Научная статья на тему 'Организация учебного материала в пособии для научной подготовки аспирантов медицинского вуза на основе модульного построения обучения'

Организация учебного материала в пособии для научной подготовки аспирантов медицинского вуза на основе модульного построения обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осетрова Ольга Вениаминовна

Дана характеристика структуры авторского пособия «Основы подготовки медицинской диссертации» и определены показатели модульного построения обучения в соответствии с основными разделами программы учебного курса. Установлены, предусмотренные организацией учебного материала, виды знаний, требующих усвоения. Выполнено построение технологической карты изучения содержания одного из модулей учебного пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осетрова Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебного материала в пособии для научной подготовки аспирантов медицинского вуза на основе модульного построения обучения»

13. Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст]/ Е. С. Рабунский. - М.: Педагогика, 1975. - 180 с.

14. Индивидуализация обучения учащихся средних профтехучилищ: Сб. науч. тр. [Текст]/ Под ред. А. А. Кирсанова, О. С. Гребенюка и др. - М.: изд. АПН СССР, 1987.-96 с.

15. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. - Казань: НИИ КГО, 1982. - 49 с.

16. Древницкая, Н. JL Педагогические условия индивидуализации обучения учащихся профильных классов общеобразовательного лицея[Текст]: дисс.... канд. пед. наук. / Н. JI. Древницкая. - Магнитогорск, 2003. - 178 с.

17. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст]/ И. Э. Унт.

- М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

УДК 75

Осетрова Ольга Вениаминовна

Кандидат педагогических наук, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики Самарского государственного медицинского университета, osetrova_ov@mail.ru, Самара

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПОСОБИИ ДЛЯ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Osetrova Olga Veniaminovna

Candidate of pedagogical sciences, head of post-graduate department of Samara state Medical University, osetrova_ov@mail.ru, Samara

THE ORGANIZATION OF THE TEACHING MATERIAL FOR SCIENTIFIC PREPARATION OF POST-GRADUATE STUDENTS OF MEDICAL HIGH SCHOOL ON THE BASIS OF MODULAR CONSTRUCTION OF TRAINING

Разрабатывая содержание учебного материала и выполняя его отбор для обучения аспирантов научной работе, мы рассматривали пособие как элемент образовательного процесса, предусматривающий его педагогическое воздействие на обучающихся [1].

Структура пособия подчинена основным принципам обучения:

- общедидактические, позволяющие достичь соответствия содержания научной подготовки современным и перспективным тенденциям развития медицинской науки, и ориентирующие обучение на развитие творческой личности будущего преподавателя;

- общеметодические, предоставляющие возможность оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм обучения;

- частнометодические, отражающие соответствие результатов научной подготовленности аспиранта требованиям, предъявляемым к качеству научной квалификационной работы - диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

Внутренняя организация пособия соответствует направлениям научной подготовки аспиранта, отраженным в его индивидуальном плане на период работы над диссертацией. Содержание включает логически завершенные разделы и темы, соотнесенные к процессу обучения, с использованием лекций, семинаров, контрольных испытаний. В пособии также отражены направления самостоятельной работы исследователя: учебные материалы для анализа, вопросы для самоконтроля. Вводная часть состоит из общей характеристики курса с описанием его значения для исследовательской деятельности преподавателя при выполнении медицинской диссертации, указания места курса в системе подготовки преподавателя-исследователя, рекомендаций к освоению курса, тематического плана и программы. Основная часть содержит 12 разделов с модульным построением обучения на основе программы курса.

Текст учебного материала структурирован по вопросам учебных тем и параграфам с выделением ключевых понятий. Каждый раздел предваряется целевыми установками по усвоению знаний, умений и навыков в исследовательской работе. Учебное пособие снабжено приложениями, содержащими федеральные нормативные документы, регламентирующие подготовку научно-педаш-гических кадров в высшей школе, порядок проведения защит в диссертационных советах и присуждения ученых званий. В приложение включены паспорта научных специальностей по медико-биологическим, фармацевтическим и психологическим отраслям наук и перечень ведущих рецензируемых научных журналов по медицинским специальностям, в которых публикуются основные научные результаты диссертации.

