УДК 00.09 ББК 74
Сиренко Юлия Валериевна
преподаватель г.Уфа
Sirenko Yuliya Valerievna
Lecturer Ufa
Организация трудового воспитания и профессиональной подготовки в детских приютах Уфимской губернии конца XIX - начала XX веков
The Organisation of Labour and Professional Training in the Orphanages of Ufas Province, in the Late 19th - Early 20th Century
В статье рассматривается проблема профессионально-трудового воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как основополагающая адекватной социализации воспитанников детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии в реальной жизни, гарант предупреждения необходимости призрения выпускников приютов в будущем (на примере Уфимской губернии конца XIX- начала XXв.в.).
The problem of professional and labour training of the orphans as the main basis for adequate socialization of the orphans of Empress Maria's Institutions Department in real life, as the security of prevention the care necessity about children leaving the orphanage in their future life is considered in this article (on the examples of Ufa^sprovince, in the late 19th - early 20th centuries)
Ключевые слова: призрение, дети-сироты, детские приюты, Ведомство учреждений императрицы Марии, профессионально-трудовое воспитание.
Key words: care, orphans, orphanages, Empress Maria Institutions Department, professional labour training.
В поисках новых и эффективных методов и способов социальной защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы все чаще оглядываемся на западный опыт, забывая о том, что детская благотворительность в России, насчитывающая более десяти веков, прошла в своем развитии несколько качественно различных этапов, накопила огромный опыт общественного призрения и социального обеспечения, и, апробировав
«тупиковые» направления и методы, пришла к важным открытиям в области социальной политики и практики.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной историко-педагогической науке подвергнута специальному и комплексному изучению система призрения и воспитания детей-сирот в Уфимской губернии XIX - н.ХХ в. в., раскрыт положительный педагогический опыт, накопленный дореволюционной системой призрения детей-сирот в Уфимской губернии: особенности организации учебно-воспитательного процесса и профессионально-трудовой подготовки воспитанников - основа успешной социализации детей-сирот в будущем.
Теоретическая значимость исследования состоит, прежде всего, в обогащении истории педагогики особенностями социально-педагогических, организационных, содержательных и операционно-деятельностных условий работы учреждений социальной защиты детства в Уфимской губернии XIX -н.ХХ в.в., что будет способствовать эффективному реформированию современной системы защиты детства в Республике Башкортостан и в России.
Законодательная основа государственной политики призрения незаконнорожденных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые в России была создана во времена правления Петра I, в период с 1712 по 1729 г.г. Она включала в себя не только правила содержания и обучения «зазорных» детей, но и устройство судьбы призреваемых в дальнейшем. «В Москве и прочих городах, где обретаются в устроенных домах незаконнорожденные и подкидыши в возрасте, таковых определять ко всяким художествам в ученики» [1, 756]. Указ предписывал мальчиков, годных к службе, отсылать в Военную коллегию, а девочек - отправлять на мануфактуры или отдавать в услужение.
Но лишь в XIX веке, с основанием Ведомства учреждений императрицы Марии, появились благотворительные заведения для детей-сирот, в основу
которых был заложен принцип единства воспитания, образования и ремесленной подготовки всех воспитанников в стенах одного учреждения.
В ходе исследования было выявлено, что особое внимание во всех детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии обращалось на всестороннюю практическую подготовку призреваемых, которая обеспечивала бы им возможность по выходу из приюта поступать в услужение или же заниматься самостоятельным мастерством. В связи с этим, независимо от обычных занятий, воспитанниц приютов готовили к необходимым домашним работам. Они дежурили по кухне, помогали в приготовлении пищи, убирали в комнатах, стирали белье, гладили, занимались рукоделием. В летнее время девочки также работали в приютских огородах и садах и вместе с мальчиками принимали деятельное участие в полевых работах. Мальчики, кроме этого, обучались еще различным ремеслам.
Предметы ручного труда призреваемых шли на удовлетворение собственных нужд приюта, а излишки - на продажу, в число выигрышей тех лотерей, которые с благотворительной целью устраивали Попечительства в пользу приютов.
Особое внимание в детских приютах уделялось профессиональной подготовке детей, их практической и ремесленно-хозяйственной деятельности, что, по возможности, должно было обеспечить выпускников приютов первыми навыками будущей профессии, помочь им найти свое назначение в жизни, обеспечить рабочими местами и дать необходимые средства для дальнейшего выживания во взрослой жизни.
