Практика организа ции исследовательской
деятельности Г ^^ -
Краеведение: опыт регионов о
Васильев
Геннадий Никандрович,
Заслуженный учитель РФ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Псковская общеобразовательная школа-интернат», г. Псков
* Статья дается в авторской редакции.
Горький А.М. О молодежи. - Баку, 1949. - С. 97.
Организация внеклассной работы по краеведению*
Представлен опыт организации разносторонней работы по краеведению. В статье обсуждаются как общие проблемы краеведения, так и необходимость учета психолого-педагогических аспектов на разных ступенях образования для оптимальной организации внеклассной работы по истории. Раскрывается система внеклассной краеведческой работы в школе-интернате г. Пскова, в которой отдельное внимание уделено работе краеведческому кружку и экскурсиям как особой форме работы с учащимися.
Краеведение во все времена уберегало людей от потери исторической памяти. Это научная и научно-популярная деятельность, это и метод познания, выявление общего и особенного. Это и форма общественной деятельности, к которой причаст-но и местное население. «Краеведение - большое дело... эта работа не только указывает нам путь к обогащению страны, но и дает моральное удовлетворение, способствует дальнейшему росту чувства нашего человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы нашего народа» - писал А.М. Горький1.
Введение, вначале в качестве обязательных, в учебную программу вопросов истории края с древнейших времен до наших дней, а затем и включение в учебную программу курса по истории края, сделало краеведение неотъемлемой частью исторического образования. Оно стало играть большую роль в развитии внеклассной работы с учащимися. Ведь краеведение -это школа познания и школа общения разных поколений. Краеведческое знание - знание комплексное, обычно историческое (историко-культурное, историко-экономическое) и географическое одновременно. И знакомство с историей края обычно происходит еще в детстве. Это способствует формированию
Васильев Геннадий Никандрович
первичных и, главное, конкретных, сразу доступных пониманию ребенка представлений о взаимосвязи общества и природы, об истории и культуре.
Очень важно изучение краеведения в школе и в связи с тем, что это и способ освоения и сохранения исторического опыта. Это своеобразный отбор. А зачастую и совершенствование того, что уже выдержало испытание временем, проверку практикой поколений - в сельском хозяйстве и в промыслах, в быту и в сфере нравственности. Занятия краеведением воспитывают уважение к нашим истокам, к родной земле, к ее преданиям и ландшафтам, к исконным занятиям предков. Это действует не только на ум, но и на душу человека. А.С. Пушкин, говоря о двух чувствах «дивно близких нам, - любви к отеческим гробам» и «любви к родному пепелищу», - выделяет как главное - «... в них обретает сердце пищу». А настоящее краеведение - это всегда и любовь к родному краю. И детей наших надо воспитывать так, чтобы они стали ревностными хранителями народного духа, живущего и в памятниках истории и культуры, и в самом неповторимом звучании названий наших городов и улиц.
Псковичи же имеют полное право гордиться богатой историей родного края, его культурной сокровищницей, многочисленной плеядой величайших сынов и дочерей, принесших славу не только Пскову, но и всему Отечеству. Псков - один из наиболее прославленных древних русских городов, не раз спасавший страну от вражеских нашествий; средоточие национальной памяти и духа русского; сокровищница родной красоты, скрыть которую не смогло даже время.
С помощью краеведения можно научить учащихся извлекать из прошлого уроки для решения современных проблем. При отборе краеведческого материала, для работы с учащимися, используются, прежде всего, такие факты и события истории края, которые:
• являются наиболее важными и типичными для истории края и могут быть поняты детьми в общей связи с историей всей страны;
• достаточно ярки, эмоционально насыщенны, способны воздействовать не только на сознание, но и на чувства детей;
• по возможности позволяют школьникам участвовать хотя бы и в очень небольшом, но исследовании;
• служат формированию у обучающихся умения наблюдать окружающую действительность, способствуют вовлечению их в практическую работу;
• содействуют пробуждению у учащихся интереса к родным местам, укрепляют в них чувство любви к ним, ко всей России. Пониманию сыновнего долга перед ней.
Краеведение:опыт регионов
Многие педагоги занимаются краеведческой работой, но в этой работе все они сталкиваются с рядом трудностями. Прежде всего - это слабое знание содержания краеведения, недостаточное владение методикой, неорганизованность и бессистемность. Поэтому очень важна выработка системы работы. Необходимо отказаться от шаблонов, не ограничиваться только очередными юбилейными датами. Тем более что все значительнее увеличивается интерес общества к подлинной, неприкрашенной истории Родины. И это не является праздным любопытством, а есть объективная потребность и необходимость, закономерное следствие демократизации нашего общества.
Глубокий интерес к историческому прошлому своего края характерен и для учащихся школ города. Проведенное анкетирование в школе-интернате показывает, что на вопросы: хотели бы вы знать больше об истории Псковщины, о ее прошлом и настоящем, испытываете ли вы гордость за историческое прошлое родного края, - более 90 % учащихся, отвечают утвердительно.
Желание приобщить учащихся к изучению краеведения, найти свою тему и при этом постараться избежать повторения пройденного и побудило нас заняться работой «Использование краеведения в учебной и внеклассной работе».
Нашей целью является обобщение опыта организации внеклассной работы по краеведению в школе-интернате г. Пскова и разработка методических рекомендаций в помощь учителям и воспитателям. Объект исследования - методика организации внеклассной работы по краеведению.
2
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. -Т. 8. - М., 1950. - С. 55.
Психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по истории
Необходимым условием успешного обучения является обязательный учёт учителем психологических и педагогических особенностей учащихся. Как показывает личный многолетний опыт проведения внеклассной воспитательной работы автора в школе-интернате, учителю необходимо в повседневной работе с детьми учитывать: специфические особенности учащихся разных возрастов; особенности коллективной жизни на каждом конкретном этапе; индивидуальные особенности учащихся. К.Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам -поступайте так или иначе; но говорим им, изучайте законы психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»2.
Мы в практике своей работы обращали особое внимание на учет свойств наиболее характерных каждому возрастному
Васильев Геннадий Никандрович
периоду и их учету в процессе проведения внеклассной работы. От знания этих особенностей, а также в зависимости от тех или иных свойств, преобладающих в характере личности учащегося на каждой возрастной ступени, зависит и подбор соответствующих форм, и содержания, и организация самой внеклассной работы по краеведению.
Хорошим источником педагогических знаний является и педагогическая литература, содержащая разнообразные сведения о возрастных особенностях детей, о цели и задачах воспитания, о методах и приемах воспитательного воздействия. У нашего народа имеется целая плеяда замечательных педагогов, писателей и общественных деятелей, уделявших большое внимание воспитанию детей, видевших в нем одно из важнейших средств преобразования общества. О проблемах воспитания детей и учете их возрастных особенностей писали и Л.Н. Толстой, и А.М. Горький, и А.С. Макаренко, и многие другие. В их произведениях и высказываниях имеется немало полезных советов и рекомендаций, сохраняющих свою актуальность и в наше время.
