Ву Куанг Хуан*, Нгуен Ван Чуен**
Организованные преступные группы во Вьетнаме и пути их устранения
Аннотация. В статье рассматривается процесс возникновения и развития и современное состояние организованных преступных групп во Вьетнаме с целью отражения картины состояния организованной преступности. Авторы описывают историю развития организованной преступности, имеющей как национальный, так и транснациональный характер, характеризуют ее особенности на современном этапе, указывают основные причины, содействующие преступной деятельности и условия, создающие трудности при борьбе с организованной преступностью, а также исследуют основные мероприятия, осуществляемые высшими государственными органами (Национальное собрание, Правительство, Министерство общественной безопасности, Верховная народная прокуратура, Верховный народный суд) в деятельности по предупреждению и борьбе с организованной преступностью. В статье дается прогноз направлений развития организованной преступности, а также рекомендуются некоторые пути устранения данной преступности, которые могли бы улучшить криминогенную ситуацию во Вьетнаме. Все выводы и предложения основаны на новейших статистических данных и подробном анализе действующих вьетнамских правовых и политических актов и других источников.
Ключевые слова: преступная группировка, преступное формирование, организованная преступная группа, преступное сообщество, организованная преступность, состояние преступности, преступление, предупреждение преступности, борьба с преступностью, Вьетнам.
Теория и практика борьбы с преступностью во Вьетнаме показывают, что профессиональная преступность появилась, начиная с французского колониального периода. Постепенно она изменяется в соответствии с каждой стадией вьетнамской революции. Во время войны на территории Вьетнама (1954—1975) он был территориально разделен на две части с двумя политическими режимами. На севере Вьетнама люди всегда были законопослушными и находились в состоянии повышенной боевой готовности. Любое преступное поведение оценивалось как государственная измена, поэтому преступные группы имели в тот период ограниченные возможности для своего организованного развития. Вместе с тем имели место шпионаж, операции по неправомерному проникновению коммандос на территорию северного Вьетнама с целью ослабления его экономики, изменения политического режима. В южных провинциях Вьетнама появились несколько преступных групп, которые занимались контрабандой золо-
та, серебра и ценных бумаг. В этот период Сайгон (теперь — Хошимин), который находится на южной территории Вьетнама, был известен как транзитный пункт и место активного потребления наркотиков.
После указанного периода войны обе части Вьетнама были объединены, однако до 1986 г. социально-экономические условия были очень трудными. В этот период формирование организованной преступности усилилось, число преступных группировок значительно увеличилось, одновременно увеличилась численность каждой группировки. С 1986 г. Вьетнам начал проводить экономические реформы, и картина преступности становится более сложной. Многие преступления были совершены организованными преступными формированиями по экономическим, политическим мотивам и имели особо серьезные отрицательные последствия для общества. Следует заметить, что в этот период никто не обратил внимание на так называемую организованную преступность, так как счита-
© Ву Куанг Хуан, 2014
* Ву Куанг Хуан — аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет (Россия). [quanghuan_468@yahoo.com.vn]
400062, Россия, г. Волгоград, пр. Университетский, д. 100, кв. 3-10В. © Нгуен Ван Чуен, 2014
** Нгуен Ван Чуен — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминологии, Академия народной полиции Вьетнама. [ngvchuyen@yahoo.com.vn]
Вьетнам, г. Ханой, р-н Кау Жаи, пр-т Чан Куок Хоан, д. 80.
лось, что в социалистическом обществе наличие организованной преступности невозможно. Только в марте 1997 г. первая конференция по организованной преступности на тему «Борьба с организованной преступностью — методология и практика» была проведена Министерством общественной безопасности на базе Института народной полиции (Академия народной полиции). На этой конференции было признано наличие организованной преступности во Вьетнаме в данный период времени и намечены направления предупреждения и борьбы с этой преступностью. После этого борьба с организованной преступностью усилилась.
