1945 г., где было принято Положение об управлении Русской Православной Церкви, закреплявшее статус и полномочия Патриарха, статус Священного Синода и предусматривавшее возможность созыва Поместных и Архиерейских Соборов с разрешения советского правительства. Разработке документа предшествовало принятие «Основных положений управления Русской Православной Патриаршей Церкви» как временного порядка управления церковью за 2 года до Поместного Собора. После одобрения текста документ был направлен председателю Совета по делам Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР [1, с. 271].
Согласно «Основным положениям...» общее духовное руководство Православной Церкви в СССР принадлежало Патриарху, который осуществлял его с помощью Священного Синода и епархиальных архиереев. Заметим, что указана была необходимость взаимоотношений со светской властью в управлении Церковью.
Территории епархии должны были быть идентичными гражданскому делению на области и районы и подразделяться на округа, возглавляемые благочинными. Приходские общины должны были создаваться по добровольному согласию верующих и с разрешения местных властей. Главой общины являлся настоятель-священник, рекомендуемый и избираемый общиной или назначаемый архиереем. Храм или молитвенное помещение община получала по согласованию с епархиальным архиереем и после разрешения органов государственной власти. Содержание храма (молитвенного помещения) являлось обязанностью исполнительного органа общины (староста и два помощника) [1, с. 277-278].
Следовательно, в документе не говорилось об органах высшего церковного управления и имелись лишь упоминания о Священном Синоде и Соборе епископов Русской Православной Церкви. На Поместном Соборе, присутствовали представители других Поместных Православных Церквей (что было знаково в условиях внешней политики СССР). Митрополит Николай (Ярушевич) писал: «Поместный Собор Русской Православной Церкви
1945 г. войдет в историю Церкви как одна из славных ее страниц. Труды Поместного Собора — принятие Положения об управлении Русской Православной Церковью, избрание нового, тринадцатого, Патриарха Московского и всея Руси — овеяны благословением почти всей Вселенской Православной Церкви в лице присутствующих на Соборе иерархов» [3, с. 30].
Положение начиналось с преамбулы, повторяющей текст 1917 г.: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда — законодательная, административная и судебная — принадлежат Поместному Собору, периодически созываемому в составе епископов, клириков и мирян». Отдельно процедура созыва Поместного Собора не была описана, однако в статье, посвященной статусу и полномочиям Патриарха, отмечается, что Собор созывается им, когда требуется выслушать голос клира и мирян, при условии, что для его созыва есть внешняя возможность [8, с. 1-2].
Но Священный Синод, согласно нормам 1945 г., отличался от Синода 1917 г. тем, что делил полномочия с Высшим Церковным Советом и имел иной состав; от Синода 1923, 1924 и 1927 гг. — наличием реальной власти и статусом органа высшего церковного управления, а не совещательного органа при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя. Согласно ст. 17-19 положения Синод состоял из председателя (Патриарха) и 6 членов (епархиальных архиереев), трех постоянных и трех временных (табл. 5)
Таблица 5
Председатель (Патриарх)
Члены (епархиальные архиереи)
Постоянные Временные (3)
Митрополиты Киевский, Ленинградский, Крутицкий
Позже, в 1961 г., Собором были внесены дополнения в положение, включившие в состав Синода в качестве постоянных членов управляющего делами Московской Патриархии и председателя отдела внешних церковных сношений. Три временных члена вызывались поочередно по старшинству на полугодовую сессию, согласно списку архиереев (для этого все епархии были разделены на 3 группы) [12, с. 351-352].
Синодальный год, согласно ст. 21 положения, был разделен на две сессии: с марта по август и с сентября по февраль. В отличие от положения 1917 г., где была закреплена компетенция Священного Синода, в документе 1945 г. ничего не говорится о круге дел, подведомственных Синоду как органу высшей церковной власти [8, с. 3].
Статьей 1 положения предусматривалось, что управление Русской Православной Церковью осуществляется Патриархом совместно с Синодом. Полномочия Синода указываются в книге «Русская Православная Церковь 988-1988», где, в частности, отмечается, что в круг забот Синода входит замещение архиерейских кафедр, призвание новых кандидатов для епископского служения, перемещение епархиальных архиереев; развитие отношений с другими Поместными Православными Церквями и инославными исповеданиями, вопросы патриотической деятельности и миротворческого служения Русской Православной Церкви [7, с. 81].
