£ Асадов Б. Р., Баранов А. С.
| Организованная молодежная среда России | в контексте международного гуманитарного | взаимодействия на постсоветском пространстве
и
и Асадов Бабек Рашид оглы
Санкт-Петербургский государственный экономический университет Доцент кафедры международных отношений, истории и политологии Кандидат политических наук asadovspb@mail .ru
Баранов Александр Сергеевич
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Доцент кафедры экономической географии Кандидат педагогических наук alexandersbaranov@yahoo.com
РЕФЕРАТ
Статья посвящена анализу роли организованной молодежной среды в гуманитарной сфере, выступающей на фоне новых объективных тенденций сближения, и деструктивных явлений между отдельными странами постсоветского пространства. Рассмотрены предпосылки некоторых аспектов становления организованной молодежной среды в социально-исторических условиях и роль отдельных ее участников в плане развития гуманитарного сотрудничества в регионе. Многообразие форм международной деятельности молодежи, ее влияние на этот процесс находятся за пределами исследовательского интереса, и дальнейшее изучение скорее может открыть новые горизонты дискурса относительно стратегического ведения гуманитарной роли молодежного фактора в качестве эффективного инструмента внешней культурной политики России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
организованная молодежная среда, международное гуманитарное сотрудничество, международное молодежное сотрудничество, единое гуманитарное пространство, постсоветское пространство, гуманитарное присутствие, интеграционные процессы, СНГ, молодежный туризм
Asadov B. R., Baranov A. S.
Organizational of Environment Youth Russia in a Context of the International Humanitarian Interaction in the Post-Soviet Space
Asadov Babek Rasheed Ogly
Saint-Petersburg State university of Economics (Russian Federation) Associate Professor of the Chair of international relations, history and Political Science PhD in Political Sciences asadovspb@mail .ru
Baranov Alexander Sergeevich
Herzen State Pedagogical university of Russia (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of Economic Geography PhD in Pedagogic alexandersbaranov@yahoo.com
ABSTRACT
The article is devoted to the analysis of a role of organized young people in the humanitarian sphere acting against the background of new objective tendencies of rapprochement, and the destructive phenomena between the countries of the former Soviet Union. Prerequisites of some aspects of formation of organized young people in sociohistorical conditions, and a role of its certain partici-
pants in the development plan for humanitarian cooperation in the region are considered. The <
variety of forms of the international activity of youth, its influence on this process is outside research ^ interest and further studying can open the new horizons of a discourse, rather strategic maintaining a humanitarian role of a youth factor, as the effective tool of foreign cultural policy of Russia.
KEYWORDS x
organized by the youth environment, international humanitarian cooperation, international youth x
cooperation, the common humanitarian space, post-Soviet space, humanitarian presence, ^
integration processes, CIS, youth tourism i-
Многосторонняя деятельность государственных акторов во внешней среде все более целенаправленно используется в качестве важного инструмента, направленного на сохранение и расширение границ гуманитарного пространства. Такая практика, являясь неотъемлемой составной частью внешнеполитического курса отдельных государств, за последние десятилетия безоговорочно стала одной из определяющих тенденций развития международного сотрудничества и другой стороны конкуренции.
Очевидно, что растущая конкуренция на международной арене приобретает все возрастающее значение и характеризуется усилением борьбы за гуманитарное влияние между ключевыми акторами современных международных отношений, где России исторически принадлежит особая роль. Вследствии чего, в российском обществе возникает острая необходимость в минимизации издержек и потерь во внешнем мире, которые возникают, в том числе и из-за проблем слабого гуманитарного присутствия в ряде регионов мира.
В данном процессе активно используются различные институциональные возможности, ресурсы и технологии с целью обеспечения гуманитарного присутствия в тех регионах, которые традиционно входят в сферу внешней культурной политики или укладываются в интеграционную концепцию. Вовлечение в этот процесс некоммерческих неправительственных участников в качестве специфических субъектов гуманитарного сотрудничества приобретает в последнее время определенную динамику в деятельности государственных акторов во внешней среде.
При этом определенную роль в развитии гуманитарной сферы играет и организованная молодежная среда, которая в условиях растущего влияния динамичных политических, социально-экономических и других факторов на изменение параметров социально-культурного пространства имеет порой лучшие возможности для формирования новых форматов, моделей и проектов взаимодействия. Определенное влияние на их развитие, особенно в условиях такого сложного многообразного региона, как постсоветское пространство (территория бывшего СССР), стала оказывать организованная молодежная среда — деятельность некоторых молодежных организаций России, выступающих по сравнению с аналогичными структурами данного пространства в качестве наиболее динамичных акторов (деятельных субъектов) международного молодежного сотрудничества. В условиях становления новых форматов постсоветских отношений они стали функционировать, опираясь на политические, социально-экономические и гуманитарные тенденции, находя более приемлемые формы взаимодействия с молодежью из стран постсоветского пространства, существенно повышая субъектность молодежного сообщества в контексте международного гуманитарного сотрудничества.
