Организация встреч с иностранными партнерами: нужен ли дресс-код ?
Т.И. Рубцова
«Первое впечатление нельзя произвести дважды» А. Васильев, историк моды
Конечно, непросто возвращаться с маленького или большого обеда обратно в офис и продолжать переговоры. Но работа есть работа. Хотя взгляд и расслаблен, но он четко цепляется за внешность партнера, особенно, когда мы мало знакомы. Разглядывая деловую одежду, мы пытаемся определить страну, стиль, следование моде, отметить соблюдение или не соблюдение традиций и еще кучу всевозможных внешних мелочей во внешней составляющей имиджа, которые рассказывают нам о человеке. А это на 70% та скрытая информация, доступная нам, которая не выражена речью. Ведь 30% сведений о партнере, о его уровне интеллектуального и духовного развития, т.е. внутреннюю составляющую имиджа, мы уже попытались оценить раньше, на первом этапе переговоров.
Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд знакомства и по первым пяти секундам разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль в нашей карьере, в умении общаться с другими людьми, не столько одной с вами национальности, сколько с деловыми партнерами из разных стран мира, что рано или поздно непременно скажется на всей нашей жизни.
Так же, как мы рассматриваем знакомых и незнакомых людей, точно так же и другие люди не оставляют без внимания нас, оценивая как положительные, так и отрицательные стороны нашего внешнего облика. Неудачно подобранные цвета в нашей одежде, небрежно причесанные волосы, вышедший из моды макияж, - окружающие замечают все, даже те мелочи, на которые, как нам кажется, никто не обратит внимание. Поэтому не надо забывать, что точно так же как мы наблюдательны и критичны по отношению к окружающим, так наблюдательны и критичны и окружающие по отношению к нам.
Если наш внешний вид не внушает почтения, а цвет наряда бьет прямо в глаза, то слушатели просто отключаются от нас, разглядывая изо всех сил, не понимая, а о чем собственно идет речь. Дело не в том, что наше сообщение было не интересным, а в том, что что-то в нашей внешности мгновенно поставило барьер между нами и слушателями. Особенно это касается традиций и обычаев разных стран мира.
При выборе одежды мужчины и женщины во всем мире обязательно обращают внимание на три параметра, которые характеризуют тот или иной вид одежды. Это мода, стиль и цвет одежды.
Известно, что слово «мода» (французское «mode» и немецкое «Mode») произошли от латинского «modus» - мера, правило, предписание, способ, образ.1 Именно в значениях «способ» и «образ» оно использовалось веками во французском языке и продолжает использоваться и по сей день.
В русский язык слово «мода» пришло в 17 веке и распространилось в 18 веке. В эпоху Петра оно означало «образец», «манера». Во второй половине 18 века слово «мода» укоренилось настолько, что возникла пословица: «То не грешно, что в моду вошло». Кроме того, появилось много производных от слова «мода»-«модник», «модничать», «модена» (щеголиха) и др.
В 17-18 веках в разных языках это слово было тесно связано со словом «обычай»; нередко эти слова использовались как взаимозаменяемые, в одинаковых или близких значениях. Так, старинная французская пословица гласит: «В каждом краю, - своя мода», т.е. в каждом краю существуют свои особые обычаи. В словаре В.И. Даля, так же и в Большом универсальном словаре 19 века Пьера Ларусса, мода определяется как «ходячий обычай, временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах»2.
При сословном строе в средневековой Европе обычай, а также право, религия или монаршая воля предписывали различным сословиям и навечно закрепляли за ними различные, четко фиксированные культурные образцы. Еще Петр I в «Табели о рангах» писал, «чтобы каждый чиновник одевался в соответствии со своим служебным положением не хуже и не лучше, а как чин того требует». Позднее правила эти были распространены и на жен чиновников. В 1742 г. был издан указ, дозволяющий только особам первых пяти классов носить шелка, парчу или кружева. При этом кружева должны быть не шире четырех пальцев. Принадлежащие к третьему классу, могли носить одежду из бархата или материи, стоившей не более трех рублей за аршин. Не имевшим ранга запрещалось носить бархат.
