Научная статья на тему 'Органы управления архивным делом на территории Советской зоны оккупации Германии (1945-1949 гг. )'

Органы управления архивным делом на территории Советской зоны оккупации Германии (1945-1949 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
525
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАГ / АРХИВНОЕ ДЕЛО / ТРОФЕЙНЫЕ АРХИВЫ / РЕСТИТУЦИЯ / ГЕРМАНИЯ / СОВЕТСКАЯ ЗОНА ОККУПАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косенко Оксана Николаевна

На территории Советской зоны оккупации Германии в 1945-1949 гг. функционировали следующие органы управления архивным делом: архивные подразделения Советской военной администрации Германии (СВАГ), а также созданный в 1949 г. Главный архивный отдел Немецкого управления внутренних дел. Статья посвящена рассмотрению процесса создания и эволюции этих органов, основных направлений их деятельности, а также исследованию характера их взаимодействия с советскими и немецкими учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Косенко Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archives administration bodies in the Soviet occupation zone in Germany (1945-1949)

In the Soviet occupation zone in Germany during 1945-1949 the following Archival Boards were open: archival departments of the Soviet Military Administration in Germany and the Main Archival Department of the German Board of Domestic Affairs, established in 1949. The article deals with the process of creation of these boards, their main activities as well as their interaction with Soviet and German institutions.

Текст научной работы на тему «Органы управления архивным делом на территории Советской зоны оккупации Германии (1945-1949 гг. )»

О.Н. Косенко

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ НА ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЗОНЫ ОККУПАЦИИ ГЕРМАНИИ (1945-1949 гг.)

На территории Советской зоны оккупации Германии в 1945-1949 гг. функционировали следующие органы управления архивным делом: архивные подразделения Советской военной администрации Германии (СВАГ), а также созданный в 1949 г. Главный архивный отдел Немецкого управления внутренних дел. Статья посвящена рассмотрению процесса создания и эволюции этих органов, основных направлений их деятельности, а также исследованию характера их взаимодействия с советскими и немецкими учреждениями.

Ключевые слова: СВАГ, архивное дело, трофейные архивы, реституция, Германия, Советская зона оккупации.

Одним из наименее изученных аспектов истории российского архивоведения является деятельность Советской военной администрации в Германии (СВАГ)1 по организации архивного дела на территории советской оккупационной зоны в 1945-1949 гг. Несмотря на то, что многие аспекты истории СВАГ неоднократно становились объектом рассмотрения историографии данной проблемы, архивная политика, проводимая СВАГ на оккупированной территории Германии, не подвергалась исследованию. Между тем изучение данной темы представляется важным не только с точки зрения истории архивоведения: рассмотрение и анализ деятельности органов СВАГ в архивной сфере даст возможность осветить новые аспекты таких проблем, как демилитаризация и денацификация Германии, реституция архивных документов и других культурных объектов.

При исследовании конкретных действий СВАГ, связанных с архивами, прежде всего необходимо установить круг органов управления архивным делом, существовавших на территории Советской зоны оккупации Германии. Структура, подчиненность, кадровый состав, функции этих органов, характер взаимодействия с другими учреждениями -всё это определяло порядок работы и проведения тех или иных мероприятий, а также во многом влияло на положительный или отрицательный результат предпринимаемых мер.

Существует немало работ, так или иначе касающихся вопросов послевоенного перемещения немецких и возвращения советских культурных объектов (в том числе и архивов) в СССР. Однако в предмет иссле-

дования этих работ входило не подробное рассмотрение учрежденческого аспекта, а описание конкретных действий по розыску, выявлению и перемещению архивов, библиотек и музейных объектов2. В контексте изучаемой проблемы большое значение имеют статьи В.В. Цаплина о розыске архивов, вывезенных с оккупированной территории СССР в период Великой Отечественной войны3. В этих работах рассматриваются не только мероприятия по розыску и возвращению советских архивных документов, но также говорится и об архивной службе СВАГ.

В настоящей статье описан процесс становления и эволюции органов управления архивным делом на территории Советской зоны оккупации Германии в 1945-1949 гг. - архивных подразделений СВАГ, а также образованного в последний год советской оккупации Главному архивному отделу Немецкого управления внутренних дел. Источнико-вой базой послужили архивные документы из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ)4.

