УДК 34: 378 Канд. юрид. наук Н.Д. КОВБЕНКО
(luga81@yandex.ru)
ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Право. Конституционное право. Судейское сообщество. Органы управления
В Конституции Российской Федерации (гл.7) даны основы судебной системы России: указана категория граждан, которые могут быть судьями, определены основные гарантии деятельности судей, порядок назначения на должности судей, полномочия и компетенция судов[1]. Однако в Конституции нет упоминаний о судейском сообществе, хотя в нашем государстве объединения судей существуют. Сообщество судей и его руководящие структуры названы и закреплены в ст. 29 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»[2].
Для выражения интересов носителей судебной власти (судей) формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества. Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Порядок образования и их компетенция установлены федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»[3]. Статьями 1 и 2 указанного закона установлено, что судейское сообщество России образуют судьи судов всех видов и уровней и судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему Российской Федерации. Все судьи являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Судья, пребывающий в отставке, остается членом судейского сообщества и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества, за исключением: он не имеет права избирать членов квалификационных коллегий судей и не может быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.
Органы судейского сообщества не являются общественной организацией (добровольным объединением граждан) в классическом понимании, так как членство судей в нем не основано на добровольном вступлении в общество. Членство в судейском сообществе определяется фактом назначения человека на должность судьи и с момента принесения присяги судья автоматически становится членом судейского сообщества. Таким образом рассмотренное «членство» делает органы судейского сообщества России уникальным явлением. В большинстве стран объединение судей основывается на добровольном членстве со всеми вытекающими отсюда формальностями: созданием устава, подачей заявления о приеме, членскими взносами, подачей заявления о выходе с организации и т.п. С другой стороны, принцип выборности всех органов судейского сообщества, его руководителей, присущий добровольным объединениям граждан (общественным организациям) и здесь присутствует. Следовательно, правовая природа самого судейского сообщества, его органов в России нуждается в более полном выявлении и раскрытии силами юридической науки. До настоящего времени имеются по этой проблематике отдельные статьи, но нет ни одного глубокого исследования.
В настоящее время органы судейского сообщества соответствуют основным положениям Европейской хартии о статусе судей, так как большинство вопросов об отборе и принятии на работу, назначении на должность, прохождении службы и освобождении от должности судьи решаются судейским сообществом независимо от исполнительной и законодательной власти[4]. Необходимо отметить, что аналогичные по функциям органы судейского сообщества есть и за рубежом — в странах дальнего и ближнего зарубежья. Вопросы функций органов судейского сообщества там подробно рассмотрел в статье «Органы судейского сообщества зарубежных стран» В.П. Очередько[5].
Высшими органами судейского сообщества являются Всероссийский съезд судей и конференции судей на региональном уровне - в субъектах Российской Федерации. Съезд судей правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, кроме тех вопросов, которые отнесены законом к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий. Съезд судей вправе также утверждать Кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются большинством голосов, но съезд вправе установить и другой порядок принятия решений.
Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства, защита прав и законных интересов судей, участие в
организационном, кадровом и материально-техническом обеспечении деятельности судебной системы, утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судебной этики.
Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации четко и жестко закреплены квоты представительства судей на съезде от судов разных уровней. Это положение обусловлено тем обстоятельством, что количество судей в различных ветвях судебной власти России разительно различается: в конституционно-уставной ветви судебной власти всего около 100 судей, в арбитражных судах работает около 3000 судей, а в судах общей юрисдикции более 30000 судей, включая судей мировой юстиции. Поэтому важной задачей является обеспечение представительства судей различных ветвей судебной власти и различной звенности уровней судебной системы в органах судейского сообщества России как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Необходимо отметить, что с учетом объединения Верховного и Высшего Арбитражного судов России Федеральный Закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в части квот представительства Верховного суда РФ, очевидно, будет изменен[6].
Всероссийский съезд судей созывается раз в четыре года, а конференции судей в субъектах РФ — раз в два года, поэтому есть объективная необходимость в существовании органов судейского сообщества, действующих между съездами (конференциями) судей. Такими органами являются Советы судей и Квалификационные коллегии судей.
