УДК 378.147
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Толкач О.Я., 2019
Белорусский государственный технологический университет, доцент кафедры органической химии,
Минск
Аннотация: в статье представлены результаты сочетания в учебном процессе традиционных и дистанционных форм обучения, с целью повышения качества и мотивационной составляющей образования. Показано, что разработанные на кафедре органической химии БГТУ (г. Минск) дистанционные курсы широко и плодотворно используются в качестве дополнительного сопровождения главного очного обучения и пользуются большой популярностью среди студентов. Описанный методический прием позволил: эффективно организовать управляемую самостоятельную работу в течение семестра, что благотворно отразилось на итоговой абсолютной успеваемости; осуществлять постоянный контроль (преподаватель) и самоконтроль (студент) с автоматическим подсчетом достигнутых результатов; каждому студенту выбрать индивидуальную траекторию обучения в зависимости от уровня подготовки, способностей, целей и притязаний.
Ключевые слова: дистанционное образование; управляемая самостоятельная работа; сочетание традиционных и дистанционных форм образования.
ORGANIZATION OF MANAGED INDEPENDENT WORK IN THE STUDY OF ORGANIC CHEMISTRY USING THE ELEMENTS OF DISTANCE LEARNING
Tolkach O. Ya., 2019
Belarusian State Technological University, associate professor of the department of organic
chemistry, Minsk
Annotation: the article presents the results of the combination in the educational process of traditional and distance learning, in order to improve the quality and motivational component of education. It is shown that distance courses developed at the Department of Organic Chemistry of BSTU (Minsk) are widely and fruitfully used as additional support for the main full-time study and are very popular among students. The described methodological technique allowed: to organize effectively managed independent work during the semester, which has a beneficial effect on the final absolute performance; to exercise constant control (teacher) and self-control (student) with automatic calculation of the achieved results; each student to choose an individual learning path, depending on the level of training, abilities, goals and aspirations.
Keywords: distance education; managed independent work; combination of traditional and distance forms of education.
Система дистанционного обучения Moodle является самой распространенной в мире с самым большим количеством пользователей и имеет ряд преимуществ перед другими дистанционными обучающими системами, так как предполагает широкие возможности совмещения очной, заочной и дистанционной форм обучения в рамках одного курса. Для очного образования при использовании системы СДО мы меняем акценты с простой «передачи» студентам знаний в готовом виде к управлению их самостоятельной учебно-познавательной деятельностью. С одной стороны, это внеаудиторная управляемая индивидуальная работа, на которую в соответствии с учебными планами отводится от 50-100 ч для нехимических специальностей до 140-220 ч для химико-технологических специальностей. С другой стороны, это возможность обращения к материалам в СДО на лабораторных и практических занятиях. Такой подход к организации учебного процесса предполагает адекватный отбор учебного материала, планирование его объема с учетом сложности и трудоемкости, использование инновационных технологий обучения, проверку и оценку приобретаемых в результате самообразования компетенций.
К недостаткам СДО, как известно, относятся необходимость качественной технической оснащенности, отсутствие очного общения с преподавателем, отсутствие дополнительных стимулов и постоянного контроля, а также требование жесткой самодисциплины, что целиком зависит от учащегося. При сочетании очного образования с дистанционным эти недостатки практически полностью исчезают за счет еженедельных аудиторных практических занятий, консультаций и возможности постоянного контроля преподавателем деятельности студентов в СДО. Техническое оснащение может быть ограничено мобильным телефоном с выходом в Internet, что на сегодняшний день имеется практически у каждого студента. Большим достоинством смешанной формы обучения является возможность решения проблемы пропуска аудиторных занятий, так как пропущенные темы студенты имеют возможность самостоятельно изучить в электронном курсе, а также выполнить все необходимые практические задания и проверить свой уровень знаний [1].
