УДК 378.183; 930.85
DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-124-131
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА БАЗЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
Горлова НИ.
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Россия,117997, г. Москва, Стремянный пер., 36, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается история формирования инфраструктуры добровольческого движения и формы развития на базе образовательных учреждений среднего специального и высшего образования с целью обеспечения его распространения на территории Российской Федерации. Систематизация и отбор материала проведены на основе анализа опыта работы волонтёрских центров, осуществлявших набор и подготовку волонтёров к Олимпийским и Паралимпийским зимним играм в Сочи 2014 г., Ассоциации волонтерских центров и волонтерских центров Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™.
Ключевые слова: волонтерские центры, добровольческие инициативы, добровольческое движение, образовательные учреждения, волонтерские программы.
ORGANIZATION OF VOLUNTEER MOVEMENT ON THE BASIS OF RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS: TRENDS AND PRIORITIES OF DEVELOPMENT
N. GorШа
Plekhanov Russian University of Economics 36, Strem'anny per., Moscow, 117997, Russia
Abstract. The article considers the history of formation of the infrastructure of the volunteer movement and the forms of its development on the basis of educational institutions of secondary special and higher education with the aim of ensuring its spread in the territory of the Russian Federation. Ordering and selection of material based on the review of volunteer centers experience, which recruited and trained volunteers for the Olympic and Paralympic Winter Games 2014 in Sochi. Besides, the experience of the Association of volunteer centers and volunteer centers for World Cup Football FIFA 2018 in Russia was studied™.
Key words: volunteer centers, volunteer initiatives, volunteerism, educational institutions, volunteer programs.
На протяжении 1990-х гг. - начала 2000-х гг. добровольческие инициативы студентов и сотрудников вузов носили локальный характер, за исключением нескольких межрегиональных добровольческих акций (например, Всероссийская
© Горлова Н.И., 2017.
неделя добра). По сути, активность и содержание волонтёрской деятельности определялись сложившейся в той или иной организации практикой. Все мероприятия были интегрированы в учебно-воспитательную и социальную жизнь образовательных организаций и воспринимались исключительно как выполнение социальной роли образовательных организаций в регионе, а также как элементы нравственного воспитания студентов. В большинстве случаев связь добровольческого опыта студентов-в олонтёров отсутств ов ала. В диапазоне добровольческих проектов преобладали донорство, помощь детским домам, уборка мусора с территории образовательных организаций и т.п.
С 2010 г. в образовательных учреждения проявляется устойчивая тенденция формирования волонтёрских объединений, связанных с реализацией студенческих добровольческих инициатив, ориентированных на широкую общественную пользу. Общественно полезная работа становится трендом российских вузов. Это хорошая возможность накопить «мягкие навыки», зачётные единицы и деловые контакты. Уроки социальной ответственности студенты усваивают на практике. Некоммерческие организации и инициативы размещают в вузах информацию о запланированных проектах, а студенты помогают претворять их в жизнь или же сами студенты выходят на организации со своими идеями и предложениями. Темы при этом могут быть самыми разными - от педагогики до охраны окружающей среды.
Отечественные авторы неоднократно рассматривали роль участия студенческой молодёжи в реализации до-
бровольческих проектов, проведении акций и мероприятий, а также влияние волонтёрских студенческих объединений на развитие личности (см.: [3; 4]). Первостепенной задачей в деятельности высшего института образования было предложение оптимальных форм участия молодых людей в социальной практике добровольчества [6]. Среди распространённых форм участия молодёжи в добровольческой деятельности выделяется организованное во-лонтерство (мероприятия проводятся систематично и регулярно, планируются централизованно, координация и контроль осуществляется структурным подразделением вуза, отвечающим за учебно-воспитательную работу); неорганизованное волонтёрство представлено незапланированными и эпизодическими мероприятиями, по традиции приуроченными к памятным датам и праздникам.
Особая роль в продвижении ценностей и принципов добровольчества связана с активным внедрением технологии «обучение через волонтёр-ство» в образовательное пространство учреждения [6; 7]. Образовательная модель «Service Learning» универсальна по своей сути и может быть применена в рамках практически любой дисциплины, но в рамках освоения студентами учебной программы [5]. Междисциплинарный подход, связь теории с практикой, формирование чувства социальной ответственности, интенсивный обмен между вузами и общественными организациями, создание сети деловых контактов - преимущества, заложенные в этом дидактическом подходе.
Так, использование модели Service-Learning предусмотрен в рамках
учебно-воспитательной работы РЭУ им. Г.В. Плеханова и активно апробируется вот уже несколько лет. Она представлена целенаправленным процессом получения знаний и навыков в условиях органичной интеграции аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности студентов на основе взаимодополняющих друг друга традиционной, дистанционной и электронной моделей обучения. Университет предлагает Service Learning в качестве дополнительной квалификации, как часть обязательной программы или в рамках научной деятельности.
