ОРГАНИЗАЦИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЕРНОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: CherMaria678@mail.ru
Статья посвящается анализу моделей ювенальной юстиции в регионах Российской Федерации. Автор предлагает рассматривать ювенальную юстицию как правосудие для несовершеннолетних, при котором специализированный орган - суд занимается делами несовершеннолетних преступников. Этот суд в теории и практике ювенальной юстиции принято называть уникальной судебной юрисдикцией, и свое наименование он вполне заслуживает по ряду соображений. Суд для несовершеннолетних сконцентрировал в своей деятельности те признаки, которые были задуманы как противоположность общему (общеуголовному, общегражданскому) суду. Реализация специфических принципов ювенальной юстиции общим судом, по меньшей мере, затруднительна, а фактически невозможна. Потому и возникла необходимость в ювенальной юстиции с уникальным «детским» судом, действующей автономно от общего правосудия. Суд по делам несовершеннолетних включен в концепцию ювенальной юстиции в связи с тем, что он реализует специфические принципы этой ветви юстиции, а также потому, что сам как особая судебная юрисдикция дополняет ее специфику. Большое внимание в статье уделено анализу Ростовской модели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних преступников. Так, именно в данном регионе введен был первый юве-нальный суд. Также в статье делается вывод о схожести ростовской модели правосудия в отношении несовершеннолетних преступников с моделями, которые существуют в зарубежных странах. Кроме того, в царской России существовали специализированные суды для несовершеннолетних преступников, что является неоценимым опытом создания таких судов в Российской Федерации. Целью научного исследования является анализ моделей ювенальной юстиции в регионах России. Это необходимо для того, чтобы выбрать наиболее эффективную модель отправления правосудия в отношении несовершеннолетних преступников. Исходным методом исследования выбран сравнительно-правовой метод, который позволил выявить общие тенденции и закономерности развития института ювенальной юстиции в изучаемых регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: ювенальная юстиция, суды для несовершеннолетних, современные модели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних преступников в Российской Федерации, судебная практика, судебная система.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, определяют ювенальную юстицию как особую систему правосудия по делам несовершеннолетних, при которой центральное звено - специализированный суд - тесно взаимодействует с социальными службами как до того, как подросток окажется в орбите правосудия, так и после судебного разбирательства. Этот суд в теории и практике принято называть уникальной судебной юрисдикцией [1]. Главное правило - на всех этапах правосудия обеспечить и защитить права и интересы несовершеннолетнего.
Первый суд для несовершеннолетних в России был создан в 1910 г. и отличался следующими особенностями: конфиденциальность судебного разбирательства, отсутствие формальной судеб-
ной процедуры, упрощенное судопроизводство, сводившиеся к беседе судьи с подростком при участии попечителя, применение попечительского надзора в качестве основной меры воздействия. Российская ювенальная юстиция в начальный период своего развития имела потенциально правовые возможности усилить карательную направленность судебной политики в отношении несовершеннолетних. Это проявлялось в том, что в законодательстве того времени содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение тяжести уголовного наказания для несовершеннолетних, но вместе с тем, значительный объем судейского усмотрения по этим делам ставил несовершеннолетних в положение лиц незащищенных законом. Автономная российская ювенальная юстиция перестала существовать по Декрету Совнаркома России от 17.01.1918 г. и была
заменена другой системой, которая, по мнению ее создателей, считалась более гуманной [2].
Проблема воссоздания в России ювенальной юстиции становится актуальной, так как наблюдается бедственное положение несовершеннолетних преступников, ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе [3]. Кроме того, необходимость создания ювенальной юстиции в нашей стране обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Российская Федерация по исполнению норм международного права в соответствии с ч. 4. ст. 15 Конституции РФ. При этом создание специализированной судебной системы для несовершеннолетних было предусмотрено еще Концепцией судебной реформы 1991 г., а Пленум Верховного суда РФ Постановлением от 14.02.2000 г. признал необходимость специализации судей по данной категории дел, что предполагает их профессиональную компетентность, опыт, обучение и повышение квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. Обучение в этом направлении в настоящее время проводит, например, Саратовская государственная Академия права и Саратовский педагогический институт СГУ им. Н. Г. Чернышевского, которые впервые в России подготовили курс повышения квалификации для судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних и социальных работников при судах.
