Научная статья на тему 'Организация учебной работы в военных авиационных школах пилотов в СССР накануне Великой Отечественной войны'

Организация учебной работы в военных авиационных школах пилотов в СССР накануне Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / АВИАЦИЯ / УЧЕБНАЯ РАБОТА / КУРСАНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / КРАСНАЯ АРМИЯ / ЛЕТНЫЕ ШКОЛЫ / ЛЕТНЫЙ СОСТАВ / AIR FORCE / MILITARY SCHOOLS / AVIATION / TRAINING / CADETS / TEACHING STAFF / RED ARMY / FLIGHT SCHOOLS / FLIGHT PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астраханцев Олег Николаевич

В статье раскрываются наиболее важные вопросы по организации учебной работы в военных авиационных школах пилотов в СССР накануне Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Автором проанализированы основные руководящие документы «Курс летной подготовки», «Указания инструкторскому и командно-летному составу по проведению курса летной подготовки», «Указания по методике обучения в летных школах ВВС РККА», определяющие организацию учебной работы и порядок подготовки летных военных кадров. Описываются основные виды учебных занятий в летных школах и методика их проведения, раскрываются особенности работы преподавательского и инструкторского состава с курсантами-пилотами. Главной задачей офицерского состава авиашкол являлось выявление и развитие личных свойств курсантов, определяющих их летную пригодность. На основе анализа опубликованных источников и архивных материалов, автором делается вывод о том, что в указанных руководящих документах была прописана некая «идеальная» картина подготовки военных летчиков. Выполнять все предписываемые требования в реальных условиях было невозможно, поскольку в военных авиационных школах не хватало высококвалифицированных кадров и отсутствовало должное материально-техническое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of educational work in military aviation schools of pilots in the USSR on the eve of the Great Patriotic War

The article reveals the most important questions on the organization of academic work in the military aviation schools of pilots in the USSR on the eve of the Great Patriotic War (1941-1945). The author analyzed the main guiding documents “Flight Training Course”, “Instructions to the instructor and command-flight personnel for conducting flight training courses”, “Instructions on the method of training in the flight schools of the Air Force of the Red Army”, which determine the organization of training and the training of flight military frames. The main types of training sessions in flight schools and the methodology for conducting them are described, and the specifics of the work of the teaching and instructor staff with cadets-pilots are disclosed. The main task of the officer staff of air schools was to identify and develop the personal characteristics of cadets, which determine their flight suitability. Based on the analysis of published sources and archival materials, the author concludes that in these guidelines there was a certain “ideal” picture of the training of military pilots. It was impossible to fulfill all the prescribed requirements in real conditions, since military aviation schools lacked highly qualified personnel and lacked adequate technical-logistical support.

Текст научной работы на тему «Организация учебной работы в военных авиационных школах пилотов в СССР накануне Великой Отечественной войны»

Оригинальная статья / Original article УДК 94(470)

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2415-8739-2018-3-209-216

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ ШКОЛАХ ПИЛОТОВ В СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© О.Н. Астраханцев

Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации, 664047, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Коммунаров, 3.

Аннотация. В статье раскрываются наиболее важные вопросы по организации учебной работы в военных авиационных школах пилотов в СССР накануне Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Автором проанализированы основные руководящие документы - «Курс летной подготовки», «Указания инструкторскому и командно-летному составу по проведению курса летной подготовки», «Указания по методике обучения в летных школах ВВС РККА», определяющие организацию учебной работы и порядок подготовки летных военных кадров. Описываются основные виды учебных занятий в летных школах и методика их проведения, раскрываются особенности работы преподавательского и инструкторского состава с курсантами-пилотами. Главной задачей офицерского состава авиашкол являлось выявление и развитие личных свойств курсантов, определяющих их летную пригодность. На основе анализа опубликованных источников и архивных материалов, автором делается вывод о том, что в указанных руководящих документах была прописана некая «идеальная» картина подготовки военных летчиков. Выполнять все предписываемые требования в реальных условиях было невозможно, поскольку в военных авиационных школах не хватало высококвалифицированных кадров и отсутствовало должное материально-техническое обеспечение.

Ключевые слова: военно-воздушные силы, военно-учебные заведения, авиация, учебная работа, курсанты, преподавательский состав, Красная Армия, летные школы, летный состав.

