Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2025. Т. 27. № 1. С. 25-43.
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture.
ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)
2025; 27 (1): 25-43. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 72.036
DOI: 10.31675/1607-1859-2025-27-1-25-43
EDN: DFVKSJ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА МАРСЕЛЬСКОЙ «ЖИЛОЙ ЕДИНИЦЫ» (ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, 1945-1952 ГГ.)
Евгений Николаевич Поляков, Ольга Павловна Полякова, Юлия Евгеньевна Воевода
Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск, Россия
Аннотация. Статья посвящена одному из наиболее известных проектов многоэтажных жилых зданий, выполненных французским архитектором Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) в традициях функционализма и брутализма. Авторами проанализированы основные архитектурно-дизайнерские концепции Шарля-Эдуарда, заложенные в общую систему пропорционирования, планировочные схемы этажей, в решения фасадов и интерьеров жилых ячеек этого необычного для своего времени здания.
Ключевые слова: Франция, Марсель, район Пуасси, Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье), Марсельская «жилая единица», конструктивные решения «жилой единицы», «ленточные» фасады, система пропорционирования «Модулор», «свободная» организация внутреннего пространства
Для цитирования: Поляков Е.Н., Полякова О.П., Воевода Ю.Е. Организация внутреннего пространства Марсельской «жилой единицы» (Ле Корбюзье, 1945-1952 гг.) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2025. Т. 27. № 1. С. 25-43. DOI: 10.31675/1607-1859-202527-1-25-43. EDN: DFVKSJ
ORIGINAL ARTICLE
INTERIOR ORGANIZATION IN UNITÉ D'HABITATION (LE CORBUSIER, 1945-1952)
Evgenii N. Polyakov, Ol'ga P. Polyakova, Yulia E. Voevoda
Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russia
Abstract. The article is devoted to one of the most famous projects of multi-storey residential buildings made in the traditions of functionalism and brutalism by S.-E. Jeanneret-Gree (Le Corbusier), a French architect. The authors analyze the main architectural and design concepts of Charles-Edouard, embedded in the general proportioning system, floor plans, facades and interiors of residential cells of this unusual building.
© Поляков Е.Н., Полякова О.П., Воевода Ю.Е., 2025
С*
H
IT)
с*
о
с*
и
<
и
H
ы
s
X
H
и
«
PQ
Keywords: France, Marseille, Poissy district, S.-E. Jeanneret-Gry (Le Corbusier), Unité d'Habitation, design solution, "ribbon" facades, proportioning system Modulor, 'free' organization of interior space
For citation: Polyakov E.N., Polyakova O.P., Voevoda Yu.E. Interior Organization in Unité D'habitation (Le Corbusier, 1945-1952). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2025; 27 (1): 25-43. DOI: 10.31675/1607-1859-2025-27-1-25-43. EDN: DFVKSJ
Настоящее исследование является логическим завершением нашей предыдущей статьи, опубликованной в декабре 2024 г. [1], которая была посвящена уникальному многоэтажному зданию, построенному в г. Марселе по окончании Второй мировой войны. Инновационная конструктивная система данного здания («стойка для бутылок») принципиально отличается от традиционных моделей многоэтажных жилых домов того периода. Все его квартиры встроены в прямоугольный сетчатый каркас, состоящий из железобетонных стоек и балок. Однако технология изготовления, использованная марсельскими строителями, оказалась не очень удачной. Бетон, заливаемый в грубо сделанную опалубку (Béton brut), невозможно было вовремя «отшлифовать», сделав его поверхность более гладкой и «пластичной». Вместо того, чтобы бороться с этим недостатком, Ле Корбюзье превратил его в свой художественный принцип: «Любое изменение средиземноморского освещения отражается с особенной интенсивностью на грубых поверхностях вентиляционных шахт и башни лифта, расположенных на крыше, что помогает превращению этих утилитарных конструкций во впечатляющие скульптурные элементы...» [2]. Архитектор считал, что бетон является искусственным камнем, который следует демонстрировать в его естественном состоянии. Все его текстурные дефекты по-своему живописны: «Ведь у мужчин и женщин вы не замечаете морщин и родимых пятен, кривых носов, бесчисленных странностей... Дефекты - это мы сами, наша повседневная жизнь.»1. Сам того не желая, он создал новое направление в современной архитектуре - брутализм. Немного позже в Англии появилось сходное архитектурное направление - новый брутализм (New Brutalism). Грубая бетонная поверхность стала одним из приемов пластического решения фасадов и интерьеров строившихся в этот период зданий и сооружений. Марсель-ская «жилая единица» стала одной из первых построек, выполненных в этом стилевом направлении (рис. 1).