В последние годы Вьетнам в процессе глобализации активно меняется. Реформы продолжаются во всех областях общественной жизни, и Вьетнам широко открыт миру. Вместе с достигнутым успехом, тенденция развития преступности, в целом, и деятельность организованных преступных групп, в частности, также изменяется. Организованная преступность идет по пути увеличения количества и численности преступных групп. Особенность отражается в направленности сговора, объединения субъектов, которые приехали из других провинций и городов центрального назначения, даже с вьетнамцами, проживающими в зарубежных странах, и иностранцами и т.д. Формируются межпровинциальные, межгородские, транснациональные подвижные организованные преступные группы. Деятельность преступников смешивается и принимает характер общеуголовной, экономической, наркотической и прочей преступности1. Организованные преступные группы действуют мобильно, нередко путем перемещения на самолетах из северного Вьетнама в город Хошимин на юг Вьетнама для осуществления преступлений и немедленно возвращаются обратно2. Некоторые организованные преступные группы, действующие по типу «черного сообщества», формируются и существуют в некоторых местностях, особенно в провинциях южного Вьетнама. Увеличиваются организованные преступные группы, использующие огнестрельное оружие, осуществляющие грабежи (убийства владельцев ювелирных магазинов; ограбления прохожих, нападения на водителей такси и т.д.), совершающие разбои, преступления из взаимной мести, похищения людей, торговлю людьми, отмывание денег, преступления с применением высокотехнологических средств, наркобизнес, вымогательство иму-
щества, протекцию и организацию азартных игр и футбольных тотализаторов, протекцию мест незаконной добычи ископаемых, контрабанду, наемные преступления с применением холодного оружия; коррупцию, финансово-банковские преступления и т.д. По статистическим данным сил полиции по предупреждению и борьбе с преступностью при Министерстве общественной безопасности Вьетнама, с 2004 по 2013 гг., по всей стране выявлены 37678 преступных групп (были арестованы и осуждены более 12480 человек), в частности, в 2010 г. — 3603 преступные группы, в 2011 г. — 4043 преступные группы; в 2012 г. — 2782 преступные группы, в 2013 г. — 2643 преступные группы3. В связи с этим, по среднему количеству, каждый год силами полиции по предупреждению и борьбе с преступностью раскрыто 3768 преступных групп и привлечены к уголовной ответственности более 12480 преступников. Статистические данные давали сведения об общем количестве организованных преступных групп, но без учета количества совершенных такими группами преступлений. По статистическим данным, если каждая группа совершает хотя бы одно преступление, то минимальное число преступлений во Вьетнаме за 10 лет (2004—2013) составило бы 37678 преступлений (в среднем 3768 преступления в год, 314 преступления в месяц, 10,5 преступлений в день). Фактически, по нашему мнению, каждая преступная группа совершает гораздо больше преступлений. Организованные преступные группы профессионально действуют, чаще всего имеют тенденцию к расширению по структуре, особенностям, численности и сфере влияния.
28 октября 2013 г. на 6-й сессии Национального Собрания Вьетнама 13-го созыва по поручению Председателя Правительства Вьетнама Министр общественной безопасности Вьетнама выступил с докладом Правительству «О предупреждении и борьбе с правонарушениями и преступлениями в 2013 г.»4 и «О результатах исполнения Резолюции Национального собрания Вьетнама созыва XIII № 37/2012^Н13 от 23 ноября 2012 г. "О предупреждении и борьбе с правонарушениями и преступностью, работах Народной прокуратуры, Народного суда и исполнении судебных решений в 2013 г."»5. На основании исследованных нами
1 Nhandan.com.vn; СЬй ^пд ^и 1гапЬ рЬопд, еЬбпд 161 рЬаш ЫпЬ Ьой Зопд со 1о сЬйс иЯЬ: http://www.nhandan. сот^п/хаЬо1/1т-1ис/й:ет/21845302-сЬи^опд^аи-1гапЬ-phong-chong-toi-pham-hinh-su-hoat-dong-co-to-chuc.html
2 Docbao.vn; Т61 рЬаш 16пд ЬапЬ, сар йу рЬа1 сЬщ ^асЬ пЫеш иЯЬ: http://docbao.vn/tin-tuc/09-12-2013/Toi-pham-1ong-hanh-cap-uy-phai-chiu-tгach-nhiem/29/208376/
3 T6ng сис СапЬ бй. Т6^ кй йпЬ ЫпЬ, кй диа cбng Йс cйa Т6^ сис СапЬ Ба! Тй паш 2004-2009; T6ng сис СапЬ бй рЬб^, сЬб^ Ш рЬаш. T6ng кй йпЬ ЫпЬ, кй диа сб^ !ас cйa Т6^ сис СапЬ Ба! ph6ng, chбng Ш рЬаш. Тй паш 2010-2013.
4 СЫпЬ рЬй Nam. Bаo cаo vë cбng tаc ph6ng ngйa, chбng V рЬаш рЬар м! vа 1о1 рЬаш. 2013. № 399/ВС-СР, 13/10/2013.