Описание компетенции Священного Синода содержится в решениях Поместного Собора 1971 г., где было отмечено: «Выразить глубокое удовлетворение по поводу решения Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Алексием, на основании согласия епископата Русской Православной Церкви о даровании автокефалии ряду Поместных Церквей, входивших в Московский Патриархат, обладающих каноническими условиями для полной самостоятельности и нуждающихся в этом по обстоятельствам своего бытия... Одобрить решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 апреля 1957 г. о признании автономии Финляндской Православной Церкви, бывшей части Московского Патриархата». Очевидно, что в компетенцию Священного Синода, опирающегося в своей деятельности на Положение об управлении Русской Православной Церкви, входило применение канонических санкций, в частности в отношении Русской Православной Церкви Заграницей.
Кроме того, положением 1945 г. предусматривалось создание особых отделов при Священном Синоде (учебного, издательского, хозяйственного и др.). Подобные отделы могли учреждаться для внутренней и социальной деятельности Русской Православной Церкви.
Несмотря на краткость и ограничения в формально закрепленной компетенции высших органов церковной власти и управления Русской Православной Церкви, зависимость созыва Архиерейского Собора и Поместного Собора от решения правительства СССР и внешней политики государства, положение 1945 г. явилось правовым актом, устранившим вакуум правового регулирования деятельности высшего церковного управления. Исто-рикС. Л. Фирсов писал: «Проходивший в условиях сталинского религиозного "ренессанса", этот Собор, как и Собор 1943 г., не имел возможности восстановить традиции, заложенные в 1917-1918 гг. Новая обстановка заставляла не восстанавливать прежнее, а создавать новое церковное устройство» [13, с. 568].
В 1946 г. произошло значимое событие — советское правительство предоставило церковным органам Русской Православной Церкви частичные права юридического лица. Органы высшей церковной власти и управления,
как и епархиальные управления, приходы и монастыри, приобрели неполный статус юридического лица, т. е. до известной степени стали субъектами правовых, в частности гражданско-правовых, отношений. Русская Православная Церковь стала рассматриваться государством как организация, имеющая право на легальное существование. Органы высшей церковной власти и управления получили возможность иметь в собственности и на основании других вещных прав недвижимость, заключать сделки, иметь права и нести обязанности.
Следующим этапом в процессе формирования и совершенствования церковного законодательства, определяющего статус и регулирующего деятельность высших органов церковной власти, стал Поместный Собор, состоявшийся в июле 1988 г. в Троице-Сергиевой Лавре. Перед его проведением прошло Архиерейское предсоборное совещание, в работе которого приняли участие все епископы Русской Православной Церкви: всего в заседании принял участие 71 архипастырь [2, с. 4]. Предсоборное совещание постановило «принять проект Устава об управлении Русской Православной Церкви и передать его Поместному Собору для рассмотрения и утверждения» [9, с. 4].
Согласно Уставу 1988 г. все епархиальные архиереи и возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы составляли Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, обладавший полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти в период между Поместными Соборами и созываемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, не реже одного раза в два года.
Священный Синод возглавлялся Патриархом Московским и всея Руси, в период между Поместным и Архиерейским Соборами имел полноту власти (законодательной, судебной и исполнительной), был подотчетен и предоставлял отчет о деятельности за межсоборный период Поместному Собору и Архиерейскому Собору.
Таблица 6
Состав Синода по Уставу 1988 г.
Предстоятель
Пять постоянных членов Пять временных членов
По кафедре По должности Вызывались по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии
Митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины Управляющий делами Московской Патриархии
Митрополит Ленинградский и Новгородский Председатель отдела внешних церковных связей
Митрополит Крутицкий и Коломенский
Таким образом, согласно Уставу 1988 г. высшими органами церковной власти являлись Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежала Поместному Собору, которому был подотчетен и Архиерейский Собор, имеющий, в свою очередь, полноту власти между Поместными Соборами. Священный Синод осуществлял управление Церковью между Соборами, принимая текущие решения касательно вопросов церковного управления, находящихся в его компетенции.