О.Р. Данилова полагает, что вид вне-учебной деятельности в системе образовательной и воспитательной работы, добровольческая практика рассматривается в качестве неотъемлемой составляющей подготовки конкурентно-способных специалистов различного профиля, соответствующих требованиям высокой степени адаптивности к различным условиям среды [1]. В практике волонтерской деятельности, по мнению А.В. Шарыпиной, происходит становление социально ответственного поведения с определенными навыками самоконтроля в нестандартных ситуациях, развиваются аналитические и коммуникативные умения[8].
Реальный скачок в создание сети добровольческих центров на базе образовательных учреждений среднего специального и высшего образования Россия сделала при реализации масштабных спортивных проектов международного уровня.
В 2010 г. АНО «Оргкомитет "Сочи 2014"» предложил Минобрнауки России модель активизации добровольческого движения в стране за счет её интеграции с системой образования
(прежде всего высшего образования) в рамках реализации Волонтёрской программы Сочи 2014. В декабре 2010 г. Оргкомитетом «Сочи 2014» при поддержке Министерства образования России и Министерства спорта России была сформирована сеть центров привлечения волонтёров для обеспечения потребности в добровольцах на всех олимпийских объектах. Сеть была создана в 17 городах, на базе 25 вузов (включая один негосударственный вуз) и одного колледжа.
В создание данной сети как Оргкомитетом «Сочи 2014», так и самими образовательными организациями (при участии региональных администраций и партнеров) были вложены значительные средства. Только вклад образовательных учреждений составил не менее 200 млн. рублей.
С первых шагов, благодаря Оргкомитету «Сочи 2014», центры привлечения волонтёров на базе образовательных учреждений осуществляли свое развитие по следующему ряду важнейших направлений: технологии работы с волонтёрами; проектная деятельность, в том числе управление региональными и локальными волонтёрскими проектами; использование информационных систем; интегрирование волонтёрской деятельности учащихся в учебный процесс, так называемая модель service-learning.
Стартовые позиции у каждого волонтёрского центра были разные, но общий вектор развития вывел их на уровень реализации целого спектра задач как в сфере воспитательной работы, так и в имиджевой политике учебного заведения.
На организационном уровне Волонтёрский центр призван решать важные
задачи и в области работы с людьми: эффективная коммуникация проектной группы; привлечение местного населения; пополнение ресурсов, в том числе интеллектуальных, мобильность участников проектных групп; трансляция ценностей добровольчества; техника безопасности; сетевое взаимодействие и поиск партнеров; интеграция волонтёрской деятельности в учебный процесс образовательного учреждения; реклама и PR; логистика проектных этапов и т.д.
Системообразующая позиция волонтёрских центров создала условия для координации и управления по многим направлениям: патронирование и поддержка социально уязвимой категории граждан, экологическое, сельскохозяйственное, спортивное, медицинское, строительное, инклюзивное волонтёрство, реставрационная добровольческая деятельность и др.
Все 26 волонтёрских центров продолжали осуществлять активную деятельность в своих регионах, реализуя десятки социально значимых проектов в области образования и просвещения, экологии, ЗОЖ, помощи престарелым и детям. Общее количество основных проектов волонтёрских центров (без учета разовых акций) составило с 2012 по 2013 г. 1015 проектов, в которых приняло участие около 150 000 человек [2].
Например, волонтёрский центр РГСУ реализовал проект на территории СВАО г. Москвы по оказанию экстренной психологической помощи населению «Мобильная психологическая студенческая служба "МОПС"».
Волонтёрский центр Башкирского государственного медицинского уни-
верситета в рамках проекта «Диагностика» при участии около 50 волонтёров ежемесячно помогал в проведении медицинских осмотров узкими специалистами на базе центров здоровья г. Уфы при поддержке управления здравоохранения г. Уфы и компаний «Мегафон» и «Кока-Кола». В мероприятиях приняло участие более 400 человек.
В Сочинском государственном университете туризма и курортного дела около 40 студентов ежемесячно участвовали в донорской акции, передавая вознаграждение в Инфекционную больницу г. Сочи для покупки памперсов детям, оставшимся без попечения родителей. Еще одним проектным направлением выступила «Карта доступности», которая способствовала созданию условий для обеспечения равных возможностей людям с инвалидностью в г. Сочи.