В середине 18 века при дворе женщинам не разрешалось носить платья черного цвета независимо от того, к лицу или нет им были другие цвета. Кроме того, во время приемов дамы должны были являться во дворец в спе-
циально сшитых для этого «мундирных платьях». Попытки заимствования образцов у других сословий сурово наказывались. Об этом говорят, в частности, многочисленные «законы против роскоши», запрещавшие представителем низших сословий подражать знати во внешнем облике. Французский король Филипп Красивый (1285-1314) запретил горожанам носить горностай, белку и некоторые другие меха, украшать одежду золотом и драгоценными камнями, пользоваться восковыми свечами и даже установил максимальное количество блюд, которое горожане могли подавать у себя дома.3
Для соответствующих типов общества мода и обычай выступают как механизмы социальной регуляции поведения. Они представляют собой некие способы, стандарты и правила поведения, желаемые, с одной стороны, обязательные - с другой. Так, например, когда Петр I решил своим Указом от 29 августа 1699 г. ликвидировать бороды, то им же он установил и длину женской юбки, которую он решил укоротить на подобии французского или венгерского наряда. Если юбка превышала установленную длину, то ее всенародно обрезали, нисколько не щадя стыдливости женщин.4 Тот способ, который употреблял Петр I в борьбе с бородами и национальными русскими платьями, по справедливому замечанию историка С.М. Соловьева, «был завещан ему предшественниками, и другой способ был тогда немыслим ... Еще в 1681 г. царь Федор издал указ
о ношении коротких кафтанов, в охабнях и однорядках было запрещено являться в Кремль».
А что же в наше время изменилось в установлении модных стандартов? Даже в 50-е годы борьба со «стилягами» у нас в стране была направлена не только против узких брюк, «коков» и туфель на толстой подошве у мужчин, но и против женских брюк. Женщинам в брюках был запрещен вход во многие общественные места, на улицах их подвергали насмешкам и оскорблениям. Сегодня женщина в брюках уже никого не шокирует и воспринимается как нормальное повседневное явление, напротив прежняя неприязнь к женским брюкам вызывает удивление. Можно сказать, что в данном случае мужской обычай превратился затем в женскую моду, а позднее,- и в женский обычай, поскольку ношение брюк женщинами стало уже традиционным.5 Для большин-
ства стран мира существует дрес-код для деловой одежды, в котором помимо довольно строгих мужских деловых костюмов с рубашками и галстуками свое место заняли и женские брючные деловые костюмы. Так, например, в Бразилии и Аргентине, в Китае и Сингапуре, не говоря уж о таких европейских странах, как Германия, Франция, Италия, Испания, большой популярностью пользуются у женщин именно брючные деловые костюмы.6
Конечно, такое положение существует далеко не везде. В Арабских странах следует надевать на переговоры легкий, темный костюм, рубашку и галстук. Никаких брюк для женщин. Руки и ноги должны быть закрыты. Желательно помнить, что и в государствах Персидского залива для женщин также не допустимы брюки.
Культурные традиции вообще являются одним из основных источников, из которых черпаются модные стандарты, но эти извлеченные из традиции стандарты обозначают модные ценности, которые «входят» в моду и «выходят» из нее. Так, английский исследователь истории костюма Д. Лэйвер проиллюстрировал эту мысль следующим образом.7
Один и тот же костюм будет:
непристойным - за 10 лет до своего времени,
неприличным - за 5 лет,
экстравагантным - за 1 год,
изящным - в свое время,
безвкусным - 1 год спустя (после своего времени),
отвратительным - через 10 лет,
забавным - через 30 лет,
причудливым - через 50 лет,
очаровательным - через 70 лет,
романтичным - через 100 лет,
прекрасным - через 150 лет.
Японская мода использует очень много национальных традиций в покрое одежды вообще и в выборе тканей, в частности. При этом именно в Японии зарегистрировано большое число жертв моды. Они главные потребители люксовых марок. 44% товаров класса люкс сбывается именно на Востоке.8 Японское ки-
моно имеет много предназначений от традиционно праздничной одежды до простой рабочей.
