Научная статья на тему 'Органное искусство Казахстана в 1975–1999 годы: история, органология и исполнительская практика'

Органное искусство Казахстана в 1975–1999 годы: история, органология и исполнительская практика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Saryn
Область наук
Ключевые слова
орган / органное искусство Казахстана / органология / этапы развития / исполнительство / organ / organ art of Kazakhstan / organ building / stages of development / performance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гавриленко Ирина Анатольевна, Нусупова Айзада Сайфуллаевна

Орган, несмотря на преобладание современных творческих экспериментов, продолжает привлекать внимание как профессиональных музыкантов, так и любителей музыки. Органное искусство предлагает уникальный опыт, сохраняя свое значение в музыкальной культуре современного Казахстана. Три компонента национального органного искусства – органология, композиторская деятельность и исполнительство – ранее не рассматривались в рамках единой культурно-исторической парадигмы и не подвергались комплексному научному анализу и глубокому художественному осмыслению. Становление и развитие органной школы Казахстана включает в себя три этапа (1967–1974, 1975–1999, 2000 – по настоящее время). В данной статье подробно рассматривается второй этап (1975–1999) развития органной культуры в республике. Особое внимание уделяется эволюции казахстанской органной школы, классификации существующих музыкальных инструментов с позиций их строения, а также исследованию органного репертуара национальных композиторов с учетом многообразия жанров и стилевых закономерностей. Процесс интеграции органного искусства в казахскую музыкальную культуру требовал особого подхода, так как национальная музыка исторически была ориентирована на инструменты с совершенно иным звучанием, такие как домбра, кобыз и жетыген. В этой связи отечественные композиторы стремились создать оригинальные органные произведения, объединяющие европейское полифоническое письмо с мелодическими и ритмическими структурами, характерными для казахской народной музыки и ее инструментария. Для решения обозначенного круга проблем в исследовании определяющей стала методология, включающая исторический, аналитический и жанрово-стилевой методы, обобщение архивных данных. Предпринят комплексный подход к обобщению пройденного органной культурой пути в ХХ столетии во всем многообразии важнейших тенденций и течений. Актуальность исследования обусловлена не только редкостью подобных работ в контексте избранного региона, но и неизменным интересом к органному наследию как элементу межкультурного диалога. Материал статьи определяется возможностью применения полученных выводов и результатов в научных исследованиях по истории органного исполнительства, инструментоведению, истории казахской музыки, а также в творческой деятельности исполнителей и композиторов Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organ Art of Kazakhstan in 1975–1999: History, Organology and Performing Practice

The organ, despite the predominance of modern creative experiments, continues to attract the attention of both professional musicians and music lovers. Organ art offers a unique experience, preserving its importance in the musical culture of modern Kazakhstan. The three components of the national organ art including organology, composing and performance have not previously been considered within a single cultural and historical paradigm and have not been subjected to comprehensive scientific analysis and deep artistic understanding. The organ school of Kazakhstan has passed through three stages of formation and development (1967–1974, 1975–1999, 2000 – until now). This article thoroughly examines the second stage (1975–1999) of the development of organ culture in the republic. Particular attention is paid to the evolution of the Kazakh organ school, and the classification of existing musical instruments from the standpoint of their structure, as well as the study of the organ repertoire of national composers, taking into account the diversity of genres and stylistic patterns. The process of integrating organ art into Kazakh music culture required a special approach. It was caused by the fact that national music has historically been orientated towards instruments with a completely different sound, such as dombra, kobyz and zhetigen. In this regard, local composers endeavored to create original organ works by merging European polyphonic writing with melodic and rhythmic structures inherent to Kazakh folk music and its instrumentation. To solve the designated range of issues in the study, a methodology that includes historical, analytical and genre-style methods, as well as the generalization of archival data, has become decisive. A comprehensive approach has been taken to generalize the path traversed by organ culture in the twentieth century in all the diversity of the most important trends and directions. The relevance of the study is conditioned not only by the rarity of such works in the context of the selected region, but also by the continuing interest in the organ heritage as an element of intercultural dialogue. The material of the article is determined by the possibility of applying the conclusions and results obtained in scientific research on the history of organ performance, instrumentology, history of Kazakh music, as well as in the creative activity of performers and composers of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Органное искусство Казахстана в 1975–1999 годы: история, органология и исполнительская практика»

UDC 786.6

DOI 10.59850/SARYN.4.12.2024.241

Ирина Анатольевна Гавриленко*

Магистр искусств, старший преподаватель, заведующая кафедрой специального фортепиано Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (Алматы, Казахстан) ORCID ID: 0000-0001-9378-0701 email: [email protected]

Айзада Сайфуллаевна Нусупова

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыковедения и композиции, декан факультета вокала и дирижирования Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (Алматы, Казахстан) ORCID ID: 0000-0001-7669-5492 email: [email protected]

Статья

Для цитирования: Гавриленко, Ирина, и Айзада Нусупова. «Органное искусство Казахстана в 1975-1999 годы: история, органология и исполнительская практика». $огуп, т. 12, № 4, 2024, с. 39-61. DOI: 10.59850/SARYN.4.12.2024.241.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи и заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию: 19.06.2024 Прошла рецензирование: 09.10.2024 Принята к публикации: 10.12.2024

Органное искусство Казахстана в 1975-1999 годы: история, органология и исполнительская практика

; Корреспондирующий автор email: [email protected]

© 2024 The Author(s). Published by Kurmangazy Kazakh National Conservatory. This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/4.0/), which permits non-commercial re-use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited, and is not altered, transformed, or built upon in any way.

Ключевые слова: орган, органное искусство Казахстана, органология, этапы развития, исполнительство.

Аннотация. Орган, несмотря на преобладание современных творческих экспериментов, продолжает привлекать внимание как профессиональных музыкантов, так и любителей музыки. Органное искусство предлагает уникальный опыт, сохраняя свое значение в музыкальной культуре современного Казахстана.

Три компонента национального органного искусства - органология, композиторская деятельность и исполнительство - ранее не рассматривались в рамках единой культурно-исторической парадигмы и не подвергались комплексному научному анализу и глубокому художественному осмыслению.

Становление и развитие органной школы Казахстана включает в себя три этапа (1967-1974, 1975-1999, 2000 - по настоящее время). В данной статье подробно рассматривается второй этап (1975-1999) развития органной культуры в республике. Особое внимание уделяется эволюции казахстанской органной школы, классификации существующих музыкальных инструментов с позиций их строения, а также исследованию органного репертуара национальных композиторов с учетом многообразия жанров и стилевых закономерностей.

Процесс интеграции органного искусства в казахскую музыкальную культуру требовал особого подхода, так как национальная музыка исторически была ориентирована на инструменты с совершенно иным звучанием, такие как домбра, кобыз и жетыген. В этой связи отечественные композиторы стремились создать оригинальные органные произведения, объединяющие европейское полифоническое письмо с мелодическими и ритмическими структурами, характерными для казахской народной музыки и ее инструментария.

Для решения обозначенного круга проблем в исследовании определяющей стала методология, включающая исторический, аналитический и жанрово-стилевой методы, обобщение архивных данных. Предпринят комплексный подход к обобщению пройденного органной культурой пути в ХХ столетии во всем многообразии важнейших тенденций и течений.

Актуальность исследования обусловлена не только редкостью подобных работ в контексте избранного региона, но и неизменным интересом к органному наследию как элементу межкультурного диалога. Материал статьи определяется возможностью применения полученных выводов и результатов в научных исследованиях по истории органного исполнительства, инструментоведению, истории казахской музыки, а также в творческой деятельности исполнителей и композиторов Казахстана.

Благодарности. Авторы выражают благодарность архиву Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и Центральному государственному архиву кинофотодокументов и звукозаписи за предоставленные материалы, а также профессору органного класса Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, заслуженному артисту Казахстана Габиту Тулеутаевичу Несипбаеву за консультирование.

