УДК 94(470.342)
А. А. Смирнова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГУБЕРНАТОРОВ, ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРОВ И ПРАВИТЕЛЕЙ КАНЦЕЛЯРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ*
В статье рассматриваются разграничения полномочий и особенности взаимодействия губернаторов, вице-губернаторов и правителей канцелярии в конце XIX - начале XX в. в управленческой системе Вятской губернии.
The article deals with the division of powers, and peculiarities of interaction between governors, vice-governors, and the chiefs of the offices in the late XIX - early XX centuries in the management system of the Vyatka province.
Ключевые слова: губернатор, Вятка, чиновник, управление.
Keywords:governor, Vyatka, official, management.
На современном этапе развития системы государственного управления в России функционирует институт губернаторства, поэтому исследование опыта организации взаимодействия высшего чиновничества в провинции в начале XX в. является актуальным.
Эффективное развитие губернии зависело от слаженной работы чиновнического аппарата губернаторского корпуса, который играл главную роль в управлении губернией. Исследование организации взаимодействия чиновников позволяет выявить особенности формальных и неформальных отношений между ними. Особый интерес представляют взаимоотношения между губернатором и вице-губернатором, а также правителем канцелярии губернатора.
В целом, проблема взаимоотношений чиновников провинциальных губерний интересовала многих исследователей. Причины конфликтов губернаторов с подчиненными подробно проанализированы в работе А. С. Минакова [1], кроме того, автором рассматриваются меры, применяемые центральным руководством для повышения эффективности совместной работы чиновников. Нестабильным взаимоотношениям между губернатором и вице-губернатором посвящена статья С. В. Любичанковского, в которой анализируется конфликт С. Д. Горчакова и А. Ф. Шидловско-го [2]. В рамках проблемы взаимоотношения вла-
* Статья напечатана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 12-11-43004
© Смирнова А. А., 2012
сти и общества В. Е. Мусихин анализирует негативные отношения губернатора С. Д. Горчакова с бывшим правителем канцелярии П. Н. Шкляе-вым [3]. Рассматривая управленческую деятельность вице-губернатора В. А. Ратькова-Рожно-ва, Д. Н. Шилов, ссылаясь на мемуары вице-губернатора, отражает его взаимоотношения с губернаторами [4].
Губернатор был «ключевой фигурой в структуре губернской системы административного управления» [5], обладал большим количеством прав и обязанностей и играл решающую роль практически во всех губернских делах. Ближайшие помощники руководителя губернии, такие, как вице-губернатор, правитель канцелярии губернатора, также обладали большой властью в системе государственного управления губернией. Поэтому взаимоотношения между этими чиновниками оказывали влияние на качественное функционирование губернаторского корпуса.
«Общее учреждение губернское» подробно разъясняло полномочия губернатора и вице-губернатора, разграничивало их деятельность и отражало варианты замещения губернатора вице-губернатором. Губернатор тесно сотрудничал с вице-губернатором, который должен был «иметь ближайший и непосредственный надзор по всем частям губернского правления, наблюдая вообще за делопроизводством, благоустройством и порядком в целом в правлении и, в особенности, в канцелярии присутствия» [6]. Если губернатор по какой-то причине не управлял губернией, например, по причине отпуска, то вице-губернатор исполнял обязанности губернатора и подписывал все необходимые документы как «Исправляющий должность». Вице-губернатор был вторым человеком в управлении губернией на всех собраниях и заседаниях. Он должен был присутствовать «по мере возможности» во всех губернских комитетах, комиссиях и учреждениях, состоящих под председательством губернатора. В случае отсутствия губернатора в губернском центре, если он официально не передал полномочия, то вице-губернатор подписывал документы «За губернатора». Помимо этого вице-губернатор мог, при необходимости, осуществлять «частное обозрение городских и уездных управлений, донося каждый раз о командировке вице-губернатора Министру внутренних дел» [7].