В Кубанском государственном медицинском университете на регулярной основе воплощались в жизнь три волонтёрских проекта: «Донорство», в ходе которого ежемесячно 30 волонтёров осуществляли сдачу крови; проект «Подари улыбку детям» - более 20 волонтёров 2 раза в год проводят сбор средств в помощь детским домам и детским отделениям ЛПУ Краснодарского края, занимаются организацией и проведением досуговых мероприятий (концертные программы, конкурсы, спортивные соревнования); 3 волонтёрские группы по 7-10 человек в рамках проекта «Имеет смысл жизнь, когда добром согрета» оказывали бытовую помощь сотрудникам - ветеранам КубГМУ
Подобная разносторонняя активность позволяла вовлекать в социальные проекты максимальное число
волонтёров Игр «Сочи 2014», что являлось важным фактором удержания волонтёров. Только в 2013 г. было проведено 465 олимпийских и волонтёрских урока, которые прослушали 16 000 учеников и студентов.
Необходимо отметить, что волонтёрские центры могли вести организационную работу в каком-либо одном направлении деятельности, например, только помощь детским домам или пропаганда здорового образа жизни, а могли реализовать свои проекты в различных социальных и общественных сферах жизни.
За период подготовки и реализации волонтёрской программы Игр «Сочи 2014» в системе российского профессионального образования сложились определенные инфраструктурные и кадровые предпосылки, которые стали рассматривать в качестве прочной основы для дальнейшего развития добровольческих инициатив и расширения спектра социально ориентированной деятельности учащейся молодёжи, как важнейшего элемента наследия Игр «Сочи 2014». Имея опыт функционирования 26 волонтёрских центров за период 2011-2014 гг. и потенциал волонтёров, принявших участие в Играх, государство получило возможность использовать этот потенциал в интересах инновационного развития страны и, тем самым, успешно реализовать одно из приоритетных направлений государственной молодёжной политики [2, с. 57].
Кроме этого, волонтёрские центры «Сочи 2014» стали восприниматься как реальное наследие XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр «Сочи 2014», что способствовало вовлечению в их деятельность большого
количества современной молодёжи на базе учебных заведений. Их опыт позволил выявить ряд перспективных направлений развития добровольческой деятельности учащихся и сотрудников учреждений образования, к которым относятся вопросы интеграции социально ориентированной и добровольческой деятельности в образовательный процесс, практика формирования социальных партнерств в интересах развития регионов и др.
Активное распространение опыта участия волонтёров в Играх через волонтёрские центры на всю систему СПО и ВПО (2850 учреждений СПО и 1115 учреждений ВПО, с совокупной численностью обучающихся более 9 млн. чел.) в долгосрочной перспективе после Игр позволило достичь больших позитивных социальных эффектов: вовлечение молодёжи в общественную жизнь, развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодёжи, увеличение активности молодёжи в социально-экономической, общественной, спортивной и иных сферах, развитие созидательной активности молодёжи [2, с. 29].
В 2014 г. создается Ассоциация волонтерских центров (в основе - олимпийское наследие в виде Волонтёрских центров по подготовке олимпийских волонтеров, как мест объединения и обучения большинства добровольцев страны) была учреждена 27 мая 2014 г. По правовой форме Ассоциация является некоммерческой организацией. Ее учредителями выступили АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», АНО «Дирекция XXVII Всемирной летней универсиады в Казани 2013», Ассоциация участников добровольческих инициатив в образовании, Фонд развития молодеж-
ных волонтёрских программ (НКО на базе Волонтёрского центра Тверского государственного университета, Некоммерческое партнёрство содействия добровольческой деятельности «Объединение волонтёрских центров» (НКО на базе Волонтёрского центра МГГУ им. Шолохова), Общероссийская общественная молодежная организация «Ассоциация студенческих спортивных клубов России»). Деятельность Ассоциации создает необходимые предпосылки развития волонтёрского движения на базе образовательных учреждений среднего специального и высшего образования.
Уставом организации предусматривается целый ряд направлений деятельности АВЦ, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить организационно-правовое обеспечение деятельности волонтёрских центров. В частности предусматривается разработка универсального пакета нормативных документов для создания и деятельности волонтёрских (добровольческих) центров. В качестве приложений к методическим рекомендациям по организации волонтёрского (добровольческого) движения в образовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также в общеобразовательной организации, разработанных АВЦ, представлены положения о соответствующих волонтёрских центрах.
Так, волонтёрский центр в вузе представляет собой «структурное подразделение образовательного учреждения, осуществляющее деятельность
по организации и проведению волонтёрской деятельности». Типовое Положение о волонтёрском центре в учреждениях высшего профессионального или профессионального образования содержит цель и задачи деятельности таких центров, их основные права и обязанности, организацию деятельности.
В начале декабря 2015 г. на территории Российской Федерации были открыты 15 волонтёрских центров Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™, созданные по итогам организованного Минобрнауки РФ, Минспорта РФ и Оргкомитета «Россия - 2018» конкурса среди вузов России. Из 15 центров 7 - участники сочинской программы, среди остальных - большинство организаций с богатой добровольческой историей. В 5 из 11 городов-организаторов действуют самостоятельные центры привлечения городских волонтёров к мероприятиям ЧМ-2018.
