ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ / OTHER QUESTIONS RELATED TO
CONSTRUCTION AND ARCHITECTURE
DOI: https://doi.org/10.18454/mca.2018.12.6 Афонина Е.В.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРИ
ЧАСТИЧНОМ СОХРАНЕНИИ ЗДАНИЯ
Аннотация
Рассматриваются этапы восстановления частично сохранившегося здания храма, построенного в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Княвичи Жирятинского района Брянской области, сохранения его архитектурного облика. Исследуется стиль постройки, декоративных элементов, убранства храма, представляющего собой объект культурного наследия регионального значения. При чрезвычайной ограниченности финансовых средств изыскиваются возможности сохранения исторического архитектурного стиля храма, а также зданий и сооружений на территории храмового комплекса, созданию садово-паркового комплекса на прихрамовой территории.
Ключевые слова: реставрация, храм, восстановительные работы, памятник истории и архитектуры, церковь, приход.
Afonina E.V.
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Bryansk State Technical University"
ORGANIZATION OF RECOVERY WORK AT CULTURAL HERITAGE OBJECT WITH PARTIAL
CONSERVATION OF BUILDING
Abstract
The stages of the restoration of a partially preserved building of a church built in honor of the Nativity of the Most Holy Mother of God in the village of Knyavichy, Zhiryatinsky District, Bryansk Region, and the preservation of its architectural appearance are considered in the paper. We have studied the style of construction, decorative elements, decoration of the temple, which is an object of cultural heritage of regional significance. With extremely limited financial resources, the possibility ofpreserving the historic architectural style of the temple, as well as buildings and structures on the territory of the temple complex, the creation of a landscape gardening complex on the outskirts territory is considered.
Keywords: restoration, temple, recovery work, monument history and architecture, church, arrival.
Email авторов / Author email: cvetelena@rambler.ru
Масштабным работам по восстановлению храма или храмового комплекса предшествует объёмная историко-архивная работа, которая проводится на основании работы с сохранившимися документами (фотографиями, чертежами, схемами, описаниями зданий и сооружений и пр.), чертежами аналогичных зданий эпохи постройки восстанавливаемого комплекса, анализом ландшафта местности и других факторов. Разрабатывается проект реставрации (или восстановления), затем, как правило, следует этап активных восстановительных работ. Главным препятствием на пути возрождения утраченных святынь является поиск средств на восстановительные работы. Здание и убранство храма в прошлом всегда являлось самой дорогой и красивой постройкой в городе, а в сельской местности - тем более. Тем сложнее и более отдалённой по времени реализации ставится задача перед исполнителями, которые, как правило, являются и инициаторами восстановления или реставрации архитектурного наследия страны.
Тема восстановления храмов в России не является новой для нынешнего времени, но является актуальной для сельских районов.
Памятник истории и культуры «Церковь Рождества Богородицы» является объектом культурного наследия регионального значения.
«Церковь Рождества Богородицы» построена в конце XVIII в. (1784-87гг.), возведена из кирпича на месте прежней деревянной, известной в начале XVII века. В храме изначально было два придельных алтаря, примыкающие к основному зданию. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - один из немногих храмов в переходном стиле от барокко к классицизму.
Бесстолпное купольное здание имеет традиционно барочную композицию: высокий четверик с пониженным пятигранным алтарем несет крупный световой восьмерик, увенчанный высоким граненым куполом с четырьмя люкарнами и главой (сохранилась лишь её цилиндрическая шея). К вытянутой по продольной оси трапезной, равной по ширине основному объему, с запада примыкала ярусная колокольня, от которой остался только нижний четверик с массивными стенами. Входы в храм расположены в центре боковых фасадов и с запада через нижний ярус колокольни.
В основу главного объема храма положен сомкнутый вспарушенный свод, венчающийся барабаном с куполом (прежний купол к настоящему времени утрачен). Прорезанные лопатки свода делают глухой сомкнутый свод пространственным и легким (имеет большие утраты ). В интерьере основное помещение храма с тромпами при переходе к имеющему внутри цилиндрическую форму восьмерику перекрыто куполом. Тремя проёмами основное помещение храма связано с алтарем, перекрытым сомкнутым сводом и одним проёмом - с трапезной. Трапезная
прямоугольная в плане перекрыта лотковым сводом (имеет большие утраты). Аналогичное перекрытие сооружено у нижнего яруса колокольни с двумя нишами в торцах. Кирпичные конструкции стен и сводов определяют ширину пролета свода трапезной (более шести метров). Северная и южная стена трапезной имеет по три световых проема. В западных углах трапезной части храма устроены две маленькие палатки; внутристенная лестница с наружным входом с северо-западного угла имеет выход на колокольню.