Информация о статье. Дата поступления 17 июня 2018 г.; дата принятия к печати 16 июля 2018 г.; дата онлайн-размещения 29 сентября 2018 г.

Формат цитирования. Астраханцев О.Н. Организация учебной работы в военных авиационных школах пилотов в СССР накануне Великой Отечественной войны // Известия Лаборатории древних технологий. 2018. Т. 14. № 3. С. 209-216. DOI: 10.21285/2415-8739-2018-3-209-216

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN MILITARY AVIATION SCHOOLS OF PILOTS IN THE USSR ON THE EVE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

© O.N. Astrakhantsev

Irkutsk Branch of the Moscow State Technical University of Civil Aviation, 3 Kommunarov Str., Irkutsk 664047, Russian Federation

Abstract. The article reveals the most important questions on the organization of academic work in the military aviation schools of pilots in the USSR on the eve of the Great Patriotic War (1941-1945). The author analyzed the main guiding documents - "Flight Training Course", "Instructions to the instructor and command-flight personnel for conducting flight training courses", "Instructions on the method of training in the flight schools of the Air Force of the Red Army", which determine the organization of training and the training of flight military frames. The main types of training sessions in flight schools and the methodology for conducting them are described, and the specifics of the work of the teaching and instructor staff with cadets-pilots are disclosed. The main task of the officer staff of air schools was to identify and develop the personal characteristics of cadets, which determine their flight suitability. Based on the analysis of published sources and archival materials, the author concludes that in these guidelines there was a certain "ideal" picture of the training of military pilots. It was impossible to fulfill

all the prescribed requirements in real conditions, since military aviation schools lacked highly qualified personnel and lacked adequate technical-logistical support.

Keywords: air force, military schools, aviation, training, cadets, teaching staff, the Red Army, flight schools, flight personnel

Article info. Received June 17, 2018; accepted for publication July 16, 2018; available online September 29, 2018.

For citation. Astrakhantsev O.N. Organization of educational work in military aviation schools of pilots in the USSR on the eve of the Great Patriotic War. Izvestija Laboratorii drevnih tehnologij = Journal of Ancient Technology Laboratory, 2018, vol. 14, no. 3, pp. 209-216. DOI: 10.21285/2415-8739-2018-3-209-216. (In Russian).

Учебная работа является основным видом деятельности военно-учебных заведений. Она включает организацию и проведение учебной, методической, рационализаторской и научной работы.

В авиационных школах и училищах в предвоенный период формировались подразделения -курсы. Курс делился на учебные группы или классные отделения. В летных училищах и школах пилотов курсантским подразделением являлась авиационная эскадрилья в составе нескольких звеньев.

Вся жизнь курсантов строго регламентировалась различными руководящими документами -законодательством СССР, а также уставами Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), наставлениями и приказами вышестоящего командования.

За организацию всей учебной работы в каждом авиационном училище и школе отвечал свой учебный отдел. Его сотрудниками на основе квалификационных требований к выпускникам разрабатывались учебные планы, в которых определялись:

- сроки и последовательность периодов теоретического и практического обучения;

- сроки промежуточной и итоговой аттестации;

- перечень учебных дисциплин и войсковых стажировок;

- формы промежуточной аттестации по учебным дисциплинам.

Далее на основе разработанного и утвержденного учебного плана преподавателями авиационных школ и училищ составлялись рабочие программы по каждой учебной дисциплине. В них указывались наименование разделов и тем, учебные вопросы, распределение учебного времени, виды занятий, перечень учебной литературы и пособий и т. д.

Кроме того, на основе учебного плана в авиашколах и училищах разрабатывался тематический план изучения учебных дисциплин. В нем конкретизировалось содержание дисциплин, и описывалась организация их изучения. Тематический план включал в себя также перечень учебных вопросов по дисциплинам, организационно-методические рекомендации по проведению того или иного вида занятий, а также все материально-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебных занятий (лабораторное оборудование и т. д.).

Летные школы на основе учебного плана отдела военно-учебных заведений (ОВУЗ) составляли свой развернутый учебный план как практической летной, так и теоретической подготовки на год по месяцам. Этот развернутый план должен был обеспечивать четкую последовательность изучения дисциплин, например, математика должна была предшествовать теории авиации и т. д.

