УДК 34
Д.В. Гурулёв*
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ ДЕЛ, ПОДСУДНЫХ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ
В статье представлено внутреннее взаимодействие всех структурных подразделений, должностных лиц прокуратуры, а также внешнее взаимодействие, рассматриваемое как отношение субъектов, объединенных решением общих задач и входящих в различные ведомства. Обозначены направления совершенствования взаимодействия подразделений прокуратуры и арбитражного суда, в частности внедрение информационно-коммуникационных технологий в целях повышения уровня взаимодействия и качества отправления правосудия.
Ключевые слова: внутреннее, внешнее взаимодействие, формы, компоненты и задачи взаимодействия, органы государственной власти и местного самоуправления, основные направления совершенствования.
Среди элементов организации работы и управления в органах прокуратуры к числу обязательных и значимых относится взаимодействие. Это проявляется в первую очередь в том, что организация любого, как внутрисистемного, так и внешнефункционального, вида деятельности прокуратуры связана с необходимостью осуществления взаимных связей и контактов между субъектами, выстраивания деловых отношений, обеспечения согласованной деятельности по достижению общих целей. В полной мере это относится и к организации работы подразделений прокуратуры субъекта РФ по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, включающей в себя взаимодействие, а также координацию деятельности различных должностных лиц и подразделений.
В юридической литературе взаимодействие обычно рассматривают как согласованную деятельность неподчиненных друг другу организационно самостоятельных и обособленных субъектов, направленную на достижение единых целей [1, с. 160].
При организации работы в прокуратуре субъекта РФ для обеспечения функционирования всего аппарата прокуратуры и нижестоящих прокуратур в одном ключе по достижению эффективности в работе весьма значимым является организация, в первую очередь взаимодействия всех структурных подразделений, должностных лиц прокуратуры, в том числе прокуроров-руководителей и подчиненных работников.
Исходя из принятого разграничения, различают внутреннее (внутрисистемное) и внешнее (межведомственное) взаимодействие.
Внутреннее взаимодействие по работе обеспечения прокуроров в арбитражном судопроизводстве выражается в организационных отношениях субординации между прокурором-руководителем и подчиненным, с вышестоящими подразделениями прокуратуры Российской Федерации и нижестоящими прокуратурами городов, районов; реординационные, основанные на инициативе подчиненного и координационные отношения (субъекты равны по статусу).
* © Гурулёв Д.В., 2013
Гурулёв Дмитрий Викторович ([email protected]), заместитель прокурора Тамбовской области, старший советник юстиции, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Лермонтовская, 1.
В целях надлежащего исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.05.2012 г. № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе», руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в прокуратурах субъекта Российской Федерации устанавливается обычно определенная схема (механизм) взаимодействия структурных подразделений прокуратуры по направлению исков (заявлений) в арбитражный суд. Работа по подготовке, предъявлению и поддержанию исков и заявлений в арбитражном суде строится во взаимодействии подразделений прокуратуры субъекта Российской Федерации и прокуратур городов, районов по следующей интегративной схеме:
— подготовленные иски (заявления) и собранные материалы передаются для предварительного согласования структурному подразделению, осуществляющему участие в арбитражном процессе;
— отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе изучает поступившие из иных структурных подразделений прокуратуры субъекта Российской Федерации проекты исковых заявлений (заявлений); по результатам рассмотрения составляется мотивированное заключение о целесообразности направления исков (заявлений) в суд;
— заключение подписывается работником отдела, на рассмотрении у которого находился материал, согласовывается с начальником отдела. В необходимых случаях утверждается заместителем прокурора субъекта Российской Федерации по направлению деятельности.
Участие прокурора в рассмотрении арбитражным судом дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям, правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции), обеспечивает работник соответствующего структурного подразделения прокуратуры субъекта.
По мнению Ф.М. Кобзарева, внутреннее взаимодействие имеет место:
— при реализации прокурором таких обязательных элементов организации работы прокуратуры, как распределение обязанностей, информационно-аналитическое обеспечение, прогнозирование, планирование работы, контроль и проверка исполнения;
— при выстраивании субординационных, реординационных и координационных отношений с прокуратурой субъекта Российской Федерации и иными вышестоящими подразделениями прокуратуры;
— при взаимной согласованности деятельности с другими городскими, районными и приравненными к ним специализированными прокуратурами;
— при отношениях консультативно-методического характера с научными и образовательными учреждениями системы прокуратуры.