Помимо возрастных особенностей в процессе воспитания важно также учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Ведь каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными чертами, склонностями, интересами и способностями.
«Воспитание - отмечал В.М. Бехтерев, - никогда не должно быть шаблонным, оно меньше всего может быть выполнено по трафарету, а должно всегда сообразовываться с особенностями психики воспитываемого лица. Вот почему изучение психики и нормальное воспитание должны всегда идти рука об руку, одно должно дополнять другое; иначе воспитание не будет рациональным, и в свою очередь изучение детской психики без воспитания окажется неполным...»3.
Но в тоже время «... Начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и у больших людей - надо лишь создать для проявления ее подходящие условия» - писал С.Т. Шацкий4.
Большую помощь в воспитательной работе оказывает и анализ психологической и педагогической литературы, посвященной вопросам возрастного, индивидуального и личностного развития учащихся, современных авторов. В нашей работе были использованы труды И.С. Кона, Л.М. Фридмана, О.П. Елисеева, А.В. Петровского.
Путем изучения и анализа данных работ, с учетом собственного опыта воспитательной работы, нами были выделены основные свойства личности учащихся 4-11 классов и составлены, приводимые ниже, таблицы. По четырехъярусной структуре личности К.К. Платонова5 эти свойства могут быть распределены следующим образом:
3
Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. - СПб., 1909. - С. 39.
4
Шацкий С.Т. Пед. соч. в 4-х т. - М., 1962. - Т.1. -С. 452.
5
Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. - М., 1982. -С. 196.
Краеведение: опыт регионов
1.
Направленность (убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания).
2. Опыт (привычки, умения, навыки, знания).
3. Психологические процессы (воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память).
4. Биологические свойства (темперамент, возрастные и патологические свойства).
Знание же свойств личности, характерных для каждой ступени развития учащихся, дает возможность учителю представить, при проведении внеклассной работы, более четко портрет «среднего представителя» каждой из выделенных возрастных ступеней обучения:
1. Младшая ступень: 4-6 классы.
2. Средняя ступень: 7-8 классы.
3. Старшая ступень: 9-11 классы.
Возможно смещения данного деления в том случае, если внеклассная краеведческая работа в школе начинается в начальных классах. В данном случае будет необходимо проведение дополнительной работы для ступени 1-3 классов.
По нашим наблюдениям, опыт личности на всех ступенях обучения представлен бедно. Это связано с тем, что опыт каждого учащегося как общественника, краеведа, спортсмена и т.д. индивидуален. Знание этого опыта может быть использовано учителем и при распределении заданий во внеклассной работе по краеведению. Кроме того, можно проследить динамику развития личности от одной возрастной группы к другой. Изменения обязывают учителя учитывать содержание и формы внеклассной работы по краеведению в зависимости от ступеней развития.
Педагогу следует обратить внимание на следующее: Младшая ступень:
Помнить о широком круге интересов учащихся, привлекать их к подготовке различного рода мероприятий, особенно игрового соревновательного плана (викторины, конкурсы), исторических вечеров, праздников. Организовывать работу краеведческих кружков по интересам: топонимика, краеведческая игротека, нумизматика т.п. Давать возможность всем учащимся попробовать свои силы в работе, включая их в различного рода познавательную деятельность, давать поручения по работе исторического кабинета. Привлекая к проигрыванию различных ролей. Менять виды работы, учитывая, что нужно не только переключение с одного вида деятельности на другую, но и занятость, насыщенность работы. Чаще использовать наглядность и ТСО. Проводить беседы о значении краеведения (примеры из жизни краеведов, готовить материалы об известных земляках и т. п.).
1.
4.
Васильев Геннадий Никандрович
7. Привлекать учащихся к поиску информации на тему «Это интересно знать», делать на ее основе «живые стенгазеты».
8. Учитывая наивно-игровое отношение учащихся ко всему, в том числе и к оценке своей деятельности, а также силу воздействия слова коллектива, оценивать деятельность учеников через детский коллектив.
9. Учитывая высокую восприимчивость и эмоциональность, впечатлительность и в то же время слабость произвольного внимания, строить ход проводимых мероприятий так, чтобы затрагивался эмоциональный мир детей(красочность, музыка, эмоциональность ведущих, обращенность к участникам).
10. Указывать, как нужно поступать в каждом конкретном случае.
11. Рассчитывать проведение мероприятий на 30-45 минут, монологические высказывания на 1,5-2 минуты, учитывать объем стихов, сценок и т.п. Терпеливо относиться к проявлениям подвижности, несдержанности, планировать по 1-2 веселой паузе (подвижная игра, физкультминутка, песенка-шутка).
12. Доверять учащимся, развивать их творческие способности, знать и учитывать их в работе. Регулярно менять поручения учащихся.
Средняя ступень:
1. Необходимо учитывать объем работы для каждого учащегося, ставить приблизительные сроки исполнения.
2. Учитывать совместимость ребят при выполнении какой-либо деятельности.
3. Желательно исключить навязывание какой-либо деятельности, исключить приказной тон.
4. Давать учащимся больше самостоятельности, доверять им, воспитывая чувство ответственности.
5. Необходимо давать оценку деятельности учащихся, продумывать способы и меры поощрения и наказания по отношению к каждому конкретному ученику, стараться заранее предвидеть возможные неудачи, им учеников либо подготовить к ним.
6. Не забывать то, что этот возраст благоприятен для нравственного воспитания.
7. Учитывать интересы и увлечения учащихся.
8. Следует помнить о том, что внимание подростков несосредоточенное, рассеянное и использовать призывающие к вниманию фразы: «особенно интересно отметить...», «прислушайтесь...» и т.д.
9. Прислушиваться к мнениям, интересам и отношениям и использовать их в работу.
Краеведение: опыт регионов
10. Необходимо исключить резкие суждения, т.к. неуравновешенность, нетерпимость, повышенная раздражительность подростков может плохо сказаться и на ходе мероприятия, и на оценке его учащимися. Старшая ступень:
1. Учитывать дифференцированность интересов учащихся.
2. В процессе подготовки и проведения мероприятия ставить перед учащимися различные задачи и проблемы, решение которых давало бы им возможность применить свои знания и умения на практике, почувствовать себя активной личностью.
3. Учитывая философско-романтический возраст старшеклассников, акцентировать их внимание на нравственно-этических проблемах.
4. Ответственно относиться к подбору жюри из числа старшеклассников. Тщательно продумывать и обсуждать мероприятия, давать учащимся возможность подготовить их самим.
5. Всячески поощрять инициативу учащихся. Помнить о склонности старшеклассников к самоанализу, самооценке, указывать им не то, что дает им участие в том или ином виде деятельности, зачем они ее выполняют.
