Научная статья на тему 'Организация управления инновационно-конкурентным развитием социально-экономических систем'

Организация управления инновационно-конкурентным развитием социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НЕОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЦИКЛЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / НЕОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / MANAGEMENT / INDUSTRIAL MANAGEMENT / NEO-INDUSTRIAL MANAGEMENT / TECHNOLOGICAL STRUCTURES / INTANGIBLE ASSETS / SOCIAL MANAGEMENT / MANAGEMENT CYCLES / INDUSTRIAL CYCLES / TECHNOLOGICAL PROGRESS / NEO-INDUSTRIAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прудский В. Г., Ощепков А. М.

Исторический анализ развития Перми и Урала в ХХ в. отчётливо фиксирует взаимосвязь развития научной мысли, выразившейся в возникновении и развитии Пермского государственного университета и его научных школ, и социально-экономического развития территорий данного региона. Понимание этой взаимосвязи позволяет рассматривать научные школы университета как интеллектуальные локомотивы социально-экономического развития Перми и Урала. Рассматривая гуманитарное, социально-экономическое направление в развитии научных школ, нужно отметить его связь с экономическим подъемом в России и на Урале в 1908-1914 гг., который получил свое интенсивное продолжение во время первой мировой войны. Экономический подъем, освоение новых электрических технологий и электротехнических устройств, а также форм организации крупного промышленного производства объективно потребовали развития университетского образования и, как следствие, возникновения на Урале высших учебных заведений. Университеты должны были стать научными центрами и кузницами кадров, способными обеспечить модернизацию уральской экономики соответственно третьему индустриально-технологическому укладу промышленного производства. На базе появившихся кафедр в университете начинают формироваться и развиваться научные школы, которые позволили в ХХ в. решить многие научно-промышленные проблемы российской экономики и прежде всего обеспечить уральскую индустрию кадрами высшей квалификации на уровне мировых (для своего времени) требований. Таким образом, исследование взаимосвязи социально-экономического развития г. Перми, Пермского края и всего Уральского региона и научных школ, функционирующих в этих регионах, позволяет определить перспективы и пути дальнейшего развития данных территорий на основе развития науки как производительной силы общества и ключевого конкурентного преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE AND COMPETITIVE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Historical analysis of Perm's and Urals' development in the 20th century clearly captures the relationship between the evolution of scientific thought, expressed in the origin and development of Perm State University and its scientific schools, and socio-economic development of the region. Understanding this relationship allows to consider University scientific schools as intellectual locomotives of socio-economic development in Perm and the Urals. Considering the humanitarian, social and economic direction in the development of scientific schools it is necessary to note its relationship with the economic growth in Russia and in the Urals in 1908-1914, which got its intensive continuation during the first world war. Economic growth, development of new electrical technologies and electrical devices, as well as organizational forms of large-scale industrial production objectively required the development of University education and as a result the occurrence of higher educational institutions in the Urals. Universities had to become research centers and incubator, able to ensure the modernization of the Urals' economy according to the third industrial-technological structure of industrial production. University scientific schools started to form and develop on the basis of emerged departments. They allowed to solve many scientific and industrial problems of the Russian economy in the XXth century and to provide the Urals' industry in particular with high-qualified world standard (for its time) specialists. Thus, the study of the relationship between socio-economic development of the Perm city, the Perm Krai and the Ural region and the scientific schools functioning in these regions allows to determine the prospects and ways for further development of these territories based on the development of science as a productive force of society and a key competitive advantage.

Текст научной работы на тему «Организация управления инновационно-конкурентным развитием социально-экономических систем»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2016 ЭКОНОМИКА Вып. 3(30)

К 100-ЛЕТИЮ ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

10.17072/1994-9960-2016-3-7-16 УДК 338.24:378.14(470.53) ББК 65.291.2+74.58

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-КОНКУРЕНТНЫМ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В.Г. Прудский, докт. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента

Электронный адрес: [email protected]

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15

А.М. Ощепков, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента

Электронный адрес: [email protected]

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Исторический анализ развития Перми и Урала в ХХ в. отчётливо фиксирует взаимосвязь развития научной мысли, выразившейся в возникновении и развитии Пермского государственного университета и его научных школ, и социально-экономического развития территорий данного региона. Понимание этой взаимосвязи позволяет рассматривать научные школы университета как интеллектуальные локомотивы социально-экономического развития Перми и Урала. Рассматривая гуманитарное, социально-экономическое направление в развитии научных школ, нужно отметить его связь с экономическим подъемом в России и на Урале в 1908-1914 гг., который получил свое интенсивное продолжение во время первой мировой войны. Экономический подъем, освоение новых электрических технологий и электротехнических устройств, а также форм организации крупного промышленного производства объективно потребовали развития университетского образования и, как следствие, возникновения на Урале высших учебных заведений. Университеты должны были стать научными центрами и кузницами кадров, способными обеспечить модернизацию уральской экономики соответственно третьему индустриально-технологическому укладу промышленного производства. На базе появившихся кафедр в университете начинают формироваться и развиваться научные школы, которые позволили в ХХ в. решить многие научно-промышленные проблемы российской экономики и прежде всего обеспечить уральскую индустрию кадрами высшей квалификации на уровне мировых (для своего времени) требований. Таким образом, исследование взаимосвязи социально-экономического развития г. Перми, Пермского края и всего Уральского региона и научных школ, функционирующих в этих регионах, позволяет определить перспективы и пути дальнейшего развития данных территорий на основе развития науки как производительной силы общества и ключевого конкурентного преимущества.