«В целях сохранения и использования архивов министерств, имперской канцелярии и местных немецких учреждений Советской зоны оккупации Германии» Главноначальствующий СВАГ маршал Советского Союза Г.К. Жуков 6 декабря 1945 г. издал приказ № 0103 «О сформировании Архивного отдела СВА в Германии, архивных отделений в провинциях Советской зоны оккупации Германии и введении архивных инспекторов при окружных военных комендатурах»5.

Приказом предусматривалось образование Архивного отдела СВАГ численностью 20 человек и архивных отделений в составе управлений Советской военной администрации (УСВА) провинций и федеральных земель: Мекленбург, Бранденбург, Саксония-Ангальт, Саксония и Тюрингия численностью по 4 человека в каждой провинции/земле, а также введение при управлениях окружных военных комендатур по одной штатной должности инспектора по архивам. Ответственность за формирование указанных структурных единиц возлагалась на начальника Отдела внутренних дел (ОВД) СВАГ. Штатное расписание Архивного отдела, архивных отделений при УСВА земель и архивных инспекторов при окружных военных комендатурах было утверждено постановлением Государственной штатной комиссии при СНК СССР № 1666-с от 21 ноября 1945 г.

Итак, Архивный отдел СВАГ создавался прежде всего в целях выявления всех архивов, находящихся на территории Советской оккупационной зоны. Следует отметить, что в поле его внимания попали лишь центральные, провинциальные и городские архивы. Архивы учреждений и частных фирм научного и технического характера не входили в предмет ведения архивной службы СВАГ. Выявление, учет и отбор данных архивов в целях их изучения и последующей отправки в Советский Союз являлись прерогативой следующих органов: специальных государственных комиссий, занимавшимися приоритетными для СССР научно-техническими проблемами (ракетостроение, физика атомного ядра и т. п.); аппарата уполномоченного Особого комитета при ГКО (СНК - Совете Министров) СССР по Германии, осуществлявшем об-

щее руководство деятельностью представительств отраслевых министерств и ведомств в Германии; Технического отдела СВАГ, Управления СВАГ по изучению науки и техники Германии, Военного управления СВАГ и др., а также соответствующих органов СВАГ на местах (отделений - бюро - отделов по науке и технике УСВА земель и др.)6.

По всей видимости, этот ведомственный подход к архивам и стал причиной невыполнения приказа Главноначальствующего СВАГ № 0103 от 6 декабря 1945 г. - Архивный отдел не был сформирован, а его функции длительное время исполнялись одним из отделений УВД СВАГ. Архивное отделение как самостоятельная единица в составе УВД СВАГ было образовано лишь 20 февраля 1947 г. при утверждении нового штата управления.

В федеральных землях и провинциях УСВА в соответствии с приказом в составе отделов внутренних дел к середине 1946 г. были сформированы архивные отделения со штабом из 4 человек: начальника отделения, старшего инспектора, инспектора и переводчика немецкого языка. Число инспекторов по архивам при управлениях окружных военных комендатур зависело от количества округов в каждой земле, всего округов на территории Советской зоны оккупации насчитывалось 18. В 1948 г. ликвидируются архивные отделения при ОВД УСВА земель/провинций и штатные должности инспекторов по архивам при управлениях окружных военных комендатур. Взамен в составе ОВД УСВА земель оставалось только по одному инспектору по архивам. Между тем в январе 1949 г. была утверждена должность архивного инспектора при Отделе внутренних дел Управления военного коменданта г. Берлина.

Процесс формирования архивных отделений был сопряжен с трудностями организационного и кадрового характера. Так, в апреле 1946 г. начальник Сектора (позже - Отдела) внутренних дел СВА федеральной земли Саксония майор З.И. Федоров доложил начальнику Отдела внутренних дел СВАГ генерал-майору П.М. Малькову о том, что приказ Главноначальствующего СВАГ № 0103 от 6 декабря 1945 г. не выполнен, несмотря на то, что им этот вопрос ставился неоднократно перед руководством СВА федеральной земли Саксония7. Приказание начальника Управления Советской военной администрации (УСВА) федеральной земли Саксония генерал-майора Д.Г. Дубровского № 0460 от 23 мая 1946 г. всем начальникам управлений комендантской службы (УКС) о назначении инспекторов по архивам в округах Дрезден, Хемниц, Баутцен и Лейпциг не было исполнено, в связи с чем он издал приказ от № 0107 2 июля 1946 г. «О срыве работы Архивного отделения СВА федеральной земли Саксония и наложении дисциплинарного взыскания на виновников»8.