Безусловно, на фоне появления новых объективных тенденций сближения и развития интеграционных векторов сотрудничества, а также существующих деструктивных явлений между отдельными странами региона в условиях довольно сложных международных отношений и накопления «межцивилизационных» противоречий все большую значимость приобретают малоизученные вопросы взаимодействия молодежи России со сверстниками в качестве научно-практической дискуссии на меж-
5 дународной арене. Особого внимания заслуживают проблемы и перспективы пока н хрупкой, формирующейся модели гуманитарного взаимодействия молодежи России ^ и других стран постсоветского пространства, которые все больше нуждаются в по-V иске нового императива качественного развития. Кроме того, проблемам гумани-^ тарного сотрудничества и его качественного использования, как ресурса развития ^ внутренней и внешней сферы, в рамках деятельности участников организационной о молодежной среды России, в отечественной научной литературе уделяется недоев статочное внимание, и скорее они намечены пунктиром, чем комплексно проанализированы. И поэтому сегодня весьма важно понять, каким образом и насколько эффективно развивается многогранная роль молодежных акторов России в плане гуманитарного взаимодействия на постсоветском пространстве.
Изучение многоаспектной деятельности молодежи и ее многочисленных организаций и институтов, представляющих организованную молодежную среду на данной территории, требует рассмотрения и учета множества факторов, влияющих на формирование характера субъектов и, следовательно, определяющих их место в системе международного гуманитарного сотрудничества. Вместе с тем, последнее несет в себе конструктивное начало в плане развития самой организованной молодежной среды, так как изменился стереотип поведения самой российской молодежи.
В связи с этим всестороннее представление об их характере и динамике (особенно в условиях сложных отношений между отдельными странами региона) является необходимым условием для создания новых эффективных моделей гуманитарного взаимодействия молодежи, отвечающих ожиданиям и запросам молодого поколения.
Сегодня как на уровне интеграционных структур, так и в национальном контексте существует объективная необходимость в выработке новых подходов и рекомендаций по усилению роли организованной молодежной среды в системе межгосударственных отношений. Они должны быть обозначены не только в соответствии с теми целями, задачами, направленными на сохранение и развитие исторически сложившихся гуманитарных контактов, но и должны быть ориентированы на качественное использование представительских функций молодежи и потенциала ее многочисленных организаций и институтов в этой области. В частности, такая практика вполне востребована в разрешении конфликтов между некоторыми странами территориями региона. В процессе научного осмысления перспективной, но специфической многогранной роли молодежного фактора, все более действенно оказывающего благоприятное влияние на реализацию задач внешней культурной политики России, особенно на территории бывшего СССР, наиболее актуальными представляются вопросы рационального использования ресурса организованной молодежной среды в сохранении и развитии прочного гуманитарного пространства, что и определяет цель данной работы.
В последние десятилетия в условиях растущей внешнеполитической конкуренции и борьбы, получившей определенную динамику интеграционных процессов на территории постсоветского пространства, значимым объединяющим началом, основанным на многовековой исторической и культурной общности народов, стала гуманитарная сфера. Последняя как приоритетное направление все более интенсивно включает в свою орбиту разные институты общества. Вполне закономерно, что на этом фоне участниками этого процесса становятся также организации и институты молодежи России, которые в последнее время все чаще стали принимать участие в мероприятиях, направленных на развитие объединительных процессов.
Практика становления новой организованной молодежной среды России, которая представляет собой различные молодежные организации и институты, свидетельствует о том, что роль и реальное фактическое влияние последних на общественно-политическую и культурную жизнь страны, как на муниципальном, региональном, федеральном уровне, так и во внешней среде было довольно не-
значительно. В новых условиях место и роль новых молодежных объединений < в системе общественных отношений сильно отличаются от подобной практики ^ в условиях биполярного мира, прежде всего отсутствием опыта и идеологиче- ^ ского вектора развития, которые во многом предопределяли характер их дея- ^ тельности, в том числе и в международной среде. Так, после распада СССР ^ образовался гуманитарный вакуум, который оказал наиболее острое влияние s именно на организованную молодежную среду, которая вынуждена была резко о изменяться и приспосабливаться к новым реалиям. При этом общество практи- о чески не уделяло никакого внимания проблемам молодежи, а после развала ключевых институтов организованной молодежной среды — пионерской организации и комсомола, ничего не предложило взамен. Процесс формирования новой среды происходил хаотично и имел серьезные региональные контрасты, где наиболее ярко проявлялось в поведении местных элит или других, в том числе зарубежных интересантов (религиозных, политических и т. д.). Данные тенденции проявлялись в диаметрально противоположных направлениях, как «лебедь, рак и щука», что создало определенные предпосылки к конфликтным ситуациям не только в рамках СНГ, но и внутри страны. При этом регионализм в новых условиях, особенно в контексте СНГ, довольно быстро привел к появлению новых политических сил, опирающихся на потенциал организованной молодежной среды с чертами националистического характера.