5 Thuvienphap1uat.vn; Nghi quyët Бб 37/2012/QH13 ngаy 23/11/2012 cйa Quбc ЬО1 Nam kh6a XIII vë cбng tаc ph6ng, chбng vi рЬаш рЬар 1uat vа Ш рЬаш, cбng tаc cйa ^еп
К^ш sаt пЬап dan, cйa T6a ап пЬап dan vа cбng tаc Ш ЬапЬ
ап паш 2013 иЯЬ: http://thuvienphap1uat.vn/archive/Nghi-quyet-37-2012-QH13-cong-tac-phong-chong-vi-pham-phap-1uat-va-toi-pham-vb152940.aspx
документов мы пришли к выводу, что общая криминальная обстановка во Вьетнаме приобретает более серьезный характер и осложняется. В частности, появляются организованные преступные группы в сфере незаконного оборота наркотиков, преступлений против национальной безопасности, посягательств на собственность, посягательств на управление экономикой, в сфере финансовых и банковских преступлений, коррупции, вымогательства имущества, преступлений в форме протекции, изьятия долгов наемыми лицами, ростовщичества, организации азартных игр и футбольных тотализаторов и т.д. По сравнению с
2012 г., количество новых возбужденных дел увеличилось на 1,23%, преступления против общественного порядка увеличились на 0,77%; наркотические преступления — на 0,62%, посягательство на собственности — на 2,49%, посягательство на порядок и управление экономикой — на 5,19%; преступления коррупционной направленности — на 12,9%, преступления азартных игр — на 16,66% и т.д6.
На основе докладов руководителей внутриполитических отраслей (Министра общественной безопасности, Министра юстиции, Народной верховной прокуратуру и Народного верховного суда) о деятельности по предупреждению и борьбе с преступностью, 27 ноября 2013 г. Национальное Собрание Вьетнама XIII созыва приняло Резолюцию № 63/2013^Н13 «Об усилении мер предупреждения и борьбы с преступностью»7. Посредством этой резолюции, Национальное Собрание Вьетнама согласовало пути решения, представленные Правительством, Верховной народной прокуратурой и Верховным народным судом, и потребовало в 2014 г. и в следующие годы от данных органов продолжать эффективное осуществление Резолюции № 37/2012^Н13; усилить меры предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией; усилить работу по уничтожению опасных организованных преступных групп и притонов. На заседании «Об усилении предупреждения и борьбы с организованной общеуголовной преступностью и транснациональной преступностью», организованном Министерством общественной безопасности 6 декабря
2013 г. в Хошимине, Министерство общественной безопасности опубликовало Решение «О создании Руководящего комитета по искоренению организованной преступности». Во главе этого комитета стоит Заместитель министра общественной безопасности, генерал-полковник народной безопасности Ле Куи Выонг, постоянным заместителем комите-
та является генерал-лейтелант народной полиции Фан Ван Винь — Начальник Главного управления полиции по предупреждению и борьбе с преступностью. 6 января 2014 г. Министерство общественной безопасности приняло план № 03/КН-ВСА «Об усилинии предупреждения и борьбы с организованной преступностью в современной ситуации»8 с целью усиления предупреждения, раскрытия и уничтожения организованных преступных групп, особенно недопущения их широкого распространения и функционирования в форме «черного сообщества».
Обратим внимание на следующие тенденции в деятельности организованной преступности:
- Не исключено, что организованные преступные группы (особенно, преступные сообщества) осуществляли и продолжают сращивание с сотрудниками законодательных органов власти (депутаты, служащие-помощники и т.д.), правотворческих органов, чтобы разрабатывать и принимать правовые положения, с помощью которых возникают временные пробелы в правовых актах, позволяющие организованным преступным группам осуществлять бизнес, торговлю, проникать через юридические лазейки, чтобы осуществлять крупные проекты с получением максимальной прибыли9. Организованная преступность в скором времемени возможно будет определять характер и направленность экономических процессов, влиять на формирование политического истеблишмента, через коррупционные и лоббистские механизмы создавать необходимую ей правовую и административную базу.
- Организованные преступные группы нередко вывозят своих членов, проживающих в одной провинции (городе), в иные провинции (города) для осуществления преступлений, затрудняя тем самым их расследование и выявление, создавая трудности в управлении субъектами сил общественной безопасности. Организованные преступные группы действуют очень изощренно, хитро и воровато, используют юридические лазейки для осуществления преступлений, ухода от ответственности, сокрытия следов преступлений.
- Организованные преступные группы обычно создают подпольные организации, имеющие законную оболочку для управления преступной деятельностью, такие как: управление ресторанами, гостиницами, трудовыми кол-
6 СЬ1пЬ рЬй У1Й Ыаш. Бао сао уе ебпд 1ас рЬопд пдйа, сЬбпд у1 рЬаш рЬар 1иа1 уа 1о1 рЬаш. 2013. № 399/БС-СР.
7 ^иу1епрЬар1иа1.уп; ^Ы диуй Бб 63/2013^Н13 пдау 27/11/2013 сйа Quбc Ьо1 УШ №ш уе Шпд с^бпд сас Ыеп рЬар ^и 1гапЬ рЬопд, сЬбпд 1о1 рЬаш иЯЬ: Ьйр://1Ьиу1еп-рЬар1иа1.уп/агсЫуе/МдЫ-диуе1-63-2013^Н13-1апд-сиопд-dau-tranh-phong-chong-toi-pham-vb216946.aspx
8 Во Cбng ап УШ №ш. Ке ЬоасЬ уе taпg ctfйпg dau &апЬ pЬ6пg, cЬбпg Ш рЬаш со tб сЬйс tгoпg tiпЬ ЫпЬ шй. 2014. № 03/КН-ВСА.