Согласно Положения о детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии, утвержденного 18 июля 1891 года, Ведомство приютов в своих учреждениях призревало бесприютных младенцев, круглых сирот, полусирот и детей, чьи родители не имели средств на их воспитание и обучение. Оно также учреждало и содержало ремесленные приюты или ремесленные классы при сиротских приютах, профессиональные и
рукодельные школы и училища, что на практике позволяло всех воспитанников и воспитанниц приютов обучать ремеслам и рукоделию, а также приучать их к труду. Таким образом, Попечительства и Советы выражели заботу об устройстве дальнейшей судьбы воспитанников после выхода их из приютов.
Из всех приютов, существующих в Уфимской губернии до 1917 года, Ведомству учреждений императрицы Марии принадлежали 11 детских приютов. Из которых в г.Уфе находились: приют для девочек, приют для мальчиков, а также ремесленный приют - школа огородничества и пчеловодства им. Губернатора Ключарева. Кроме того, существовали детские приюты в уездных городах, таких как: Бирск, Златоуст, Белебей, Мензелинск и 4 приюта находились в селах Уфимской губернии: с. Ямское (Бирский уезд), с. Катаев-Ивановск, с. Никольское, с. Казава (Уфимский уезд).
В некоторых отдельных приютах работа по профессионально-трудовому воспитанию была поставлена на высоком уровне.
Так, в Уфимском приюте для девочек на самых скромных началах была организована работа ткацкой и белошвейной мастерских. Поскольку опыт показывал, что по выходу из приюта, знания, исключительно по рукоделию (умение вязать, вышивать крестом, строчкой, шить гладью) были мало применимы в будущей жизни выпускниц, это навело Губернское Попечительство на мысль дать детям более практические знания. Поэтому, 1 сентября 1912 года в Уфимский приют для девочек была взята учительница с дипломом звания домашней портнихи и закройщицы, у которой старшие воспитанницы стали учиться кроить и шить, а впоследствии, даже выполнять легкие заказы от жительниц г. Уфы. И хотя расценки за выполненные работы были самыми дешевыми, например: пошив нарядного платье стоил от 1руб.50 коп. до 3 руб., юбки - от 1 руб. до 1руб.25коп., кофточки - от 25 коп. до 50 коп., за два месяца работы девочки принесли доход приюту в 48 руб.41 коп., между тем, как прежний тип занятий (рукоделие) за два с половиной года дал только 80 руб. дохода.
Помимо обучения девочек рукоделию, в приюте было введено преподавание ткацкому мастерству, вязанию кружев. В ткацкой мастерской девочки обучались изготовлению тканей, начиная с обыкновенного полотна и заканчивая всевозможными цветными узорчатыми тканями, такими как шотландка, сарпинка и даже домашнее сукно.
Вязанию кружев воспитанниц Уфимского приюта для девочек обучала специалист из Санкт-Петербургской школы кружевниц.
Курс обучения шитью и кройке длился 2-3 года, в зависимости от индивидуальных способностей учениц, после чего девочки сдавали экзамен на звание домашней портнихи. Кроме того, две старшие девочки из приюта, работая на чулочных машинах, получали не только теоретические и практические знания будущей профессии, но и обвязывали всю приютскую семью, состоящую из 84 девочек, о чем свидетельствуют архивные материалы и положительные отзывы из отчетов об осмотре детских приютов в г. Уфе по Ведомству учреждений Императрицы Марии: «Занятиям рукоделиями отведено первенствующее место. Кроме всестороннего ознакомления с ведением домашнего хозяйства, во всех мелочах повседневной жизни, хорошо поставлено и постепенно развивается ткачество. Все дети ходят в своих домотканных сереньких платьях, на которых оригинально-красиво выделяются канареечного цвета фартухи, своей же работы. Вязание кружев, вышивание, шитье белья и платьев поставлено также весьма хорошо» [2, 5].
В 1912 году в этом же приюте была открыта сапожная мастерская, в которой ремесло преподавала М.И. Петрова. За три с половиной месяца обучения девочками было сшито 84 пары новых башмаков, 12 старых -отремонтировано, а самое главное - за короткое время - была подготовлена замена для преподавательницы. Выпускнице приюта Ольге Кулешовой удалось очень быстро освоить все азы сапожного мастерства [3, 4]. Открытие сапожной мастерской привело к тому, что дети стали не только сами следить за состоянием обуви и вовремя ремонтировать ее, но и относиться бережливее,
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ как к собственному труду, так и чужому, дети учились ценить любой труд [3,
5].
При распределении детей для дальнейшего обучения ремеслам обязательно учитывались их индивидуальные способности и задатки.
