УДК 377.1 ББК Ч448.025
ГСНТИ 14.33.09
Код ВАК 13.00.01
Хаустова Оксана Владимировна,
аспирант заочной формы обучения кафедры педагогики, Вятский социально-экономический институт (Киров); преподаватель иностранного языка, Омутнинский колледж педагогики, экономики и права (Омутнинск); 612740, г. Омут-нинск, ул. Воровского, 3; e-mail: [email protected].
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная компетенция; проектировочные умения; учебно-
методическое обеспечение исследовательской деятельности; метадисциплинарные связи.
АННОТАЦИЯ. Обосновывается важность развития проектировочных умений будущих учителей иностранного языка в условиях педагогического колледжа, предлагается характеристика комплексного учебно-методического обеспечения проектной учебно-исследовательской деятельности будущих педагогов.
Khaustova Oksana Vladimorovna,
Post-graduate Student of the Department of Pedagogy, Vyatka Social Economical Institute (Kirov); Teacher of English, Omutninsk College of Pedagogy, Economics and Law, Omutninsk, Russia.
THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN MODERN CONDITIONS
KEY WORDS: the professional competence; designing skills; training and methodical maintenance of research activity; meta-disciplinary communications.
ABSTRACT. The importance of the development of the project skills of future foreign language teachers in the teachers ' training college is discussed. The author offers the characteristic of an integrated educational-methodical support of project educational and research activities of future teachers.
В
настоящее время становится все актуальнее проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в области образования. Чтобы соответствовать современному уровню развития педагогики, теории и методики преподавания иностранных языков и информационных технологий, будущий специалист должен обладать умениями выбирать адекватные условиям обучения технологии, методы и приемы обучения.
Согласно Н. Д. Гальсковой, автору «Современной методики обучения иностранным языкам», профессиональная компетенция преподавателя иностранных языков - это «способность эффективно осуществлять свою преподавательскую (обучающую) деятельность». По ее мнению, профессиональное мастерство преподавателя представляет собой совокупность профессиональных знаний и умений и способности применять эти знания, адаптировать знания и умения к условиям преподавания, а также стремление совершенствовать свои профессиональные знания и умения [1, с. 118].
В соответствии с «Государственным образовательным стандартом среднего специального образования», будущий учитель иностранного языка должен уметь осуществлять проектирование, планирование педагогического процесса; использовать технические и компьютерные средства обучения; постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием [2].
С учетом вышесказанного процесс формирования профессиональной компетенции будущего педагога сегодня нельзя представить без освоения им способов и приемов планирования своей педагогической деятельности, тщательного отбора обучающих материалов и проектирования собственных образовательных ресурсов. Этот трудоемкий и ответственный процесс начинается еще на студенческой скамье, во время формирования языковых навыков, развития речевых умений на иностранном языке, в ходе изучения дисциплин профессиональной подготовки, а также прохождения педагогической практики и осуществления учебно-исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность будущего учителя иностранного языка должна быть функциональной, т. е. моделировать содержание и структуру учительской деятельности. Формирование компетентности студентов в данном виде деятельности предполагает развитие ряда методических умений. Их можно объединить в следующие группы.
Первая группа - это умения отбирать и анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, представлять теоретические знания в обобщенном виде в докладах, рефератах, курсовых и дипломных работах.
Вторая группа - умения изучать и обобщать опыт других педагогов с целью
© Хаустова О. В., 2014
применения передовых идей в собственной педагогической деятельности.
Третья группа - умения определить исследовательские цель и задачи; решать поставленные задачи, выполнять анализ результатов проектной деятельности и обобщать полученные результаты в статьях и докладах [4, с. 98-99].
Чтобы добиться овладения умениями данных групп, для студентов в колледже организуется комплекс мероприятий, включающий разные виды деятельности на этапах учебно-профессиональной адаптации, ориентации в профессии, профессиональной самореализации; также студенты осваивают важнейшие виды, формы и методы исследовательской деятельности.
Итогом научной и учебной деятельности студента является выпускная квалификационная работа, в ходе выполнения которой студенты демонстрируют уровень профессиональной компетенции и способности к творческой работе и самообразованию.