В настоящее время в различных регионах России проводится активная работа по созданию ювенальной юстиции при поддержки организаторов проекта Программы развития Объединенных Наций (ПРООН) «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Федерации». К финансированию проекта на стадии его становления присоединился Институт «Открытое общество» Фонда Сороса. Цель проекта - в условиях отсутствия в России специального закона о ювенальной юстиции, упрощающего судебную процедуру для несовершеннолетних в рамках действующего законодательства познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов и органов и учреждений системы профилактики преступности несовершеннолетних с механизмом осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в этой области и имеющимся международным опытом ювенальной юстиции. Именно в силу отсутствия
надлежащего правового регулирования субъекты Российской Федерации, принимающие участие в эксперименте по созданию основ ювенальной юстиции, пошли по пути создания ювенальных составов, организационно включенных в структуру федеральных судов.
Рассмотрим опыт функционирования юве-нальной юстиции в Ростовской области, потому что именно в данном регионе с 1 января 2000 г. был начат эксперимент ПРООН, а в 2004 г. Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации поддержано предложение о том, чтобы Ростовская область стала всероссийским базовым Центром поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции [4]. Таким образом, можно говорить о том, что другие субъекты России пошли по пути создания именно региональной модели ювенальной юстиции Ростовской области, претерпевая влияние сложившегося правового и правоприменительного уклада, технической и материальной базы конкретного региона.
Отправной точкой создания ростовской региональной модели ювенальной юстиции явилось введение в конце 2000 г. при районных судах должности социального работника, который в соответствии со ст. 421 УПК РФ собирает данные об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровне его психического развития и иных особенностях личности, причин и условий совершения преступления; о проведенном социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого, представляет отчет судье в форме карты социально-психологического сопровождения, в которой указываются наиболее эффективные правовые меры по его реабилитации и ресоциализации; взаимодействует со специалистами органов и учреждений государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних; готовит предложения суду о необходимости направления частного постановления в соответствующие организации, должностным лицам для принятия мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних; обобщает судебную практику рассмотрения уголовных и гражданских дел; организует работу в сфере контроля исполнения судебных решений. Эффективность работы социальных работников некоторые исследователи оценивают высоко, во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики социальным работникам уже удалось решить некоторые проблемы подростков, оказавшихся в конфликте с законом, - по продолжению обучения, трудоустройству, разре-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
шению конфликтных ситуаций в семьях, устранению причин преступления [5]. По нашему мнению, часть полномочий социального работника пересекаются с обязанностями работников органов опеки и попечительства, поэтому ни к чему вводить дополнительные штатные единицы, а необходимо повысить эффективность работы органов опеки и попечительства в данном направлении.
В соответствии с Постановлением Президиума Ростовского областного суда от 09.01.2004 года «О дополнительных мерах по совершенствованию правосудия в отношении несовершеннолетних в Ростовской области» принято решение о создании в г. Таганроге и г. Новочеркеске юве-нальных судов. В качестве образца для создания данных учреждений был использован зарубежный опыт, в частности, ювенального суда Квебека в Монреале. Для ювенального суда было выделено отдельное здание, планировка помещений которого (кабинет судей, социального работника, залов судебных заседаний и т. д.) соответствует рекомендациям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Это является немаловажным фактором, свидетельствующим о серьезности проводимой работы, рассчитанной на перспективу [6]. Вышеуказанным постановлением председателям федеральных районных судов указано закрепить рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних за конкретными судьями, специализирующихся на данной категории дел, не допуская передачи их другим судьям.
К компетентности ювенального суда отнесены уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних и гражданские дела, связанные с защитой прав несовершеннолетних, - лишение родительских прав, установление факта признания отцовства, определение места жительства ребенка и порядка общения с ним, защита имущественных и неимущественных прав несовершеннолетнего.
Обобщение судебной практики по делам несовершеннолетних показало, что с 1 февраля 2004 г. по 31 декабря 2004 г. рассмотрено 109 уголовных дел в отношении 141 несовершеннолетнего, из них к реальному лишению свободы осуждено 10 чел., а условное наказание применено: к 69 несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы, и 14 лицам к исправительным работам; в отношении 19 подростков в соответствии со ст. 90 УК РФ применены принудительные меры воспитательного воздействия; освобождены от наказания путем помещения в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа 7
несовершеннолетних; в связи с примирением сторон прекращены уголовные дела в отношении 16 несовершеннолетних [6]. Можно сделать вывод, что % несовершеннолетних преступников освобождены от уголовной ответственности, 5 % помещены в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, так как судом установлено, что эти дети нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода. Таким образом, статистика явно указывает на некарательный характер образовавшихся в Ростовской области ювенальных судов, на восстановительное производство, что полностью соответствует международной концепции ювенальной юстиции.