Таким образом, реализация волонтёрских программ спортивных проектов значительно поменяла карту России с точки зрения количества инфраструктурных единиц на базе образовательных учреждений, однозначно изменила уровень мощности организаций - ее участников и увеличила охват населения добровольческими инициативами. Кроме того, в образовательных учреждениях проявляется устойчивая тенденция формирования волонтерских центров, связанных с реализацией студенческих добровольческих инициатив, ориентированных на широкую общественную пользу.
Vrny
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилова О.Р. Волонтерская деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в вузе // Вектор науки ТГУ 2011. № 2(5). С. 81-96.
2. Волонтерство как фактор социализации молодежи: исторические и современные практики / Н.И. Горлова и др. М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016.170 с.
3. Крутицкая Е.В. Компетентностный подход к организации волонтёрской деятельности молодёжи в высшей школе // Волонтер. 2013. № 1-2 (5-6). С. 11-21.
4. Лаврентьев А.В., Шарахина Л.В., Юдина А.А. Внедрение волонтёрской практики в образовательный процесс: учеб. пособие. СПб.: СПбГЭУ 2014. 65 с.
5. Леднев В.А. Чтобы стать классным специалистом, нужно поработать волонтером // Качество образования. 2011. № 12. С. 42-44.
6. Линович М.В. Внедрение образовательной практики «Обучение через волонтёрство» в систему академического образования в России // Волонтер. 2012. № 1-2. С. 34-37.
7. Радько И.В. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтёрской) деятельности молодёжи в средних профессиональных учебных заведениях Российской Федерации. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. 50 с.
8. Шарыпин А.В. Волонтерское движение студентов: истоки и современность // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4. С. 214-220.
1. Danilova O.R. Volonterskaya deyatel'nost' v protsesse professional'noi podgotovki bu-dushchikh sotsial'nykh pedagogov v vuze [Volunteer activities in the process of professional training of future social teachers at a university]. Vektor nauki TGU, 2011, no. 2(5), pp. 81-96.
2. Volonterstvo kak faktor sotsializatsii molodezhi: istoricheskie i sovremennye praktiki / N.I. Gorlova i dr [Volunteering as a factor of young people's socialization: historical and modern practice / N. And. Gorlova, etc]. M., ITD «PERSPEKTIVA», 2016. 170 p.
3. Krutitskaya E.V. Kompetentnostnyi podkhod k organizatsii volonterskoi deyatel'nosti molodezhi v vysshei shkole. [Competence approach to the organization of young people's voluntary activities at higher education institutions]. Volonter, 2013, no. 1-2 (5-6), pp. 11-21.
4. Lavrent'ev A.V., Sharakhina L.V., Yudina A.A. Vnedrenie volonterskoi praktiki v obrazovatel'nyi protsess: uchebnoe posobie [Implementation of volunteer practices in the educational process: the manual]. SPb., SPbGEU, 2014. 65 p.
5. Lednev V.A. Chtoby stat' klassnym spetsialistom, nuzhno porabotat' volonterom [To become an ace you need to volunteer]. Kachestvo obrazovaniya, 2011, no. 12, pp. 42-44.
6. Linovich M.V. Vnedrenie obrazovatel'noi praktiki «Obuchenie cherez volonterstvo» v sis-temu akademicheskogo obrazovaniya v Rossii [The introduction of educational practice "Learning through volunteering" into the system of academic education in Russia]. Volonter, 2012, no. 1-2, pp. 34-37.
7. Rad'ko I.V. Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu dobrovol'cheskoi (volonterskoi) deyatel'nosti molodezhi v srednikh professional'nykh uchebnykh zavedeniyakh Rossiiskoi Federatsii. [Methodical recommendations for developing young people's volunteer activities at secondary vocational educational institutions in the Russian Federation.]. M., RITS MGGU im. M.A. Sholokhova, 2015. 50 p.
8. Sharypin A.V. Volonterskoe dvizhenie studentov: istoki i sovremennost' [The volunteer movement of students: the origins and modernity]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 2010, no. 4, pp. 214-220.
REFERENCIES
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Горлова Наталья Ивановна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга спортивной индустрии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Natalya I. Gorlova - Candidate of historical sciences, associate professor, associate professor of the Department of Management and Marketing sports industry, Plekhanov Russian University of Economics;
e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Горлова Н.И. Организация волонтёрского движения на базе высших учебных заведений России: тенденции и приоритеты развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 4. С. 124-131. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-124-131
THE CORRECT REFERENCE TO ARTICLE
N. Gorlovа. Organization of volunteer movement on the basis of Russian higher educational institutions: trends and priorities of development. Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2017, no 4, pp. 124-131. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-124-131
Vi3y