Совет судей Российской Федерации является выборным органом судейского сообщества всей страны, подотчетен только Всероссийскому съезду судей и созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Он формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов и судей судов субъектов Российской Федерации по четко установленным нормам представительства от судей Верховного суда, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, районных судов, судей уставных (конституционных) судов субъектов РФ, мировых судей. В настоящее время стоит вопрос о представительстве Верховного Суда РФ в связи с объединением его с Высшим Арбитражным судом.
Члены Совета судей РФ, представляющие судей судов всех видов и уровней, избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие на раздельных собраниях делегатов наибольшее число голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов. Совет судей соответствующего уровня из своего состава избирает по аналогичным правилам председателя и его заместителей, которых невозможно избрать более двух раз подряд. Рабочим органом Совета судей является Президиум, который создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом соответствующего совета. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. В работе Президиума могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, председатели Высшей квалификационной коллегии и Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ, председатели постоянных комиссий Совета судей, а по приглашению председателя Совета судей в работе Президиума могут принимать участие и другие лица.
Полномочия Совета судей России обширны и серьезны. Совет судей: 1) созывает Всероссийский съезд судей; 2) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом, ресурсном обеспечении судебной деятельности; 3) избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами; 4) избирает членов Высшей экзаменационной комиссии вместо выбывших в период между съездами; 5) изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности; 6) определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами России, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ; 7) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.
Если в рамках органов судебного сообщества совет судей можно условно отнести к законодательной ветви власти, то исполнительной и судебной властью можно назвать квалификационные коллегии и экзаменационные комиссии. Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ВККС) обширны, внушительны и закреплены в федеральном законе об органах судейского сообщества: рассматривает заявления кандидатов на должности председателя Верховного Суда РФ и его заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения; рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (кроме районных судов), судей Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов и представляет Председателю Верховного суда РФ свои заключения; рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ об утверждении судей Верховного Суда РФ членами Президиума Верховного Суда РФ, а также об утверждении председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, председателей Судебной коллегии по гражданским делам и Судебной коллегии по уголовным делам, а также Военной коллегии, иных коллегий и их заместителей и представляет Председателю Верховного Суда РФ свои заключения; объявляет в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи, или судей, у которых истекли сроки их полномочий), а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей РФ и ВККС РФ, председателей советов судей и ККС субъектов РФ; осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ и районных судов), судей Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов; присваивает судьям первый и высший квалификационные классы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей РФ и ВККС РФ, председателей советов судей и ККС субъектов РФ за совершение ими дисциплинарного проступка; утверждает положение о порядке работы ККС; рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции ККС субъектов РФ, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями; знакомится с работой ККС субъектов РФ, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы ККС, организует учебу членов этих коллегий; принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами РФ, присвоении им почетных званий РФ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами; утверждает положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Квалификационная коллегия судей может осуществлять свои полномочия, если ее состав сформирован не менее, чем на две трети. В соответствии с федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации (ВККС) формируется в количестве 29 членов Коллегии из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителя Президента РФ. В указанном законе определены точные квоты представительства в ВККС от судов всех уровней, а также 10 членов коллегии - представители общественности, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ и один член коллегии — представитель Президента РФ, назначаемый Президентом РФ. Законом установлено, что судьи в состав ВККС РФ избираются тайным голосованием на съезде делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на
раздельных собраниях делегатов, а избранными считаются судьи, получившие на раздельных собраниях делегатов наибольшее количество голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов. Избрание судей в состав этой Коллегии вместо выбывших в период между съездами производится Советом судей РФ.
В состав ВККС РФ входит Президиум, состоящий из председателя указанной коллегии и трех его заместителей, избираемых коллегией из числа ее членов. Президиум является рабочим органом, подотчетен коллегии и
образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы ВККС РФ. Необходимо отметить, что избрание членов ВККС РФ от общественности производится Федеральным Собранием РФ в соответствии с Регламентом, гласно, с публикацией в «Российской газете» и в «Парламентской газете» сообщения о вакансиях среди членов ВККС РФ, в котором имеющим государственную регистрацию общероссийским общественным организациям юридической направленности и общероссийских общественным организациям, основной уставной целью которых является защита прав и свобод человека и гражданина, а также научно -педагогическим коллективам юридических научных организаций и юридических образовательных учреждений предлагается выдвинуть по одному кандидату, соответствующему установленным законом требованиям, для назначения членом ВККС РФ — представителем общественности с представлением материалов о выдвижении кандидатов (устав выдвинувших их организаций и коллективов, протокол о выдвижении кандидата, справка-объективка). Все кандидатуры предварительно рассматриваются Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, который формирует список кандидатур для назначения и представляет его на заседание Совета Федерации; кандидат считается назначенным членом ВККС РФ—представителем общественности, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Один член коллегии—представитель Президента РФ — назначается Президентом РФ.