Ключевые слова: индустриальный менеджмент, неоиндустриальный менеджмент, технологические уклады, нематериальные активы, социальное управление, управленческие циклы, промышленные циклы, технологический прогресс, неоиндустриальная экономика.

Введение

С самого начала в развитии научных школ Пермского университета выделились два основных направления, которые были обозначены его первыми факультетами - физико-математическим, историко-филологическим и юридическим. Во-первых, это научные школы естественнонаучных и математических направлений. Во-вторых, научные школы со-

циально-экономических и гуманитарных направлений. Возникновение данных направлений научных школ имеет различные временные рамки. До середины ХХ в. в университете не было научных школ экономико-управленческих направлений, так как экономические исследования системно почти не велись.

© Прудский В.Г., Ощепков А.М., 2016

Научно-техническая революция в середине ХХ в. дала импульс для перехода индустрии к освоению электронно-вычислительной техники и электронно-механических технологий производства, возрастания роли экономических методов управления, объективно подтолкнула к развертыванию экономических исследований и расширению экономического образования в стране, в том числе - формированию экономического факультета в Пермском университете и научной школы на базе его кафедры отраслевых экономик (ныне кафедры менеджмента).

Динамика развертывания научно -технической революции и освоения технологий и форм организации производства сначала четвертого, а затем пятого и шестого технологических укладов стала лейтмотивом развития данной научной школы во второй половине ХХ - начале XXI вв.

Результаты исследования и дискуссия

В середине ХХ в. появляется знаменитый лозунг: «Наука должна стать непосредственной производительной силой экономики». Происходит резкий поворот к широкому использованию в производстве электронно-вычислительной техники, средств автоматизации, электронно-механических технологий.

Одновременно в практике хозяйственного управления нарастает необходимость совершенствовать планирование, расширять использование экономических методов активизации человеческого фактора в освоении новой техники и повышать производительность труда.

С другой стороны, усиливаются социально-экономические и гуманитарные направления научных исследований и подготовки кадров. В составе географического факультета формируется кафедра экономической географии (1955 г.), на базе историко-филологического факультета появляются факультеты исторический и филологический (1960 г.).

Наряду с данными тенденциями в России в 50-х гг. в силу возрастания внимания к экономическим методам управления и товарно-денежным отношениям особое значение приобретает дальнейшее развитие экономического образования и экономических исследований [2].

В результате развертывания этих процессов в конце 50-х гг. в системе российского образования появляются новые экономические институты и экономические факультеты. Следствием данных преобразований становится учреждение в 1959 г. в составе Пермского государственного университета экономическо-

го факультета, который организовал подготовку специалистов высшей квалификации для планирования и управления производством на предприятиях народного хозяйства [6].

Важное место в структуре факультета заняла кафедра отраслевых экономик, которая стала кузницей экономистов-плановиков высшей квалификации для предприятий и отраслей народного хозяйства Урала. В 1960 г. на экономическом факультете начинает функционировать кафедра учета и финансов. Преподаватели этой кафедры концентрируют свое внимание на проблемах бухгалтерского учета, финансов и кредита [3, с. 205-207].

На кафедре отраслевых экономик с самого начала стали формироваться два основных научных направления - исследование перспектив комплексного развития народного хозяйства Западного Урала и изучение внутрипроизводственных резервов роста промышленного производства на предприятиях Прикамья [3, с. 204].

Зарождение научной школы и формирование ее теоретико-методологических и институциональных основ во многом было обусловлено необходимостью решения проблем децентрализации сложившейся в стране системы командно-

административной экономики. Организационно это было связано с административно-хозяйственной реформой, которая в 1957 г. упразднила отраслевые министерства, ведавшие промышленностью и строительством, и образовала в республиках и областях совнархозы. На повестку дня выдвигались задачи -разрушить ведомственную монополию министерств, приблизить органы хозяйственного управления к регионам, стимулировать их инициативу [1, с. 272].

В рамках складывающейся научной школы поиском теоретических и практических решений этих задач занялись ученые Пермского университета.

Теоретико-методологические предпосылки и основные прикладные направления исследований первой научной экономико-управленческой школы на Западном Урале были разработаны в 50-х гг. ХХ в. ректором Пермского государственного университета (19511961 гг.), доктором экономических наук, профессором В.Ф. Тиуновым (1900-1998 гг.) [8].

Находясь на административно-хозяйственной работе с 1939 по 1951 гг. в Пермской области, В.Ф. Тиунов приобрел огромный организационно-экономический опыт, работая вначале заместителем, а затем председателем Пермского Облплана и первым

заместителем председателя облисполкома. В 50-х гг. он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.