Вклад авторов

И. А. Гавриленко - разработка методической составляющей исследования; изучение и обработка архивных данных, касающихся процесса установки органов в Казахстане, личных дел органистов, писем в административные органы, подготовка и доработка исследовательской части текста и литературного обзора, написание текста.

А. С. Нусупова - исследование, разработка и формирование концепции исследования; критический анализ; постановка цели и задач исследования; написание и редакция текста, анализ научной литературы; концептуализация результатов, оформление статьи.

UDC 786.6

DOI 10.59850/SARYN.4.12.2024.241

Ирина Анатольевна Гавриленко*

бнер магистрi, К¥PмaнFaзы aTbiHAafbi Казак улттык консерваториясыныц арнайы фортепиано кафедрасыныц мецгерушла жэне aFa окытушысы (Алматы, Казахстан) ORCID ID: 0000-0001-9378-0701 email: [email protected]

Айзада Сайфуллаевна Нусупова

бнертану кандидаты, К¥PмaнFaзы aтындaFы Казак улттык консерваториясыныц музыкатану

жэне композиция кафедрасыныц профессоры, вокал жэне дирижерлеу факультетшщ деканы

(Алматы, Казакстан)

ORCID ID: 0000-0001-7669-5492

email: [email protected]

Макала

Дэйексвз yw'ih: Гавриленко, Ирина, жэне Айзада Нусупова. «Казакстанныц 1975-1999 жылдaрдaFы орган енерк тарих, органология жэне орындаушылык практика». Saryn, т. 12, № 4, 2024, 39-61 б. DOI: 10.59850/SARYN.4.12.2024.241. (Орысша)

Авторлар колжазбанын сонгы нускасын о;ып, макулдады жэне мудделер ;а;тыгысы жок деп мэлiмдейдi.

РедaкцияFa тусп: 19.06.2024 Рецензиядан етп: 09.10.2024 БaсылымFa кабылданды: 10.12.2024

К,азак,станныц 1975-1999 жылдардаfы орган енерк тарих, органология

жэне орындаушылык

практика

• Жауапты автор email: [email protected]

Т1рек свздер: орган, К,азак,станныц орган енерЬ орган жасау, даму кезецдер^ орындаушылык.

Дцдатпа. Орган заманауи шь^армашылык сараптамалар басым болуына карамастан, кэсiби музыканттардыц да, музыка эуескойларыныц да назарын аударуды жа^астыруда. Орган енерi казiргi Казакстан музыкалык мэдениетiндегi мацыздылы^ын сактай отырып, бiрегей тэжiрибе усынады. Органология, композиторлык кызмет жэне орындаушылык сиякты улттык орган енершщ Yш компонентi осы уакытка дейiн бiртутас мэдени-тарихи парадигма аясында карастырылмаFан жэне жан-жакты Fылыми талдау мен терец керкемдк TYсiнiк калыптаспаFан.

Казакстан орган мектебшщ калыптасуы мен дамуы Yш кезецнен турады (1967-1974, 1975-1999, 2000 -осы уакытка дейш). Осыпан орай, бул макалада республикадаFы орган мэдениетiн дамытудыц екшшп кезец (1975-1999 жылдар) егжей-тегжейлi карастырылады. Казакстандык орган мектебшщ даму жолына, колданыстаFы музыкалык аспаптарды олардыц курылымы турFысынан жiктеуге, сондай-ак жанрлар мен стиль зацдылыктарыныц алуан TYрлiлiгiн ескере отырып, улттык композиторлардыц орган репертуарын зерттеуге ерекше назар аударылады. Орган енерш казак музыкалык мэдениетiне интеграциялау YДерiсi ерекше кезкарасты талап етл, ейткенi улттык музыка тарихи турFыдан домбыра, кобыз жэне жетiген сиякты MYлде баска дыбысты аспаптарFа баFдарланFан. ОсыFан байланысты отандык композиторлар еуропалык полифониялык жазуды казак халык музыкасы мен оныц аспаптарына тэн эуездi жэне ырFакты курылымдармен бiрiктiретiн бiрегей орган шыFармаларын жасауFа умтылды. Зерттеудеп осы мэселелердi шешу Yшiн тарихи, талдаулык жэне жанрлык-стильдiк эдiстердi, мураFаттык деректердi жалпылауды камтитын эдiстеме колданылды. ХХ FасырдаFы барлык мацызды тенденциялар мен аFымдардан еткен орган мэдениетшщ жолын жалпылау Yшiн ЖYЙелi кезкарас кабылданды.

Зерттеудщ езектiлiгi таидалFан аймак контекстшдеп мундай жумыстардыц сирек болуымен Fана емес, сонымен катар мэдениетаралык диалог элементi ретiнде орган мурасына деген туракты KЫзыFушылыкпен де байланысты. Макала материалы органныц орындаушылык тарихы, аспаптану, казак музыкасыныц тарихы бойынша Fылыми зерттеулерде, сондай-ак Казакстан орындаушылары мен композиторларыныц шыFармашылык кызметiнде колдану MYMкiндiгiмен аныкталады.

Алfыс. Авторлар КурманFазы атындаFЫ Казак улттык консерваториясыныц мураFатына жэне Орталык мемлекеттiк кино-фотокужаттар мен дыбыс жазбалар мураFатына усынылFан материалдары Yшiн, сондай-ак КурманFазы атындаFЫ Казак улттык консерваториясыныц орган сыныбыныц профессоры, Казакстанныц ецбек сНрген эртiсi Г. Т. Неапбаевка кецестерi Yшiн алFЫс бiлдiредi.

Авторлардьщ к,оск,ан Yлесi

И. А. Гавриленко - зерттеудщ эдiстемелiк курамын эзiрлеу, КазакстандаFЫ органдарды орнату процесше, органисттердщ жеке iстерiне, эюмшплк уйымдарFа арналFан хаттарFа катысты мураFаттык деректерд1 зерделеу жэне ецдеу, мэтшнщ зерттеу белiгiн жэне эдеби шолуды дайындау жэне пысыктау, мэтiндi жазу.

А. С. Нусупова - зерттеу тужырымдамасын эзiрлеу жэне калыптастыру, сыни талдау, зерттеудщ максаты мен мшдеттерш белгiлеу, мэтiндi жазу жэне ецдеу, Fылыми эдебиеттердi талдау; нэтижелерд1 тужырымдау, макаланы ресiмдеу.

UDC 786.6

DOI 10.59850/SARYN.4.12.2024.241

Irina Gavrilenko*

Master of Arts, Senior Lecturer, Head of the Special Piano Department, Kurmangazy Kazakh National Conservatory (Almaty, Kazakhstan) ORCID ID: 0000-0001-9378-0701 email: [email protected]

Aizada Nussupova

PhD in Arts, Professor, Musicology and Composition Department, Dean of the Vocal and Conducting Faculty, Kurmangazy Kazakh National Conservatory (Almaty, Kazakhstan) ORCID ID: 0000-0001-7669-5492 email: [email protected]

Article

Cite: Gavrilenko, Irina, and Aizada Nussupova. "Organ Art of Kazakhstan in 1975-1999: History, Organology and Performing Practice." Saryn, vol. 12, no. 4, 2024, pp. 39-61. DOI: 10.59850/SARYN.4.12.2024.241. (In Russian)

Kazakhstan

in

The authors' final version of the manuscript has no conflict of interests.

Received by editorial: 19.06.2024 Passed the review: 09.10.2024 Accepted to publish: 10.12.2024

Practice

*

Corresponding author

email: [email protected]

Keywords: organ, organ art of Kazakhstan, organ building, stages of development, performance.