9 Baomoi.com; Ваи tгaпЬ pЬ6пg, chбng Ш рЬаш со tб сЬйс trong ШМ ку dбi шй иЯЬ: Ьttp://www.baoшoi.coш/Dau-tгaпЬ-pЬoпg-cЬoпg-toi-pЬaш-co-to-cЬuc-tгoпg-tЬoi-ky-doi-
шoi/104/7771039.epi
лективами, компаниями и предприятиями, даже благотворительными организациями для публичного создания престижа. Особенно часто организованные преступные группы связываются с некоторыми продажными, двуличными государственными должностными лицами, государственными служащими и сотрудниками, чтобы привлечь их к преступной деятельности, содействовать и способствовать прикрытию преступной деятельности или сокрытию результатов пре-ступлений10. Лидеры организованных преступных группы, сообществ обычно являются «подлинными» директорами, процветают, имеют связь с влиятельными, должностными лицами. Кроме деятельности по законному бизнесу, организованные преступные группы осуществляют незаконную деятельность для получения незаконной прибыли и сверхприбыли. Организованные преступные группы часто дают взятки, подкупают сотрудников правоохранительных органов с целью сокрытия преступлений от учета и вынесения «нужных» для участников организованной преступной деятельности решений. Организованные преступные группы нередко помогают путем предоставления материальной помощи семьям членов группы, задержанных правоохранительными органами, чтобы эти члены сохраняли верность организованным преступным группам и не раскрывали их. Развитие теневой финансовой деятельности: под влиянием мирового экономического кризиса, на рынке с большим объёмом товарно-материальных запасов банкротство предпринимателей становится популярным, так же как и мнимое банкротство. Во вьетнамском обществе организованные преступные группы (особенно преступные сообщества) с целью получения максимальной незаконной прибыли сосредоточиваются на теневой финансовой деятельности, которая отрицательно влияет на процесс структурной реорганизации экономики и социального развития Вьетнама. Они также пользуются трудностями предпринимателей и предприятий, чтобы совершать мошенничества, присваивать инвестиционные капиталы, банковские кредиты. Например, возбуждено уголовное дело с 26 обвиняемыми (в их числе бывший генеральный директор, бывший заместитель генерального директора Банка сельского хозяйства и развития сельских районов) из-за нарушения положения о займе в деятельности кредитных организаций, возникшего в
филиале «Южный Ханой» при Банке сельского хозяйства и развития сельских районов и причинившего ущерб почти 4000 млрд вьетнамских донгов (почти 200 млн долларов США); возбуждено уголовное дело против 14 обвиняемых за нарушение положения о займе, в результате мошеничества и присвоения имущества, имевших место в Продовольственной компании «Фыонг Нам» (Сок Чанг) и причинивших ущерб почти 1800 млрд вьетнамских донгов (почти 90 млн долларов США)11.
Организованные преступные группы чаще всего умышленно причиняют потерпевшим травмы с варварским, жестоким, опасным и господствующим характером во избежание наказания по закону. Организованные преступные группы с большой численностью (преступные сообщества) во Вьетнаме обычно состоят из трех уровней: руководящий уровень, командующий уровень и уровень непосредственного исполнения преступлений. Дисциплина организованных преступных групп обусловлена неписаным законом молчания. Для осуществления преступной деятельности, лидер организованной преступной группы (преступного сообщества) обычно осуществляет единоличное руководство через командиров. Командиры осуществляют руководство «нижестоящими уровнями» через начальников групп исполнительных звеньев. Начальники этих групп непосредственно руководят преступной деятельностью безоговорочно по требованию «вышестоящего уровня», а не интересуются поводом и целью. Следовательно, во многих уголовных делах правоохранительные органы могут изловить только исполнителей-начальников групп и членов, непосредственно осуществивших преступления12. Воспользовавшись политикой «открытых дверей» и международной интеграцией экономики, многие правонарушители (в том числе преступники) переместились во Вьетнам для совершения преступной деятельности и покушения на нее. Иностранцы появляются под вымышленными именами и различными предлогами, такими, как, инвестиции, бизнес, семейные посещения, туризм, учеба. Некоторые из иностранцев стали вести преступную деятельность по всей стране — на территории
10 Phap1uattp.vn; Quyë't ЦЙ chбng Ш рЬаш со сЬйс иЯЬ: http://phap1uattp.vn/20131206110327524p0c1013/quyet-1iet-chong-toi-pham-co-to-chuc.htm
11 Antg.cand.com.vn; №!ёи сЬиуеп Ыё'п 11сЬ сйс tгong ph6ng chбng Ш рЬаш иЯЬ: http://antg.cand.com.vn/News/ PгintView.aspx?ID=81926
12 Hvcsnd.edu.■уп; Ваи tгanh ph6ng, chбng Ш рЬаш со сЬйс vа 1о1 рЬаш хиуеп дибс gia tгong Ьо1 пЬар kinh të'
