образуется циклический итерационный процесс с динамической иерархической структурой, обеспечивающий постепенное уяснение свойств и характеристик (параметров) будущей СИБ и достижение в итоге представлений о её целесообразном облике.
Решение частных задач синтеза СИБ, возникающих в результате декомпозиции общей задачи, может быть получено с использованием известных и апробированных на практике методов синтеза [2-4].
Библиографический список
1. Васильев С. Н. Проблемы управления развитием крупномасштабных систем в условиях кризиса / С. Н. Васильев, А. Д. Цвиркун / / Материалы Третьей международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD'2009) 5 - 7 октября 2009 г. - М.: ИПУ РАН, 2009.
2. Мистров Л. Е. Методологические основы синтеза информационно-обеспечивающих функциональных организационно-технических систем / Л. Е. Мистров, Ю. С. Сербулов. - Воронеж: Научная книга, 2007. - ISBN 978-5-98222-268-8.
3. Вязгин В. А. Математические методы автоматизированного проектирования / В. А. Вязгин, В. В. Федоров. - М.: Высшая школа, 1989.
4. Михалевич В. С. Вычислительные методы исследования и проектирования сложных систем / В. С. Михалевич, В. Л. Волкович. - М.: Наука, 1982.
5. Ильичёв А. В. Эффективность проектируемых элементов сложных систем / А. В. Ильичёв и др. - М.: Высшая школа, 1982.
6. Гермейер Ю. Б. Введение в теорию исследования операций / Ю. Б. Гермейер. - М.: Наука, 1971.
7. Исследование операций. Методологические основы и математические методы: В 2 т. / под ред. Дж. Моудера, С. Элмаграби. - М.: Мир, 1981.
8. Юдин Д. Б. Вычислительные методы теории принятия решений / Д. Б. Юдин. - М.: Наука, 1989.
9. Федулов А. А. Введение в теорию статистически ненадежных решений / А. А. Федулов, Ю. Г. Федулов, В. Н. Цыгичко. - М.: Статистика, 1979.
10. Месарович М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. - М.: Мир, 1973.
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
© ОСИПОВА Елена Сергеевна
адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Саратовского юридического института МВД России.
8 (845-2) 379-152, И Osipova_ES@mail.ru
В статье рассматривается эффективность предупреждения преступлений в результате взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации.
Ключевые слова: органы внутренних дел, средства массовой информации, предупреждение преступлений, население.
Сс
Чогласно Конституции Российской Федерации, а также Декларации прав и свобод человека одним из основных принципов правового государства является свобода слова - свободное выражение, доведение до сведения окружающих в устной или письменной форме мыслей и убеждений [1]. Свобода массовой информации не только необходимая
составляющая, но и важное условие демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия.
Несмотря на определённую стабилизацию в последнее десятилетие экономической и политической обстановки в Российской Федерации, задача защиты общества и граждан от правонарушений и преступных посягательств
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
остается весьма актуальной. Высокий уровень числа противоправных деяний, многоликий характер преступности, присущие ей общественно опасные тенденции оказывают отрицательное влияние на все стороны жизнедеятельности государства и общества, тормозят социально-экономические и политические преобразования России, подрывают её международный авторитет.
Дальнейшая криминализация общественных отношений может стать неодолимой преградой стабилизации общества. Чтобы не допустить этого и взять криминальную ситуацию под контроль, необходимо последовательно реализовывать взвешенную государственную политику борьбы с преступностью, одним из важнейших направлений которой является предупреждение преступлений и иных правонарушений.
Эффективность предупредительной деятельности органов внутренних дел во многом определяется её организацией, в том числе информационным, ресурсным, кадровым и иным обеспечением. Оптимизация этого процесса предполагает широкое внедрение средств компьютеризации, других компонентов современных информационных технологий. Нельзя без внимания оставлять такую проблему, как роль средств массовой информации (далее - СМИ) в предупреждении преступности органами внутренних дел.
К сожалению, в последние годы взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации ограничивается сообщениями о совершенных преступлениях и обращением их за помощью в деле розыска преступников. Кроме того, сами СМИ нередко провоцируют рост преступности, демонстрируя жестокость и насилие, пропагандируя культ денег, половую раскрепощённость и иные социальные пороки.
Повышенный интерес населения к борьбе с преступностью, потребность органов внутренних дел (далее - ОВД) в получении информации, использование помощи общественности, обуславливают необходимость создания оптимальных условий для совместной деятельности в этом направлении сотрудников правоохранительных органов с представителями средств массовой информации. Общественное мнение в целом и позиция каждого конкретного человека в отношении социальных явлений и процессов формируются как под воздействием личного опыта граждан, так и на основе сведений, поступающих из официальных и неофициальных источников. И здесь возрастает значение различных информационных каналов. Именно поэтому работа со СМИ и населением является одним из приоритетных направлений деятельности
Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России).