Работая в должности ректора Пермского университета, он в 1954, 1957 и 1958 гг. публикует три книги фундаментального труда «Промышленное развитие Западного Урала», которые сформировали теоретическую базу организации научных исследований в области совершенствования планирования и управления производства промышленных предприятий и регионального хозяйственного развития Прикамья.

Разрабатывая в 50-х гг. проблему специализации и комплексного промышленного развития Западного Урала, В.Ф. Тиунов впервые в экономической литературе сделал попытку определить сущность и роль регионального экономического района в системе народного хозяйства страны. Всего В.Ф. Тиуновым было опубликовано около 150 научных работ общим объемом более 260 печатных листов, в том числе 19 книг и брошюр.

Ученым советом Института экономики АН СССР 19.12.1944 ему была присвоена ученая степень кандидата наук, 20.06.1959 В.Ф. Тиунову была присвоена ученая степень доктора экономических наук, в декабре 1959 г. утвержден в ученом звании профессора. В 1991 г. В.Ф. Тиунову присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

По инициативе В.Ф. Тиунова в 1959 г. в составе Пермского государственного университета формируется экономический факультет и его базовая кафедра отраслевых экономик. На базе кафедры разворачивается подготовка экономистов-плановиков и ведутся соответствующие научные исследования [5].

Важную роль в становлении научной школы кафедры в 60-х гг. сыграл кандидат экономических наук доцент И.С. Сандлер (первый декан экономического факультета), который в 1959-1966 гг. возглавлял кафедру отраслевых экономик. В 60-х гг. в работах В.Ф. Тиунова и И.С. Сандлера выдвигаются идеи строительства ряда важных транспортных магистралей в Прикамье, организации более глубокой переработки химического сырья и создания на Западном Урале лесопромышленного и нефтеперерабатывающего территориально-производственных комплексов [10].

С момента своего основания до середины 90-х гг. ХХ в. кафедра вела подготовку специалистов сначала по специальности «Планирование народного хозяйства», а затем по специальности «Планирование промышленности». С 1965 г. при кафедре начала действо-

вать аспирантура по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». На базе этой аспирантуры создается первый специализированный совет по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций, который возглавил доктор экономических наук, профессор В.Ф. Тиунов. В этом совете защитили кандидатские диссертации В.И. Пименова, Т.Г. Шешукова, Л.А. Романова, В.И. Аверин, докторские диссертации -Е.Г. Гинзбург, И.А. Кручинин, Р.А. Коренчен-ко, В.В. Соломатин [9].

В целом исследования на этапе зарождения и развития научной школы велись в направлении территориального и пространственного планирования и управления.

Завершение формирования и развитие научной школы как ведущей экономико-управленческой научно-исследовательской системы Западного Урала происходит под влиянием экономических реформ второй половины 60-х гг. ХХ в.

В результате этой реформы планировалось ввести в систему плановой экономики механизмы внутренней саморегуляции хозяйственной деятельности предприятий, расширение материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда [1, с. 284]. В этой связи развитие научной школы кафедры в русле решения поставленных народным хозяйством задач обусловило трансформацию её в научную школу «Организации экономического управления и регулирования промышленными предприятиями».

В данном направлении развитие кафедры отраслевых экономик и ее научной школы в 1966-1998 гг. возглавил Р.А. Коренченко (1926-2010 гг.).

Он переходит на кафедру в 1959 г. с кафедры политической экономии. С 1962 г. после защиты кандидатской диссертации (к.э.н.) становится старшим преподавателем, а затем доцентом кафедры отраслевых экономик.

В 1975 г. Р.А. Коренченко защищает докторскую диссертацию, в 1977 г. ему присваивается звание профессора.

В 1991 г. Р.А. Коренченко присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки России, в 1999 г. он становится лауреатом премии Пермской области I степени имени Л.Е. Кертмана.

Всего доктор экономических наук, профессор Р.А. Коренченко опубликовал более 200 научных работ, в том числе более 20 книг и брошюр. Среди этих трудов - «Экономическое управление тылами производства» (1972),

«Экономическое управление на предприятии» (1974), «Совершенствование экономических методов управления на предприятии» (1985).

Благодаря его активной деятельности в этот период завершается формирование научной школы, в центр внимания которой выдвигаются проблемы исследования организации экономического управления и регулирования промышленными предприятиями.

Работая над проблемой формирования и развития научной школы, Р.А. Коренченко подготовил 36 кандидатов и содействовал четырем работникам кафедры в получении степени доктора наук и звания профессора. Всего за время его работы на кафедре защищено 8 докторских и более 60 кандидатских диссертаций [9].

В 80-х гг. ученые научной школы на базе кафедры начинают широко привлекаться к выполнению научных работ по заказам предприятий, к разработке целевых комплексных программ развития промышленности Пермской области.

