material of proverbs, works of art and literature. The result of this kind of assignment is he development in students the ability to reason, to express their thoughts in writing, analyze works of literature, using literary terms, to draw parallels between literature and history, to develop the moral and aesthetic culture. Their imagination, sense of beauty and moral develop during creative work. Aesthetic, moral development of women, according to teachers, progressives, contributed to the improvement of family morals, and subsequently the development of society. For a woman, full, universal development made it possible to find employment in the family as mother, wife, social and public activist.
Keywords: aesthetic education and training of women in the second half of the XIX century, teaching methods using the best examples of literature, art, nature and folklore, women's education as the higher interests of life.
References
1. Vodovozov V.I. Kniga dlya uchiteley, zakluchayushaya obyasneniya na "Knigu dlya pervonachalnogo chteniya v narodnyx shkolax" [ Book for teachers, enclosing an explanation on the "Book for the initial reading in public schools"]. - SPb., 1871. - 192 p.
2. Likhacheva E.O. Materialy dlya istorii zhenskogo obrazovaniya v Rossii (1856 - 1880) [Materials for the history of women's education in Russia (1856 - 1880)]. - St. Petersburg: Printing M.M.Stasyukevicha. - IV, 1899. - 648p.
3. Stoyunin V.J. Pedagogicheskiye sochineniya [Pedagogical writings]. - St. Petersburg: Printing School of the deaf, 1892. - 567p.
4. Ushinsky K. D. Izbrannyye proizvedeniya [Selected Works]. Vol. 1-4. M.-L .: Publishing House of Acad. ped. Sciences of the RSFSR, type. "Kr. Proletarian "Msc., 1946. - 188 p.
© Л. В. Поселягина, 2015
Автор статьи - Лариса Вячеславовна Поселягина, кандидат педагогических наук, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Нина Семеновна Гилева, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия. Елена Анатольевна Хохлова, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.
УДК 37.018
Ж. А. Старовойтова, Омский государственный педагогический университет
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПРАКТИК
В статье представлен анализ проблемы выбора форм, методов и технологий воспитательной деятельности педагога профессионального обучения в период практик студентов. Ведущая идея организации практики в профессиональном образовательном учреждении заключается в развитии и формировании личностной корпоративной конкурентоспособности студентов. Выделена идея поиска оптимальных и актуальных технологий профессионального воспитания студентов-практикантов для реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов и идей компетентностного подхода в образовании. Статья имеет интерес для кураторов студентов-практикантов.
Ключевые слова: практика, личностная корпоративная конкурентоспособность, инструктивно-методический лагерь, педагогические мастерские, портфолио, индивидуальный образовательный маршрут, студенческий клуб.
Практика в системе профессионального образования выступает неотъемлемым компонентом развития компетентного выпускника. В течение всего периода обучения предусмотрено проведение различных практик (учебной, преддипломной, производственной, летней и др.). Как правило, перед выходом на практику со студентами проводится вводный инструктаж относительно соблюдения правил и норм, установленных уставом организации,
где будет проходить практика; выдаются программа практики и методические материалы к ней, например, методические указания по выполнению учебно-профессиональных задач, их содержание, требования к оформлению и содержанию отчета по результатам практики, различные образцы для оформления отчетных документов, критерии оценивания видов деятельности. Одной из функций практики является воспитательная, она ориентирована на формирование и развитие профессионально-личностных свойств и качеств будущего специалиста. Однако специфика воспитательной деятельности педагогов профессиональных образовательных учреждений в период практик остается дискуссионной. Проблема заключается в обосновании принципиальных различий воспитательной деятельности куратора академической группы в образовательном процессе и непосредственно в период практик. Особенности проявляются в определении цели воспитательной деятельности, ее содержания, технологического процесса, выбора организационных форм, методов, представления о результативности с позиций реализации ФГОС, идей компетентностно-го подхода в образовании.
Придерживаясь мнения, что практика является полноценной стажировкой для студента в определенной должности, в результате которой могут появиться потенциальные или реальные возможности дальнейшего трудоустройства в организации, важнейшей заявкой на цель воспитательной деятельности становится создание психолого-педагогических условий развития конкурентоспособности студента-практиканта. Представление исследователей о конкурентоспособности специалиста разнообразно и обозначено теоретико-методологической позицией. Наиболее универсальной теоретической позицией относительно развития конкурентоспособности студентов в процессе разнообразных видов практик считаем концептуальные идеи личной конкурентоспособности (В. И. Андреев, С. Д. Резник, А. А. Сочилова, С. Н. Ярошенко, Л. М. Митина, Д. В, Чернилевский, Т. А. Жданко и др.). В. И. Андреев выделяет наиболее важные и значимые для всех работников качества личности, определяющие ее конкурентоспособность: «четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, способность к риску и творческому отношению к делу, независимость, лидерство, стремление к саморазвитию и профессиональному росту, стрессоустойчивость» [2]. Данные идеи поддерживает Е. В. Максимова, она понимает «конкурентоспособность выпускника как интегральное качество личности, представляющее собой совокупность ключевых компетенций, ценностных ориентаций, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме ... такая личность обладает следующими способностями: мобильностью, креативностью, ди-вергентностью, конвергентностью, открытостью, гибкостью» [2].