Квалификационная работа как научное исследование, выполняемое под руководством опытного специалиста, демонстрирует как уровень освоения специальных дисциплин, так и практическое владение основными методами и приемами исследования. Это должно быть исследование актуального вопроса, имеющего научную и практическую значимость в области профилирующей дисциплины (или смежных дисциплин).
В современном колледже подготовка специалиста включает профессионально ориентированную исследовательскую деятельность, анализ процесса профессионального развития студентов и методическое сопровождение исследовательской деятельности будущих педагогов, обеспечивающее реализацию модели «Студент - исследователь - профессионал».
Выбор направления учебно-исследовательской деятельности студентов специальности «Иностранный язык» определяется спецификой организации процесса обучения иностранному языку, при котором будущий учитель практикуется в создании ситуаций речевого общения на протяжении всего урока. Невыполнение данного условия приводит к неэффективности процесса формирования языковых речевых навыков и развития речевых умений обучаемых. Подготовка к каждому учебному занятию всегда требует подбора наиболее эффективных технологий, позволяющих создать учебно-речевую ситуацию на уроке. В условиях обучения вне языковой среды аудиовизуальный ряд является незаменимым средством презентации и освоения речевого материала. При этом из всех существующих
медиатехнологий учебное видео занимает ведущее место среди средств, создающих условия для развития речевых умений в области иностранного языка. Следует отметить, что не каждый учебно-методический комплекс по иностранному языку для общеобразовательной школы включает учебное видео, подкрепленное специальной системой упражнений, контролирующих понимание речевого материала и способствующих развитию продуктивных речевых умений использования иностранного языка.
В связи с этим наиболее рациональной формой организации учебно-исследовательской деятельности нам представляется применение проектной методики, дающей возможность студентам специальности «Иностранный язык» овладевать профессиональными умениями в рамках междисциплинарного подхода.
При таком функциональном подходе проектирование образовательной среды предполагает практическое применение студентами полученных знаний, навыков и умений по дисциплинам специальной подготовки и информатики в процессе выполнения выпускного квалификационного проекта.
Существует, однако, проблема отсутствия разработанной технологии развития проектировочных умений у будущих педагогов, учитывающей специфику осваиваемой специальности и создающей все необходимые дидактические условия для развития такого комплексного умения, как создание образовательных ресурсов.
Эффективным средством создания таких условий мы считаем поэтапное освоение современных технологий производства образовательного медиапродукта, способствующих развитию умений поиска, подбора, анализа, обработки необходимой информации на основе медиасредств и создания собственных медиапродуктов [3, с. 205-206]. При этом созданный обучающий цифровой ресурс предполагает наличие системы упражнений, строгая последовательность выполнения которых является залогом успешного освоения обучающимися речевого материала.
Таким образом, комплексность структуры учебно-исследовательской деятельности, а также поиск эффективных способов ее организации позволяет нам выбрать направление формирования профессиональной компетенции будущих педагогов на основе создания учебных видеофильмов на иностранном языке и практикумов по работе с ними.
Специфика организации обучения иностранному языку и актуальность развития
проектировочных умений будущих учителей иностранного языка послужили причиной создания спецкурса «Методика создания учебных видеофильма и практикума по работе с ним» по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам».
Предлагаемый спецкурс используется в процессе подготовки учителей по специальности 050303 - «Иностранный язык». Данный спецкурс создан для использования в рамках изучения учебной дисциплины специальной подготовки «Теория и методика обучения иностранным языкам» с целью расширения дидактических возможностей проектной исследовательской деятельности.
Цель спецкурса - привить будущим учителям навыки самостоятельной проектной исследовательской деятельности и раскрыть потенциальные возможности их использования в профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
1. Обосновать актуальность использования цифровых учебных образовательных ресурсов в обучении.
2. Рассмотреть образовательный потенциал учебного видеофильма.
3. Ознакомить студентов с технологией создания сценария учебного видеофильма на иностранном языке (видеолекций, видеопрезентаций, сюжетного видео по темам, отраженным в государственном стандарте обучения иностранному языку).
4. Познакомить студентов с основами технологии создания цифрового видео, организацией видеосъемки и обработки полученного материала в существующих технических видеоредакторах.
5. Провести анализ существующих звуковых редакторов и организовать процесс освоения студентами технологии записи и обработки звука.
