УДК 373.1:371.8
И. С. Елизарова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ:
ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ
Обосновывается актуальность предметного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ»), рассматриваются проблемы организации внеклассной работы по данному курсу, приводятся определение и классификация ее видов, предлагается примерное содержание. Описывается реализация основных методологических подходов по организации внеклассной работы по курсу «ОБЖ».
Ключевые слова: курс «Основы безопасности жизнедеятельности», внеклассная работа в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», личностно-деятельностный подход, интегративный подход.
Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию различного рода опасностей. В таких условиях особую значимость приобретает проблема обучения населения основам безопасного поведения. При этом возрастает актуальность школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», который призван закрепить знания об элементах социальных и технических систем безопасности, сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде, национальной безопасности, организации здорового и безопасного образа жизни.
Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» - это самостоятельный курс социально-общественных и естественно-научных знаний, включающий изучение основ здорового образа жизни и правил поведения в современной повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, обеспечивающий формирование умений оказания первой медицинской помощи и постижение основ военной службы. Он дает новое видение явлений, изучаемых биологией, физикой, химией, экологией и другими предметами.
Главной формой обучения основам безопасности жизнедеятельности в современной школе является урок. Несмотря на пристальное в последнее время внимание государства к данному предмету, существуют проблемы, связанные с эффективной организацией учебного процесса по курсу «ОБЖ». Современный учитель не должен ограничивать свою деятельность проведением уроков, она должна продолжаться и развиваться во внеурочное время.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» был введен в 1991 г., и сразу же возникло множество вопросов, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса по данному предмету. В этот период разрабатываются нормативные документы, организуется подготовка специалистов, совершенствуется материально-техническая
база, издаются учебники и пособия. С 1996 г. выходит научно-методический журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». Во втором выпуске журнала появляется рубрика «внеурочная работа», а в 1998 г. она меняет свое название на «внеклассную работу». Исследователи Г А. Колодницкий, В. С. Кузнецова, Н. В. Митюшин и др. сходятся во мнении, что обучение учащихся предмету не должно ограничиваться уроками; курс целесообразно дополнять мероприятиями, повышающими интерес к нему и закрепляющими теоретические занятия. Практический опыт показывает, что такие мероприятия удаются и дают больший эффект, если проводятся в игровой форме, носят состязательный характер. Авторы утверждают, что логическим продолжением программы «Основ безопасности жизни» во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов по безопасности жизнедеятельности. Анализ статей периодических изданий [1-3] и др. показал, что при организации внеклассной работы используются: многолетний опыт оборонно-спортивных лагерей, лагерей юных спасателей; туристические походы и слеты, детские игры и соревнования.
Опираясь на результаты исследований Н. И. Болдырева, Э. М. Браверманна, Н. М. Верзилина, А. Н. За-хлебного, И. Д. Зверева, Т. Н. Калечиц, О. Ф. Кабар-дина, И. Я. Ланиной, А. И. Никишова, М. С. Пак, Л. М. Панчешниковой, Д. И. Трайтака, А. В. Усо -вой и др., посвященных вопросу организации внеклассной работы по различным учебным предметам, можно сделать вывод о том, что данная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся и формирует важные качества личности. В настоящее время внеклассная работа необходима как эффективное условие получения результатов, заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, так как особое место в их
структуре занимает вариативная часть и внеаудиторная занятость - различного рода кружки, секции, творческие мастерские. Несмотря на важность организации внеклассной работы в современной школе, в методической литературе сегодня нет четкого определения и классификации видов внеклассной работы по ОБЖ.
В рамках нашего исследования определяем внеклассную работу по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» как форму различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности, связанную с вопросами организации безопасности личности, общества и государства.
Анализ классификации видов внеклассной работы по предмету, которая представлена в работах В. И. Казаренкова, Г А. Колодницкого, В. С. Кузне -цова [1, 4], позволил выделить виды внеклассной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по следующим признакам:
- характер доминирующих педагогических целей;
- особенности использования образовательных технологий;
- время и продолжительность проведения;
- характер деятельности участников;
- особенности образовательной среды.
Для выявления проблем, связанных с организацией внеклассной работы по данному курсу, было проведено анкетирование учителей и учащихся 10-11-х классов. В эксперименте приняли участие 187 педагогов и 428 старшеклассников. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что учителя в целом положительно относятся к организации внеклассной работы по предмету, но проводят ее эпизодически, ссылаясь на слабую методическую помощь в проведении этой формы обучения учащихся. Таким образом, внеклассные мероприятия по курсу «ОБЖ» проводятся один раз в четверть; при отборе содержания внеклассных мероприятий педагоги придерживаются в основном учебного плана; преобладающее место занимает групповая форма работы.