Таким образом, можно отметить законодательно закрепленную связку высшего управления губернией, в которой вице-губернатору отводилась роль помощника, советника, а при случаях, закрепленных законодательством, - и исполнителя функций губернатора.
На протяжении 36 лет (1881-1917) в Вятской губернии сменилось 12 губернаторов и 11 вице-губернаторов.
А. А. Смирнова. Организация взаимодействия губернаторов, вице-губернаторов и правителей канцелярии..
Губернаторы Вятской губернии (1881-1917) [8]
ФИО Годы руководства
Тройницкий Николай Александрович 1876-1882
Волков Аполлон Николаевич 1882-1887
Анисьин Алексей Федорович 1887-1894
Трепов Федор Федорович 1894-1896
Клингенберг Николай Михайлович 1896-1901
Хомутов Павел Федорович 1901-1904
Левченко Александр Григорьевич 1904-1906
Горчаков Сергей Дмитриевич 1906-1909
Камышанский Петр Константинович 1909-1910
Страховский Иван Михайлович 1910-1914
Чернявский Андрей Гаврилович 1914-1915
Руднев Николай Андреевич 1916-1917
Вице-губернаторы Вятской губернии (1881-1917) [9
ФИО Годы руководства
Ратьков-Рожнов Всеволод Александрович 1879-1895
Новосельский Николай Николаевич 1895-1902
Мирю вич Владимир Михайлович 1902-1904
Мирно вич Петр Михайлович 1904-1905
Комаровский Виктор Владимирович 1905-1906
Шидловский Александр Федорович 1906-1907
Григорьев Дмитрий Дмитриевич 1907-1910
Дьяченко Сергей Сергеевич 1910-1913
Ден фон Виктор Эдуардович 1913-1914
Тизенгаузенбар. Дмитрий Орестович 1914-1915
Кандидов Павел Петрович 1915-1917
Довольно часто вице-губернаторы становились губернаторами. Так, в Вятку с должности вице-губернатора из 12 губернаторов пришли 6 чиновников, 4 перешли управлять губернией с поста губернатора, и 2 чиновника перешли управлять губернией с другой должности.
То есть из 12 чиновников только у 4 был опыт работы в должности губернатора: у А. Ф. Анись-ина был опыт руководства Томской губернией, у Н. М. Клингенберга - Ковенской, у И. М. Страховского - Тургайской, у А. Г. Чернявского -Тифлисской губернией [10].
Половина из указанных губернаторов были назначены управлять губернией с должности вице-губернатора, что являлось должностным вертикальным «лифтом» карьеры государственного управленца. Поэтому «вице-губернаторский пост был для чиновника не менее желанным, чем губернаторский, поскольку с него порой открывалась дорога на вершину бюрократического Олимпа... чиновник, прослуживший на вице-губернаторском посту, приобретал ценный управленческий опыт, дававший ему возможность продолжения карьеры» [11].
Вице-губернатор при губернаторе был его помощником, советником и зачастую главным рабочим механизмом в системе управления гу-
бернией, так как губернатор часто командировался в различные местности как на территории губернии, так и на территории всей Российской империи. К примеру, «В. А. Ратьков-Рожнов, за время пребывания на посту вятского вице-губернатора 36 раз принимал губернаторские полномочия и в общей сложности руководил губернией 2 года и 8 месяцев» [12].
На практике взаимоотношения между губернаторами и вице-губернаторами были различны и колебались от полного единодушия до абсолютного непонимания.
«Вновь назначенный губернатор, как правило, получал вице-губернатора в "наследство" от своего предшественника. После приезда нового начальника следовал период "срабатывания". Нередко уже с момента приезда у губернатора со своим "вицем" обнаруживалось полное единодушие» [13].
Так, продуктивное сотрудничество было между губернатором А. Ф. Анисьиным и вице-губернатором В. А. Ратьковым-Рожновым.