При этом указывалось, что «не следует растягивать прохождение предмета на длительный период. Промежуток времени между двумя последовательными занятиями не должен быть более шестидневки» (Указания по методике обучения в летных школах ВВС РККА, 1935. С. 1.). Согласно развернутому учебному плану в авиашколах составлялось расписание учебных занятий (как правило, на декаду), которое утверждалось начальником школы (или учебного отдела). Это расписание должно было доводиться до преподавателей и курсантов не позднее, чем за пять дней до начала его действия, и не меняться. Каждый срыв или изменение расписания занятий рассматривались как чрезвычайное происшествие, о котором необходимо было докладывать начальнику школы или его помощникам и заместителям, а те в свою очередь должны были принимать меры.

Каждый курсант летных школ нес личную ответственность за свою подготовку и должен был добиваться повышения ее качества. Преподаватель же или инструктор являлся ответственным за качество подготовки каждого курсанта, а также за его воинское воспитание. Он был обязан применять все средства к повышению качества подготовки: лучшие методы, лучшую организацию занятий и т. д. При этом также указывалось на то, что инструктору нужно стараться найти индивидуальный подход к курсанту и изучить его сильные и слабые стороны, оказать помощь в случае необходимости. Преподаватели и инструкторы летных школ должны были добиваться ликвидации неуспеваемости курсантов, так как успеваемость курсантов отражалась на характеристике работы преподавателя (инструктора).

Летные школы боролись за высокое качество образования выпускников, поскольку если курсант летной школы не был готов по теоретической и полетной подготовке на «отлично» и «хорошо», он не мог быть выпущен из школы. Выпускных оценок «удовлетворительно» или «посредственно» для летчиков просто не существовало.

Весь учебный процесс летных школ состоял из следующих видов занятий:

- лекция;

- привитие практических навыков;

- розыгрыш полета;

- полет на земле и наземная подготовка;

- полет;

- самоподготовка;

- контроль и проверка знаний;

- занятия с отстающими курсантами (Указания по методике обучения в летных школах ВВС РККА, 1935. С. 8).

Указания по методике обучения в летных школах военно-воздушных сил РККА, так же как и указания по методике обучения механиков, расписывали некую идеальную картину организации и проведения учебного процесса.

Лекция должна была строиться преподавателем в строгом соответствии с конспектом урока. В начале каждого урока преподаватель был обязан проводить проверку усвоения пройденного и заданного материала у нескольких курсантов. На это

отводилось 10-20 мин. Преподаватель, учитывая акустические особенности класса, должен был добиваться, чтобы его речь, без напряжения, была слышна с наиболее отдаленного места. В методических рекомендациях преподавателям указывалось следующее: «Преподаватель должен умело управлять своим голосом, обращать внимание на дикцию и совершенно ясное, отчетливое произношение каждого отдельного слова... Должен произносить лекцию стоя, обратившись лицом к курсантам, избегать непрерывного хождения по аудитории, что отвлекает и утомляет внимание курсантов. В конце урока преподаватель должен короткими контрольными вопросами убедиться в правильном понимании курсантами изложенной темы-лекции. Никогда преждевременно не следует называть фамилию того курсанта, который будет отвечать, а сначала нужно задать всему классу вопрос. Не вызывать для ответа в алфавитном порядке, в порядке очереди скамей и т. д. Преподаватель должен знать всех курсантов, с которыми ведет занятия по фамилиям на память. .Не давая себя увлечь в сторону от содержания текущей лекции, преподаватель должен вести аудиторию, а не наоборот. Преподавателю запрещается диктовать курсантам конспекты лекций, за исключением диктантов» (Указания по методике обучения в летных школах ВВС РККА, 1935. С. 10, 13, 15).

На занятиях по привитию практических навыков курсанты овладевали, например, навыками управления самолетом (на земле), стрельбы и т. д. Причем достигалось это путем выполнения систематических плановых тренировок.

Полет на земле и наземная подготовка выполнялись с целью отработки режимов полета. К полету в воздухе допускались только курсанты, выполнившие «полет на земле» и все упражнения, связанные с выполнением данного задания в воздухе, не ниже чем на «хорошо».

Инструктор летной школы должен был: «.учить слушателя не опекая его чрезмерно, а вырабатывать в нем инициативу, решительность, смелость, быстроту и прочее. ... Инструктор-летчик должен практиковать дачу вводных данных в полете, как-то: порча мотора, ухудшение погоды и др.»

(Указания по методике обучения в летных школах ВВС РККА, 1935. С. 22-23).