Эффективность внеклассных мероприятий учителя определяют количеством учащихся, принимающих участие в учебно-воспитательном процессе, заинтересованностью старшеклассников в проведении последующих мероприятий. Результаты анкетирования подтвердили эпизодическое проведение внеклассной работы по предмету, но в свою очередь старшеклассники указали заинтересованность в данной форме работы, указав, что внеклассная работа позволит им проявить свои возможности, улучшить оценки по предмету и будет способствовать дальнейшему самоопределению. Один из вопросов анкеты был направлен на моде-
лирование содержания внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Среди интересующих школьников тем оказались следующие: «Влияние выхлопных газов на здоровье человека», «Что такое природная радиация?», «Как защититься от вредного излучения?», «Последствия различного рода аварий для человека и окружающей среды», «Как защитить себя и окружающих от вредных воздействий различных производств?» и т. п. Результаты опроса показали, что старшеклассников в основном интересуют вопросы, связанные с обеспечением экологической безопасности, которые становятся актуальными в связи с ухудшающейся экологической обстановкой и нарастающей антропогенной нагрузкой на состояние окружающей среды.
С выявленными проблемами по организации и проведению внеклассной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» появилась объективная необходимость в новых подходах к организации учебно-воспитательного процесса. Реализация интегративного и личностно-деятельностного подходов к процессу внеклассной работы позволит устранить проблемы и противоречия, имеющиеся в современной педагогической практике.
Под интегративным подходом в обучении понимается методологический подход со своеобразной призмой видения всего учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит объединение множества ранее разобщенных компонентов в системе образования, обладающих целостными свойствами и закономерностями [5-7].
Опираясь на психологические и педагогические исследования возрастных групп школьников, следует отметить, что интегративный подход успешно используется в старшем звене образовательных учреждений. Именно к этому времени у учащихся закладываются основы понятийного аппарата, формируется мировоззрение, достаточно хорошо развита логика: они способны высказывать суждения, делать заключения и выводы на основе анализа и синтеза. Данный подход позволяет не только систематизировать знания школьников, но и решать некоторые проблемы, связанные с профессиональным самоопределением ученика, особенно на выходе из учебного заведения.
Одна из задач, которая стоит перед школой, -профессиональная ориентация учащихся с целью выбора будущей профессии. В учебных заведениях, где ведется профессиональная подготовка учащихся и созданы профильные классы, образование должно строиться на основе интегративного подхода и с учетом профессионального самоопределения.
Необходимо отметить, что реализация интегративного подхода не решает всех задач учебно-
воспитательного процесса, но прочное закрепление в памяти знаний достигается яркостью и полнотой восприятия изучаемого на основе взаимосвязей; осознанием важности обобщенных знаний смежных дисциплин в разнообразных условиях учебной и практической деятельности.
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. Главную причину этого видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для развития учащихся. При существующем обучении проблема развития учащихся является одной из сложнейших в педагогической практике. Решение ее зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. В этой связи основным критерием деятельности учителя становится представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определенный набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Творческая деятельность школьника направлена на понимание усваиваемого материала, развитие методов учебной деятельности и зависит от наличия трех составляющих обучения:
- методов формирования мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, обобщение и др.;
- высокого уровня активности и плюралистич-ности мышления, проявляющихся в самостоятельном выдвижении гипотез, вариантов решений, нестандартных идей на основе содержания различных предметов;
- организованности и целенаправленности в выделении главного и существенного в содержании образования, окружающей действительности.
Сформированность указанных качеств мышления во многом зависит от реализации в обучении интегративного подхода с целью преодоления трудностей в усвоении учебного материала.
Вышеизложенное позволяет сформулировать методические условия реализации интегративного подхода в формировании глубоких, обобщенных знаний и во внеклассной работе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»:
- согласованность изложения материала по экологической безопасности с содержанием и логикой смежных дисциплин;
- соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов;
- смысловая взаимосвязь изучаемых школьниками предметов;
- взаимная согласованность применяемых методических форм, методов и приемов обучения;
- ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в се-
бе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.
Важным методологическим подходом при организации внеклассной работы по экологической безопасности является личностно-деятельностный. При анализе учебного процесса категория «подход» традиционно рассматривается с позиции обучающего, т. е. учителя, преподавателя. В этом контексте личностно-деятельностный подход к обучению, сформулированный к середине 1980-х гг., разрабатывался преимущественно как субъектно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало очевидным, что личностно-деятельностный подход может рассматриваться и с позиции ученика.