Часто инспекторы по архивам в округах привлекались к выполнению работ, не имеющих прямого отношения к их служебным обязанностям. В целях устранения подобной практики руководство отделов внутренних дел УСВА федеральных земель и провинций издавали соответствующие приказания. Так, начальник УКС УСВА федеральной земли

Саксония генерал-лейтенант Н.И. Труфанов 13 декабря 1946 г. приказал коменданту округа Цвиккау полковнику П.Е. Жаркову «обратить капитана Щербакова9 к исполнению своих непосредственных обязанностей инспектора по архивам, освободив его от исполнения обязанностей в Гражданском отделе»10.

В разрешении кадровой проблемы не смогло оказать помощь и Главное архивное управление (ГАУ) МВД СССР. В ответном письме начальника ГАУ МВД СССР И.И. Никитинского от 2 августа 1946 г. на просьбу П.М. Малькова11 направить в Германию группу архивистов констатировалось, что обнаруженные в Советской зоне оккупации Германии различные германские архивы «безусловно, представляют научный интерес», однако командировать в Германию специальную группу научных сотрудников архивных органов МВД СССР в «настоящее время не представляется возможным». Для проведения практической работы по изучению выявленных архивов И.И. Никитинский считал целесообразным создание немецких архивных учреждений, укомплектованных антифашистскими научными кадрами. Всю работу этих учреждений по приведению в порядок «общеисторических» немецких архивов он рекомендовал проводить под контролем архивных органов СВАГ, а разработку архивов, имеющих «практическое и оперативное значение для советского государства», производить только в Архивном отделе Советской военной администрации12.

Кадровые трудности были тесно связаны и с организационными: сотрудники отделов внутренних дел не только не имели специальной подготовки и опыта работы в архивной сфере, но и не всегда ясно представляли характер своих должностных функций13. Каждый Отдел внутренних дел или коменданты округов выходили из этой ситуации по-разному - просили инструкции и разъяснения в работе либо проявляли полное нежелание выполнять свои должностные обязанности. Примером подобного безответственного отношения к архивной работе может служить обстановка в некоторых городах провинции Бранден-бург летом 1946 г. Сложившееся положение стало причиной издания приказа заместителя начальника СВА провинции Бранденбург гвардии генерал-майора В.М. Шарова № 0202 от 21 июня 1946 г. «О мероприятиях по сохранению и приведению в порядок немецких архивов в провинции Бранденбург». В приказе говорилось, что проверкой установлено неудовлетворительное хранение в военных комендатурах и немецких учреждениях архивных материалов. «Архивы, среди которых имеются ценные исторические книги и документы, а также материалы, разоблачающие фашистский элемент, военных и других преступников, находятся в хаотическом состоянии, свалены в подвалах и сырых сараях, мокнут под дождем, разбазариваются как бумага, для разных надобностей. Приведением архивов в порядок на местах никто не занимается. Военные коменданты районов и городов к разборке архивных материалов относятся безответственно. В г. Креммен (Берлинский округ) военный комендант гвардии подполковник И.С. Дедов сжег свыше 15 тонн разных архивов, в том числе и архив гитлеровской полиции.