В 2000 г. состоялся юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, принявший новую редакцию Устава, где были изменены полномочия и функции органов высшей церковной власти. В ходе работы Собора митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом был представлен проект новой редакции Устава, который был принят в ходе состоявшейся дискуссии и вступил в действие после утверждения на Поместном Соборе 2009 г. [14, с. 10-11; 4].
Основные изменения в Уставе 2000 г. в отношении органов высшего церковного управления были связаны с перераспределением функций между Поместным и Архиерейским Соборами. Архиерейский Собор перестал быть полностью подотчетным Поместному Собору и стал первой и последней инстанцией в вопросах подсудности Патриарха Московского и всея Руси. Решения Архиерейского Собора, согласно Уставу 2000 г., вступают в действие незамедлительно. Поместный Собор стал утверждать решения Архиерейского Собора только в части вероучения и канонического устройства, и за ним, как и ранее, сохранилось право избрания предстоятеля Русской Православной Церкви и установление процедуры указанного избрания.
В 2013 г. в Москве состоялся очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, в ходе работы которого был принят ряд документов, в том числе утверждена новая редакция Устава Русской Православной Церкви с учетом внесенных в него поправок [10, с. 10].
Изменения в Уставе Русской Православной Церкви в 2013 г., относящиеся к перераспределению полномочий между органами высшей церковной власти, сохраняются до настоящего времени. Поместному Собору принадлежит высшая власть только в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси, ухода его на покой и предоставления автокефалии. Высшая же власть в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах церковной жизни, согласно редакции Устава 2013 года, принадлежит Архиерейскому Собору. Поместный Собор уже не может утверждать или отменять решения Архиерейского Собора, а имеет право лишь обращаться к последнему с предложением повторно рассмотреть ранее принятые решения. Священный Синод остается высшим органом управления Церкви в межсоборный период.
Сравнительная таблица статуса и полномочий Поместного Собора по Уставу об управлении Русской Православной Церковью 1988 г., Уставу Русской Православной Церкви 2000 г. и его новой редакции 2013 г.
Статус Полномочия
1988 Высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда — законодательная, исполнительная и судебная Истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами. Решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия. Избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания. Утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, утверждает постановления Архиерейского Собора. Заботится о правильном осуществлении взаимодействия между Церковью и государством. Подобающим образом выражает озабоченность проблемами, волнующими страну и человечество. Принимает принципиальные решения по вопросам взаимоотношений с другими Православными Церквями и с инославными исповеданиями
2000 Высшая власть в области вероучения и канонического устроения Истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами. Решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия. Избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания. Утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни. Утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству. Определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством. Выражает, когда необходимо, озабоченность проблемами современности. Канонизирует святых
2013 Высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом Служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение. Принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви. Избирает Патриарха Московского и всея Руси в соответствии с Положением об избрании Патриарха Московского и всея Руси и принимает решение о его уходе на покой. Утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления. Когда необходимо, обращается к Архиерейскому Собору с предложением повторно рассмотреть ранее принятые им решения в области вероучения и канонического устроения с учетом мнений, высказанных большинством участников Поместного Собора. По предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквями, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также по поводу отношений между Церковью и государством, церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви. Инициирует рассмотрение значимых вопросов в рамках Межсоборного Присутствия. Заботится о сохранении чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия
Сравнительная таблица статуса и полномочий Архиерейского Собора по Уставу об управлении Русской Православной Церковью 1988 г., Уставу Русской Православной Церкви 2000 г. и его новой редакции 2013 г.