Основываясь на определении учебной деятельности Д. Б. Эльконина, согласно которому ее специфика состоит в том, что она направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, был поставлен вопрос о двойственной направленности личностно-деятельностного подхода: с позиции педагога и позиции ученика. Такая постановка вопроса «встречается» с результатами многолетних исследований И. С. Якиманской, Л. Б. Орлова и других ученых, показавших неоспоримость значения не только учета, но и специальной организации в процессе обучения целого ряда индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, самооценки, когнитивного стиля и т. д.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад. Исходя из интересов ученика, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель и формирует, направляет и корригирует весь учебно-воспитательный процесс в целях развития личности обучающегося [5, 8].
В рамках нашего исследования цель каждого внеклассного занятия формируется с позиции конкретного ученика и всей группы в целом. В процессе организации и проведения внеклассных занятий по курсу «ОБЖ» также учитываются возрастные, индивидуально-психологические особенности школьников. Этот учет осуществляется через содержание и форму внеклассных занятий, характер общения с учеником, возможность выбора учащимися интересующих их видов работ.
Использование указанных подходов позволило выделить интегрированные комплексы содержа-
ния внеклассных занятий, отвечающих запросу старшеклассников и способствующих эффективной организации внеклассной работы по вопросам экологической безопасности в курсе «ОБЖ». Одним из основных условий при отборе содержания комплексов являлась информационность содержания, отвечающая требованиям образовательного стандарта и объединяющая знания и умения, развивающиеся в процессе внеклассной работы. Представлены следующие комплексы:
- «Современное понимание экологической безопасности, или Введение в экологическую безопасность» - развивает понимание учащимися термина «экологическая безопасность», подчеркивает комплексность этого понятия;
- «Экологическая безопасность окружающей среды» - помогает акцентировать внимание учащихся на проблемах окружающей среды и стимулировать размышления о причинах и источниках основных проблем, связанных с обеспечением ее экологической безопасности;
- «Экологическая безопасность человека» - актуализирует и систематизирует знания школьников о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, развивает понимание старшеклассниками взаимосвязи здоровья людей и различных факторов, влияющих на здоровье.
Содержание указанных комплексов предусматривает изучение теоретических и прикладных аспектов экологической безопасности, дающих широкие возможности для организации лекционных, семинарских, практических занятий, дискуссий и конференций.
Проанализировав проблему реализации интегративного и личностно-деятельностного подходов к организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», установлено, что указанные подходы позволят осуществить применение взаимосвязанных методов, приемов, средств в процессе внеклассных занятий в целях достижения оптимального результата в реализации творческих качеств личности.
Список литературы
1. Колодницкий Г. А., Кузнецова В. С. Внеклассная работа по ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. № 11. С. 39-48.
2. Крючек Н. ОБЖ: вчера, сегодня, завтра // Там же. 2001. № 8. с. 19-21.
3. Митюшин Н. В. Формирование ключевых компетенций у подростков во внеурочной деятельности // Там же. 2009. № 1. С. 58-59.
4. Казаренков В. И. Педагогические основы организации внеурочных занятий по учебным предметам. М.: ООО «Педагогика»; МГПУ, 1998. 127 с.
5. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 5-11.
6. Максимова В. Н. Интеграция в системе образования. СПб.: ЛОИРО, 2000. 84 с.
7. Пак М. С. Теория и методика интегративного подхода к обучению химии в ПТУ. СПб.: Изд-во «Образование», 1992. 35 с.
8. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 68 с.
Елизарова И. С., аспирант.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.08.2011.
I. S. Elizarova
THE ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS WORK AT THE COURSE “HEALTH AND SAFETY BASIS”
WITH STUDENTS OF THE SENIOR FORMS: PROBLEMS AND APPROACHES
In the article the urgency of educational area “health and safety” is described, problems of the organization of out-of-class work in the course of “health and safety Basis” are considered, definition and classification of out-of-class work by health and safety bases is resulted, the approximate maintenance is described. Realization of the basic approaches is described.
Key words: сourse of "Health and safety basis”, out-of-class work in the course of "Health and safety basis”, person-activity approach, integrative approach.
A. I. Herzen Russian State Pedagogical University.
Naberezhnaya reki Moiki, 48, St. Petersburg, Russia, 191186.
E-mail: [email protected]