В 1981 г. в научно-прикладных исследованиях сотрудников кафедры оформляются две комплексные темы - «Совершенствование хозяйственного механизма на предприятиях и производственных объединениях промышленности в целях интенсификации производства и роста его эффективности» (по заданию Министерства высшего и среднего специального образования СССР) и «Исследование путей и резервов роста интенсификации производства за счет рационального использования производительных сил Западного Урала» (по заданию Госплана СССР).

Рыночные реформы 90-х гг. заставляют сделать резкий поворот в подходах к управлению хозяйственными процессами, что, в свою очередь, дает толчок качественным сдвигам в развитии научной школы Западного Урала. Она переориентирует свои исследования на поиск путей и резервов совершенствования управления экономическими системами предприятий (компаний) и территориального хозяйственного комплекса Прикамья в условиях конкурентной среды рыночной экономики.

Повышение конкурентоспособности товаров, предприятий и экономики Пермского края в целом становится приоритетной задачей развития исследований ученых экономико-управленческой научной школы Западного Урала. Издаются монографии по проблемам повышения эффективности управления предприятиями в рыночных условиях хозяйствования - Р.А. Коренченко «Рыночная модель эко-

номики в России» (1991), А.Н. Пыткин «Анализ влияния коммерческих отношений на эффективность управления многоотраслевым объединением» (1992).

В этот период защищают докторские диссертации, нацеленные на повышение эффективности управления региональной экономикой Западного Урала, А.Н. Пыткин (1992 г.), Л.А. Романова (1995 г.), В.Г. Прудский (1996 г.).

Публикуются монографии В.Г. Пруд-ского и А.Н. Пыткина «Проблемы региональной конверсии военно-промышленной базы Западного Урала» (1994), Л.А. Романовой «Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование» (1995), А.Н. Пыткина «Региональные последствия социально-экономического роста» (1998).

С 1991 г. Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН возглавляет выходец из научной школы, профессор кафедры менеджмента доктор экономических наук профессор А.Н. Пыткин.

В 1994 г. за научной школой под руководством доктора экономических наук Р.А. Коренченко официально закрепляется название «Организация экономического управления и регулирования предприятиями» [9]. Данное название отражает нацеленность исследований того времени на проблемы «предприятий», т.е. корпоративную тематику.

В 1994 г. кафедра отраслевых экономик ПГУ преобразуется в кафедру экономики, предпринимательства и менеджмента и начинает подготовку специалистов-менеджеров по качественно новым учебным программам, осваивая специальность «Менеджмент». В 1998-2008 гг. на кафедре осуществляется подготовка специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Огромная, кропотливая учебно-методическая работа на кафедре в этот период начинает систематически соединяться с последовательной научно-исследовательской работой, анализирующей закономерности и принципы рыночной экономики, формы и механизмы ее реализации в специфических российских хозяйственных и исторических условиях рубежа ХХ-ХХ1 вв.

С 1998 по 2003 гг. кафедру экономики, предпринимательства и менеджмента возглавляла доктор экономических наук профессор Л.А. Романова (1944-2004 гг.), которая внесла значительный вклад в развитие на кафедре региональных исследований [17] и формирование системы дополнительного профессионального экономического образования.

Как было отмечено ранее, научная школа кафедры менеджмента всегда чутко реагировала на изменения, происходящие в экономике и обществе. Так, экономический кризис 1998-1999 гг. и посткризисное развитие страны и Западного Урала в первом десятилетии XXI в. объективно заставили ученых научной школы обратить внимание на новые ключевые стратегические обстоятельства обеспечения необходимого уровня эффективности конкурентного управления корпорациями и экономическим развитием Прикамья в целом [16].

Перед Россией в начале XXI в. объективно вырисовываются три основных направления социально-хозяйственного развития -рыночно-инертный, энергосырьевой и инновационно-конкурентный.

Всё это постепенно выдвинуло в центр научно-исследовательской и образовательной деятельности научной школы кафедры проблему поиска путей организации и повышения эффективности управления инновационно-конкурентным развитием организаций (корпоративных и региональных социально-экономических систем) в условиях рыночной экономики.

Поворотным моментом в развитии теоретических основ научной школы в этот период становится издание профессором Р.А. Коренченко монографии «Общая теория организации» (2003). Данный труд ознаменовал начало исследований в области теории менеджмента на кафедре фундаментальных исследований. В центр исследований научной школы выдвигается изучение закономерностей, методов и технологий «организации управления (менеджмента) инновационным конкурентным развитием социально-экономических систем (корпоративных и региональных)» [4].

В связи с данными обстоятельствами объективно начинает актуализироваться необходимость реструктуризации научных исследований школы и трансформации ее названия с учетом задач перехода к инновационной модели хозяйственного развития.

Постепенно выделяется и получает развитие направление теоретического менеджмента - теория организации, организационное поведение, управленческие решения, общий и стратегический менеджмент, управление человеческими ресурсами. Особое место начинает занимать направление развития регионального менеджмента (управления региональными социально-экономическими системами). Сфера планирования производства на

промышленных предприятиях постепенно трансформируется в развитие корпоративного промышленного менеджмента.