Женщины, занимающиеся в Индии бизнесом, могут так же в рабочее время носить сари, хотя считается, что оно больше подходит для приемов и торжественных встреч. Здесь главное, - правильно в него завернуться в соответствии с индийской традицией. Другой рабочей одеждой для индийских женщин является костюм с прямой юбкой до колен или с брюками. Есть два рода таких костюмов, они различаются тем, что у одного из них жакет свободный, а у другого приталенный.9
В Турции женщинам не разрешается одеваться слишком фривольно: носить прозрачные ткани, глубокие вырезы, мини-юбки и обтягивающие брюки, что соответствует мусульманским традициям максимально закрывать тело.
В Греции, как и в большинстве южно-европейских стран, в которых царят довольно строгие нравы, следует воздержаться от ношения чересчур открытой одежды. Это дает возможность проявить уважение к культуре и морали той страны, с партнерами которой вы встречаетесь. 10
Корейские деловые партнеры тоже довольно щепетильны в вопросах одежды на переговорах. Мужчинам из других стран лучше всего надеть строгий деловой костюм традиционных цветов, белую рубашку с неярким галстуком. Для женщин абсолютно исключены брюки.11
Аргентинцы чрезвычайно официальны в одежде и носят воротничок и галстук, даже путешествуя по реке через джунгли.12
Манера одеваться все-таки очень разнится в разных странах. В Ливии, например, намного официальнее, чем можно было ожидать от тропических условий. Белые тиковые костюмы почти не носят, а тропическое бремя пиджачных пар с воротником и галстуком полагается нести весь день. С другой стороны, в Верхней Вольте тропические брюки и рубашка с открытым воротом, как правило, надевают на обычные деловые встречи, а на официальные переговоры, все-таки пиджак, рубашка и галстук. Для того чтобы не думать, когда, что надеть, достаточно изучить буклеты Министерства торговли.13
«Мода преходяща, стиль вечен», - говорил известный французский модельер Ив Сен-Лоран. Под словом «стиль», подразумевается единство основных идейно-художественных особенностей, черт. Они проявляются в творчестве писателя, композитора, художника, скульптора, архитектора и, наконец, модельера.
До конца 19 века этикет устанавливал жесткие правила костюма для четкого разграничения социальных различий, и нарушение этих правил могла привести к строгому наказанию. И только утверждение общественной роли женщины стало толчком для развития моды в целом и делового костюма, в частности. В послевоенные годы 20-е годы в Европе в широкий обиход вошли укороченные юбки и полуклас-сические брюки «а-ля мужской стиль». Свобода движений, предоставленная этими новинками, способствовала и быстрейшей эмансипации женщин, символом которой была Габриэль Шанель. Она выпускала на рынок подчеркнуто простые костюмы и платья, которые при желании можно было надевать в любых ситуациях. Именно благодаря Шанель, женщины имеют возможность носить как классические твидовые костюмы, так и брючные ансамбли, простые, но бесконечно элегантные, а главное всегда актуальные.
В конце 20-х годов в советской России проектировались три стиля деловой одежды: для трудовой деятельности в целом (советский чиновник), для специфических профессий (пожарный, милиционер, доярка и т.д.) и для занятий большим спортом. Ведущими модельерами тех лет, заложившими основы современного делового костюма, были Варвара Степанова и Любовь Попова, именно они принялись кроить и шить обычную рабочую униформу.
Следующим золотым веком делового костюма стали 80-е годы. Именно в эти годы американскими модельерами Донной Каран и Кальвином Кляйном создается одежда для успеха - «dress for success», отражающая, как и прежде, принадлежность к той или иной социальной сфере, или свободная от какой-либо идейной нагрузки наряд. Однако большинство профессионалов и критиков моды считают, что «мы не свободны от определенных социальных условностей и следуем правилам того истеблишмента, к которому относится наша профессиональная карьера».14
С этим нельзя не согласиться. В одних кругах этого правила жестко придерживаются, а в других, - более либеральны в этом вопросе.