Академический час в летных школах продолжался 50 мин. После каждых двух часов занятий был десятиминутный перерыв. Перерыв между этими двумя часами продолжался 5 мин.

В указаниях был определен также порядок проведения зачетов. Согласно ему, преподаватель классного отделения, сдающего зачеты, должен был информировать членов комиссии еще до начала зачета о среднем годовом балле, общей успеваемости каждого курсанта, его сильных и слабых сторонах в усвоении предмета. Как видно, зачет у курсантов принимался не ведущим преподавателем, а специально назначенной комиссией. На зачете курсант получал ряд вопросов по пройденной программе. Ему предоставляли всего 10-15 мин. на подготовку к ответу. Во время его ответа членам комиссии запрещалось задавать так называемые наводящие вопросы. Лица, принимающие зачет, должны были только констатировать правильность или неправильность ответа, но ни в коем случае «не заниматься неуместными объяснениями во время приема зачета» (Указания по методике обучения в летных школах ВВС РККА, 1935. С. 37).

Основными руководящими документами для подготовки летного состава в школах (и вообще для всех ВВС) являлись «Курс летной подготовки» 1934 г. (КУЛП-34) и выработанные на его основе отделом военно-учебных заведений ВВС РККА «Указания инструкторскому и командно-летному составу». В этих документах говорилось, что «летные школы ВВС РККА должны подготавливать летчиков, "беззаветно преданных делу пролетарской революции, выносливых, смелых, отважных и в таком совершенстве владеющих техникой, чтобы играть ею"» (эти слова принадлежат И.В. Сталину, они были вынесены в КУЛП-34 в качестве эпиграфа (Указания инструкторскому и командно-летному составу по проведению курса летной подготовки, 1934. С. 5).

Курс летной подготовки 1934 г. был составлен на основе опыта работы летных школ, с учетом результатов проверки техники пилотажа в летных школах. Основная задача авиационной школы по специальной летной подготовки курсанта (пилота)

должна была заключаться в том, «чтобы обучить его отлично владеть всеми приемами (элементами) техники пилотажа и дать основы штурманской, огневой подготовки, техники пилотирования в закрытой кабине и ночных полетах» (Указания инструкторскому и командно-летному летному составу по проведению курса летной подготовки, 1934. С. 6).

Упор в курсе летной подготовки был сделан на элементы по технике полета, которые в то время являлись основными, например, к ним относились:

- выработка осмотрительности и внимания, навыков «смотреть и видеть как на земле, так и в воздухе»;

- взлет;

- разворот и виражи;

- расчет точности посадки;

- трехточечная посадка со стандартным профилем.

Особенностью курса летной подготовки являлось введение в определенной системе наземной подготовки и тренировки навыков в управлении самолетом на земле. Этому виду подготовки при практическом проведении летного обучения должно было уделяться особое внимание: «Овладение методом наземной подготовки, смелое и правильное его применение сэкономит значительное количество летно-технического ресурса, уменьшит процент отчисления по летной неуспеваемости, сократит аварийность, облегчит работу с отстающими и выявление слабых курсантов» (Указания инструкторскому и командно-летному составу по проведению курса летной подготовки, 1934. С. 7).

Весь курс летной подготовки разделялся на ряд последовательных задач, а задачи - на упражнения. Каждое упражнение имело свою конкретную цель, порядок и технику выполнения и определения условий или нормативов, при которых оно могло считаться отработанным.

При проведении курса летной подготовки категорически запрещалось: «переходить к следующему упражнению, не выполнив предыдущего, не достигнув установленных нормативов» и «перескакивать через упражнения и задачи» (Там же).

Летчикам-инструкторам предписывалось поддерживать железную дисциплину, не допускать случаев панибратства с курсантами, избегать «ложного демократизма», а также умело сочетать наказания и поощрения по отношению к курсантам. Инструкторы должны были иметь индивидуальный подход к каждому курсанту: «В случаях применения моральных и дисциплинарных воздействий на курсанта, а равно наград и поощрений последнего за успехи в обучении, необходимо наблюдать, как эти воздействия отражаются на психике и успеваемости курсанта, развитии его воли и смелости и соответственно этому иметь к каждому в отдельности индивидуальный подход» (Указания инструкторскому и командно-летному составу по проведению курса летной подготовки, 1934. С. 7).