Пособие содержит аудиторные упражнения и задания для индивидуальной, парной и групповой работы с фиксированием уровня подготовленности обучаемых.

Организация учебного материала предусматривает усвоение следующих видов знаний:

- основные термины и понятия, характеризующие особенности избранной обучающимся научной медицинской специальности;

- научные факты, знания которых необходимо для формирования убеждений в правильности выбора направления исследования или доказательства идеи проведения эксперимента;

- закономерности развития медицинской науки, раскрывающие связи и отношения между объектами и явлениями исследования;

- теории, содержащие систему научных знаний о методах объяснения и предсказания явлений в медицине;

- информация о методах познания и способах исследовательской деятельности;

226

- оценочные знания для разбора полученных результатов, формирования теоретических и практических выводов;

- сведения о нормах отношения к различным медико-биологическим явлениям и процессам.

Упражнения основаны на репродуктивном варианте обучения, включающем:

- восприятие и осмысление теоретических знаний для выделения главной научной информации и установления связей;

- понимание, позволяющее достичь умения формулировать главный тезис и аргументировать правомерность сделанных выводов;

- усвоение, приводящее к удержанию в памяти и запоминанию материала, требуемого для выполнения исследования.

Результаты приобретенных знаний выражаются как в виде изученного теоретического материала, так и в виде способностей, отражающих конкретный уровень развития личности обучающегося как исследователя, который служит основой для дальнейшего усвоения углубленного учебного материала. Например, результаты усвоения знаний, характеризующих общую структуру медицинской диссертации, позволяют обучающимся перейти к изучению более глубоких знаний о структуре отдельных глав медицинской диссертации, раскрывающих:

- содержание современного состояния научной разработки исследуемой темы, изложенное в обзоре литературы;

- клинико-экспериментальный материал и избранные методы исследования;

- результаты выполнения собственных клинических испытаний;

- анализ достигнутых результатов и их сопоставление с достижениями, описанными в научной литературе и применяемыми в современной медицинской практике.

Контроль и оценка результатов обучения выполняется в четыре этапа: диагностика исходного уровня исследовательской подготовки, текущий, промежуточный, итоговый. Содержание учебного материала направлено на творческий (продуктивный) уровень обучения. На продуктивном уровне по результатам усвоения материала выполняются задания для систематизации и обобщения теоретического материала, формирования исследовательских умений и овладения навыками научной работы.

В основе организации учебного материала заложен критерий модульного обучения. Содержание учебного материала излагается с учетом цельности и завершенности в виде самостоятельных законченных блоков, включающих комплекс учебных элементов. Каждый блок отражает отдельную тему программы и включает элементы в следующей последовательности: учебные вопросы, ключевые понятия, содержание учебного материала, перечень практических занятий, вопросы для контроля по усвоению знаний и умений, рекомендуемая литература. Показателями модульного построения пособия являются: структурирование содержания учебного материала на логически завершенные блоки, включающие познавательную (теоретическую) и учебно-профессиональную (практическую) части; выстраи-

вание темы блока из взаимосвязанных элементов; рейтинговый контроль усвоения модуля. При построении учебно-методического материала учитывался критерий контроля обучения с использованием модульно-зачетной системы. Показателями критерия выступают: уровень выполнения познавательных и практических заданий; оценка результатов изучения конкретной темы; включение заданий, ориентированных на выбор варианта ответа, поиск альтернативы и анализ результатов исследования.

Для изучения содержания модуля составляется технологическая карта, пример которой проиллюстрирован схемой к учебному материалу конкретного модуля из программы авторского учебного курса (рисунок).