URL:http://www.hvcsnd.edu.vn/vn/Acedemy/Phap-1u-at/84/799/Dau-tгanh-phong-chong-toi-pham-co-to-chuc-va-toi-pham-xuyen-quoc-gia-trong-hoi-nhap-kinh-te.aspx
восьми основных экономических районов, городов, провинций, и особенно расположенных близко к границе. Следовательно, в последние годы во Вьетнаме проявляется все больше и больше транснациональная преступность. Преступления совершаются как иностранными преступными группами, так и совместно с вьетнамскими преступными группировками. В последнее время вновь активизируются организованные преступления в форме «черного сообщества» зарубежных стран во Вьетнаме, особенно группами из Тайваня, Китая, Кореи, с Филиппин. Были обнаружены некоторые дела о тайваньских, китайских субъектах, въезжающих во Вьетнам и принесших с собой высокотехнологичные устройства для незаконного установления локальных сетей13. - Организованное преступление и коррупция чаще всего связаны друг с другом. Коррупция все в большей степени сама становится проявлением организованной преступности. Коррупция все чаще используется преступными группами в качестве средства обеспечения своего стабильного и рентабельного функционирования, создания благоприятных внешних условий для нелегального извлечения максимальной прибыли. Она выступает гарантией материального и организационного обеспечения преступной деятельности, поскольку осуществляется с помощью коррумпированных служащих правоохранительных органов, судебной системы, других государственных органов и учреждений. Некоторые преступные группы имеют доступ фактически к различной информации как коммерческого, так и государственного либо правового характера. Обладание соответствующей информацией позволяет представителям организованного криминала соответствующим образом определять основные направления своей деятельности: осуществлять инвестиции, распределять прибыль, устанавливать новые коррупционные связи, устранять потенциальных конкурентов, проводить рей-дерские кампании, продвигать свои товары и услуги на международный рынок и т.д.14 Организованная преступность во Вьетнаме усложняется, увеличивается из-за следующих основных причин: трудности экономики, бан-
13 См.: Ву Куанг Хуан. Некоторые особенности, влияющие на предупреждение и борьбу с преступлениями, имеющими транснациональный характер во Вьетнаме // Современное состояние и проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, юридической психологии.: мат. междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 13-14 дек. 2012 г.) Волгоград, 2012. С. 108-113.
14 См. об этом: Третьяков В.И. Организованная преступность и легализация криминальных доходов: автореф. дис____
д-ра юрид. наук. Ростов-н/Д., 2009. С. 39-41.
кротство многих предприятий, рост безработицы и возрастание роли теневого кредита, влекущего изъятие долгов наемными лицами, похищение людей, ухудшение состояния этики, воздействие преступной субкультуры и т.д. Деятельность сил общественной безопасности на различных низовых уровнях по проверке и контролю над ситуацией, относящиеся к предупреждению и борьбе с преступностью, еще ограничена потаканием этой ситуации отдельных сотрудников. Некоторые структурные подразделения сил общественной безопасности не уделяют должного внимания предупреждению и борьбе с организованной преступностью, а интересуются формированием отчетов о достижениях. Некоторые сотрудники органов общественной безопасности не обращают внимание на борьбу с организованной преступностью и даже игнорируют эту деятельность, попустительствуют ей. Управление пропиской в местах жительства и пребывания, управление делами бизнеса, требующими особенных условий, расшатаны. Управление в области изъятия оружия и взрывчатых веществ имеет много недостатков. Перечисленные причины тем самым содействуют преступной деятельности.
Кроме того, во Вьетнаме в настоящее время имеются условия, создающие трудности при борьбе с организованной преступностью: коллизион-ность нормативных актов; невысокая профессиональная квалификация правоохранительных работников; слабая система уголовной технической регистрации и криминалистического учета; методике расследования групповых преступлений достаточного внимания до настоящего времени не уделено, ряд вопросов в теоретическом плане еще не разработан; сотрудничество с правоохранительными органами зарубежных стран по борьбе с преступностью нередко не отвечает потребностям практики; имеет место влияние различных групп, имеющих общность интересов и состоящих из политиков, государственных служащих, особенно чиновников, программистов, предпринимателей, адвокатов и т.д., воздействующих на социально-экономическую ситуацию и на коррумпированных чиновников.
