В. И. Долгова, Е. Ю. Гольева, О. А. Кондратьева, Н. В. Крыжановская
(Челябинск)
Организация участия студентов в процедуре гиа и ЕГЭ
в качестве наблюдателей во время учебной практики
В статье показаны технологии достижения цели формирования первичных профессиональных умений и навыков психолого-педагогического сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций. Поставлены задачи: закрепить теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин; изучить содержание федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру ГИА и ЕГЭ.
Одним из таких мощных ресурсов модернизации образования и усиления практико-ориентированной подготовки выпускников вуза является общественное наблюдение за контролем качества общего образования России на примере ИГЭ и ЕГЭ. Оно позволяет перераспределить ресурсы образовательной программы в пользу увеличения практики, пересмотреть концепции производственной практики в соответствии с принципом распределенности и парциальной включенности в структуру учебного модуля; обеспечивает взаимосвязи теории и практики, позволяет студентам осмыслить содержание аудиторных занятий, собрать эмпирический материал, который становится основанием для рефлексии своего психолого-педагогического опыта, является залогом успешного «присвоения» трудовых функций и овладения профессиональными действиями педагога-психолога [3, 5]). Регламентация тех или иных ресурсов образовательной программы закреплена в учебных планах, методических разработках, а также планах и графиках учебного процесса, программах учебных дисциплин и практик [6]. В процессе учебных практик целесообразно применять личностно-развивающие и деятельностно-развивающие задачи, нацеленные на формирование профессиональных способностей личности и учебно-профессиональной мотивации, которые обеспечат им успешное профессиональное становление [4]. В связи с этим актуализируется методология ситуационно-средово-го подхода как приоритетное направление
современной психолого-педагогической науки и практики, обусловливающее развитие мотивационного опыта личности студента и предупреждающее личностные деструкции и психические нагрузки [1, 7], развивается степень психологической безопасности студента, которая призвана способствовать повышению эффективности учебной практики в овладении бакалаврами психолого-педагогического образования свойствами субъекта психологической безопасности и способности к созданию психологически безопасных условий взаимодействия с окружающими людьми [2].
Анализ научно-методической литературы [1-7] и собственного опыта организации волонтерской деятельности студентов, участвующих в работе общественных наблюдателей на ИГЭ и ЕГЭ с 2012 г. во время учебной практики, представлен нами далее на примере формализации социального заказа в технологиях реализации содержания учебной практики бакалавров психолого-педагогического направления в общеобразовательных организациях при проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ) (направление подготовки: 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование). Место практики в структуре образовательной программы определяется тем, что практика относится к циклу Б.4 «Учебная и производственная практика» образовательной программы.
1.4. Цель и задачи практики.
Цель: формирование первичных профессиональных умений и навыков психолого-пе-
дагогического сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций.
Задачи:
1. Закрепить теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин.
2. Изучить содержание федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру ГИА и ЕГЭ, деятельность педагога-психолога при проведении ГИА и ЕГЭ.
3. Сформировать умения применять на практике методы психолого-педагогического сопровождения обучающихся при проведении ГИА и ЕГЭ.
4. Принять участие в общественном наблюдении за проведением ГИА и ЕГЭ в общеобразовательных организациях.
5. Закрепить навыки оформления отчетной документации.
Процедура декомпозиции целей практики:
Блок I. Готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (ОПК-4] (знать, уметь, владеть].
Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом - 1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ (А/01.7).
З.1: содержание теорий обучения, воспитания и развития.
З.2: возрастные особенности обучающихся, участников ГИА и ЕГЭ.
У.1: применять знания теорий обучения, воспитания и развития для обеспечения психологически комфортной образовательной среды в период ГИА и ЕГЭ.
У.2. выполнять оценку психологического состояния учащихся в период ГИА и ЕГЭ.
В.1: навыками корректно излагать свою точку зрения и аргуметированно её доказывать на основе теорий обучения, воспитания и развития, требований образовательных программ в проведении ГИА и ЕГЭ.