Имеются факты, когда военные коменданты без ведома СВА провинции выдают архивные материалы, книги и даже целые библиотеки представителям разных учреждений вместо того, чтобы сохранить и разобрать на месте. Начальники управлений военных комендатур Котт-буского и Эберсвальдского округов приказ Главноначальствующего СВА в Германии № 0103 от 6 декабря 1945 г. и мое распоряжение № 0126 от 13 марта с.г. о выделении инспекторов по архивам не выполнили и инспектора до сих пор не назначены»14. В отличие от подобных приказов, изданных начальниками других УСВА земель и устанавливающих дисциплинарные взыскания в качестве устранения недостатков в работе15, приказ генерал-майора В.М. Шарова примечателен тем, что содержит перечень конкретных мер по выходу из создавшейся ситуации. Одним из важнейших пунктов этого приказа, по мнению автора, является следующий: «Собранные материалы сложить под охраной в сухих помещениях и организовать разборку силами специалистов из местного населения, для чего провинциальным управлением переведены оберландратам необходимые суммы (Бранденбургскому и Эбер-свальдскому округам по 10.000 марок каждому, Берлинскому - 6.000 марок и Коттбускому - 4.000 марок)». Таким образом, не только давалось разрешение на участие немецких специалистов (а не просто технических работников) в работе по приведению в порядок архивов, но и сразу выделялись необходимые суммы на покрытие расходов. Почти 3 месяца спустя - 16 сентября 1946 г. - последовала директива № 41/00501921 заместителя Главноначальствующего СВАГ генерал-полковника И.А. Серова: «...для разработки, изучения и перевода немецких архивов допустить к работе немцев, после предварительной тщательной проверки их». Директива также фиксировала порядок финансирования работ - за счет местных бюджетов согласно утвержденным сметам16. Позже было установлено число немецких сотрудников: в каждой провинции, в зависимости от потребности - 6-12 человек научных и технических работников и до трех переводчиков17. Следует отметить, что практика привлечения немецких архивистов для разборки документальных материалов существовала и до издания директивы И.А. Серова. Еще в июне 1946 г. для приведения в порядок извлеченных из-под развалин Имперского и Военного архивов в г. Потсдаме была привлечена группа немецких архивистов (в том числе и бывших работников этих архивов) в количестве пяти человек, а также трое специалистов из сформированного в Потсдаме Немецкого центрального архива Советской оккупационной зоны18.

Тем не менее к середине 1946 г. архивные отделения были укомплектованы, за исключением некоторых военных округов. По состоянию на июль 1946 г. начальники архивных отделений имели звание от капитана до подполковника и, как правило, имели высшее или незаконченное высшее образование. Инспекторы архивных отделений и инспекторы по архивам при окружных военных комендатурах по большей части имели звание старшего лейтенанта, около 70% из них имели среднее образование (6-10 классов общеобразовательной школы), 30% - высшее и неза-

конченное высшее. Специальная архивная подготовка или опыт работы с архивами были лишь у единиц. Однако в дальнейшем штатный состав постоянно менялся. Комплектование архивных отделений в землях было возложено на отделы кадров УСВА, но последние осуществляли это без достаточного внимания, вследствие чего много работников, направляемых в архивные отделения, по выражению начальника Архивного отделения СВАГ В.И. Курицына19 «оказывались людьми морально-неустойчивыми и к этому же недостаточно грамотными, что порождало сильную текучесть кадров и естественно отражалось на работе»20.

Отсутствие должностных инструкций у работников архивных отделений заменили первоначально, при складывании указанных подразделений, инструктажи у начальника ОВД СВАГ. В июле 1946 г. была составлена форма плана работы архивного отделения (№ 41/0050131 от 5 июля 1946 г.)21, в которой, по сути, фиксировались направления работы отделений, а именно: наряду с мерами по укомплектованию штата и обеспечением архивов надлежащими помещениями и оборудованием, на каждый месяц должны быть расписаны следующие мероприятия: приведение архивов в порядок, анализ архивных материалов, представляющих интерес с точки зрения их оперативного использования, а также планируемые действия по еще не учтенным архивам. В отчетах о работе архивных отделений и состоянии архивов (также составленным по определенной форме от 5 июля 1946 г. № 41/005013222) должны были отражаться не только сведения об архивах и их состоянии (список архивов, имеющихся в провинции с кратким перечнем основных архивных материалов), но и следующее: чем характеризуется отношение местных немецких органов и военных комендатур к архивному делу, к архивным отделениям в провинции и к инспекторам в округах; какие принимаются меры к выявлению еще не учтенных архивов - как через посредство местного населения, полиции, военных комендатур, так и агентурным путем; имеется ли виды на выявление архивов полиции, жандармерии, гестапо и судов масштаба провинции, округа и уезда, а также ценностей и архивов, вывезенных немцами из СССР и из других стран.