Имеется относительно правдоподобная версия столь экстравагантного выбора французского зодчего. С самого начала своей творческой карьеры Шарль-Эдуард мечтал строить здания из стальных конструкций. Однако в тяжелый послевоенный период он был вынужден довольствоваться более дешевым железобетоном: «Некоторые критики порицали его за работу с этим "неэстетичным" материалом, а другие обратили внимание на то, как архитектор сумел использовать бетон для создания ярких текстур, реагирующих на изменения освещенности.»2.
1 Лучезарный город Ле Корбюзье: прорыв или утопия? (часть 1). URL: https://agritura.livejour-nal. com/275 976.html?ysclid=lxylplq64d873879612
2 Радикал и реформатор от архитектуры: Ле Корбюзье. Эпизод второй: Возможности и формы. URL: https://dzen.ru/a/Zi EguzHqzjp ZIkVi?ysclid=ly0rr 8jjm 9619093598
Рис. 1. Процесс монтажа Марсельской «жилой единицы»3; ее лестничная клетка4 Fig. 1. Installation process of Unité d'Habitation
священных решению его фасадов и интерьеров:
2751912.html?ysclid=lxzufd6 6id828021379
4 URL: http://corbusier. totalarch.com/unite_d_habitati- on_marseille
t>
H
iri
о
и
о <
о- U
H
ц- bt S
я- X
a
CJ
ru/ PQ
3
фантаста заброшенное на окраину ничего не подозревавшего города. Создатель сравнивал его с океанским лайнером, а на деле это была математически выверенная машина для жизни, 17-этажный механизм. Это эпохальное здание стало не только иконой нового архитектурного стиля, но и. на десятилетия вперед определило все развитие послевоенного градостроительства.» [3] (рис. 2).
Рис. 2. Восточный фасад Марсельской «жилой единицы». Видовая точка5 Fig. 2. Eastern Facade of Unité d'Habitation
Марсельская «жилая единица» (или «Лучезарный город») давно уже признана одним из самых значительных проектов Ле Корбюзье, выполненных в духе брутализма - послевоенной волны европейского модернизма: «Фасады из серого необработанного бетона (béton brut) и отсутствие какого бы то ни было декора (если не считать дозированного использования цвета на фасадах и необычных бетонных объемов на крыше, которые при ближайшем рассмотрении оказываются замаскированными вентиляционными шахтами) стали фирменной чертой европейской архитектуры на десятилетия вперед. Все это отличало марсельский проект от того, что строилось в те годы в Европе. "Вертикальный сад", как любовно называл марсельский блок Ле Корбюзье, настолько выбивался из архитектурного ландшафта 1940-х гг., что вызывал у современников весьма неоднозначные чувства. С одной стороны, консервативные марсельцы окрестили его La Maison du Fada ("Сумасшедший дом"). А с другой - о нем писали во всех французских газетах, на стройку что ни день приезжали съемочные группы, а Ле Корбюзье купался в лучах славы, наслаждаясь статусом первого "стархитектора" Европы.» [4].
5 URL: https://cih.ru/wp/bld/files/2023/08/03.jpg
«Всю инновационность постройки дополняет стиль и внешний вид здания - необработанный бетон контрастирует с лоджиями, которые окрашены в самые разные цвета.. .»6. «Продуман не только дизайн фасада, но и его функциональность: каждая квартира имеет защитные козырьки от солнца на лоджии и сквозную вентиляцию от лоджии с одной стороны до небольшого балкона -с другой.» [5] (рис. 3).
Рис. 3. Лоджии Марсельской «жилой единицы»7 Fig. 3. Loggia in Unité d'Habitation
В научных источниках упоминаются лишь два варианта цветовой окраски фасадов «жилой единицы», сочетающие по три - пять цветов в стилевых традициях Питера (Пита) Корнелиса Мондриана (1872-1944). Зигфрид Ги-дион отметил интересный аспект в его окраске: «В этом здании были использованы интенсивные чистые краски. Но Ле Корбюзье как художник воздержался от окраски фасада, покрасив только боковые стенки балконов в красный, зеленый и желтый цвета.» [2] (рис. 4, 5).