Самая молодая первая леди Америки, Жаклин Кеннеди, впервые среди первых леди заказывала одежду у французских кутюрье, - Живанши, Шанель и Пьера Кардена,- так называемый «простой стиль». Ее поддержала и Раиса Горбачева, первая леди России, которая придерживалась того же «простого стиля». Одетая с безупречным вкусом, аккуратно причесанная, она произвела настоящий переворот в умах своих сограждан, представителей остального мира, создав совершенно новый образ российской женщины. Супруга бывшего президента США, Лора Буш, всегда предпочитает «техасский стиль», который не очень подходил к ее тогдашнему положению и служил предметом обсуждения журналистов. Супруга бывшего канцлера ФРГ, Дорис Шредер-Кепф, отлично справляется с любым видом одежды, предпочитая свой собственный стиль,- «журналистский», -джинсы, блузки и пиджаки.15
Высокое социальное положение элиты делает ее в значительной степени неуязвимой по отношению к санкциям моды. «Принц Уэльский может позволить себе надеть соломенную шляпу вместо фетровой, которую обычно носят англичане в летнее время, он может восстать против жестко накрахмаленной сорочки в вечерней одежде или появиться на официальном приеме в одежде для отдыха, - пишет
Э.Херлок. Все это он может сделать, не рискуя вызвать в свой адрес нелестные отзывы. Но, пусть только мистер Никто попытается сделать тоже самое, как он тут же превратиться в мишень для насмешек всего своего окружения. Каждый будет относиться к нему с сожалением, и никто не последует его примеру»16.
Большинство людей считает, что стиль более важен, чем мода или даже вкус. Вкус хотя и представляет собой, без сомнения, ценное качество, скорее всего, ассоциируется с консервативным мышлением. Мода меняется, а стиль остается благодаря своей индивидуальности. Р.Д. Льюис так описывает стиль одежды типичного англичанина. «Англичанин носит твидовый костюм или тройку в полоску с искрой, а в дождливую погоду надевает макинтош из непромокаемой ткани «бэрберри». На голове у него шляпа-котелок, в руке тщательно сложенный черный зонтик с тростнико-
вой ручкой, а в левой подмышке зажата либеральная газета».17 Так было вчера, так есть сегодня и так будет завтра.
Многие дома haute couture18 (изготовление моделей по индивидуальным заказам) в настоящее время посвящают большую часть своей деятельности торговле готовой одеждой (показы ее называют pret a porter). Если повнимательнее присмотреться, то обнаружатся некоторые подходы к моде, которые помогут выработать свой собственный стиль.
Самыми распространенными в мире являются два основных стиля деловой одежды, -это консервативный стиль и классический.19
В таких странах, как Египет, Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды, страны Латинской Америки, принято одеваться строго консервативно. В государствах Персидского залива в почете также одежда официальная, желательно темных тонов, при этом традиционно следует закрывать руки и ступни ног. В Японии проповедуется, в частности, стремление не выделяться, что очень ощущается и в стиле одежды. Стиль костюма и внешнего вида в японском деловом мире весьма консервативен. Вероятно, соответствие определенным правилам в одежде распознается как принадлежность к тому же самому деловому сообществу, кругу людей, с которыми «можно иметь дело»20. При контакте с японскими бизнесменами костюм и галстук обязательны, однако, галстук может быть самой радикальной расцветки, если костюм строгий, это не вызывает удивления. Одежда должна быть чистой, особенно ботинки. В самой Японии 99% сотрудников компаний ходят на работу в черных лакированных ботинках. Однако, если чистая одежда немного помята, то это не вызывает осуждения, - значит, что вы «горите на работе».21
В Китае, с одной стороны, скромность в одежде без претензий является нормой. С другой стороны, отправляясь на переговоры с китайскими бизнесменами не нужно бояться показаться им богатыми, - богатство и дорогие вещи очень престижны в Китае. Но при этом необходимо максимально придерживаться строгого делового стиля в одежде, избегая излишеств (декольте, вызывающе короткие юбки, элементов экстравагантности и т.п.), особенно в украшениях. Реакция может оказаться неадекватной.22
В Италии элегантно одеваются не только по праздникам, но и в повседневной жизни. Партнеры из Латвии так же предпочитают качественную одежду консервативного стиля. Никаких ярких цветов, одежда должна быть опрятной, а обувь чистой. Отступление от этого могут интерпретировать как отсутствие уважения.23 В Греции официальный костюм носят даже, если жара бьет все рекорды. Впрочем, правила позволяют носить рубашку с коротким рукавом и галстук.