Одной из особенностей преподавания органической химии студентам химико-технологических и лесохозяйственных специальностей Белорусского государственного технологического университета (БГТУ) является модульность дисциплин. А любой курс, разработанный в системе Moodle, имеет именно модульную структуру. Разработанные на кафедре органической химии БГТУ курсы в СДО для разных специальностей обязательно включают в себя календарные планы с рабочей программой, что позволяет учащимся получить целостное представление об изучаемой дисциплине: тематике модулей, видах учебной деятельности, формах и сроках отчетности, количестве набираемых рейтинговых баллов.
Все учебные модули конкретного курса содержат структурированную учебную информацию, соответствующую рабочей программе дисциплины. Каждый модуль посвящен определенному разделу курса и включает в себя тексты лекций, содержащие также информацию для самостоятельного изучения; лабораторные работы, задачи и упражнения для письменного выполнения, а также тесты по каждому подразделу модуля, предназначенные для закрепления теоретического материала. Например, в модуле «Теоретические основы органической химии» предложены тесты для самоподготовки и самоконтроля знаний по темам «Номенклатура, классификация, изомерия», «Химическая связь и стереоизомерия», «Химическая реакция, теории кислот и оснований». Для некоторых курсов предусмотрено текущее контрольное тестирование по модулям в течение семестра через СДО. Итоговый зачетный тест, предназначенный для контроля по окончании изучения дисциплины, составлен в соответствии с материалами, предложенными для изучения. Доступ к зачетному и контрольным тестам, которые могут проводиться на аудиторном занятии с мобильных телефонов, в компьютерном классе или в дистанционном режиме, ограничен количеством попыток и временем сдачи.
В дистанционных электронных курсах присутствуют также ссылки на дополнительные информационные ресурсы и мультимедиа файлы, которые помогают студентам в огромном количестве сайтов ознакомиться с теми, которые предоставляют достоверную наглядную или расширяющую кругозор информацию об изучаемых вопросах.
Элемент курса «Глоссарий», который может присутствовать в каждом модуле, содержит термины и формулировки, а также справочные материалы, что позволяет студентам экономить время на поиск определений встречающихся понятий. В качестве альтернативы даны ссылки на онлайн словари.
Важным звеном в структуре любого дистанционного курса является ресурс «Форум», который используется для объявлений, обмена информацией и дистанционных консультаций между преподавателем и студентом. Этот ресурс, имеющий широкие возможности, позволяет организовать учебное обсуждение проблемных вопросов как синхронным, так и асинхронным образом.
Созданные и широко используемые кафедрой в системе СДО БГТУ курсы «Органическая химия» (370 ч) для специальностей «Биотехнология» и «Технология лекарственных препаратов», «Органическая химия» (394 ч) для специальности «Физико-химические методы и приборы контроля качества продукции», «Органическая химия с основами биохимии» (115 ч) для специальности «Туризм и природопользование», «Органическая химия с основами биохимии растений» (176 ч) для специальностей «Лесное хозяйство» и «Садово-парковое строительство» и др. позволили не только
организовать эффективную индивидуальную учебную деятельность студентов, но и управлять познавательным процессом, повысить мотивацию к изучению курсов.
Повышение мотивации к изучению дисциплины достигнуто за счет учета набранных при работе в системе Moodle баллов, например при выставлении зачета, либо добавлением премиальных баллов в рейтинг. Баллы проставляются автоматически за выполнение назначенных создателем курса обязательных элементов, которыми являются тесты для самоконтроля по всем подразделам модулей, изучаемых в текущем семестре. Этапы прохождения этих элементов ограничены во времени согласно календарным планам и рабочей программе дисциплины. Информация об открытии и закрытии очередного теста постоянно фигурирует на главной странице курса в разделе «Предстоящие события». Кроме набора баллов своевременное и успешное прохождение тренировочных тестов гарантирует в свою очередь хороший результат на текущих контрольных точках.