6. Стараться не давать учащимся оценивать себя и свои способности ниже, чем есть на самом деле. Заострять внимание на положительном.
7. Учитывать дружеские привязанности учащихся разных классов. Включать такие группы в совместную работу.
8. Учитывать разностороннюю систему досуга старшеклассников, исключить однохарактерные внеклассные мероприятия.
9. Оказывать помощь в самоопределении, готовить учащихся к труду в коллективе, к общественно-полезной деятельности: закреплять за учеником (или группой) определенные участки работы, давать ответственные поручения, практиковать их отчеты перед всем коллективом.
При организации внеклассной работы по краеведению необходимо также учитывать не только психологические особенности учащихся, но и психологические особенности коллектива: уровень развития детей, степень организационного, психологического, эмоционального единства; направленность деятельности коллектива; межличностные отношения, особенно взаимоотношения официальных лидеров с остальными членами группы; эмоциональное состояние класса в момент проведения мероприятия.
Таким образом, учет психологических и педагогических особенностей является необходимым условием проведения внеклассной работы по краеведению. Его осуществление не
Васильев Геннадий Никандрович
требует от педагога больших затрат времени. Стоит лишь опираться приведенные особенности: при подборе соответствующих форм работы, наиболее оправданных для каждой ступени; при определении содержания работы, выясняя, чем интересуются учащиеся; при организации внеклассной работы, учитывать их возможности. Практика нашей работы показывает, что опора на данный подход оправдывает себя и обеспечивает высокую эффективность внеклассной работы по краеведению.
Место и функции краеведческой работы в школе
Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы по краеведению в деле обучения и образования в школе, учителя уделяют ей большое внимание. Она способствует развитию и поддержанию интереса к истории, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развития творческих способностей, вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и т.п.
Внеклассную работу по краеведению можно охарактеризовать как систему различных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных краеведческих мероприятий, часто выходящих и за рамки учебных программ по истории.
При правильном сочетании в школе внеклассной работы с урочной обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом.
В процессе осуществления внеклассной краеведческой работы достигаются воспитательные, познавательные, развивающие и обучающие цели.
От выбора же конкретной формы внеклассной краеведческой работы и от её содержания будет зависеть, какая из указанных выше целей, будет преобладать в том или ином случае. Так, например, при проведении одного краеведческого мероприятия ведущей может быть познавательная цель, а при подготовке и проведении другого - образовательная и т.д. Продуманность и чёткость в постановке целей влияет на содержание, отбор материала, выбор формы проведения мероприятия. Говоря же о задачах внеклассной работы, на наш взгляд, можно согласиться с мнением А.Н. Леонтьева, который считает, что задача - это цель, данная в конкретных условиях. Следовательно, указанные цели работы в конкретных условиях школы или отдельного класса могут быть и задачами и формулироваться по-разному.
Краеведение: опыт регионов
6
Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе. -М., 1961. - С. 6.
Определяя задачи внеклассной работы, краевед-историк А.Ф. Родин утверждает, что она направлена на достижение «тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами»6.
Внеклассную работу по историческому краеведению можно разделить на массовую, групповую и индивидуальную. К массовым формам относятся: проведение краеведческих вечеров, олимпиад, викторин, конференций, работа клубов; создание краеведческих музеев и уголков; встречи с участниками и свидетелями тех или иных событий; краеведческие игры и др. К групповым формам относится: работа краеведческих кружков, обществ, проведение экскурсий, походов, лекториев, выпуск стенных газет, рукописных книг и устных журналов. Индивидуальная работа по краеведению предполагает в частности чтение учащимися литературы по истории края, работу с материалами архивов, вещественными памятниками музеев, подготовку рефератов и т.п.
Внеклассная краеведческая работа, как и любая другая, должна строиться на определённых принципах. Принципы внеклассной работы - это исходные положения, определяющие основные требования к её содержанию, методам и формам организации. Они соответствуют целям и задачам всей внеклассной работы по краеведению в школе и определяют сущность педагогической деятельности учителя.
Принципами организации внеклассной краеведческой работы должны быть: добровольность, массовость, увлекательность, наглядность, доступность и прочность знаний, связь изученного с практикой. Все эти принципы тесно связаны между собой, дополняя друг друга, они составляют нерасторжимое единство, что предполагает целенаправленное, последовательное и систематическое воздействие на все стороны развития личности учащихся.
Особое внимание следует уделять вопросам планирования внеклассной работы.
В школе-интернате г. Пскова организация внеклассной краеведческой работы основывается на чёткой системе планирования. При этом, планирование является не самоцелью, а средством повышения качества внеклассной работы, условием разумно организованной деятельности учащихся.
Составление планов требует от учителя предварительного анализа своей работы за предыдущие годы, проектирование принципов организации основных мероприятий, предвидение результатов своей работы.
Особое внимание при составлении плана уделяется определению целей, которые предстоит достигнуть в ходе его реализации. При этом, каждое мероприятие имеет свои конкретные
Васильев Геннадий Никандрович
цели, которые формулируются в конкретных разработках каждого внеклассного мероприятия. Планы подготовки и проведения основных мероприятий составляются в начале года. Планы, составленные в предыдущие годы, могут быть использованы частично после их пересмотра и обновления.
В соответствии с существующими требованиями о единстве классной и внеклассной работы по предмету мы стараемся планировать проведение внеклассной работы параллельно с материалами, изучаемыми на уроках. При этом проведение больших краеведческих мероприятий планируется на конец учебной четверти, а подготовка к ним ведётся с самого её начала. Это также способствует изучению программного материала, повышает мотивацию обучающихся.
Планы работы кабинета истории и краеведческого кружка составляются на год, обсуждаются на заседании методического объединения и находят своё отражение в общешкольном планировании, охватывают учащихся всех классов и предусматривают использование межпредметных связей.
При составлении плана краеведческой работы в школе учитываются: памятные даты, события, происходящие в крае и в стране; интересы учащихся и сложившиеся традиции школы.
При планировании мероприятий формулируются его цели и разрабатываются планы их подготовки. При этом в школе-интернате широко используется методика «коллективного творческого дела» (КТД) И.П. Иванова7. Каждое внеклассное мероприятие (дело) планируется, готовится, совершается и обсуждается ребятами и педагогами совместно. На каждой стадии его осуществления все участники ведут совместный поиск лучших путей, способов и средств решения практической задачи. КТД отличается от простого мероприятия (беседа, экскурсия, занятие кружка) прежде всего характером постановки воспитательных задач. Всё начинается с предварительной работы учителя, определяющего воспитательные задачи предстоящего КТД, намечающего свои исходные направляющие действия, которые необходимы для составления общими усилиями педагогов и учащихся, оптимального проекта предстоящего дела. Затем, в ходе стартовой беседы, необходимо увлечь учащихся перспективой интересного и полезного дела. В ходе беседы идет обсуждение: что лучше сделать? Для кого? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? При этом учитель ничего не навязывает, а размышляет вместе с ребятами, разъясняет что-то, не до конца понятое, отвечает на вопросы. После этого главная роль в планировании, подготовке и проведении мероприятия переходит к самим учащимся. Последующие этапы работы включают в себя:
• коллективную подготовку;
Вопросы методики Иванова (По публикациям С.Соловейчика). - М., 1990.