При жестких правилах к ношению одежды, действующих в крупных компаниях, иногда делается и отступление от них. Так, например, в США и Германии по пятницам придерживаются неформального стиля в одежде, иногда это означает спортивный стиль и даже джинсы. В остальные дни недели в большинстве фирм действует строгий дресс-код, согласно которому на работе мужчины носят костюмы с галстуком, а женщины - деловые костюмы с брюками или юбкой.24 У американцев не принято два дня к ряду приходить на работу в одной и той же одежде. Считается, что такой человек не ночевал дома, а для пуританских американцев это положение не допустимо.
В Дании, как и в Норвегии и Швеции,
стиль деловой одежды более раскован, чем в Германии. Это относится и к одежде при посещении церкви: она может быть в свободном стиле.
В Израиле могут одеваться довольно неформально, шорты, рубашки с коротким рукавом и безрукавки. Мужчинам могут простить отсутствие галстуков.25
Манера одеваться в Австралии отличается демократичностью, хотя в деловых сферах придерживаются все-таки костюма и галстука.
Консервативный стиль одежды предполагает и соответствующее официальное поведение, в частности, на переговорах. Однако, так не всегда бывает. Через некоторое время, типичный англичанин может на деловой встрече снять пиджак, закатать рукава у рубашки и вести себя очень неофициально.
Первое впечатление от костюма возникает, благодаря цвету. Эмоциональному воздействию цвета уделяется большое внимание при создании современного костюма. Что же касается деловой одежды, то 60% деловых лю-
дей во всем мире предпочитают носить костюмы основной цвет которых, - серый, 30% -темно-синий, а 10% - коричневый. Так, например, темный брючный костюм, застегнутый доверху, соответствует представлением о правильной форме одежды бизнес-леди в Японии.26 В Китае в офисах носят то же, что и европейцы. На важную встречу рекомендуется надеть костюм спокойных тонов, белую рубашку и галстук консервативного стиля. Женщины чаще всего надевают брючный костюм с застегнутой до верху блузкой. Обтягивающая одежда у женщин не приветствуется. Белый и черный цвет - цвета траура, а красный -цвет счастья. В Сингапуре, как и в Таиланде, также цветами траура считаются черный и белый цвета.27 Для Гонконга, - белый цвет, или королевский голубой, считаются также цветами траура.28 И в Японии не следует надевать одежду белого цвета.
Передвигаясь по миру всегда нужно быть осторожным с выбором цвета, поскольку он может нести и символическое значение. Так, желтый халат в Китае носил только император, коричневый и белый - престарелые сановники, голубой без вышивки - студенты, белый
- крестьяне, черный - бедняки.29
В США, как и во многих других странах, действует правило: «Чем выше должность, тем официальнее костюм». В деловой жизни приняты только темные костюмы. Не желательны сочетания брюк и пиджака разного цвета или разной ткани. Женские классические брючные костюмы должны быть спокойных тонов, без вычурности и экстравагантности. А в Перу, наряду с темными, вполне допустимы и светлые деловые костюмы.
Цвет в костюме также должен сочетаться не только с внешним обликом человека, но и с его темпераментом. Мальком Ливин, британский модельер, имиджмейкер бывшего британского премьер-министра Тони Блэра, в одном из интервью сказал: «Я предложил Тони приглушенные, глубокие цвета и мягкие на ощупь ткани. Я предложил ему носить креп. Я хотел помочь ему стать стильным - молодым, готовым к переменам, очень дружелюбным. Креп дополнил его личность».30
Мужской деловой костюм желательно все-таки покупать темного цвета, который никогда не выходит из моды. Выбор покроя костюма зависит от личного вкуса, для большинства
мужчин подходит не слишком узкий и не слишком бесформенный костюм, это что-то среднее между бесформенными американскими костюмами и узкими европейскими костюмами.