При отборе учебного материала для пособия мы исходили из тезиса о том, что модули в своей совокупности должны обеспечивать, как требования обучаемого к получаемым знаниям, так и общие требования к содержанию и процессу обучения. Выполнение заданий модуля осуществляется через организацию индивидуальной самостоятельной работы аспиранта, консультирование преподавателем, коллективное обсуждение и обучение в паре. В ходе всех этапов работы над модулем поддерживается обратная связь, и формулируются материалы для самоконтроля. Модуль характеризуется интеграцией материалов из нескольких научных отраслей и ориентирован на усложнение заданий в учебной работе аспиранта.

Построение модулей основано на тематической программе и учебном плане курса. Структура учебного модуля включает: название; распределение учебного времени и план; цель и задачи усвоения; базовые понятия и ключевые термины; изложение учебного материала; методическое и информационное обеспечение; тренинговые материалы и методические указания для самостоятельного изучения; задания для самоконтроля; формы контроля по усвоению учебного материала (текущий, рубежный, итоговый); критерии усвоения учебного материала.

Таким образом, содержание предметной области каждого модуля представляет собой отобранные в установленном объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом знания, включающие методические основы усвоения учебного материала и практической деятельности. Вместе с тем предметная область пособия содержит также информацию, оказывающую воспитательное воздействие на обучающихся. Например, при изучении модуля о методах научного исследования, включена информация об ответственности исследователя за достоверность полученных результатов. Такая информация позволяет исследователю формировать и критически оценивать собственные научные результаты, что усиливает личную мотивацию к приобретению специальных методических знаний.

МОДУЛЬ «ВЫБОР и УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИИ»»

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УЧЕБНЫЕ ТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ МЕЖНАУЧНЫЕ СВЯЗИ

зе:

ИЗУЧЕНИЕ МОДУЛЯ

"ЗЕТ

Уевшпь П1ИПИЯ

Рачновндносгя медицинских диссертаций Классификация челицинскич НИР Орион гационные направления и период органи зации исследования Иметь 11ПУДГГЯВ.1СНИУ

Значение медицинской науки в рати гни здравоохранения

Усвойгь знання

Направления медицинской науки Рекомендации к выбору темы диссертации Иметь пре.кч явление Актуальные проблемы медицинских НИР

Усвоить тнания

Основные понягня: актуальность, гипотеза, цель, задачи, новизна. объект, методы, изучаемые явления, исполыуемые средства, ожидаемый результат, практическая значимость НИР Сформировать навыки Определять «иды задач, новизну результатов НИР Овладеть умениями Обосновать актуальность НИР Использован, лексические единицы для формулировок основных понятий

"ЛЕГ

1. Типы

диссертационных

исследований

2. Приоритетные направлення в медицинской науке

3. Характеристика аннотации к теме диссертации

ФИ.КМ (ХРИЯ

Л-

( ОЦИО.ІПІ ИЯ

ИНФОРМАТИКА

ЬН&1ИОГКкЧ>В£ДБ~

НІІЕ

Усвоим,знання

Сходство и различие изучаемых разделов ІІИР

О ил а те и, \ м ен и я м 11

Излагать раздел диссертации «Введением Излагать раздел автореферата «Общая характеристика работы»

X

4. Сопоставительный анализ аннотации с разделами «Введение» в диссертации и «Обшаи характеристика работы» в авюреферате

СТАТИСТ И К‘А

ИІМКОШМІШ

Усвоить знании 5. Порядок

Содержание доку ментов оформления

Сбопмнпопат ь навыки документов.

1 іодготовка документов * подготовка к

Овладеї ь умениями выступлению

Іечника устного выступления с научным сообщением и процедура

Моделирование процедуры утверждения темы

утверждения гемы диссертации диссертации

н

Практическое занятие - 1 (2 часа)

ЮЛЬТУРЛГКЧИ

Технологическая карта изучения модуля

Библиографический список

1. Осетрова О. В. Основы подготовки медицинской диссертации: учебное пособие [Текст]/ О. В. Осетрова // Самара, 2009. - 295 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.