Abstract. The organ, despite the predominance of modern creative experiments, continues to attract the attention of both professional musicians and music lovers. Organ art offers a unique experience, preserving its importance in the musical culture of modern Kazakhstan.

The three components of the national organ art including organology, composing and performance have not previously been considered within a single cultural and historical paradigm and have not been subjected to comprehensive scientific analysis and deep artistic understanding.

The organ school of Kazakhstan has passed through three stages of formation and development (1967-1974, 1975-1999, 2000 - until now). This article thoroughly examines the second stage (1975-1999) of the development of organ culture in the republic. Particular attention is paid to the evolution of the Kazakh organ school, and the classification of existing musical instruments from the standpoint of their structure, as well as the study of the organ repertoire of national composers, taking into account the diversity of genres and stylistic patterns.

The process of integrating organ art into Kazakh music culture required a special approach. It was caused by the fact that national music has historically been orientated towards instruments with a completely different sound, such as dombra, kobyz and zhetigen. In this regard, local composers endeavored to create original organ works by merging European polyphonic writing with melodic and rhythmic structures inherent to Kazakh folk music and its instrumentation.

To solve the designated range of issues in the study, a methodology that includes historical, analytical and genre-style methods, as well as the generalization of archival data, has become decisive. A comprehensive approach has been taken to generalize the path traversed by organ culture in the twentieth century in all the diversity of the most important trends and directions.

The relevance of the study is conditioned not only by the rarity of such works in the context of the selected region, but also by the continuing interest in the organ heritage as an element of intercultural dialogue. The material of the article is determined by the possibility of applying the conclusions and results obtained in scientific research on the history of organ performance, instrumentology, history of Kazakh music, as well as in the creative activity of performers and composers of Kazakhstan.

Acknowledgements. The authors express their gratitude to the Archive of the Kurmangazy Kazakh National Conservatory and the Central State Archive of Film and Photographic Documents and Sound Recordings to the materials provided, and also to Gabit Nesipbayev, Professor of the Organ class at the Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Honored artist of Kazakhstan, for valuable advice.

Contribution of the authors

Irina Gavrilenko - development of the methodological component of the study; investigation and processing of archival data concerning the installation of the organs in Kazakhstan, personal files of organists, letters to administrative authorities; preparation and revision of the research part of the text and literary review; writing the text.

Aizada Nussupova - research, development and formation of the study concept; critical analysis; setting the goals and objectives of the study; writing and editing the text, analysis of scientific literature; conceptualization of the results, design of the article.

Введение

Органное искусство, аккумулируя в себе национальные культурные традиции и техническое мастерство, является своеобразным мостом между прошлым и настоящим. Исторически сложилось, что орган, олицетворяя монументальность и единство в многообразии, всегда выступал в качестве важного звена между материальным и духовным началом. Благодаря богатой звуковой палитре и способности воспроизводить множество музыкальных эффектов, данный инструмент предстает неотъемлемой частью мирового культурного наследия. В настоящее время органное искусство остается востребованным, несмотря на доминирование технического прогресса, включающего создание электронных инструментов.

В эпоху тотальной цифровизации орган предстает как символ гармонии. Вызывая глубокий отклик у слушателей, его звучание наполняет пространство концертных залов и церквей. Обладая необычайным богатством звука, орган позволяет проникновенно исполнять не только классическую музыку, но и современные композиции. Органное искусство Казахстана вбирает в себя три основные области -инструментарий, композиторское творчество и исполнительство. Настоящая работа посвящена изучению одного из этапов его развития в период с 1975 по 1999 год, обзору органного наследия отечественных композиторов, а также выявлению этнического своеобразия избранных сочинений.

В этой связи вопросы органологии приобретают немаловажное значение, так как процесс создания и поддержания инструментов в должном состоянии является самостоятельной наукой. Органостроители в поисках достижения совершенного звучания скрупулезно подбирают материалы и настраивают его. Современные технологии и традиции, выступая в неразрывном тандеме, способствуют сохранению музыкального наследия органного искусства. Вопросы органостроения на протяжении многих лет выступают объектом изучения разных исследователей, охватывая период от его появления (Hagel) и дальнейшего развития (De Peque Leoz; Gribenski) до самых новейших инноваций в области строения (Harlow, et al).

Исследования в этой области затрагивают не только технические аспекты конструирования органа, но и его влияние на эволюцию музыкальной практики, а также на звучание и восприятие музыки в разных исторических контекстах. Понимание того, как менялись материалы, механизмы и архитектурные особенности органа, позволяет глубже осознать его роль в музыкальной культуре и исполнительской практике. Например, работа Рэндалла Харлоу в соавторстве с Маттиасом Петерссоном, Робертом Эком, Федерико Визи и Стефаном Остерсьё подчёркивает важность современных методов моделирования и цифровых технологий для создания органных инструментов, что открывает новые горизонты для композиторов и исполнителей, стремящихся к поиску оригинальных звуковых решений.

На протяжении многих веков орган вдохновлял композиторов на создание сочинений. Обладая насыщенной звуковой палитрой, он открывает перед художниками широкие возможности выражения чувств и мыслей. Исследуя

потенциал инструмента в различных жанровых канонах и стилевых направлениях, казахстанские авторы вносят свой вклад в его актуализацию в современной музыкальной культуре. Органное творчество композиторов Казахстана широко представлено не только оригинальными сочинениями, но и транскрипциями, аранжировками, а также опусами, в которых орган выступает как равноправный участник ансамбля.

Появление органной музыки в республике закономерно связано с 1967 годом, с моментом установки первого органа в Большом зале Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы. Изучив процесс становления органной школы Казахстана, опираясь на главные вехи в каждом из векторов развития -органологию, композиторское творчество, исполнительскую деятельность, - считаем целесообразным разделить более чем полувековой путь поступательного движения исследуемого явления на три этапа. Для первого этапа (1967-1974) характерно доминирование тенденций в освоении тембровой палитры нового инструмента в исполнительской и слушательской среде, а также создание органного репертуара, состоящего преимущественно из обработок и переложений.

Второй этап охватывает промежуток с 1975 по 1999 год. Важными событиями этого времени являются появление крупной формы (концерты, сонаты, вариации), установка в 1988 году в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла органа симфонического типа и возникновение новых ярких личностей в исполнительском искусстве.

Третий этап, начавшийся с 2000-х годов, продолжается по сегодняшний день. Он определяется установкой органов в столице Казахстана (2005 и 2007), укреплением позиций органного исполнительства в стране в целом и появлением композиций для экспериментальных инструментальных ансамблей. Отечественными композиторами создаются органные сочинения, синтезирующие классическое звучание инструмента с новейшими элементами и музыкальными стилями. К примеру, в органных циклах «Прелюдия, хорал и фуга» Бакира Баяхунова и «Три пьесы» Жунуса Джумабекова зачастую встречаются кластеры, тремоло (иногда - аккордовое), глиссандо и сонористические эффекты, связанные с поиском новых тембровых красок и новаторских акустических решений. Это проявляется в чередовании тональных эпизодов с атональными, комбинировании регистровых и артикуляционных способов звукоизвлечения и активном применении черт пуантилизма.

Кроме того, в национальном композиторском творчестве исключительное концептуальное и историческое значение приобретает опыт творческого переосмысления жанрового разнообразия, драматургической специфики и структурных особенностей казахского фольклора, что обеспечивает уникальную комбинацию национального и современного в музыке.

Как известно, казахский фольклор, отличающийся богатством жанров, включает героические эпосы (сюжетные поэмы о подвигах батыров), лирические песни (жыры), а также обрядовые и бытовые песни. Все они содержат в себе самобытные этнокультурные характеристики. Эти формы выражения передают как повседневные, так и мифологические аспекты жизни казахов, их историческое и социальное развитие.

