Проблематика транспортных систем
18
УДК 656.2
А. М. Симушков, М. В. Забадыкина
Петербургский государственный университет путей сообщения
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ видов транспорта
ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ
СКВОЗНОГО ОБМЕНА ОБЩЕЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
На современном международном рынке перевозок в сфере информационного взаимодействия проявляются тенденции создания и интеграции информационных систем партнеров по процессу перевозок.
Создание единого информационного пространства транспортного комплекса на общих принципах информационного обмена с учетом требований международного и российского законодательства в области грузовых перевозок, обмена информацией и оформления документов позволит рационально использовать принципы обмена информацией для оперативного слежения за основным циклом процесса перевозки, оперативного слежения и регулирования выделенным парком ПС, анализа производственной деятельности, решения проблемы развития инфраструктуры транспортных узлов на базе стыковых пунктов видов транспорта, оперативной координации (синхронизации) процессов перевозки и перевалки грузов различными видами транспорта.
транспортная логистика, информационные
скоропортящегося груза.
Введение
Информационное пространство
охватывает большое количество элементов транспортно-логистического процесса и предполагает проведение изменений всех ключевых видов деятельности транспортного комплекса Северо-Запада РФ. Сокращение времени задержки доставки скоропортящихся грузов за счет сквозного обмена оперативной информацией позволяет существенно повысить качество предоставляемого транспортного
продукта, но требует проведения комплекса мер по совершенствованию технологических процессов с точки зрения механизмов информационного обмена.
В связи с реализацией мероприятий по повышению эффективности
железнодорожных контейнерных
перевозок (особенно перевозок
технологии, контейнерные перевозки
скоропортящихся грузов) для обеспечения высокой конкурентоспособности
железнодорожных перевозок холдингом ОАО РЖД определены целевые
приоритеты в части повышения качества
перевозочной услуги:
- соблюдение фиксированного
расписания движения как по времени нахождения поезда в пути, так и по его прибытию на конечный пункт;
- простой и прозрачный
документооборот;
- конкурентоспособный тариф по критерию цена - срок доставки.
В части изменения технологии
требуется реализация двух основных целей.
1. Поэтапное повышение маршрутной скорости движения контейнерных поездов на основе совершенствования технологии их пропуска и повышения максимальной
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Проблематика транспортных систем
19
скорости до 90 км/ч(с 910 км/сут до 1400 км/сут).
2. Создание и развитие современных информационных систем в направлениях:
• внедрения электронного
документооборота между всеми участниками транспортного процесса с использованием формализованного
набора EDI-сообщений и электронноцифровой подписи для юридически значимых документов и сообщений;
• использования технологии
предварительной информации и декларирования грузов, перевозимых под таможенным контролем.
Данные мероприятия создают предпосылки к созданию транспортно-логисти-ческого продукта - бесшовной технологии перевозки. При этом необходимо учесть особенности всех видов контейнерных перевозок, в том числе и для перевозок скоропортящегося груза, по универсальному
технологическому процессу, так как необходимо соблюдение непрерывности холодильной цепи, всех ее параметров и учета изменения информационного обмена для любого вида перевозок грузов.
Для реализации такой технологии необходимо разработать принципы и стандарты сквозного информационного взаимодействия и обмена общей информацией, применимые для любого нового участника логистического рынка [8].
На данный момент эффективность взаимодействия зависит от взаимосвязи четырех составляющих - технической, технологической, управленческой и законодательной. Основными причинами задержек доставки скоропортящихся грузов в российской практике следует считать:
- невозможность таможенного
досмотра грузов на пограничных станциях перехода в связи с отсутствием на пунктах
таможенного контроля складов для хранения скоропортящейся продукции;
- повышенные требования к цепи поставки скоропортящегося груза со стороны клиентов;
- недостаточное развитие
современных информационных
логистических технологий
взаимодействия всех участников.