Сам же инструктор должен был быть примером во всем: «Показные полеты инструктор должен выполнять действительно образцово-безупречно в смысле техники элементов полета и построения всего полета точно в соответствии с курсом летной подготовки и экономии времени, затраченного на их выполнение. Однако экономичность (быстрота следования одного показа за другим) не должна идти в ущерб усвояемости обучающихся или качеству обучения» (Указания инструкторскому и командно-летному составу по проведению курса летной подготовки, 1934. С. 11).

Выделялись личные свойства, определяющие летную успеваемость курсантов:

- интеллект;

- внимание;

- реактивно-моторные способности.

Под реактивно-моторными способностями следовало понимать способность реагировать на полученные извне раздражения соответствующими движениями. Реактивно-моторную способность летчика характеризуют:

- плавность и точность, координированность движений;

- мышечно-суставное чувство;

- автоматизация движений;

- скорость реакции переключения;

- глубинный глазомер;

- локальная память (память на места);

- заинтересованность;

- боязнь;

- растерянность (уверенность);

- впечатлительность.

Для выявления личных свойств будущих летчиков существовали определенные методы. Кроме того, использовались и сведения о курсантах:

- состояние здоровья курсанта;

- данные психофизиологического и психогигиенического обследований;

- характеристики учебного сектора, командования и парторганизации;

- наблюдения физинструктора и строевого командования;

- результаты обучения планерному делу;

- наблюдение за поведением курсанта на земле;

- изучение курсанта во время подготовительных упражнений на земле и в воздухе (Указания инструкторскому и командно-летному составу по проведению курса летной подготовки, 1934. С. 34-36).

В обязанности инструктора вменялась борьба с неуспеваемостью курсантов. Ему предписывалось своевременно отчислять тех из них, обучение которых явно нецелесообразно (длительно, дорого и будет грозить аварийностью в самостоятельных полетах) ввиду явного наличия у них отрицательных качеств.

В связи с этим представляет определенный интерес еще одно методическое пособие - «О методах выявления и отбора курсантов-пилотов». Автором пособия является командир авиационного звена Качинской летной школы С.И. Абрамычев. Указанная работа была составлена на основе различного материала: дневников, журналов педагогического совета школы, бесед с инструкторами и курсантами, а также личного опыта автора. В ней очень наглядно и детально объясняется, на что именно следует обращать внимание при летной подготовке курсантов, для того чтобы выявить на первом же этапе лиц, пригодных или непригодных для дальнейшего обучения. Так, например, описывались признаки боязни: «В первом полете курсант ведет себя резко отлично от других, борется со своими ощущениями, не сразу начинает осматривать с самолета все видимое, а может быть, внача-

ле, даже спрячется в кабину, судорожно за что-нибудь держится, не доверяя ремню. После полета рассказывает, сильно волнуясь. Часто отвечает невпопад и упирая, главным образом, на свои слабые стороны ощущений, чем на характеристику самого полета» (Абрамычев, 1932. С. 17) и др. Автор пособия предлагает свои методы выявления боязни:

1. В воздухе точно наблюдать за выражением лица, поведением и характером движений и решений курсанта.

2. Наблюдать за поведением на земле и пользоваться сведениями от других курсантов и членов ячейки.

3. Сделать внезапную остановку мотора, крутой разворот. Объяснить группе, что пойдете в воздух на фигуры и предложить с вами летать; посмотреть, какое действие произведет это предложение на курсанта, в котором подозревается боязнь (Абрамычев, 1932. С. 19).

В целом данное пособие, построенное на конкретных примерах, написанное понятным языком, являлось хорошим подспорьем для инструкторов в деле подготовки курсантов.

В 1938 г. был введен в действие новый «Курс летной подготовки» (КУЛП-38). Принципиально он немногим отличался от предыдущего КУЛП-34. Он также состоял из различных задач и упражнений, предписаний и т. д. Его введение было вызвано совершенствованием авиационной техники, способов и приемов ее эксплуатации.

Четко были определены цели, время, место, содержание, условия и порядок выполнения каждого упражнения. Выполнять задачи предписывалось в строго установленном порядке, переход к освоению последующего упражнения или задачи допускался только после усвоения нужным образом предыдущего. Например, переход к отработке техники пилотирования в усложненных условиях осуществлялся только после выполнения всех упражнений по технике пилотирования в простых условиях. К самостоятельным полетам курсанты допускались лишь после сдачи зачетных упражнений и задач, выполненных под руководством инструктора и т. д.