Драматургия казахского музыкального фольклора, особенно проявляющаяся в использовании повторов, аллегорий и символизма, также находит свое отражение в органном искусстве Казахстана. Эти элементы усиливают эмоциональное воздействие и философскую глубину музыкальных произведений. В органной музыке отечественных композиторов элементы национального фольклора воплощаются посредством адаптации традиционных мелодий и ритмов для органа, создавая неповторимое сочетание европейской музыкальной формы и казахской традиции. Мотивы из народных песен и эпических произведений трансформируются в оригинальные органные композиции. Подобное сочетание подчеркивает глубокую связь между национальной идентичностью и современным музыкальным искусством.

Структура казахского фольклора часто характеризуется цикличностью и многогранностью. В музыкальных произведениях это проявляется в переменном метроритме, мелодике и использовании казахских инструментов - домбры или кобыза. Как отмечает исследователь Эверетт, «научные труды и восприятие музыки, как правило, закрепляют бинарную оппозицию "Восток - Запад", усиливая музыкальные стереотипы и привычные ярлыки» (Everett 330).

Бесспорно, взаимодействие Востока и Запада на различных уровнях оказало огромное влияние на отечественную органную музыку и привнесло в нее новаторские черты. Наиболее ярко это проявилось в области музыкального языка и гармонии. Как считают музыковеды Кетегенова и Нусупова, «характерными оказались приемы, подсказанные казахской монодией, - это многослойные кварто-квинтовые созвучия, плагальность, аккорды безтерцовой системы домбрового типа, а также широкое использование тонических органных пунктов и принцип вариантных преобразований аккордов, создающих перспективы для ладогармонического варьирования. Найденные средства и открыли широкие перспективы в дальнейшем развитии музыкального языка» (36).

Ярким примером взаимодействия различных типов музыкального профессионализма является Первая симфония «Жигер» Газизы Жубановой, посвященная отцу, выдающемуся композитору, музыковеду, академику Ахмету Жубанову. После издания данного произведения в Москве в 1976 году («Советский композитор») была осуществлена запись с дирижером, народным артистом Казахской ССР Фуатом Мансуровым. Философско-психологический контекст, заложенный в программности произведения, отвечает общим тенденциям советской музыки, когда на первый план выходит человек-мыслитель. Автор обращается к вопросам жизни и смерти, связи настоящего с прошлым. Г. Жубанова демонстрирует оригинальность в использовании фольклора. Вдохновлённая национальной тематикой, она активно задействует орган в симфонии «Жигер», который вносит глубину и многослойность в общее звучание произведения, органично сочетаясь с казахскими мотивами.

Проблема взаимодействия музыкальных традиций Востока и Запада в симфонии «Жигер» решается на нескольких уровнях. В первую очередь на уровне мелодики. В качестве тематизма в симфонии использованы шесть кюев известного казахского кюйши Даулеткерея: «Ж^ер», «Жумабике», «Бул-бул», «Салык, елген», «Топан»

и «Кудаша». Кюи осмыслены на новом философском уровне, так как поднимаются вопросы, касающиеся общечеловеческих ценностей. Цитирование сопровождается сложным графическим оформлением кюев. Газиза Ахметовна свободно сочетает избранные мелодические интонации с хроматизмом и приемами полистилистики, характерными для европейской музыки.

На ладогармоническом уровне автор совмещает различные ладовые структуры, обращаясь к полимодальности и политональности. Взаимодействие восточной и западной традиций в симфонии рельефно отражается на уровне музыкальной формы. Евгений Трембовельский отмечает: «Композитор, изнутри расширяя народную тематическую основу, искусно реализует заложенные в ней предпосылки цикличности» (150).

Важно, что взаимосвязь Востока и Запада обнаруживается в симфонии «Жигер» и на более высоком, концептуальном уровне. Г. Жубанова стремится выразить в музыкальном полотне произведения особенности восточного мировосприятия, заключающиеся не в преодолении трудностей, как это принято в классических европейских симфониях (завязка, развитие, кульминация и развязка), а в преобладании созерцательности над конфликтной драматургией.

Таким образом, данное исследование представляет собой попытку систематизации и анализа богатого и разнообразного наследия органной музыки Казахстана, подчеркнув его связь с национальными историческими и культурными аспектами и способствуя наилучшему пониманию этого уникального музыкального явления. Избранный период обладает исключительными характеристиками; следовательно, описание ключевых моментов в эволюции современной отечественной органной культуры представляется важным и своевременным.

Материалы и методы

Органное творчество Казахстана представляет собой уникальное сочетание традиций Востока и Запада, что характеризуется сложным переплетением различных музыкальных стилей и приёмов. Органное наследие республики, включающее в себя элементы казахской народной музыки, существенно отличается от западноевропейской органной традиции. Поэтому требует особого взгляда на его изучение.

Работа посвящена классификации этапов развития органного искусства, включая органологию, композиторское творчество и исполнительство, а также выявлению закономерностей и новаторства, сделавших органную музыку важной составляющей культурного наследия республики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При исследовании обозначенной проблемы привлечен комплексный подход для применения разнообразных методов исследования: исторического, аналитического, жанрово-стилевого. Для систематизации знаний об отечественной органной музыке используется базовый для музыкознания историко-ретроспективный метод, который позволяет проследить эволюцию явления в последовательности его генезиса, становления и развития. Это открывает возможность изучить особенности казахской органной музыки, а также обосновать влияние культурных и исторических факторов на её развитие. Данный метод

также включает анализ архивных документов1, записей и биографических сведений органистов и композиторов. Метод анализа связан с исследованием особенностей музыкального языка, мелодики, гармонии и ритма, а также структуры и композиционных приемов в органной музыке отечественных авторов. Подобный ракурс способствует пониманию, как восточные и западные средства музыкальной выразительности сочетаются и взаимодействуют друг с другом в рамках органной музыки Казахстана. Жанрово-стилевой - содержит рассмотрение жанровых и стилевых аспектов. Особое внимание сосредоточено на постижении национального своеобразия органной музыки Казахстана, включающей использование народных мотивов и стилей.

В качестве музыкального материала был привлечен обширный пласт произведений казахстанских композиторов. К ним относятся:

• пьесы для соло органа Оскара Гейльфуса, Александра Луначарского, Александра Романова, Аиды Исаковой, Серика Еркимбекова;

• сочинения крупной формы: Концертино для кыл-кобыза, органа и струнного оркестра и Pastoral для органа, флейты и оркестра Куата Шильдебаева; Соната для органа и четырех литавр А. Исаковой.

Результаты

Второй этап развития органного искусства республики приходится на 1975-1999 годы. Все три магистральные линии - органология, исполнительское мастерство и композиторское творчество - обогащаются новыми чертами. Дальнейший рост исследуемых направлений определяется организацией процедуры производства инструментов и их установкой в республике, функционированием органных классов, активной концертной деятельностью и появлением новых произведений для органа.

Важной частью становления органной культуры в республике явилась деятельность казахстанских композиторов. В этот период четко обозначились три

основных вектора органной музыки

1. Архив Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Оп. 11. Ед. хр. 3404. Св. 307.

2. Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи МКИ РК. -Первый орган в Казахстане. Город Алма-Ата. Первый концерт органной музыки в концертном зале Института искусств имени Курмангазы: установка органа группой специалистов из ГДР, торжественное открытие зала, фрагменты концерта. «Советский Казахстан» № 38 («Казахфильм», 1967).

3. Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи МКИ РК. -Концерт студентов Института искусств имени Курмангазы («Казахтелефильм», 1971).

4. Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи МКИ РК. -Концерт органа с оркестром («Казахтелефильм», 1971, режиссер Касым Ахметов).

5. Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи МКИ РК. -Играет Владимир Тебенихин («Казахтелефильм», 1986, режиссер А. Федулов).