Степень заинтересованности в преодолении этой проблемы, и, в частности, понимание значимой роли организованной молодежной среды в сохранении и развитии гуманитарных связей на территории постсоветского пространства была осознана, особенно на фоне становления межгосударственных акторов. С учетом необходимости сохранения традиционных связей в развитии международного гуманитарного сотрудничества, значимая роль была отведена Содружеству Независимых Государств (СНГ), в рамках различных органов которого принимались решения, рекомендации по активизации деятельности молодежи в гуманитарной сфере. Среди них можно выделить Рекомендации Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О поддержке молодежных и детских объединений», «О едином образовательном пространстве и повышении социального статуса учащихся системы образования и науки», «Модельный закон о государственной молодежной политике», «Модельный закон о воспитании детей и молодежи» и другие1, в значительной степени расширили географию и формы гуманитарного сотрудничества с участием представителей подрастающего поколения [1].
Некоторые тенденции сближения молодежи между отдельными странами постсоветского пространства определенное развитие получили после заявления президентов четырех стран (Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, 1996 г.), в котором было отмечено стремление к дальнейшему укреплению дружбы и сотрудничества с целью поднятия межгосударственных отношений на качественно новый уровень. В подписанном «Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» особый акцент был сделан на развитие гуманитарной сферы, которая открывала новые просторы дальнейшему сближению народов и повседневным человеческим контактам2.
Отметим, что конкретные шаги, направленные на тесное взаимодействие участников новой организованной молодежной среды, осуществляются на фоне станов-
1 Документы МПА СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.iacis.ru/activities/documents (дата обращения: 12.05.2016).
2 Заявление Президента Республики Белоруссия А. Г. Лукашенко, Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, Президента Киргизской Республики А. А. Акаева и Президента РФ Б. Н. Ельцина [Электронный ресурс]. URL: http://evrazes.com/docs/view/33(дата обращения: 30.05.2016).
< ления организационно-концептуальных основ молодежной политики. И это находит н отражение в целенаправленных действиях как в молодежном векторе деятельности ^ межгосударственных структур, так и отдельных новых молодежных объединений V в регионе, охватывающих широкий спектр межгосударственных отношений. ^ Стремление к взаимодействию молодежи в развитии международного гуманитар-^ ного сотрудничества происходит на фоне становления новых молодежных акторов. о В этом плане к наиболее заметным среди организаций и институтов молодежи, о представляющих более приемлемые каналы международного молодежного сотрудничества, можно отнести Ассоциации общественных организаций «Национальный совет молодежных и детских объединений России». Одной из его ключевых функций в качестве общенациональной платформы, и во многом соответствующей международной практике, была координация содействия детским и молодежным организациям и представление молодежного неправительственного сектора на международном уровне. В рамках такой деятельности важное место отводилось сотрудничеству с организациями из постсоветского пространства, и эти связи осуществлялись как в формате двустороннего, так и многостороннего сотрудничества.
Все активнее представляя российские детские и молодежные организации на международной арене, предпринимаются попытки с целью укрепления и расширения молодежного сотрудничества в регионе. В частности, в 1997 г. проходит встреча представителей Национальных молодежных советов стран СНГ, Центральной и Восточной Европы в рамках проекта «МОСТ-2», где обсуждались пути и формы дальнейшего сотрудничества.
В конце 1990-х прослеживаются некоторые положительные тенденции в плане активизации взаимодействия молодежи. При поддержке Исполкома СНГ был проведен Конгресс молодежных и детских объединений Содружества. Новое молодежное пространство (Москва, 1998 г.)1, в работе которого активное участие принимали представители молодежных организаций России. Действуя на этом поле вместе с другими неправительственными институтами, по сути, молодежные объединения отрабатывают новые модели взаимодействия, выступая в качестве специфических субъектов гуманитарного сотрудничества.