Если в механизме формирования ВККС РФ все прописано тщательно и досконально, то механизмы формирования ККС субъектов РФ не могут быть одинаковыми, так как субъекты различаются по многим параметрам, в том числе и по численности работающих в них судей. В качестве обычного, примерного механизма их формирования федеральный закон об органах судейского сообщества закрепил следующие нормы представительства: от судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - два судьи; от судей арбитражного суда субъекта - пять судей; от судей гарнизонных военных судов - один судья; от судей районных судов - три судьи; от судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ - один судья; от мировых судей - один судья; семь представителей от общественности, один представитель Президента РФ.
В зависимости от численности судей нормы представительства в ККС субъектов РФ могут быть различными. Судьи в состав ККС субъекта РФ избираются тайным голосованием на конференции судей в порядке, определяемой этой конференцией. Избрание судей вместо выбывших в период между конференциями производится советом судей этого субъекта РФ. Представители общественности в ККС субъекта РФ назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами или иными нормативными актами субъекта РФ. В состав ККС субъекта РФ Президент назначает своего представителя.
Каких-либо особых квалификационных требований, цензовых или иных ограничений по членству в ВККС РФ и ККС субъекта РФ для судей нет. Нужно быть действующим судьей. Но в состав ВККС РФ не могут быть избраны Председатель Верховного Суда РФ и его заместители, а в состав ККС субъекта РФ не могут быть избраны председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и ККС одного уровня, а также не может быть членом ККС разных уровней. Член ККС не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии более двух раз подряд.
Для представителей общественности и представителей Президента РФ в ККС обоих уровней федеральный закон об органах судейского сообщества установил определенные требования. Представителями общественности в ККС могут быть граждане РФ, достигшие 35-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности муниципальной или государственной
службы, не являющиеся руководителями организаций или учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами.
В Определении от 05.11.203 г. №411-О Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой ККС не подотчетны органам, их избравшим (п.2ст.5) и формируются из судей и представителей общественности (ст.11); включение в состав ККС представителей общественности - лиц, не наделенных государственно-властными полномочиями, не выполняющих функции представителей органов государственной власти, в том числе законодательной, является одной из гарантий самостоятельности и независимости судейского сообщества и его органов. П.8 ст.11 федерального закона об органах судейского сообщества, устанавливающий требования к лицам, которые могут быть представителями общественности в ККС и исключающий из их числа адвокатов и нотариусов, не может быть распространен на лиц, не являющихся представителями общественности, в частности на депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Отсутствие прямого упоминания депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ в числе лиц, которые могут быть представителями общественности в ККС, не означает возможности совмещения депутатом деятельности в качестве члена законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и участия в работе ККС в качестве представителя общественности вне зависимости от того, осуществляет он свои депутатские полномочия на профессиональной постоянной основе или нет. Представителями Президента РФ в ККС могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков. При этом представитель общественности и представитель Президента РФ в ККС при осуществлении полномочий члена ККС, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности указанных представителей.
Полномочия члена ККС (всех уровней) из числа судей могут быть досрочно прекращены по инициативе судьи либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо его отсутствия на заседаниях ККС в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов ККС из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей. Полномочия члена ККС - представителя общественности, назначенного по решению соответственно Совета Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, могут быть досрочно прекращены в случаях совершения им порочащего поступка, а также систематического неисполнения им обязанностей члена ККС. Полномочия члена ККС -представителя Президента РФ могут быть досрочно прекращены Президентом РФ, что оформляется Указом Президента РФ, обычно не содержащим мотивировки такого решения.