Современный период развития научной школы в условиях перехода к неоиндустриальной инновационной модели хозяйствования - «организация управления инновационно-конкурентным развитием социально-экономических (корпоративных и региональных) систем».

С 2003 г. кафедру менеджмента возглавляет доктор экономических наук профессор В.Г. Прудский.

В первом десятилетии и начале второго десятилетия XXI в. происходит разворот научной школы кафедры в направлении разработки теоретико-методологических основ и инструментов управления инновационно-конкурентным развитием региональных и корпоративных организаций в условиях рыночной экономики. Ключевое место в исследованиях проблем управления организациями (социально-экономическими системами) начинают занимать стратегический, проектный и программно-целевой подходы [13].

В этот период завершает и успешно защищает по данной проблеме докторскую диссертацию В.П. Петров (2006).

Публикуются монографии В. П. Петрова «Оптимизация систем корпоративного управления в российской промышленности» (2006), А.Н. Пыткина «Механизм регионального стратегирования» (2007), А.М. Елохова «Теоретические и методологические основы стратегического программирования в системе муниципального управления» (2007),

A.М. Елохова и В.Г. Прудского «Региональный менеджмент» (2011), В.Г. Прудского и

B.М. Ощепкова «Нематериальные корпоративные активы субъектов Федерации как фактор повышения региональной конкурентоспособности» (2012), И.Ю. Мерзлова «Основы государственно-частного партнерства» (2013) и др. Основными направлениями исследований участников научной школы являются пути повышения эффективности территориального и корпоративного менеджмента.

В 2011 г. на кафедре началась подготовка бакалавров по направлению «Менеджмент», профиль «Инновационный менеджмент», а также открыта магистратура по направлению «Менеджмент», профиль «Управление проектами».

С 2014 г. на базе кафедры ведется подготовка бакалавров по направлению «Управление персоналом». В 2016 г. вводится про-

филь «Менеджмент организации» по направлению подготовки бакалавров «Менеджмент».

За время своего существования в качестве выпускающей кафедра менеджмента (отраслевых экономик) осуществила более 50 выпусков специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов. Всего было подготовлено и выпущено более 8000 специалистов, более 200 выпускников и преподавателей защитили кандидатские диссертации, около 30 - стали докторами экономических наук.

Одновременно ученые научной школы принимают активное участие в НИР Пермского филиала Института экономики УрО РАН, которые проводятся по планам Президиума Российской академии наук. В настоящее время осуществляются совместные исследования по теме «Развитие теории и методологии адаптивного управления промышленным комплексом региона в конкурентной среде». Ежегодно на базе научной школы издается сборник научных статей «Теория и практика корпоративного менеджмента» (в 2015 г. издан сборник № 12), который в 2012 г. получил статус РИНЦ. В сборнике публикуются результаты исследований участников научной школы, по-свящённые проблематике корпоративного менеджмента.

С 2009 г. на базе кафедры менеджмента в Пермском университете при поддержке Пермского отделения PMI и консалтинговой компании ООО «Парма-Телеком» проводятся Международные форумы аспирантов, магистров и студентов по управлению проектами, по материалам которых издаются сборники научных статей «Стратегическое и проектное управление» (в 2014 г. издан сборник №6), который в 2012 г. получил статус РИНЦ. На базе кафедры с 2008 г. действует научно-творческий «Центр корпоративной инноватики».

С 2007 г. на базе кафедры менеджмента в Пермском университете при поддержке Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края и Института экономики Уральского отделения РАН (Пермский филиал) ежегодно проводятся Международные научно-практические конференции «Совершенствование стратегического управления корпоративными образованиями и региональная инновационная промышленная политика». В рамках Региональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, проводимых экономическим факультетом ПГНИУ, на базе кафедры менеджмента ежегодно проводится секция «Современный менеджмент: стратегии и инновации», по резуль-

татам которой издается соответствующий раздел сборника научных статей.

В период с 2003 г. по настоящее время аспирантами, соискателями и преподавателями кафедры было защищено 1 докторская и 10 кандидатских диссертаций. В 2013 и 2014 гг. были защищены 1 кандидатская и 24 магистерских диссертаций. В 2016 гг. готовятся к защите 1 докторская, 3 кандидатских и 5 магистерских диссертаций.

Перспективы развития научной школы в условиях перехода к постиндустриальной инновационной

модели хозяйствования

На современном этапе научная школа кафедры менеджмента развивается в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Формирование российской модели постиндустриального менеджмента как ключевого фактора национального конкурентного успеха в условиях перехода к инновационной экономике». Данный проект входит в приоритетное направление научно-образовательного комплекса «Прогнозирование и управление процессами социально-экономического развития стран и территорий на основе современных информационных технологий» программы развития Пермского государственного национального исследовательского университета «Рациональное природопользование: технологии прогнозирования и управления природными и социально-экономическими системами».