Среди особо значимых элементов формирования механизма схем взаимодействия в прокуратуре города, района следует выделить распределение служебных обязанностей между работниками прокуратуры, а также взаимодействие с другими прокуратурами одного уровня [1, с. 170].
В работе по подготовке исковых материалов активно взаимодействуют прокуроры районного звена с прокуратурой субъекта РФ.
Приоритет в данном направлении работы должен отдаваться содержательной стороне, характеру исковых требований, своевременности прокурорского вмешательства, умению прокурора использовать весь арсенал правовых средств, чтобы добиться вынесения по делу законного решения, а также его реальному исполнению.
На уровне прокуратур субъектов РФ по вопросу обеспечения участия прокуроров в арбитражном процессе взаимодействие определяется конкретными приказами, распоряжениями, положениями об управлениях (отделах).
Внутреннее взаимодействие подразделений прокуратуры включает в себя связи с научными и образовательными учреждениями системы прокуратуры. Формой такого взаимодействия является проведение научно-практических конференций, семинаров,
распространение положительного опыта деятельности прокуратуры, подготовка совместных методических мероприятий.
Практика показывает, что основное внимание должно уделяться проведению семинаров для прокуроров районного звена, поскольку основная масса нарушений в сфере экономики выявляется именно на этом уровне. От профессионализма данных подразделений зависит эффективность работы прокуратуры субъекта РФ.
Таким образом, взаимодействие внутри подразделений прокуратуры отличается многообразием форм и способов. Задачами взаимодействия выступают различные промежуточные цели. В числе таких целей можно назвать выработку единого подхода к пониманию и применению законов; устранение дублирования в деятельности подразделений прокуратуры по предотвращению правонарушений в сфере экономики, по которым возможно принятие такой меры прокурорского реагирования, как обращение в арбитражный суд.
В отличие от внутреннего взаимодействия, внешнее взаимодействие рассматривается как отношение субъектов, объединенных решением общих задач и входящих в различные ведомства.
Для органов прокуратуры таковым является взаимодействие с судами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, контролирующими органами, общественными и другими организациями. Основными формами взаимодействия органов прокуратуры являются: обмен информацией; участие в проведении и проведение совместных совещаний, заседание соответствующих подразделений, органов, советов, комитетов, рабочих групп; внесение предложений, участие в подготовке или совместная разработка предложений по формированию различных комплексных планов, программ; участие в разработке или совместная подготовка предложений по совершенствованию законодательства [2].
В рамках обеспечения участия прокурора в арбитражном судопроизводстве зачастую эффективно организуется взаимодействие с общественными организациями.
В июне 2009 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой РФ и Торгово-промышленной палатой РФ. Соглашение, направленное на укрепление законности и правопорядка в сфере предпринимательской деятельности, предусматривает сотрудничество по таким направлениям, как обеспечение защиты и прав законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса, посредством разработки и реализации мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных проявлений, недобросовестной конкуренции, преодоление административных барьеров, рей-дерских захватов предприятий и незаконного передела собственности, а также мероприятий, направленных на защиту рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции, проведение совместного мониторинга правовых актов на предмет наличия в них коррупционных положений, организация и проведение мониторингов соблюдения прав и интересов предпринимателей.
Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия прокуроров с органами государственной власти и местного самоуправления. Нарушения в сфере экономики выявляются в результате прокурорского надзора за соответствием правовых актов органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления федеральному законодательству.
С органами контроля, в том числе налоговыми органами, прокуратура строит отношения так, чтобы обеспечить получение более полной информации о нарушениях законов в сфере экономики и обстоятельствах, способствующих нарушению законов в данной сфере. Налоговые органы как органы, регистрирующие юридические лица, взаимодействуют с прокуратурой в целях обмена сведениями о нарушениях в сфере экономики, требующих прокурорского вмешательства в рамках арбитражного судопроизводства, а также получения сведений из ЕГРЮЛ.
