Организация земской школы в конце XIX - начале XX вв.: материально-бытовой аспект
УДК 37.015
Азаматова Гульназ Булатовна
кандидат исторических наук
Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук
gulnaz.azamatova@yandex.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕМСКОЙ ШКОЛЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.: МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматриваются повседневно-бытовые аспекты организации земских школ в конце XIX - начале ХХ века. Приводится информация земских источников и учительских анкет о школьных зданиях, их внутренней обстановке, наиболее распространенных проблемах организации учебного процесса. Показаны основные причины слабой экономической базы школ - недостаток земских финансов, зависимость от средств населения. Проанализировано влияние на ситуацию распространения проектов всеобщего обучения. Они позволили систематизировать требования к строительству и оснащению помещений, ввести санитарные правила и гигиенические нормативы к организации учебного процесса. Рассматриваются первые опыты уездных земских управ по налаживанию школьного питания, организация отдельных видов внешкольных мероприятий. В итоге планомерной работы земских управ и участия населения в деле народного образования была создана почва для обеспечения детей всеобщим начальным обучением.
Ключевые слова: земская школа, школьные здания, школьное питание, школьная мебель, земская управа, внеклассные мероприятия, Уфимская губерния.
В современной историографии обозначился устойчивый интерес исследователей к разным аспектам внутренней, повседневной организации учебного процесса [6; 8; 14]. В данной статье на материалах Уфимской губернии рассматриваются вопросы материального обустройства школ дореволюционной России.
На начальном этапе организации из-за скудости бюджетов местного самоуправления земская школа устраивалась на совместные средства сельских обществ и земств. Помещения предоставляли жители, земство содержало учителей и закупало учебные пособия. Редко училища располагались в собственных зданиях, большинство было организовано в наемных квартирах, часто тесных и неудобных, общественных (сельских) домах, зданиях волостных правлений, церковных сторожках, неприспособленных для учебных занятий. В Златоустовском уезде Уфимской губернии, одном из самых благополучных в экономическом отношении, 13 земских училищ помещались в общественных домах, большею частью удобных, 2 - в г. Златоусте в церковных домах, более пространных, Кусинское - при заводской конторе, Лузинское - в церковной сторожке, остальные - в частных квартирах» [12, с. 151]. Наиболее приспособленными были специально выстроенные школы, как, например, «здание длиною 16 '/2 аршин, шириною 13 аршин и вышиною 6 аршин» [10, с. 138].
По своему наполнению школьные помещения отличались скудностью. Обстановка в классах была самой простой, столы преимущественно неокрашенные и неудобные для занятий, многие требовали ремонта. Учебные заведения имели по 1 классной доске и по 1 шкафу, в 7 школах были классные счеты, а в Ярославском, Ногумановском и Устьикинском мужских училищах имелись настенные часы [12, с. 151].
К 1897 г., согласно отчету члена Златоустовско-го уездного училищного совета от земства священника Ф. Стрелкова, большая часть школ уже имела удобные собственные помещения, включающие несколько классных комнат, переднюю, библиотечную комнату, квартиру учителя. У некоторых учебных заведений, например Ярославской мужской земской школы, были пришкольный сад и пасека. В Устьикинской школе благодаря вниманию местного населения был произведен хороший ремонт и выстроена красивая каменная ограда. Но и при наличии собственных зданий не все училища имели комфортные условия: в Ярославской женской школе отсутствовали передняя, где могли бы раздеваться ученицы, и комната для внеклассных занятий; в Емашинской школе не было квартиры для учителя, Метелинская школа находилась в ветхом здании [11, с. 380-381].
Общая картина по губернии выяснилась во время первого статистического обследования начальных школ Уфимской губернской земской управой в 1900 г. Согласно данным анкет, по губернии 70 % школьных помещений были в собственности, а 30 % арендовалось. В сравнении с другими губерниями Уфимская губерния, по данным Министерства народного просвещения, занимала 31-е место с 56 % собственных помещений, лидирующая позиция была у Черниговской губернии (99 % зданий в собственности) [3, с. 37-38]. Главной причиной плохого состояния школ Уфимская губернская земская управа считала отсутствие систематизации и объединяющего элемента организации образования, каковым могло стать лишь губернское земство.
Самой важной проблемой школ учителями и учащимися единодушно называлось отсутствие бытовых удобств: теснота, ветхость, сырость, угар, холод, сквозняки и шум: «Классная комната тесна и темна; огромная кирпичная печь давно уже не топится, так как совершенно не нагревает комнаты,
© Азаматова Г.Б., 2017
Вестник КГУ ^ № 3. 2017
35
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
полы и потолки требуют замены новыми»; «Вообще школьное здание плохо удовлетворяет своему назначению, помимо ветхости, оно мало и очень холодно, в особенности с полу. При постройке оно было рассчитано на 30 человек, за последнее же десятилетие в среднем бывает 60 человек. <.. .> Мало свету, отсутствие сносной вентиляции делают занятия крайне утомительными как для учеников, так и в особенности и для учащих. Отсутствие комнаты для раздевания учеников заставляет сваливать их верхнее платье прямо на пол, чем ещё больше заражается воздух, и без того спертый» [3, с. 40-42].