Вообще комплекс упражнений был достаточно разнообразен и обширен. Переход на более

сложную авиационную технику допускался после того, как курсантом был освоен простой самолет. Также и осуществлялся переход от простых задач к более сложным. Причем к выполнению полетов приступали только после соответствующей наземной подготовки. После выполнения индивидуальных задач и упражнений переходили к обучению курсантов групповым полетам, что являлось и является по настоящее время одним из сложных полетных заданий.

После освоения всех элементов пилотирования приступали к обучению курсантов воздушному бою и стрельбе.

Обязательной частью системы подготовки военных летчиков была и штурманская подготовка.

В 1941 г. был введен очередной обновленный курс учебно-летной подготовки (КУЛП-41) и методические указания к нему. В целом курс был выдержан в прежних рамках, с учетом появления новых образцов авиационной техники. Методические же указания, в частности ч. 5, можно сказать, вводились с учетом новых условий. К тому времени в частях, и особенно в военно-учебных заведениях ВВС, появилась масса инструкторов без опыта работы. Например, в Новосибирской школе пилотов «...из общего числа летчиков - 76 человек, 44 человека были в должности менее года, 45 человек были в должности не более двух лет. Из них могли летать на самолете типа СБ 51 человек, 38 человек вообще никогда не летали на данном типе самолетов» (РГВА1. Ф. 36609. Оп. 1. Д. 6. Л. 21).

Это были в основном выпускники школ, которых оставляли после выпуска для замещения вакантных должностей летчиков-инструкторов. Для того чтобы вновь назначенные инструкторы смогли более качественно выполнять свои обязанности, им в помощь были изданы данные указания. В них рассказывалось о том, как надо строить учебные занятия и на что должен обращать внимание инструктор в процессе прохождения каждого упражнения. По мнению авторов методических указаний, изучив КУЛП и настоящие указания, инструктор получал достаточный объем информации для проведения каждого упражнения. Однако при этом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Российский государственный военный архив.

даже в тексте указаний говорилось: «.если же у инструктора все-таки возникнут какие-либо ... вопросы или затруднения, он должен немедленно обратиться к командиру звена, который обязан разрешить все вопросы» (Курс летной подготовки военных авиационных школ первоначального обучения ВВС Красной армии, 1941. С. 3). В указаниях подробно рассматривалось, как должны осуществляться подготовка к занятиям, летному дню, разбор полетов т. д. Например, готовясь к проведению занятий с курсантами по какому-либо упражнению или отдельно взятому вопросу техники пилотирования, инструктор должен был выполнить следующую работу:

1. Внимательно просмотреть организационные указания по проведению соответствующего упражнения КУЛП и сделать необходимые выписки.

2. Глубоко проработать все детали техники выполнения элементов полета, которые надо будет изучить с курсантами в предстоящих занятиях. Во время этой проработки составить черновой конспект.

3. Изучить методические указания по проведению данного упражнения, выписав основные требования. После этого составить перечень узловых вопросов, а затем план-конспект (Курс летной подготовки военных авиационных школ первоначального обучения ВВС Красной армии, 1941. С. 4). Во время подготовки к предстоящему летному дню инструктор должен был: «.определить количество и характер полетов для каждого курсанта, исходя из общего времени налета и количества курсантов, которые должны будут летать. При этом надо учесть индивидуальные особенности и подготовленность каждого курсанта» (Там же. С. 4-5.) и т. д.

Библиографический список

Абрамычев С.И. О методах выявления и отбора курсантов-пилотов: работа составлена на сновании остающихся материалов (дневники, журналы педсовета), личного опыта и соответствующих бесед с инструкторами различных категорий и обучающимися полетам. Севастополь: Штаб Н-ской военной школы пилотов им. тов. Мясникова, 1932. 36 с.