При проектировании фасадов и внутреннего каркаса этого здания Ле Корбюзье использовал свою собственную систему пропорционирования -«Модулор»: «Ему не нравилось измерять пропорции помещений в привычных величинах - метрах или футах, он не видел в этом связи с жителем, для которого эти помещения строятся. Поэтому он взял за основу своей системы человека, стоящего в полный рост с поднятой рукой, и вычислял все пропорции в помещении по размеру частей тела этого человека: ноги, локтя, пальца. При вычислениях Ле Корбюзье основывался на удвоении, числах Леонардо Пизан-ского (Фибоначчи) и золотом сечении.» [5].
6 Дом - это машина для жилья. URL: https://varlamov.ru/2751912.html?ysclid=lxzufd66id828021379
7 URL: https://realt.onliner.by/2017/04/07/corbusier
Рис. 5. Картина П.К. Мондриана «Композиция в красном, синем и желтом цветах» (1930 г.)
(слева)9; фрагмент западного фасада Марсельской «жилой единицы» (справа)10 Fig. 5. "Composition in Red, Blue and Yellow Colors" by P.K. Mondrian (1930) (left); fragment of the western façade of Unité d'Habitation (right)
8 URL: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3894718/pub_62e8f429d4848fD4a1b6a467_63400610 d0a8a77d809f23e0/scale_1200
9 URL: https://learnodo-newtonic.com/piet-mondrian-famous-paintings
10 URL: https://i.pinimg.com/ originals/a3/ae/7a/a3ae7ab882251a4d643c3968ac 334a54.jpg
Марсельский жилой комплекс стал настоящим испытательным полигоном для его создателя. Шаг колонн, габариты помещений и встроенной мебели, даже скульптурные объемы вентиляционных шахт на крыше были рассчитаны по «Модулору». Символом этой системы стал человек с поднятой вверх левой рукой. Не исключено, что это силуэт самого Шарля-Эдуарда, обладавшего высоким ростом ~183 см (рис. 6).
Рис. 6. «Модулор» Ле Корбюзье: общая схема и его «эталонная» фотография с поднятой рукой (1947 г.)11
Fig. 6. Le Corbusier's "Modulor": general scheme and his "reference" photograph with raised arm (1947)
Этот феномен отметили авторы многих публикаций, посвященных Марсельской «жилой единице»: «Модулор». выражен в эмблеме с изображением гипермускулистой фигуры человека с поднятой рукой; рядом две переплетающиеся спирали "красного" и "синего" ряда размеров, возрастающих в пропорции золотого сечения.» [6] (рис. 7).
«За основу "красного" ряда взят условный рост человека - 6 футов. Сам Ле Корбюзье отмечает, что он взял рослого мужчину по английским детективным романам. Интересно, что эта величина точно совпадает с эталоном Витру-вия, у которого размер ступни или фут (0,3048 м) составляет 1/6 человеческого роста.» [6] (рис. 8).
1>
Iп о
и <
U Н
Ы =
=
и <v
PQ
1 URL: https://i0.wp.com/www.purodesign.it/wp-content/uploads/2017/12/lecorbusiermodulor.jpg?w=736
Рис. 7. «Модулор» Ле Корбюзье - общая схема, обложка его книги по этой тематике (1947 г.)12 Fig. 7. Le Corbusier's "Modulor": general scheme, cover of his book (1947)
СЧ
H
1л
СЧ
о
СЧ
>>
и
<
-
Н
ы
=
X
н
и
OJ
PQ
Рис. 8. Схемы пропорций по «Модулору» Ле Корбюзье13 Fig. 8. Proportions according to Le Corbusier's "Modulor"
Следует отметить, что еще в начале своей творческой карьеры Ле Кор-
12 URL: https://dzen.ru/a/XRTlBg5mAQCwtYAu?ysclid= lyw72ficxm83 0101183; https://i.pinimg.com/ori-inals/0e/12/e8/0e12e883093aa3718d4b35ae2c fec64e.jpg
13 URL: https://dzen.ru/a7XR TlBg5mAQCwtYAu?ysclid=lyw77s70sz226787542
Рис. 9. Предшественники «Модулора» (зодчий Сенмут, скульптура Лисиппа «Апоксио-мен», Леонардо да Винчи) (слева)14; построение «золотого» прямоугольника по методу Ле Корбюзье (В.Г. Власов, 2007 г.) (справа)15 Fig. 9. Predecessors of the Modulor (left); construction of "golden" rectangle by Le Corbusier's method by V.G. Vlasov, 2007 (right)
«Ле Корбюзье сравнивал свой "Модулор" с музыкальным инструментом -каждый может пользоваться им в меру своего таланта, но сам он таланта не прибавляет.»16. Поэтому одна из бетонных стен западного фасада Марсельской «жилой единицы» украшена рельефом, изображающим человека с поднятой левой рукой рядом со шкалой размеров «Модулора» (рис. 10). «Эта эмблема с полным правом занимает свое место у подножия дома, который с начала до конца спроектирован в пропорциях на основе "Модулора"... »17 (рис. 11).