Наиболее значимым является представление о воспитании конкурентоспособности по двум направлениям: сопровождение и помощь в одновременном функционировании студентов на рынке образовательных услуг и рынке труда [5]. Процесс воспитательной деятельности в процессе практики, таким образом, базируется на обеспечении взаимодействия студентов-практикантов с работодателем как субъектом, обеспечивающим конкурентоспособность обучающихся. Главным аспектом выступает то, что конкурентоспособность - это «способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств» [2]. Личная конкурентоспособность обеспечивает успешность в различных видах деятельности и востребованность на рынке труда. Актуальными компетенциями, раскрывающими конкурентоспособность личности, выступают:
- рыночные компетенции (активная жизненная позиция, серьезность мотивации к профессии, склонность к саморазвитию, трудолюбие и желание работать, навыки коммуникации, нацеленность на результат, здоровье),
- корпоративные компетенции (высокий профессионализм, восприимчивость к новому, командность, стрессоустойчивость, умение соответствовать корпоративным нормам, результативность, добросовестное отношение к работе) [2].
По мнению И. А. Зимней, А. А. Вербицкого, все компетенции социальны, так как в образовательном процессе формируются в сотрудничестве обучающихся, отражают сущность совместной практической деятельности людей и функционируют в социуме. Соответственно, педагог профессионального обучения должен обоснованно выбирать такие формы, методы и технологии воспитательной деятельности, которые бы обеспечили развитие личной корпоративной конкурентоспособности студента-практиканта.
Анализ информации об организации практик на сайтах образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования показывает, что наиболее распространенными и актуальными формами являются инструктивно-методический лагерь и, так называемые, инновационные структуры (например, производственно-научно-образовательные комплексы, ресурсные центры). В основном работа инструктивно-методического лагеря ориентирована на первокурсников, его программа направлена на профессиональную адаптацию студентов к обучению в образовательном учреждении. С. С. Щекина отмечает, что инструктивно-методический лагерь - это вид учебной практики, направленный на практическую и методическую подготовку студента к профессиональной деятельности в рамках летней практики. Инструктивно-методический лагерь расценивается как воспитательно-образовательное пространство, в условиях которого и может происходить активное развитие рефлексивных умений и навыков студента как будущего профессионала [8]. Основными методами обучения здесь выступают семинар-тренинг, имитационные игры, проектное обучение.
Еще к одной форме для подготовки к студенческой практике можно отнести клуб. В своем исследовании А. Р. Саидов раскрывает опыт работы в педагогическом клубе, «цель которого - всесторонне знакомить студентов с педагогической профессией, прививать любовь и уважение к педагогическому труду, развивать профессиональное мышление, приобщать к педагогическому опыту. Студенты принимают и курируют делегации из зарубежных стран, переписываются со школами и вузами республики» [6]. Ведущим методом профессионального воспитания студентов в клубе выступают конкурсы научных работ в рамках студенческого научного общества.
В системе профессиональной подготовки по социально-психологическим и гуманитарным направлениям широко применяется опыт деятельности профессиональных волонтерских объединений студентов или клубов волонтеров-студентов. «Вовлекаясь в работу волонтера, студенты, с одной стороны, смогут увидеть социальную значимость будущей профессии, с другой - получат мощный образовательный ресурс, который в дополнение позволит примерить на себя роль профессионала, окунуться в социальный контекст профессионального сообщества, попробовать свои профессиональные силы» [4].
Методы воспитательной деятельности в период практик реализуются интегративно и вписываются в технологии обучения. Использование индивидуального образовательного маршрута позволяет оказать консультативную поддержку студента в становлении профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущего специалиста. Для мониторинга информации о личностном развитии студента, формировании его профессиональных компетенций широко используется карта индивидуального развития и профессионального становления студента. Также, по мнению А. П. Лесняк, портфолио студента-практиканта может стать эффективной профессионально-предметной источниковой базой для проведения мониторинга/самомониторинга уровня развития компетенций [1].
Отдельно можно отметить педагогические мастерские, это «синтетическая, многомерная, интегрированная, рефлексивная, образовательная технология» [3]. Формы педагогических мастерских разнообразны, например, мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориен-таций, проектные мастерские. Их образовательная специфика представлена в работах Д. Г. Леви-теса, Г. К. Селевко. Специфическими методами обучения, воспитания и развития критического, рефлексивного типа профессионального мышления студента-исследователя в работе мастерских
выступают: ассоциации, опора на личный опыт, индукция, выдвижение гипотез и предложений по созданию проекта, модели. Ведущим результатом работы студентов в режиме мастерских является формирование профессиональной Я-концепции.