В первое десятилетие ХХ в. количество учебных заведений выросло, открывались новые школы. В Златоустовском уезде многие учебные заведения имели свои помещения, в основном все были огорожены, имелись надворные постройки и приусадебное хозяйство. Мусихинское училище имело собственное здание с квартирой учителя, баню, погреб, амбар, колодец, сад и огород [4]. На 1 января 1915 г. в Уфимском уезде значилось 262 земские школы, из них 138 имели собственные здания, 9 школ помещались в частных и заводских домах бесплатно, остальные 115 - в наемных, в большинстве случаев в крестьянских, избах. По возможности управа старалась брать в аренду здания с отоплением, с квартирой для учителя, с очисткой отхожих мест и печных труб за счет домохозяев. Цена за аренду школьных зданий колебалась от 75 руб. до 360 руб. в год [7, с. 501].
Водоснабжение обеспечивалось за счет общественных колодцев, в некоторые училища земские управы организовывали подвоз воды. Со временем в соответствии с санитарными требованиями земских врачей каждая школа обзаводилась собственным колодцем. В 1914/15 учебном году работы по копке колодцев планировались в 19 школах Уфимского уезда [7, с. 504].
Вопрос освещения земством не поднимался, средства отдельно не выделялись, и статья расходов на это не предусматривалась, хотя проблема освещения стояла остро. Освещение было необходимо при вечерних занятиях, проведении внеклассных мероприятий, народных чтений. Учителя неоднократно обращались с просьбой о выделении денег на покупку керосина и спичек, так как постоянно приобретать материалы на свои средства было накладно.
С 1915 г., в годы Первой мировой войны, земства начали поднимать вопрос об организации бесплатного школьного питания [9, с. 163-164]. В качестве примера ставилось Московское земство, в котором горячие приварки считались необходимым условием правильного школьного дела с 1910 г. Согласно сведениям Московской земской управы по школьно-санитарному вопросу, стоимость питательной порции для ученика составляла 1,5 коп., включая хлеб [7, с. 512]. По данным же Уфимского и Бир-ского земств, система школьного питания была
неразвита. В Бирском уезде «горячие завтраки устраивались лишь в 13 земских школах, главным образом на пожертвованные средства. Как видно из отчетов учащих, помощь поступала: от санитарного попечительства (в 2 школы), от Московского общества грамотности (в 4 школы), от Петроградского общества грамотности (в 2 школы), от родителей и разных лиц (в 5 школ)» [9, с. 163-164]. На опрос Уфимской управы в 1913/14 учебном году ответили только 63 учебных заведения (24 % от всех школ), из них 51 школа на вопрос о наличии завтраков дала отрицательный ответ, 5 школ выразили желание организовать приварки, 7 школ уже ввели питание учащихся [7, с. 507-508]. Продуктами питания служили: «пшено, картофель, полба, мука, масло, соль, капуста, рыба, кроме того, перец, лавровый лист». Хлеб, ложки ученики, очевидно, приносили с собой. При этих условиях «содержание одного ученика в день обходилось приблизительно в ^ копейки. Из земских средств на завтраки израсходовано 21 руб. 60 коп.» (Мои-сеевская школа). В Соколовской школе завтраки устраивались из провизии самих учащихся: «подавался суп гороховый, иногда мясной, лапша, каша. Каждый завтрак состоял из одного блюда. Расход на 1 ученика в день примерно 1 копейка» [7].
Учитывая необходимость организации школьного питания, уездные земства выделили отдельную строку расходов под нужды школьных приварков. Бирское земство планировало внести в смету 400 руб. в год, Уфимское - 300 руб. в год, дополнительно предусматривался инвентарь для школьных столовых: чугунки, разливные ложки, тазы, эмалированные блюда, солонки, вилки, ножи, полотенца [7, с. 513]. При этом большая надежда возлагалась на материальную помощь со стороны родителей.
Бирское земство приняло постановление, по которому при постройке школ отдельная комната с инвентарем отводилась под завтраки, либо нанимались отдельные квартиры для организации питания. Предполагалось выдавать его всем учащимся, выработать блюда согласно соотношению продуктов. Уездная управа готова была снабдить школы книгой Кайдановой «Питание школьников», где в ясной и популярной форме изложен порядок устройства питания, есть меню и руководство [9, с. 153-165]. В 1917 г. санитарные врачи Уфимского губернского земства планировали распространение 450 листовок и брошюр о школьном приварке на русском языке, в том числе среди мусульман в Мензелинском, Златоустовском уездах [2, с. 20].