Ремеслам в приюте обучались девочки более способные, остальные же учились только готовить и выполнять домашние работы, чтобы иметь необходимые знания для поступления в кухарки и горничные. Летом, во время каникул, старших девочек посылали в школу кулинарного искусства, считая это необходимым и при знании другого ремесла.
Таким образом, профессиональное и трудовое воспитание, которое велось в Уфимском детском приюте для девочек позволяло не только обеспечить детей навыками будущей профессии, но и задействовать их на время проживания в приюте во всех хозяйственных работах, таких как: уборка комнат, мытье полов, стирка и глажение белья, дежурства на кухнях и в столовых, что, в свою очередь позволяло экономить, и без того скудные денежные поступления, не привлекая обслуживающий персонал со стороны. Такое самообслуживание в приюте приучало воспитанниц к самостоятельности, к чувству ответственности за младших, поскольку каждая старшая девочка имела на своем попечении 2-х маленьких и должна была следить за их поведением, состоянием одежды, белья, она укладывала их спать, водила и мыла в бане. Все это создавало вспомогательную дружбу и привязанность между девочками: маленькие были окружены любовью и лаской, а старшие девочки осваивали азы материнской заботливости [3, 5].
В Уфимском детском приюте для мальчиков были устроены сапожная, столярная и переплетная мастерские, что позволяло при постоянном неудовлетворительном финансировании, существовать приюту на собственные средства. Открытие мастерских дало возможность Попечительству отменить прежние способы заготовки одежды, белья и обуви для детей в частных мастерских г. Уфы и все изготовлять в условиях приюта. Кроме того, столярная мастерская была обеспечена значительными сторонними заказами от жителей
города Уфы, а в переплетной имелись хорошие приспособления для выполнения достаточного числа заказов.
Работы мастерских ремесленных классов Уфимского приюта для мальчиков на местных выставках всегда обращали на себя внимание и охотно покупались, что свидетельствовало об успехах воспитанников в ремесленном деле.
Уфимское Губернское попечительство постоянно волновал вопрос, чтобы по выходу из приюта дети не остались без средств к существованию, так как за спиной они не имели никакой материальной поддержки. Поэтому, в 1905 году Губернское Попечительство поставило целью расширить деятельность мастерских приюта для мальчиков и построить при них магазин для сбыта собственных изделий, которые могли бы изготовляться в свободное от заказов время. Для открытия магазина необходимы были благотворительные пожертвования, но из-за войны России с Японией на Дальнем Востоке в 1905 году все пожертвованные средства частной благотворительности направлялись на нужды Красного Креста. Поэтому вопрос о расширении мастерских детского приюта для мальчиков так и остался не решенным [4, 39].
Совсем по другому профессионально-трудовое обучение складывалось в сельских детских приютах. Например, основным подспорьем в содержании Ямского детского приюта (Бирский уезд) являлся огород, разведенный на усадебном месте, принадлежащем приюту. Различные работы в огороде (сеяние овощей, сбор урожая) позволяли практически знакомить воспитанников приюта с делом огородничества, что должно было в будущем принести им немаловажную пользу при содержании собственного хозяйстве. Кроме того, в Ямском приюте практиковалась аренда земли у зажиточных хозяев, с целью приобретения опыта работы в поле. И хотя завидных урожаев приюту собирать не удавалось, но польза от таких занятий была очевидной: во-первых, воспитанники не сидели сложа руки, а во-вторых, приобретенные знания, опыт и навыки имели важное значение в их дальнейшей самостоятельной взрослой жизни.
Особенного внимания в деле профессионально-трудового воспитания заслуживает опыт работы практической школы огородничества и пчеловодства имени Губернатора Ключарева. Основной целью школы были обучение и подготовка «сведующих и умелых техников-рабочих по огородничеству и пчеловодству из воспитанников Уфимского приюта для мальчиков, окончивших курс начальной школы, в возрасте не менее 14 лет»[3, 48].
Курс обучения в школе был трехгодичный. Каждый из предметов изучался по специально созданным программам, анализ которых позволяет сделать вывод об их основательности и глубинности. Например, по предмету «Огородничество» в 1 классе изучали основные базовые темы, связанные с почвой и огородничеством: «Понятие о почве и подпочве», «Удобрение почвы», «Понятие об огородничестве, его разделениях; перечень и практическая группировка овощей, разводимых в огородах», «Обработка почвы и орудия производства», «Возделывание важнейших овощей в открытых грядах» и др.