В настоящее время в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Псковской, Амурской, Омской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской, Ульяновской областей, Еврейской автономной области, Пермского и Красноярского краев, Республик Хакасия, Чувашия, Карелия, г. Санкт-Петербурга и Москвы и др.
В Камчатском городском суде введена специализация судей, со стороны городской Администрации направлены два социальных работника, которые являются социальными помощниками судей и участвуют при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних; в рамках создания ювенального суда по образцу модельного юве-нального суда г.Таганрога в строящемся комплексе Дворца правосудия в г. Петропавловске-Камчатском запланирован отдельный блок с соответствующими специальными атрибутами и внутренним убранством для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.
В Брянской области в ноябре 2006 г. в администрации состоялась встреча для обсуждения вопросов внедрения ювенальной юстиции, а 29.01.2007 г. между областным судом, управлением судебного департамента, областным управлением соцзащиты, некоммерческой организацией «Социальное партнерство развития Брянской области» заключено соглашение о сотрудничестве. Создан координационный Совет при Брянском областном суде, на заседании которого 14 мая 2007 г. определен механизм взаимодействия судов и социальных служб. Определены модельные ювенальные суды: Бежицкий и Володарский райсуды г. Брянска и Дубровский районный суд Брянской области. Проведен ремонт и переоборудование помещений этих судов, кроме
залов судебных заседаний имеются помещения для проведения примирительных процедур, бесед с психологом, комнаты для прокурора и адвоката. С 1 января 2008 г. в указанных судах Брянской области внедряются в полном объеме ювенальные технологии судопроизводства по образцу Ростовской области.
В Ульяновской области в районных (городских) судах закреплена специализация по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних за наиболее опытными судьями; ходатайства об избрании меры пресечения рассматриваются только председателями горрайсу-дов или их заместителями; при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних в судебном заседании допрашивают не только законных представителей несовершеннолетних подсудимых, но и их учителей, классных руководителей, соседей. В областном суде при коллегии по уголовным делам создан специальный судебный состав по делам несовершеннолетних.
В Саратовской области начата работа по созданию ювенальной юстиции с 21 июня 2001 г., когда между Саратовским областным судом, Институтом «Открытое общество», представительством ПРООН было подписано соглашение о сотрудничестве. После его заключения председатель областного суда издал приказ о создании в суде коллегии по делам несовершеннолетних. В ее состав вошли восемь судей, рассматривающих уголовные и гражданские дела как по первой инстанции, так и в кассационном порядке. Затем в восьми районных судах г. Саратова, г. Эгельса и Энгельского района приказами председателей судов определили наиболее опытных судей для рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также гражданских дел, связанных с защитой их прав. К рассмотрению составом коллегии по делам несовершеннолетних Саратовского областного суда отнесены уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних и гражданские дела, связанные с защитой прав несовершеннолетних - лишение родительских прав; усыновление; установления факта признания отцовства и т. д. Для наблюдения за реализацией проекта и его поддержки при областном суде создан совет по координации деятельности судей, социальных работников, работников правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних.
Внедрение ювенальных технологий на региональном уровне создает предпосылки к организации действительно эффективной системы юве-
нальной юстиции в Российской Федерации. Внедрение ювенальных технологий осуществляется в инициативном порядке, при этом каждый регион использует имеющиеся кадровые, финансовые, правовые и иные ресурсы.
В процессе исследования данной темы нами выявлены следующие проблемы и пути их решения:
- организация ювенальной юстиции в регионах основывается, прежде всего, на зарубежном опыте, хотя в истории России данные суды уже существовали (1910-1918 гг.), и изучение, применение отечественного опыта поможет избежать «ошибок прошлого»;
- деятельность ювенальной юстиции осуществляется в регионах Российской Федерации без надлежащего законодательного оформления на федеральном уровне, поэтому, с учетом резонанса создания ювенальной юстиции, необходимо принятия ФЗ «О ювенальной юстиции в Российской Федерации»;
- необходимость специализации судей предполагает профессиональную компетентность, а для этого необходимо введение дополнительных курсов повышения квалификации, а также программы курсов лекций в вузах, для подготовки будущих специалистов данной области.