Рис. 10. Эмблема «Модулора» у подножия Марсельской «жилой единицы»18 Fig. 10. The Modulor emblem at the foot of Unité d'Habitation
14 URL: https://www.mdpi.com/heritage/ herita-ge-03-00017/article_deploy/html/images/heritag 00017-g001.png
15 URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Модулор#/media/ФайлЛостроение_золотош прямоугольни
16 Страсти по Модулору Ле Корбюзье. URL: https://dzen.yandex.ru/media/arhi1/strasti-po-modi le-korbiuze-5d14e5060e660100b0b5802e
17 Там же.
18 URL: https:// www.lescouleurs.ch/fileadmin/media/journal/Bibliothek/Modulor/Slider8-Modulor-Unite-d_Habitation-Marseille-_c_-FLC-ADAGP---Paul-Kozlowski.jpg
%
t>
H
•ri
о
и
<
u
_ H
bt
X
X
CJ
<v
PQ
Рис. 11. Рельефные эмблемы «Модулора» у подножия Марсельской «жилой единицы»19 Fig. 11. Diaglyphic emblems of Modulor at the foot of Unité d'Habitation
Оценим цветовое решение и геометрические особенности интерьеров жилых ячеек и «общественных пространств» Марсельской «жилой единицы» (рис. 12).
С*
H
IT)
с*
о
с*
и
<
и
H
ы
s
X
H
и
«
PQ
Рис. 12. Модель квартиры в Марсельской «жилой единице»20 Fig. 12. A flat in Unité d'Habitation
19 URL: https://i.pinimg.com/736x/a2/40/0f/a2400f6de5148573903c43d828426f46--marseille-white-pho-tography.jpg; https://thumbs.dreamstime.com/b/более-corbusier-человек-2053094.jpg
20 Радикал и реформатор от архитектуры: Ле Корбюзье. Эпизод второй: Возможности и формы. URL: https://dzen.ru/a7Zj EguzHqzjp ZIkVi?ysclid=ly0rr 8jjm 9619093598
«В 1952 г. после пятилетнего строительства 17-этажное здание на мар-сельском бульваре Мишле было сдано в эксплуатацию. Это действительно было нечто невиданное ранее. Бетонный каркас, установленный на массивные ноги-опоры, был, как стеллаж бутылками, заполнен модулями двухэтажных квартир-дуплексов. В плане они напоминают букву "Г" и состоят из двухсветной (на оба этажа) гостиной, выходящей на лоджию с солнцезащитным козырьком, и низкой части со спальнями, проходящей через все здание до маленького балкона на противоположном фасаде дома. Каждая такая квартира имеет свою пару, с которой они образуют единое целое, складываясь друг с другом подобно головоломке. Двойная высота гостиной первого дуплекса оказывается над низкой частью второго, а двойная высота гостиной второго - под низкой частью первого. Две парные двухэтажные жилые ячейки в форме буквы "Г", объединяясь, образуют один трехэтажный модуль, в центре которого, на среднем уровне, расположен внутренний коридор - своеобразная широкая улица, пронизывающая вдоль все здание. Благодаря такой схеме в "жилой единице" семнадцать этажей, но коридоров-улиц, на которые выходят квартиры и где останавливаются лифты (каждый на 20 человек), всего пять.»21.
«Оценим некоторые типы квартир в Марсельском доме. Те, которые подлиннее, - сквозные, окна выходят на обе стороны дома - на холмы и на море. 337 квартир 23 различных типов, классифицированных от А до Н. Они предназначены для размещения семей от 1 до 10 человек. Ячейка А площадью 15,5 м2 является базовым модулем. Тип В состоит из 2 смежных ячеек А и т. д. до типа Н площадью 203 м2.»22 (рис. 13).