Следует отметить большую популярность и высокую востребованность этого элемента образовательного процесса среди студентов. Например, на потоке специальностей «Биотехнология» и «Технология лекарственных препаратов» порядка 93% записанных на курс студентов пользовались системой СДО, при этом остальные 7% учащихся можно назвать вынужденным пользователям, которые заходили в систему только для просмотра текстов лекций, лабораторного практикума, решения зачетного и контрольных тестов. Остальные принимали активное участие в самоподготовке - решали все обучающие тренировочные тесты, стараясь набрать высокие баллы.
Например, максимальное число баллов за семестр для студентов химико -технологических специальностей составляло 70, и те, кто набрал более 50, освобождались от сдачи итогового зачетного теста. Статистика пользования ресурсами курса «Органическая химия» (370 ч, 97 записанных пользователей) на примере некоторых тестов для самоконтроля представлена ниже в соотношении количество пользователей - число просмотров теста (рис.).
Рисунок. Статистика пользования студентами тестами для самоконтроля в системе СДО
В конце семестра 55 студентов этого потока получили зачет без решения итогового теста. Студенты нехимических специальностей получали 1 премиальный балл в рейтинг за каждый решенный на 70% тест для самоконтроля (всего 7 тестов), что учитывалось при выставлении оценки на экзамене.
Таким образом, несмотря на хорошие перспективы СДО, и учитывая существующий ряд недостатков этого процесса, нельзя не согласиться с мнением [2], что в качестве основного образования дистанционное обучение лучше выбирать, только если недоступны традиционные варианты. В то время как для получения заочного, второго высшего образования, или для
■ Классификация, номенклатура Химическая свя <ь. стсрсонюмсрия
■ Алифатические у глеводороды ■ Арены ■ Галогснопроичводные Нитрососдинсния и амины
дополнительного сопровождения главного очного обучения дистанционные формы достаточно эффективны. Статистика работы студентов дневной формы в течение семестра в СДО хорошо коррелирует с оценками на экзамене, что доказывает полезность и эффективность использования электронных курсов в системе Moodle для организации и управления индивидуальной самостоятельной работой.
Список литературы:
1. Яковлева,Т.В. Использование системы дистанционного обучения Moodle в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2015. -Т. 1. № 1 (2). - С. 419-423.
2. Романова С. М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 271-275. - URL: http://e-koncept.ru/2013/64056.htm
УДК 378.372.854
ГРАФЫ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В
ВОЕННОМ ВУЗЕ
Шлякова Е.В., 2019
Омский автобронетанковый инженерный институт, кандидат технических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин, Омск
Аннотация: самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода в высшей военной школе. Повышению эффективности работы обучающихся во внеаудиторное время способствует структурирование учебного материала в виде графов. В статье описаны методические подходы к построению графов логической структуры учебного материала по химии для применения в военном вузе, приведен авторский вариант графа по теме «Химическая кинетика и равновесие».
Ключевые слова: обучение химии, графы логической структуры учебного материала, военный
вуз.
GRAPHS OF LOGICAL STRUCTURE OF EDUCATIONAL MATERIAL IN INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WHILE STUDYING CHEMISTRY AT THE MILITARY
UNIVERSITY
ShlyakovaE.V., 2019
Omsk auto-armored engineering Institute, candidate of technical Sciences, associate Professor of physical and mathematical disciplines, Omsk
Annotation: independent work of students is an integral part of the educational process in the implementation of the competence approach in higher military school. Improving the efficiency of students in extracurricular time contributes to the structuring of educational material in the form of graphs. The article describes the methodological approaches to the construction of graphs of the logical structure of educational material in chemistry for use in military high school, the author's version of the graph on «Chemical kinetics and equilibrium».
Key words: teaching chemistry, independent work, graphs of the logical structure of educational material, military University
Химия входит в состав дисциплин, составляющих основу фундаментальной профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Изучение дисциплины в российских военных вузах осуществляется на первом курсе и нацелено на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для освоения общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин в рамках