А. Ф. Анисьин был третьим главным администратором в губернии при В. А. Ратькове-Рожно-ве [14]. После четырех лет совместной работы А. Ф. Анисьин ходатайствовал об увеличении содержания вице-губернатора. В письме к П. Н. Дурново от 07 июля 1891 г. губернатор указывал на необходимость увеличения жалования: «Очевидно, что вице-губернаторский оклад в 3000 руб. в год - слишком мал для обеспечения приличной жизни, тогда как в губернии управляющие палатами и другими казенными частями могут избежать необходимых для вице-губернаторов расходов, что многими и делается, а между тем все они получают содержание выше вице-губернатора. Например: управляющий казенной палаты получает с добавочными 3500 в год, управляющий государственным имуществом -3440 в год, управляющий контрольной палатой -4000 в год и управляющий акцизными сборами -4500, такое же содержание - 4500 получает и председатель окружного суда» [15].
Помимо обоснования необходимости увеличения жалования А. Ф. Анисьин указывал и на то, что увеличение жалования можно произвести и без ассигнования из государственного казначейства, за счет сокращения штата в губернском правлении: «С некоторого времени делопроизводство в губернских правлениях настолько упростилось и сократилось, что можно без малейшего труда для дела упразднить две штатные должности: одну делопроизводителем - с окладом в 750 руб., и одну помощника делопроизводителя - с содержанием в 400 руб. От этого образуется по каждой губернии сбережение в 1150 руб., которые могут быть назначены в дополнительное содержание вице-губернатору» [16].
Данный пример свидетельствует о хороших взаимоотношениях внутри административно-управленческого аппарата губернии. «Одновременно с этим взаимные понимание и поддержка губернатора и вице-губернатора создавали положительный микроклимат для работы всей администрации губернии» [17], однако нередко отношения между губернатором и вице-губернатором не складывались.
Новый губернатор при назначении на должность вливался в управленческую жизнь губернии со своими нормами и правилами, т. е. со своим «уставом», а высший управленческий аппарат губернии привык взаимодействовать на определенных, сложившихся условиях, годами сформированных установках. Отдельные структурные единицы управленческого аппарата губернии начинали перестраиваться, что приводило иногда к кардинальным кадровым перестановкам.
В рассматриваемый период дольше всех на своей должности находился В. А. Ратьков-Рожнов. За 16 лет его работы сменилось четыре губернатора: Н. А. Тройницкий, А. Н. Волков, А. Ф. Анисьин, Ф. Ф. Трепов, об их деятельности вице-губернатор не всегда отзывался положительно.
Так, про губернатора Н. А. Тройницкого в своих мемуарах В. А. Ратьков-Рожнов писал: «Мне пришлось в Вятке служить последовательно с двумя губернаторами, из которых один попал на эту должность на 32 году жизни, совершенно не подготовленным к этой серьезной и ответственной должности, поэтому, имея за собой мало опыта и много уверенности, он высоко мнил о своих достоинствах, в действительности же был потешен в своей представительной роли» [18].
Следующего губернатора А. Н. Волкова вице-губернатор критиковал за равнодушное отношение к своим должностным обязанностям и отсутствие желания плодотворной управленческой деятельности: «... а другой, напротив того, был назначен почти в престарелом возрасте и если и имел 60 с небольшим лет, то от прежней бурной жизни представлялся человеком совсем отжившим, для которого полный покой казался целесообразным всякой деятельности» [19].
В итоге вице-губернатор приходит к выводу, что оба управленца не внесли положительный вклад в развитие губернии: «Оба они были переведены в другие губернии, не принеся никакой пользы Вятской губернии, хотя оба перед выездом из губернии городским общественным управлением были избраны в почетные граждане г. Вятки» [20].
Доходило и до открытого конфликта, когда уже не могло получиться конструктивного диалога между губернатором и вице-губернатором.