Рис. 13. Образцы типовых ячеек Марсельской «жилой единицы»23 Fig. 13. Typical cells in Unité d'Habitation
21 Лучезарный город Ле Корбюзье: прорыв или утопия? (часть 1). URL: https://agritura.livejour-nal. com/275 976.html?ysclid=lxylplq64d873879612
22 Там же.
23 URL: https: //agritura.livejournal.com/ 275976.html?ys- clid=lysej9grl368551488
«Между коридорами расположено два квартирных этажа по 2,28 м в чистоте. Если мы входим в квартиру, развивающуюся наверх, то перед нами передняя, кухня и гостиная 3,36 м шириной, частично двухсветная. На втором этаже спальня, нависающая над пространством гостиной, и две узкие спальни (детские) по 1,66 м шириной. При входе в такую спальню у стены расположен умывальник, шкаф и кровать. Дальше, ближе к окну, находится рабочий стол и раздвижная стена. С её помощью можно объединить часть пространства двух комнат. За спальнями и за гостиной находятся глубокие лоджии (в Марселе очень солнечно), что позволяет иметь ширину этого дома более 20 метров. Главная спальня открыта в гостиную. Малые спальни низкие, узкие и слишком длинные.» [2].
Для разработки интерьеров «жилой единицы» Ле Корбюзье привлекал многих талантливых специалистов в области архитектуры и дизайна. В частности, с ним тесно сотрудничали Жан Пруве и Шарлотта Перриан.
Жан Пруве участвовал в планировке жилых комнат, именно он придумал лестницу-трап, ведущую на второй уровень (рис. 14).
Рис. 14. Интерьер кухни-столовой, оборудованной лестницей-трапом. Фотография 1960 г.24 Fig. 14. Kitchen-dining room interior, 1960
н
Ы Шарлотта Перриан занималась разработкой мебели. Жилище в пропор-
^ циях «Модулора» требовало принципиально иного подхода к интерьеру. Гро-
Н моздкая мебель, рассчитанная на буржуазные довоенные дома, смотрелась бы
^ в квартирах нового типа по меньшей мере чужеродно, поэтому в 1950 г. Ле
24 URL: https://dzen.ru/a7 ZjEguzHqzjp ZIkVi?ysclid=ly0rr8jjm 9619093598
Корбюзье предложил ей разработать для строящегося в Марселе «Лучезарного города» типовой кухонный гарнитур: «Не выходя за рамки технического задания мэтра, Шарлотта смогла предложить по-настоящему революционную концепцию. Дело в том, что открытая кухня, совмещенная с гостиной, была для Франции тех лет совершенно новым явлением. В патриархальном французском доме кухню традиционно устраивали в северном торце коридора - в этом темном забытом богом углу мать семейства проводила большую часть дня, невидимая, как домашняя раба. Поэтому открытая кухня была настоящим феминистским заявлением. Теперь, готовя еду, женщина оставалась на виду и могла общаться с семьей и гостями через барную стойку, в которой было предусмотрено окошечко для подачи блюд к столу. Модульные шкафчики стандартной ширины и высоты (86 см), отделанные цветным пластиком или натуральным деревом, стальные мойки, мусоропровод, компактный встроенный холодильник и облицованные плиткой рабочие поверхности - все эти детали учитывали потребности современной женщины, для которой кухня и домашнее хозяйство были не единственным жизненным призванием.» [2] (рис. 15, 16).
Рис. 15. Кухонная ниша под большой спальней. Видовые точки [3] Fig. 15. Kitchen cell at the lower level of living unit
Рис. 16. Интерьер кухонной ячейки на нижнем уровне жилого блока25 Fig. 16. Living room interior in Unité d'Habitation
l>
In о
и <
U H
bt S X H u <v
PQ
' URL: http: //corbusier.totalarch.com/unite_d_habitation_marseille
Это 17-этажное здание, рассчитанное на 1800 жителей, стало образцом для будущих жилых объектов массовой застройки. Его квартиры представляли собой различные комбинации трех стандартных блоков: первого - холла, кухни и гостиной (рис. 17); второго - комнат родителей и ванны; третьего - сдвоенных детских комнат (рис. 18), душевой и кладовой комнаты для хранения белья. В дальнейшем некоторые рослые обитатели Марсельской «жилой единицы» жаловались на то, что мебель, изготовленная Ш. Перриан, мала и не всегда удобна в эксплуатации.
