Научная статья на тему 'Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям на территории Алтайского округа в период первой мировой войны'

Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям на территории Алтайского округа в период первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ДРУЖИНЫ УЧАЩИХСЯ / ПОМОЩЬ СОЛДАТСКИМ СЕМЬЯМ / АЛТАЙСКИЙ ОКРУГ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / PUPIL'S LABOR TEAMS / SOLDIER'S FAMILIES / SHORTAGE OF LABOUR POWER / CHARITABLE FUNDS / TRUSTEESHIPS / AGRICULTURAL HELP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Оксана Николаевна

Первая мировая война внесла резкие изменения в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны. Нужда в рабочей силе стала одной из острых проблем не только в центральной части России, но и на окраинах империи. В этом отношении особое внимание заслуживает Алтайский округ Томской губернии, где не только органами власти, различными благотворительными организациями и попечитель-ствами, но и руководителями учебных заведений была организована сельскохозяйственная помощь солдатским семьям. Учащиеся школ округа приняли на себя дополнительные обязанности по оказанию помощи солдатским семьям. Формирование трудовых дружин из числа учащихся имело не только экономическое, но и образовательно-воспитательное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Pupil's Labor Teams to Assist Soldier's Families in the Altai District during the First World War

The First World War brought many changes in economic, social and political life of the country. The shortage of labour power became vitally important problem not only for the central part of Russia but for outlying districts of the empire. Here we should pay a special attention to the Altai district of Tomsk province where the authorities, charitable funds and trusteeships, and educational managers organized agricultural help to the soldier's families. Besides their studies, pupils accepted extraduties, voluntarily assisting soldier's families. The formation of labour teams among pupils was very important for economic and educational points of view.

Текст научной работы на тему «Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям на территории Алтайского округа в период первой мировой войны»

ББК 63.3(2Рос5)524

О.Н. Гордиенко

Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям на территории Алтайского округа в период Первой мировой войны

Ключевые слова: трудовые дружины учащихся, помощь солдатским семьям, Алтайский округ, Первая мировая война.

Keywords: pupil’s labor teams, shortage of labour power, charitable funds, trusteeships, agricultural help, soldier’s families.

Первая мировая война оказала огромное влияние на экономику страны, которая перестраивалась для удовлетворения нужд многомиллионных вооруженных сил. Это выразилось в двух взаимоисключающих тенденциях. С одной стороны, государству требовалось значительное увеличение объема производства для полноценного обеспечения продовольствием и снаряжением воинских частей. С другой стороны, возникший дефицит рабочей силы вследствие призыва в армию свыше 15 млн трудоспособных мужчин привел к сокращению посевных площадей и уменьшению валовых сборов сельскохозяйственных культур в стране [1, с. 253]. Рассмотрим, как эта проблема решалась в Алтайском округе.

В связи с возникшей ситуацией перед властями Томской губернии встала задача по организации помощи семьям солдат, призванных на войну. Положения Закона «О призрении нижних воинских чинов и их семейств» от 25 июня 1912 г. гарантировали материальное обеспечение солдатских семей. Действие закона распространялось на запасных, ратников ополчения и добровольцев. Семьи этих категорий военнослужащих могли претендовать на помощь со стороны государства, если эти лица (жена и дети, отец, мать, дед, бабка, братья и сестры) содержались трудом ушедшего на войну [2, с. 7, 17-18]. Организация помощи солдатским семьям осуществлялась не только органами власти, различными благотворительными организациями и попечительствами, но и руководителями учебных заведений.

В рамках реализации закона об оказании помощи семьям бойцов армии учащиеся учебных заведений Алтайского округа по примеру своих коллег из Минской губернии приняли активное участие в организации трудовых дружин. Забота учащихся о солдатских семьях проявилась сразу же после начала войны в виде организации трудовых отрядов для работ в хозяйстве семей военнослужащих. Впервые она была применена в сельскохозяйственных учебных заведениях Министерства земледелия уже осенью 1914 г. Главное управление землеустройства и земледелия циркулярным распоряжением предложило инспекторам сельского хозяйства и губернским правительственным агрономам, а также директорам

и управляющим сельскохозяйственными учебными заведениями принять «живое участие в организации и осуществлении сельскохозяйственной помощи» семьям запасных и ратников. Оно также поручило привлечь к «общей работе в данном направлении» всех правительственных «агрономических чинов» и оказать «содействие в этом патриотическом деле» различным местным сельскохозяйственным учреждениям [3, л. 74].