Одним из наиболее сложных вопросов в деятельности прокуратуры является определение нормативного правового акта как соответствующего закону или противоречащему ему. Как показывает практика, до 75 % нормативных правовых актов субъектов РФ оспаривается именно в связи с нарушением предмета ведения, компетенции и полномочий. В случае получения сведений от Управления юстиции субъекта РФ прокуратура обращается с заявлением в арбитражный суд о признании нормативных правовых актов недействующими и не подлежащими применению.
Непременное условие эффективной реализации принципа гласности в деятельности российской прокуратуры — использование современных методов и средств, сформированных прежде всего в системе отношений средства массовой информации — прокуратура. При этом СМИ являются постоянным источником профессиональной информации для прокуратуры, служащей для выявления нарушений закона, в том числе в сфере экономики.
Весьма важным аспектом внешнего взаимодействия является деятельность прокуроров и органов судебной власти, прежде всего арбитражного суда. Правовую основу взаимодействия этих органов составляют положения Конституции РФ (ст. 2) о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав личности — обязанностью государства, а значит, и таких органов государственной власти, как прокуратура и суд. Общие цели прокуратуры и суда отражены в нормах процессуальных законов. На обеспечение законных прав и судебной защиты интересов субъектов экономической деятельности направлены требования АПК РФ.
На сегодняшний день не существует распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, дополнительно регламентирующих взаимодействие между указанными органами власти. Вместе с тем с учетом технического прогресса, современных возможностей электронного документооборота и создания унифицированных межведомственных баз данных или порталов назрела необходимость в целях повышения эффективности выполнения государственных функций в издании таких распорядительных документов или заключении соглашения о взаимодействии. Проведенный опрос показал, что такие соглашения уже заключены минимум в 6 субъектах РФ между региональными прокуратурами и арбитражными судами.
Деятельность органов прокуратуры по осуществлению взаимодействия с арбитражным судом должна строиться на определенных принципах, а именно: законности, эффективности, объективности, планомерности, непрерывности, комплексности. Наиболее характерными чертами взаимодействия органов прокуратуры с арбитражным судом являются:
— наличие общей цели, достижение которой предполагает объединение усилий;
— организация совместных согласованных действий, позволяющая органам прокуратуры и суду эффективно реализовывать общие для них направления деятельности;
— взаимный обмен информацией, обоюдное влияние друг на друга, вызывающие изменения представлений о предмете взаимодействия.
Проведение совместных мероприятий является одной из наиболее важных форм сотрудничества. К подобным мероприятиям относят научно-практические и иные конференции, совместные совещания, круглые столы, семинары, рабочие встречи, диспуты.
Взаимодействие между прокуратурой и арбитражным судом должно быть направлено на повышение эффективности результатов деятельности его участников. С этих позиций можно выделить следующие компоненты алгоритма взаимодействия прокуратуры и арбитражного суда:
— выработка единого подхода к применению законов, формирование единообразной правоприменительной практики;
— разработка мер по предотвращению правонарушений в сфере экономики, совместное проведение семинаров, совещаний, конференций, коллегий, заседаний президиума арбитражного суда и других мероприятий по различным вопросам правоприменения;
— обмен методическими рекомендациями и обзорами практики применения действующего законодательства;
— выработка совместных предложений по совершенствованию действующего федерального и регионального законодательства для дальнейшего внесения их субъектам законодательной инициативы.
Особенно важным компонентом такого взаимодействия является внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность прокуратуры и арбитражного суда в целях повышения уровня взаимодействия и качества отправления правосудия. Общая тенденция взаимодействия с арбитражным судом в данном виде деятельности — развитие и упрочение состязательности судопроизводства, повышение ответственности участников процесса, а также эффективности деятельности прокуратуры и арбитражного суда.