Рис. 17. Гостиная под большой спальней (слева), большая спальня (справа) [3] Fig. 17. Living room below the large bedroom (left), large bedroom (right)
26 URL: https://dzen.ru/a/ZjEguzHqzjp ZIkVi?ysclid=ly0rr8jjm9619093598
Марсельская «жилая единица» была завершена к 1952 г. Муниципалитет Марселя проявил осторожность - квартиры здесь не сдавались в аренду, а продавались, сразу же переходя в частную собственность: «За год после сдачи дома были проданы абсолютно все квартиры, а марсельский блок превратился в статусный адрес, любимый творческой интеллигенцией и продвинутыми марсель-цами среднего класса.» [4].
Следует признать, что творение Корбюзье не принесло ожидаемого им результата. Выясним причины, почему это произошло.
Первая причина заключается в том, что проект получился неожиданно скандальным. За годы строительства выдающийся архитектор пережил множество нападок и судебных разбирательств. Упомянем лишь некоторые из них.
«У проекта была масса противников еще на этапе его предварительного обсуждения, а уж после окончания строительства в прессе началась настоящая травля. Архитектора обзывали инквизитором и сравнивали его идею социального жилья с концентрационными лагерями. Изначально в разрушенном войной Марселе планировалось возвести четыре таких дома, но с трудом закончили строительство первого, ставшего единственным. Несмотря на острый дефицит жилья в городе, противоречивый проект не прижился. »27. Затем - пять лет неистовых бурь, надругательств и жестоких предательств, нападки разъяренной и подстрекаемой прессы: «В 1950 г. президент медицинского общества департамента Сены заявил журналистам, что "жилая единица" удесятерит число душевнобольных во Франции из-за скученности и шума. Год спустя, когда подтвердились тишина и полная изолированность квартир, он же заговорил о том, что "в этих домах люди испытывают трагическое одиночество"...» [5].
«Министр строительства Клодиус Пети проявил смелость, встав на защиту Ле Корбюзье. Когда "жилая единица" на бульваре Мишле в Марселе была построена, против ее автора было заведено судебное дело с предъявлением иска в 20 миллионов франков "за нанесение ущерба природе Франции". В роли истца выступил 80-летний президент "Общества по охране ландшафта Франции". Однако он проиграл этот процесс.» [2].
Позднее стала понятной основная проблема подобных проектов. Слишком большое количество людей, проживающих в одном доме, не позволяет сформировать хорошее сообщество. Люди перестают общаться, узнавать соседей, запираются в своих «бетонных коробках». Сервисы, которые должны были удовлетворять потребности жильцов, начинают деградировать. Кому захочется каждый день есть в ресторане при доме? С экономической точки зрения они вообще оказались неконкурентоспособными. Даже в наши дни очень много жалоб поступает на качество строительных работ.
Однако Ле Корбюзье не сложил оружия. Позднее он построил еще четыре аналогичные «жилые единицы»: «Дом в Марселе стал первым в серии из пяти многоквартирных жилых комплексов для среднего класса, реализованной в разных городах Европы. Он послужил образцовой моделью для "жилых еди- ^ ниц" в Нант-Резе (Франция, 1952-1956 гг.), Берлине (1957 г.), Брие-ан-Форе
(Франция, 1956-1957 гг.) и Фирмини (Франция, 1960 г.).» [4] (рис. 19).
ei
27 Лучезарный город Ле Корбюзье: прорыв или утопия? (часть 1). URL: https:// agritura.livejour-nal. com/275976 .html?ysclid=lxylplq64d873 879612
X
CJ <V
PQ
Рис. 19. Версии «жилой единицы» Ле Корбюзье во Франции и Германии. Видовые точки: а - Нант-Резе28; б - Берлин29; в - Брие-ан-Форе30; г - Фирмини31
Fig. 19. Le Corbusier's residential unit in France and Germany:
a - Nantes-Reuse; b - Berlin; c - Briey-en-Foret; d - Firminy
Однако дальше дело не пошло. Проблема заключалась в том, что невозможно, чтобы в доме, рассчитанном на 1500 чел., была хорошая библиотека или кинотеатр. Хотя бывают и исключения: «Интересно, что сегодня подобные идеи пытаются реализовывать в США. Жилые дома, про которые я писал, по сути всё те же машины для жилья, где есть всё необходимое жильцу - от бассейна и спортзала до кинотеатра и кафе.» [5].