В декоре храма барочные элементы сочетаются с раннеклассическими. Плоские пилястры украшают углы объемов и образуют портики на боковых сторонах четверика; стены завершены упрощенными антаблементами. Окна с лучковыми перемычками заключены в барочные обрамления с замками и «ушами», дополнены в верхней части стен прямоугольными нишами. Более сложно завершение порталов с крупными зубчиками и филенчатым выступом под сандриком.
К элементам наружного декора относятся карнизы, фасады храма "обыграны" системой пилястр, украшающих храм со всех сторон. Северный и южный фасады храма оформлены системой пилястр, которые делят каждый из фасадов на части. Между пилястрами вписаны ниши с окнами, обрамленные наличниками арочной формы.
Архитектурный образ памятника утратил значительную часть своего величия и идейно-художественного содержания.
Восстановление крупных знаменитых храмов и монастырей воспринимается как общее дело, общенациональное, в котором участвуют местные городские власти, епархиальные управления, крупные предприниматели. В то же время, о восстановлении полуразрушенных и разрушенных в годы лихолетья сельских церквей могут мечтать лишь оставшиеся там жители, соответственно реставрация и восстановление таких зданий проходит со значительно большими сложностями. Начальным этапом возрождения храма является обращение инициативной группы прихожан к местным городским или епархиальным властям с просьбой о восстановлении закрытого храма. Примером работы инициативной группы по восстановлению храмового комплекса в селе Княвичи Жирятинского района Брянской области может служить приход храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Следующим этапом работ является обследование технического состояния объекта. Несколько лет назад состояние зданя «»Церкви Рождества Богородицы» было обследовано специалистами архитектурного отдела Брянской епархии. Отмечено, что несмотря на общую деградацию технического состояния здания-памятника, церковь сохранила свою композиционную и функциональную структуру, и обладает несомненной исторической и градостроительной ценностью. Установлено ограниченно работоспособное, местами недопустимое состояние объекта. В годы Великой Отечественной войны здание (в ту пору уже не выполняющее функции культовой постройки) находилось в оккупированной части села Княвичи, в ходе боев и артобстрелов сильно пострадало. Но основные изменения объемно - пространственной композиции церкви пришлись на послевоенные годы, когда «Церковь Рождества Богородицы» пришла практически в полное запустение.
Затем на протяжении десятилетий церковь находилась в заброшенном состоянии, что и привело к значительным разрушениям памятника. При обследовании цоколя и отмостки здания было установлено, что местами сохранилась историческая кладка, но произошло выветривание кладки и кладочных швов, биопоражение, штукатурный слой оказался разрушен. Впоследствии конструкция была частично укреплена поздней кладкой. Стены также находятся в ограниченно работоспособном состоянии: наблюдается разрушение кирпичей кладки и штукатурного слоя, имеются участки ремонтных работ с поздней кладкой. Отмечено, что стены выложены из красного керамического кирпича, кое-где присутствуют статки штукатурного слоя, и даже видна штукатурка фресок на стенах.
При обследовании декоративного убранства храма наблюдается разрушение кирпичной кладки, штукатурного слоя, имеются участки ремонтных работ. Частично сохранились карнизы на западном и южном фасадах церкви, также сохранилось более сложное завершение портиков средней части храма. Дверные проемы средней части храма оформлены двумя пилястрами и завершены филенчатым выступом под сандриком с крупными зубчиками. Окна с лучковыми перемычками заключены в барочные обрамления с замками и "ушами", дополнены в верхней части стен прямоугольными нишами. Все декоративное убранство церкви имеет большие утраты.
При обследовании крыши было обнаружено, что сохранился первый ярус колокольни, прямоугольный в плане, перекрытый лотковым сводом.
В трапезной части храма наружное перекрытие отсутствует. Трапезная часть храма прямоугольная в плане, перекрыта лотковым сводом ( имеет большие разрушения).. Состояние трапезной не работоспособное.
Храмовая часть здания церкви перекрыта лотковым сводом, свод имеет большие разрушения. Частично сохранились исторические люкарны. Завершение храмовой части отсутствует, исторический барабан имеет большие разрушения. Состояние ограниченно работоспособное: лотковый свод храмовой части имеет многочисленные отверстия от снарядов.