Во 2 классе воспитанники изучали, как правильно возделывать корнеплоды (брюкву, репу, редьку, морковь ), бобовые (бобы турецкие или фасоль, горох, бобы русские), тыквенные; луковые; салатные; пряные растения.
По пчеловодству в 1 классе ребята знакомились с такими темами, как «Естественная история пчелы», «Класс, отряд, подотря., семейство, порода», «Члены пчелиной семьи, устройство сот; строение тела пчелы», «Устройство пасеки», «Медоносные деревья, кустарники и растения» и др. Во 2 классе теоретическая часть программы более усложнялась: ребят знакомили с болезнями и врагами пчел, устройством ульев; видами ульев, пчеловодными принадлежностями, с тем, как улучшить породы пчел и др.
После изучения теории - классных занятий, ученики обязательно приступали к практическим. В зимнее время ребята занимались устройством рам для парников, рамочных ульев, остеклением парников и тепличных рам, а кроме того, они исполняли все хозяйственные работы по школе: подвозили
дрова и сено к школе, ухаживали за скотиной, топили печи. Все летние работы являлись практическими занятиями для учеников школы им. Ключарева и заключались в следующем: ребята сами обрабатывали почву, сеяли овощи, поливали и пропалывали, прореживали и окучивали их, собирали урожай, работали на сенокосе и уборке сена, а также выполняли все пасечные работы.
При назначении учеников для выполнения практических заданий особенное внимание обращалось на то, чтобы каждый воспитанник познакомился со всеми видами работ на огороде, начиная с подготовки почвы и заканчивая уборкой овощей, и на пасеке, пройдя весь круг необходимых пасечных работ. Для этого ученики разбивались на группы и по очереди выполняли работы, согласно установленным недельным дежурствам.
Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что, благодаря профессионально-трудовой направленности школы, ребята не только получали основательные знания по будущей профессии, но и сами обеспечивали себе сытое и достаточное существование на период учебы в школе, т.е. реальная производительность труда способствовала не только успеху ведения хозяйства, но и обеспечивала содержание школы с ее воспитанниками.
Таким образом, ребята в ходе практических занятий имели возможность не только закрепить, приобретенные теоретически знания, но и обучались технике по всем сельскохозяйственным работам.
Такой способ призрения детей теснейшим образом связывал воспитанников приютов с реальной жизнью, давал практические знания и навыки рационального ведения своего хозяйства.
Вышеизложенные факты позволяют утверждать, что профессиональная подготовка была главным звеном в системе призрения детей-сирот в Уфимской губернии к. Х1Х - н. ХХ вв.
Главной задачей организации профессионально-трудового воспитания в детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии Попечительства и Советы считали обеспечение сирот, в первую очередь,
средствами для самостоятельной жизни, с целью предупреждения
необходимости призрения своих выпускников в будущем.
Изучение истории детского призрения в нашей стране сегодня важно, прежде всего, для выработки механизма оказания помощи нынешним нуждающимся детям. Это не только средство удовлетворения научного и теоретического интереса, но и возможность применения позитивного опыта работы детских благотворительных учреждений Российской Империи, в основе которого - региональные и национальные корни губернского милосердия, в практической деятельности современных учреждений призрения и опеки детей-сирот, а также для восстановления правды о нашем прошлом, в котором так много белых пятен.
Библиографический список
1. Полное собрание законов Российской Империи [Текст]: Т.7. 1883г. - Собр. 3-е. - Спб.,
1886. - 1047с.
2. Отчеты об осмотре детских приютов [Текст] / Ведомство детских приютов и его задачи.
Сборник сведений, издаваемых канцелярией по управлению всеми детскими приютами
Ведомства учреждений императрицы Марии. Ч.11. - СПб., 1903. - 168с.
3. Отчет Уфимского Губернского Попечительства за 1912 год [Текст]. - СПб., 1912. - 50с.
4. Отчет Уфимского Губернского Попечительства за 1905 год [Текст]. - СПб., 1906. - 49с.
Bibliography
1. Complete Works of Russian Empire's Laws [Text]: T.7. 1983. - S-Pb., 1886. - 1047 p.
2. The Report on Inspection of the Orphanages [Text] / The Department of Orphanages and its Problems. Collected Information, Published by the Office of Managing Department of all Orphanages, the Department of Empress Maria Institutions of. Part 11. - S-Pb., 1903. - 168 p.
3. The Report of Ufa's Province Guardianship, 1912 [Text]. - S-Pb., 1912. - 50 p.
4. The Report of Ufa's Province Guardianship, 1905 [Text]. - S-Pb., 1906. - 49 p.