Для повышения уровня взаимодействия прокуратуры субъекта РФ и арбитражного суда по направлению обеспечения участия прокурора в арбитражном судопроизводстве предлагается следующее:
— минимизировать документооборот на бумажных носителях путем использования электронной почты, например, определения о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания, назначении дела к судебному разбирательству, отложении судебного разбирательства и уведомление об объявлении перерыва в судебном заседании, адресованное прокуратуре субъекта Российской Федерации и прокурорам городов, районов, направлять в прокуратуру электронной почтой;
— секретарям судебных заседаний направлять судебные акты в прокуратуру субъекта РФ в электронном виде в соответствии с утвержденным в суде порядком;
— представителю прокуратуры, уполномоченному на получение судебных актов в электронном виде, получать направленные судебные акты и уведомлять суд об их получении посредством реализации функции уведомления о прочтении электронной почты;
— прокуратуре субъекта РФ обеспечивать максимальное использование сервиса при подаче исковых заявлений и жалоб прокуратуры субъекта РФ, города, района в электронном виде через сеть Интернет.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что взаимодействие (внутреннее и внешнее) прокуратуры отличается многообразием форм и способов. Задачами взаимодействия выступают различные промежуточные цели, а именно:
— расширять связи с научными и образовательными учреждениями системы прокуратуры (проведение научно-практических конференций, семинаров, культивирование положительного опыта деятельности прокуратуры, выработка методических рекомендаций);
— развивать систему автоматизации в деятельности прокуратуры и арбитражного суда в целях повышения уровня взаимодействия и качества отправления правосудия.
Основными направлениями совершенствования взаимодействия должны стать следующие:
— выделение в Регламентах прокуратур субъектов РФ специального раздела «Взаимодействие подразделений и должностных лиц прокуратуры» с указанием в нем целей и принципов взаимодействия структурных подразделений, порядка и формы взаимодействия, полномочий участников и их ответственности за результаты совместной деятельности;
— заключение соглашений о взаимодействии прокуратур субъектов РФ с арбитражными судами первой инстанции, предусматривающих совместные мероприятия
по разработке проектов решений межведомственных совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, направленных на повышение эффективности организации работы в сфере арбитражного судопроизводства;
— совершенствование взаимодействия с прокурорами городов, районов в рамках проведения научно-практических конференций, семинаров, стажировок, совместных методических мероприятий (в том числе распространение положительного опыта) по направлению работы участия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами.
Библиографический список
1. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учеб. / под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Ин-т пов. квалиф. руковод. кадров Генпрокуратуры РФ, 2005. С. 160.
2. Кобзарев Ф.М. Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации: метод. материалы к семинару / Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Академии Ген. прокуратуры РФ. М., 2009. 19 с.
3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. А.Т. Касавина. М., 2009. С. 124.
4. Сорокин П.А. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1. С. 82.
5. Науменко Е.С. Организационно-правовые способы взаимодействия органов исполнительных власти и институтов гражданского общества: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 223 с.
6. Семенюк Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2003. С. 10.
7. Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51—56.
8. Коган В.З. Маршрут в страну Информологию. М., 1995. С. 10.
9. Авакян Е.Г. Опыт создания системы электронного правосудия в арбитражных судах Российской Федерации // ВАС РФ. 2011 № 6. С. 68.
D.V. Gurulev*
ORGANIZATION OF INTERACTION OF ACTIVITIES OF SUBDIVISIONS
OF OFFICES OF PUBLIC PROSECUTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION TO ENSURE THE PARTICIPATION OF PROSECUTORS IN THE TRIAL OF CASES UNDER THE JURISDICTION OF ARBITRATION COURTS
The article considers the internal interaction of all structural divisions, officials of the Offices of Public Prosecutor, and also external interaction, considered as a ratio of subjects united by solution of common problems and members of different departments. The directions of perfection of interaction of divisions of Offices of Public Prosecutor, in particular the introduction of information and communication technologies in the activity of the Offices of Public Prosecutor and court of arbitration in order to increase the level of interaction and quality of administration of justice.
Key words: interaction, internal communication, external interaction, forms of interaction, interaction with state authorities and local self-government, components of interaction, tasks of interaction, basic directions of perfection of interaction.
* Gurulev Dmitriy Viktorovich ([email protected]), Deputy Prosecutor of the Tambov region, senior adviser of justice, Tambov, Russian Federation.