Краеведение:опыт регионов
8
Методические рекомендации для учителей и комсомольского актива школ / Сост. О.А. Глухов. - М., 1990.
• проведение дела;
• коллективный анализ;
• последствие8.
В ходе этапа коллективной подготовки педагогу необходимо организовать работу звеньев-групп, где в дальнейшем будет распределяться общая работа, решаться, кто и что конкретно сделает. Наблюдая при этом за учащимися, необходимо при этом поддерживать их, подсказывать верные решения. Обращал внимание на упущенные детали, следует сделать это незаметно, обращаясь только к члену совета дела. При проведении инструктажа ведущих диспут следует подробно обговорить с ними все детали проведения дела. Возможно проведение репетиции фрагментов тогда, когда готовятся творческие выступления, содержащие сценические действия или конкретные номера. Накануне дела следует провести очередное заседание совета дела по проверке окончательной его готовности.
При проведении дела педагогу следует правильно распределить время и силы его участников, не подменять их — пусть действует так, как было намечено. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, принимать решение следует только вместе с председателями совета дела. Вопросы, поступающие от учащихся и гостей, лучше переадресовывать к членам совета дела.
По завершении дела необходимо совершить некоторые действия: подвести итоги, поблагодарить участников и гостей, проводить гостей, привести в порядок место проведения мероприятия.
Совместный анализ КТД - это одно из сильных воспитательных средств, от него никогда не следует отказываться. Он позволит оглянуться, осмыслить как удачные моменты, так и ошибки, поможет учащимся осознать накопленный опыт и извлечь уроки на будущее. Если позволяет время, то анализ лучше провести сразу же.
Подготовка учителя к коллективному анализу начинается ещё на стадии рождения замысла КТД. Именно тогда следует наметить общий подход к анализу: когда его провести, какие вопросы выдвинуть для обсуждения, кто проведёт разговор, как будут готовиться к нему сами учащиеся. В процессе подготовки и проведения вносятся необходимые изменения. Педагог может быть ведущим анализа, или же его помощником. Свои собственные суждения и оценки ему следует высказать лишь после выступления учащихся, при этом важно поддержать мнение подростков, помочь им сформулировать предложения и записать их для дальнейшей реализации.
Последняя стадия КТД - последствие. Эту стадию следует прогнозировать заранее. В том случае, если на коллективном
Васильев Геннадий Никандрович
анализе дела будут приняты конкретные решения, необходимо организовать контроль за их реализацией.
Эти решения могут быть самыми различными, но их главный смысл должен заключаться в расширении круга полезных дел учащихся.
Внеклассную краеведческую работу необходимо связывать с урочной: это даёт детям возможность применить полученные знания на практике, доказывает необходимость изучения истории. При этом очень важно не допустить того, чтобы внеклассная работа превращалась в дополнительные занятия. Главной на уроке должна оставаться учебная цель. Во внеклассной же работе, главной становиться воспитательная, развивающая и познавательная цель, в зависимости от характера того или иного мероприятия.
При планировании внеклассной работы по краеведению важно соблюдать системность и последовательность в проведении мероприятий. Так, эффективность одноразовых мероприятий обычно бывает невысокой. Внеклассные занятия следует проводить постоянно (один раз в неделю, один - два раза в месяц), крупные же мероприятия лучше проводить один раз в четверть, но обязательно каждую.
На протяжение всех лет обучении истории ученики должны участвовать в разных мероприятиях, и учителю следует показать перспективу их работы. Поэтому лучше разработать планы внеклассной работы по всем классам.
Внеклассная краеведческая работа обладает большими возможностями для воспитания: патриотического (формирование чувства любви и преданности Родине, уважение к традициям), эстетического (формирование эстетических чувств, взглядов, художественного вкуса, воспитание способности и умения видеть и правильно понимать красоту в природе, в искусстве, в действительности), этического (формирование нравственных убеждений. культуры поведения, взаимоотношений учащихся), трудового (воспитание не может проводиться без труда учащихся).
Таким образом, важным условием действенности всех видов внеклассной краеведческой работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности, взаимообусловленности и взаимодействия.
Система внеклассной краеведческой работы в школе-интернате г. Пскова
Организация работы краеведческого кружка. Работа краеведческого кружка в школе-интернате проводится с учебно-воспитательной (как основной) и познавательной и научными (как вспомогательные) целями. При этом ни одна из названных
Краеведение:опыт регионов
целей не реализуется в чистом виде, а чаще всего - тесно взаимосвязана с другими.
Педагогическое значение краеведческой работы в школе:
• в ходе изучения истории и культуры края в распоряжение учителей школы предоставляются разнообразные краеведческие материалы, собранные учащимися. Они находят широкое применение в учебной работе при изготовлении наглядных пособий (карт, схем, таблиц, диаграмм, рисунков, макетов и т.п.), раздаточного материала (вырезки статей из местной печати, воспоминаний участников исторических событий и др.), применяемых на уроках учителями многих учебных дисциплин. Правильно подобранный краеведческий материал, включаемый в урок, вызывает у учащихся большой интерес к предмету, способствует активизации их познавательной деятельности;
• собранные учащимися краеведческие материалы широко используются во внеурочной воспитательной работе при проведении в школе ежегодных научных ученических историко-краеведческих конференций, вечеров, викторин, встреч с известными людьми, выпуске стенгазет. При этом удается решать такие воспитательные задачи, как осуществление связи обучения с жизнью, профессиональная ориентация, воспитание активной гражданской позиции и любви к родному краю;
• принимая участие в работе краеведческого кружка, участвуя в походах, работая в экспедициях, библиотеках, музеях учащиеся приобретают новые учебные умения и навыки, у них повышается ответственность за порученное дело;
• в процессе внеклассной краеведческой работы учащиеся приобщаются к посильному для их возраста, общественно-полезному труду, в т.ч. и по уходу за историческими и природными памятниками. На основе собранных материалов готовят доклады и выступают с ними в различных аудиториях, рефераты для защиты на экзамене по истории;
• в ходе научных изысканий учащихся в отдельных случаях были выявлены новые фактологические данные о тех или иных событиях и явлениях, найдены многочисленные ошибки и неточности в краеведческой и исторической литературе;
• краеведческая работа способствует и профессиональному совершенствованию учителя, обогащению его знаний по истории края, повышению педагогического мастерства, установлению с учащимися делового сотрудничества с учащимися, на основе лучшего знания их характерных особенностей и интересов.