К примеру, во время работы губернатора С. Д. Горчакова у него произошел конфликт с
вице-губернатором А. Ф. Шидловским. Губернатор уехал из Вятки на три дня на охоту и не передал на это время управление губернией вице-губернатору, чем было вызвано замешательство среди губернской администрации, особенно при получении извещения из Петербурга об объявлении Сарапульского уезда на положении чрезвычайной охраны [21]. Губернатор написал П. А. Столыпину, что уезжал не на три, а на два праздничных дня, и что имение, куда он уезжал, было соединено с городом телефоном. Губернатор в своем письме обвинил вице-губернатора в авторстве статьи, а вице-губернатор, в свою очередь посчитал это оскорблением. В итоге вице-губернатор был переведен в другую губернию.
В данной ситуации открытого конфликта губернатора и вице-губернатора МВД встало на сторону губернатора, что было обычной практикой и в других губерниях: «МВД, являясь верховным арбитром в спорах губернаторов и вице-губернаторов, преимущественно поддерживало честь и репутацию первых лиц губернии. Вице-губернатор редко мог рассчитывать на помощь, даже если конфликт выносился на суд общественности» [22].
Таким образом, взаимоотношения между губернаторами и вице-губернаторами были противоречивыми. На практике довольно часто вице-губернаторы оставались на вторых ролях, слабо участвуя в управленческой деятельности, что могло стать причиной открытого конфликта, который сопровождался ротацией кадров или отстранением вице-губернатора от определенных рычагов управления в губернии.
Довольно значимой фигурой, приближенной к губернатору, был правитель канцелярии, который отвечал за ведение делопроизводства. Кроме того, он обладал правом надзора за канцелярией, проверял порядок финансовой отчетности, следил за сохранностью имущества [23].
От грамотной работы правителя канцелярии зависело довольно многое. «Если удавалось найти грамотного и расторопного правителя, вся делопроизводственная машина работала четко, а губернатору лишь оставалось подписывать подаваемые бумаги и отдавать распоряжения о составлении новых. Если же правитель не справлялся со своими обязанностями или выполнял их плохо, губернатор рисковал быть буквально погребенным под огромной бумажной массой» [24].
Примером полного взаимопонимания могут служить отношения между правителем канцелярии и губернатором А. Н. Волковым, которые описывал вице-губернатор В. А. Ратьков-Рожнов: «...он всецело отдался привезенному им с собою правителю канцелярии, к которому питал полное доверие по прежней совместной службе в
А. А. Смирнова. Организация взаимодействия губернаторов, вице-губернаторов и правителей канцелярии.
Рязани. В Вятке четырехлетнее управление этого сановника так и слыло по фамилии правителя канцелярии, а не губернатора, и, благодаря мирному настроению нравов и ровной деятельности, все обошлось благополучно» [25].
Но не всегда отношения между губернатором и правителем канцелярии были доверительными. Именно такая ситуация возникла во время работы губернатора С. Д. Горчакова и правителя канцелярии П. Н. Шкляева.
С. Д. Горчаков был жестким управленцем, чем вызывал недовольство общественности, которое вылилось в оппозицию среди местной интеллигенции. «Общее руководство кампанией по смещению губернатора возглавил председатель губернской Земской управы Иван Александрович Сухов, а план действий оппозиции принадлежал бывшему правителю канцелярии вятского губернатора Павлу Николаевичу Шкляеву» [26]. Губернатор, чувствуя недовольство общественности, признал недействительными выборы в Вятскую городскую думу, когда оппозиция добилась избрания городским головой Павла Николаевича Шкляева. В ответ П. Н. Шкляев, пользуясь дружескими отношениями с бывшими губернаторами, выступал с прошением о досрочном кадровом решении в отношении губернатора [27].
Большую роль в развитии Вятской губернии играла согласованная деятельность регионального руководителя и его ближайших помощников. Микроклимат и межличностные отношения внутри замкнутой управленческой структуры оказывали влияние на всю систему управления губернией. Многие губернаторы срабатывались со своими ближайшими помощниками и совместными усилиями трудились на благо губернии, но были и примеры негативного взаимоотношения, что приводило к снижению эффективности управления региона.
Примечания
1. Минаков А. С. Губернаторский корпус и центральная власть: проблема взаимоотношений (по материалам губернии Черноземного центра второй половины XIX - начала XX в.). Орел: «Орлик», 2011. 488 с.