В ближайшие годы положение с организованной преступностью и транснациональной криминальной деятельностью группировок во Вьетнаме будет, возможно, еще сложнее. Особенно это касается вооруженных ограблений и разбоев, угона инкассаторских машин, похищения людей с целью получения выкупа, отмывания денег, производства и обращения фальшивых денег, коммерческого мошенничества, посягательства на интеллектуальную собственность, финансово-денежной, наркотической и высокотехнологической преступности, торговли людьми, контрабанды, ростовщичества, азартных игр, футбольных тотализаторов и т.д., которые будут связаны
между собой и действовать в тесной связи с иностранной организованной преступностью. Преступные формирования, вероятно, будут продолжать действовать под различными «законными» оболочками, более хитрыми способами совершения преступлений и сокрытия от преследования. Организованные преступные группы будут тесно связаны между районами, провинциями, сферами и будут вступать в сговор с продажными госслужащими и сотрудниками правоохранительных органов, чтобы оградить преступную деятельность и скрыть совершенные преступления. Следует отметить, что члены международной организованной преступности будут проникать в число инвесторов, в крупный бизнес, туризм и даже дипломатические миссии, чтобы войти во Вьетнам для совершения преступлений или управления проживающими во Вьетнаме подчиненными членами преступной группировки.
Состояние организованной преступности, носящей национальный и транснациональный характер, во Вьетнаме требует дальнейшего повышения качества и эффективности предупреждения и борьбы с организованной преступностью. К путям повышения следует, по нашему мнению, отнести следующие:
- Правительство Вьетнама должно сосредоточенно осуществлять руководство министерствами, отраслями, провинциями и районами по эффективному исполнению директив, резолюций Центрального комитета Коммунистической партии15, Национального собрания16 и Правительства Вьетнама о
15 123.30.190.43:8080/tiengviet/tu1ieuvankien/vankiendang; СМ Щ Бб 48-CT/TW ngаy 22.10.2010 cйa Во СЫпЬ 1и vë tаng cйбng Бй 1апЬ dаo cйa Dаng dбi vйi cбng tаc ph6ng, chбng Ш рЬаш trong йпЬ ЫпЬ шей. URL: Ьйр://123.30.190.43:8080/ tiengviet/tu1ieuvankien/vankiendang/detai1s.asp?topic= 191&subtopic=279&1eadeг_topic=&id=BT21121137400; 123.30.190.43:8080/tiengviet/tu1ieuvankien/vankiendang; СЫ Ш} Бб 21-CT/TW ngаy 26/3/2008 ^ Во СЫпЬ 1и vë иё'р 1цс tаng cйбng 1апЬ dаo, сЫ dаo cбng tаc ph6ng, chбng vа kiëm so аt ma Ыу tгong йпЬ ЫпЬ шй URL: Ьйр://123.30.190.43:8080/ tiengviet/tu1ieuvankien/vankiendang/detai1s.asp?topic=1 91&subtopic=279&1eadeг_topic=592&id=BT340863568; 123.30.190.43:8080/tiengviet/tu1ieuvankien/vankiendang; СЫ Ш} Бб 09/CT/TW ngаy 1/12/2011 cйa Ban В1 Шй vë tаng сй^ Бй 1апЬ dаo cйa Dаng dбi vйi phong tгаo toаn dan bаo vе an п1пЬ То quбc tгong йпЬ ЫпЬ шй URL: Ьйр://123.30.190.43:8080/ tiengviet/tu1ieuvankien/vankiendang/detai1s.asp?topic=191&s ubtopic=279&1eadeг_topic=592&id=BT21121138096
16 ,Пluvienphap1uat.vn; Nghi quyë't Бб 37/2012/QH13 ngаy 23/11/2012 cйa Quбc ьо1 УШ; Nam kh6a XIII vë cбng tаc ph6ng, chбng vi рЬаш рЬар 1uat vа Ш рЬаш, cбng tаc cйa ^еп Кёш sаt пЬап dan, cйa T6a ап пЬап dan vа cбng tаc ^ ЬапЬ ап паш 2013 URL: http://thuvienphap1uat.vn/aгchive/ Nghi-quyet-37-2012-QH13-cong-tac-phong-chong-vi-pham-phap-1uat-va-toi-pham-vb 152940.aspx; ,Пluvienphap1uat.vn; Nghi quyë't Бб 63/2013^Ш3 ngаy 27/11/2013 cйa Quбc ьо1
Nam vë tаng cйбng сас Ыеп рЬар dаu tranh ph6ng, chбng Ш рЬаш URL: http://thuvienphap1uat.vn/archive/Nghi-quy-et-63-2013-QH13-tang-cuong-dau-tгanh-phong-chong-toi-pham-vb216946.aspx.