Статус Полномочия
1988 Обладает полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти в период между Поместными Соборами В преддверии Поместного Собора внесение предложений по повестке дня, программе и регламенту заседаний, а также по процедуре избрания Патриарха. Наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора. Хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности. Решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней деятельности Церкви. Хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований. Компетентное истолкование существующих канонических правил и постановлений. Выражение пастырской озабоченности проблемами современности. Создание или упразднение епархий. Вынесение суждений о деятельности Священного Синода и синодальных учреждений. Утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священного Синода. Рассмотрение финансовых отчетов, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов. Создание или упразднение тех или иных синодальных учреждений, духовных школ общецерковного значения и утверждение положений, регулирующих их деятельность
2000 Высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви В преддверии Поместного Собора внесение предложений по повестке дня, программе, регламенту заседаний и структуре Собора, а также по процедуре избрания Патриарха Московского и всея Руси, если таковое избрание предполагается. Наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора. Хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности. Решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней деятельности Церкви. Хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений. Канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований. Компетентное истолкование святых канонов и иных церковных законоположений. Выражение пастырской озабоченности проблемами современности. Определение характера отношений с государственными органами. Поддержание отношений с Поместными Православными Церквями.
Создание, реорганизация и ликвидация Самоуправляемых Церквей, экзархатов и епархий, а также определение их границ и наименований. Вынесение суждений о деятельности Священного Синода и Синодальных учреждений. Утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священного Синода. Рассмотрение финансовых отчетов, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов. Создание, реорганизация и ликвидация синодальных учреждений. Установление процедуры для всех церковных судов. Утверждение новых общецерковных наград. Утверждение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом Русской Православной Церкви. Создание и упразднение органов церковного управления
2013 Имеет высшую власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквями, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государством и светским обществом В преддверии Поместного Собора внесение предложений по регламенту заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора. Наблюдение за претворением в жизнь решений Поместных и Архиерейских Соборов. Хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности и истолкование этого учения на основе Священного Писания и Священного Предания, при сохранении вероучительного и канонического единства с полнотой Вселенского Православия. Решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней деятельности Церкви. Хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений. Канонизация святых. Компетентное истолкование святых канонов и иных церковных законоположений. Выражение пастырской озабоченности проблемами современности. Определение характера отношений с государственными институтами. Представление Поместному Собору предложений по созданию, реорганизации и упразднению Автономных и Самоуправляемых Церквей. Утверждение решений Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении экзархатов, митрополичьих округов, митрополий и епархий, определение их границ и наименований, а также утверждение решений Синодов Самоуправляемых Церквей о создании, реорганизации и упразднении митрополий и епархий. Вынесение суждения о деятельности Священного Синода, Высшего Церковного Совета и синодальных учреждений. Утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священного Синода. Рассмотрение докладов по финансовым вопросам, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов. Утверждение решений Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления. Установление процедуры для всех церковных судов. Утверждение новых общецерковных наград
Сравнительная таблица статуса и полномочий Священного Синода по Уставу об управлении Русской Православной Церковью 1988 г., Уставу Русской Православной Церкви 2000 г. и его новой редакции 2013 г.
Статус Полномочия
1988 Осуществляет центральную законодательную, исполнительную и судебную власть в период между Поместным и Архиерейским Соборами Наблюдение и попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия. Поддержание единства с другими Православными Церквями. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения. Толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением. Регулирование богослужебных вопросов. Издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников. Оценка важнейших событий в межцерковной и экуменической областях. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством. Поддержание экуменических и межрелигиозных связей как внутри СССР, так и за рубежом. Координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости на земле. Выражение пастырской озабоченности общественными проблемами. Обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви. Избрание, назначение, в исключительных случаях перемещение архиереев и увольнение их на покой. Вызов архиереев для присутствия в Синоде. Рассмотрение отчетов архиереев о состоянии епархий и вынесение по ним постановлений. Инспектирование через своих членов деятельности архиереев всякий раз, когда это нужно. Определение содержания архиереев. Предоставление архиереям отпуска на срок более месяца. Утверждение руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей; утверждение ректоров, проректоров и инспекторов духовных школ; архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей. В случае необходимости может создавать комиссии или иные рабочие органы для попечения о необходимых церковных нуждах. Осуществление руководства синодальными учреждениями, утверждение положений об их деятельности. Утверждение годовых планов работы синодальных учреждений и прием их отчетов; вынесение постановлений по наиболее важным аспектам текущей работы синодальных учреждений; в случае необходимости осуществление ревизии таковых учреждений. Одобрение центрального церковного бюджета, сметы синодальных учреждений, духовных школ, а также соответствующих финансовых отчетов. В заботе о епархиях, монастырях и духовных школах вносит изменения в наименования епархий; одобряет создание церковных учреждений на уровне епархий и положения об их деятельности; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью; утверждает, а в исключительных случаях назначает настоятелей и настоятельниц монастырей; учреждает ставропигии; по представлению Учебного комитета утверждает учреждение новых кафедр в духовных академиях; утверждает уставы, учебные планы духовных учебных заведений и программы духовных семинарий; дает указания и следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочиниях и приходах соответствовали законным постановлениям; в случае необходимости проводит ревизии
2000
Является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами
Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия. Поддержание единства с другими Православными Церквями. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения. Толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением. Регулирование богослужебных вопросов.
Издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников.
Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений.
Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством. Поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей, как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами. Координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости.
Выражение пастырской озабоченности общественными проблемами. Обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви.
Одобрение уставов Самоуправляемых Церквей и экзархатов. Принятие гражданских уставов Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений. Утверждение журналов Синодов экзархатов.
Решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви. Утверждение постановлений общецерковного суда.
Избрание, назначение, в исключительных случаях перемещение архиереев
и увольнение их на покой.
Вызов архиереев для присутствия в Синоде.
Рассмотрение отчетов архиереев о состоянии епархий и вынесение по ним постановлений.
Инспектирование через своих членов деятельности архиереев всякий раз, когда это нужно.
Определение содержания архиереев.
Утверждение руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей; утверждение ректоров, проректоров и инспекторов духовных школ; архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.
Может создавать комиссии или иные рабочие органы для попечения о необходимых церковных нуждах.
Осуществление руководства синодальными учреждениями, утверждение положений об их деятельности.
Утверждение годовых планов работы синодальных учреждений и прием их отчетов; вынесение постановлений по наиболее важным аспектам текущей работы синодальных учреждений; в случае необходимости осуществление ревизии таковых учреждений.
Одобрение центрального церковного бюджета, сметы синодальных учреждений, духовных школ, а также соответствующих финансовых отчетов. В заботе о епархиях, монастырях и духовных учебных заведениях образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; принимает типовые положения о епархиальных учреждениях; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью; учреждает ставропигии; по представлению Учебного комитета утверждает уставы и учебные планы духовных учебных заведений, программы духовных семинарий, учреждает новые кафедры в духовных академиях; следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочиниях и приходах соответствовали законным постановлениям; в случае необходимости проводит ревизии
2013
Является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами
Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия. Поддержание единства с другими Православными Церквями. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения. Толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением. Регулирование богослужебных вопросов.
Издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников.
Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений.
Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством. Поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей, как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами. Координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости.
Выражение пастырской озабоченности общественными проблемами. Обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви.
Одобрение уставов Самоуправляемых Церквей и экзархатов и митрополичьих округов.
Принятие гражданских уставов Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений. Рассмотрение журналов Синодов экзархатов, митрополичьих округов. Решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.
Утверждение постановлений общецерковного суда в случаях, предусмотренных Положением о церковном суде.
Избрание, назначение, в исключительных случаях перемещение архиереев и увольнение их на покой.
Вызов архиереев для присутствия в Священном Синоде. В случае необходимости, по представлению Патриарха Московского и всея Руси, рассматривает отчеты архиереев о состоянии епархий и выносит по ним постановления.
Инспектирует через своих членов деятельность архиереев всякий раз, когда
сочтет это нужным.
Определяет содержание архиереев.
Утверждает руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей; утверждает ректоров духовных академий и семинарий, игуменов (игумений) и наместников монастырей; архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания в дальнем зарубежье; по представлению Патриарха Московского и всея Руси — членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей синодальных или иных общецерковных учреждений, подразделений Московской Патриархии; по представлению Патриарха Московского и всея Руси — членов Межсоборного Присутствия.