Алтарная апсида представляет собой пятигранный пониженный выступ, перекрытый гранёным сводом. Наружное перекрытие на момент обследования отсутствует. Декор храма полностью утрачен. Пол и двери в алтарной части храма отсутствуют.
Оконные проемы трапезной - прямоугольные с полуциркульным завершением, средней части храма -прямоугольные, лучкового завершения, оконные проемы второго света средней части храма - прямоугольные с полуциркульным завершением. Лотковый свод средней части храма прорезан световыми проемами. Заполнение оконных проёмов на момент обследования отсутствует. К настоящему времени часть кровли, колокольня и ограда утрачены.
Сегодня в храме Рождества Богородицы выполнен этап консервации здания, предусматривающий попытку остановить или хотя бы замедлить процессы разрушения. Проведены мероприятия по временной защите здания
церкви: установлены подпорки, строительные леса, закрыты дверные и оконные проемы церкви. Вырублена растительность на крыше и стенах, разрушающая кладку, очищены от битого кирпича и мусора все помещения храма. Вопрос финансирования восстановительных работ является, на данный момент, самым трудным.
Организацию и проведение рестарационных работ храмового комплекса взял на себя Горно-Никольский мужской монастырь Брянской епархии. Реставрация - сложный процесс, требующий высокого профессионализма, времени и средств. Многое сделать сразу невозможно. Историко-архивные и строительные изыскания в условиях практически полного отсутствия централизованного финансирования могут проводиться лишь энтузиастами. Все работы по консервации, сохранению и восстановлению храмов также проводятся, как правило, немногочисленными подвижниками. Прихожане занимаются ремонтом кровли, окон, дверей, укрепляют конструкции церковного здания -стены, фундаменты, своды. Церковное здание, таким образом, выводится из аварийного состояния. В настоящий момент для отопления помещении церкви смонтирована и функционирует печь. На входе в здание, а также в храмовую часть установлены двери. Сооружён временный иконостас. Освящен и установлен купол храма. Начат ремонт кровли наиболее разрушенной - трапезной части храма. Частично восстановлены утраченные элементы.
За время проведения ремонтно-восстановительных работ активно благоустраивается прихрамовая территория -начато преобразование её в садово-парковый комплекс. Прилежащие территории засеяны садовыми растениями и огородными культурами.
Завершено строительство жилого здания братского корпуса мужского монастыря вблизи храма, активно ведётся строительство вспомогательных сооружений.
Стоимость профессиональных работ по возведению и реставрации зданий в десятки раз превосходит возможности прихода. Даже при максимальной концентрации всех материальных возможностей ускорить процесс возрождения святынь, некогда бывших подлинными чудесами православной архитектуры и эстетики, достоянием Отечества, не удаётся. Ответственность реставраторов подразумевает знание истории церковной архитектуры и иконописи, принципов конструктивных решений храмовых зданий, наличия развитого художественного вкуса, понятий о христианской эстетике, символизме. Церковная реставрация существенным образом отличается от исторической, так же, как и строительство храма кардинальным образом отличается от строительства светских зданий.
Принципами церковного благочиния в возведении сооружений являются преемственность, каноничность и традиционность архитектурного облика, удобство совершения богослужений. Восстановление и благоукрашение храма рассматривается как форма христианской проповеди, воспитание православного вкуса и такта, привития любви к храму.
Список литературы / References
1. Александр (Федоров), игумен. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. - СПб.: САТИСЪ. - 2007.
2. Алонов Ю.Г., Осипова З.Б. Православная архитектура. Традиции и современность. Личная практика проектирования и строительства // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2005. - № 2 (39). - С. 11 17.
3. Богданов А., протоиерей. Священник Княвичи / А. Богданов // Орловские епархиальные ведомости. - Орел : Тип. И.Чичикаслова, 1867. - 771с.
4. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. - М.: Наука. - 1978.
5. Иконников A.B. Историзм в архитектуре. М., Стройиздат, 1997.
6. Кириллов В.В. Становление стиля барокко в русской архитектуре рубежа XVII XVIII веков // Барокко в России. М., - 1994. - С. 58 - 69.
7. Орловский В. О проектировании храмов в современных условиях // Архитектура. Строительство. Дизайн. -2003. - № 6 (40). - С. 50-53.