предупреждении и борьбе с организованной преступностью и т.д., которое в сочетание с активизацией исполнения Национальных программ по профилактике и борьбе с преступностью, наркотическими средствами и торговлей людьми на 2012—2015 гг. позволит мобилизовать комплексные усиления всей политической системы и всего народа для участия в предупреждении и борьбе с организованной преступностью. В рамках системы общего предупреждения организованной преступности, совместного участия субъектов предупреждения в правотворчестве, информационно-аналитического обеспечения и других направлений, координация этой деятельности должна строиться на условиях тесного взаимодействия с центральными и местными государственными органами, общественными объединениями и другими субъектами с конкретным закреплением прав и обязанностей каждого из участников этой деятельности.
Привлечение к персональной ответственности руководителей Комитетов Коммунистической партии, администраций и Сил общественной безопасности в сферах, где организованная преступность продолжает хозяйничать и развиваться, где имеют место случаи пособничества преступлениям со стороны должностных лиц, действующим в форме «черного сообщества». Необходимо строго привлекать к ответственности оперативные силы на местах, допустившие разгул организованной преступности, вызывающий возмущение народа. Правоохранительные органы (особенно, силы общественной безопасности) обязаны усиливать взаимодействие в осуществлении оперативных и социальных мер предосторожности; деятельность по административной проверке, уменьшению количества субъектов, подлежащих оперативному розыску в обществе.
Разработка нормативной базы для предупреждения и борьбы с организованной преступностью, в частности, увеличение сроков лишения свободы, конфискации незаконно добытого, разработка и принятие закона о борьбе с организованной преступностью, закона о защите свидетелей. Разработка и совершенствование механизмов мониторинга и идентификации физических и юридических лиц, замеченных в связях с организованными преступными группами.
Подбор кадров, повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов и совершенствование структурных подразделений сил общественной безопасности, непосредственно борющихся с организованной преступностью.
Совершенствование методики предупрежде- -ния и расследования указанных преступлений; усиление деятельности по расследованию больших уголовных дел; модернизация обмена информацией по предупреждению, раскрытию и борьбе с организованной пре- -ступностью. Выработка и осуществление стратегии борьбы с транснациональной организованной преступностью. Повышение технической оснащённости правоохранительных органов (автомобилей, оружия, средства задержания преступников и т.д.).
Повышение материального обеспечения сотрудников правоохранительных органов с одновременным увеличением их ответственности.
Усиление взаимодействия между правоохранительными органами по предупреждению и борьбе с преступлениями (обезвреживание преступников и установка видеонаблюдения в общественных местах). Расширение международного сотрудничества в области руководства и управления расследованием преступлений. Развитие нормативно-правовой базы взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами и специализированными международными организациями. Необходимо активно использовать положительный международный опыт в раскрытии преступной деятельности транснациональных групп, выявлении их структурных подразделений и привлечении к ответственности их руководителей-организаторов.
Библиография:
1. Акопджанова М.О. О взаимосвязи способов совершения налоговых преступлений и личности налогового преступника // Налоги и налогообложение. 2011. № 1. C. 55—60.
2. Ву Куанг Хуан. Некоторые особенности, влияющие на предупреждение и борьбу с преступлениями, имеющими транснациональный характер во Вьетнаме // Современное состояние и проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, юридической психологии.: мат. междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 13-14 дек. 2012 г.) Волгоград, 2012. С. 108-113.
3. Кабанов П.А. Диалектическая концепция развития политической преступности в России // Право и политика. 2013. № 2. C. 192-201.
4. Кобец П.Н. О предупреждении преступлений — как сложном, многогранном процессе, обладающем определенными признаками целостности // Полицейская деятельность. 2011. № 4. C. 56-60.
5. Косарев А.В. Административно-правовые основы сотрудничества правоохранительных органов России и стран азиатско-тихоокеанского региона в сфере борьбы с преступностью // Административное и муниципальное право. 2010. № 9. C. 68-72.
6. Третьяков В.И. Организованная преступность и легализация криминальных доходов: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2009. 56 с.
7. Хилюта В.В. Онтология экономической преступности: от определения к выявлению сущностных признаков // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2013. № 5. C. 528-541.
8. Шикунова О.Г. О совершенствовании правовых механизмов международного сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации по оказанию правовой помощи по уголовным и административным делам // Административное и муниципальное право. 2010. № 1. C. 35-39.
9. Antg.cand.com.vn; Nhiêu chuyên bien tich cüc trong phong chong toi pham.
10. Baomoi.com; Dau tranh phong, chong toi pham co to chüc trong thöi ky doi möi.
11. Bo Công an Viêt Nam. Kê hoach vê täng cüöng dau tranh phong, chong toi pham co to chüc trong tinh hinh möi. 2014. № 03/KH-BCA, 06.01.2014.