Основными направлениями научно-исследовательской работы кафедры в настоящее время в рамках данного научно-исследовательского проекта в соответствии с кодами ГРНТИ выступают:

1. Разработка теоретико-методологических основ формирования и развития инновационных механизмов и инструментов российской модели организации стратегического, проектного и программно-целевого управления корпоративными, государственными и муниципальными структурами» (06.39.31 «Теория организации и принятия экономических решений»).

2. Разработка теоретико-методологических основ и функциональных инструментов российской модели управления человеческими ресурсами и развития корпоративной социальной ответственности в условиях перехода к инновационной экономике (06.39.41 «Теории менеджмента»).

3. Разработка теоретической концепции, механизмов и технологий российской модели инновационной промышленной политики, государственного

регулирования экономики и реализации государственно-частного партнерства,

нацеленных на обеспечение устойчивого перехода России к постиндустриальному хозяйствованию (06.56.31 «Экономическая политика. Государственное регулирование экономики»).

Также в настоящее время заканчивает работу над докторской диссертацией на тему «Государственно-частное партнерство в инфраструктурной сфере как фактор повышения конкурентоспособности региональной экономики» кандидат экономических наук доцент И.Ю. Мерзлов. Материалы его диссертационного исследования активно используются при разработке проекта закона Пермского края «Об основах государственно-частного партнерства в Пермском крае», а также в деятельности рабочей группы по развитию государственно-частного партнерства комитета по развитию бизнеса Пермской торгово-промышленной палаты» [7].

Активно ведут научно-исследовательскую работу по проблемам научной школы кафедры кандидаты экономических наук доценты Т.В. Александрова, А.М. Елохов, М.В. Пестерникова. Докторские диссертационные исследования ведут доценты кафедры, кандидаты экономических наук М.А. Бородина, Н.Ю. Воеводкин, А.А. Герша-нок, Г.А. Демин, А.М. Ощепков, В.М. Ощеп-ков, О.В. Тютык. Кандидатские диссертационные исследования проводят молодые преподаватели кафедры К.В. Доможирова, Д.А. Дюль-берова, М.А. Жданов, Е.А. Малышева, Е.А. Попова.

Выводы

Современная экономическая эпоха -это эпоха неоиндустриального развития рыночной экономики, связанного с расширением автоматизации производства, сектора наукоемких услуг, освоением информационных технологий. Но в то же время рыночная экономика - это экономика постоянного организационно-конкурентного развития и перманентной конкурентной борьбы [19].

В 90-х гг. ХХ в. М. Портер, обобщив факты влияния научно-технической революции и глобализации на характер конкуренции в современном мире, разработал теорию конкурентных преимуществ [11]. Новое теоретическое видение проблем конкуренции и конкурентоспособности показало, что теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо, характерная для XIX-XX вв., себя исчерпала. Главным в конкурентной борьбе становятся не изобилие и дешевизна факторов производства,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а инновации и эффективность их продвижения в хозяйственную деятельность.

Опираясь на концепцию неоиндустриализации современной промышленной экономики и теорию конкурентных преимуществ, можно объективно выделить два взаимосвязанных направления инновационного конкурентного развития - производственно-продуктовое и организационно-управленческое [18].

Отсюда в русле научной школы «Организация управления инновационно-конкурентным развитием социально-экономических (корпоративных и региональных) систем» соответственно обозначаются два направления выявления, развития и реализации конкурентных преимуществ - производственно-технологических и организационно-управленческих.

Организационно-управленческие преимущества - это инновационные преимущества в организации общественного труда, которые (прежде всего стратегические конкурентные компетенции, способности) создают условия ускоренного внедрения производственно-технологических инноваций и, как следствие, предпосылки повышения производительности труда и оптимизации издержек [12].

Исследования учеными научной школы изменений, происходящих в современной промышленной экономике, показывают, что под влиянием научно-технической революции в индустриальном производстве начинает возрастать значение наукоемких технологий и научно-исследовательских ресурсов. Как следствие, в структуре активов предприятий наряду с материальными выделаются нематериальные активы, формирующие интеллектуальный капитал компаний. К этим активам относятся объекты интеллектуальной собственности и деловая репутация организации.

В системе объектов интеллектуальной собственности выделяются исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения [14].

На наш взгляд, в структуре интеллектуальной собственности компаний в XXI в. постепенно особое место должна занять си-

стема менеджмента как особый фактор её деловой репутации и важнейшая стратегическая конкурентная компетенция. Это объективно обусловлено тем, что основой повышения конкурентоспособности предприятий в условиях формирующейся экономики знаний выступает реализация инноваций в их бизнесе. При этом наряду с технологическими и производственными инновациями все большее значение для укрепления конкурентных позиций приобретают управленческие инновации [15].

По оценкам современных отечественных и зарубежных ученых-экономистов мировая экономика находится на пороге новой хозяйственно-технологической эпохи, связанной с переходом к шестому технологическому укладу индустриального производства и экономике знаний, к неоиндустриальной модели хозяйствования. При этом, по мнению российского экономиста Г.О. Грефа, качественно будут меняться характер и содержание конкуренции и конкурентного развития социально-экономических систем - предприятий, корпораций, муниципальных, региональных и национальных экономик.