Васильев Геннадий Никандрович
С 1996 года краеведческий кружок школы-интерната работает по теме «Топонимика Псковского края». Почему же именно этой теме была посвящена работа?
Жизнь человека тесно связана с различными местами, обозначенными с помощью топонимов, главное назначение которых - фиксация этих мест на поверхности земли. Проводя краеведческую работу, бывая в туристических походах, члены школьного краеведческого кружка постоянно видели то, что каждый отдельный человек знает сравнительно небольшое количество названий окружающих его объектов, а также тех мест, где он когда-либо бывал. Кроме этого каждый человек знает целый ряд названий мест, известных ему из школьных уроков, из книг, из средств массовой информации. Ребята постоянно поражались огромному числу окружающих нас топонимов. И если в школьных атласах насчитываются тысячи названий, то, бывая на местности, они поражались в еще большей степени, видя большое число мелких объектов (болот, прудов, ручьев, лесов, холмов, пашен и т.п.), красивые названия которых известны лишь небольшим группам местных жителей. Все они не могут быть нанесены на типографские карты. Иногда встречались места бывшие когда-то населенными пунктами, точное название которых затруднялись нам назвать и многие местные жители. И поэтому, еще пять лет назад, в ходе походов по реке Черехе, у нас возникла идея сбора топонимических материалов, вызывавших наибольший интерес историей своих названий. Но из-за нехватки сил пришлось отказаться от такой целенаправленной работы в районе реки Черехи, протекающей по нескольким районам области. И тогда было принято решение подобрать более удобную для изучения небольшую речку. В ходе длительного подбора, ребята остановились на названии реки Абижа. Нас привлекло: сравнительно небольшая протяженность реки, на берегах которой находится только четыре населенных пункта; относительная близость ее от Пскова; необычность названия, название реки на карте - Абижа, а деревни на ее берегу - Обижа. Поэтому в качестве практикума на занятиях краеведческого кружка по топонимике нашего края было решено, наряду с изучением топонимов города Пскова, начать в целях специального исследования и изучение топонимических названий по течению этой реки, с тем, чтобы можно было бы создать карту, на которой поместились бы все географические названия этой местности. В виде приложения решили попытаться сделать интересные комментарии по топонимам, помещенным на нее.
Программа изучения местности была рассчитана на два года. В первый год, после изучения теоретических вопросов и методики работы по сбору материалов, было запланировано:
Краеведение: опыт регионов
• знакомство с изучаемой территорией, в ходе проводимых ученических экспедиций;
• изучение названий населенных пунктов, расположенных по течению реки, и запись сохранившихся преданий об их возникновении и названиях;
• сбор топонимических названий всех примечательных ландшафтных явлений вблизи реки.
На втором году работы кружка планировалось составить топонимическую карту и оформить собранные комментарии к ней и на основе собранных материалов, попытаться проанализировать все типы географических названий в их связи друг с другом, с прочими собственными именами и со всей системой языка, в котором они создаются и употребляются. Главной же задачей являлось поддержание интереса учащихся к изучению родного края на основе изучения топонимов.
В ходе первого года работы учащимися был собран ряд материалов для составления топонимической карты; собраны легенды, связанные с историей населенных пунктов, расположенных на берегах изучаемой реки. Учащиеся на основе собранных материалов подготовили доклады для ученической конференции, посвященной краеведению.
В ходе дальнейшего изучения топонимов члены кружка получили немало материалов и по этнографии населения изучаемого района. У ребят появилось желание и в дальнейшем, после завершения запланированной работы, продолжить изучение полюбившейся им местности и по другим вопросам программы сбора материалов по этнографии. А материалы по топонимике во многом помогли им в такой работе. Конечным итогом этой работы стало составление историко-этнографиче-ского атласа района реки Абижа.
Накопленный в школе опыт работы позволяет нам сделать вывод о положительном влиянии внеклассной краеведческой работы не только на качество исторических знаний учащихся, но и на общее интеллектуальное развитие его участников, на создание дружеской атмосферы в классе, на развитие коммуникативных умений учащихся. Об этом же свидетельствуют и результаты анкетирования учащихся, занимавшихся в кружке.
Для выяснения отношения учащихся к занятиям, на итоговом занятии кружка было проведено анкетирование по следующим вопросам:
1. Каково Ваше мнение о кружке?
2. Какие формы занятий (лекции, практикумы, экскурсии, экспедиции, игры) Вы предпочитаете?
3. Какие трудности встретились Вам? Чем они объясняются?
4. Как изменились Ваши знания и умения в результате занятий краеведением?
Васильев Геннадий Никандрович
полученные знания и умения на
5. Использовали ли Вы
школьных уроках?
Все учащиеся в ответах на первый вопрос положительно отозвались о занятиях; отметив, при этом, как результат работы: расширение их знаний о родном крае (100%); интересное проведение свободного времени (100%); сплочение классного коллектива (40%); приобретение целого ряда учебных (30%) и туристических (40%) навыков и умений. Учащиеся в своих ответах отмечали: «Я смогу показать и рассказать о Пскове, не только иногородним гостям, но и своим друзьям - псковичам, которые слушают меня с большим интересом»; «Очень жаль, что экскурсия не была продлена до улицы, на которой я живу»; «Я теперь смогу во время летних каникул собрать легенды в деревне у родственников, где буду отдыхать с братом».
Отвечая на вопрос: «Какие формы занятий Вы предпочитаете?», учащиеся выделили как особенно им понравившиеся -экспедиции (100%) и практикумы (80%). Многие отметили экскурсии по городу (75%) и краеведческие игры (70%).
При ответе на вопрос о применении полученных знаний на уроках, положительный ответ дали 100% учащихся. Среди примеров такого использования были: сочинения на уроках русского языка, сообщения на уроках географии и истории края, «Суд над фашизмом по материалам краеведения» на уроке истории, творческие задания на уроках по истории края и мировой художественной культуре.
Отвечая на вопрос: «Изменилось ли Ваше отношение к истории в результате занятий краеведением?», все учащиеся (100%) отметили то, что во многом по-новому увидели те или иные исторические факты и памятники, 30% учащихся - отметили то, что занятия в кружке способствовали увеличению их интереса не только к урокам истории, но и географии, 25% -к урокам русского языка, 10% - к урокам биологии, которые «нужны при занятиях топонимикой».
Отвечая на вопрос о встретившихся трудностях, отмечали: нехватку свободного времени для более подробного изучения темы; отдельные срывы занятий кружка, связанные с особенностями работы интерната. Восемь человек (учащиеся выпускного класса) попросили приглашать их для участия в походах в следующем учебном году.