Из-за рассмотрения вопросов информационного взаимодействия и подготовки регламентов только между парами партнеров по перевозке отсутствует возможность учитывать ограничения таможенного регулирования грузопотоков, особенности национального документооборота и прочие
обстоятельства. Например, реализация электронного обмена между ФТС России и ОАО РЖД не подразумевает использование принципа обмена общими электронными данными между ФТС, таможенным брокером, грузовладельцем, собственником контейнера и ОАО РЖД. Заметим, что на данный момент в Европе реализованы проекты по управлению информационными ресурсами
интермодальных перевозок, включающие в себя всех участников транспортировки [1].
Создание единого информационного пространства, базирующегося на общем принципе информационного обмена с учетом требований международного и российского законодательства в области грузовых перевозок, обмена информацией и оформления документов, позволит рационально использовать принципы обмена информацией с целью:
• оперативного слежения за процессом перевозки и регулированием парка контейнеров;
• выявления «узких мест» и решения проблем инфраструктуры транспортных узлов, влияющих на сроки доставки
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Проблематика транспортных систем
20
грузов и на сохранение качества перевалки грузов различными видами доставляемой продукции; транспорта.
• оперативной координации
(синхронизации) процессов перевозки и
1 Возможный вариант реализации единого информационного пространства
Рассмотрим задачу, решение которой в рамках единого информационного пространства позволит сократить время и стоимость её выполнения.
Оформление грузоотправителем документов на перевозку.
Логист компании-отправителя груза формирует заявку путем ввода в систему ключевых параметров перевозки, а также формирует варианты маршрута следования груза на основе выбора вида транспорта, места перегрузки, других заданных параметров. По каждому из вариантов рассчитываются
приблизительное время и стоимость перевозки. Система формирует для каждого участника перевозочного процесса информационные пакеты. Эта информация передается в системы перевозчиков. В момент начала перевозки в систему поступает информация об отправлении груза.
Далее логист, используя интерфейсы систем, включенных в обмен данными единого информационного пространства, следит за продвижением груза, на каждом где Ci - затраты, связанные с единичной задержкой операции перевозки; Cj -затраты, связанные с единичной задержкой операции перегрузки; Cn -затраты, связанные с задержкой при обработке информации; cm - затраты, связанные с единичной задержкой обработки информации при передаче груза с одного вида транспорта на другой.
Соотношение величин ci , c j , cm и cn
было проанализировано на основе анализа влияния сквозного информационного
этапе может контролировать
своевременность обеспечения груза транспортом, передачи груза на склад временного хранения или передачи груза грузополучателю.
Все информационные системы
обмениваются оперативной информацией только в режиме реального времени. Все заинтересованные стороны
(грузоотправитель, грузополучатель,
администрация перевозчика) отслеживают в режиме «единого окна», где и на каком этапе находится груз или как протекает процесс перевозки [2].
В качестве критерия взаимодействия при обмене общей информацией в условиях развития рыночных отношений следует принимать минимум
приведенных суммарных задержек в грузовых и технологических операциях:
ZZ c t(t)+ZZcт j()+
t i
c
tj
+ ZZ Cn t,(t) + ZZ Cm^m (t) ®
(1)
t n
t m
обмена на показатели работы транспортного предприятия. В качестве объекта была выбрана одна из экспедиторских компаний, организующих перевозки через крупный узел по перевалке сборных контейнерных грузов Санкт-Петербурга - станцию Санкт-Петербург-Витебская-Товарная.
Для корректного расчета параметров был проведен анализ работы компании на заданном полигоне за 2010 год (9037 отправок, из них 5 % - скоропортящийся груз). При этом рассматривались три ситуации (см. рисунок): «неуправляемая»
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Проблематика транспортных систем
21
работа (без информационного обмена, эксперимент № 1), с применением метода передачи информации по существующей технологии (эксперимент № 2), с применением предварительного обмена общей информацией (эксперимент № 3). При применении предварительного обмена информацией возрастает производительность работы как экспедиторской компании, так и ж.-д. станции, а также существенно падают суммарные простои подвижного состава, что влечет снижение себестоимости интермодальной перевозки.