12. Chinh phù Viêt Nam. Bao cao vê công tac phong ngüa, chong vi pham phap luât và toi pham. 2013. № 399/BC-CP, 13/10/2013.
13. Chinh phù Viêt Nam. Bao cao vê kêt quâ thüc hiên Nghi quyêt so 37/2012/QH13 ngày 23/11/2012 cùa Quoc hoi Viêt Nam khoa ХШ.-2013.
14. Chi thi so 21-CT/TW ngày 26/3/2008 cùa Bo Chinh tri vê tiêp tuc täng cüöng länh dao, chï dao công tac phong, chong và kiê'm soat ma tuy trong tinh hinh möi.
15. Chï thi so 48-CT/TW ngày 22.10.2010 cùa Bo Chinh tri vê täng cüöng sü länh dao cùa Dâng doi vöi công tac phong, chong toi pham trong tinh hinh möi.
16. Chï thi so 09/CT/TW ngày 1/12/2011 cùa Ban Bi thü vê täng cüöng sü länh dao cùa Dâng doi vöi phong trào toàn dân bâo vê an ninh To quoc trong tinh hinh möi.
17. Docbao.vn; Toi pham long hành, cap ùy phâi chiu trach nhiêm.
18. Hvcsnd.edu.vn; Dau tranh phong, chong toi pham co to chüc và toi pham xuyên quoc gia trong hoi nhâp kinh tê.
19. Nghi quyêt so 37/2012/QH13 ngày 23/11/2012 cùa Quoc hoi Viêt Nam khoa XIII vê công tac phong, chong vi pham phap luât và toi pham, công tac cùa Viên Kiê'm sat nhân dân, cùa Toa an nhân dân và công tac thi hành an näm 2013.
20. Nghi quyêt so 63/2013/QH13 ngày 27/11/2013 cùa Quoc hoi Viêt Nam vê täng cüöng cac biên phap dau tranh phong, chong toi pham.
21. Nhandan.com.vn; Chù dong dau tranh phong, chong toi pham hinh sü hoat dong co to chüc.
22. Phapluattp.vn; Quyêt liêt chong toi pham co to chüc.
23. Tong cuc Cânh sat. Tong kêt tinh hinh, kêt quâ công tac cùa Tong cuc Cânh sat. Tü näm 2004-2009.
24. Tong cuc Cânh sat phong, chong toi pham. Tong kêt tinh hinh, kêt quâ công tac cùa Tong cuc Cânh sat phong, chong toi pham. Tü näm 2010-2013.
References (transliteration):
1. Akopdzhanova M.O. O vzaimosvyazi sposobov soversheniya nalogovykh prestuplenii i lichnosti nalogovogo prestupni-ka // Nalogi i nalogooblozhenie. 2011. № 11. S. 55-60.
2. Vu Kuang Khuan. Nekotorye osobennosti, vliyayushchie na preduprezhdenie i bor'bu s prestupleniyami, imeyush-chimi transnatsional'nyi kharakter vo V'etname // Sovremennoe sostoyanie i problemy ugolovnogo i ugolovno-protsessual'nogo prava, yuridicheskoi psikhologii: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Volgograd, 13-14 dek. 2012 g.) Volgograd, 2012. S. 108-113
3. Kabanov P.A. Dialekticheskaya kontseptsiya razvitiya politicheskoi prestupnosti v Rossii // Pravo i politika. 2013. № 2. S. 192-201.
4. Kobets P.N. O preduprezhdenii prestuplenii — kak slozhnom, mnogogrannom protsesse, obladayushchem opredelen-nymi priznakami tselostnosti // Politseiskaya deyatel'nost'. 2011. № 4. S. 56-60.
5. Kosarev A.V. Administrativno-pravovye osnovy sotrudnichestva pravookhranitel'nykh organov rossii i stran aziats-ko-tikhookeanskogo regiona v sfere bor'by s prestupnost'yu // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2010. № 9. S. 68-72.
6. Tret'yakov V.I. Organizovannaya prestupnost' i legalizatsiya kriminal'nykh dokhodov: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Rostov n/D., 2009. 56 s.
7. Khilyuta V.V. Ontologiya ekonomicheskoi prestupnosti: ot operedeleniya k vyyavleniyu sushchnostnykh priznakov // LEX RUSSICA (RUSSKII ZAKON). 2013. № 5. S. 528-541.
8. Shikunova O.G. O sovershenstvovanii pravovykh mekhanizmov mezhdunarodnogo sotrudnichestva organov vnutren-nikh del Rossiiskoi Federatsii po okazaniyu pravovoi pomoshchi po ugolovnym i administrativnym delam // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2010. № 1. S. 35-39.
Материал поступил в редакцию 23 января 2014 г.