Может создавать комиссии или иные рабочие органы для попечения о необходимых церковных нуждах.
Осуществляя руководство синодальными учреждениями, утверждает положения (уставы) об их деятельности; утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты; выносит постановления по наиболее важным аспектам текущей работы синодальных учреждений; в случае необходимости осуществляет ревизию таковых учреждений. Одобряет общецерковный план расходов, в случае необходимости рассматривает сметы синодальных учреждений, духовных учебных заведений, а также соответствующие финансовые отчеты.
В заботе о епархиях, монастырях и духовных учебных заведениях образует и упраздняет экзархаты, митрополичьи округа, митрополии и епархии, определяет (изменяет) их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; принимает типовые положения о епархиальных учреждениях; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью; учреждает ставропигии; по представлению Учебного комитета утверждает типовые уставы и типовые учебные планы духовных учебных заведений, а также типовые программы духовных семинарий; следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочини-ях и приходах соответствовали законным постановлениям; в случае необходимости проводит ревизии.
Выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава
Далее Архиерейскими Соборами 2016 и 2017 гг. в действующий Устав также были внесены изменения, но полномочия и функции органов высшей церковной власти существенно не изменились. Единственным (несущественным) дополнением является то, что Соборы закрепили в Уставе пункты, касающиеся отдельных полномочий Архиерейского Собора и Священного Синода.
Таблица 10 [6; 7]
Дополнения в Уставе о полномочиях и функциях органов высшей церковной власти, утвержденные Архиерейскими Соборами 2016 и 2017 гг.
2016 2017
В ст. 27 гл. VУстава внесен пункт: «Священный Синод утверждает епархиальных архиереев в должности священноархимандритов особо значимых монастырей, по их представлению» П. д ст. 5 гл. III («Архиерейский Собор») Устава изложен в следующей редакции: «канонизация святых и общецерковное прославление местночтимых святых». В ст. 25 гл. VУстава («Священный Синод») внесен пункт: «канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора»
Представленная краткая характеристика органов высшей церковной власти Русской Православной Церкви с 1918 г. по настоящее время дает возможность исследования эволюции органов церковного управления в России в ХХ-ХХ1 вв.
Источники и литература
1. Звонарев С., свящ. Проект «Основных положений управления Русской Православной Патриаршей Церкви» 1943 г. — малоизвестный документ по истории высшего церковного управления // Вестник церковной истории. 2008. № 2 (10).
2. Коммюнике Архиерейского Предсоборного Совещания // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 6.
3. Николай (Ярушевич), митр. Значение Поместного Собора Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1945. №2.
4. Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (Москва, 27-28 января 2009 г.) «Об Уставе Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата URL: www.patriarchia.ru/db/ text/543677.html (дата обращения: 24.05.2019).
5. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4367659. html (дата обращения: 21.05.2019).
6. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5074390.html (дата обращения: 20.05.2019).
7. Очерки истории 1917-1988 гг. // Русская Православная Церковь 988-1988. М., 1988.
8. Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945.
9. Решения Архиерейского Предсоборного Совещания // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 6.
10. Соборный разум Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2013. № 3.
11. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Русской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 1. М., 1994.
12. Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2002.
13. Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х — 1918 г.). М., 2002.
14. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. // Журнал Московской Патриархии. 2000. №9.
Y. V. Kardash
Bodies of Supreme Church Authority in the Russian Orthodox Church From 1918 to the Present Time
The article is devoted to the evolution of the Supreme Church authorities of the Russian Orthodox Church from 1918 to the present time and relates to the new and modern periods of the Russian Church history. The source base of the study became the published normative acts regulating the status, powers, composition and functions of the bodies of higher Church power in the specified period, including those given in the form of a comparative table.
Key words: Organs of higher Church authorities, the Russian Orthodox Church, Patriarch of Moscow and all Russia, the local Council, the Council of bishops, the Holy Synod in the twentieth century, ecclesiastical administration in Russia, the Charter of the Russian Orthodox Church