Придавая этой деятельности большое значение, ведомство земледелия в 1915 г. отменило «переводные» экзамены и изменило план летних практических занятий с таким расчетом, чтобы часть учащихся имела возможность оказывать семьям воинов посильную помощь в сельскохозяйственных работах. Министерство народного просвещения также не осталось в стороне от общенародной поддержки семей военнослужащих. Оно поддержало начинание минского губернатора и отдало в июле 1915 г. циркулярное распоряжение

об организации при всех общеобразовательных учебных заведениях трудовых дружин из учащихся [3, л. 76об.; 4, с. 518-520]. В них принимались способные к сельскому труду учащиеся с согласия их родителей или их заменяющих лиц. Трудовые дружины формировались для решения двух главных задач -для благотворительной помощи бедным и нуждающимся в рабочей силе семьям воинов, не имевших средств для найма работников, а также для восполнения недостатка в рабочей силе в «доходных» хозяйствах, например, на пригородных огородах, в имениях и т.д. В первом случае «издержки» относились на средства земских, городских и благотворительных учреждений, которые организовывали трудовую помощь семьям воинов. Во втором случае расходы перекладывались на плечи хозяйств или предприятий, которые предполагали использовать в помощи трудовые дружины. Привлечение трудовых дружин было выгодно солдатским семьям. Они освобождались от дорогого наемного труда и с помощью учащихся продолжали вести свое хозяйство [3, л. 70-71].

Во главе каждой дружины численностью до 20 человек стоял местный учитель народной школы. Дружинники-учащиеся, как добровольцы, за свой труд не получали вознаграждения. Однако от обслуживаемых крестьянских хозяйств они могли получить кров и обычное крестьянское довольствие, стоимость которого оплачивалась местным отделением комитета великой княгини Елизаветы Федоровны. Распреде-

Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям.

ление трудовых дружин по селам производилась из сборных пунктов по уездам начальниками учебных заведений по предварительному согласованию с агрономами Министерства землеустройства и земледелия [3, л. 77; 5, с. 13].

Дружинники выполняли самые разнообразные виды работ. В целях снабжения лазаретов и войск овощами они обрабатывали огороды, участвовали в уборке трав и хлебов, обработке полей, в сборе лекарственных растений, грибов, ягод и т.д. Трудовые дружины формировались и находились под непосредственным наблюдением педагогического персонала учебных заведений. На них возлагалась забота о благополучии вверенных им дружин в процессе взаимодействия с местными учреждениями. При содействии агрономов-специалистов они проводили чтения и беседы о деревне и сельской жизни, о значении земледелия для страны, о влиянии войны и о необходимости принять «посильное участие в сельскохозяйственном труде». При этом слушателям разъяснялось «устройство» трудовых дружин, порядок их работы [3, л. 69, 74, 76].

На территории Алтайского округа руководство деятельностью трудовых дружин возлагалось на Алтайский комитет по организации агрономической помощи семьям призванных на войну. Особенно активно работу в этом направлении комитет координировал с Алтайским сельскохозяйственным обществом. Благодаря этому в 1915 г. советом общества были организованы полевые работы «по обсеменению» полей в регионе. Работа по уборке урожая производилась четырьмя группами, причем две из них были сформированы из учеников средних учебных заведений. С каждой группой велись практические занятия по машиноведению [5, с. 12-13].

Алтайский комитет оказывал трудовым дружинам конкретную помощь, выделяя им сельскохозяйственные орудия, машины и инвентарь, командируя учеников старших классов учебных заведений для «технического руководства» деятельностью дружин. В целях подготовки дружинников к работам для них организовывались специальные сельскохозяйственные курсы, обучение на которых велось по программам, утвержденным департаментом земледелия для курсов земледельцев. Расходы на организацию сельскохозяйственного обучения дружин и оплата труда приглашаемых техников (технических руководителей работ) производились за счет средств департамента земледелия, а содержание и передвижение дружин - из бюджетов местных властей [3, л. 64]. Издержки по содержанию дружин могли быть оплачены из полученных средств за работы в хозяйствах [3, л. 74], причем полученные суммы должны были направляться в «специальные средства» учебных заведений для образования фонда по организации и подготовке дружин. Кроме «довольствия», дружинники обеспечивались одеждой и обувью [6, л. 75].