В.2: навыками психологической поддержки учащихся в период ГИА и ЕГЭ в соответствии с их возрастными особенностями.
Блок II. Готовность применять в профессиональной деятельности основные между-
народные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11] (знать, уметь, владеть].
Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом - 1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ (А/01.7].
3.3: содержание федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру проведения ГИА и ЕГЭ.
У.3: применять знания федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих процедуру проведения ГИА и ЕГЭ в деятельности общественного наблюдателя.
В.3: навыками общественного наблюдения за ходом проведения ГИА и ЕГЭ для обеспечения объективности результатов, предоставления оперативной и достоверной информации о ходе проведения экзаменов и соблюдении прав его участников.
Блок III. Способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6) (знать, уметь, владеть].
Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» (А/06.7].
3.4: способы эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами при проведении ГИА и ЕГЭ.
3.5: особенности развития обучающихся в учебной деятельности при проведении ГИА и ЕГЭ.
У.4: применять знание способов эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами.
У.5: применять знание особенностей развития обучающихся в учебной деятельности при проведении ГИА и ЕГЭ.
В.4: навыком эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами при проведении ГИА и ЕГЭ.
В.5: навыком развития обучающихся в
учебной деятельности при проведении ГИА и ЕГЭ.
Достижение целей проходило в три этапа, по каждому этапу нами разработаны и утверждены на заседании кафедры теоретической и прикладной психологии следующие виды работ и перечень заданий (108 час.).
Этап практики 1 (вводный; трудоемкость (26 час.), в том числе на базе практики -10 час.; самостоятельная работа - 16 час.; код компетенции ОПК-4, ОПК-11).
. Установочное совещание на базе практики (знакомство с руководителями практики, педагогическим коллективом, инструктаж по технике безопасности и охране труда обучаю-щегося-практиканта). Составление индивидуального графика прохождения практики, планирование работы на период практики.
. Изучение методически-правового обеспечения деятельности педагога-психолога (нормативные документы, регламентирующие деятельность психологической службы; документация, регламентирующая деятельность педагога-психолога по основным направлениям его работы; диагностический инструментарий педагога-психолога) в период ГИА и ЕГЭ.
. Регистрация заявления об участии в общественном наблюдении за проведением ГИА и ЕГЭ.
. Изучение содержания федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов: Правила и процедура проведения ГИА И ЕГЭ, Методические материалы по осуществлению общественного наблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена, Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников.
. Прохождение процедуры аккредитации общественного наблюдателя за проведением ГИА и ЕГЭ.
Этап практики 2 (основной; трудоемкость (56 час.), в том числе на базе практики - 44 час.; самостоятельная работа - 12 час; код компетенции ОПК-4, ОПК-11, ПКПП-6).
. Проведение диагностики с целью изуче-
ния индивидуально-психологических особенностей эмоционально-волевой сферы обучающегося, составление психолого-педагогической характеристики, выявление группы риска.
. Посещение одного занятия педагога-психолога в рамках плана работы Пункта психологической помощи при проведении ГИА и ЕГЭ с последующим обсуждением (наблюдение за процедурой психодиагностики, психокоррекции, просвещения и другими видами деятельности педагога-психолога) и составление таблицы наблюдения за поведением и деятельностью обучающихся, за работой педагогов (воспитателей) и педагогов-психологов с ними. Проведение психологического анализа посещенного занятия (урока) педагогов (воспитателей) с последующим обсуждением.
. Участие в работе Пункта психологической помощи при проведении ГИА и ЕГЭ.
. Участие в процедуре ГИА и ЕГЭ в качестве общественного наблюдателя.
Этап практики 3 (итоговый; трудоемкость (18 час.), в том числе на базе практики - 8 час.; код компетенции ОПК-4, ОПК-11, ПКПП-6).
. Оформление отчетной документации по практике.
. Участие в итоговой конференции по практике.