- обработки, сольные произведения крупной формы и сочинения, где орган выступает в качестве участника ансамбля. Продолжая развиваться по этим жанровым направлениям, композиторское творчество на данном этапе обретает собственные отличительные черты. Репертуар пополняется органными переложениями Габита Несипбаева, создаются новые оригинальные произведения крупной формы, что обуславливает органичный переход ко второму периоду. Это время знаменуется появлением опусов, где орган выступает в качестве равноправного участника ансамбля.

Следует также подчеркнуть новаторские эксперименты казахстанских композиторов в области темброколористических исканий, которые смело сочетают в своих произведениях звучание органа с национальными инструментами, что сообщает произведениям характерный специфический колорит.

Среди привлекавших отечественных композиторов свойств инструмента следует подчеркнуть тембровые характеристики и возможности регистровки, открывавшие совершенно новые перспективы для реализации творческих замыслов. В плане динамических особенностей орган, обладая необычайной гибкостью, позволяет исполнять как pianissimo, так и fortissimo. Его появление в Казахстане побудило авторов к созданию значительного количества сочинений, на первых этапах в основном классико-романтического типа, а позднее - неоклассического и даже авангардного.

К первому типу можно отнести Сонату А. Луначарского (1976) и Концерт для органа О. Гейльфуса (1976), в которых органично сочетаются богатство музыкального языка, свобода высказывания, эмоциональная выразительность с логичностью и стройностью формы. Особенностью избранных произведений являются глубина передаваемых переживаний и разнообразие художественных приемов. В указанных произведениях музыкальный образ передан через комплекс выразительных средств. Важнейшее значение приобретают мелодия, ладогармонический склад, интонация и структура. Артикуляция вбирает в себя динамические, агогические и тембровые средства и мыслится композиторами как неотъемлемый элемент системы музыкального языка. Сказанное очевидно в изложении главных и побочных партий в экспозиционных и разработочных разделах формы. В данных опусах заметно преобладание линеарного голосоведения, графичности изложения музыкальной ткани.

Черты неоклассицизма обнаруживаются в таких произведениях, как «Приношение к портрету Баха» А. Романова (1985) и Pastoral для органа, флейты и оркестра К. Шильдебаева (1998). В них отчетливо выражены полифонизация фактуры, графичность изложения, обращение к строгим классическим формам и рационалистическая ясность мышления.

Современные композиционные приемы письма представлены в Сонате для органа и четырех литавр А. Исаковой (1989), Импровизации для органа А. Исаковой (1987), Концертино для кыл-кобыза, органа и струнного оркестра К. Шильдебаева (1979) и Fugion meditation С. Еркимбекова (1998). В них колоритно раскрываются богатые звуковые возможности органа, в частности способность имитировать не только звуки многих музыкальных инструментов, но и пение птиц, шум деревьев.

В создании отечественного репертуара важное значение имело плодотворное сотрудничество композиторов и исполнителей, которое позволило последним глубже понять и трактовать музыкальный текст, что привело к более осознанной и выразительной трактовке сочинений. Так, органисты, взаимодействуя напрямую с композиторами, лучше передавали нюансы и эмоциональный подтекст при исполнении произведений. Примером подобного сотрудничества может служить творческое взаимодействие между К. Шильдебаевым и Владимиром

Тебенихиным (Концертино для кыл-кобыза, органа и струнного оркестра, 1979), А. Романовым и Алией Карасаевой («Приношение к портрету Баха», 1985), С. Еркимбековым и Г. Несипбаевым ^идюп meditaton, 1998), Гульжан Узенбаевой и Ириной Гавриленко (Вариации для органа, 2020) Бакиром Баяхуновым и И. Гавриленко (Прелюдия, хорал и фуга, 2022) в создании органных творений. Так, обратная связь от исполнителей предоставляет композиторам ценную информацию о технических возможностях органа. Ведь в мировой концертной практике не существуют двух одинаковых органов, каждый из них неповторим. Поэтому так важно знать возможности конкретного инструмента, для которого создается произведение. Нередко органисты предлагают нестандартные решения, идеи или техники игры, которые, в свою очередь, вдохновляют композиторов на новаторские композиционные поиски.

Таким образом, диалог между авторами и исполнителями способствует постоянному обновлению и развитию музыкального языка, делая его более гибким и адаптированным к современным веяниям и техническим новшествам. Казахстанские исполнители не только воплощают замысел композитора, но и активно участвуют в творческом процессе, что повышает их профессиональную значимость и мастерство.

Органные сочинения демонстрируют широкий жанровый диапазон творческих исканий отечественных авторов. Это различные виды концертных произведений -концерты, концертино, фантазии, кантаты и развернутые программные сочинения.

В целом в этот период орган был окончательно признан не только как самостоятельный концертный, но и ансамблевый инструмент. Наличие необычных комбинаций инструментов (органа с кыл-кобызом, домброй, сыбызгы, флейтой, литаврами), применяемых казахстанскими авторами, обозначило новые горизонты в сфере темброколористических исканий.

В Концертино для кыл-кобыза, органа и струнного оркестра К. Шильдебаева убедительно представлен опыт в области синтезирования тембров инструментов восточной и западной традиций. Исследователь Татьяна Харламова считает, что «одной из характерных особенностей композиторского творчества стало совмещение национального и европейского инструментария на основе сакральных функций (например, кыл-кобыза и органа)» (30). Орган и кыл-кобыз, обладая особым семантическим значением в двух разных культурах, гармонично дополняют звучание друг друга, тем самым способствуют воплощению авторского замысла. В основном орган выполняет функцию аккомпанемента, гармонически поддерживает главную тему у кыл-кобыза, акустически заполняя пространство зала. При этом его яркие тембровые и технические возможности сообщают ансамблю с кыл-кобызом уникальное звучание, создавая глубокий межкультурный музыкальный диалог. Здесь наглядно отражен синтез западного и традиционного казахского музыкального мышления.

Национальное начало рельефно показано в музыкальной ткани Концертино: в партии кыл-кобыза отчетливо слышны элементы кюя «Кертлрау», в сольных эпизодах органа - характерные для казахской мелодики интонационные мотивы. Одновременно поиски путей претворения кюевого тематизма, структурных

особенностей традиционной инструментальной музыки в Концертино К. Шильдебаева ведут к новациям в композиционных методах и обогащению современной музыкальной практики через слияние национальных мотивов и современных музыкальных подходов. Как отмечают Кетегенова и Нусупова, «найденные средства существенно обогатили и освежили колорит звучания и в тесной взаимосвязи с другими приемами, например, полифоническими средствами, фактурой, формой изложения точно и тонко отразили ладоинтонационную особенность казахской монодии» (36).

Национальная тематика, восходящая к казахскому фольклору, находит в Концертино К. Шильдебаева оригинальное воплощение. Она привносит новые черты: импровизационность и вариационность, которые сообщают произведению известную свободу в построении музыкальной мысли. Эти элементы не только обогащают структуру композиции, но и позволяют исполнителям демонстрировать техническое мастерство и выразительные способности, что значительно углубляет эмоциональное воздействие на слушателя. Кроме того, использование импровизационных и вариационных приемов делает каждое исполнение уникальным, предоставляя возможность для творческой интерпретации.

В области органостроения продолжают успешно функционировать два инструмента, установленные в Алма-Атинской консерватории: концертный (1967) и учебный (1971) органы фирмы Alexander Schuke.

Примечательно, что помимо светского направления, активно действующего с момента зарождения органной культуры в Казахстане, второй этап характеризуется рождением новой тенденции - сферы духовного органного исполнительства. Основанием для этого послужило возникновение органов в римско-католических соборах городов Казахстана (см. табл. 1).

Таблица 1. Органы, появившиеся в Казахстане на втором этапе развития (1975-1999 годы) в сфере духовного исполнительства.