Зависимость времени простоя подвижного состава от способа организации информационного взаимодействия
2 Формирование структуры сообщений при обмене общей информацией
В рамках существующих форматов обмена информацией, а также для реализации эффективного обмена общей информацией для реализации единого информационного пространства требуется наличие общего формата сообщений, которому наилучшим образом
соответствует схема разметки текстов, определяемая в соответствии с языком XML. Формат (язык) XML позволяет не только передавать данные в виде текста, но и описывать передаваемые данные, то есть включить некую смысловую нагрузку.
Принимая во внимание тот факт, что железнодорожный транспорт,
являющийся основным магистральным видом в едином транспортном комплексе страны, имеет мощнейшие
информационные ресурсы, каналы связи и программно-вычислительные комплексы, логично и закономерно сделать заключение о том, что рациональнее было бы реализовать информационные принципы по обмену общей информацией при организации перевозок с участием нескольких видов транспорта на основе логистических технологий в первую очередь в ИТ-системах ОАО РЖД.
Для этого уже существует ряд
предпосылок. Во-первых, действующая система электронного обмена данными ОАО РЖД (EDI-система) обеспечивает информационный обмен в
международном железнодорожном
сообщении. Во-вторых, успешно действует, а также внедряется ряд решений, связанных с динамическим распределением парка подвижного состава (АС РПВ) и созданием
электронной торговой площадки,
связывающей грузоотправителей и
собственников вагонов (АС ЭТЗП). При интеграции приложений необходимо будет удовлетворить следующие технические требования:
• взаимодействие систем должно быть реализовано как набор web-сервисов;
• взаимодействие систем выполняется асинхронно;
• необходимо разработать единый документ, описывающий сервисы и параметры запуска web-сервисов [9].
Наличие единых принципов и стандарта обмена информацией, а также создание единого информационного пространства ставят своей задачей развитие конкурентно успешных ИТ-
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Проблематика транспортных систем
22
решений для логистической отрасли, что позволит за счет унификации обмена снизить затраты на сопряжение различных систем и повысить безопасность информационного обмена. Такое решение позволит небольшим логистическим и транспортным компаниям продавать свои услуги, не
создавая информационных ресурсов,
крупным компаниям - получать более выгодные и постоянные контакты за счет создания дополнительной стоимости
транспортного продукта (безопасность, надежность, доступность в любом месте, реализация «точно в срок» и «от двери до двери»).
3 Оценка внедрения единого информационного пространства
Основой для оценки
функционирования любой
информационной системы является отношение затрат на внедрение системы к положительному эффект от реализации новшества (улучшение качества сервиса, снижение издержек, увеличение
производительности или получение дополнительной финансовой выгоды).
Экономический результат ДЭг, млн руб., от изменения качественных показателей работы можно определить из выражения:
ДЭг = дэ; + дэ2+дэз+дэ'4 , (2)
где ДЭ^ - эффект от оптимального
планирования и управления грузовой работой станции,
ДЭ, = £ ДЭр, (3)
здесь ДЭр1 - экономия затрат в
результате оптимальной очередности обслуживания грузовых фронтов; ДЭг2 -экономия эксплуатационных расходов,
дэ2 =дэ;+дэ2 , (4)
здесь ДЭ, - экономия затрат от
автоматизации коммерческих операций; ДЭ2 - экономия затрат от сокращения
рутинных работ; ДЭЗ - эффект от ускорения доставки грузов,
ДЭ,
тС £ Qg (Ч)
365
(5)
где Qg - суммарное количество
отправленного груза на станции; Сг -средняя стоимость перевозки , т груза в контейнере; Dtg - уменьшение времени
нахождения контейнера на складе; ДЭг4 -экономия за счет сокращения тарифных ставок.