Как показывает практика некоторых сторон становления организованной молодежной среды России и гуманитарного взаимодействия ее активных участников на постсоветском пространстве, можно отметить, что началу этой тенденции определенный позитивный импульс дало Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики». Оно институционально определило основные задачи и в международной сфере. Определению роли, прав и поддержки молодежи и ее организаций в обществе также уделяется внимание в рамках Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и в других институциональных действиях, которые были направлены на организационное оформление общественного молодежного сектора. По сути, происходит признание самостоятельности молодежных и детских объединений, и их права на участие в определении мер государственной поддержки.
В сложившийся период созданные институциональные основы действия молодежи, в том числе изложенные действия, к примеру Федеральные целевые программы «Молодежь России» (в период 1995-1997 и 1998-2000 гг.), является ключевым инструментом реализации государственной молодежной политики2, в международной
1 Российская молодежь: проблемы и решения. М. : Центр социального прогнозирования, 2005. С. 522-523
2 .«Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала» [Электронный ресурс]. URL: http://youthrussia.ru/files/strategiya.pdf(дата обращения: 20.05.2016).
сфере определяют приоритеты и основные направления международного молодеж- < ного сотрудничества, а также участие в этом детских и молодежных общественных ^ объединений. Особое внимание развитию всестороннего сотрудничества со стра- ^ нами СНГ в сфере молодежной политики было уделено в аналогичной программе, ^ которая осуществлялась в 2001-2005 гг. Программная детальность в области моло- ^ дежной политики последовательно осуществляется и в дальнейших действиях госу- ^ дарственных институтов. Проблемы вовлечения российской молодежи в инноваци- о онные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, о а также в международные проекты по подготовке лидеров молодежных обществен- И ных объединений и работу международных молодежных органов и другие, выстраиваясь в единый социально-гуманитарный блок, рассматривались в рамках Стратегии государственной молодежной политики в РФ до 2016 г.1 Еще один документ, «Основы государственной культурной политики», заслуживает внимания в плане развития гуманитарного потенциала молодежи и создает возможности использования практики «поддержки русской культуры за рубежом, международном гуманитарном и культурном сотрудничестве, а также воспитании и самовоспитании граждан, просвещении, развитие детского и молодежного движения2, в которых созидательная роль последних востребована сегодня как никогда.
Между тем в новых условиях являющийся важным субъектом молодежной политики (при этом обладающим незначительным потенциалом) институт общественных молодежных организаций был все более востребован в качестве механизма не только социально-экономического и культурного развития, но и для усиления международного потенциала России на тех территориях, которые традиционно входили в первую очередь в сферу ее гуманитарных интересов. В официальных документах уделяется место потенциалу молодежи и ее организаций как значимому субъекту развития международного гуманитарного сотрудничества. Подчеркивается необходимость применения широких комплексных мер по содействию развитию молодежных обменов, подключению ее к реализации международных гуманитарных программ, расширению контактов между молодежными организациями и структурами [3]. В дальнейшем в таком ключевом документе, как «Основные направления политики РФ в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», который был призван развивать в том числе роль молодежи в этой сфере отмечается, что целесообразно уделять более активное внимание участию в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве российских молодежных организаций, их взаимодействию с зарубежными молодежными партнерами3.
Отметим, что в последнее десятилетие в качестве необходимого канала коммуникации и важного фактора активизации взаимодействия молодежи России со сверстниками из стран СНГ, в этой сфере послужило принятие в 2005 г. Декларации и Соглашения о гуманитарном сотрудничестве, а также создание ключевого института — Совета по гуманитарному сотрудничеству (СГС). Определенную динамику молодежному сотрудничеству придало Соглашение о сотрудничестве в сфере работы с молодежью, а также создание Совета по делам молодежи. Последний
1 Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р [Электронный ресурс]. URL: http://vmo.rgub.ru/policy/act/strategy.php (дата обращения: 20.05.2016).
2 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» / Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2014 г. № 52 (ч. I). Ст. 7753.
3 Приложение № 1 к Концепции внешней политики РФ «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» (утверждено Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 18 декабря 2010 г.). М. : МИД РФ, 2011.
< становится не только механизмом реализации основных задач Соглашения, но
н выступает в качестве ведущего института в плане проведения согласованной мо--о 1
^ лодежной политики в целом1.
V Данный период становится переломным этапом в развитии международных моло-^ дежных связей на фоне приходящих последовательных действий, связанных с инсти-^ туциональным обеспечением международной деятельности молодежи. Молодежные о организации испытывают определенное влияние со стороны ключевых национальных, о а также межгосударственных институтов. Они внесли наиболее значимый вклад в формирование законодательных основ современной молодежной политики, а также обозначили важные приоритеты, направленные на усиление роли молодежи в обществе.