Само Архивное отделение СВАГ как самостоятельное структурное подразделение было образовано позже архивных отделений ОВД УСВА земель и провинций - 20 февраля 1947 г., а фактически оно сформировалось в июле 1947 г. Численность его составляла не 20 человек, как было предусмотрено приказом Главноначальствующего СВАГ № 0130 от 6 декабря 1945 г., а четыре человека, а в июле 1948 г. штат и вовсе сократили до трех человек: начальника отделения, старшего научного сотрудника и переводчика немецкого языка23. В отчете начальника Архивного отделения В.И. Курицына за 1949 г. справедливо отмечалось, что отсутствие этой структурной единицы до июля 1947 г. «создавало обезличку и порождало целый ряд ненормальностей в организационном учете, розыске, изучении и оперативном использовании немецких архивных материалов»24.

Лишь в апреле 1947 г., спустя почти год после образования архивных отделений, П.М. Мальков попросил начальника ГАУ МВД СССР

И.И. Никитинского выслать инструкции и формы единого учета по работе с архивами25, отсутствие которых затрудняло разработку, изучение и ведение учета архивных материалов. В ответ на просьбу были направлены следующие нормативно-методические документы26: Положение о Государственном архивном фонде СССР и сети государственных архивов СССР (1941 г.), приказы НКВД - МВД СССР о введении в действие следующих инструкций: для работы архивов, о порядке пользования документальными материалами в читальных залах, их выдачи из хранилищ государственных архивов, а также о порядке проведения проверки наличия и состояния документальных материалов и др.27

Таким образом, задачи архивных отделений в 1945 -1949 гг. сводились к следующему:

- розыск и учет имевшихся на территории каждой земли сохранившихся архивов;

- розыск архивных материалов, библиотек и прочих ценностей, вывезенных немцами с оккупированной территории Советского Союза и стран объединенных наций, а также проведение следственных мероприятий (розыск и допрос лиц, имеющих отношение к вывозу культурно-художественных ценностей)28;

- розыск, выявление, первичная обработка, определение ценности и отбор документов, представляющих «оперативную, научную, техническую и другую ценность» как для органов СВАГ (Управление по изучению достижений науки и техники Германии, Отдел репатриации и розыска граждан объединенных наций, Управление репараций и поставок и др.), так и для различных ведомств СССР: ГАУ МВД СССР, Министерства иностранных дел СССР, Академии наук СССР, Института Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б) (ИМЭЛ), Главного управления по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ) МВД СССР и др.;

- розыск немецких архивных материалов по запросам учреждений Советского Союза, а также союзнических властей и военных миссий в Германии;

- оказание помощи в разоблачении нацистских и военных преступников путем выявления соответствующих уличающих документов29.

Что касается проблемы упорядочения немецких архивов на территории Советской оккупационной зоны, то архивные отделения СВАГ не были в состоянии ее самостоятельно выполнить. В своей работе они сотрудничали с Немецким центральным управлением народного образования. В начале 1946 г. начались переговоры об образовании Центрального архива в Потсдаме, и к середине 1946 г. был создан немецкий Центральный архив Советской оккупационной зоны при Немецком центральном управлении народного образования. В конце 1946 г. генерал-майор П.М. Мальков поручил президенту Немецкого управления внутренних дел (НУВД) Э. Решке перевести Центральный архив в ведение НУВД30. В июне 1949 г. не только была произведена реорганизация архива, но и был образован Главный архивный отдел - орган управления архивным делом на территории Советской оккупационной зоны.

В целях экономии и уплотнения штата все административные функции Центрального архива и Главного архивного отдела были объединены при последнем, а штат Главного архивного отдела (29 человек) по сравнению с Центральным архивом (22 человека) несколько увеличен, поскольку первоочередной задачей являлись мероприятия по приведению в порядок архивов. В связи с тем, что Центральный архив из-за отсутствия помещения располагался в неприспособленной оранжерее парка Сан-Суси в Потсдаме, предусматривалось капитально отстроить соответствующие рабочие помещения и хранилища, а также приобрести необходимое оборудование31.

Главный архивный отдел имел следующие функции: осуществление общего заведования архивными делами советской зоны; наблюдение за Центральным архивом и архивами земель; разработка указаний по руководству архивами, основных инструкций и директив по хранению и порядку использования документальных материалов; обработка правовых, научных и технических дел архивов; наблюдение и контроль за архивами земель, городов, районов и общин; проведение подготовки кадров архивных работников, организация специальных совещаний и конференций по архивным вопросам32.