Город, местонахождение инструмента Год установки Фирма-производитель Страна-производитель Новый/ранее используемый

Караганда, Римско-католический приход Святого Иосифа ?/19782 Неизвестно Литва Ранее исп.

Актобе, Римско-католический приход Доброго Пастыря ?/1979 Неизвестно Литва Неизвестно

Кокшетау, Римско-католический приход Святого Антония Падуанского 1948/1999 Ludwik Saganowski Польша Ранее исп.

Караганда, Монастырь ордена Босых Кармелиток ?/1999 Walcker Германия Ранее исп.

Большим достижением в процессе становления национальной органной культуры стало появление в 1988 году нового органа симфонического типа.

2 Символ «?» обозначает, что орган не нов и его настоящий возраст неизвестен. Вторая дата (через символ «слэш») указывает на год, когда орган был привезен в республику.

В отличие от уже существующих на тот момент органов в стране инструмент фирмы Шедег-К^^ установленный в здании Казахконцерта (ныне Казахская государственная филармония имени Жамбыла), представлял собой вид органа, исполнительский потенциал которого по своим динамическим, тембровым и регистровым характеристикам - колоссальной широте динамического диапазона, богатству звуковых красок, тонально-сонорному охвату - был сопоставим с возможностями большого симфонического оркестра.

Исполнительская деятельность органистов Казахстана на втором этапе (1975-1999) получила заметное развитие. Этому способствовало появление новых имен: Алия Карасаева (ученица Владимира Тебенихина), будучи первой отечественной женщиной-органисткой, получила базовое образование в Алма-Атинской государственной консерватории и продолжила его в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского у профессора Леонида Исааковича Ройзмана. Большим событием явилось начало педагогической деятельности Габита Несипбаева, выпускника МГК имени П. И. Чайковского и ученика Л. И. Ройзмана, в Алма-Атинской государственной консерватории. Систематические выступления музыканта на сцене Казахской государственной филармонии имени Жамбыла значительно обогатили и разнообразили культурную жизнь города (см. рис. 1).

Рис. 1. Урок в Московской консерватории. Л. И. Ройзман, Г. Т. Несипбаев,

Д. А. Салиева, В. А. Миллер. Фото из личного архива Г. Т. Несипбаева. 1984-1985.

Таким образом, органное искусство, будучи частью западной музыкальной традиции, заняло достойное место в Казахстане.

3 Первый подобный инструмент появился в г. Актобе, в Римско-католическом приходе Доброго Пастыря в конце 80-х годов ХХ века. Следом предстали еще три инструмента, ориентированные на сопровождение богослужений: в Римско-католическом приходе Святого Иосифа (г. Караганда, конец 1980-х), в Монастыре Пресвятой Троицы и Непорочного -->

Обсуждение

Область духовной органной музыки в республике, возникнув в конце XX века, развивается и по сегодняшний день3. Однако светская составляющая

исполнительства представляет наиболее важную часть отечественной органной культуры. Импульсом к ее развитию послужило появление в республике нового органа симфонического типа в 1988 году.

Обладая большим звуковым диапазоном и расширенным составом регистров, орган чехословацкой фирмы Rieger-Kloss имел на тот момент солидный потенциал для успешного развития органного искусства в Казахстане. Установленный первоначально на сцене Казахконцерта, который в начале 2000-х годов поменялся зданиями с Казахской государственной филармонией имени Жамбыла, орган был переинтонирован лишь однажды, в 2003 году.

Процесс заказа и установки филармонического инструмента был сопряжен с трудоемкой подготовительной организационной работой, связанной с проведением В. И. Тебенихиным, ведущим концертирующим органистом Казахстана, переговоров и утверждением диспозиции органа. Установка нового органа стала огромным событием в культурном пространстве республики. Внушительное количество гастролей зарубежных музыкантов, регулярные концерты отечественных органистов - всё это стало неотъемлемой частью органной жизни Алматы.

Концертная практика обрела новый импульс к дальнейшему росту. Так, в Алматы с концертами и мастер-классами регулярно приезжали известные органисты из России и Европы - Артуро Сакетти (Италия), Надежда Бакеева (Россия), Олег Янченко (Россия), Гарри Гродберг (Россия), Леонид Ройзман (Россия) и многие другие. Эти мероприятия привлекали внимание слушателей, способствуя культурному обмену и активизации исполнительской деятельности. Среди учеников В. Тебенихина, достойно представлявших его класс, отметим Евгения Ванглера, Баян Турдалиеву, Махпуру Жунусову, Алмаса и Байгали Серкебаевых, Евгения Перебеева.

Уровень исполнительства рос на протяжении всех этапов развития музыкального искусства. Г. Несипбаев по праву считается первым органистом в республике, кто ввел в практику проведение тематических концертных органных циклов в филармонии. К примеру, им было исполнено 15 концертных программ, охвативших весь обширный органный репертуар Иоганна Себастьяна Баха. В мировой

Зачатия ордена Босых Кармелиток (г. Караганда, конец 1990-х) и в Римско-католическом приходе Святого Антония Падуанского (г. Кокшетау, конец 1990-х).

В результате к концу XX века в Казахстане в лоне католической церкви функционировали четыре инструмента. К сожалению, большинство документов о происхождении органов и времени их установки было утеряно. По этой причине многие детали, связанные с историей их появления, оказались недоступны для изучения. Известно, что все вышеперечисленные инструменты были привезены из европейских стран, органы были не новые и, соответственно, требовали реставрации и тщательного ухода.

Ввиду отсутствия благоприятных климатических условий для поддержания рабочего состояния инструментов остро встала проблема наличия органных мастеров по уходу, ремонту и настройке инструментов. Однако не всегда это представлялось возможным. Нередко за органом ухаживали служители церкви или монастыря. Зачастую во время богослужений на инструменте играли прихожане, не имеющие профессионального музыкального образования.

В результате сложившихся обстоятельств в настоящее время эти органы находятся в упадническом состоянии. У некоторых из них демонтирована педаль, то есть педальные клавиши отсутствуют. В рабочем состоянии находятся лишь несколько регистров из всей диспозиции. Отметим, что все четыре инструмента имеют пневматическую трактуру с эффектом запаздывания звука, что особенно ярко отражается в церковной акустике.

исполнительской практике можно назвать лишь несколько имен известных органистов, которым удалось воплотить данный амбициозный проект в реальность. Среди них назовем современных русских органистов: Евгению Лисицыну, Александра Фисейского и Константина Волостнова. В этой связи осуществленный замысел Г. Несипбаева может оцениваться как значимое и весомое событие в становлении органного искусства Казахстана.

На данный момент музыкант владеет огромным органным репертуаром, вбирающим в себя не только многочисленные произведения барокко, но и сочинения мастеров романтического периода, советских авторов и пьес современных композиторов, в том числе и казахстанских. Его педагогическая деятельность в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, успешно продолжающаяся на протяжении вот уже более 30 лет, также приносит плодотворные результаты в деле подготовки профессиональных специалистов.

Особо следует отметить композиторскую деятельность Г. Несипбаева. Что касается жанрового разнообразия, то область органных обработок пополняется его работами. В 1990-е годы он создает переложения казахских и кыргызских народных песен - «Три песни Абая», «Две фантазии на темы песен Ахана-Серэ», а также адаптирует для органа звучание «Казахского вальса» Латыфа Хамиди. Данные миниатюры впоследствии станут достойным украшением концертов органиста не только в республике, но и за рубежом.

Появляются новые сочинения крупной формы для соло органа: Соната А. Луначарского (1976), Концерт для органа О. Гейльфуса (1976), «Приношение к портрету Баха» А. Романова (1985), Импровизация для органа А. Исаковой (1987) и Fugion meditation С. Еркимбекова (1998). Создание крупной формы знаменует собой, на наш взгляд, новую веху в развитии, которая демонстрирует глубину художественных замыслов казахстанских композиторов. Очевидно, что они стремятся воплотить картины реальной действительности, показать проблемы мирового масштаба, отражающие столкновение и развитие противоположных начал. Данным сочинениям свойственно диалектическое развитие, где непременно присутствуют нарастание напряжения, возникновение конфликта и его разрешение.