Наиболее значимые мероприятия в этой сфере осуществляются при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС) в рамках Года молодежи (2009), который был полон насыщенными событиями, касающимися молодежи. Необходимой частью гуманитарного сотрудничества являются согласованные действия стран в сфере молодежной политики, в частности к ним можно отнести: принятие декларации «О приоритетных направлениях современной молодежной политики», модельный закон «О воспитании детей и молодежи», которые открывают новые возможности молодежным организациям из России. Конечно, важный импульс этому процессу придала Стратегия международного молодежного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., следовательно, это стало все активнее способствовать расширению институциональной деятельности молодежи, открывать ее организациям новые возможности для взаимодействия, и как следствие — важным ресурсом для развития единого гуманитарного пространства.
Анализ официальных документов СНГ показывает, что молодежные мероприятия, которые реализовывались в период 2012-2013 и 2014-2015 гг., и в контексте аналогичной практики, предусмотренной на 2016-2017 гг. (например, свыше 100 мероприятий для молодежи), несмотря на определенные сложности в межгосударственных отношениях, осуществляются в рамках данной Стратегии и других структур. Это свидетельствует о складывании определенных традиций и ведении последовательной деятельности межгосударственных институтов в области развития взаимодействия молодежи на территории СНГ.
В плане развития этой работы по-прежнему определенное внимание уделяется молодежным организациям России, которые в последнее время стремятся сыграть значимую роль в осуществлении многостороннего и двустороннего молодежного сотрудничества сверстниками из других государств региона. О росте молодежной активности с участием организации молодежи России на территории постсоветского пространства демонстрирует и количество инициированных проектов, мероприятий, реализованных в последние годы, в том числе в рамках многообразных молодежных проектов Росмолодежи, Общественной палаты и др. государственных и общественных институтов.
Нельзя не отметить определенного позитивного влияния на развитие международного гуманитарного сотрудничества Российского союза молодежи (РСМ), для которого еще в начале 1990-х гг. значимым направлением международной деятельности стало сотрудничество с организациями из постсоветского пространства. Все активнее взаимодействуя с молодежными организациями региона, целенаправленно осуществляет приобретавшие традиционный характер международные молодежные мероприятия. В этом плане следует выделить такие проекты, как Молодежный
1 Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php7id12440 (дата обращения: 11.05.2016).
лагерь «Бе-1_а-Русь» (проводится с 1991 г.); Международная школа студенческого < самоуправления «Лидер 21 века», Международный молодежный фестиваль «Нам ^ вместе жить в XXI веке», Международный молодежный фестиваль «Русская зима», ^ Международный молодежный российско-казахстанский лагерь «Соседи» и др., став- ^ шие уже традиционной площадкой сопряжения интересов в расширении границ ^ партнерских отношений РСМ и молодежных организаций из других стран региона. ^
Последние годы стали насыщенными событиями, связанными с участием рос- о сийской молодежи в проектах и мероприятиях, реализованных с участием студен- о ческой молодежи. Крупный массовый проект РСМ, направленный на поддержку студенческого творчества «Студвесна», обретает новые площадки за счет развития его международного этапа. Традиционный характер приобрели международные студенческие фестивали «Студенческая весна СНГ на Кавказе», «Студенческая весна стран Балтии», Студенческая весна стран ШОС и др. как форма межкультурной коммуникации и интеллектуального обмена. В последнее время эта работа имеет растущую динамику1.
Некоторые международные форматы с участием молодежи региона, участниками которых были, в том числе представители общественных объединений молодежи, в частности Международный молодежный форум «Новое поколение: ответственность без границ» (2011-2012 гг. в г. Баку, 2013 г. — г. Грозный), ежегодные Молодежные сессии (Москва), Молодежные Дельфийские игры России и СНГ (14-е и соответственно 10-е прошли с 1 по 6 мая 2015 г. в г. Орле) с единой темой и общим девизом — «Во славу Великой Победы!», Международный молодежный лагерь «Диалог», который как образовательная площадка по актуальным вопросам построения и продвижения межкультурного диалога на базе культурно-образовательного туристического центра «Этномир» ежегодно собирает представителей молодежных общественных объединений и этно-культурных объединений постсоветского пространства и другие, отличающиеся организационным и содержательным уровнем в соответствии со своей гуманитарной тематикой, а также сопутствующими им мероприятиями, зарекомендовали себя, как проекты, способные реально заинтересовать молодежь. Не менее важный проект, который являлся составной частью мероприятий по укреплению международного молодежного сотрудничества, — форум Селигер, где особое место уделялось активизации работы с талантливой молодежью из постсоветского пространства.