Участие студентов в процедуре ГИА и ЕГЭ в качестве общественного наблюдателя включено и во все 10 форм отчетной документации:
1. Дневник практики включает содержание практики и перечень отчетной документации; сведения об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы, основные направления деятельности, специфика проблем, которые решает данное учреждение); индивидуальный график работы обучающегося-практиканта на период практики. Дневник практик сдается в течение 10 дней после окончания практики.
2. Кейс федеральных нормативно-правовых актов, инструктивных и методических материалов, регламентирующих проведение ГИА и ЕГЭ в общеобразовательных организациях из базы документов педагога-психолога и сайта http://www.egebook.ru
3. Психолого-педагогическая характеристика на одного обследуемого обучающегося с рекомендациями.
4. Три экспресс-диагностики для изучения индивидуально-психологических особенностей эмоционально-волевой сферы обследуемого обучающегося.
5. Протокол группового коррекционно-развивающего мероприятия, проведенного согласно плану работы Пункта психологической помощи в период ГИА и ЕГЭ.
6. Протокол проведения ГИА и ЕГЭ в ППЭ (бланк наблюдения].
7. Отчет по практике.
8. Отзыв о практике.
9. Характеристика практиканта с базы практики (бланк карты оценки].
10. Психолого-педагогические рекомендации выпускникам в период подготовки и проведения ГИА и ЕГЭ.
Само наблюдение регламентировано следующим Бланком наблюдателя за процедурой проведения ГИА и ЕГЭ: Ф.И.О. наблюдателя; Номер удостоверения, дата выдачи; Дата проведения ГИА и ЕГЭ; ОО, на базе которого организован ППЭ; Предмет; Руководитель ОО (ФИО); Количество выпускников, принимающих участие в ГИА и ЕГЭ (ожидалось/явились].
Наблюдение проводится по 6 группам следующих показателей:
1. В ППЭ решены организационные вопросы:
- организован один вход, контролируемый помощником руководителя ППЭ;
- организован штаб ППЭ, который укомплектован телефоном, компьютером, принтером, сейфом и металлической дверью;
- обеспечена надежная изоляция аудиторий, в которых проходит ГИА и ЕГЭ, от помещений, не используемых для ГИА и ЕГЭ (закрыты, опечатаны и т.д.].
2. В ППЭ обеспечено присутствие ответственных лиц - это:
- руководитель ППЭ,
- руководитель учреждения, на базе которого организован ППЭ,
- организаторы в аудиториях,
- дежурные на этажах,
- медицинский работник,
- педагог-психолог,
- представитель(и] органов охраны правопорядка.
3. Перед началом экзамена:
- осуществлена регистрация всех организаторов, дежурных;
- проведен инструктаж для организато-
ров в аудиториях;
- на дверях аудитории размещен список выпускников, каждое рабочее место обозначено номером;
- на доске подготовлена необходимая информация для заполнения бланков регистрации (код ППЭ и ОУ, код предмета, его название, дата проведения экзамена);
- в классах убраны (закрыты) стенды, плакаты со справочно-познавательной информацией по данному предмету.
4. В аудитории во время экзамена:
- выпускникам продемонстрирована целостность упаковки спецпакета;
- спецпакеты вскрыты в присутствии выпускников;
- при необходимости выпускники выходят из аудитории по одному в сопровождении одного из организаторов или дежурного по этажу;
- организаторы проверили соответствие записей в бланке регистрации паспортным данным и правильность заполнения области регистрации всех бланков;
- за тридцать минут до окончания экзамена сделано объявление о том, что до конца экзамена осталось тридцать минут;
- по окончании времени экзамена выпускникам объявлено о завершении экзамена.
5. Проведен инструктаж выпускников:
- по способам поведения при возникновении плохого самочувствия,
- по рациональному использованию времени,
- по способам поведения при появлении помех эргономического характера,
- по процедуре проведения экзамена.
6. Нарушения.
Для оценивания сформированности компетенции нами используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий, для оценки результатов практики (отчетная документация). В оценочные средства по практике можно включить пять заданий I, II, III, IV, V уровней (либо одно комплексное задание, интегрирующее несколько уровней). В соответствии с выбором инструментария (содержания
и количества контрольных заданий] изменится и интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.