Помимо скучного консервативного стиля (хорошо сшитая пиджачная пара, из современной облегченной ткани, темно-синей в мелкую полоску или из однотонно серой ткани с белой рубашкой, или рубашкой в полоску) типичные англичане, в зависимости от сферы деятельности, могут добавить в свой наряд элемент экстравагантности. Что проявляется в фактуре ткани, в цветовой гамме галстуков и платков, цветовой гамме рубашек, а также в сочетании цветов. Этим грешат художники, писатели, артисты и все люди творческих профессий. И пока они поднимаются по иерархической лестнице, это создает им положительный имидж, двигает их, а, поднявшись на верхние рубежи власти, они возвращаются к скучному, холодному консервативному стилю и темным цветам.31
Женский деловой костюм в отличие от мужского, может быть практически любого цвета, только нельзя допускать ярких оттенков, таких как красный, оранжевый, желтый, а также очень резких и контрастных смешений цветов. Англичане традиционно любят в одежде сочетание черного и белого, серого с белым и розовым или темно-синего и цвета беж. Сегодня, черный цвет является основным в одежде современных мужчин и женщин, живущих в городе, он ассоциируется с элегантностью, изысканностью и сексуальностью.32 Немцы предпочитают скучные нейтральные цвета, серые, неяркие голубые и цвета беж. Французы все любые нейтральные оттенки разбавляют яркими аксессуарами и следуют моде «без сухости». Итальянцы, экспрессивные по натуре, очень точно чувствуют цвет и, в отличие от многих национальностей, допускают в костюме сочетание трех, а не двух цветов. Испанцы твердо верят, что наилучшее сочетание, - это союз красного и черного, или черного и белого. Греки и поляки ценят в тканях полутона и полуоттенки. Умеренность
- это тот принцип, который не следует нарушать в расцветках женского делового костюма, нужно, чтобы в нем можно было проходить весь день, а, добавив несколько украшений, проходить и весь вечер.
Итак, для проведения переговоров мы хорошо подготовились и даже для вечера мы найдем, что нам выбрать из нашего гардероба. А вот, что делать с одеждой, какую следует надеть, чтобы не нарушить законы и традиции страны пребывания, ведь в культурную часть программы хозяева могут включить посещения религиозных памятников культуры, а здесь и можно допустить множество мелких и крупных ошибок. Итак, давайте разберемся, какова должна быть одежда при посещении храма.
По традиции при посещении православного храма нужно одеваться скромно, так, чтобы большая часть тела была прикрыта, в одежде предпочтительными являются спокойные и неяркие тона, чтобы ничего не отвлекало людей от молитвы. Недопустимо приходить в храм в шортах и спортивной одежде, особенно с яркой символикой, нежелательна одежда с короткими рукавами. Наряжаться в храм не принято. Женщинам не рекомендуется надевать мини юбки, прозрачные блузки с большим вырезом, платья с короткими рукавами и открытым декольте, а также брюки. Обилие ювелирных украшений, так же как и яркий макияж считается недопустимым в храме. Накрашенными помадой губами нельзя прикасаться к иконе, это является оскорблением церковных традиций. Замужние женщины в церкви обязательно должны быть в головном уборе, предпочтительно в платке или легком шарфе, нежели в шляпе, которая в самый неподходящий момент может упасть. Девушки могут быть с непокрытой головой. Мужчина, входя в православный храм, обязательно снимает головной убор. Перчатку можно оставить только на левой руке, т.к. правой рукой крестятся. Креститься в перчатках не принято. Светлую, праздничную одежду одевают на службу только в дни церковных праздников, таких как, например, Пасха или Троица.33
С течением времени ограничения и запреты, касающиеся одежды при посещении католического храма, стали менее строгими. Однако, собираясь в храм, принято одевать более скромные и строгие костюмы, появление в храме в шортах и в излишне открытой одежде не приветствуется. Более того, в некоторых храмах, таких как Собор Святого Петра, в Ватикане и вовсе запрещено. Если вы, женщина, и удостоены аудиенции у Папы Римского,
то следует надеть черное платье с рукавами и высоким воротником, черную вуаль и чулки.34 Неуместен в храме и яркий макияж. Многие женщины-католички, традиционно ходят в храм в шляпе или вуали. Остальные покрывают голову шарфиком или косынкой. Мужчины, входя в храм, обязательно снимают головной убор. Что же касается перчаток, то они снимаются, так удобнее перелистывать молитвенник. Кроме того, по канону, причастие кладется верующему на ладонь (без перчатки). В католических странах, например в Польше, желательно с уважением относиться к религиозным чувствам местных жителей. При посещении святых мест руки, ноги, ступни и голова должны быть закрыты. Во Франции, Италии, Испании, при посещении женщиной храма, с целью его осмотра, на ней должна быть надета одежда, подобающая этому месту.