Через некоторое время концепция «дома-города» начала масштабироваться в «район-город». Например, в Вене в 1970-х гг. появляется многофункциональный жилой комплекс Alterlaa. Это один из крупнейших жилых комплексов в Австрии. Он расположен в южной части Вены и занимает площадь 24 га. Все шесть многоэтажных домов этого комплекса представляют собой единое жилое пространство с развитой инфраструктурой. На крышах домов есть бассейны. Сами дома в нижней части расширяются книзу, и в этой расширяющейся части на каждом этаже есть большие балконы. Комплекс включает не только жилые дома почти на 10 тыс. чел., но и торговый центр, клиники, школы, детские сады, спортивные и игровые площадки, а также большой парк,
28 URL: https://corbusier.totalarch.com/unite_d_habitation_nantes_reze?ysclid=lz0wzaccgn440851800
29 URL: https://corbusier.totalarch.com/unite_d_habitation_berlin?ysclid= lz0x7 ojmoy538259916
30 URL: https://corbusier.totalarch.com/unite_d_habitation_briey_en_foret?ysclid=lz0y vhzr1q917672613
31 URL: https://corbusier.totalarch.com/unite_d_habitation_firminy?ysclid=lz0z3p76hg92975432
который занимает больше половины площади микрорайона. Поэтому АЬейаа называют городом в городе (рис. 20).
Рис. 20. Многофункциональный жилой комплекс Alterlaa. Видовая точка32 Fig. 20. Multifunctional residential complex Alterlaa
Многие годы, прошедшие после строительства Марсельской «жилой единицы», этим домом восхищались архитекторы всего мира. Он расширил их представление об «идеальном жилье», сделав это понятие социальным. И пусть этот дом - больше экспериментальный объект, чем образец массовой застройки, но в любом случае это интересный пример организации жилого пространства и инфраструктуры: «Уже ни у кого больше не вызывает сомнений, что "жилая единица" оказала огромное влияние на формирование умов последующего поколения архитекторов. Она помогла освободить архитектора и планировщика от представления о доме как о простой сумме отдельных квартир и расширить его до более широких рамок коллективного человеческого жилища, в котором "социальное воображение" получило свое трехмерное воплощение. Лучшим доказательством признания мастерства великого зодчего XX в. служит тот факт, что марсельцы давно уже. именуют его просто "Дом Ле Корбюзье". И сегодня по числу посещений туристами это здание уступает лишь знаменитым замкам в долине Луары.»33. На многочисленных перекрестках города установлены указатели: «Дом Ле Корбюзье». Сейчас в нем живет около тысячи человек - архитекторы, студенты, художники, которые устраивают там инсталляции. Здесь организуют экскурсии для туристов, хотя работают далеко не все системы дома, которые в свое время создал Ле Корбюзье. Кафе посе-
32 URL: https://dzen.ru/a/YA3PGBkkzAMx3y1H
33 Страсти по Модулору Ле Корбюзье. URL: https://dzen.yandex.ru/media/arhi1/strasti-po-moduloru-Ie-korbiuze-5d14e5060e660100b0b5802e
%
t>
H
iri
о
и
<
u
H
а
=
=
H
cj
<v
PQ
Я
С*
H
IT)
с*
о
с*
и
<
и
H
ы
s
X
H
и
«
PQ
щают лишь туристы, магазинами пользуются далеко не все жители дома, а один этаж вообще превратился в гостиницу.
Завершая данное исследование, необходимо отметить, что в своем уникальном проекте Марсельской «жилой единицы» Шарль-Эдуард постарался решить три очень важные проблемы, связанные с конструктивным решением и организацией внутреннего пространства этого многоэтажного здания.
1. В целях снижения общей стоимости работ французский зодчий был вынужден использовать в качестве основного строительного материала железобетон. Этот материал, в отличие от металлических каркасов, гарантировал более надежную защиту от пожаров. Однако марсельские строители, использовавшие примитивную опалубку, не смогли «отшлифовать» поверхность стен, сделать их более гладкими и «пластичными». Ле Корбюзье сумел по достоинству оценить светоотражающие свойства текстуры данного «грубого» материала и в дальнейшем использовал «фактурный» железобетон во многих других своих постройках.