Таким образом, организация ювенальной юстиции в регионах Российской Федерации идет в направлении закрепления за федеральными судьями строгой специализации по рассмотрению уголовных и гражданских дел, организации обучения судей, введение в штаты судов должности социального работника, создание юве-нальной коллегии при областном суде, образование координационного совета, с функциями наблюдения за реализацией становления юве-нальной юстиции.
Литература
1. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права и уголовного процесса и криминологии. М., 2000.
2. Мельникова Э. Б. Из истории российской ювенальной юстиции // Правозащитник. 1998. № 3. С. 17-22.
3. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. № 10. С. 22-23.
4. Ткачев В. Н., Воронова Е. Л. Ювенальный суд и социальные службы: механизм взаимодействия. Ростов-на-Дону, 2005. С. 8
5. Галкин А. Н. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция. 2002. № 7. С. 15.
6. Быкин В. И., Черчага С. В. Возвращение юве-нальной юстиции в Россию // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 1(6). С. 38.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
M. A. HEPHOBA
171
References
1. Mel'nikova E. B. Yuvenal'naya yustitsiya: prob-lemy ugolovnogo prava i ugolovnogo protsessa i krimi-nologii [Juvenile justice: problems of criminal law and criminal trial and criminology]. M., 2000.
2. Mel'nikova E. B. Iz istorii rossijskoj yuvenal'noj yustitsii [From history of the Russian juvenile justice] // Pravozashchitnik. 1998. № 3. S. 17-22.
3. Ermakov V. Yustitsiya obyazana zashchishhat' prava i zakonnye interesy nesovershennoletnikh [The justice should protect the rights and legitimate interests of minors] // Rossijskaya yustitsiya. 2000. № 10. S. 22-23.
4. Tkachev V. N., Voronova E. L. Yuvenal'nyj sud i sotsial'nye sluzhby: mekhanizm vzaimodejstviya [Juvenile court and social services: interaction mechanism]. Rostov-na-Donu, 2005. S. 8
5. Galkin A. N. Vozvrashcheniye yuvenal'noj yustitsii v Rossiyu [Return of juvenile justice to Russia] // Rossijskaya yustitsiya. 2002. № 7. S. 15.
6. Bykin V. I., Cherchaga S. V. Vozvrashcheniye yuvenal'noj yustitsii v Rossiyu [Return of juvenile justice to Russia] // Voprosy yuvenal'noj yustitsii. 2006. № 1(6). S. 38.
* * *
ORGANIZATION OF JUVENILE JUSTICE IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
CHERNOVA MARIYA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: CherMaria678@mail.ru
Article gives the analysis of models of juvenile justice in regions of the Russian Federation. The author suggests to consider juvenile justice as justice for minors at which specialized body - the court engaged in affairs of minor criminals. It is accepted to call this court in the theory and practice of juvenile justice unique judicial jurisdiction, and the name it quite deserves for a number of reasons.
The court for minors concentrated those signs which can be as contrast to the general (all-criminal, all-civil) to court in the activity. Realization of the specific principles of juvenile justice by the general court, at least, is difficult, and is actually impossible. Therefore there was a need for the juvenile justice with unique «children's» court operating independently from the general justice.
The court for minors is in the concept of juvenile justice because it realizes the specific principles of this branch of justice and also because itself as special judicial jurisdiction supplements its specifics.
In article the author paid much attention to the analysis of the Rostov model of administration of justice concerning minor criminals. So, exactly in this region the first juvenile court appeared. In article the author also drew the conclusion about similarity of the Rostov model of justice concerning minor criminals with models which exist in foreign countries. Besides, in imperial Russia there were specialized courts for minor criminals that are invaluable experience of creation of such courts in the Russian Federation.
The purpose of scientific research is the analysis of models of juvenile justice in regions of Russia. It is necessary to choose the most effective model of administration of justice concerning minor criminals. The comparative and legal method which allowed to reveal the general tendencies and regularities of development of institute of juvenile justice in the studied regions of the Russian Federation is an initial method of research.
Key words: juvenile justice, courts for minors, modern models of administration of justice concerning minor criminals in the Russian Federation, jurisprudence, judicial system.