С переходом немецких архивов, находящихся на территории советской оккупационной зоны, в ведение Немецкого управления внутренних дел вступило в действие «Положение о Немецком архивном фонде Советской зоны оккупации Германии». Разработка этого документа, определяющего порядок деятельности архивов, началась еще в августе 1948 г. «Положение» обсуждалось различными инстанциями СВАГ: Правовым отделом, Отделом народного образования, Штабом СВАГ, заместителями политсоветника. После длительного обсуждения (главным образом того, кто должен был подписать и утвердить «Положение») было решено документ санкционировать СВАГ, утвердить постановлением Немецкой экономической комиссии (НЭК)33 за подписью президента Немецкого управления внутренних дел К. Фишера.

Согласно «Положению» Немецкий архивный фонд Советской зоны оккупации Германии создавался в целях обеспечения централизованного учета, хранения, а также научного и практического использования архивных материалов. В состав Немецкого архивного фонда советской зоны оккупации Германии входили все «архивные материалы, имеющие научное, политическое и практическое значение независимо от времени их происхождения, содержания, оформления, техники и способа воспроизводства». Они подлежали хранению в Центральном, земельных, городских и районных архивах34. Немецкий архивный фонд Советской оккупационной зоны находился в непосредственном ведении Архивного отдела Немецкого управления внутренних дел.

Таким образом, в 1946-1949 гг. на территории Советской зоны оккупации Германии функционировали следующие архивные органы СВАГ: Архивное отделение СВАГ, архивные отделения при отделах внутренних дел УСВА земель и провинций, а также инспекторы по архивам при окружных военных комендатурах. В первый год существова-

ния архивной службы СВАГ отмечалась несогласованность действий в ее работе - имели место случаи несанкционированного уничтожения немецких документов или их перемещения на территории советской оккупационной зоны. Как справедливо отметил В.В. Цаплин, ответственность за не всегда удачные действия представителей архивных органов СВАГ в значительной мере ложится на ГАУ МВД СССР.

Передаваемая архивными отделениями ОВД УСВА земель и провинций и инспекторов по архивам при окружных военных комендатурах информация об обнаруженных архивах и других культурных ценностях поступала в УВД СВАГ/Архивное отделение УВД СВАГ, откуда сведения направлялись подразделениям СВАГ или ведомствам СССР в соответствии профилем деятельности последних. В результате решалась судьба тех или иных комплексов архивных материалов (библиотек/музейных ценностей): отправка в адрес заинтересованных учреждений или передача немецким властям. Можно сказать, что Архивное отделение СВАГ выполняло роль некоего координирующего центра, связующего звена между различными ведомствами, заинтересованными в возврате своих архивных материалов или получении архивов иностранного, преимущественно немецкого, происхождения, т. е. трофейных документов. Однако централизованным органом управления архивным делом на территории Советской зоны оккупации архивная служба СВАГ не являлась. Эта миссия возлагалась на образованный в 1949 г. Главный архивный отдел Немецкого управления внутренних дел. В этой связи следует отметить, что отсутствие достаточного числа квалифицированных архивных работников в структуре СВАГ восполнялось именно за счет привлечения к работе немецких специалистов.

Выявление архивных материалов проводилось архивной службой СВАГ не только с целью их отправки в СССР, но для более широких целей денацификации и демилитаризации Германии, поскольку обнаруженные документы позволяли выявить военных преступников и бывших нацистов или обнаружить места размещения немецких военных объектов и сооружений. И, конечно, выявление архивных документов способствовало накоплению источниковой базы для проведения Нюрнбергского процесса. Одновременно СВАГ в кооперации с немецкими государственными учреждениями занималась строительством и восстановлением сети центральных и региональных архивов в советской оккупационной зоне.