В Европе Рождество Христово - центральный религиозный праздник, который отмечается очень широко. Существует много различных традиций в праздничные дни, одна из них касается женских украшений. В новогоднюю ночь перед полночью, женщины снимают с себя все ювелирные украшения и бижутерию, чтобы затем их снова надеть после боя курантов. Это тот самый момент, когда мужчина может надеть на женщину новое украшение, подаренное ей по случаю праздника.35
Ислам - одна из наиболее распространенных религий в мире. Внешний вид пришедших в мечеть мусульман не должен оскорблять взгляд верующих, как и при посещении храмов других конфессий. При посещении мечети принято надевать скромную, чистую и достаточно закрытую одежду. Причем одежда женщин должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук, ступней ног. Она не должная облегать все тело и быть яркой. Волосы должны быть полностью спрятаны под платок. Требования к внешнему виду женщин, посещающих мечеть, могут отличаться в зависимости от страны пребывания. В России, например, достаточно надеть относительно длинное платье и платок, а в Мешкеде, - посетительнице-иностранке выдадут чадру. Обувь36 оставляют при входе, а в больших мечетях принимают на хранение.37
В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течение, как крайне ортодоксальные, так и крайне либеральные, отсю-
да и требования к одежде. Мужчинам, которым запрещено находиться в синагоге во время утренней молитвы с непокрытой головой, надевают особое молитвенное покрывало -талит. Оно представляет собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам. В буднее время, во время утреней молитвы, мужчины надевают тфилин,-кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания.
Длинными ремешками тфилин привязывается ко лбу и левой руке молящихся. В реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе, мужчины вместо талита и тфилина надевают на голову специальную шапочку-кипу. Женский наряд для синагоги закрыт, за исключение лица, кистей рук и ног. На голову надевают платок. Цвета одежды неяркие, также как и, впрочем, макияж.38
Конечно, каждая конфессия имеет свои порядки, традиции, и не забывать о них в чужой стране - наша задача.
И, наконец, вероятно, нет такого человека, который не хотел бы быть красиво, современно одетым и нравиться окружающим. Но сколько людей, сколько стран, - столько вкусов и столько различных взглядов на моду, стиль и цвет деловой одежды. И все же главное, - это соответствовать тому месту, куда вы идете.
В заключение, можно только процитировать известного модельера Палому Пикассо: «Я считаю очень важным следовать моде таким образом, чтобы она служила вашим интере-сам»,39 и не согласиться с ней невозможно.
Примечания:
1 В английском языке также существует слово «mode», но в значении «мода» оно употребляется гораздо реже, чем в немецком и французских языках. Основным словом для обозначении моды в английском языке служит слово «fashion». От него произошло русское слово «фешенебельный».
2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1881, т. 2, с.344.
3 Ястребицкая А. Л. Западная Европа 9-13 веков. Эпоха, быт, костюм. М.: Искусство, 1978, с. 86
4 Школа этикета. Поучения на всякий случай. Екатеринбург, 1995, с.44.
5 А.Б. Гофман. Мода и люди. М., 2000, с. 165
6Силке Шнайдер-Флайг Большая книга этикет. М., 2007, сс. 221, 219
7 А.Б.Гофман. Указ. соч., с. 64
8 А.Васильев. Я сегодня в моде. М., с. 184
9 Джен Ягер.Деловой этикет.Стратегия личного успеха. М., 2005, с. 197
10 Энциклопедия этикета. М., 2000, с.360
11 Деловой этикет на Востоке. М., 2005, с.159
12 Мэри Бостико. Этикет бизнесмена. М., 2006, с.
215
13 Мэри Бостико. Этикет бизнесмена. М., 2006, с.
211.
14 Е. Лавровская. Из истории женского делового костюма. //Протокол и этикет, 2000, ,№ 1, с. 52.
15 Совершенно секретно, № 8, 2005 г.
16 А.Б.Гофман. Мода и люди. М., 2000, с. 156
17 Р.Д.Льюис. Деловые культуры. М., 2001, с.244.