8. СП 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. Свод правил по проектированию и строительству. - Введ. 1999-12-27. - М.: 1999. - 31 с.
9. Плужников В.И. Типология объемных композиций в культовом зодчестве конца XVII - начала XX в. на территории Брянской обл / А. П. Власюк, В. П. Выголов // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки.- М., 1983. - Вып. 2. - С. 130-139.
10. Пясецкий Г.М. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Болховской -Кромской уезды / Г.М. Пясецкий. - Орел : Тип. губерн. Правления. - 1905. - Т. 1. - С. 141-143.
11. Швидковский O.A. Гармония взаимодействия: архитектура и монументальное искусство. М., Стройиздат, 1984.
12. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина: Историко - краеведческие очерки / Я.Д. Соколов - Брянск : Читай -город, 2013. - С.53-55.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Alexander (Fedorov), hegumen. Tserkovnoye iskusstvo kak prostranstvenno-izobrazitel'nyy kompleks [Church Art as Spatial Image Complex] - SPb.: Satis. - 2007. [In Russian]
2. Alonov Yu.G., Osipova Z.B. Pravoslavnaya arkhitektura. Traditsii i sovremennost'. Lichnaya praktika proyektirovaniya i stroitel'stva [Orthodox Architecture. Tradition and Modernity. Personal Practice of Design and Construction] // Arkhitektura. Stroitel'stvo. Dizayn [Architecture. Building. Design]. - 2005. - No. 2 (39). - P. 11 17. [In Russian]
3. Bogdanov A., Archpriest. [Priest Knyavichi] / A. Bogdanov // Orlovskiye yeparkhial'nyye vedomosti [Oryol diocesan sheets]. - Eagle: Type. I. Chichikaslov, 1867. - 771 p. [In Russian]
4. Vipper B.R. Arkhitektura russkogo barokko. [Architecture of Russian Baroque]. - M.: Science. - 1978. [In Russian]
5. Ikonnikov A.B. Istorizm v arkhitekture. [Historicism in Architecture]. M., stroiizdat, 1997. [In Russian]
6. Kirillov V.V. [Formation of Baroque Style in Russian Architecture in XVII XVIII Centuries] // Barokko v Rossii [Baroque in Russia]. M. - 1994. - p. 58 - 69. [In Russian]
7. Orlovsky V. On the design of temples in modern conditions // Architecture. Building. Design. - 2003. - No. 6 (40). -P. 50-53. [In Russian]
8. SP 31-103-99. Zdaniya, sooruzheniya i kompleksy pravoslavnykh khramov. Svod pravil po proyektirovaniyu i stroitel'stvu. [Buildings, Structures and Complexes of Orthodox Churches. Code of Practice for Design and Construction]. -Enter 1999-12-27. - M .: 1999. - 31 p. [In Russian]
9. Pluzhnikov V.I. Tipologiya ob"yemnykh kompozitsiy v kul'tovom zodchestve kontsa XVII - nachala XX v. na territorii Bryanskoy obl [Typology of Volumetric Compositions in Religious Architecture of End of XVII - Beginning of XX Centuries on Territory of Bryansk Region] / A. P. Vlasyuk, V. P. Vygolov // Pamyatniki russkoy arkhitektury i monumental'nogo iskusstva. Stil', atributsii, datirovki [Monuments of Russian architecture and monumental art. Style, attribution, dating]. - M., 1983. - Vol. 2. - p. 130-139. [In Russian]
10. Pyasetsky G.M. Istoricheskoye opisaniye tserkvey, prikhodov i monastyrey Orlovskoy yeparkhii. Bolkhovskoy -Kromskoy uyezdy [Historical Description of Churches, Parishes and Monasteries of Oryol Diocese. Bolkhov - Kromsk counties] / G.M. Pyasetsky. - Oryol: Type. province The Board - 1905. - V. 1. - P. 141-143. [In Russian]
11. Shvidkovsky O.A. Garmoniya vzaimodeystviya: arkhitektura i monumental'noye iskusstvo. [Harmony of Interaction: Architecture and Monumental Art]. M., Stroiizdat, 1984. [In Russian]
12. Sokolov Ya.D. Sedaya Bryanskaya starina: Istoriko - krayevedcheskiye ocherki / [Gray Bryansk old: Historical - local history essays] / Ya.D. Sokolov - Bryansk: Read - City, 2013. - P.53-55. [In Russian]