Наблюдаемая динамика политической и гражданской активности молодежной среды способствовала формированию новых институтов гражданского общества и появлению постоянных проектов, которые создают новые возможности для реализации своего потенциала. Самым характерным примером данной тенденции является развитие новых направлений молодежного сотрудничества, в частности, волонтерского движения, молодежного предпринимательства, где российские организации выступают базовыми площадками для реализаций этих начинаний.
Степень заинтересованности новых молодежных акторов гуманитарного сотрудничества в сохранении традиционных векторов взаимодействия и создании позитивного «климата» обусловлены необходимостью сохранения общего культурно-исторического наследия, расширения практики принятия модельных законов, способствующих появлению новых каналов гуманитарного взаимодействия молодежи. В этом плане Модельный закон «О детском и юношеском туризме» 4 декабря 2004 г. № 24-12 заслуживает особого внимания как регулятор процесса взаимодействия участников организованной молодежной среды. Молодежный туризм в настоящее время представлен организованной, но разрозненной средой, в которой масштаб
1 Российская студенческая весна. Программа поддержки и развития студенческого творчества [Электронный ресурс]. URL: http://studvesna.info/news/ (дата обращения: 30.04.2016).
< молодежных туристских контактов незначителен [2]. По нашему мнению, консоли-н дация молодежного туризма возможна в контексте гуманитарного взаимодействия ^ и дальнейшее эффективное развитие его требует формирования новой молодеж-V ной туристской платформы на территории постсоветского пространства. Сегодня ^ практический вклад авторов в развитии данной идеи реализуется в деятельности ^ «Ассоциации международного молодежного сотрудничества и туризма». о Некоторые тенденции вовлеченности организованной молодежной среды в раз-о витие этих отношений совпали с объединительными процессами в рамках интеграционных проектов, соответственно открывающие новые институциональные возможности для взаимодействия молодежи в поисках единого пути гуманитарного развития. Анализ происходящих событий на фоне развития, как интеграционных, так и деструктивных процессов, в целом позволяет отметить, что межгосударственные отношения стран региона получают новое развитие. Вместе с тем перспективы формирования единого гуманитарного пространства во многом будут зависеть от положительной динамики и направления интеграционных тенденций в сфере политики, экономики, безопасности и т. д. Этому процессу в определенной степени продолжает содействовать деятельность международных молодежных организаций и институтов молодежи, которые возникают с активным участием российской молодежи на фоне растущих интеграционных связей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и особенно Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В этом плане логично согласиться с экспертным мнением, которое характеризует актуальность роли молодежи в объединительных процессах: «Если молодые люди стран Евразии не сплотятся, мы рискуем получить разрушение основ идентификации, культуры и традиций народов, чья история складывалась тысячелетиями»1. Одним из наиболее ярких и масштабных примеров такого объединения является по нашему мнению, акция «Бессмертный полк», где роль молодежи и ее организаций достаточно значимая. Признание необходимости активного участия молодежи в объединительных мероприятиях находит отражение в документе «Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 года», где, в частности, среди других приоритетов молодежной политики, рассматриваются проблемы вовлечения молодежи в процесс развития Евразийского экономического союза, укрепления общего гуманитарного пространства СНГ2.
Вышеизложенное вполне акцентирует внимание не только на актуальности нарастающих объединительных тенденций в молодежной среде, но характеризует перспективы деятельности молодежи в целях развития интеграционных процессов. В силу объективных причин как внешних, так и внутренних составляющих, повышения роли участников организованной молодежной среды в этой области нельзя добиться путем только инвестиций в данную среду, оно зависит от определения четких целей, задач для качественной реализации которых необходимо предлагать наиболее эффективные формы и условия построения межкультурного диалога между молодежью региона.
Анализ места и роли молодежных организаций России на территории постсоветского пространства и результаты тех или иных сфер деятельности молодежи во многих случаях принято оценивать уровнем развития межгосударственных отношений в рамках которых, безусловно, существуют некоторые проблемные аспекты.
1 В России создана международная молодежная организация содружеств [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/arhiv/739148 (дата обращения: 10.05.2016).
2 Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf; «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала» [Электронный ресурс]. URL http://youthrussia.ru/files/strategiya.pdf (дата обращения: 20.05.2016).