Всего волонтёрами-наблюдателями в период учебной практики с 2012 по 2015 годы работало 142 студента. Распределение студентов-волонтеров по годам: 2012 : N=25; 2013 : N=25; 2014 : N=40; 2015 : N=52.
Результаты прохождения студентами-волонтерами учебной практики по годам согласно принятым нами критериям показали положительную динамику, связанную с организацией учебной практики.
Выполнили все задания практики на «отлично» в 2012 (14 чел.]; 2013 (15 чел.]; 2014 (32 чел.]; 2015 (36 чел.]. Эти студенты: продемонстрировали коэффициент сформирован-ности компетенций от 0,7 до 1; выполнили в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики; владеют теоретическими знаниями на высоком уровне; умеют правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса (возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики работы организации]; проявляют в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру.
Выполнили все задания практики на «хорошо» в 2012 (10 чел.]; 2013 (10]; 2014 (8 чел.]; 2015 (16 чел.]. Эти студенты:
- продемонстрировали коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69;
- выполнили в срок весь объем работы, требуемый программой практики;
- умеют определять профессиональные задачи и способы их решения;
- проявляют инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускают незначительные ошибки;
- владеют теоретическими знаниями, но допускают неточности.
За все годы с 2012 по 2015 только один студент получил «удовлетворительно», он продемонстрировал коэффициент сформиро-ванности компетенций от 0,5 до 0,59; выполнил весь объем работы, требуемый програм-
мой практики; не всегда демонстрирует умения применять теоретические знания различных отраслей науки на практике; допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности; не проявляет инициативы при решении профессиональных задач.
Мы назовем здесь критерии неудовлетворительного выполнения заданий учебной практики (таких случаев в нашей практике не было]:
- продемонстрировал коэффициент сфор-мированности компетенций ниже 0,5; не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики; обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач; не установил правильные взаимоотношения с коллегами и другими субъектами деятельности; продемонстрировал недостаточно высокий уровень общей и профессиональной культуры; проявил низкую активность; не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности; во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планы работы на день, конспектов уроков и мероприятий];
- отсутствовал на базе практики без уважительной причины; нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации; не сдал в установленные сроки отчетную документацию.
Это говорит о том, что целевая организация участия студентов в процедуре ГИА и ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей во время учебной практики повышает её результаты, развивает познавательно-профессиональную активность, формирует удовлетворение студентов от своего участия в решении масштабных образовательных задач; закрепляет потребность в совершенствовании профессиональных знаний, умений, владений. Это позволяет студентам достигать высокого уровня развития своей познавательно-профессиональной активности не только на всех этапах учебной практики, но и во всём образовательном процессе.
Литература
1. Айдарова Г. П., Полякова А. Л. Ситуационно-средовой подход к формированию учебно-профессиональной мотивации студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2015. - № 10. - С. 26-32.
2. Варданян Ю. В., Дергунова А. В. Подготовка к учебной практике как средство развития психологической безопасности и профессиональной стратегии студента // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2014. - № 1. - С. 30-35.
3. Васягина Н. Н., Казаева Е. А. Школьно-вузовское партнерство как ресурс практико-ориентированной подготовки педагога-психолога // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 2. -С. 29-34.
4. Егорушкина Т. Д. Проблемы оценки продуктивности развития общих и специальных способностей личности при задачном выполнении самостоятельной учебной работы в вузе // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 3 (31). - С. 12-19.
5. Иноземцев И. Н. Роль общественного наблюдения в контроле качества общего образования России (на примере ЕГЭ-2014) // Тенденции науки и образования в современном мире. - 2015. -№ 3. - С. 17-19.
6. Силайчев П. А. Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горяч-кина. - 2015. - № 4 (68). - С. 12-17.
7. Яковлев Б. П. Влияние психической нагрузки на здоровье и способности одарённых детей // Научный медицинский вестник Югры. - 2012. - № 1-2 (1-2). - С. 326-336.