Программа работы кружка «Топонимика Псковского края». Псковский край является одним из древних регионов нашего государства и одной из основных территорий формирования русской нации. Но, несмотря на это, он до настоящего времени остается недостаточно изученным в этнографическом отношении, в том числе и в вопросах топонимики. И поэтому сегодня, когда индустриальная стандартизированная культура глубоко
Краеведение:опыт регионов
проникает в нашу жизнь, необходимо использовать все возможности для изучения и сбора неповторимых черт местного своеобразия Псковского края, исчезающего на наших глазах.
Поэтому главной задачей кружковых занятий по данной теме является: расширение объема сведений учащихся о культуре родного края, получение ими сведений о топонимики, истории географических названий края; формирование умений по сбору этнографических материалов. Приобщая учащихся к активному познанию своей «малой Родины», важно постараться подкрепить полученные теоретические сведения живыми примерами из современной практики и из лучших достижений прошлого, показать различные аспекты изучения географических названий, их роль в жизни общества, а также пути и способы создания новых названий.
Работа кружка должна быть тесно связана с уроками истории, географии и русского языка, для чего необходимо выявить лингвистические, исторические и географические компоненты в топонимике, изучить исторические события, происходившие на изучаемых территориях, как в прошлом, так и в настоящее время.
Изучение темы необходимо вести с учетом возраста, интересов учащихся и их познаний в области исторического краеведения, учитывая возраст учащихся, сбор сведений направляется в первую очередь на внешние, видимые пласты народной культуры.
Формами и методами, проводимой работы является использование традиционных методов работы: объяснение и закрепление материала, использование и работа с источниками, научной и краеведческой литературой, географическими и историческими картами, фондами музеев. Для развития самостоятельности мышления, инициативы, творческой активности учащихся, пробуждения у них большого интереса большая часть занятий проводится в форме практикумов, исторических игр, научных конференций.
Программа работы кружка, рассчитана на 34 занятия. Она включает вводные занятия (4 часа), на которых рассматриваются теоретические вопросы, связанные с понятиями: «исторические источники», «топонимика», «родословное дерево», «генеалогия», «географическое краеведение»; проводятся практические занятия по составлению учащимися своих родословных с учетом их географического фактора, и по истории имен и фамилий учащихся, также с учетом их наличия на картах.
Первый раздел программы — «Что такое топонимика?» (8 часов) посвящен изучению понятия «топонимика». В ходе его изучения учащиеся получают представление о значении слова на географической карте, знакомятся с преданиями о возникновении населенных мест, происхождением названий
Васильев Геннадий Никандрович
и их связью с историей страны, изучаю виды топонимов. Проводятся практические занятия по теме: «Пейзаж родной земли и гармония жилья с природой», по работе с географическими картами и справочниками.
Второй раздел — «Топонимика Псковского края» (8 часов) посвящен собственно топонимам Псковского края. Учащиеся знакомятся с названиями внутригородских объектов, историей происхождения названий, изучают причины обновления топонимов. Проводятся практические занятия по темам: «Выявление происхождения географических топонимов Пскова», «Анализ разных форм названия одного и того же объекта», «Составление «временных калек» Пскова», краеведческие игры «О чем говорят географические названия» и «Улицы Пскова», носящие имена героев Великой Отечественной войны, экскурсия «Переулок Лени Голикова».
Третий раздел программы посвящен методике сбора топонимических, материалов. На него отводится 13 часов. После изучения методических рекомендаций и практикумов по сбору и записи топонимических материалов, проводятся экскурсии по городу, конкурс экскурсоводов и четыре топонимические экспедиции. В целях специального исследования начать изучение топонимов Пскова и Псковского района.
Итоговое обобщение (1 час) проводится в форме краеведческой ученической конференции (или викторины) и анкетирования учащихся.
Систематическая туристско-краеведческая работа должна строиться на непрерывно сменяющих друг друга туристско-кра-еведческих циклах, каждый их которых включает: подготовку к туристско-краеведческому мероприятию, его проведение (экскурсия, туристская прогулка, краеведческий поход и др.), подведение его итогов.
Подготовка туристско-краеведческого мероприятия включает: познавательно-краеведческую деятельность учащихся (сбор предварительного материала о маршруте каждым учащимся согласно его краеведческой должности); физическую и туристскую подготовку (физические тренировки и подвижные игры, освоение туристских умений и навыков); хозяйственную работу (подготовку общественного и личного снаряжения, продуктов питания и т.д., также каждым учащимся согласно его туристской должности); всестороннее развитие личности учащегося (освоение основных законов, правил и традиций ту-ристско-краеведческой деятельности).
Проведение туристско-краеведческого мероприятия включает: прохождение намеченного маршрута с выполнением учащимися поставленных перед коллективом туристских задач (практическое освоение туристских навыков и умений),
Краеведение: опыт регионов
краеведческих задач (сбор краеведческого материала на маршруте и ознакомление с его достопримечательными местами), задач общественно-полезной работы на маршруте (природоохранительная, тимуровская и т.д.), воспитательных задач (всестороннее развитие личности учащегося, формирование сплоченного коллектива).
Подведение итогов туристско-краеведческого мероприятия включает: составление учащимися (соответственно их туристским и краеведческим должностям) устных и письменных отчетов о выполнении задач данного туристско-краевед-ческого цикла, подготовка и выступление с творческими отчетами о проведении мероприятия; оформление по итогам мероприятия (фотомонтаж, походный листок или газета, выставка краеведческого материала и т.д.).
Каждый цикл туристско-краеведческой деятельности включает несколько тем, оформленных в виде задач, в целом обеспечивающих содействие всестороннему развитию личности учащегося.
Педагогическая эффективность каждого цикла будет достигнута только тогда, когда в эту деятельность включится каждый учащийся через выполнение обязанностей по своей туристической или краеведческой должности.
Разработанные методические рекомендации и материалы для проведения занятий топонимического кружка предназначены учителю, классному руководителю, воспитателю группы продленного дня, занимающихся туристско-краевед-ческой работой.
Экскурсии - организованный выход учащихся за пределы школы для наблюдения изучаемых явлений на природе, производстве, в памятных местах, музеях или на выставках с последующим анализом и обобщением полученной информации на уроках или других учебно-воспитательных мероприятиях.