2. Любичанковский С. В. «Смущение в центре губернской твердой власти обостряется». Документы Госархива Кировской области о конфликте вятского губернатора С. Д. Горчакова с вице-губернатором А. Ф. Шидловским. 1907 // Отечественные архивы. 2007. № 2. С. 102-114.
3. Мусихин В. Е. Вятский губернатор Сергей Дмитриевич Горчаков // Из истории Вятского края: К пя-
тилетию кафедры краеведения ВГПУ: сб. науч. ст. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. С. 37-52.
4. Шилов Д. Н. Вятский вице-губернатор В. А. Рать-ков-Рожнов и его мемуары // Краеведение в развитии провинциальной культуры России: материалы второй науч. конф. Киров, 2009.
5. Старков Д. А. Губернаторы в системе местного управления и их вклад в решение продовольственного вопроса в Российской империи в годы Первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917 г.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 10. 2008. № 1. С. 65.
6. Учреждение губернских правлений. Ст. 480. Отд. I. Общее учреждение губернское // Свод законов Российской империи. Т. II / под ред. И. Д. Мор-духай-Болтовского. СПб., 1912. С. 58.
7. Там же. С. 59.
8. ГАКО. Ф. 583. Оп. 80. Д. 48оц. Л. 61; Ф. 582. Оп. 40. Д. 55. Л. 55; Ф. 582. Оп. 138. Д. 200оц. Л. 14; Ф. 582. Оп. 142. Д. 312. Л. 75; Ф. 583. Оп. 603. Д. 855; Ф. 583. Оп. 603. Д. 868оц. Л. 7; Ф. 582. Оп. 151. Д. 144оц. Л. 4; Губернии Российской империи: История и руководители. 1708-1917 / ред.-сост. Ю. Н. Моруков. М., 2003. С. 97-98, 412.
9. ГАКО. Ф. 583. Оп. 603. Д. 846. Л. 1; Ф. 583. Оп. 603. Д. 662. Л. 8об; Ф. 583. Оп. 603. Д. 801. Л. 3; Губернии Российской империи: История и руководители. 1708-1917. С. 97-98, 412.
10. ГАКО. Ф. 583. Оп. 80. Д. 48оц. Л. 61; Ф. 582. Оп. 138. Д. 200оц. Л. 1; Ф. 582. Оп. 151. Д. 144оц. Л. 1; нии Российской империи: История и руководители. 1708-1917. С. 426.
11. Минаков А. С. Указ. соч. С. 318.
12. Трушков С. А. Персональные характеристики вятских вице-губернаторов второй половины XIX -начала XX вв. // Научные труды Вятского социально-экономического института: ежегодник. Киров: Изд-во ВСЭИ, 2003. С. 197.
13. Минаков А. С. Указ. соч. С. 305.
14. ГАКО. Ф. 583. Оп. 80. Д. 48оц. С. 50; ГАКО. Ф. 583. Оп. 603. Д. 580. С. 2.
15. ГАКО. Ф. 582. Оп. 99. Д. 84. С. 1.
16. Там же. С. 1.
17. Минаков А. С. Указ. соч. С. 318.
18. Шилов Д. Н. Указ. соч. С. 212.
19. Там же. С. 213.
20. Там же. С. 213.
21. Любичанковский С. В. Указ. соч. С. 105.
22. Минаков А. С. Указ. соч. С. 315.
23. О канцелярии и чиновниках, состоящих при губернаторах. Ст. 435. Отд. IV. Общее учреждение губернское // Свод законов Российской империи. Т. II / под ред. И. Д. Мордухай-Болтовского. СПб., 1912. С. 49.
24. Минаков А. С. «Я - хозяин губернии». Повседневная жизнь губернаторов в XIX - начале XX века // Родина. 2009. № 1. С. 101.
25. Шилов Д. Н. Указ. соч. С. 214.
26. Мусихин В. Е. Указ. соч. С. 42.
27. Там же.