Также именно во втором этапе впервые рождаются произведения, где орган используется в составе различных ансамблей. Яркими примерами могут служить Концертино для кыл-кобыза, органа и струнного оркестра К. Шильдебаева (1979), Соната для органа и четырех литавр А. Исаковой (1989), а также Pastoral для органа, флейты и оркестра К. Шильдебаева (1998).

Заключение (выводы)

Отечественная органная музыка, будучи частью мировой музыкальной культуры, неизменно связана с историческими, культурными и социальными контекстами региона, где она развивалась. Казахстан, с его многовековой историей и уникальным культурным многообразием, представляет собой яркое явление для изучения органного искусства. Избранная сфера не ограничивается только исполнительством, но включает в себя исследование истории органостроения и эволюции музыкальных композиций, а также взаимодействие музыкальных традиций Востока и Запада.

Творческие искания казахстанских композиторов в области музыкального языка и современной техники письма и достижения органистов на концертной эстраде определили данную сферу как значимую не только для отечественной культуры, но и для мирового музыкального пространства. Очевидно, что разнообразные влияния европейской и национальной традиций оказали плодотворное воздействие на развитие органного искусства республики и позволяют считать его неотъемлемой частью культурного диалога.

Подытоживая, необходимо отметить, что в органном искусстве рассматриваемого периода произошли кардинальные изменения. Второй этап развития органного искусства Казахстана характеризуется возникновением нескольких тенденций. Первая - связана с увеличением числа органов, что обусловлено ростом количества католических церквей и их благосостояния. Если в первом периоде насчитывалось только два органа (оба в Алма-Атинской консерватории - концертный и учебный), то во втором - появилось еще пять инструментов: четыре в римско-католических церквях (Караганда, Актобе, Кокшетау) и один концертный орган в Алма-Атинской филармонии. Таким образом, концертная ветвь органного искусства рубежа XX века стала функционировать не только в городе Алматы, но и в Караганде, Актобе и Кокшетау.

Вторая тенденция отмечена рождением новых имен в исполнительстве. Примечательно, что во втором этапе появились первые профессиональные национальные кадры. Благодаря целенаправленной и продуманной педагогической деятельности В. Тебенихина несколько выпускников-пианистов консерватории имели возможность получить специальное образование органиста. Яркие имена этого времени - Владимир Тебенихин, Алия Карасаева и Габит Несипбаев -составили триаду органного искусства Казахстана второй половины XX века, достойно представляя казахстанскую органную школу не только в республике, но и за ее пределами.

В развитии композиторского органного творчества обозначились специфические черты. Обогатив органный репертуар обработками песен различных народов в первом этапе, органное творчество композиторов Казахстана пополнилось сольными опусами и произведениями с участием органа в ансамбле. Так был осуществлен своеобразный «прорыв» в сторону расширения жанрового диапазона и углубления в национальную специфику. При всём многообразии воплощения произведения для органа отечественных композиторов обнаруживают сходные устойчивые черты: проявление программности, жанровой характерности, элементы сюитности и вариационности в композиции. Вместе с тем в концертных сочинениях подчеркивается техническая сложность и виртуозность солирующей партии. Концертные произведения фантазийно-поэмного типа представляют собой в большинстве случаев одночастную композицию с ярким программным заглавием.

Поиски казахстанских авторов, осмысление специфики органного звучания и стремление объединить закономерности европейского музыкального письма с особенностями национальных традиций в органной музыке в период его становления наметили новые пути развития композиторского творчества на рубеже столетий. В указанный период в арсенал казахской музыкальной классики был

введен новый вид национального искусства - органное искусство, основанное на глубоком усвоении народно-национальных основ. В результате в республике успешно прошел процесс его адаптации.

Исследование органного искусства Казахстана в контексте избранного исторического периода с рассмотрением трех компонентов органной культуры -органологии, исполнительской практики и композиторской деятельности -открывает широкий спектр научных перспектив и позволяет получить глубокое понимание развития органной традиции в стране. Такой подход способствует не только системному осмыслению отдельных составляющих органной культуры, но и выявлению взаимосвязей, которые определяли специфику органного искусства на разных этапах его существования. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в изучении следующего этапа, охватывающего период с 2000-х годов по настоящее время, а также особенностей исполнительской интерпретации органных сочинений артистов разных поколений, поскольку изучение сходств в различных трактовках одного и того же произведения является особенно важным и актуальным.

Список источников

Архив Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Оп. 11. Ед. хр. 3404. Св. 307.

Гавриленко, Ирина, и Айзада Нусупова. «К проблеме становления национального органного искусства Казахстана (1967-1974 гг.)». Керуен, т. 77, № 4, 2022, с. 293-308. DOI: 10.53871/2078-8134.2022.4-24.

Джумакова, Умитжан. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. Астана, Фолиант, 2003, 232 с.

Играет Владимир Тебенихин. («Казахтелефильм», 1986, режиссер А. Федулов). Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи. Ф. 1986. Оп. 4. Арх. 4952.

«Казахская национальная консерватория имени Курмангазы. 2004». Фильм Анатолия Пухальского. YouTube, загружено Анатолий Пухальский, 23 июля 2022, youtu.be/_QxZVYt77cI. Дата доступа 20 июля 2021.

Кетегенова, Нургиян, и Айзада Нусупова. «К вопросу о национальном своеобразии гармонии в казахской музыке». Хрестоматия по гармонии (на примере произведений композиторов Казахстана). На казахском и русском языках. (К 70-летию КНК имени Курмангазы). Алматы, Жания-Полиграф, 2015, 432 с.

Концерт органа с оркестром. («Казахтелефильм», 1971, режиссер Касым Ахметов). Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи. Ф. 1971. Оп. 4. Арх. 4943.

Концерт студентов Института искусств имени Курмангазы. («Казахтелефильм», 1971). Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи. Ф. 1971. Оп. 2. Арх. 2155.

Латышова, Лариса. «Органный инструментарий в Казахстане: хронология, функциональность и технические характеристики». YouTube, загружено Larissa Latyshova, 27 февраля 2021, youtu.be/BPJOsH9vkdc. Дата доступа 20 июля 2024.

Моисеева, Мария. Органное искусство Испании эпохи Высокого Возрождения и барокко. 2010. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, диссертация кандидата искусствоведения, 285 с.

Несипбаев, Габит. «Секция органа». Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, 60 лет. Алматы, ASU anima, 2004, с. 57-63.

Первый орган в Казахстане. Город Алма-Ата. Первый концерт органной музыки в концертном зале Института искусств имени Курмангазы: установка органа группой специалистов из ГДР, торжественное открытие зала, фрагменты концерта. «Советский Казахстан» № 38 («Казахфильм», 1967). Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи. Ф. 1967. Оп. 1. Арх. 1834.

Трембовельский, Евгений. «О цитировании и национальной сути симфонии "Жигер"». Жизнь в искусстве. Композитор Газиза Жубанова. Сборник статей, воспоминаний, отзывов: к 75-летию со дня рождения композитора. Редактор-составитель Нургиян Кетегенова. Алматы, 0нер, 2003, с. 142-152.

Харламова, Татьяна. Стилевые тенденции в инструментальном творчестве современных композиторов Казахстана. 2019. Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, диссертация кандидата искусствоведения, 234 с.

Чебуркина, Марина. Французское органное искусство Барокко: музыка, органостроение, исполнительство. 2013. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, диссертация доктора искусствоведения, 874 с.

Шахназарова, Нелли. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма. Москва, Советский композитор, 1983, 153 с.