Целью краеведческой экскурсии является познание исторического прошлого края через непосредственное восприятие и активное осмысление памятников и предметов прошлого и действительности наших дней. Экскурсия конкретизирует понятия, содействует созданию ярких, образных представлений, позволяет привлечь разнообразные источники исторических знаний, наилучшим образом воспроизвести обстановку изучаемых явлений и событий, реконструировать прошлое. Псков богат памятниками. Это город - памятник и город-воин. Столетия проходили чередой и оставляли новым поколениям крепостные стены, перепоясавшие городские улицы, грозные башни, белоцветные храмы и звонницы, купеческие хоромы и казенные постройки. Гордостью Пскова является его древний Кремль. К числу уникальных произведений
Васильев Геннадий Никандрович
талантливых средневековых зодчих относится архитектурный ансамбль Мирожского монастыря, собор Иоанна Предтечи, храмы Василия на Горке и Николы со Усохи. Эти и многие другие памятники Пскова - являются настоящими шедеврами древнерусского зодчества. О характерных особенностях псковской архитектуры хорошо сказал Ю.П. Спегальский: «Что представляет собой любое из самых прекраснейших произведений древнепсковского зодчества? Небольшую постройку из бутовой плиты... Отделка ее выполнена из самых дешевых подручных материалов, наиболее экономными способами. Но с каким искусством найдены ее формы и линии, ее силуэт! Псковская архитектура с особенной наглядностью и убедительностью свидетельствует о том, что эстетическая ценность архитектуры достигается не затратами больших средств, не употреблением дорогих материалов, не величиной сооружений, не богатством отделки, и даже не размахом фантазии зодчего, а лишь его искусством.»9.
Объектами для проведения экскурсий в школе-интернате являются: памятные места, где проходили знаменательные события (улицы, площади, пригороды города); отдельные здания и сооружения, связанные с историческими событиями, в том числе крепости, башни, мосты; мемориальные доски на месте сохранившихся до наших дней исторических зданий и памятников; природные объекты (леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, родники, отдельные деревья); экспозиции государственных и народных музеев, музеев - заповедников, картинных галерей, постоянных и временных выставок и многое другое.
Проведение экскурсии требует большой и серьезной подготовки к ней. К ее организации и проведению должны предъявляться определенные организационные, дидактические и воспитательные требования: наличие в школе системы экскурсионной работы с централизованным управлением и руководством; подготовка учителей и воспитателей к экскурсионной работе; четкое определение образовательных и воспитательных задач экскурсии, с учетом уровня подготовки учащихся, их индивидуальных и возрастных особенностей; правильный выбор экскурсионных объектов; соблюдение логики познавательного процесса, систематическое создание проблемных ситуаций; оптимальный выбор адекватных методов и приемов обучения и обеспечение их целенаправленного применения; рациональное сочетание слова и наглядности; мотивация учебной деятельности учащихся, формирование и развитие у них познавательных интересов, стремление к самостоятельному поиску; сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; формирование у учащихся на основе изучаемого материала
9
Спегальский Ю.П. Каменное зодчество Пскова. - Л., 1976. -С. 118.
Краеведение: опыт регионов
10 Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. -М., 1976. - С. 45.
активной жизненной позиции, моральных и эстетических вкусов, любви к природе; формирование у учащихся общеобразовательных и специальных умений и навыков в процессе применения знаний на практике; организационная четкость проведения экскурсии; соблюдение правил техники безопасности и правил поведения на экскурсионных объектах10.
Успех экскурсии зависит от тщательности ее подготовки. Учитель должен внимательно изучить экскурсионный объект, выяснить его образовательные и воспитательные возможности, определить цели и задачи, тип и структуру экскурсии, подготовить проблемные вопросы и задания для учащихся, установить основные и дополнительные источники информации, выбрать оптимальное сочетание методов и приемов обучения, составить план экскурсии, познакомиться на месте с экскурсионным объектом, наметить маршрут передвижения группы, подготовить дополнительные наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, фотографии и необходимое оборудование, провести организационную беседу с учащимися, во время которой сообщить дату, место, цель и задачи экскурсии, кратко охарактеризовать экскурсионный объект, посоветовать, как и что смотреть, за чем наблюдать и на что обратить особое внимание, как и что, записывать, зарисовывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту.
В ходе подготовки экскурсии необходимо распределить обязанности среди всех учащихся. Не нужно бояться передавать учащимся в походе полное руководство всей жизнедеятельностью. Для этого необходимо четкое распределение туристических и краеведческих должностей между ними, а также оказание помощи в предварительном обучении и формировании умения каждым ежедневного планирования своей деятельности. В ходе подготовительной работы необходимо четко сформулировать задачи, стоящие перед всеми участниками похода и дать возможность всем «защитить» свои должности. В каждом походе, на наш взгляд, все его участники должны получать новые туристические и краеведческие по-ходно-экскурсионные должности.
В школе-интернате г. Пскова, перечень походно-экскур-сионных должностей выглядит следующим образом: командир, санитар, ответственный за краеведческую работу, заведующий снаряжением, редактор газеты, летописец, казначей, заведующий питанием, штурман, звукооператор, фотограф, механик, культорг, руководители краеведческих групп, физорг. Все участники похода являются краеведами, любой на протяжении похода может быть назначен выпускающим газету и дежурным поваром.
Васильев Геннадий Никандрович
Приведем пример проведения экскурсии по местам действия партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны: железнодорожная станция Кебь.
Задачи экскурсии:
1 - рассказать об одной из операций 1-й Ленинградской партизанской бригады в тылу врага, отметить характерные особенности ведения партизанской борьбы, подчеркнуть массовый героизм партизан, показать важную роль партизанских действий, на конкретных примерах показать справедливый, всенародный характер Великой Отечественной войны 19411945 годов;
2 - воспитание у учащихся чувства гордости за героизм и мужество псковичей;
3 - довести до сознания учащихся то, что защита нашего государства находится в настоящее время в руках молодого поколения, и мы должны помнить уроки второй мировой войны и отстаивать дело мира;
4 - сделать учащихся причастными к истории Великой Отечественной войны через работу по обустройству памятника-обелиска в районе станции Кебь (уборка территории, возложение гирлянды).
Объект экскурсии: район боев 1-й Ленинградской партизанской бригады 21 января 1944 года на железнодорожной станции Кебъ, знакомство с памятником и осмотр следов войны и объектов действий партизан: железнодорожный мост через реку Кебь и железнодорожная станция.
Контрольные сроки экскурсии: 20 мая 2010 года с 7.00 до 21.00.
Участники: учащиеся 8-9 классов школы-интерната.
Руководитель: преподаватель истории школы - Васильев Г.Н.
Экскурсовод: учащийся 9 класса школы-интерната Иванов Роман.
Предварительная подготовка учащихся к экскурсии: в девятом классе - знакомство на уроках краеведения с краеведческой темой «Псковский край в годы Великой Отечественной войны». В восьмом классе - знакомство с партизанским движением на Псковщине в ходе бесед на классных часах, обобщение материалов поисковой работы, посвященной 65-летию Победы. Знакомство учащихся с краеведческой литературой: Непокоренная земля Псковская. Документы и материалы из истории партизанского движения и партийно-комсомольского подполья в годы Великой Отечественной Войны. 1941-1944». Сост. Я.Н. Альмухамедов и др. Лениздат. 1976.; Пяткин Г.И. «Крах «Цеппелина». Документальная повесть. 1987.
Средства передвижения во время экскурсии: переезд на поезде «Псков-Дно» до станции Кебь, пешие переходы.