В заключение следует также отметить, что рассматриваемая проблема носит не только исторический, но и общественно-политический характер. Дискуссии о перемещенных немецких архивных документах и других культурных объектах до сих пор не утихают и остаются актуальными. В свете реституционных споров сложно однозначно оценить итоги деятельности архивной службы СВАГ, да и в целом архивную политику, проводимую на территории Советской зоны оккупации Германии. Следует учитывать реалии того времени, когда не существовало понятия компенсаторных реституций, и Советский Союз стремился реализовать свое право победителя в отношении части архивного немецкого насле-

дия. Остроту «трофейной проблеме» придает тот факт, что наряду с собственно немецкими архивами в СССР были также вывезены и архивы, захваченные гитлеровцами на территории оккупированных Германией европейских государств в период Второй мировой войны. Всё это, конечно, не может сказываться благоприятным образом на международных отношениях России с рядом стран. С другой стороны, нельзя игнорировать и положительные стороны трансферта архивов в СССР. Помимо бесспорных преимуществ, полученных Советским Союзом в результате использования «трофейной архивной информации», был и другой аспект; так или иначе, перемещенные на советскую территорию архивы сохранились и многие из них открыты для исследователей35.

Примечания

В соответствии с решениями Ялтинской конференции трех держав -СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.), к которым затем присоединилась и Франция, вся территория Германии была разделена на 4 зоны оккупации, контроль в каждой из которых осуществлялся соответствующим главнокомандующим союзными войсками. Для контроля за выполнением Германией своих обязательств, связанных с оккупационным периодом, в каждой зоне под руководством главнокомандующих оккупационными войсками были созданы органы военной администрации. Для управления Советской оккупационной зоной постановлением Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 6 июня 1945 г. № 1326-301сс «Об организации СВАГ» была создана Советская военная администрация в Германии. Главноначальствующим СВАГ был назначен Главнокомандующий советскими оккупационными войсками в Германии маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Органы СВАГ включали в себя: Штаб, 3 управления, 21 отдел, 5 управлений СВА в провинциях и землях зоны (Мекленбург, Бранденбург, Саксония, Саксония-Ангальт, Тюрингия) и Управление военного коменданта советского сектора оккупации Берлина, которым, в свою очередь, подчинялись районные, городские и окружные военные комендатуры. С образованием Германской Демократической Республики 7 октября 1949 г. СВАГ была ликвидирована на основании постановления Совета Министров СССР № 5159-1967сс от 15 ноября 1949 г. См.: Гримстед П.К. Дважды захваченные или «дважды спасенные»? Розыск российских «трофейных» архивов и добычи Главного управления имперской безопасности. Социальная история: Ежегодник 2004. - М.: РОССПЭН, 2005; Зинич М.С. Похищенные сокровища: вывоз нацистами российских культурных ценностей. М.: Ин-т российской истории РАН, 2003; Кнышевский П.Н. Добыча. Тайны германских репараций. - М., 1994; НиколасЛ.У. Похищение Европы. Судьба европейских культурных ценностей в годы нацизма. М.: Логос, 2001; Akinscha K, Koslow G, Toussaint C. Operation Beutekunst: die Verlagerung deutscher Kulturgäter in die Sowjetunion nach 1945; zusammengestellt nach bisher unveröffentlichten Dokumenten aus Archiven der Russischen Föderation. Nürnberg 1995; Grimsted P.K. Displaced Archives on the Eastern Front:

1

2

10

Restitution Problems from World War II and its Aftermath // IISG Research Paper 18. Amsterdam, 1995; Grimsted P.K. Trophies of War and Empire: the Archival Heritage of Ukraine, World War II, and the International Politics of Restitution. Cambridge, Massachusetts, 2001 и др.

3 Цаплин В.В. О розыске документов, похищенных в годы войны из архивохранилищ СССР // Отечественные архивы, 1997. № 5-6.

4 ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. (Государственный архив Российской Федерации. Советская военная администрация в Германии. Архивное отделение Управления внутренних дел); Ф.Р-5325 (Главное архивное управление МВД СССР).

5 ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. Д. 33. Л. 39-40. О предыстории создания архивной службы СВАГ см.: Цаплин В.В. Указ. соч. С. 9-11.

6 Подробнее см.: Захаров В.В. Научно-технический трансферт из Германии в СССР в 1945-1949 гг. // Деятельность Управления СВАГ по изучению достижений немецкой науки и техники в Советской зоне оккупации Германии. 1945-1949 гг.: Сборник документов. М.: РОССПЭН, 2007. С. 39-124.

7 ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. Д. 13. Л. 1.

8 Там же. Л. 9-11.

9 Щербаков Ефим Логинович - инспектор по архивам округа Цвиккау, образование среднее, по специальности учитель. ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. Д. 14. Л. 18.

11 ГА РФ. Ф. Р-5325. Оп. 55. Д. 1704. Л. 23.