De Peque Leoz, Iñigo. "Organ Building in Bilbao in the Nineteenth Century: Documentary Contributions." Revista de Musicologia, vol. 41, no. 2, 2018, pp. 539-565. DOI: 10.2307/26554764.

Everett, Yayoi. "From Exoticism to Interculturalism: Counterframing the East-West Binary." Music Theory Spectrum, vol. 43, no. 2, 2021, pp. 330-338. DOI: 10.1093/mts/mtab001.

Gribenski, Fanny. "Powerful Sounds for Troubled Times: Church, State, and the Organ in Nineteenth-Century France." Journal of Musicology, vol. 41, no. 1, 2024, pp. 41-72. DOI: 10.1525/jm.2024.41.1.41.

Hagel, Stefan. "Inside the Hydra: Taking the Ancient Water Organ Seriously." Greek and Roman Musical Studies, vol. 11, no. 1, 2023, pp. 52-81. DOI: 10.1163/22129758-bja10055.

Harlow, Randall, et al. "Global Hyperorgan: A Platform for Telematic Musicking and Research." NIME, 2021. DOI: 10.21428/92fbeb44.d4146b2d.

References

Cheburkina, Marina. Francuzskoe organnoe iskusstvo Barokko: muzyka, organostroenie, ispolnitel'stvo [French Baroque Organ Art: Music, Organ Building, Performance]. 2013. Moscow, Moscow State Conservatory, PhD Thesis. (In Russian)

De Peque Leoz, Iñigo. "Organ Building in Bilbao in the Nineteenth Century: Documentary Contributions." Revista de Musicología, vol. 41, no. 2, 2018, pp. 539-565. DOI: 10.2307/26554764.

Jumakova, Umitzhan. Tvorchestvo kompozitorov Kazahstana 1920-1980-h godov. Problemy istorii, smysla i cennosti [Creativity of Composers of Kazakhstan in the 1920s-1980s. Problems of History, Meaning and Value]. 2003, Astana, Foliant. (In Russian)

Everett, Yayoi. "From Exoticism to Interculturalism: Counterframing the East-West Binary." Music Theory Spectrum, vol. 43, no. 2, 2021, pp. 330-338. DOI: 10.1093/mts/mtab001.

Gavrilenko, Irina, and Aizada Nussupova. "K probleme stanovlenija nacional'nogo organnogo iskusstva Kazahstana (1967-1974 gg.)." ["On the Problem of the Formation of National Organ Art in Kazakhstan (1967-1974)."] Keruen, vol. 77, no. 4, 2022, pp. 293-308. DOI: 10.53871/2078-8134.2022.4-24. (In Russian)

Gribenski, Fanny. "Powerful Sounds for Troubled Times: Church, State, and the Organ in Nineteenth-Century France." Journal of Musicology, vol. 41, no. 1, 2024, pp. 41-72. DOI: 10.1525/jm.2024.41.1.41.

Hagel, Stefan. "Inside the Hydra: Taking the Ancient Water Organ Seriously." Greek and Roman Musical Studies, vol. 11, no. 1, 2023, pp. 52-81. DOI: 10.1163/22129758-bja10055.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Harlow, Randall, et al. "Global Hyperorgan: A Platform for Telematic Musicking and Research." NIME, 2021. DOI: 10.21428/92fbeb44.d4146b2d.

Igraet V. Tebenihin [Played by V. Tebenikhin]. The Central State Archive of Film and Photographic Documents and Sound Recordings, F. 1986. Reg. 4. Arch. 4952. (In Russian)

"Kazahskaja nacional'naja konservatorija im. Kurmangazy" k 60-letnemu jubileju ["Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy": To the 60th Anniversary]. Directed by Anatoly Pukhalsky. YouTube, uploaded by Anatoly Pukhalsky, 23 July 2022, youtu.be/_QxZVYt77cI. Accessed 20 July 2021. (In Russian)

Ketegenova, Nurgiyan, and Aizada Nussupova. "K voprosu o nacional'nom svoeobrazii garmonii v kazahskoj muzyke." ["On the Question of the National Identity of Harmony in Kazakh Music."] Hrestomatija po garmonii (na primere proizvedenij kompozitorov Kazahstana na kazahskom i russkom jazykah). (K 70-letiju KNK im. Kurmangazy) [A Textbook on Harmony (On the Example of the Works of Composers of Kazakhstan in Kazakh and Russian Languages). (To the 70th Anniversary of the Kurmangazy KNC)]. Almaty, Janiya-Polygraph, 2015. (In Russian and Kazakh)

Kharlamova, Tatiana. Stilevye tendencii v instrumental'nom tvorchestve sovremennyh kompozitorov Kazahstana [Stylistic Trends in the Instrumental Work of Modern Composers of Kazakhstan]. 2019. Magnitogorsk, M. Glinka Magnitogorsk State Conservatory (Academy), PhD Thesis. (In Russian)

Koncert organa s orkestrom [Organ Concert with Orchestra]. The Central State Archive of Film and Photographic Documents and Sound Recordings, F. 1971. Reg. 4. Arch. 4943. (In Russian)

Koncert studentov instituta iskusstv im. Kurmangazy [Concert of Students of the Kurmangazy Institute of Arts]. The Central State Archive of Film and Photographic Documents and Sound Recordings, F. 1971. Reg. 2. Arch. 2155. (In Russian)

Latyshova, Larissa. "Organnyj instrumental v Kazahstane: hronologija, funkcional'nost' i tehnicheskie harakteristiki." ["Organ Instruments in Kazakhstan: Chronology, Functionality and Technical Characteristics."]. YouTube, uploaded by Larissa Latyshova, 27 February 2021, youtu.be/BPJOsH9vkdc. Accessed 20 July 2021. (In Russian)

Moiseyeva, Mariya. Organnoe iskusstvo Ispaniijepohi Vysokogo Vozrozhdenija i barokko [Organ Art of Spain of the High Renaissance and Baroque]. 2010. Moscow, Moscow State Conservatory, PhD Thesis. (In Russian)

Nesipbayev, Gabit. "Sekciya organa." ["Organ Section."] Kazahskaja nacional'naja konservatorija imeni Kurmangazy, 60 let [Kurmangazy Kazakh National Conservatory, 60 Years Old]. Edited and compiled by Gabit Nesipbayev, Almaty, ASU anima, 2004, pp. 57-63. (In Russian)

Pervyj organ v Kazahstane. g. Alma-Ata. Pervyj koncert organnoj muzyki v koncertnom zale instituta iskusstv im. Kurmangazy, ustanovka organa gruppoj specialistov iz GDR, torzhestvennoe otkrytie zala, fragmenty koncerta [The First Organ in Kazakhstan. Alma-Ata. The first concert of organ music in the concert hall of the Institute of Arts named after Kurmangazy, installation of the organ by a group of specialists from the GDR, the grand opening of the hall, fragments of the concert]. The Central State Archive of Film and Photographic Documents and Sound Recordings, F. 1967. Reg. 1. Arch. 1834. (In Russian)

Shakhnazarova, Nelly. Muzyka Vostoka i muzyka Zapada: Tipy muzykalnogo professionalizma [Music of the East and Music of the West: Types of Music Professionalism]. Moscow, Sovetskij kompozitor, 1983. (In Russian)

Trembovelsky, Yevgeny. "O citirovanii i nacional'noj suti simfonii 'Zhiger'." ["On Quoting and the National Essence of the Symphony 'Zhiger'."] Zhizn' v iskusstve. Kompozitor Gaziza Zhubanova [Life in Art. Composer Gaziza Zhubanova]. Collection of articles, memoirs, reviews: on the 75th anniversary of the composer. Edited and compiled by Nurgiyan Ketegenova, Almaty, Oner, 2003, pp. 142-152. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.