Краеведение:опыт регионов
Задания учащимся:
Общие задания:
а) ведение дневника экскурсии (запись рассказа экскурсовода, учителя, местных жителей, собственных наблюдений и впечатлений от экскурсии);
б) запись истории изучаемого события по воспоминаниям местных жителей;
Индивидуальные задания:
а) составление схемы партизанской операции;
б) записать воспоминания местных жителей;
в) зафотографировать весь ход экскурсии (следы боев, железнодорожный мост, обелиск, ветеранов, участников экскурсии и т.д.);
г) сделать рисунки памятных мест.
Одежда, питание, снаряжение, оборудование, приборы: одежда спортивная по погоде, продукты питания, фотоаппарат, магнитофон, аптечка, карта, компас, ведра и т.д.
Форма подведения итогов экскурсии: проведение ученической конференции по теме «Псковский партизанский край в годы Великой Отечественной войны». Организация конкурса-выставки на лучший дневник экскурсии, на лучшие заметки и рисунки. Оформление выставки по материалам экскурсии. Организация шефства над захоронением в районе станции Кебь.
Экскурсия начинается с момента выхода группы из школы. Руководитель напоминает учащимся о цели экскурсии, о заданиях, которые им следует выполнить, предлагает несколько вопросов репродуктивного и проблемного характера, эмоционально настраивает учащихся на работу.
В ходе движения к объекту необходимо рационально использовать время передвижения.
На месте проведения экскурсия начинается со вступительной беседы и рассказа экскурсовода с осмотром экскурсионных объектов, Затем учащиеся приступают к выполнению полученных заданий.
В ходе экскурсии следует уделять внимание необходимости возможного применения межпредметных связей.
В конце экскурсии руководитель проверяет работу учащихся и руководителей групп: все ли выполнено по экскурсионному плану. Затем проводится заключительная беседа, на которой даются ответы на вопросы учащихся, выясняется их впечатления от экскурсии.
Собранные материалы необходимо как можно чаще использовать на уроках и во внеклассной работе с целью повышения мотивации обучения, актуализации знаний и чувственного
Васильев Геннадий Никандрович
опыта детей, создания положительного эмоционального фона урока или внеклассного мероприятия.
Учащимися школы подготовлены материалы для проведения экскурсий, посвященных памятникам, расположенным поблизости от школы-интерната. Эти материалы часто используются для проведения краеведческих прогулок. Подготовлены экскурсоводы из числа учащихся. Среди собранных материалов, есть посвященные: даче - замку архитектора Гермейера; железнодорожному мосту через реку Великую, месту подвига Героя Советского Союза С.Г. Байкова; братской могиле 50 тысячам военнопленных, погибших в фашистском концлагере «Пески»; церкви Алексея, человека божия, с Поля; «шведским горкам» на улице Советской Армии. Собираются и материалы, посвященные памятникам, расположенным в центре города. Главным итогом проводимой работы в данном направлении стало проведение общешкольного краеведческого ориентирования по памятным местам города. Специальные экскурсии посвящены крепостным стенам и башням города. Многие мероприятия, проведенные членами краеведческого кружка, стали традиционными коллективными творческими делами в школе. Так, например в течении четырех лет проводился лыжный поход учащихся школы в деревню Красуха Порховского района, ежегодной стала и общешкольная игра по станциям»Псков в прошлом, сегодня и в будущем».
На занятиях краеведческого кружка также обращается внимание его участников на то, что важные для истории находки можно сделать не только в краеведческих экспедициях и походах, но и в самых близких и доступных детям источниках -их семейных архивах, что предметом краеведческого исследования может стать и дом, в котором они живут. Ребята заинтересованно включаются и в такую работу и убеждаются в том, что семейные архивы являются неисчерпаемым источником нашей истории.
Ежегодно в школе-интернате проводятся конкурсы экскурсоводов, в которых принимают участие учащиеся и педагоги школы. Конкурсы экскурсоводов проводятся с целью привлечения внимания учащихся и педагогов школы к славному историческому прошлому Пскова и современным его достопримечательностям, а также для того, чтобы предоставить его участникам возможность реализовать свое желание ближе познакомиться с Псковским краем и суметь показать его другим людям.
Интересной формой краеведческой работы являются также и заочные экскурсии. Заочные экскурсии проводятся в стенах школы. Они посвящаются памятным местам, связанным с жизнью и деятельностью земляков, конкретным историческим
Краеведение:опыт регионов
событиям. При проведении подобного рода краеведческих материалов следует увязать рассказ с конкретной местностью, с тем, какой след она оставила в жизни писателя, музыканта, ученого, как отразилась в его творчестве и в литературе о нем: художественной, мемуарной, публицистической, в альбомах и путеводителях. Следует прокомментировать имеющиеся слайды и иллюстрации, порекомендовать книги с выставки. В оформлении мероприятия используются: плакат с названием экскурсии; портрет главного героя иллюстрации по теме; перечень названий всех маршрутов экскурсии с красочно написанными текстами и рисунками с изображением памятных мест; карта по теме экскурсии, на которой стрелками обозначены все маршруты. Заочные экскурсии, проводимые в школе, были посвящены: Александру Невскому, старцу Филарету, М.П. Мусоргскому и др.
Правильно организованная экскурсионная и туристско-краеведческая работа открывает большие воспитательные возможности. Кем бы ни стали в дальнейшем ученики, прошедшие школу краеведения, они всегда будут ощущать свою причастность к родному краю. И
Порядок подготовки экскурсии (памятка):
1. Определение темы, цели и места экскурсии. Цель экскурсии определяет её методику, а тема - содержание. Следовательно, тема и цель определяют круг источников, отбор объектов, экспонатов, материалы и методы проведения экскурсии. Поэтому выбор экскурсионных объектов и отбор экспонатов имеют большое значение. От них будет зависеть раскрытие темы и выполнение поставленных задач. Цель экскурсии может заключаться в сообщении новых знаний по теме, закреплении и конкретизации имеющихся знаний у учащихся, в воспитании патриотизма, эстетическом воспитании.
2. Изучение материалов о соответствующих памятниках, экспозиций музеев и тщательный их отбор для использования в ходе экскурсии.
3. Ознакомление с литературой по теме экскурсии.
4. При необходимости - получение консультации у научных работников музея, краеведов и других специалистов.
5. Подготовка групповых и индивидуальных заданий для для учащихся - помощников, с учетом их способностей и склонностей.
7. Продумывание проблемных ситуаций, подготовка познавательных заданий и вопросов, ответы на которые слушатели получат в ходе экскурсии.
8. Написание плана (конспекта) экскурсии.
9. Предварительное сообщение учащимся темы, плана, заданий, литературы, а при необходимости и материалов для повторения.
10. Решение организационных вопросов, связанных с проведением экскурсии.