18 haute couture - так называемая высокая мода
19 См. подробнее: Внешнеэкономический бюллетень, 2005, № 5
20 Обращаем внимание на то, что японцы дома перед тем, как войти в туалет переодевают тапочки. Конечно, не стоит забывать переодеть тапочки обратно, выйдя из туалета.
21 Деловой этикет на Востоке. М., 2005, с. 198
22 Деловой этикет на Востоке. М., 2005, с.113
23 Силке Шнайдер-Флайг. Большая книга этикетв. М., 2007, с.245
24 Хана Вверена Цемме . Современный этикет. М., 2008, с.219
25 Жаклин Данкел. Деловой этикет. М.: Фкникс,1997, с. 129
26 Силке Шнайдер-Флайг. Большая книга этикетв. М., 2007, с.266
27 Силке Шнайдер-Флайг. Большая книга этикетв. М., 2007, с.277
28 Жаклин Данкел.Деловой этикет. - Феникс,1997, с.128
29 См. подробнее: О.Д.Кашенко, Т.В.Козлова. Об одежде и моде. - М.: Экономика, 1986 г.
30 Ли Фэлдон. Как выглядеть безупречно. М., 2001, с.21.
31 Мэри Бостико. Этикет бизнесмена. М., 2006,
с.11
32 См. подробнее: Мими Купер, Арлин Мэтьюз. Язык цвета. М.: Эксмо пресс, 2001 г.
33 См.подробнее: Энциклопедия этикета. М.,
2000, сс.380-402, Что нужно знать о православном церковном этикете. М., 2006 г.
34 Мэри Бостико. Этикет бизнесмена. М., 2006, с.
204
35 См. подробнее: Энциклопедия этикета. М., сс. 403-409
36 В обуви запрещено находиться не только в мусульманских мечетях, буддийских храмах, но и в японских домах, ресторанах, в индийских и индонезийских домах. Аккуратно поставьте туфли рядом, носками к дверям. Правда в Турции сегодня все реже и реже стали придерживаться в городе обычая оставления обуви при входе в дом.
37 См. подробнее: Энциклопедия этикета. М., сс. 410-413
38 См. подробнее: Энциклопедия этикета. М., сс.414-419
39 Ли Фэтдон, указ. соч., с. 11
Библиография:
1. Ястребицкая А. Л. Западная Европа 9-
13 веков. Эпоха, быт, костюм. М.: Искусство, 1978 г. 105 с.
2. Школа этикета. Поучения на всякий случай. Екатеринбург, 1995. - 448 с.
3. А.Б.Гофман. Мода и люди. М., 2000. -224 с.
4. Силке Шнайдер-Флайг. Большая книга этикета. М., 2007. - 320 с.
5. А.Васильев. Я сегодня в моде. М., 2008.
- 358 с.
6. Джен Ягер. Деловой этикет. Стратегия личного успеха. М., 2005. - 317 с.
7. Энциклопедия этикета. М., 2000. - 511
с.
8. Мэри Бостико. Этикет бизнесмена. М., 2006. - 219 с.
9. Е. Лавровская. Из истории женского делового костюма. // Протокол и этикет, № 1, 2000 г.
10. Совершенно секретно, № 8, 2005 г.
11. Р.Д.Льюис. Деловые культуры. М.,
2001. - 446 с.
12. Т. И. Рубцова. Несколько слов о моде, стиле и цвете. //Внешнеэкономический бюллетень, № 5, 2005 г.
13. Деловой этикет на Востоке. М., 2005.
- 296 с.
14. Хана Вверена Цемме. Современный этикет на все случаи жизни, М., 2008. - 250 с.
15. Жаклин Данкел. Деловой этикет. - М.: Феникс, 1997. - 317 с.
16. О.Д.Кашенко, Т.В.Козлова. Об одежде и моде. - М.: Экономика, 1986. - 159 с.
17. Ли Фэлдон. Как выглядеть безупречно.
- М., 188 с.
18. Мими Купер, Арлин Мэтьюз. Язык цвета. М.: Эксмо-пресс, 2001. - 143 с.
19. Что нужно знать о православном церковном этикете. М., 2006. - 48 с.
$