Как это часто бывает, на бумаге было одно, а на деле выходило совершено другое. Выполнять требования руководящих документов не получалось. В летных школах не хватало опытных квалифицированных кадров, отсутствовало должное материально-технические обеспечение, не хватало авиационной техники и т. д. Все это подтверждают архивные документы. Например, акт проверки Омской военной авиационной школы пилотов, проведенной командующим ВВС Сибирского военного округа с 19 по 23 декабря 1940 г. Из документа следует, что авиашкола находилась в «совершенно неблагополучном состоянии как в отношении хода учебно-боевой подготовки, так и в отношении технико-эксплуатационной службы и ремонта» (ЦАМО РФ2. Ф. 35. Оп. 11284. Д. 122. Л. 9.). В Бирмской школе пилотов: «.занятия проходили примитивно, чувствовался недостаток учебных пособий» (ЦАМО РФ. Ф. 60332. Оп. 35737. Д. 2. Л. 2.). На отсутствие должного материального обеспечения указывается в следующем документе: «.самолеты Р-5 прибывают в авиашколу (Новосибирская школа пилотов) без лыж» (РГВА. Ф. 36609. Оп. 1. Д. 6. Л. 195). Аналогичная картина была и в других авиашколах.

Таким образом, в указаниях было все тщательно прописано и предусмотрено. Выполнять же эти требования в реальных условиях не получалось. Никакие указания не могли дать летчику-инструктору знания и опыт, которых так не хватало, а времени на получение качественной подготовки в 1941 г. уже не было, поэтому и учиться самим, и учить других пришлось в тяжелых условиях войны.

2 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.

References

Abramychev S.I. O metodakh vyyavleniya i otbora kur-santov-pilotov: rabota sostavlena na snovanii osta-yushchikhsya materialov (dnevniki, zhurnaly pedsoveta), lichnogo opyta i sootvetstvuyushchikh besed s instruktorami razlichnykh kategorii i obuchayushchimisya poletam [On the methods of identification and selection of cadets-pilots: the work is compiled on the basis of the remaining materials (diaries, journals of the teachers' council), personal experience and relevant conversations with instructors of various categories and training flights]. Sevastopol1: Shtab N-skoi

Курс летной подготовки военных авиационных школ первоначального обучения ВВС Красной армии 1941. (КУЛП-41). В 3 т. Т. 3. Ч. 5: Методические указания. М.: Военное издательство, 1941. 108 с.

Указания инструкторскому и командно-летному составу по проведению курса летной подготовки. М.: Отдел издательства наркомвоенмора центральная типография НКВМ им. Клима Ворошилова, 1934. 45 с.

Указания по методике обучения в летных школах ВВС РККА. Сталинград: Учебный сектор ^ой части, 1935. 62 с.

Критерии авторства

Астраханцев О.Н. выполнил исследовательскую работу, на основании полученных результатов провел обобщение, подготовил рукопись к печати, имеет на статью авторские права и несет полную ответственность за ее оригинальность.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторе Астраханцев Олег Николаевич,

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-политических дисциплин,

Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации, 664047, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Коммунаров, 3,

e-mail: onastra@mail.ru

voennoi shkoly pilotov im. tov. Myasnikova Publ., 1932, 36 p. (In Russian).

Kurs letnoi podgotovki voennykh aviatsionnykh shkol pervonachal'nogo obucheniya VVS Krasnoi armii 1941. (KULP-41) [Flight training course for the military aviation schools of the initial training of the Red Army Air Force 1941. (KULP-41)]. In 3 volums. Vol. 3. Part 5: Metodicheskie ukazaniya [Methodical instructions]. Moscow: Voennoe izdatel'stvo Publ., 1941, 108 p. (In Russian).

Ukazaniya instruktorskomu i komandno-letnomu sostavu po provedeniyu kursa letnoi podgotovki [Instructions to the instructor and flight crew on the flight training course]. Moscow: Otdel izdatel'stva narkomvoenmora tsen-traTnaya tipografiya NKVM im. Klima Voroshilova Publ., 1934, 45 p. (In Russian).

Ukazaniya po metodike obucheniya v letnykh shkolakh VVS RKKA [Instructions on the method of training in flight schools of the Air Forces of the Red Army]. Stalingrad: Uchebnyi sektor N-oi chasti Publ., 1935, 62 p. (In Russian).

Attribution criteria

Astrakhantsev O.N. made the research work, on the basis of the results conducted a compilation, prepared the manuscript for publication, he owns the copyright on this article and solely responsible for its originality.

Conflict of interest

The author declares no conflict of interest.

Information about the author Oleg N. Astrakhantsev,

Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Director of the Department humanitarian and social-politic disciplines,

Irkutsk Branch of the Moscow State Technical University of Civil Aviation,

3 Kommunarov Str., Irkutsk 664047, Russian Federation, e-mail: onastra@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.