Эффект от внедрения единого информационного пространства будет состоять из следующих улучшений.
• Ускорение процесса обработки документов на таможенных пунктах. На основе оценки анализа работы транспортной компании выявлено, что предварительная подготовка документов и их обработка на таможенном пункте может сократиться на 6 часов и на 2 часа сократится обработка документов во внутреннем сообщении.
• Снижение транспортных расходов в
связи с отсутствием необходимости в дополнительных перегрузках грузов, а за счет увеличения скорости - повышение оборачиваемости и снижением порожнего пробега специализированного
подвижного состава (контейнеров-термосов).
• Снижение срока действия заявки/ плана на перевозку/погрузку с 10-15 до 35 суток, что приведет к повышению гибкости перевозочного процесса, уменьшению простоя контейнеров на станциях погрузки/выгрузки с 1,5 до 0,5 суток и уменьшению срока доставки грузов на 15 %, благодаря чему будет возвращена часть потерянной на отказах
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1
Проблематика транспортных систем
23
прибыли (по оценке «РБК-Консалтинг» было потеряно 2,5 млрд руб.) [6].
• Снижение времени обработки документов до 3 ч за счет
Заключение
Создание единого информационного пространства транспортного комплекса на общих принципах информационного обмена с учетом требований международного и российского законодательства в области грузовых перевозок, обмена информацией и оформления документов по сделкам приведет к снижению как экономической, так и организационно-управляющей
предварительной передачи документов и электронного декларирования приведет к увеличению пропускной способности пунктов перегрузки на 10-20 %.
нагрузки транспортных предприятий и грузовладельцев.
Эффективное применение такого инструментария возможно только на базе системы интегрированной логистики. Единое информационное пространство поможет создать «единую точку», в которой можно будет получать любую информацию о ходе процесса доставки грузов к потребителям [8].
Библиографический список
1. Взаимодействие АСУ железной дороги и АСУ порта / В. А. Никандров // Железнодорожный транспорт. - 2007. - № 14. - С. 34-37.
2. Улучшение - процесс непрерывный / А. Рядчук // РЖД-Партнер. - 2007. - № 19. - С. 71.
3. Логистические технологии взаимодействия железной дороги и морского порта /
0. С. Валинский // Железнодорожный транспорт. - 2007. - № 7. - С. 21-24.
4. Всесоюзная информатизация / А. Корсаков // РЖД-Партнер. - 2006. - № 4. - С. 112-114.
5. Резервы системы управления / А. Москалев // Транспорт Российской Федерации. - 2007. - №
1. - С. 30-31.
6. Оценка возможностей технической реализации проекта единого информационного пространства транспортно-логистического комплекса / А. Симушков // Сборник докладов тринадцатой научно-практической конференции «Инфотранс-2008». - 2008. - С. 152-147.
7. Information architecture for intelligent products in the internet of things / Kary Framling, Jan Nyman // Research Report «Beyond Business Logistics NOFOMA». - Helsinki, Finland, 2008. - С. 224229.
8. Principles of formation Common Information area of transport and logistic complex / А. Simushkov, E. Korovyakovsky // Research Report «Fourth International Railway Logistics Seminar: Cooperation among Transportation Modes in Northern Europe». - Lappеeranta : University of technology, 2008. - С. 147-163.
9. Единое информационное пространство в транспортной логистике / А. Симушков // Железнодорожный транспорт. - 2009. - № 10. - С. 44-48.
10. Условия подготовки и перевозки скоропортящихся грузов : учеб. пособие / В. В. Ефимов. -СПб. : ПГУПС, 2003. - С. 103.
11. Технический регламент на проведение опытных перевозок скоропортящихся и продовольственных грузов по железным дорогам России в крупнотоннажных контейнерах-термосах постройки ООО «Транспортно-промышленная компания Петербург» / В. В. Ефимов. - СПб. : ПГУПС, 2005. - С. 8.
ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС
2012/1