Рассматривая проблему взаимодействия ОВД со СМИ, следует отметить, что и правоохранительные органы, и информационные источники как субъекты общественных отношений - это не только самостоятельные институты политической системы общества, но и институциональные подсистемы государства. Как часть политической системы общества они осуществляют пропагандистскую, идеологическую, агитационную, воспитательную функции. Правоохранительные органы, в свою очередь, выступая в качестве одной из государственных структур, выполняют задачу охраны законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
Говоря о значительном влиянии на формирование и распространение общественного мнения, следует заметить, что они являются своего рода массовыми «проводниками» идеологии, мировоззрения, социальных ценностей, способны в известной степени «создавать» действительность. В последнем случае специально подбираются темы для выступлений и на них акцентируется внимание [4, с.3] .
Масс-медиа имеют большое информационное и психологическое воздействие на человека. Благодаря этому общественное мнение не только формируется, но и функционирует. Приходится констатировать, что СМИ могут играть не только позитивную, но и негативную роль в ходе борьбы с преступностью.
Действительно, гласность, свобода прессы необходимы в любом демократическом государстве, но нельзя под этим подразумевать безнаказанное распространение противоречащих друг другу слухов и вымыслов. Свобода прессы - это свобода критики за те или иные проступки, свобода выявления и расследования тех или иных реальных преступлений. Но никак не свобода распространения заранее ложной информации и обвинений людей в преступлениях, которых они не совершали.
На страницах печатных изданий, на телевидении и радио сотрудники правоохранительных органов часто предстают отрицательными персонажами, повязанными с преступном миром, и являются олицетворением жестокости. Всё это сказывается на негативном восприятии деятельности правоохранительных органов в общественном мнении, отнюдь не настраивая граждан на сотрудничество с ними.
Критика и выявление недостатков необходимы, но нужна и помощь, содействие СМИ в реализации комплекса мер по обеспечению правопорядка. Нельзя забывать о положительном в работе правоохранительных органов, необходимо пропагандировать их результативную
Информационная безопасность регионов. 2010. № 2 (7)
деятельность. Ведь выполнение задачи охраны законности, правопорядка и борьбы с преступностью зачастую сопряжена с риском для жизни.
Практика показывает, что в деле борьбы с преступностью особое место занимает поддержка правоохранительных органов населением. Обращения и публикации в СМИ акцентируют внимание общественности к той или иной проблеме. Сегодня существует необходимость усиления формирования правовоспитательного воздействия на общественное сознание и поведение граждан, которое обусловливается распространённостью многих видов правонарушений, влекущих уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.
Сила утверждения всепроникающих СМИ во всем мире велика, но подчас они разрушающе действуют на национальную культуру и традиционные ценности, подрывают этические и нравственные основы общества, формируя те морально-нравственные критерии, достижение которых возможно лишь криминальным путём.
Все это в целом вызывает сомнение законопослушных граждан в полезности и целесообразности содействия отправлению судопроизводства. Как следствие, отсутствие анализа перспектив воздействия подобной информации на население, в обществе нагнетаются беспокойство, безысходность, отчаяние, беззащитность перед произволом как со стороны криминального мира, так и властных структур. Чтобы такое ошибочное мнение не распространялось на значительную аудиторию людей, необходимо организовывать и обеспечивать взаимодействие ОВД со СМИ путём создания режима делового партнёрства и взаимного доверия с целью объективного освещения в них деятельности правоохранительных органов. Для осуществления этой задачи в МВД России были созданы подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации, которые самым непосредственным образом осуществляют деловые контакты с журналистами, телеведущими, а именно, оказывают консультативную и организационную помощь, информируют население через СМИ о принимаемых ОВД мерах по борьбе с преступностью, защите прав граждан и охране правопорядка, предоставляют СМИ материалы о деятельности аппаратов ОВД и конкретных сотрудников, подготавливают материалы по опровержению недостоверной информации о силовых структурах.
Одним из основных направлений сотрудничества между взаимодействующими сторонами в области правовой пропаганды должно стать разъяснение закона и воспита-
ние населения в духе его уважения. Как отметил Президент России Д. А. Медведев в своём Послании Федеральному Собранию Российского Федерации, перемены к лучшему происходят лишь там, где есть возможность для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон [3].
В этом плане важен и категорически необходим творческий союз профессиональных журналистов с сотрудниками правопорядка. Такое взаимодействие позволит значительно повысить социальную активность специалистов в сфере юриспруденции, воспитать уважение к праву и закону, привить нетерпимость к нарушителям прав и свобод человека и гражданина, способствовать повышению авторитета юридической профессии, Конституции и иных законов Российской Федерации.
Необходимо обеспечить более активное информационное и профилактическое взаимодействие со СМИ в целях усиления влияния на население в интересах обеспечения правопорядка и предупреждения преступлений, создания положительного образа сотрудника милиции.
Для совершенствования системы взаимодействия ОВД со СМИ и населением требуется постоянное научное обеспечение, которое должно включать в себя исследования, технологические разработки, подготовку методик и учебных программ. Но главное, чтобы информационная политика ОВД была полезна, доступна и отвечала потребностям населения. Таким образом, правоохранительным органам необходимо стремиться к сотрудничеству и более тесному контакту со СМИ в целях предупреждения преступлений и профилактики иных правонарушений.
Библиографический список
1. Постановление ВС РФ от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // АИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.09.2010).
2. Конституция Российской Федерации
от 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 21 янв.
3. Медведев Д. А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2009. - 13 нояб.
4. Юцкова Е. М. Средства массовой информации в России глазами криминологов - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000. - ISBN 5-87817-026-4.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731