Многообразие форм, методов и технологий профессионального воспитания дает свободу выбора кураторам практик в проектировании содержания организационной деятельности по развитию личностной корпоративной конкурентоспособности студентов на каждом из этапов: мотивационно-целевом, организационно-исполнительском, контрольно-оценочном. Наиболее целесообразными технологиями профессионального воспитания в период практик для достижения цели развития конкурентоспособности личности студентов следует назвать человековедческие фундаментальные технологии, предложенные В. М. Шепелем. К ним относятся фундаментальные технологии (технология целеполагания, этического соотнесения, личного увековечения) и специализированные (технология индивидуальной работы с обучающимися, стимулирования делового честолюбия, личного обаяния) [7].
Важным аспектом в решении проблемы повышения эффективности воспитательной деятельности в период практик в профессиональных образовательных учреждениях выступает поиск возможностей организации и реализации встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов. Такие встречи будут расцениваться студентами-практикантами как воспитательные события, профессиональное содержание которых будет способствовать формированию профессиональных позиций студентов, среди которых:
- проявление патриотизма и желание служить Отечеству, предъявляя вариации учебно-профессиональных проектов, адекватных запросам организаций, где проходит практика, а также на благо общества страны;
- осознание ответственности за выбор профессионального пути, формирование доверия институтам государства и профессионального сообщества;
- ценностное отношение к перспективе профессионального саморазвития, труду и творчеству в профессии;
- актуализация потребности «увековечить» свои профессиональные достижения, вписаться в историю прогресса человечества, определить и занять свое место в международном сотрудничестве при решении глобальных профессиональных проблем.
Библиографический список
1. Бекузарова, Н. В. Профессиональное портфолио студента педагогического вуза в рамках итоговой аттестации / Н.В. Бекузарова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 6. - С. 36-45.
2. Валежанина, Т. В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в социальном партнерстве вуза и малых инновационных предприятий: дис. ... д-ра пед. наук / Т. В. Валежанина. - Екатеринбург, 2014. - 218 с.
3. Вартазарян, К. А. Возможности педагогической мастерской для развития рефлексии учащихся / К. А. Вартазарян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 88. - С. 171-178.
4. Ефремова, Е. С. Волонтерское движение: возможности участия студентов-психологов / Е. С. Ефремова // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - № 4. - С. 226-234.
5. Резник, С. Д. Личная конкурентоспособность студента / С. Д. Резник, А. А. Сочилова // Известия пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 408-416.
6. Саидов, А. Р. Формирование эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. Р. Саидов. - Душамбе, 2012. - 31 с.
7. Шепель, В. М. Человековедческая компетентность менеджера: управленческая антропология / В. М. Шепель. - М. : Народное образование, 1999. - 431 с.
8. Щекина, С. С. Развитие и формирование рефлексивных умений студентов в процессе учебной и педагогической практик / С.С. Щекина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. - № 4. - С. 159-166.
Z. A. Starovoytova, Omsk's state pedagogical university
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING DURING PRACTICE
The article presents the problem of the choice of forms, methods and technologies of educational activity of the teacher of vocational training during the practices of students. The leading idea of organizing practices in professional educational institutions is in development and formation of personality corporate competitiveness of students. Highlighted the idea of searching for optimal and relevant technologies vocational education student teachers to implement the new federal state educational standards and ideas of competence approach in education. Article is of interest to the curators of student groups.
Keywords: practice, personal corporate competitiveness, instructional camp and methodical, educational workshops, portfolio, individual educational route, student club.
References
1. Bekuzarova N. V. Professional portfolio of the student of pedagogical University in the framework of the final evaluation. Sibirskii pedagogicheskii jurnal, 2008, no. 6, pp. 36-45.
2. Valezhanina T.V. Formirovanie konkurentosposobnosti buduschih pedagogov professionalnogo obucheniya v socialnom partnerstve vuza i malih innovacionnih predpriyatii. Dis. doct. ped. nauk [Formation of the competitiveness of future teachers of vocational training in social partnership of universities and small innovative enterprises]. Ekaterinburg, 2014, 218 p.
3. Vardazaryan K. A. Pedagogical Opportunities workshop for the development of reflective activity. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2008, no. 88, pp. 171-178.
4. Efremov E. S. Volunteer movement: opportunities for participation of students-psychologists. Konsultativnaya psihologiya i psihoterapiya, 2013, no. 4, pp. 226-234.
5. Reznik S. D. Personal competitiveness of the student. Izvestiya penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo, 2011, no. 24, pp. 408-416.
6. Saidov A. R. Formirovanie esteticheskoi kulturi buduschih uchitelei v processe pedagogicheskoi praktiki. Author. dis. doct. ped. nauk [The formation of aesthetic culture of the future teachers in the process of education]. Dushanbe, 2012, 31 p.
7. Shepel V. M. Chelovekovedcheskaya kompetentnost menedjera_ upravlencheskaya antropologiya [Human competence Manager: management anthropology]. Moscow1999, 431 p.
8. Shchekina S. S. The development of the reflective skills of students in the educational process and pedagogical practices. Vestnik Severnogo Arkticheskogo, federalnogo universiteta. Seriya Gumanitarnie i socialnie nauki, 2011, no. 4, pp. 159-166.
© Ж. А. Старовойтова, 2015
Автор статьи - Жанна Александровна Старовойтова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Людмила Андреевна Шипилина, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.
Татьяна Ивановна Лаздина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.