2. Апробируя железобетонные каркасы на практике, зодчий пришел к логичному заключению, что из них можно делать «жилые ячейки» сравнительно небольших размеров. Оптимальным вариантом стал так называемый «стеллаж для бутылок», позволивший быстро заполнять его двухуровневыми кварти-рами-«дуплексами». Для декоративного украшения этой мелкоячеистой структуры Шарль-Эдуард воспользовался принципом лаконичной окраски веранд и балконов, жилых и технических помещений в 3-5 цветов по аналогии с картинами П.К. Мондриана. Размеры «жилых ячеек» соответствовали пропорциональной системе «Модулор», разработанной самим Ле Корбюзье.
3. Для разработки интерьеров квартир и мебели в этом здании зодчий привлек самых различных специалистов в области архитектуры и дизайна. Видимо, именно этот аспект вызвал массу негодований и критики в адрес Марсельской «жилой единицы» и ее главного создателя. Однако Ле Корбюзье, пользуясь поддержкой представителей государственной администрации, смог преодолеть эти нападки и создать еще четыре подобных здания во Франции и Германии.
В дальнейшем мы планируем опубликовать статью, посвященную монастырю Ла-Туретт в Лионе, выполненному по проекту Ле Корбюзье в 1961 г.
Список источников
1. Поляков Е.Н., Полякова О.П., Воевода Ю.Е. Дома-коммуны в архитектурном наследии Ле Корбюзье. «Жилая единица» в Марселе (1945-1952) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 6. С. 24-43 DOI: 10.31675/ 1607-185 9-2024-26-6-24-43
2. Чумакова К. В гостях у Ле Корбюзье: Адреса его квартир, которые сдаются. URL: https://www.houzz.ru/statyi/v-gostyah-u-le-korbyuzye-adresa-ego-kvartir-kotorye-sdayutsya-stsetivw-vs~87433829?ysclid=lxyqsktb64852689296
3. Машина для жизни: дом, из которого выросла Каменная Горка. URL: https://realt.on-liner.by/2017/04/07/corbusier
4. ГлушаковДм. Город внутри. Жилая единица от Корбюзье // project Bauhaus : [сайт]. URL: https://probauhaus.ru/unite-d-habitation/7ysclid=lxxz840 2il874370580
5. Жилая единица (Unité d'Habitation), Марсель, Франция. 1945-1952. URL: http://corbu-sier.totalarch.com/unite d_habitation_marseille
6. НовоженоваА. Ле Корбюзье. Самые важные проекты самого важного архитектора XX века: от дома Центросоюза в Москве до города Чандигарх в Индии. URL: https://daily.afisha.ru/ar-chive/gorod/archive/corbu-top-ten/
References
1. PolyakovE.N., Polyakova O.P., Voevoda Yu.E. Communal Houses in Architectural Heritage of Le Corbusier. Unité d'Habitation (1945-1952). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitek-turno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (6): 24-43. DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-6-24-43 (In Russian)
2. Chumakova K. Visiting Le Corbusier: Addresses of his apartments for rent. Available: www.ho-uzz.ru/statyi/v-gostyah-u-le-korbyuzye-adresa-ego-kvartir-kotorye-sdayutsya-stsetivw-vs~87433 829?ysclid=lxyqsktb64852689296 (In Russian)
3. A machine for living: the house from which Stone Hill grew up. Available: https://realt.on-liner.by/2017/04/07/corbusier (In Russian)
4. Glushakov D. The City within. Residential unit from Corbusier. Available: https://probau-haus.ru/unite-d-habitation/?ysclid=lxxz840 2il874370580 (In Russian)
5. Housing unit (Unité d'Habitation), Marseille, France. 1945-1952. Available: http://corbusier.to-talarch. com/unite d_habitation_marseille
6. Novozhenova A. Le Corbusier. The most important projects of the most important architect of the 20th century: from the house of Tsentrosoyuz in Moscow to the city of Chandigarh in India. Available: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/corbu-top-ten/ (In Russian)
Сведения об авторах
Поляков Евгений Николаевич, докт. искусствоведения, профессор, Томский государственный архитектурно--строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Полякова Ольга Павловна, канд. экон. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Воевода Юлия Евгеньевна, магистрант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, wailonger@yandеx.ru
Authors Details
Evgeny N. Polyakov, DSc, Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]
Olga P. Polyakova, PhD, A/ Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
Yulia E. Voevoda, Undergraduate Student, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors contributions
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.12.2024 Submitted for publication 16.12.2024
Одобрена после рецензирования 27.12.2024 Approved after review 27.12.2024
Принята к публикации 15.01.2025 Accepted for publication 15.01.2025