В плане минимизации негативного влияния этих факторов существует необходимая < потребность не только в новых гуманитарных технологиях, многочисленных меро- ^ приятиях (порой носящих пафосный, торжественный формальный характер), но ^ эффективных форматах диалога между молодыми людьми, которые благоприят- ^ ствуют сужению границ бытового нигилизма и создают позитивный образ страны, ^ народа, культур в молодежной среде. Кроме того, к основным и наиболее объек- ^ тивным препятствиям, затрудняющим расширение деятельности организации мо- о лодежи на постсоветском пространстве, в первую очередь можно отнести слабый о уровень развития института общественных организаций молодежи, следовательно, проблемы эффективного использования их потенциала (недооценка их роли) в развитии международного гуманитарного сотрудничества. Такая практика характерна для многих молодежных организаций, деятельность которых, как правило, ограничивается рамками многочисленных встреч, форумов и других форматов, и не всегда отражает настроение и интересы миллионов молодых людей, что не дает основание рассмотреть подобные действия в качестве серьезного ориентира в сфере гуманитарной деятельности. Эти организации по-прежнему не в состоянии стать эффективными механизмами против негативных внешних и внутренних факторов, оказывающих определенное влияние на формирование качественной, организованной молодежной среды на постсоветском пространстве. С учетом их незначительной роли и влияния в молодежной среде и других издержек, которые характерны в современной молодежной среде, можно полагать, что сегодня они не в состоянии выстраивать качественную систему партнерства, направленную в том числе на снижение существующих негативных стереотипов в данной среде. В связи с этим сегодня на фоне слабого восприятия роли многочисленных неправительственных некоммерческих организаций в обществе, в качестве полноценных субъектов международного гуманитарного сотрудничества важна не только роль признания и значения институциональной деятельности молодежных организации в общественном процессе, но также нужно активно стимулировать молодежь к международному гуманитарному сотрудничеству на постсоветском пространстве.
Главной целью его должна стать новая парадигма (модель) организации молодежной среды, которая будет интересной не только молодежи постсоветского пространства, но и дальнего зарубежья. Модель, условия существования которой будут максимально способствовать раскрытию потенциала личности.
Кроме того, в деятельности молодежных организаций России актуальным и значимым направлением могла быть их роль в организации активного диалога молодежи между отдельными странами СНГ, в отношениях которых присутствует конфликтное измерение, обилие бытовых стереотипов и предрассудков, и эти проблемы предъявляют особые требования к молодежи. На установление конструктивного диалога между молодежью конфликтующих сторон и преодоление существующих проблем, особенно разрушение негативных стереотипов, необходимо задействовать потенциал влиятельных молодежных организаций России и стран ближнего зарубежья в реализации адресных рамочных программ, охватывающих широкие массы молодежи. Особенно актуален данный вопрос в странах Прибалтики и в Украине.
Сегодня важной проблемой является недостаточное знание молодежью культуры, истории, традиций и современных достижений народов государств-участников СНГ, в свою очередь, популяризация идеи интеграционного партнерства в молодежной среде и другие свидетельствуют о необходимости наращивания активизации действий по созданию общего информационного пространства в сфере международного молодежного сотрудничества. Недостаточная организационная роль новых механизмов, способных все больше стимулировать деятельность организаций молодежной среды, позволяет отметить, что данная среда остается не только площадкой для экспериментов новых идей, инициатив отдельных политиков, институтов, но часто
< приобретает негативные признаки под влиянием тенденций этнического, религиоз-н ного и политического экстремизма, ксенофобии и нетерпимости, а также разнона-^ правленных глобальных региональных тенденций, имеющих порой негативные по-^ следствия в развитии и гармонизации данной среды.
^ Очевидная потребность в минимизации влияния негативных факторов, пре-^ пятствующих полноценному взаимодействию молодежи, обусловлена и фунда-о ментальным переосмыслением ее роли в сложных социально-политических, эко-о номических процессах на постсоветском пространстве. Необходимы современные концепции взаимодействия молодежи, отвечающие широким запросам участников организованной молодежной среды. Стратегическое видение роли молодежных организаций России в сохранении и развитии единого гуманитарного пространства требует также создания организаций нового типа, предлагающих более приемлемые и доступные формы участия с целью активного привлечения молодежи к их деятельности и продуктивному использованию ее инновационного потенциала для развития гуманитарного процесса. Выстраивание качественной основы гуманитарной деятельности молодежных организаций России в данном направлении на фоне развития как интеграционных, так и деструктивных процессов можно рассматривать наиболее существенным фактором, оказывающим позитивную роль в формировании перспективной устойчивой среды взаимодействия между народами и культурами региона. При этом российская молодежная организованная среда готова выступать важным субъектом гуманитарного сотрудничества, но многие инициативы и решения, по-прежнему, исходят со стороны основных межгосударственных институтов региона на фоне острой недостаточности горизонтальных связей.