Как видно из вышеизложенного, в настоящее время органы судейского сообщества обладают правом принятия официальных, публичных, юридически значимых решений, которые серьезно затрагивают права и свободы человека и гражданина. Поэтому является очень важным разработка и принятие норм, содержащих механизм обжалования, в том числе и в судебном порядке, решений органов судейского сообщества.
В ряде своих решений Конституционный Суд РФ сформулировал правовые позиции по этому вопросу. Так, в Определениях от 23.05.2006 г. №146-О и от 07.11.2006 г. №606-О Конституционный Суд РФ определил, что отказ ККС в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности не затрагивает прав гражданина на защиту, но в то же время не дает ему право самостоятельно определять вид и меру ответственности судей. Из этого вытекает, что гражданин не наделен правом привлечения судьи к ответственности, возбуждения дисциплинарного производства либо участия в рассмотрении ККС субъекта РФ дисциплинарного проступка судьи. Следовательно, самим по себе решением ККС о непривлечении судьи к дисциплинарной ответственности конституционные права гражданина, в том числе и на судебную защиту, не могут считаться нарушенными. В то же время в Определении от 16.12. 2004 г. №394-О Конституционный Суд указал в резолютивной части, что обжалуемая норма не может служить препятствием к осуществлению гражданами, пострадавшими от противоправных действий судьи, судебного обжалования решения ККС об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи.
В федеральном законе об органах судейского сообщества в числе их основных задач названа защита прав и законных интересов судей. Эта норма реализуется недостаточно и конкурировать в этом вопросе даже с профсоюзами не может. Уголовные дела по таким составам, как клевета в
отношении судьи возбуждаются в редчайших случаях. Кроме этого, в России не в полной мере реализовано положение п.9 Основных принципов независимости судебных органов, принятых Миланским Конгрессом ООН в 1985 году и одобренными Резолюцией Генеральной Асамблеей ООН: «Судьи обладают свободой организовывать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости». Таких ассоциаций судей в России еще нет.
Высшая квалификационная коллегия судей РФ уполномочена утверждать положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, в том числе и в отношении самой себя. Такое правомочие ВККС РФ выглядит сомнительно. Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждено ВККС РФ 22.03.2007 г. на основании ст. 14 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Это Положение в значительной мере закрепляет нормы, определяющие правовое положение ККС, т.е. по содержанию оно выходит за рамки своего названия.
До принятия ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» регламент ВККС РФ утверждался Всероссийским съездом судей (29.11.2000 г.). В соответствии с п.2 ст. 18 (в ранее действовавшей редакции) Закона о статусе судей порядок организации, деятельности и полномочия ККС должны были определяться положением о квалификационных коллегиях судей, утверждаемом Государственной Думой РФ, но это положение не было осуществлено. Оптимальным было бы решение об утверждении положения о квалификационных коллегиях судей Всероссийским съездом судей, ибо утверждать положение о своей деятельности (быть судьей в своем деле) самой организацией неправомерно.
Анализируя полномочия ККС всех уровней, можно сделать вывод, что они слишком насыщены. Вместе с тем очень важным является то обстоятельство, что в силу правовых позиций Конституционного Суда РФ, решения органов судейского сообщества, в том числе и любые решения ККС, если этими решениями реализуются публичные функции и затрагиваются права и свободы человека, могут быть обжалованы в судебном порядке. Правда, вызывает сомнение принцип беспристрастности судьи, рассматривающего жалобу на свою ККС, от которой он всецело зависим.
Л и т е р а т у р а
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Эксмо, 2014.- 62 с.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.96 №1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации»: Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации.- М: Альфа-М,2004.-278 с.
3. Федеральный закон от 14.03.2002 №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. - М: Альфа-М,2004.-278 с.
4. Совет Европы. Рекомендации от 13.10.1994 г. №К(94) 12. - М.: БЕК, 1996.-326с.
5. Очередько В.П. Ковбенко Н.Д. Органы судейского сообщества зарубежных стран // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.-2015.- №39.-С.452.
6. Клеандров М.И. Краснов Д.А. Судейское сообщество в России и других государствах СНГ. - М.; Норма, 2014.-254 с.
7. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г.//ОПС «Консультант Плюс».
8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/146 от 13 декабря 1985 г.//ОПС «Консультант Плюс».