6. Ознакомить студентов с основными приемами монтажа видеофильмов в графическом редакторе с целью последующего вывода и сохранения видеофайлов для размещения в сети Интернет, передачи по локальной сети, записи на цифровые носители.
7. Ознакомить студентов с методикой создания практикумов по работе с учебными и аутентичными видеофильмами.
Требования к уровню освоения содержания курса:
1. Студенты должны овладеть навыками создания учебных видеофильмов на иностранном языке и практикумов по работе с ними, методикой использования учебных видеофильмов на учебных занятиях по иностранному языку.
2. Содержание спецкурса является методическим сопровождением учебно-исследо-
вательской деятельности будущих учителей иностранного языка в ходе выполнения ими выпускного квалификационного проекта.
3. В рамках спецкурса изучается терминология, отражающая техническую и методологическую специфику создания учебных видеофильмов на иностранном языке, предлагается алгоритм создания цифровых образовательных видеоматериалов, рассматривается специфика проектирования и организации комплекса упражнений, направленных на развитие языковых продуктивных и рецептивных речевых умений. В спецкурс включены методические задания, направленные на организацию самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, а также критерии оценки методического сопровождения обучающего видеофильма.
Освоение спецкурса, интегрированного в программу дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам», позволяет студентам создавать учебные видеофильмы по темам, отраженным в программе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе, а также в учебных пособиях в качестве приложений к ним в процессе выполнения выпускного квалификационного проекта. Учебный видеофильм является ценным инструментом обучения иностранному языку. С методической точки зрения он представляет собой аудиовизуальное средство обучения, позволяющее создавать естественные ситуации речевого общения на основе воздействия комплекса средств зрительной, слуховой, моторной, образной, экстралингвистиче-ской наглядности [8, с. 92].
Дипломные проекты выпускников специальности 050303 - «Иностранный язык» КОГОБУ СПО «Омутнинский колледж педагогики, экономики и права» получают высокую оценку на областных научнопрактических конференциях и конкурсах. Так, совместные проекты студентов и преподавателей, посвященные темам «Проблемы молодежи» и «Здоровый образ жизни», были отмечены дипломами I степени на областном конкурсе короткометражных фильмов «Дебют» в 2010 г. и III степени -на областном конкурсе цифровых образовательных видеоматериалов, организатором которого был Институт развития образования Кировской области.
Таким образом, комплексная организация проектной учебно-исследовательской деятельности в современном колледже создает условия для формирования профессиональной компетенции будущих учителей в процессе выполнения выпускного квалификационного проекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М. : АРКТИ, 2003.
2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 15.06.2014).
3. Егорова Ю. Н., Морозов М. Н. Мультимедиа технология как инструмент развивающей педагогики // Применение новых технологий в образовании : материалы Восьмой Междунар. конф. (Троицк, Московская обл., 1997). С. 205-206.
4. Каменская Л. С., Савицкая Т. П. Организация самостоятельной работы магистрантов по иностранному языку в техническом вузе // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. 2011. Сер.: Педагогические науки. Вып. 12 (618). С. 98-99.
5. Климентенко А. Д., Миролюбов А. А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М. : Педагогика, 1981.
6. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М. : Просвещение, 1993.
7. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2007.
8. Практический курс методики преподавания иностранных языков / И. М. Андреасян [и др.] ; под общ. ред. И. М. Андресян. Минск : Тетра Системс, 2009.
9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей. М., 2008.
10. Фельде О. Л. К вопросу о профессионально-методической подготовке учителя иностранного языка в педагогическом вузе // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 8 (86). С. 28-31.
11. Хрулева И. И. Формирование компетентного педагога в контексте изучения иностранного языка // Актуальные задачи педагогики : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, дек. 2011 г.). Чита : Молодой ученый, 2011. С. 240-242.
12. Шурыгина Ю. А. Влияние исследовательской деятельности на профессиональное становление студентов педагогического вуза // Актуальные проблемы педагогики и психологии : сб. науч. тр. преподавателей, молодых ученых и студентов, посвящ. 10-летию факультета психологии Татар. гос. гуманитарнопедагогического ун-та. 2008. Вып. 11. С. 255-258.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. С. Александрова.