Уровень конкурентоспособности и конкурентные позиции будут в решающей мере определяться не столько конкуренцией товаров, сколько конкурентоспособностью соответствующих моделей менеджмента как ключевого фактора повышения уровня экономичности и эффективности использования ограниченных ресурсов, следовательно - достижения конкурентного успеха.

Заключение

Таким образом, сегодня социально-хозяйственное управление (менеджмент) объективно выступает специфическим видом умственного труда, а накопленные им новации, достижения становятся важнейшим интеллектуальным ресурсом и конкурентным преимуществом организаций и общества в целом.

Важно также отметить, что эволюционирует и сам менеджмент, содержанием которого сегодня становятся две ключевые тенденции - интеллектуализация и гуманизация. Организации становятся всё более «мягкими», виртуальными, возрастает роль человека в организации как ключевого компонента её развития, источника её позитивных изменений.

Список литературы

1. История России. ХХ век: учеб. пособие. М.: ФАИР, 1998. 352 с.

2. История промышленности Пермского края - ХХ век. Пермь: Литера-А, 2006. 568 с.

3. Кертман Л.Е., Васильев Н.Е., Шустов С.Г. Первый на Урале. Пермь: Пермское книжное издательство. 1987. 234 с.

4. Коренченко Р.А. Общая теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 286 с.

5. Костицын В.И. Ректоры Пермского университета. 1916-2006 / Перм. ун-т. Пермь, 2006. 352 с.

6. Красильников Д.Г., Прудский В.Г. Переход к постиндустриальной экономике и развитие западно-уральской научной школы управления // Ars administrandi (Искусство управления). 2011. № 2. С. 13-29.

7. Мерзлов И.Ю. Государственно-частное партнерство и конкурентоспособность экономики: региональный аспект: монография / Перм. гос. нац. исслед. ун.-т. Пермь, 2015. 326 с.

8. Пермский государственный университет имени А.М. Горького. Исторический очерк (1916-1966). Пермь: Книжная типография №2, 1966. 294 с.

9. Пермский государственный университет. Экономический факультет. (19592009). Пермь: Арт-Дизайн. 196 с.

10. Профессора Пермского государственного университета. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. 280 с.

11. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

12. Прудский В.Г. К вопросу о соотношении развития теоретико-методологических основ и технико-методического инструментария менеджмента // Теория и практика корпоративного менеджмента: сб. науч. ст. 2011. № 8. С. 153-163.

13. Прудский В.Г., Елохов А.М. Региональный менеджмент: управление экономикой региона: монография. Пермь: ПГУ, 2011. 328 с.

14. Прудский В.Г., Ощепков В.М. Роль нематериальных активов в региональном экономическом пространстве // Экономика региона. 2008. № 2 (14). С. 122-126.

15. Прудский В.Г., Попова Е.С. Идентификация и оценка эффективности функционирования научных школ как стратегической конкурентной компетенции вузов // Ars аdmin-istrandi (Искусство управления). 2013. № 1. С.114-123.

16. Пыткин А.Н. Региональные последствия социально-экономического роста. Пермь, 1998. 112 с.

17. Романова Л.А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994. 242 с.

18. Толкачев С. Две модели неоиндустриализации: Германия - «Индустрия 4.0», США «Промышленный интернет» // Экономист. 2015. №9. С. 13-23.

19. Prudskiy V.G., Oshepkov A.M. Management as a specific form of social control // European Journal of Science and Theology. 2015. Vol. 11, №5. P. 185-198.

Получено: 06.06.2016.

References

1. Istoriia Rossii. XX vek: ucheb. Posobie /History of Russia. The XX century: studies. Benefit: Tutorial]. Moscow, FAIR Publ., 1998. 352 p.

2. Istoriia promyshlennosti Permskogo kraia - XX vek [History of the industry of Perm Krai - the XX century]. Perm, Litera-A Publ., 2006. 568 p.

3. Kertman L.E., Vasil'ev N.E., Shustov S.G. Pervyi na Urale [The First in Urals]. Perm, Book Publ., 1987. 234 p.

4. Korenchenko R.A. Obshchaia teoriia organizatsii [General theory of the organization]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2003. 286 p.

5. Kostitsyn V.I. Rektory Permskogo universiteta. 1916-2006 [Rectors of the Perm university. 1916-2006]. Perm State University Perm, 2006. 352 p.

6. Krasil'nikov D.G., Prudskii V.G. Perekhod k postindustrial'noi ekonomike i razvitie zapadno-ural'skoi nauchnoi shkoly upravleniia [Transition to post-industrial economy and development of the West Ural school of sciences of management]. Ars administrandi (Iskusstvo upravleniia)[The art of management], 2011, no. 2, pp.13-29.

7. Merzlov I.Yu. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i konkurentosposobnost' ekonomiki: regional'nyi aspekt: monografiia [Public-private partnership and competitiveness of economy: regional aspect: monograph]. Perm, Perm State University Publ., 2015. 326 p.