В течение 1916 г. в г. Бийске было образовано пять дружин, состоящих из 37 гимназистов, двух учеников Пушкинского высшего начального училища и одного ученика частного учебного заведения. Им был выделен участок земли в размере 25 десятин, на обработку которого отводилось 18 дней для посева хлеба и

7 дней под сенокос. Руководителями полевых работ были назначены учителя Ф.Е. Щербакова и П. Коробейникова. Они должны были объяснить учащимся суть предстоящей работы [6, л. 66].

В течение зимы 1915-1916 гг. сельскохозяйственные общества и комитеты помощи семьям призванных привлекли сотни учащихся округа к занятиям на подготовительных сельскохозяйственных курсах по подготовке к полевым работам. Так, Алтайское сельскохозяйственное общество в период с декабря 1915 г. до начала полевых работ 1916 г. организовало в Барнауле монтерские курсы с целью обучения работам на сельскохозяйственной технике. Желающих обучаться было так много, что образовалась значительная очередь [7, с. 32]. Всего было организовано 19 дружин. Ученики-дружинники освобождались начальством от занятий, каждая из них получила соответствующие инструкции. По свидетельству выпускников монтерских курсов, во многих местах население встречало дружинников с недоверием. У крестьян существовало предубеждение, что оказываемая им помощь не бесплатная, а в некоторых случаях учащихся принимали за переодетых австро-венгерских военнопленных. Только благодаря комиссиям, организованным Алтайским комитетом по оказанию агрономической помощи, кредитным товариществам и кооперативам недоверие исчезло и монтеров с удовольствием стали приглашать в крестьянские хозяйства региона. В силу скудности материальных средств комитета помощь оказывалась исключительно нуждающимся семьям призванных на войну. Зачастую эти хозяйства были настолько расстроены (отсутствие запасов и инвентаря, необходимых для посева), что благотворительных средств не всегда хватало для полномасштабной посевной кампании. Работа 29 дружин была проведена в 29 селениях, 13 волостях. 69 дружинников отработали 778 дней, а на каждого пришлось по 11 дней. Ими были произведены работы в 171 хозяйстве, засеяно 424 десятины земли, осмотрено 1909 уборочных машин [7, с. 32- 33]. Ответственная работа учащихся была высоко оценена солдатскими семьями округа. Они через волостные попечительства благодарили дружинников за столь необходимую помощь [7, с. 32-33].

Православная церковь также приняла активное участие в организации помощи семьям мобилизованных. Определением Святейшего синода в 1916 г. было принято решение о привлечении церковных школ в дело заготовки овощей для продовольствия войск и нужд семьям призванных. В целях оказания конкретной помощи церковными школами приглашались

специалисты по сельскому хозяйству. Они оказывали содействие «в устройстве огородов и разведении овощей» для армии, снабжая школы необходимыми семенами и рассадой, техническими указаниями «по разведению» огородных сельскохозяйственных культур и т.д. [3, с. 79-80].

Таким образом, мобилизация учащейся молодежи помогла отчасти восполнить недостаток рабочих рук

при проведении посевной, для уборки трав и хлебов, работы в огородах. Под руководством специалистов сельского хозяйства дети приобретали в дружинах необходимые знания о почве, растениях и животных, учащиеся не оставались в стороне от поддержки фронта. Участвуя в помощи семьям призванных на войну, они внесли свою посильную патриотическую лепту в дело укрепления обороноспособности страны.

Библиографический список

1. Крестьянство в Сибири в период капитализма. - Новосибирск, 1983.

2. Сборник узаконений о призрении нижних воинских чинов и их семейств. - СПб., 1913.

3. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). - Ф. Д. 157. - Оп. 1. - Д. 43

4. Циркуляр Западно-Сибирского учебного округа.

- Томск, 1915. - №7.

5. Яковлев, Л.Н. Доклад об основании Комитета для организации в 1916 г. полевых работ на землях призванных / Л.Н. Яковлев // Алтайский крестьянин. - 1915.

- №42.

6. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). - Ф. 179. - Оп. 1. - Д. 26.

7. Алтайское сельскохозяйственное общество (об ученических дружинах) // Алтайский крестьянин. - 1916. - №47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.