Частью учебно-воспитательной работы стали внеклассные мероприятия. В школах и библиотеках проходили народные чтения, воскресные и вечерние занятия для населения. В учебных заведениях для учащихся устраивались праздники. В новогодние дни традиционным становится устройство елок, которые сначала проходили на благотво-
36
Вестник КГУ ^ № 3. 2017
Организация земской школы в конце XIX - начале ХХ вв.: материально-бытовой аспект
рительные средства. В 1912 г. на уездном уровне готовился праздник древонасаждения в Мензелин-ском уезде. Цель праздника - воспитание бережного и экономичного отношения к лесу, к природе, благоустройство территории. В земскую смету 1912 г. было внесено 300 руб., с разрешением расходовать их на угощение учащихся во время праздников, доставку посадочных материалов, на устройство изгородей для благоустраиваемых площадей, на устройство питомников для саженцев, а в школы была выписана брошюра Меньшикова «Как устраивать праздники древонасаждения» для обучения народных учителей проведению мероприятия [13, с. 218-221].
С разработкой законопроекта Министерства народного просвещения «О введении всеобщего обучения в Российской империи» и увеличением государственных пособий оснащение школ поднялось на качественно иной уровень. С 1908-1909 гг. строительство школьных зданий велось с учетом санитарно-гигиенических норм и технических требований. Материалом для устройства полов были дерево, линолеум; в сенях, раздевалках и клозетах - цементная и керамическая плитка. В каждом классе должно было быть не менее двух форточек или откидных фрамуг общей площадью не менее 1/30 площади пола, в других помещениях - не менее одной форточки. В раздевальнях предусматривались печи с сильной тягой, по возможности две, школьные помещения должны были быть гладко оштукатурены, обои и окраска стен масляными красками не допускались.
Согласно нормам по проектированию зданий, в каждой школе предусматривались следующие помещения: классные комнаты, рекреационная (зона отдыха. - Г. А.), раздевальня, учительская-библиотека и помещение для сторожа. Классы должны были быть рассчитаны не более чем на 50 человек, высота школьных помещений - не менее 5 аршин. Под школьную усадьбу рекомендовалось выбирать возвышенный, открытый участок в центре обслуживаемого района, вдали от мест, представляющих опасность для учащихся или мешающих занятиям. От жилых зданий школы должны были отстоять не менее чем на 10 сажень. Размеры усадьбы - не менее 0,5 десятины, так как предусматривались площадки для игр, сада и огородов для учителей [1, с. 325-328].
Таким образом, только с началом реализации проектов всеобщего обучения и получением государственной поддержки началось кардинальное решение материальных проблем школьного обучения.
Начальный этап становления земских школ был связан с многочисленными трудностями материального характера. Во многом благодаря подвижничеству земских деятелей, поддержке населения с нуля создавались народные школы, что отразилось в документальных источниках того времени. Постепенный перевод школ на баланс земского
бюджета говорит о переосмыслении роли школьного образования органами местного самоуправления, а революция 1905-1907 гг. привела к качественному сдвигу материального обеспечения школ за счет поддержки Министерства народного просвещения. Анализ развития сельских училищ позволяет проследить условия распространения школьного образования в дореволюционной России. Схожая схема деятельности земских учреждений в разных уездах создала унифицированную основу для его дальнейшего развития.
Библиографический список
1. Врачебно-санитарная хроника Уфимской губернии. - 1915. - № 4. - С. 325-328.
2. Врачебно-санитарная хроника Уфимской губернии. - 1917 - № 1-2. - С. 15-26.
3. Доклад Уфимской губернской земской управы Губернскому собранию 26 очередной сессии 1900 г: О положении начального образования в Уфимской губернии. - Уфа, 1900. - 75 с.
4. Златоустовский государственный архивный отдел (ЗГАО). - Ф. И-11. - Оп. 1. - Д. 490. - Л. 43.
5. ЗГАО - Ф. И-11. - Оп. 1. - Д. 774. - Л. 27.
6. Зубков И.В. Российское учительство. Повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870-1916. - М.: Новый хронограф, 2010. - 511 с.
7. Очередное Уфимское уездное земское собрание 1915 года: сб. постановлений собрания с приложениями (12-21 октября). - Уфа, 1916. - 588 с.
8. Романов А.П. Учительская хитрость и крестьянское упрямство (Некоторые сюжеты повседневного быта сельской школы в конце XIX - начале XX века) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 10 (191): История. -Вып. 39. - С. 36-40.
9. Сборник докладов и постановлений Бир-ской уездной земской управы XLI очередной сессии 22 сентября 1915 г. и чрезвычайного собрания XXIV на 19 августа 1915 г. - Уфа, 1916. - 360 с.
10. Сборник докладов и постановлений Бир-ской уездной земской управы XXII очередной сессии за 1896 г. - Бирск, 1897. - 699 с.
11. Сборник Златоустовского уездного земства XXIV очередной сессии, бывшей в октябре 1898 г., с прил. - Златоуст, 1899. - 280 с.
12. Сборник Златоустовского уездного земства Уфимской губернии II очередной сессии, бывшей в октябре 1876 г. - Златоуст, 1877. - 390 с.
13. Сборник постановлений Мензелинского уездного земского собрания XXXVII очередной сессии с 1 по 13 октября 1911 года. - Мензелинск, 1912. - 1316 с.
14. Черкасова Н.Н. Повседневная жизнь земских учителей российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2006. - 25 с.
Вестник КГУ ^ № 3. 2017
37