12 ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. Д. 17. Л. 44.

13 Там же. Д. 12. Л. 63.

14 Там же. Д. 17. Л. 17-18.

15 См., например: приказ начальника управления окружной военной комендатуры Берлинского округа полковника П.Г. Фоменко от 2 августа 1946 г. № 0118 «О безответственном и несерьезном отношении к выявлению, учету и сбережению государственных и иностранных архивов» (ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. Д. 17. Л. 48). ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. Д. 11. Л. 26.

17 Там же. Л. 38.

18 Там же. Д. 17. Л. 38.

19 Курицын Василий Иванович, подполковник, 1918 г.р. В Вооруженных Силах СССР с августа 1937 г., служил в действующей армии в 1944-1945 гг. Окончил рабфак (1937 г.), Тамбовское кавалерийское училище (1939 г.). На должность начальника Архивного отдела УВД СВАГ назначен с должности офицера по поручениям при секретаре Главноначальствующего СВАГ приказом Главноначальстующего СВАГ № 0320 от 23 марта 1949 г. (ГА РФ. Ф. Р-7313. Оп. 60. Д. 116. Л. 196). ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. Д. 33. Л. 32.

21 Там же. Д. 8. Л. 41.

22 Там же. Л. 52-53.

23 Там же. Д. 33. Л. 31-32; Д. 34. Л. 148-150.

24 Там же. Д. 33. Л. 31.

25 Там же. Д. 10. Л. 59.

26 Там же. Л. 65 - 66.

16

20

27 Приказ НКВД СССР № 114 от 23 февраля 1940 г. «С объявлением Инструкции для работы архивов народных комиссариатов, учреждений, предприятий и организаций СССР»; приказ НКВД СССР № 451 от 12 ноября 1945 г. «О введении в действие Инструкции о порядке пользования документальными материалами Государственного архивного фонда Союза ССР в читальных залах государственных архивов СССР»; приказ МВД СССР № 409 от 20 октября 1946 г. «О введении в действие «Инструкции о порядке выдачи документальных материалов Государственного архивного фонда Союза ССР из хранилищ государственных архивов СССР»; приказ МВД СССР № 114 от 28 марта 1947 г. «О введении в действие «Инструкции о порядке проведения проверки наличия и состоянии документальных материалов в государственных архивах СССР»; циркуляр НКВД СССР № 247 от 23 июня 1942 г. «О задачах экспертно-поверочных комиссий Отделов государственных архивов НКВД-УНКВД» и др. (ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 1а); Положение о Государственном архивном фонде СССР и сети государственных архивов СССР (1941 г.); Инструкция для работы технических архивов, Правила для посетителей читальный залов государственных архивов СССР.

28 Согласно приказу Главноначальствующего СВАГ № 194 от 7 августа 1947 г. «О выявлении имущества, насильственно вывезенного или похищенного немцами из бывшей в оккупации части территории СССР» (ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17 .Д. 10. Л. 69-73).

29 См.: отчеты о работе Архивного отделения УВД СВАГ (ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. Д. 33. Л. 31 - 34; Д. 34. Л. 148-150).

30 ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. Д. 10. Л. 38.

31 Там же. Д. 32. Л. 290-295.

32 Там же. Д. 35. Л. 259.

33 Немецкая экономическая комиссия была образована в 1947 г. на основании приказа СВАГ № 138 как общезональный планирующий орган. В 1948 г. ее функции были значительно расширены приказом СВАГ: все решения НЭК подлежали исполнению всеми немецкими органами на территории Советской оккупационной зоны.

34 ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 17. Д. 32. Л. 213-221.

35 В Российском государственном военном архиве (РГВА) находятся на хранении официальные документы высших государственных органов Германии от начала нацистского правления до конца Второй мировой войны; документы органов власти и управления европейских государств (Польши, Бельгии, Австрии и др.), фонды различных европейских неправительственных учреждений и организаций, которые были захвачены нацистскими властями на территории этих государств, а затем обнаружены советскими войсками в Чехословакии, Польше (Силезия) и Германии в 1945 г.; коллекции уникальных материалов иностранного происхождения из личных и родовых архивов. Документы коммунистических и социалистических организаций Западной Европы и их членов хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). Материалы российских эмигрантских организаций и российских эмигрантов находятся в составе Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.