Таким образом, после распада СССР взаимодействие новых молодежных организаций России и других стран постсоветского пространства проходит в сложных социально-исторических условиях поиска новой модели международного взаимодействия молодежи. Конечно, изменилась модель их участия в этой области, и наиболее значимая особенность деятельности молодежных организаций характеризуется гуманитарной направленностью, которая имеет положительную динамику, особенно в рамках трех направлений, таких как СНГ, Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Вместе с тем развитие данного направления оказалось под влиянием конъюнктуры, в частности политического, экономического и прочего характера. Сегодня данное направление является безусловным приоритетом российской внешней культурной политики на территории постсоветского пространства.
Исторически сложившаяся неустойчивая организованная молодежная среда во многом предопределяет место и уровень роли организаций молодежи в сфере гуманитарного взаимодействия с организациями из постсоветского пространства. Несмотря на то что качественному развитию этой среды долгое время не уделялось достаточного внимания, сегодня все более востребована специфическая роль данного института, который не только представляется социально-гуманитарным потенциалом, но обладает способностью повышать эффективность и результативность многоаспектной коллективной формы деятельности, направленной на расширение гуманитарного присутствия России.
Безусловно, сегодня необходимыми условиями сохранения и развития единого гуманитарного пространства выступают объединительные факторы, где растущая роль участников организованной молодежной среды. В плане развития этих тенденций на постсоветском пространстве, несмотря на определенные сложности, весьма важное значение имеют перспективы сохранения единого коммуникативного пространства, где объединяющая роль русского языка, целенаправленные совместные институциональные действия, возросшая социально-политическая роль
молодежи и др. в состоянии оказывать существенное влияние на формирование <
в молодежной среде новой идентичности. ^
^ -о
С целью расширения развития институциональной основы международной деятель- ^
ности молодежи, способствующей расширению круга субъектов международного гу- ^ манитарного сотрудничества, необходим поиск новых и наиболее эффективных фор- ^ матов взаимодействия. Вовлечением большого количества молодежных организаций s в этот процесс, которые, выполняя особые социальные функции в обществе, могут о стать перспективным ресурсом, влияющим на формирование близкой по культуре о международной молодежной среды, что, в свою очередь, может дать новое качество всему комплексу взаимодействия молодежи в рамках постсоветского пространства.
Реализация такой практики во многом требует нового ведения молодежной политики, ориентированной на социально-политическую трансформацию и особенно на динамику интеграционных объединительных процессов, которые, несмотря на существующие на их пути проблемы, в целом, дают возможность совместно реагировать на вызовы времени. Растущая роль молодежных организаций в этом должна быть обеспечена не только соответствующим ресурсным и организационным потенциалом этой среды, но и будет зависеть от характера созданных благоприятных условий, поощрительных действий со стороны как российских, так и межгосударственных структур.
Конечно, перспективы деятельности молодежных организаций в гуманитарной сфере нужно рассматривать в контексте единства общественной и государственной составляющих. Новый взгляд на это должен помочь осознать важность перспектив и востребованность возрастающей роли молодежных акторов России в международном гуманитарном сотрудничестве. Важно попытаться указать то, посредством чего в их деятельности будут минимизированы или устранены те барьеры, которые оказывают негативное влияние на уровень взаимодействия этих структур, которое оказывает позитивный импульс на содержательное развитие единого гуманитарного пространства на постсоветском пространстве.
Литература
1. Асадов Б. Р., Баранов А. С. О влиянии молодежной среды на процесс туристского освоения политической сферы общества // Вестник Пермского университета. Сер. «Политология». 2015. № 2. С. 165-176.
2. Асадов Б. Р., Баранов А. С. О некоторых особенностях процесса освоения пространства на примере анализа практики детско-юношеского туризма в советский период // Youth World Politic. 2015. № 1. С. 58-67.
3. Тезисы Внешней культурной политики России — год 2000 // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76-84.
References
1. Asadov B. R., Baranov A. S. About influence of young people on process of tourist development of the political sphere of society [O vliyanii molodezhnoi sredy na protsess turistskogo osvoe-niya politicheskoi sfery obshchestva] // The bulletin of the Perm University. Political science series. 2015. N 2. P. 165-176. (rus)
2. Asadov B. R., Baranov A. S. About some features of process of development of space on the example of the analysis of practice of tourism for children and young people during the Soviet period [O nekotorykh osobennostyakh protsessa osvoeniya prostranstva na primere analiza praktiki detsko-yunosheskogo turizma v sovetskii period] // Youth World Politic. 2015. N 1. P. 58-67. (rus)
3. Theses of Foreign cultural policy of Russia — year 2000 [Tezisy Vneshnei kul'turnoi politiki Rossii — god 2000] // Diplomatic messenger [Diplomaticheskii vestnik]. 2000. N 4. P. 76-84. (rus)