8. Permskii gosudarstvennyi universitet imeni A.M. Gor'kogo. Istoricheskii ocherk (19161966) [Perm state university of name A.M. Gorky. Historical sketch (1916-1966)]. Perm. Tipografy Publ., no. 2, 1966, 294 p.

9. Permskii gosudarstvennyi universitet. Ekonomicheskii fakul'tet. (1959-2009) [Perm state

university. Economics department. (1959-2009)]. Perm, Art Design Publ., 196 p.

10. Professora Permskogo gosudarstvennogo universiteta [Professors of the Perm state university]. Perm, Perm state University Publ., 2001. 280 p.

11. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiia: Konkurentnye preimushchestva stran [International competition: Competitive advantages of the countries]. Moscow, International relationships Publ., 1993. 896 p.

12. Prudskii V.G. K voprosu o sootnoshenii razvitiia teoretiko-metodologicheskikh osnov i tekhniko-metodicheskogo instrumentariia menedzhmenta [To a question of a ratio of development of teoretiko-methodological bases and technical and methodical tools of management]. Teoriia i praktika korporativnogo menedzhmenta: sbornik nauchykh statei [Theory and practice of corporate management: collection of scientific materials], 2011, no. 8, pp. 153-163.

13. Prudskii V.G., Elokhov A.M. Regional'nyi menedzhment: upravlenie ekonomikoi regiona: monografiia [Regional management: management of region economy: monograph]. Perm, Perm State University Publ., 2011.328 p.

14. Prudskii V.G., Oshchepkov V.M. Rol' nematerial'nykh aktivov v regional'nom ekonomicheskom prostranstve [The role of intangible assets in regional economic space]. Ekonomika regiona [Economy of the region], 2008, no. 2 (14), pp. 122-126.

15. Prudskii V.G., Popova E.S. Identifikatsiia i otsenka effektivnosti funktsionirovaniia nauchnykh shkol kak strategicheskoi konkurentnoi kompetentsii vuzov [Identification and efficiency evaluation of functioning of schools of sciences as strategic competitive competence of higher education institutions]. Ars administrandi [The art of management], 2013, no. 1, pp. 114-123.

16. Pytkin A.N. Regional'nye posledstviia sotsial'no-ekonomicheskogo rosta [Regional consequences of social and economic growth]. Perm, 1998. 112 p.

17. Romanova L.A. Ekonomika regiona: samostoiatel'nost' i gosudarstvennoe regulirovanie [Region economy: independence and state regulation]. Perm, Perm Publishing House Publ., 1994. 242 p.

18. Tolkachev S. Dve modeli neoindustrializatsii: Germaniia - «Industriia 4.0», USA «Promyshlennyj internet» [Two models of neoindustrialization: Germany - "The Industry

4.0", the USA "The industrial Internet]. Ekonomist [Economist], 2015, no. 9, pp. 13-23.

19. Prudskii V.G., Oshepkov A.M. Management as a specific form of social control.

European Journal of Science and Theology, 2015, vol. 11, no. 5, pp. 185-198.

The date of the manuscript receipt:

06.06.2016.

MANA GEMENT OF INNOVA TIVE AND COMPETITIVE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC

SYSTEMS

Vladimir G. Prudskiy, Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Management

E-mail: [email protected] Perm State University;

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russian Federation Andrei M. Oshchepkov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E-mail: [email protected] Perm State University;

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russian Federation

Historical analysis of Perm's and Urals' development in the 20th century clearly captures the relationship between the evolution of scientific thought, expressed in the origin and development of Perm State University and its scientific schools, and socio-economic development of the region. Understanding this relationship allows to consider University scientific schools as intellectual locomotives of socioeconomic development in Perm and the Urals. Considering the humanitarian, social and economic direction in the development of scientific schools it is necessary to note its relationship with the economic growth in Russia and in the Urals in 1908-1914, which got its intensive continuation during the first world war. Economic growth, development of new electrical technologies and electrical devices, as well as organizational forms of large-scale industrial production objectively required the development of University education and as a result the occurrence of higher educational institutions in the Urals. Universities had to become research centers and incubator, able to ensure the modernization of the Urals' economy according to the third industrial-technological structure of industrial production. University scientific schools started to form and develop on the basis of emerged departments. They allowed to solve many scientific and industrial problems of the Russian economy in the XXth century and to provide the Urals' industry in particular with high-qualified world standard (for its time) specialists. Thus, the study of the relationship between socioeconomic development of the Perm city, the Perm Krai and the Ural region and the scientific schools functioning in these regions allows to determine the prospects and ways for further development of these territories based on the development of science as a productive force of society and a key competitive advantage.

Keywords: management, industrial management, neo-industrial management, technological structures, intangible assets, social management, management cycles, industrial cycles, technological progress, neo-industrial economy.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Прудский В.Г., Ощепков А.М. Организация управления инновационно-конкурентным развитием социально-экономических систем // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2016. № 3(30). С. 7-16. doi: 10.17072/1994-9960-2016-3-7-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.